Собиратель великих вдохновений

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Собиратель великих вдохновений

Галаган А.А. 1
1МБОУ СОШ № 5
Шкарбаненко Е.Г. 1
1МБОУ СОШ № 5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа Ариадны Галаган является информационно-реферативным исследованием значения для культурной жизни Ставропольского края и российской культуры в целом творчества и общественной деятельности выдающейся личности, музыковеда и искусствоведа, писателя, подвижника и «хранителя седого Кавказа», Бориса Матвеевича Розенфельда.

Работа содержит основные этапы, обязательные для исследования, а также выводы о сущности исследуемой темы. Во введении автор указывает на интерес, который вызывает личность этого замечательного человека, пережившего сталинские времена, хрущёвскую «оттепель», брежневский застой, горбачёвскую перестройку, лихие 90-е,  шагнувшего в эпоху современности, его творчество и общественная деятельность на благо своей «второй малой родины», а также определяет цель и задачи исследования.

В 1 части анализируется начало жизненного и творческого пути писателя, положившее начало делу всей его жизни – созданию уникального, единственного в России Музея театрального и музыкального искусства, в котором Борис Матвеевич собрал и обессмертил десятки имён и тысячи историй о людях, так или иначе соприкоснувшихся с городом Кисловодском и Ставропольским краем, которые стали достоянием российской и мировой культуры.

Обращение к личности Розенфельда, как общественного деятеля, во 2 части обогатило работу и позволило ярче увидеть и оценить значимость его вклада в развитие и культурную жизнь Кисловодска и Ставропольского края.

В целом, работа имеет чёткую структуру и в полной степени является учебно-исследовательской. Прослеживается личное отношение автора к изучаемой теме, ее увлечённость. Аргументировано сформулирован вывод.

Данная работа может быть использована на уроках искусства, во внеклассной работе, при проведении классного часа. Собранный материал может представлять интерес и для широкого круга слушателей. 

Музыковед Шкарбаненко Е.Г.

Введение

Удивительный и прекрасный Ставропольский край! Здесь я родилась, живу и много путешествую со своими родителями. Сколько интересных фактов и удивительных историй из творческих биографий многих и многих замечательных музыкантов, писателей, художников, связанных со Ставропольем, я узнала от мамы, замечательного музыканта и нашей учительницы по искусству. Многие из них: о С. В. Рахманинове и Ф.И. Шаляпине, С.С. Говорухине и Д.Б. Кабалевском, легли в основу моих исследовательских работ.

 

Борис Матвеевич Розенфельд

Идея написания этой работы возникла довольно неожиданно, после знакомства с замечательной книгой Бориса Матвеевича Розенфельда "Кисловодск — приют прекрасных вдохновений". Прочитав ее, я узнала много нового и интересного о путешествиях по Ставропольскому краю Пушкина и Лермонтова, Толстого и Мамина-Сибиряка, Чехова и Куприна, Горького и Маяковского, Есенина и Станиславского, Солженицына, Шаляпина, Собинова, Рахманинова, Савиной, Комиссаржевской, Дункан... Потрясающая плеяда художников, побывавших в разные годы в Кисловодске и оставивших огромный след в истории Ставропольского края. Чем больше я погружалась в книги Розенфельда, тем больше я понимала, как писатель любит этот город. Он посвятил ему всю свою жизнь, ведь первые книги о Бориса Матвеевича о Кисловодске вышли 50 лет назад. Книги, которые рассказывают о героях этого города, о людях, влюбившихся в него однажды и навсегда, как любит говорить Борис Матвеевич: «Кисловодск – приют прекрасных вдохновений. Я так долго и интересно живу, что иногда и самому не верится: стольких выдающихся людей видел, знал, со столькими дружил. Каждый день и час собираю по крупицам все, что связано с этой землей, с людьми, которые посещали курорт в 18-19 веках. С кем дружу и общаюсь в 20-ом  и 21-ом – за 60 лет».

Так началось мое исследование, ведь у меня появилась цель: не только узнать, но рассказать всем о «живой легенде Ставрополья» Борисе Матвеевиче Розенфельде, о его жизни и заслугах перед Ставропольским краем и всей Россией.

Для успешного исследования я поставила перед собой следующие задачи:

- рассмотреть интересные факты жизненного и творческого пути Б.М. Розенфельда;

- изучить особенности культурной жизни г. Кисловодска во второй половине XX века;

- проанализировать вклад Б.М. Розенфельда в сохранении для потомков огромного пласта культурного наследия, связанного с Югом России.

- подвести итоги исследования.

Предмет моего исследованиясостоит в определении значения творческой и подвижнической деятельности Б.М. Розенфельда для развития Российской и Ставропольской культуры.

1 глава «Летописец седого Кавказа»

Жители Кисловодска не случайно считают Б.М. Розенфельда коренным кисловодчанином. Слушая и читая его рассказы, никто не сомневается в факте его рождения в каком-нибудь старинном доме на одной из улиц своего любимого, обожаемого курортного города. Тем не менее, Кисловодск для Бориса Матвеевича стал родным не сразу, потому что родился Боря Розенфельд в самом центре далекого сибирского города Новосибирска, в доме, прямо напротив Академического драматического театра «Красный Факел». Когда мальчишке шел пятый год, «за пособничество иностранным шпионам» расстреляли отца, к его имени с детства прилепили страшный ярлык врага народа, не принимали в комсомол, не давали поступить в институт. Но о злобленность в Бориной душе не поселилась, уберегли его от этого духовного недуга своей любовью мама, бабушка и дед, и

Народный артист СССР

Евгений Матвеев

звестный скрипач и дирижер. Каждый день проходящий мимо театра «Красный Факел», видящий жизнь вокруг него Борис не мог не окончить там театральную студию, руководил которой Евгений Матвеев, ставший впоследствии народным артистом Советского Союза, известным актером и кинорежиссером.

В 19 лет юноша уже работал в Новосибирской филармонии ведущим концертов в должности конферансье, в 1956 году ему посчастливилось вести концерт самого Александра Вертинского! А через год Борис Матвеевич переехал в Кисловодск, который полюбил сразу и на всю жизнь, стал артистом государственной филармонии. Удивительно, как сибиряк, сын таежных просторов и бесконечных снегов, смог как мальчишка безоглядно влюбиться в южный город, по уши, вмиг и навечно, через всю жизнь пронеся веру в то, что лучше Кисловодска на земле города нет.

 

Борис Матвеевич Розенфельд в

Музее театральной и музыкальной культуры г. Кисловодска

В 1965 году при филармонии на общественных началах Борисом Матвеевичем был создан уникальный Музей театральной и музыкальной культуры, ставший единственным музеем на Ставрополье, который хранил культурную летопись городов края. За 40 лет он собрал более 40000 тысяч предметов музейного значения: старые афиши, программки, фотографии известных людей, выступавших в Кисловодске. Бориса Матвеевича интересовало все, что связано с культурной жизнью Кисловодска, Кавказских Минеральных Вод, Ставрополья, в его поле зрения попали практически все знаменитости, побывавшие в этом регионе. Он разъезжал по всему краю, переписывался со всем миром, чтобы прославить родное Ставрополье и орден на его груди - Кисловодск. Таким же орденом на груди кисловодской филармонии долгое время был Музей музыкальной и театральной культуры, слава действительно перешагнула границы Ставрополья, и его основатель по приглашению австрийского Института исследования творчества Штрауса выступал в Вене на знаменитых «Шраусовских чтениях», участвовал в легендарных «Никитинских субботах» в Москве…

Борис Матвеевич не раз признавался в любви Кисловодску: «Я люблю этот город. Посвятил ему всю свою жизнь. Мои первые книги о нем вышли 50 лет назад. Книги, которые рассказывают о героях этого города, о людях, которые влюбились однажды в Кисловодск и остались здесь». И первым человеком, которого Розенфельд буквально достал из небытия, стал Василий Ильич Сафонов, сын терского казачьего генерала, общественный деятель, величайший пианист, музыкант,, потрясающий музыкальный педагог, ректор Московской и Нью-Йоркской консерваторий, дирижер Лондонского королевского симфонического оркестра, один из создателей кисловодского Курзала, чье имя было на протяжении 70 лет практически вычеркнуто из истории России. Книге «Летопись жизни и творчества Василия Сафонова» Борис Розенфельд отдал три десятка лет, а по-другому о великих и писать невозможно. Труд этот для Бориса Матвеевича стал не только данью памяти нашему земляку, но и крепкой опорой в его собственной жизни, ведь судьба В.И. Сафонова и членов его семьи в XX веке, как многих деятелей русской культуры, не принявших революционных перемен, сложилась трагично. Тем ценнее свидетельства личной, профессиональной и творческой деятельности ее представителей. Собранные по крупицам, сохраненные Б.М. Розенфельдом, они поддерживают историческую память, восстанавливают культурные связи поколений. Как признался Борис Матвеевич, его заветной мечтой было сделать все, чтобы память о Сафонове жила на родной земле, ему удалось воскресить из забвения незаслуженно забытое имя и в наши дни на Ставрополье это имя звучит в полную силу.

В 2011 году вышла в свет монументальная работа Бориса Матвеевича «Шаляпин на Кавказе», удостоенная Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» с формулировкой: «За вклад в дело сохранения исторического наследия России и памяти о ее героях, высокую духовную и гражданскую позицию». Отечество отдало должное своему верному сыну, нашему земляку. Вместе с читателем Борис Матвеевич Розенфельд прошагал Москву, Казань, Кавказ, Париж, рассказал о дружбе, встречах и увлечениях Шаляпина. Труд, вместивший тысячу страниц бесед с друзьями и родственниками певца, уникальных вырезок из старых газет и журналов, фотографий из частных коллекций, занял у автора половину жизни.

В 2014 году пятигорское издательство «Снег» порадовало россиян великолепным фолиантом Бориса Матвеевича «Белая вилла» – о мемориальной усадьбе художника Н.А.Ярошенко, великого художника, великого творца, который одним из первых воспел горные вершины Кавказа, рассказал о людях, посещавших этот у голок земли и его «Белую Виллу».

За почти 60 лет своей творческой деятельности Борис Матвеевич опубликовал  21 книгу, более 400 публикаций в журналах и газетах о людях, без которых немыслим Кисловодск и Ставропольский край: «Сергей Есенин и музыка», «Лермонтов в музыке», «Симфонический оркестр Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах» и другие. Воспоминания о своем детстве, юношеских годах явились источником для создания книги «Мои друзья – мое богатство», выражением своих неисчерпаемых знаний и желанием поделиться ими стали книги «Мало знакомый Кисловодск», «Встречи у источников».

Рыцарем духа и человеком, который соткан из самой совести, называет его известный литератор Николай Митрофанов, долгое время возглавлявший Центральный архив СССР, активный участник в подготовке пяти томов энциклопедии Москвы: «Ваши книги пронизаны искусством живописать прошлое и славные деяния великих людей России».

2 глава «Рыцарь духа»

В

Театральная суббота Розенфельда

о второй половине 60-х годов одной из любимейших культурных программ Кисловодска стала «театральная суббота» Розенфельда, придуманная и проводимая им самим в одном из залов музея. Вход на «субботы» был свободным, доступным для любого человека. Сотни людей, цвет и соль земли русской, почитали за честь выступить в стенах «музея Розенфельда» (именно так и называли это уникальное место музей музыкальной культуры), запомнивших 3 60 «театральных суббот» с участием Мстислава Ростроповича, Александра Солженицына, Иосифа Кобзона, Михаила Жванецкого, Льва Кассиля, Расула Гамзатова, Ираклия Андроникова, Никиты Богословского, Галины Волчек, Иосифа Хейфица, академика Дмитрия Лихачева, выдающегося композитора и музыкального педагога Дмитрий К

Великий виолончелист Мстислав Ростропович

абалевский, кудесника танца Махмуда Эсамбаева, автор песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера и многих других. А первая «суббота» прошла с у частием известной писательницы Натальи Кончаловской (Михалковой) с рассказом об Эдит Пиаф. Потом, в разные годы, это были известнейшие люди – писатели братья Вайнеры, Юлиан Семенов, Ян Френкель, поэт Михаил Танич - большой друг Бориса Матвеевича, сатирики Е

Большой друг

Б.М. Розенфельда –

поэт Михаил Танич

вгений Петросян, Лион Измайлов, исполнители авторской песни Татьяна и Сергей Никитины и многие другие знаменитые лица. Невозможно перечислить всех, кого Розенфельд уговорил выступить на «Театральных субботах», причем совершенно безвозмездно. Решительное «нет» Розенфельд услышал лишь однажды – от композитора Людмилы Лядовой, которая после д

Народная артистка СССР –

композитор Людмила Лядова

олгих уговором согласилась все же заглянуть в музей на 10 минут. Пришла и вместе с публикой с открытым ртом слушала его вдохновенный рассказ о себе, о том, как уральская девчушка стала одним из самых известных в Советском Союзе композиторов. Растроганная, Людмила А лексеевна села за рояль и начала наигрывать мелодии своих популярных песен. И тут весь зал стал подпевать. В результате Лядова просидела за роялем больше часа. А когда уходила, сказала Розенфельду: «Приглашай меня в любое время – приду! Твои «Субботы» – это очаг добра и света!».

 

Виктор Андроникович

Мануйлов

Лауреат Нобелевской премии, писатель Александр Солженицын и Борис Матвеевич Розенфельд

За 40 лет существования музея Борис Матвеевич провел 360 встреч. Сегодня он сожалеет о том, что не вел дневников и записей встреч. Ему самому не верится: скольких замечательных деятелей культуры он знал, со сколькими из них дружил. Борис Матвеевич бесконечно гордился дружбой с «главным человеком в его жизни» Виктором Андрониковичем Мануйловым – ученым с мировым именем, лермонтоведом, доктором наук, создателем «Лермонтовской энциклопедии», великим музыкантом Мстиславом Ростроповичем, прекрасным поэтом и близким другом Михаилом Таничем, вольнодумцем Александром Исаевичем Солженицыным. Именно Борис Розенфельд первый написал письмо Александру Солженицыну, прося личного подтверждения писателя о факте его рождения в Кисловодске. Именно он организовал

встречу лауреата Нобелевской премии, писателя-гордости России со ставропольцами. Вспоминая о своих встречах с Розенфельдом, автор книги «Шкатулка колоритных современников» Владимир Шатакишвили подчёркивает, что искусствовед и артист, собиратель и литературовед, библиофил и писатель, удивительный рассказчик – всё это Борис Розенфельд. «Каждого человека он берёт в плен, и этот почётный плен длится годами. И вырваться из такого плена нельзя, хочется только продлить его как можно дольше, боясь ослабить хотя бы одну из нитей, связывающих с ним».

Заключение

Прошлое должно служить современности.

Эта истина, озвученная академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, не единожды выступающим на «Театральных субботах» Розенфельда, неоспорима, потому что проверена самой жизнью. Хранить и беречь память о прошлом необходимо во имя настоящего и будущего.

 

Борису Матвеевичу Розенфельду присваивается звание «Почетный гражданин Ставропольского края»

Заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России, искусствовед, блестящий экскурсовод, основатель и многолетний директор единственного в стране музея музыкальной культуры на Кавказских Минеральных Водах, автор сотен газетных и журнальных публикаций, двух десятков книг о великих наших земляках, когда-либо живших или бывавших на ставропольском курорте, Борис Матвеевич Розенфельд, знающий Кисловодск до мельчайшего камешка, впитал, собрал и обессмертил десятки имён и тысячи историй о людях, которые стали достоянием российской и мировой культуры. Борис Матвеевич «дрался» на газетных полосах за сохранение каждого дома, памятника, каждой улочки в городах Кавказских Минеральных Вод, связанных с пребыванием известных в России деятелей искусства, чьими именами гордится наше Отечество. Его статьи и книги о даче Шаляпина в Кисловодске, об огромном вкладе в развитие музыкальной культуры России и Кавказских Минеральных Вод нашего земляка Василия Ильича Сафонова, о доме А. Ф. Реброва, в котором бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, имели огромный общественной резонанс и послужили толчком уже сейчас осуществленных действий. «Дача Шаляпина» – дом, который снимал великий бас русской земли, стала музеем. Именем В. И. Сафонова назван Большой зал филармонии, его имя носят Пятигорская музыкальная школа и Минераловодское музыкальное училище, регулярно проводятся с участием симфонического оркестра музыкальные Сафоновские фестивали, на которых выявляются молодые музыкальные таланты. Сохранены воспоминания знаменитых людей, побывавших на Кавказских Минеральных Водах, людей, чей талант получил заряд творческого вдохновения именно в Ставропольском крае.

 

Борис Матвеевич Розенфельд

рис Матвеевич Розенфельд

И все это – заслуга Бориса Матвеевича Розенфельда, 1 октября 2021 года отметившего свое 88 - летие неутомимого энтузиаста и подвижника, заслуженного работника культуры России, члена Союза композиторов РФ, музыковеда и искусствоведа, лауреата Есенинского фестиваля, награжденного медалями к 200-летию Кавказских Минеральных Вод, Лермонтова, Хетагурова, к 100-летию со дня рождения Есенина, «За заслуги перед Ставропольским краем», почетного гражданина Ставропольского края и города Кисловодска.

Я безмерно рада, что узнала и рассказала об этом выдающемся человеке, сохраняющем для потомков огромный пласт культурного наследия, связанный с Югом России, который сам стал неотъемлемой частью этого наследия. Можно позавидовать тому, насколько высок сегодня авторитет Бориса Розенфельда в мире культуры и искусства. Слушать его выступления одно удовольствие: энциклопедические знания, интересные факты, тонкий юмор, свободная, образная речь, удивительный артистизм - все это подкупает и не оставляет равнодушным даже самого неподготовленного слушателя.

Талант артиста, энциклопедические знания, необыкновенное умение общаться, потрясающее чувство юмора, обаяние, непримиримость к несправедливости – это только небольшая часть достоинств, которым наградила его природа.

Я горжусь, что живу с ним в одно время в родном Ставропольском крае и уверена, что без таких людей наша жизнь была бы бедна и убога! Потому, что для Бориса Матвеевича Розенфельда жизнь – это и есть люди - те, с кем он дружил, о ком писал, кем восхищался, у кого учился.

А для нас?.

Библиография

Произведения

Польская, Е. Дорогие адреса. Памятные места Кавказских Минеральных Вод. / Е. Польская, Б. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1974. – 176 с.

Польская, Е. Ессентукские встречи. / Е. Польская, Б. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. – 224с.

Польская, Е. И звезда с звездою говорит... / Е. Польская, Б. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. – 286 с.

Польская, Е. Курорт Ессентуки / Е. Польская, Б. М. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1984.– 72 с.

Кисловодск: фотоальбом / текст и сост. Б.М. Розенфельд. – М.: Планета, 1988. – 175 с.

Розенфельд, Б. Мои друзья – мое богатство: очерки, эссе. / Б. Розенфельд. – Пятигорск: Сев.-Кавказ. изд-во "МИЛ". - 2003. - 208 с.

Розенфельд, Б. Сергей Есенин и музыка: справочник. – М.: Сов. композитор, 1988. – 88 с.

Очаг добра и света: библиографический список литературы / сост. И. Петросова и др. – Ставрополь, 1995.

Газетно-журнальные публикации

Розенфельд, Б. Блистательная Айседора / Б. Розенфельд // Кавказский край. – 1992. – N; 14. – С. 12.

Розенфельд, Б. «Дети Ванюшина» в Кисловодске / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 1966. – 20 декабря.

Розенфельд, Б. Еще кое-что о Шаляпине / Б. Розенфельд // Ставропольская правда. – 1968. – 6 марта.

Розенфельд, Б. Композитор Г.Я. Черешнев / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 1971. – 19 января.

Розенфельд, Б. Когда я был мальчишкой… / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2001. – 10, 11 июля.

Розенфельд, Б. Нареченная Евдокией, или «Никитинские субботники» / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2000. – 20, 22, 23 декабря.

Розенфельд, Б. Почетный гость Кавказа: [о С.В. Рахманинове] / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 1968. – 10 апреля.

Розенфельд, Б. Праздник танца человека страсти: [о Махмуде Эсамбаеве] / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2002. – 24 сентября.

Розенфельд, Б. Счастливые встречи: [по страницам воспоминаний о Булгакове] / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2001. – 21, 25, 29 сентября; 3 октября.

Розенфельд, Б. «Скажите, почему?..»: [о композиторе Строке] / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2001. – 21, 23 марта.

Розенфельд, Б. Театральный музей / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 1964. – 30 октября.

Розенфельд, Б. Три книги моего детства /Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2001. – 8 декабря.

Розенфельд, Б. «Утопая в дальнем дорогом…»: [о коллекционировании редких книг] / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 2002. – 20, 27 апреля.

Розенфельд, Б. Шурочка: новелла / Б. Розенфельд // Кавказская здравница. – 1972. – 15 марта.

Литература о жизни и творчестве

Арзуманов, Б. Почему закрывают музей? / Б. Арзуманов // Кавказская здравница. – 2005. 16 ноября. – С. 4.

Куксов, В. Этот истинный интеллигент / В. Куксов // Кавказская здравница. – 2000. – 19 декабря.

Панкова, Л. Дело жизни / Л. Панкова // Наш дом. – 2002. - N; 4, С. 1, 2, 3.

Степина, В. Неуемный служитель муз: [Б. М. Розенфельду – 70 лет] / В. Степина // Кавказская здравница. – 2003. – 1 октября.

Степина, В. Возьмите с книжной полки: [о книге Б. Розенфельда «Мои друзья – мое богатство»] / В. Степина // Кавказская здравница. – 2003. – 4 июля.

Самойлов, Ю. Написано сердцем: [о книге Б. Розенфельда «Мои друзья – мое богатство»] / Ю. Самойлов // Кавказская здравница.- 2003. – 21 марта.

Тарасова, Н. Судьбой подаренные встречи: [о презентации книги Б. Розенфельда «Мои друзья – мое богатство» в Пятигорской ЦГБ им. М. Горького] / Н. Тарасова // Пятигорская правда. – 2003. – 22 марта.

Федорова, Л. Музей – особая заслуга / Л. Федорова // Кавказская здравница. – 2004. – 30 ноября.

Просмотров работы: 32