Легенды родной земли

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Легенды родной земли

Скачкова Д.А. 1
1МБОУ Красноватрасская СШ
Столбова Г.М. 1
1МБОУ Красноватрасская СШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда человек начинает изучать историю, он часто сталкивается с событиями, которые больше походят на вымысел – это и есть легенды, без которых не обходиться история ни одного государства, а уж тем более история небольших сел и городков. История основания нашего села, и его последующая история, тоже связана с преданиями, которые чаще всего передаются старожилами.

Легенда — одна из разновидностей  сказочного, прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним  понятия миф;  эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена. Главные герои рассказа — обычно герои,  в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги  и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды, как правило, были устными  рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей, получивших признание и почёт.

С одной из таких легенд я познакомилась в книге С.М.Ледрова «Два села» и вот, что я там узнала. Наше село, в то время носило название Монастырский Ватрас, так как с момента основания и до начала 18 века принадлежало Благовещенскому монастырю, и соседняя Тубанаевка оказались тесно связаны с крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева. 20 июля 1774 года войско Пугачева заняло город Курмыш. Ожидалось, что Пугачев двинется оттуда на Нижний Новгород, а значит, Ватраса и Тубанаевки ему не миновать. Рассчитывая на это, представители ватрасских и тубанаевских крестьян отказались дать властям подписку «об истреблении злодея Пугачева», признав его государем Петром 3. Своеволие местных жителей, так и не дождавшихся своего заступника, навлекло на них гнев императрицы Екатерины 2 – по её указу в обоих селениях были установлены виселицы. И хотя известно, что сам Пугачев никогда в Спасской волости не был, он повернул на юг еще в Курмыше, появилась местная легенда.

На развилке дорог, ведущих из Ватраса в Спасское и Тубанаевку, (сейчас это место недалеко от ватрасской швейной фабрики) повстанческая армия Пугачева остановилась на отдых. И здесь Пугачев получил Божье предзнаменование – ослеп, после чего приказал повернуть войску назад и только тогда прозрел. В память об этом событии на этом месте была сооружена каменная часовня, прозванная Красной. Она, скорее всего, была красиво отделана, в ней были богато украшенные, в дорогих окладах иконы, всегда горели свечи. Часовню разрушили после революции, иконы и утварь разворовали и из современных жителей села уже никто не помнит, как она выглядела. Некоторые, правда вспомнили, что ещё их бабушки и дедушки рассказывали им о Красной часовне.

Возможно, в легенде нашли отражения события, связанный с предводителем одного из отрядов Пугачева, который здесь, несомненно, был и, видимо, впоследствии, разграбил Маровский монастырь.

(возможно, именно здесь и находилась Красная часовня)

Хотя на поверку эта легенда оказалась красивым вымыслом это говорит о том, что местные жители были заинтересованы в том, что кто – то из знаменитых людей находился в нашем селе. Оказывается, не только наши односельчане хотели прославиться, с именем Пугачева связаны легенды и в других регионах нашей страны.

Одна из таких легенд существует в соседней республики Марий Эл и связана она с дубом, который находился по дороге на Казань.

Говорят, что около этого дуба разбил свой лагерь один из отрядов Пугачева перед последним марш – броском на Казань в далеком 1774 году. В те стародавние времена подошел к Казани бунтовщик Емельян Пугачев со своим войском, обложил посады и поджёг их – зарево от пожаров деревянных строений было видно за десятки вёрст. Это было сигналом для окрестных крестьян, чтобы они шли на подмогу народному вожаку – штурмовать Казанский Кремль. Огненное зарево было видно с дуба – великана и тогда марийский отряд пошел Казанским трактом чтобы слиться с пугачевским войском. В местных преданиях также добавляется, что летом 1774 года даже сам Емельян Пугачев перед наступлением на Казань остановился под дубом на ночлег со своим отрядом. С его вершины Пугачев разглядывал дорогу на Казань.

Другая легенда гласит, что когда войска Емельяна Пугачева уже были разбиты под Казанью, один из его отрядов останавливался под этим дубом и именно с него, по преданию, сам Пугачев смотрел на зарево пожара Казани. А потом по Кокшайскому тракту пошел дальше к Кокшайску, где марийские крестьяне помогали ему переправиться через Волгу.  Подлинно здесь лишь только то, что действительно через эти места лежала старая дорога  из Царевококшайска (ныне - столица Республики Марий Эл город Йошкар-Ола) на Казань, и по этой дороге  мог двигаться и отдыхать у дуба один из отрядов восставших марийцев, шедших на подмогу Пугачеву в Казань.  После разгрома пугачёвцев под Казанью – марийские отряды вернулись в родной край тем же путём, так как, естественно, родные леса им были известны как собственные пять пальцев.

(современный вид дуба)

Известно также, что в 1969 году «дуб Пугачева» был объявлен ценным лесным объектом исторического значения, а в ознаменование двухсотлетия пугачевского восстания в 1974 году на этом месте был установлен памятный камень с надписью. Дуб был взят под охрану.   Дуб этот отличается своими размерами от всех стоящих рядом деревьев, и, пожалуй, единственный в марийской тайге такой исполин – его диаметр равен 159 см, высота – 26 метров. Возраст, как утверждает пояснительная табличка – 500 лет! Однако, буквально в прошлом году марийские ученые, в частности, доктор сельскохозяйственных наук профессор Иван Алексеев, опровергли эти данные. По мнению ученого, дубу Пугачева около 400 лет. Ошибка могла возникнуть из – за отсутствия надлежащего оборудования. Профессор Пущинского университета Ольга Смирнова на основании своего огромного опыта также сделала вывод, что дубу Пугачева, скорее всего, лет 350, максимум – 400. Однако в любом случае – это уникальное чудо природы, и стоит приехать в Марий Эл, чтобы взглянуть на красоты местной тайги.     Теперь же о том, какую легенду нам придется разрушить – дело в том, что настоящий Дуб раньше находился на Сталинских полях, совсем недалеко отсюда, также на восточном склоне Кленовой горы. Этот Дуб был настоящий старец, по разным оценкам ему было около 600 лет, а может, и больше! Чтобы его обхватить, нужно было 4 взрослых человека, поскольку по окружности в нем было около 6 метров. Высота же его было под 30 метров. Однако из-за жестоких морозов в 40 – е года прошлого века и, возможно, раньше – дуб стал трескаться и сохнуть. В него несколько раз била молния, как в самое высокое дерево. Поэтому в 50 – х годах он полностью засох, и Мушмаринский Лесхоз выделил бригаду лесорубов, которые спилили этого лесного великана.

Из – за большой толщины ствола, дуб пилили по окружности, скалывали потом сам срез, чтобы ещё больше углубиться в дерево. Говорят, что при падении этот Дуб прогремел как гром на всю округу. Далее его распиливали на огромные чурбаки и вывозили на машинах по частям в Лесхоз, так как древесина дуба тогда очень ценилась как сырьё для мебели. Бригада работала почти неделю, чтобы распилить и вывезти этого великана. Но легенда – есть легенда, и решили статус Дуба Пугачёва передать другому дубу, который рос рядом с казанским трактом  на восточном накате Кленовогорья. Это был дуб помоложе, во время восстания Пугачёва – ему было всего 150 лет, для дубов возраст совсем небольшой, вероятно, тогда он и не выделялся в местном древостое. Поэтому легенду приписывали настоящему Дубу, теперь же его не стало, и легенда по наследству перешла к его младшему брату. Действительно, если этот Дуб стоял около тракта, то пугачёвцы могли проходить мимо него и даже отдыхать рядом с ним – то есть он тоже свидетель тех далёких времён. Логично, что и нынешний Дуб следует считать историческим памятником, хотя бы за возраст и за размер.   Хочется также добавить, что гигантский спил старого Дуба Пугачева еще долгое время хранился в музее Лесхоза. Специальной краской на спиле были нанесены метки, которые показывали каждое десятилетие жизни гигантского дерева. Вероятно, что на Сталинских полях до сих пор остался огромный пень того дуба.

Младший Дуб Пугачёва – природа также не щадила, и в него била молния, в его огромном стволе также есть трещины – морозобоины. Дубы вообще очень чувствительны к морозам, как широколиственные деревья. В 80-х годах проводили генеральную реконструкцию Дуба, с помощью альпинистов были спилены сухие сучья дерева, а раны и трещины были замазаны специальным составом. Также удалили и сухую вершину Дуба, которая пострадала от молнии, после этого Дуб стал на несколько метров ниже.    Следует добавить, что Дуб обладает положительной энергетикой, и полезно просто постоять около него, прижавшись спиной или грудью к шершавому стволу.

(современный вид «младшего» дуба)

Так же среди местного населения упорно ходят легенды о том, что отряды местных крестьян везли с собой неслыханные по тем временам сокровища, награбленные в татарской столице, а поскольку за ними следом гнались царские войска – многие сокровища были спрятаны в глухих лесах или утоплены в местных озерах. Такие легенды есть про озёра Долгое и Конанер мол, на их дне скрываются клады золота серебра и самоцветов - бросили их пугачёвцы с тем умыслом, что самим везти было невозможно, но чтоб и врагу не досталось. 

  Многие пугачёвцы, опасаясь расправы со стороны правительственных войск, прятались в местных лесах, оседали среди местных жителей. Так, например, сохранилось название оврага около деревни Большое Шигаково - Пугачёв корем – Пугачёвский овраг. По преданиям там прятались мари, которые участвовали в пугачёвском движении, когда правительственные войска искали зачинщиков народного восстания. Также есть легенда, что один из пугачёвцев по имени Чапай – оторвался от отряда, и основал поселение в глухом лесу, позднее там появилась деревня Янаш беляка болото около этой деревни до сих пор называют – Чапай куп.

 Так или иначе, но до сих пор слухи и легенды о пугачёвских кладах живы среди местного населения. Есть даже история про то, что один из кладов как раз спрятан около легендарного Дуба, только простому человеку его не взять, так как он заклят на человеческую жизнь – и не на одну! Стоит только простому смертному притронуться к сокровищам, как заклятье исполнится – человек тот умрёт мгновенно! Неизвестно, были ли реально смельчаки, которые пытали счастья в этих местах, но по легендам ведомо, что были. 

Таким образом, мне стало ясно, что народ создает легенды о своих местах, а что бы предать им большую значимость связывают их с именами знаменитых людей, которые либо были здесь, а часто просто поблизости. Но, несмотря на вымысел в каждой легенде присутствует доля истины. Хотя Пугачев никогда в нашей местности не был, один из его отрядов нашу местность посетил, но этот человек не был так знаменит как Пугачев, поэтому его имя очень быстро забылось, а имя Пугачева запомнилось.

Литература:

Воспоминания жителей села.

Ледров С.М. Два села. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2002.

www.wanders – k.ru/2009/

https://ru Wikipedia org/

Просмотров работы: 68