Изучение фольклора села Сосновки как часть исторического и культурного наследия Кемеровской области

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение фольклора села Сосновки как часть исторического и культурного наследия Кемеровской области

Роор Э.С. 1
1МБОУ "СосновскаяСОШ"
Роор Л.С. 1
1МБОУ "Сосновская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Наша работа посвящена фольклору села, это Сосновка Новокузнецкого района Кемеровской области.

«Фольклор является частью общего наследия человечества и мощным средством сближения различных народов… ». Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,  Париж.1989 г.

Опрос обучающихся и их родителей по данной проблеме дал следующие результаты и показал степень изученности данного вопроса, результаты приведены в таблице.

Мы решили провести опрос обучающихся и их родителей по данной проблеме, в нем приняли участие 70 респондентов. Опрос по данной проблеме дал следующие результаты и показал степень изученности данного вопроса: 1. «Знаете ли вы, что такое фольклор»? (родители и дети) - да 42%-71%, нет 53%-14%, дали определение термина 8%-14%. На 2 вопрос «Знаете ли вы фольклор нашего села»? Мы получили следующие результаты - да 10%-28%, нет 90%-71%.На 3 вопрос «Нужно ли знать фольклор своей местности»? Респонденты ответили: да-53%-76%, нет 47%-6%.Результаты опроса приведены в таблице № 1,2 (Приложение №1) и в диаграммах (Приложение 2).

Из данных социологического опроса, в котором участвовали (обучающиеся и родители) от 10 до 60 лет, можно сделать вывод, что сегодня необходимо популяризировать идею значения фольклора как элемента культурной самобытности, чтобы дать людям возможность осознать ценность фольклора и необходимость обеспечения его сохранности. Люди должны понять: очень важно широко распространять и сохранить эти элементы культурного исторического наследия. Кроме того, большинство фольклорных жанров, которые еще привычно связываются с народным творчеством, постепенно уходят из жизни не только современного горожанина, но и деревенского жителя. Изучение таких жанров - будь то былина, сказка или историческая песня, частушка - сегодня в значительной степени напоминает работу археолога. О пользе и актуальности таких работ спорить не приходится.

Таким образом, данной проблеме придается огромное значение во всем мире. Это утверждение относится и к нашей стране, нашему району, селу. Это является актуальностью исследования.

Целью работы является привлечение внимания к устному народному творчеству в век информационных технологий.

Задачи исследования:

Углубить знания о фольклоре, как жанре устного народного творчества.

Собрать фольклор (тексты) у жителей нашего села.

Познакомиться с некоторыми носителями фольклора нашего села.

Изучить жанровое своеобразие фольклорных произведений нашего села.

Разработать и напечатать брошюру и предложить собранный материал в библиотеку, Дом Культуры, школьный музей, разместить на сайте школы, выпустить брошюру с текстами «Фольклор нашего села как часть исторического и культурного наследия Кемеровской области», представить презентацию обучающимся.

Материалом исследования являются тексты устного народного творчества (фольклористики) села Сосновка, библиографическая литература. В ходе исследования мы использовали материалы из районной библиотеки, тексты, собранные нами.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что многие обучающиеся не знают о том, что устное народное творчество рядом, что возможно им владеют их бабушки и старшее поколение. Если не собрать и не записать тексты устного народного творчества, в отдельно взятом селе, то эти аспекты могут исчезнуть, если их не зафиксировать на бумаге или другом носителе.

Глава 1.История вопроса

В ходе систематизации и структурирования материала мы использовали брошюру «Методические рекомендации по проведению фольклорной практики» под редакцией Т.Л.Староверовой. Новокузнецк,1978 г.

Учебным предметом, в рамках которого проводилась работа, является краеведение. Учебными дисциплинами, близкими к теме проекта являются история, география, литература, музыка. Наш проект рассчитан на разновозрастные группы, тем, кому не безразлично творческое наследие родного края, песенное наследие и история страны.

Тип нашего проекта творческий, состав проектной группы обучающаяся 10 класса Роор Эмилия и руководитель проекта учитель русского языка и литературы Роор Лариса Сергеевна.

Глава 2.Методика исследования

На установочном этапе нашего исследования мы составили план выполнения проекта и отдельных его этапов.

1.Организационный этап включает планирование деятельности по реализации проекта. Мы выбрали тему проекта, обсудили цели и задачи в октябре, работали в школе и дома, выявляли и посещали знатоков фольклора, проводили интервьюирование, фото и видеозаписи. 2.Аналитический этап. При сборе информации по теме, мы провели опрос для получения информации (анкета) Приложение №1.Провели консультацию с учителем литературы о фольклоре и устном народном творчестве. В это время шли индивидуальные консультации с руководителем проекта, обработка и систематизация данных, передача собранного материала через электронную почту, работа со словарями и литературой.

3.Практический этап. Изготовление продукта - выполнение проекта на компьютере, работа над содержанием глав и выводами. Подготовка презентации в программе «MicrosoftOfficePowerPoint», подготовка текста выступления и тезисов, печать брошюры с текстами фольклорных произведений.

Методы исследования основаны на сборе материала из встреч со старожилами села, изучении специальной литературы, сравнении и систематизации по жанрам фольклорных произведений, интервьюирование.

Практическая ценность данной работы заключается в возможности применения ее в изучении фольклористики на уроках истории и литературы в школе, на уроках музыки. Оформление экспозиции в школьном и районном музеях и библиотеках, и пополнение архива новыми материалами.

Новизна исследования. В теоретическом аспекте с научной точки зрения нами кратко рассматриваются такие понятия, как «фольклор», « жанр», «тема», «устное народное творчество», «портретная характеристика».

Глава 3. Фольклор нашего села-

часть исторического и культурного наследия Кемеровской области

3.1. Понятие: «фольклор» и «фольклористика»

ФОЛЬКЛОР — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе «Folklore» означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только самый предмет науки, но затем стали им называть и научную дисциплину, фольклор изучающую; 776однако последнюю правильнее называть фольклористикой.

Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. «Из уст в уста»... три слова - три характеристики, три качества: устное, народное и творчество. Устное... Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом. К счастью, теперь текст можно записать на бумагу или на электронный носитель, а исполнение запечатлеть на видеокамеру. Так можно сохранить фольклорное произведение для потомков.

3.2.Знакомство с сосновскими знатоками фольклора

Собирание фольклора - дело непростое. Мы истинные ценители и фанаты совершили этот важный духовныйподвиг. Мы по крупицам, по крохам, собирали рассыпанные то здесь, то там драгоценные зерна народной многовековой мудрости.

Познакомимся со знатоками фольклорных текстов нашего села. Они себя не рекламируют и порой не понимают, что в современное время они владеют «золотым» историческим и культурным наследием нашего села, области. Они бережно хранят тексты и любовь к искусству, которые передают нам, потомкам.

1.Приходько Валентина Васильевна,1943 г.р. Родилась в деревне Красинске Новокузнецкого района Кемеровской области. Образование 6 классов. Кондитер. Пропела нам 100 частушек. (Приложение 2.)

2.Титова Зоя Дмитриевна родилась 11 мая 1932 года в селе Лосиха Алтайского края в богатой зажиточной семье. Она была неграмотная. По своему вероисповеданию православная и была верущая. Посещала церковь, жертвовала на строительство храмов. Нами записано 7 лирических песен. (Приложение 3)

3.Беляева Александра Ивановна, русская по национальности. Родилась в 1931 году в деревне Бунгур Новокузнецкого района Кемеровской области. Неграмотная. Работала прачкой в Сосновком Рабкопе. Детей не было. Муж был плотником в совхозе. Нами записано 10 частушек. (Приложение 4)

4.Самохина Нина Петровна родилась в 1940 году в городе Новокузнецке, который тогда назывался Сталинск. В 1957г. окончила среднюю школу в Казахстане в селе Константиновка, Кокчетавской области. Там же закончила Боровской лесной техникум, получив специальность техника-лесовода. По этой специальности проработала 12 лет, а потом поступила в пединститут, получив специальность учителя географии. В Сосновской средней школе Новокузнецкого района работала 10 лет библиотекарем. Ее хобби-путешествия. Она побывала в Болгарии, Италии, Турции, Греции, на Мальте, в Израиле. Любит теплоходные путешествия по рекам. Совершила путешествие по Волге, Дону, Енисею, Ниве. Была на озерах Байкал, Телецкое, Ладожское. Посетила множество городов. С детства Нина Петровна очень любила петь русские песни, частушки, постоянно участвовала в художественной самодеятельности. «С 3-х лет я пела с бабушками и дедушками старинные и лирические песни», -рассказала нам Нина Петровна. Пропела нам 17 частушек, 17 поговорок и 1 народную лирическую песню. (Приложение 5).Нами записано это на видео.

5.Мандурова Клавдия Ивановна. Родилась в г.Сталинске в 1938 году. Окончила школу и поступила в торговый техникум и всю жизнь работала инспектором отдела кадров Новокузнецкого монтажного управления.

-Откуда вы знаете фольклор? – спрашиваю я.

-Очень долгое время принимала участие в художественной самодеятельности, пела в хоре, ездила по концертам по разным районам и городам Кузбасса. Пели старинные, русские народные песни, - поведала мне Клавдия Ивановна.

Песня всегда присутствовала в жизни Клавдии Ивановны. Ни один праздник не обходился без песни. Трудности легче переносятся с песней. Всю жизнь вела тетрадь, где записывала частушки, песни старинные и новые, и по сей день записывает их в тетрадь. Она пропела нам 11 частушек. (Приложение 6)

6.Подкоузина Зоя Ивановна. Родилась в селе Сосновка в 1939 году. Всю жизнь проработала в совхозе «Сосновский». Она пропела нам две проголосные песни. (Приложение 7)

3.3. Жанровое своеобразие фольклорных произведений села

Фольклор нашего села отличается большой многожанровостью, в нем нашли свое отражение история и природа нашего края. Среди жанров устного народного творчества наиболее распространены: лирические песни, страдания, частушки, пословицы и поговорки, проголосные песни, святочные песни, страдания. Таблица 3

Жанровый состав

Количество записей на бумажный носитель

Количество записей на видеоноситель

1

Частушки

138

 

2

Лирические песни

7

2

3

Народные песни

1

 

4

Проголосные песни

2

 

5

Пословицы, поговорки

17

 

Частушка-  (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм. Учёный и философ П. А. Флоренский когда-то написал о частушке: «Вечно юная, вечно кипучая частушка есть бродящее вино народной жизни».

Лирические песни - песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда.

Русская народная песня  - фольклорные произведения, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Проголосные песни - древнейший жанр русского фольклора, происхождение его связано с ранними периодами русской истории. Название "проголосные", т.е. "протяжные", "долгие", определено характером распева. Проголосные лирические песни создавались как поэтическая форма выражения отношения человека к окружающему миру, эстетических и этических представлений.

Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веков.

В процессе сбора и систематизации материалов для данного исследования мы не услышали ни одной былины, исторической песни, легенды. Современные носители фольклора вспоминали преимущественно лирические и народные песни, частушки, пословицы и поговорки и жанр фольклора, который мы открыли для себя проголосные песни.

Исторически сложилось так, что в Новокузнецком районе проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Каждый из них – носитель своей культуры. Сегодня многие культурные мероприятия, которые проводятся на территории района, направлены на сохранение национальных традиций и преемственности поколений.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

ФОЛЬКЛОР — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.

Мы собрали фольклор (тексты) у жителей нашего села.

Познакомились с некоторыми носителями фольклора нашего села и сделали вывод, что большею частью носителями фольклора являются женщины в возрасте от 73 до 85 лет.

Мы изучили жанровое своеобразие фольклорных произведений нашего села и классифицировали собранный нами материал по жанрам: частушка, лирическая песня, народная песня, поговорки и пословицы. Открытием для нас стали «проголосные песни».

Все собранные нами тексты включены в брошюру «Фольклор нашего села».

776Народный фольклор - это историческое достояние страны. Знать фольклор - значит, знать свои корни, свои истоки, любить свою родину и гордиться ею. За счет фольклора постоянно обогащается литературный и разговорный язык. Ведь в произведениях устного народного творчества много старинных и местных (диалектных) слов. В ходе исследовательской работы нами сегодня собрана и представлена лишь небольшая толика краеведческого богатства фольклора нашего села. Представленная работа - это лишь начало, способ привлечь внимание населения Новокузнецкого района к проблеме сохранения культурного достояния нашей малой родины. Ведь фольклор нашего села - это частичка культурного и исторического наследия Кемеровской области, а значит, и истории и культуры России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературоведческая статья // К.А. Богданов «Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности».

Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора, 1989 г.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка)

Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Российская АН .; Российский фонд культуры;- 3-е изд., стереотипное –М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

Староверова Т.Л.Методические рекомендации по проведению фольклорной практики [Текст]/ Т.Л.Староверова. Новокузнецк, 1987,-31 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1

Результаты опроса обучающихся (от 10-15 лет),49 респондентов.

1.Знаете ли вы, что такое фольклор?

Да

Нет

Дали определение

42%

53%

8%

2.Знаете ли вы фольклор нашего села?

Да

Нет

10%

90%

4.Нужно ли знать фольклор своей местности?

Да

Нет

53%

47%

4.Перечислите фольклорные жанры.

Да

Нет

6%

88%

Русские народные песни, былины, сказания, песни, небылицы, шутки, частушки, прибаутки-6%

Результаты опроса родителей (от 30- 60 лет), 21 респондент

Знаете ли вы, что такое фольклор?

Да

Нет

Дали определение жанра

71%

14%

14%

Знаете ли вы фольклор нашего села?

Да

Нет

28%

71%

Нужно ли знать фольклор своей местности?

Да

Нет

Не знаю

Не обязательно

76%

6%

9%

9%

Перечислите наиболее популярные фольклорные жанры

Нет

Да

28%

72%

Сказки, загадки, тосты, пословицы, поговорки, частушки, сибирские и казацкие песни, байки охотничья и шахтерские, народные песни, анекдоты

Напишите тексты фольклора, которые вы знаете

Да

Нет

28%

72%

Опрос-анкета для проекта «Фольклор нашего села»

1.Знаете ли вы, что такое фольклор?

2.Знаете ли вы фольклор нашего района, села?

3.Нужно ли знать фольклор своей местности?

4.Перечислите наиболее популярные фольклорные жанры.

5.Вы: учитель, родитель, обучающийся.

6.Вам: 10-15,16-18,20-25,26-30,31-40,41-50,51-60,61-…

7. На обороте можно написать свой фольклорный текст, который вы знаете !

Приложение 2

Приходько Валентина Васильевна. 1943. д.Красинск.

Частушки.

1.

Играй ,гармонь,

Плясать пойду.

А я советская,

Хорошо живу.

2.

Гармошка орет,

Я куда деваюсь.

Милый в городе живет.

Я в деревне маюсь.

3.

Я сидела на печи,

Нитки сматывала.

Каждый день

Трудодень зарабатывала.

4.

С неба звездочка упала,

Бригадиру на ремень.

Кто не выйдет на работу.

Он запишет трудодень.

5.

Кругом в поле, кругом в поле,

Кругом в поле трактора.

Неужели я не буду

Трактористкою сама.

6.

Пол пробью,

Потолок пробью.

Надолго останусь

С милым не расстанусь.

7.

Ходи ,печь, ходи, печь,

Ходи и галанка.

Я у мамы дочь одна

Чисто атаманка.

8.

Я у мамы дочь одна,

Ничего не делаю.

Только знаю – завлекаю,

Да измену делаю.

9.

Я надену юбку рябу,

Рябую прерябую.

Кто с моим Мотаней сядет

Морду покорябаю.

10.

Гармониста я любила,

Гармониста тешила.

Гармонисту на плечо

Я гармошку вешала.

11.

Я у Коли в коридоре

Каблуками топала.

Хоть я Колю не любила,

А конфеты лопала.

12.

Дед бабку

Завернул в тряпку,

Поливал ее водой,

Чтобы стала молодой.

13.

У миленка моего

Волосы волнистые.

Я его не заменю

На кудри золотистые.

14.

У моёго дорогого

Аккуратнейший носок-

Восемь курочек усядется

Девятый петушок.

15.

У моёго дорогого

Голова как у вола.

Каку шакочку не купит

То велика, то мала.

16.

У моёго дорогого

Голова из трех частей.

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

17.

Дорогой, дорогой,

Что ты сделал надо мной?

Я как маленький ребеночек

Гоняюсь за тобой.

18.

Меня милый не целует

Говорит, что маленька.

Приходи, дурак большой.

Залезу на заваленку.

19.

Дорогой, дорожек много

И тропинка не одна.

Черт с тобой, люби другую,

Сиротой не буду я.

20.

Мене милый изменил.

Я сказала: «Наплевать».

Я такого лягушонка

Решетом могу поймать.

21.

Милый в армию ушел.

Я сказала : «Точка».

Я ни с кем гулять не буду

Эти два годочка.

22.

Ох, скоро Троица.

В зеленый лес покроится.

Скоро миленький придет,

Сердце успокоится.

23.

Мой миленок , как теленок.

Только веники жевать.

Проводил меня до дома,

Не сумел поцеловать.

24.

Ой, сердце болит,

Ретивое мечется.

Вы скажите, где больница

От Любови лечатся.

25.

Это кто такой идет,

С нами не здоровается.

Он боится поклониться,

Спинка переломится.

26.

Меня милый не целует,

Говорит: «Потом,потом».

Я пришла, а он на печке

Тренируется с котом.

27.

Милый, чё, да ,милый, чё.

Милый чёкаешь почё.

Я недавно из деревни,

Хоть и чёкну дак ничё.

28.

Ой, миленький мой,

Косорыленький мой,

С тобой говорить

Голова моя болит.

29

Играй,гармонист,

Чтобы кудри вились.

Для меня и для Мотанечки

Сыграй, не поленись.

30.

Гармонист, гармонист,

Не гляди глазами вниз.

Гляди прямо на меня.

Завлекать буду тебя.

31.

Щила милому кисет,

Вышла руковица.

Меня милый похвалил,

Что я мастерица.

32.

Миша мой, Миша мой,

А я Мишина.

Миша кофточку купил,

А я вышила.

33.

Оха, оха, я хвораю.

Оха, оха не могу.

По три булочки съедаю.

Все наистись не могу.

34.

На меня наговорили,

Славу лей да перелей.

А я выйду за ворота,

Запою как соловей.

35.

Я иду, а мне навстречу

Сорок восемь елочек.

Тебе врут, а ты все веришь

Дорогой миленочек.

36.

На меня наговорили,

Больше слов набавили.

Говоренные слова,

Как белый снег растаяли.

37.

Ягодиночка на льдиночке

Кричит : «Тону, тону».

Тоните карие глазеночки,

Не жалко никому.

38.

За цыгана выйду замуж.

Хоть родная мать убей.

Карты в руки, шаль на плечи

И обманывать людей.

39.

За цыгана выйду замуж,

Будут цыганяточки.

Я поеду в чисто поле

Тасстилать палаточки.

40.

Подружка моя,

Иди одевайся

С твоим милым постою,
Ты не обижайся.

41.

Подружка моя ,

Как не обижаться.

Не успела отойти,
А ты целоваться.

42.

Подружка моя,

У нас миленький один.

Ты ревшуешь, я ревную,

Давай его продадим.

43.

Подружка моя,

Как мы будем продавать?

Неужели нам не стыдно

На базаре с ним стоять.

44.

Подружка моя,

Я уже продавала.

Одна дурочка нашлась

Три рубля давала.

45

Пошла плясать,

Доски гнуться.

Сарафан короток

Ребята смеются.

46

Попляшите вы ботиночки,

Вам больше не плясать.

Выйду замуж, буду плакать,

Вам на полочке лежать.

47.

Я и так, я и сяк,

Я и зайчиком.

Неужели не сплясать

С таким мальчиком.

48.

Не стой у ворот,

Не маши фуражкой.

Не пойду с тобой гулять.

Не зови милашкой.

49.

Не стой у ворот,

Не маши наганом.

Не пойду с тобой гулять

С таким хулиганом.

50.

Не хотела я плясать,

Стояла стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

51.

Девочки, во поле ветер.

Девочки, во поле рожь.

Девочки, не наша воля.

Не полюбишь кого хошь.

52.

На зеленом сарафане

Ленты алые подряд.

Пойду, завлеку

Всех сосновских ребят.

53.

Мама, чаю, мама, чаю

Из большого чайника.

Не пойду я за простого,

Выйду за начальника.

54.

Полюбила я пилота,

Оказался генерал.

Утром рано на рассвете.

Генерал коров погнал.

55.

Полюбила гармониста,

Заругала меня мать.

Не ругай меня, мамаша,

Развеселый будет зять.

56.

Мне не надо пуд муки.

Мне не надо сито.

Меня милый поцелует,

Я неделю сыта.

57.

Меня милый не целует.

Только обещается.

А любовь без поцелуев

Строго воспрещается.

58.

Ой, топни нога,

Топни правенькая.

Все равно ребята любят,

Хоть и маленькая.

59.

Топну ногой,

Покачаю головой.

Вся милиция знакома.

Председатель милый мой.

60.

Это чья така гармошка?

Это чей такой игрок?

Оторвать бы ему руки

И гармошку под порог.

61.

Гармонист устал,

Задаваться стал.

Принесите молока.

Напоите игрока.

62.

Почаще, почаще,

Почаще играй.

Почаще на ноги поглядывай.

Галош не потеряй.

63.

Почаще, почаще,

Пореже ничего.

Кроме этого Матанечки

Не надо никого.

64.

Подружка моя,

Как тебе не стыдно.

Я любила, ты отбила.

Думашь не обидно.

65.

Коля, Коля, дрова колет.

Коля клеточку кладет.

Коля Надю ожидает,

Надя вечером придет.

66.

Все бы пела, все бы пела.

Все бы веселилася.

Как экзамены придут,

Так и двойки поплывут.

67.

Все частушки перепели

И садимся в решето.

Мы поедем за границу

За частушками еще.

68

Боевая, боевая,

Боевая, удалая.

На веревку привязал,

Я и то оторвалась.

69

Голубые шарики,

Зачем же вы меняете?

Зачем же девочки учебу

На любовь меняете.

70

Голубые, голубые,

Голубые небеса.

Почему не голубые

У Залеточки глаза?

71

Как Сосновские ребята

Купили галоши.

Возле окон ходят боком

Думают хороши.

72

Не ругай меня, мамаша,

Что сметану пролили.

Под окошком мой милашка.

Я без памяти была.

73

У меня мама мировая.

Папа тоже мировой.

А я тоже мировая.

В 3 часа хожу домой.

74

Я по берегу иду,

Колечко на воду кладу.

Колечко тонет и горит

Сердце мое ноет и болит.

75

Я по берегу иду:

Берег осыпается.

Я беззубого люблю,

Он лучше не кусается.

76

По деревне ходит Коля.

Ходит, улыбается.

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

77

По Сосновке ходить

Бугорки да кочки.

А Сосновские девчата

Аленьки цветочки.

78

Где мои 17 лет?

Где моя тужурочка?

Где мои три ухажора:

Петя, Ваня, Шурочка.

79

Я бывало называла:

«Шура, Шурочка, Шурок».

А теперь я называю

От ботиночек шнурок.

80

Меня милый не узнал.

Пень березовый обнял.

Думал в кофте розовой,

А это пень березовый.

81

В поле, в поле рожь.

Кто ее посеял?

Распроклятую любовь,

Кто ее затеял?

82

Серый камень, серый камень,

Серый камень-100 пудов.

Серый камень столь не тянет,

Распроклятая любовь.

83

Ты Сорока - белобока.

Научи меня летать.

Не высоко, не далек

Чтобы милого видать.

84

Мимо нашего угла,

Пробежал теленочек.

Я за хвост его поймала,

Думала миленочек.

85

Чи-чи бью, чи-чи бью,

Чи-чи выбиваю.

Хоть и юбка из куля,

Все я выбражаю.

86

Ой, милые, чи-чи

И товарка чи-чи.

Прочичикала Мотанечку,

Теперь не кричи.

87

На горе стоит точило

Под точилою вода.

Бело платье намочила.

Дайте розово сюда.

88

На столе стоит стакан,

А в стакане таракан.

Если хочешь познакомиться,

Купи на сарафан.

89

На столе стоит бутылка,

А в бутылке веточка.

Милый спит, а я целую,

Спи, моя конфеточка.

90

Гармониста любить

Надо чисто ходить.

Надо пудриться, румяниться

И брови наводить.

91

Моя милка маленька,

Чуть повыше валенка.

В лопотки обуется
Как пузырь надуется.

92

Мама веники ломала.

Я смородину брала.

Соловейка песни пела.

Я ничего не поняла.

93

Соловей, соловей,

Залетная пташка.

Расскажи мне, соловей,

Где моя милашка.

94

Соловей, соловей,

Не на ту ты ветку сел.

Когда с милым расставались,

Ты какую песню пел?

95

Завлекали да не нашу.

Завлекают да не нас.

А как наши завлекаши

Далеко живут от нас.

96

Дорогой, куда поехал.

Дорогая, по воду.

Дорогой, не простудись

По такому холоду.

97

Ой, тошно мне

И моему деду.

Баба села на клюку,

Говорит : «Уеду».

98

Мене милый изменил,

А я топнула ногой.

Через пять минут находится

Залеточка другой.

99

Подружка моя,

Что ж ты не весела?

Твой герой вернулся с фронта,

А ты нос повесила.

100

Подружка моя,

Что мне веселиться.

Орденами грудь завесил

На меня косится.

Приложение 3

Титова Зоя Дмитриевна,1932 г.р.

Лирические песни.

1.

Калина-малина, ягода моя.

Я у родной мамоньки на роду одна.

Далеко меня мамонька замуж отдала.

Не велела мамонька часто в гостях быть.

А велела со злой свекровкой жить.

Прожила я годичек, прожила я два,

А на третий годочек затужилась.

Я к родимой мамоньке запросилась.

Если в просить коня- знаю не дадут.

Если ходить пешком -знаю не дойду.

Стану я, скручуся, кукушкой полечу.

Прилетела я в садочек.

Вышла родна мамонька в садик воду брать.

«Если мила, в садик прилетай,

Если родна доченька, за стол пожелай.»

«Я вашу посуду крылами размету.

Я ваши гостинцы слезами оболью.»

2.

Бедна, бедна, девица родилась на свет.

Судьба меня замучила,

Что друга в жизни нет.

Горят лампады тусклые.

Кругом ночная тьма.

Все люди спят спокойным сном,

А я не сплю одна.

Не сплю, все думу думаю,

Как милого забыть.

Пришел тот день в субботний час.

Не знаю я с чего начать.

Пришел ко мне неверный друг.

Начал меня ласкать.

Зачем твое ласкание?

Зачем твоя любовь?

Ты высушил как веточку

И высушил как кровь.

3.

Сяду я за стол и подумаю,

Как на свете жить одинокому.

Пойду, выйду я в рожь высокую.

Не шумит ли рожь милым колосом.

Соловей поет громким голосом.

Уж, ты степь, ты степь, широко лежишь.

Как во той степи замерзал ямщик.

Он наказывал своему кучеру.

«Уж ,ты, кучер мой, не вспомни зла.

Во степи глухой схорони меня.

А коней моих отдай батюшке,

Передай привет родной матушке.

А жане моей золото кольцо.

Пусть она живет, не печалится.

Кто по нраву ей - пусть венчается,

Золотым кольцом обручается».

4.

Полюбить ты меня полюбила,

Но приласкать ты меня не могла.

Помереть ты со мною хотела,

Поздно, поздно, голубка моя.

Пролетают злотые денечки,

Пролетают младые лета.

Проходят любовные ночки.

Остается одна лишь мечта.

5.

Сронила я колечко на правой руке.

Забилось сердечко о милом дружке.

Сказали мол помер, во гробе лежит.

В глубокой могиле землею зарыт.

Он больше не встанет, ко мне не придет.

Словечко не скажет, к груди не прижмет.

Одену я платье - к милому пойду.

Мне месяц укажет дорожку к нему.

Пускай люди судят, пускай говорят,

Что я молодая из дому ушла.
Из дому родного, детей бросила.

Пускай этот домик пылает огнем,

А я молодая страдаю о нем.

6.

Скакал казак через долину

Через манчьжурские края.

Скакал казачек одинокий.

Блестит колечко на руке.

Кольцо казачка подарила,

Когда пошел казак в поход.

Она дарила, говорила:

«Через год буду твоя».

Вот год прошел.

Казак стрелою в село родное поскакал.

Он увидел хату под горою,

Заныло сердце- замолчал.

Навстречу старая старушка

Ему лениво говорит:

«Напрасно ты, казак, стремишься,

Напрасно мучаешь коня.

Тебе казачка изменила,

Другому счастье отдала».

7.

Любила меня мать и уважала,

Что я ненаглядная дочь.

А дочь ее с милым убежала

В осеннюю темную ночь.

Бежала она лесом дремучим.

И вспомнила родную мать.

Вспомнила рощу зеленую,

Вспомнила свет голубой.

Вспомнила милого речи.

Залилась горючей слезой.

Приложение 4

Беляева Александра Ивановна, русская. 1931 г.р.Бунгур.Кемеровской области Новокузнецкого района.Прачка, неграмотная.

Частушки.

1.

Я иду,

Встану да подумаю.

Он меня не любит,

А я дура думаю.

2.

Все идут,

А моего не ведут.

А я буду губы дуть,

И моего приведут.

3.

Дом большой, дом большой.

Новое крылечко.

Как войду я в этот дом,

Заболит сердечко.

4.

Колхоз, колхоз

Новое названье.

Мужики коров доить -

Бабы на собрание.

5.

Я одену бело платье

До груди со стрелочкой.

Пусть Миленочек побегает

Как лиса за белочкой.

6.

Подружка моя,

Давай повертимся.

Двое любим одного

И не сердимся.

7.

Говорила брату:

«Не бери женату,

Бери девку туё,

Которую любишь горячо».

8.

Дорогой, куда поехал?

Дорогая, по воду.

Дорогой, не простудись

По такому холоду.

9.

Бригадир, бригадир,

Отпусти меня домой.

Уважительна причина-

Заболел Мотаня мой.

10.

Дайте кругу,

Дайте шире.

Буду любить

Шофера на машине.

Приложение 5

Самохина Нина Петровна родилась в 1940 году в городе Новокузнецке, который тогда назывался Сталинск.

В 1957г. окончила среднюю школу в Казахстане в селе Константиновка, Кокчетавской области. Там же закончила Боровской лесной техникум, получив специальность техника-лесовода. По этой специальности проработала 12 лет, а потом поступила в пединститут, получив специальность учителя географии. В Сосновской средней школе Новокузнецкого района работала 10 лет библиотекарем. Ее хобби-путешествия. Она побывала в Болгарии, Италии, Турции, Греции, на Мальте, в Израиле. Любит теплоходные путешествия по рекам. Совершила путешествие по Волге, Дону, Енисею, Ниве. Была на озерах Байкал, Телецкое, Ладожское. Посетила множество городов. С детства Нина Петровна очень любила петь русские песни, частушки, постоянно участвовала в художественной самодеятельности. «С 3-х лет я пела с бабушками и дедушками старинные и лирические песни»-рассказала нам Нина Петровна.

Про школу

1

Мы с подружкою вдвоем

Про Сосновку вам споем.

Хоть село не высший класс,

Школа есть в селе у нас

2

Школа наша не простая,

Есть 11 класс.

Приглашаем всех детишек

Поучиться здесь у нас!

3

И огромное спасибо

скажем мы учителям,

Преподносят нам уроки

И ЕГЭ не страшен нам.

4

Мы про школу вам пропели,

И споем еще не раз,

А теперь прошу послушать

Про отличный 6 класс

5

Картошка кипит-

Раскипается,

А наш Вовка в класс бежит-

Спотыкается.

6

А у нашего Валеры

Буквы долго плакали,

Потому что вместо букв

Пишет он каракули.

7

У доски стоит Светлана,

Слезы капают из глаз,

Неужели и сегодня

Не отвечу про Кавказ.

8

Вовка сильно похудел,

Он в кафе котлеты ел.

А в столовой то у нас

Вся еда из бизнесс-класс!

9

Во дворе мычит корова,

На забор взлетел петух.

А наш Васька из шестого

Встал и смотрит как лопух.

10

У нас в школе дискотека,

Во дворе поднялся шум,

Коля Власов в танцах мастер,

А в учебе ни бум-бум.

Про Сосновку

1

А Сосновочка - село хорошее место.

На 4 жениха аж 42 невесты!

Русской кухне здесь салют

Всё, что хочешь подают.

2

Есть и выпить –закусить

Я бы здесь остался жить.

Тут и мясо по- боярски,

Тут и курник-пирожок.

Ведь в Сосновке все по-царски.

Приезжай -ка к нам,дружок!

3

Меня сватали по лету-

У меня жакетки нету.

Меня сватали зимой-

Нету шубы меховой.

4

Я в Сосновке была,

Себе юбку добыла.

Тут прореха, тут дыра-

Зато в Сосновке побыла.

5

Что ж ты, девица, грустишь,

Голову повесила?

Почитай мои частушки-

Сразу станет весело!

6

Тучки по небу плывут,

Отражаясь в озере.

А Тарас приехал к Нюре

На своем бульдозере.

7

В поликлинике старушки

Ждут омоложение:

Одной- 80 лет-

Другая без движения.

Поговорки

В тихом омуте черти водятся.

Дело сделано — комар носа не подточит.

Делу — время, потехе — час.

Делят шкуру неубитого медведя.

За мужниной спиной как за каменной стеной.

За нечаянно бьют отчаянно.

Какие сани — такие и сами.

Кончил дело — гуляй смело.

Копейка рубль бережет.

Красоту уносят годы — доброту не унесут.

Детки — малые бедки, большие детки — большие хлопоты.

Мягко стелет — да жестко спать.

На "нет" и суда нет.

Если хочешь быть счастливым, будь им.

Слово- серебро, молчанье-золото.

Плохой мир лучше любой войны.

В тесноте –да не в обиде.

Ой, мороз, мороз

(русская народная песня)
Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Не морозь меня, моего коня,
Моего коня белогривого.
Моего коня белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, красавица,
Ждет меня домой, ждет печалится.
Я вернусь домой на закате дня.
Обниму жену, напою коня.
Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня. 

Приложение 6

Мандурова Клавдия Ивановна

Родилась в г.Сталинске в 1938 году. Окончила школу и поступила в торговый техникум и всю жизнь работала инспектором отдела кадров Новокузнецкого монтажного управления.

-Откуда знаете фольклор?

-Очень долгое время принимала участие в художественной самодеятельности, пела в хоре, ездила по концертам по разным районам и городам Кузбасса. Пели старинные, русско-народные песни, - поведала мне Клавдия Ивановна.

Песня всегда присутствовала в жизни Клавдии Ивановны. Ни один праздник не обходился без песни. Трудности легче переносятся с песней. Всю жизнь вела тетрадь, где записывала частушки, песни старинные и новые, и по сей день записывает их в тетрадь.

Частушки

1

Не ругай меня, мамаша,

Что сметану пролила.

Шел Алеша под окошком,

Я расстроена была.

2

Никому так не обидно

Как нашему деду.

Села баба на чугун

И кричит: «Уеду».

3

Я милого провожала,

Грустно было мне до слез.

На прощанье целовала

Не его, а паровоз!

4

Меня милый целовал,

К стеночке притиснул.

К стеночке притиснул –

Последний рубль свистнул.

5

Говорила баба деду-

Ты купи мене Победу

А не купишь мне Победу

Яуйду к другому деду!

6

Я любила Шурочку

За кожаную тужурочку.

Тужурочка сносилась,

Я с Шурой распростилась!

7

У меня миленков 30-

Все из разных деревень.

Двое ходят по субботам,

28 каждый день!

8

Я одену платье рябь

-Рябое-прирябое.

Кто с моим миленком сядет –

Морду поцарапаю.

9

Ха-ха-ха, ха-ха-ха.

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Повоюю я у них!

10

Я на камушке сижу,

Слезы мои капают.

Меня замуж не берут,

А лишь только сватают!

11

Все подружки шьют подушки,

А я одеяло.

Все подружки вышли замуж,

А я прозевала!

Приложение 7

Подкоузина Зоя Ивановна

Проголосные песни.

1

Из-за лесу, лесу темного,

Из-за гор, было, высоких гор,

Вылетала тут птица камская,

Птица камская, млад сизой орел.

Во когтях несет тело белое,

Тело белое, молодецкое.

Праву рученьку с могучим плечом.

Как на рученьке с могучим плечом.

Как на рученьке-то золот перстень.

Что золот перстень, во пятьсот рублей;

Одна вставочка есть во тысячу,

А на вставочке написано:

Отцу, матери челобитьицо:

Братьям, сестрам по поклону всем;

Молодой жене своя волюшка:

Хоть замуж поди, хоть вдовой живи.

Песнями проголосными называются те, которые не принадлежат к свадебным и круговым и поющим вообще медленно.

2

Ах ты, вен ли мой,

Да веночек, да веночек;

Мой лазоревый

Василечек, василечек;

На кого тебя, веночек,

Положити, положити?

Положу тебя, веночек,

На лебедку, на лебедку;

Ко душе красной девице

На головку, на головку;

Что не кум со кумою

Покумился,покумился;

Середи кружка

Становился, становился;

Он подарочком

Подарился,подарился;

Еще ты мой кум,

Еще я твоя кума;

Где мы сойдемся

Тут обоймемся,

Поцемуемся

Разойдемся, разойдемся.

Ах ты, венчик мой,

Да веночек, да веночек;

Мой лазоревый

Василечек.василечек;

На кого тебя,веночек,

Положити?Положити?

Положу тебя,веночек

На головку,на головку

На удалую молодецку,

Молодецку.

Молодецкую,

Княженецкую, Княженецкую.

Что не кум со кумою

Покумился,покумился

Среди кружка

Становился ,становился.

Он подарочком

Подарился, подарился.

Еще ты мой кум,

Еще я твоя кума;

Где мы сойдемся.

Тут обоймемся;

Поцелуемся,

Разойдемся, разойдемся.

Молодец при начале песни выходит с платком в руках или на плече, разумеется,под платком венок. При словах: «Положу тебя, веночек»-кладет платок на плечо какой-нибудь девушке, которая встает, потом оба, под с песни, ходят по комнате и кумятся. После этого молодец садится, а девушка ищет в свою очередь кума, положив свой платок на плечо избранного, кумятся и так далее. Поцелуй заключает каждое кумавство, которое достается каждому из играющих, как случай выбрать любимую или любимого и поцеловать, с позволения песни.

 Титульный лист оформляется в одном документе с основным текстом работы и только на русском языке.

Просмотров работы: 232