Сквозь тысячу сто лет. 1100-летие крещения Алании.

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сквозь тысячу сто лет. 1100-летие крещения Алании.

Тигиева В.С. 1
1Филиал МБОУ СОШ №5 г. Алагира в с. Бирагзанг
Болотаева Б.Ф. 1
1Филиал МБОУ СОШ №5 г. Алагира в с. Бирагзанг
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Алания – Осетия – одна из древнейших колыбелей христианства.

Любая религия это многовековой опыт народа, которая находит отражение в различных сферах жизни как социальной, так и государственной. Главным фактором в формировании культуры России, стало принятие на Руси православия. Религия – носитель культурных ценностей, важный элемент истории любого народа. Она регулирует поведение людей в обществе. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности. Справедливо будет сказать, что религия воспитывает человека.

Принятия христианства на Руси, содействовало развитию архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей. А какова роль принятия христианства для Осетии?

На данный вопрос я и постараюсь найти ответ.

В этом году наша республика будет отмечать знаменательное событие – 1100-летие со дня крещения Алании. Торжества в честь исторической даты в Северной Осетии-Алании запланированы на сентябрь 2022 года. Президент Владимир Путин подписал об этом соответствующий указ. В апреле 2017 г. с вопросом о праздновании памятного события на федеральном уровне к президенту обращался глава Северной Осетии Вячеслав Битаров.

В республике ведётся масштабная подготовка к празднованию, в котором примет участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, гости не только со всей России, но и мира. Празднование 1100-летия крещения Алании должно войти в историю как крупнейшее культурное событие. Узнав о данном событии, я решила подробнее изучить процесс крещения Алании.

Были поставлена цель – каково значение данного события в истории Алании и осетинского народа и причина выбора православной веры.

Задачи исследования:

- определить, что именно можно считать начальным этапом христианизации населения Алании;

- найти истоки проникновения христианской веры на землю Алании;

- выявить роль исторических деятелей, способствовавших выбору православия;

- выяснить значение принятия христианства для Алании;

-узнать о подготовительных работах, связанных с празднованием 1100-летия крещения Алании.

Гипотеза – бережное отношение к духовному наследию своего народа - неотъемлемая часть сохранения его идентичности.

В ходе исследовательской работы я обращалась к трудам местных историков и культурологов, например, «Из истории христианства на Северном Кавказе» М.А. Волхонского, В.М. Муханова, «Религиозные воззрения осетин» В.Х. Тменова, Е.Б. Бессоловой, «Христианство на Северном Кавказе» В.А. Кузнецова и др.

Ранние сведения о православном христианстве

Осетия-Алания – одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин – скифы, сарматы, аланы – были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол, Матфей, проповедовавший в Персии и Мидии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен на ее территории.

Один из достоверных фактов соприкосновения алан с христианством содержится в армянских источниках. В византийских источниках упоминается об аланском царе Григории, который в 7 веке принял крещение. По историко-археологическим материалам сложилось представление об ХI–XII веках как о «золотом веке» в истории Алании. Аланы приобрели политический суверенитет, значительно выросла военная мощь. Внутренняя готовность алан принять христианство как государственную религию совместилась с благоприятной политической обстановкой. Византия видела в Алании единственного крепкого и надежного союзника на Кавказе.

В 916 году состоялось великое крещение Алании, а позже, в 988 году, было крещение Руси. Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара, царствовавшая в Грузии в конце XII – начале XIII столетия. Она стремилась к широкому распространению христианства в Алании. Свидетельством этому служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии. Так же ей был выстроен женский монастырь, до конца дней опекала его, и сама часто здесь бывала. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные ею греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. Выстроенным храмам и монастырям покровительствовали царица Тамара и Давид Сослан, но в конце ХIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Крещение Руси связанно с конкретной политической фигурой – киевским князем Владимиром Святославичем.

Есть ли аналогичная фигура в истории Крещения Алании?

Действительно, о монархе, при котором крестилось Древнерусское государство, мы знаем достаточно много. В частности – имя, какие-то биографические сведения, примерная дата и обстоятельства крещения князя. Есть даже предположение о том, в каком именно херсонском храме и в какой купели было совершенно над ним это церковное таинство. Относительно аланского государя, который, подобно киевскому князю, выступил инициатором крещения своей страны или, по крайней мере, санкционировал его, мы практически ничего не знаем. Факт принятия христианства той или иной страной, определяется официальным крещением ее верховного правителя, которое и становится началом смены государственной идеологии. Известно, что некоторые из аланских царей принимали христианство, начиная со второй половины VIII в., но здесь речь идет, скорее, о личном выборе, который не имел особенного влияния на конфессиональную ситуацию в стране. Вспомним, в этой связи, про крещение княгини Ольги и о не принявшем православие ее сыне Святославе. Но уже к началу X в. Алания была готова к своему историческому выбору. Современник происходивших событий арабский географ Ибн Рустэ удивительно емко охарактеризовал это короткой и содержательной фразой: «Царь аланов христианин в сердце». Имеющиеся источники не дают нам точной даты крещения аланского государя, сделавшего православие официальной религией своей страны. Современные научные данные указывают на временной промежуток с 914 по 918 г. Столь же приблизительна и дата крещения князя Владимира, 987–989 гг.
Вы сказали, что Крещение Алании в источниках представлено лучше, чем Крещение Руси.

Скажем так, Крещение Алании значительно лучше документировано. Речь идет о письмах византийского патриарха Николая Мистика, которые он писал миссионерам, посланным в Аланию. Всего до нас до нас дошло шесть писем, адресованных монаху Евфимию, который вначале возглавлял миссию, а затем и присоединившемуся к миссионерам архиепископу Петру, крестившему аланского царя. Вот этот комплекс писем, получивший название «Аланского досье Николая Мистика» и стал основным источником по Крещению Алании. Существуют источники, которые указывают на учреждение аланской архиепископии, а затем и митрополии. Некоторые косвенные сведения иллюстрируют происходившие конфессиональные изменения в христианизировавшемся аланском обществе. Для сравнения, о процессе Крещения Руси мы знаем, в основном, из более поздних источников, причем некоторые сведения в них носят уже полулегендарный характер. Исторических свидетельств подобных «Аланскому досье» для Крещения Руси науке не известно.

Теперь относительно места, где архиепископ Петр крестил аланского царя, и где происходило крещение его подданных. Существует информация о том, что Крещение Алании произошло в сохранившихся храмах Нижне-Архызского городищ и в водах реки Большой Зеленчук, а в одном из вышеназванных храмов до сих пор хранится древняя купель.

К сожалению, место крещения аланского царя до сих пор не известно. Действительно, существует предположение, что крещение монарха происходило в одном из храмов Нижне-Архызского городища. Но, во-первых, дошедшие до нас здания храмов датируются более поздним временем, хотя и в пределах X в., а, во-вторых, этот средневековый город, название которого, к сожалению, утрачено, при всей своей несомненной значимости, не был столицей страны. Столица Алании, Магас, находилась, согласно последним исследованиям, близ современного с. Эльхотово, РСО-Алания, и получило широкую известность как городище Верхний Джулат – крупнейший из всех известных средневековых городов Северного Кавказа. Логично предположить, что царь со своей семьей и приближенной аристократией принял крещение в столице. Но подтверждений этому мы тоже не имеем. Таким образом, место крещения аланского царя пока остается открытым.
Что касается упомянутой Вами купели, то речь идет, по-видимому, о резервуаре в притворе Северного храма Нижне-Архызского городища, который некоторые исследователи считают кафедральным собором средневековой Аланской епархии. Дело в том, что назначение этого небольшого сооружения в качестве купели не подтверждается. Существует его более правдоподобная идентификация как варианта так называемого непопираемого места, предназначенного для специального слива воды из храма.

Нашествие Тимура в Аланию. Испытание судьбой

В истории Осетии было несколько дат, имевших трагические последствия для осетинского народа и одна из них 15 апреля 1395 года. В этот день, более шестисот лет назад, на берегу реки Терек произошло сражение между наследниками монгольской империи Чингисхана – правителями Тимуром и Тохтамышем. События, последовавшие за этим сражением стали роковыми не только для средневекового государства Алания, но и для самих алан.

Нашествие Тимура опустошило Аланию. В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Множество людей было истреблено, награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья (Пятигорск). Крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели.

Полчища Тимура, пройдя вверх по течению Арагви и перейдя через Крестовый перевал, вошли в Дарьяльские теснины, неся большой урон от летучих отрядов горцев, они, тем не менее, опустошили селения пшавов, мтиульцев, мохевцев и алан, живших в верховьях Арагви и Терека – в Кудском и Трусовском ущельях, а также в Кобинской котловине, близ нынешней Военно-Грузинской дороги.

Свой последний поход в Осетию Тимур совершил в 1400 году, когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера. Этим вторжением была окончательно уничтожена аланская государственность. Если в начальный период монголо-татарского завоевания в XIII веке в ряде областей Алании сохранялись отдельные владения аланских князей с городами и храмами, то после политики завоевания Тимура, основанной на тактике выжженной земли, аланы были вынуждены покинуть равнину и полностью уйти в горы.
Поход Тимура (Тамерлана) на Северный Кавказ был более страшным по своему характеру, нежели монголо-татарское завоевание этого края. Если монголы стремились присоединить регион, то Тимур ставил целью разрушить его потенциал, физически истребляя население и сравнивая с землей города. Если монголы не следовали за аланами вглубь ущелий и, блокируя их, дожидались времени, когда аланы сами подчинятся в силу необходимости выживания, то Тамерлан преследовал их по ущельям. Походы Тимура стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, окончательному крушению государственности. Следствием этой катастрофы была утрата достигнутого уровня экономического и общественного развития, потеря тесных культурных связей со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.

Алания. Возрождение из пепла

Ос-Багатар — один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов-овсов — XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию, не только за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара.

Как сам Ос-Багатар, так и его братья, получили воспитание в христианском духе. Видя своих соотечественников в сильном угнетении от Тимура, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и объединить северных и южных осетин в одно государство. Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар и его братья Исаак, Роман и Василий действительно сумели осуществить задуманное и восстановить христианство как государственную религию Осетии. Первым делом они воздвигли в Цейском ущелье монастырь во имя Пресвятой Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен ими в честь архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье. В самой Осетии предания о тех славных временах родной истории сохранились не только в народных песнях и сказаниях, но и в исторической надписи на стене Нузальского храма с изображением осетинских царей. В древнейшем православном храме Осетии Пресвятой Троицы Реком находились щит и меч Ос-Багатара. В Нузальской часовне века хранилась и старинная грамота рода Царазонта. Из поколения в поколение она передавалась как святыня. В середине ХIХ века эту уникальную грамоту, поэму «Песнь об Алгузе», увез из Нузала священник-грузин в Грузию. От него она проникла в печать и в собрание рукописей грузинского общества. Поэма включает в себя 1140 стихов, изложенных в четверостишиях, классического образца древней поэзии. Все это также подтверждает, что православие положительно влияло на культуру осетин.

Последствия принятия православия для Алании

Великое крещение Алании сыграло в развитии и укреплении аланской государственности позитивную роль. Так начинался «золотой век» Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ. Пять веков существования Великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих православных святынь, потомки алан – осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления (население Алании сократилось с нескольких миллионов до десятков тысяч), перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские реликвии.

Принятие христианства, произошедшее между 912 и 925 гг., способствовало централизации Аланского государства, вхождению его в ареал высокоразвитой византийской цивилизации, появлению и широкому распространению собственной письменности на основе греческого алфавита. С принятием христианства Алания становится могущественной державой, имевшей значительное влияние среди окружающих ее стран и народов.

Аланский православный царский дом занял высокое место в политической иерархии Византийского мира, были построены многочисленные храмы, которые (за исключением греческих храмов Крыма) являются древнейшими на территории Российской Федерации.Христианские монастыри, храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли получать образование в Византии.

О политическом авторитете Алании свидетельствует форма обращения византийского императора к властителю Алании. На Северном Кавказе только он был признан самостоятельным государем и духовным чадом. В 48-й главе сочинения императора Византии Константина Багрянородного «Церемония византийского двора» только трое адресатов названы духовными чадами императора – правители Алании, Армении и Болгарии.

В рукописной книге, написанной в монастыре Давида Гареджи монахом-осетином Исихием, находятся портреты осетинских царей и старшин, где они изображены с крестами и другой христианской символикой. Они были перерисованы в старину со стен древних осетинских церквей, которые после нашествия иноплеменников в XIV столетии были разрушены. Вот выдержки из этой книги: «Осетины и вся осетинская страна приобщились к христианству во времена царствования грузинского царя Мириана при содействии святой Нины в начале IV века. В то время в Осетии царствовали Перош и Кавци. Эти цари узнали о прибытии св. Нины в земли Алании и после ее проповедей приняли крещение». «Осетины были известны в Византии и Риме как народ христианский.». («Католикос Грузии». 1903 г.).

В целом же история христианизации алан показывает, что, несмотря на все трудности и поверхностный характер этого процесса, главная цель Византией была достигнута - союзнические отношения с аланами были укреплены и освящены церковью. Греко-византийское православное христианство оставило на территории Алании многочисленные материальные следы (монументальные купольные храмы, небольшие приходские церкви, христианские могильники, греко-язычные надписи, большое количество находок византийских крестов и т. д.), полностью согласующиеся со сведениями письменных источников. Совокупная картина алано-византийских связей настолько широка, что возможно предположение о более или менее постоянном присутствии каких-то групп византийцев среди местного населения.

Таким образом, крещение привело к культурному и социально-экономическому расцвету, распространению письменности, росту политического влияния Аланского государства.

Роль женщины в христианизации Алании

Княгиня Ольга, правившая Русью с 945 по 960 годы, первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство. В истории Алании также были женщины, способствовавшие распространению православной веры.

Первой хочется упомянуть родственницу святого Георгия Победоносца, равноапостольную Нину (племянницу иерусалимского патриарха и воина Максимилиана), просветительницу Кавказа, которая появилась здесь в начале IV века и способствовала укреплению христианства, особенно в Грузии и Осетии. Она была прислана по просьбе грузинского правителя Мириана и его супруги Наны византийским императором Константином Великим. После проповеди христианской веры в Грузии святая Нина из Мцхеты отправилась в Осетию, где обратила многих ко Христу. Проповедь святой Нины сопровождалась массовым исцелением больных и страждущих.

В Осетии про нее говорили: «Эта святая женщина исцеляет больных и, вместе с этим, проповедует ту самую веру, которую несли апостолы Андрей Великий и Симон Кананит». Она строила храмы, неся христианство народам Осетии, Грузии и всего Кавказа. Благодаря святой Нине наши предки и стали почитать великомученика Георгия и его страдания как мужественного и отважного воина Христова. Несмотря на то, что празднование в его честь (Джеоргуыба) обросло множеством традиций и обычаев, корни остаются православными.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала царица Тамара, правившая в конце XII – начале XIII веков, время царствования которой считалось вершиной расцвета политических и культурных сил Грузинского царства.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, о ней было известно далеко за пределами Осетии. Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский, грузинский языки. И все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыхъау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви. Происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье, в с. Майрамыхъау, оберегая осетинскую землю.

В заключении нельзя не сказать о княгине Марии Ясыне, о жизни и деятельности которой повествуют Лаврентьевская и Троицкая летописи. Известно, что родилась благоверная княгиня в Западной Осетии, вышла замуж за русского князя Всеволода Большое Гнездо и подарила ему 12 детей, четверо из которых (Константин, Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. Княгиня Мария покровительствовала иконописцам и художникам-миниатюристам, украшавшим церковные рукописные книги, помогала больным и нищим. Она стала для своего мужа, князя Всеволода, не только любящей женой, но и верной, умной соратницей в делах государственных. Например, пока он находился в военных походах, княгиня лично контролировала строительство городов Тверь и Хлынов.

Наравне со своим супругом Мария Ясыня являлась попечительницей строительства Дмитровского собора, возведенного во Владимире во имя святого покровителя князя Всеволода (в крещении Димитрия) – великомученика Димитрия Солунского. А вместе с лучшими зодчими Руси в возведении и украшении этого собора принимали участие и аланские мастера. Эта архитектурная жемчужина древнерусского зодчества сегодня находится под охраной ЮНЕСКО. С именем княгини связаны несколько обителей, которые святая успела воздвигнуть за годы своей жизни и в которых на протяжении столетий с благодарностью хранилась память о ней. Основание в 1200 году женского Успенского монастыря во Владимире и строительство собора в нем – это тоже заслуга княгини Марии Ясыни, и потому до наших дней монастырь называется «княгининым». Изначально монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских обителей Руси.

Многие просветительницы, такие как св. Нина, внесли свою лепту в дело крещения Алании. Славные дочери аланской земли, находясь далеко за пределами малой родины, оставили свой яркий след в православном мире.

Подготовка празднования 1100-летия крещения Алании

В Северной Осетии в рамках празднования крещения Алании также планируется развитие инфраструктуры исторической части столицы республики. Планируется проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Будут реализованы музейные и выставочные проекты. К знаменательной дате выпустят памятную монету и почтовую марку, создадут документальные, художественный и мультипликационные фильмы, издадут книги об истории крещения Алании. Также в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца во Владикавказе появится уникальная роспись, в которой византийские классические сюжеты переплетаются с национальными орнаментами.

Глава Северной Осетии Сергей Иванович Меняйло сообщил, что на празднование в республику впервые прибудет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По этому поводу, помимо культурно-массовых мероприятий, в план включат просветительскую и издательскую деятельность, а также работы, связанные с реставрацией объектов культурного наследия республики. Ведь в нашей республике нет такого ущелья, отдаленного населенного пункта, где бы не было древних аланских христианских храмов. Однако, на сегодняшний день они находятся в запустении и требуют реставрации. «Мы отметили их в протокольных поручениях, и, я думаю, со следующего года начнется финансирование, и к празднику мы приведем эти исторически важные объекты в порядок. Наравне с аланскими мужским и женским монастырями, другими храмами в республике, они станут привлекательными для всех православных паломников», – сказал Глава региона. Ведутся заключительные работы по реставрации Нузальской церкви (Приложение №1) На территории одной из старейших церквей Осетии – Свято-Вознесенского собора Алагира восстанавливают исторически правильно расположенную колокольню (Приложение № 2). Новый храм открыли на днях в Северной Осетии. Храму дали имя в честь святого благоверного князяАлександра Невского. Он построен в станице Архонской, на месте церкви, разрушенной 80 лет назад.

Архиепископ Владикавказский и АланскийЛеонидсовершил чин освящения храма. В торжественных мероприятиях принял участие внукФеофилакта Водолазского. Этот священник был настоятелем разрушенного храма, его расстреляли в 30-е годы прошлого века. В епархии отметили, что в скором будущем в Северной Осетии будет открыт еще один храм. В настоящее время его строительство уже ведется. Храм также будет назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Его открытие будет приурочено к 1100-летию крещения Осетии, которое будет широко отмечаться в 2022 году. (Приложение № 3)

Мы решили провести соц. опрос среди жителей республики, чтобы выявить, что они знают о планирующемся праздновании 1100 крещения Алании. По результатам опроса было выявлено, что 95% респондентов узнали об этом событии из СМИ (интернет, телевидение), 5% не владеют данной информацией. Также мы хотели выяснить, планируют ли граждане принимать участие в праздничных мероприятиях. Результаты следующие: 65% планируют активно принять участие, 22% пока не определились, у 13% респондентов был отрицательный ответ. (Приложение № 4)

Чтобы подчеркнуть, что значимость этого события не потеряла актуальности и сейчас, в ходе празднования намечены события общероссийского масштаба. Состоится международный конкурс изобразительного искусства «Алания – образы прошлого»; будет подготовлен театрализованный фестиваль исторических реконструкций «Крещение Алании»; будет организована Международная научная конференция о христианской истории Алании, фотовыставка «Святыни Алании». В планах издание книжной серии «Аланская библиотека».

Широкое празднование станет данью уважения республике и напомнит об очень серьезных духовных основах.

Таким образом, совсем скоро нашу республику ждет грандиозное культурное событие всероссийского масштаба.

 

Заключение

Изучив историю принятия христианства в Алании можно сделать вывод, что обращение алан к христианству произошло не сразу.

Принятие православной веры имело большое историческое значение, так как Алания вошла в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями, которые обогатили осетинскую культуру. Культура Алании наполнилась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции. Православие изменило международное положение Алании: окрепли политические и экономические связи с западными народами.

Появились сдвиги в культуре: в Аланию пришла письменность, появились школы при церквях. В монастырях зарождалось летописание, жития. Появились переводы Евангелия и служебных книг, развивалось зодчество. Развивалась живопись, появилось иконописание.

Древние аланы познакомились с христианством на 2 века раньше Руси. А массово крестились на 100 лет раньше. Вера помогала людям в трудных жизненных обстоятельствах и тогда, и сейчас.

Выбор религии для алан осложнялся геополитическим положением страны, за влияние над которой боролись принявшая иудаизм Хазария, распространявший ислам арабский Халифат и православная Византия.

Правитель Алании и социальные верхи приняли крещение, в христианство была обращена и часть народа, создана Аланская архиепископская кафедра. Крещение алан проходило мирным путем, без обычного для средневековья насилия со стороны государства. Несмотря на татаро-монгольское нашествие, аланский народ сохранял многие элементы христианской культуры, по традиции считая себя частью православного мира, что облегчило в будущем включение Осетии в состав Российской империи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– произошло раннее знакомство алан с христианством;

– обращение алан к христианству произошло не сразу;

– приняв христианство, Алания вошла в систему православных стран Европы, окрепли политические и экономические связи с западными народами;

– появились сдвиги в культуре: в Аланию пришла письменность, появились школы при церквях, в монастырях зарождалось летописание, появились переводы Евангелия и служебных книг, развивались зодчество, живопись, появилось иконописание.

В прошлом Алания сделала свой выбор – приняла православное христианство, что повлияло на историю и формирование культурно-национальной идентичности осетинского народа.

 

Список литературы

 

1. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до ХV века. – Владикавказ: Ир, 2002. – 159 с.

2. Волхонский М. А., Муханов В. М., Мирзоева А. М., Барабанов О. Н. Из истории христианства на Северном Кавказе. С древнейших времён до начала ХХ в.: научно- популярные очерки. – М.: Архитектура-С, 2014. –336 с.

3. Тменов В. Х., Бесолова Е. Б., Гонобоблев Е. Н. Религиозные воззрения осетин (история религии – в истории народа): хрестоматия. Владикавказ, 200. – 503 с.

4. Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. Институт истории и археологии РСО-Алания. – М.: СЕМ, 2014. – 264 с.

5. Калицов Т. С. 30 событий, изменивших Осетию. – Владикавказ: Респект, 2016. – 102 с.

6. Северная Осетия. Готовимся серьёзно и кропотливо. 20 июня 2019 г., №104.

7. Северная Осетия. Алания: сквозь прошлое в настоящее. 25 мая 2019 г., №88.

Ресурсы сети Интернет

1. https://south-ossetia.info/os-bagatar/

2. https://stav.aif.ru/society/church/skvoz_tysyachu_sto_let_1100-letie_kreshcheniya_alanii_budut_otmechat_s_razmahom

3. http://region15.ru/news/main/2018/01/28/16-16/

Приложения

Приложение № 1

Нузальская часовня

ФрескаНузальскойчасовни

Приложение № 2

 
   
Свято-Вознесенский собор г. Алагира

 

Приложение № 3

Храм назван в честь святого благоверного князяАлександра Невского

Приложение № 4

 
   

Знаете ли вы о праздновании 1100-летия крещения Алании?

Планируете ли вы принимать участие в праздничных мероприятиях?

 

Да: 75 %

Возможно: 20 %

Нет: 5

Просмотров работы: 1116