ИСТОРИЯ ПИОЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГИМНАЗИИ №41

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ПИОЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГИМНАЗИИ №41

Лоскутов М.И. 1Сечко Д.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№41» г. Кемерово
Прокичева С.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№41» г. Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждая школа нашего города – это не просто учебное заведение, это «живой организм» со своей истории, героями, победами и достижениями, информация о которых сохраняется в стенах школьных музеев. Сегодня нет ни одной школы, где бы ни был создан музей. Существует он и в нашей гимназии.

В нашем школьном комплексном краеведческом музее собран материал по различным периодам в истории нашей страны: Великая Отечественная война и герои – наши выпускники, история школы, директора и учителя гимназии, атрибуты школьной жизни советского подростка и многое другое.

В одной из выставочных витрин сохранилась школьная форма советского периода с красным пионерским галстуком. Я пыталась найти информацию о пионерской организации в нашей школе, ее буднях и праздниках, упоминания о пионерах, но, к сожалению, никакого материала в школьном музее не нашлось.

Цель работы: воссоздать историю возникновения и развития пионерской организации в гимназии №41.

В истории нашей гимназии можно выделить два периода. Рубежом для их выделения служить перемещение школы №41 в здание, в котором она находится в настоящее время – 1976 г. Наша гимназия располагается в Центральном районе, по адресу проспект Ленина 62Б

Задачи:1)определить время создания пионерской организации в школе №41, ее структуру, направления деятельности, трудности и успехи в первый период;

2)выявить изменения, которые произошли в пионерской организации во второй период;

3)рассмотреть роль пионерской организации в жизни советского школьника.

Объект исследования – история становления и развития пионерской организации в гимназии №41

Предмет исследования – роль пионерской организации в жизни школьников.

Гипотеза – пионерская организация в нашей гимназии оказывала значительную помощь в решении важных задач в области воспитания и образования школьников: воспитание у ребят ценностей, соответствующих требованию времени, помощь в мотивации ребят на учебу, профилактику девиантного поведения.

Методы исследование:

- анализ документов, содержащихся в ГАКО (Государственный архив Кемеровской области);

- изучение материалов школьного музея;

- интервью с учителями гимназии – выпускниками;

- изучение литературы по истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

Около 100 лет прошло со времени создания пионерской организации. 19 мая 1922 года – это дата вошла в историю нашей страны как день создания детской организации, которая была названа пионерской организацией.  В настоящее время в школе нет пионеров и пионерской организации, но 19 мая осталось в истории как день рождения пионерской организации.

Изучение истории детских общественных движений и их опыта является актуальным вопросом, так как современные российские школьники в большинстве своем не активно посещают кружки и секции, большую часть времени проводят с гаджетами, что приводит к социальным деформациям – росту конфликтов и неумению работать в коллективе. По этой причине некоторые формы работы и организации подростков помогли бы разрешить эти проблемы. С 2015 в России появилась детская организация – Российское движение школьников, которая заимствовала некоторые организационные и деятельностные штрихи Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина

Глава 1: Пионерская организация в гимназии до 1976г.

История пионерской организации в нашей гимназии неразрывно связана с историей пионерского движения в стране. 29 октябре 1918 г. по инициативе вождя Российской коммунистической партии В. И. Ленина был создан Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ), который впоследствии был переименован в ВЛКСМ. Союз объединял молодых людей в возрасте 14-28 лет. Цель организации - идеологическое воспитание молодежи и реализация политических и социальных проектов.

Для организации детей и реализации вышеназванной цели по инициативе РКСМ в 1922 г. создаются детские коммунистические группы при партийных и комсомольских ячейках промышленных предприятий Москвы. Опыт московского комсомола был одобрен решением 2-Й Всероссийской конференции РКСМ от 19 мая 1922г. и стал Днем рождения советской пионерии [Лебединский В. В. Теория и методика пионерской работы - М. – 1985г. – с.11. ].

Первые пионерские отряды в городе Кемерово появились в октябре 1922 г. Их было два и существовали они при промышленных предприятиях города: Коксохимическом заводе и Кемеровском руднике. Отряды были невелики по своему составу: при заводе 13 пионеров, при руднике лишь 12 [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.12, - с.9 ].

Главным направлением деятельности пионеров страны в 1920-30-годы стала борьба с неграмотностью и беспризорностью. У пионерской организации появляются свои печатные издания – газета «Пионерская Правда», издававшаяся с 1925 г. и журналы «Пионер» и «Вожатый» [Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Атлас. – М. 1976. – с.16].

Пионерские отряды формировались из школьников 12-14 лет. При каждом отряде был взрослый наставник – пионервожатый.

В 1923 г. в г. Томске были организованы курсы для первых пионервожатых, прослушала которые и первая пионервожатая в г. Щегловск (Кемерово) Александра Григорьевна Баева.

Школа №41 была открыта в 1935 г. в двухэтажном здании на улице Н. Островского. (Приложение 1) В этом же году появилась пионерская организация, которая была создана на основании решения Бюро ЦК ВЛКСМ г. Кемерово [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.12, - с.30].

Данные ГАКО утверждают, что количество ребят в отрядах не превышало 50 человек, а обучалось в школе более 400 человек. В каждый отряд назначался пионервожатый из числа комсомольцев школы. Вступить в пионерскую организацию можно было с 10 лет.

Заводы, стройки, колхозы, народное образование – вот главные зоны пионерского действия в период индустриализации и коллективизации страны. Пионеры рассказывали своим одноклассникам о важности решения этих вопросов с целью формирования положительного настроя, пропаганды идеи социалистического строительства и необходимости упорного труда на благо социалистической Родины.

С увеличением количества классов увеличивалось и количество пионерских отрядов, что отражено в статистических отчетах, предоставленных старшей пионерской вожатой в Горком ВЛКСМ. Так в 1937г. в школе обучалось 1200 человек, из них пионеров – 475, организованных в 20 отрядов. Возраст пионеров от 11 до 16 лет [ГАКО, – Р.1215, - О.1, - Д.163, - с.67].

С ростом числа пионеров становится актуален вопрос увеличения количества пионервожатых. Как правило, вожатых назначали из числа комсомольцев школы. Однако в 1930-е годы для укрепления связи школы и предприятий вводилась практика направлять комсомольцев предприятий в школы в качестве вожатых. Этой работой занимался Городской комитет ВЛКСМ.

Фонды ГАКО содержат автобиографии комсомольцев-пионервожатых, направленных в школу №41. [ГАКО, – Р.53, - О.1, - Д.429] Все претенденты должны были иметь «пролетарское происхождение», те есть происходить из семей рабочих или крестьян и образование не менее 7 классов. Обязательным условием являлось членство в рядах ВЛКСМ. Вожатые, направленные в отряды, трудились на предприятиях города, а в свободное от работы время должны были встречаться со своими подопечными пионерами для проведения походов, пионерских собраний, организации классных часов.

Профессии вожатых: медсестра (Шаргина Н. А.), работник редакции местной газеты (Попова Е. Е.), монтер телефонной станции (Окунцов Б. В.), работник госбанка (Лапина Т. В.) [ГАКО, – Р.53, - О.1, - Д.433, Д.429]. (Приложение 2)

Вожатые не получали заработной платы за свой труд. Статистические отчеты указывали на недостаточное количество пионервожатых. В 1938 г. 7 из 20 отрядов не были укомплектованы наставниками.

В 1940 г. Горком ВЛКСМ для привлечения вожатых из числа работающих комсомольцев установил ставки оплаты за труд вожатых. Ряд школьных вожатых получали 250 рублей, в школе №41 – 200 рублей [ГАКО, – Р.53, - О.1, - Д.430, - с.24]. Размер зарплат в стране колебался в пределах от 600 до 1000 руб [http://historian30h.livejournal.com/46012.html]. Что позволяет сделать вывод о незначительном размере вожатского жалования.

Пионерская организация построена по территориальному признаку, объединяя республиканские, краевые, областные, городские, районные пионерские организации. Основа пионерской организации – дружина пионеров, которая объединяет классные пионерские отряды [Лебединский В. В. Теория и методика пионерской работы - М. – 1985г. – с.46].

В 1930 годы определилась структура пионерской организации в школе. Руководил пионерской организацией школы старший пионерский вожатый – это работник, входивший в штат педагогов и получающий зарплату. Все пионеры школы объединялись в пионерские отряды, которые создавался на базе какого-либо класса, его работу направлял отрядный вожатый из числа учеников-комсомольцев школы или комсомолец, работающий на предприятии города. Отряд делился на звенья, состоящие из 5-7 человек.

Основные проблемы, которые обсуждались на отрядных пионерских сборах - это повышению уровня успеваемости, организации социалистических соревнований между пионерами, которые могли проходить по разным направлениям: спорт, помощь в организации массовых мероприятий, участие во внешкольных трудовых десантах. Одним из интересных направлений деятельности пионеров являлась организация оборонной работы, которая включала в себя обучение стрельбе.

Особое внимание уделялось политической работе, которая заключалось в проведении бесед о важных событиях страны: празднование Дня Конституции, юбилеи руководителя страны - И. В. Сталина, обсуждение докладов высших государственных сановников - В. М. Молотова, почитание памяти убитого в 1934 г. С. Кирова и другое.

Привлекались пионеры для работы по организации выборов в местные советы. Ребята должны были обходить дома жителей города для приглашения их принять участие в голосовании.

Отчеты старшей пионерской вожатой Дудниковой Е. В (1939 – 1940гг.), направляемые в Горком ВЛКСМ, дают возможность определить направления деятельности пионерской организации школы накануне Великой Отечественной войны [ГАКО, – Р.53, - О.1, - Д.435, - с.49-54].

Нередко старшие пионерские вожатые критиковали деятельность директоров и педагогов школы. Так, представитель школы №41, на совещании пионерских вожатых, директоров и классных руководителей 04.03.1937г. Лазуткина отметила, что пионерская комната не оборудована, комсомольцы не оказывают помощь в работе с пионерами, а классные руководители не ведут работу с детьми и авторитетом среди детей не пользуются [ГАКО, – Р.53, - О.1, - Д.149, - с.45].

Критике со стороны комсомольских органов подвергалась деятельность пионерской организации и в годы Великой Отечественной войны. Директором школы в это время являлся «товарищ Бахрак» (в документах не указаны инициалы, они заменялись на «товарищ»). Недостатки в работе отмечались при перестройке пионерской организации, укомплектовании отрядов вожатыми, ношение школьной формы и пионерских галстуков, взаимодействии учительских кадров с пионерами. [ГАКО, – Р.15, - О.8, - Д.43, - с.15]

В годы Великой Отечественной войны пионеры должны были оказывать посильную помощь фронту. Архивные документы содержат информацию о формах и размерах пионерской помощи «…самая большая помощь фронту – учеба». [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.12, - с.36] Кемеровская газета «Кузбасс от 15 июля 1941 г. сообщала об организации команды Тимура (герой романа А. Гайдара «Тимур и его команда»), которая собрала 42 тонны металлолома и 4835 рублей денег на постройку эскадрильи «Новосибирский комсомолец», а также сдали в фонд обороны 6665 рублей. Дети-пионеры должны были убеждать своих родителей приобретать облигации государственных займов, средства которых шли на оснащение Красной Армии оружием и боеприпасами. Помощью фронту являлся и ремонт парт, уборка помещения и двора, заготовка угля. [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.12, - с.38] Пионером школы №41 являлся Герой Советского Союза Геннадий Иванович Красильников, погибший при форсировании Днепра [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.12, - с.52]. Пионеры школы брали на себя обязательства, которые расценивались как помощь фронту. «…ревностно относится к своей пионерской чести, а честь эта заключается в том, чтобы всем классом учиться и вести себя лучше всех в школе – это сказано о 6А классе школы №41. [ГАКО, – Р.1215, - О.10, - Д.45, - с.4].

После окончания Великой Отечественной войны, в 1948 г. произошло деление школы на мужскую и женскую. Мужская школа располагалась на улице Трудовой, а женская - на улице Ермака (здание КемГУ). Пионерские организации появились и в мужской, и в женской школа. В архивных документах сохранились сведения о деятельности пионерской организации, фамилиях старших пионерских вожатых. Критике была подвержена работа вожатой Цибрак, которая не вышла на общественные работы по озеленению территории школы, получив за это выговор и отстранение от работы. Вместо Цибрак функции старшей пионерской вожатой исполняла Глебова. [ГАКО, – Р.404, - О.1, - Д.17, - с.208]

В 1942 г. пионеры школ объединялись в дружины, которые являлись символом героизма боевых дружин, действующих в революции 1905-1907 гг. Усложняется структура пионерской организации. Высшим органом, принимающим решение по важным вопросам пионерской организации, становиться пионерский сбор, где выбирается совет дружины из числа лучших пионеров школы, возглавляет Совет – председатель Совета дружины. Совет дружины – орган самоуправления школьников-пионеров. Каждая дружина имела свою атрибутику – Красное знамя, которое хранилось в пионерской комнате школы.

В 1950-годы между пионерскими дружинами города разворачивается соревнования за звание «Спутник семилетки» (семилетний план развития народного хозяйства СССР 1959-1965 гг.). Критерии для организации соревнований:

- количество учащихся в классах – из них пионеров;

- количество успевающих, хорошистов и отличников;

- участие в сборе металлолома, овладение профессиями, работы по самообслуживанию;

- разнообразие формы работы в пионерских звеньях – сборы, экскурсии, костры, встречи, утренники, походы, работы с книгой, пионерскими журналами «Костер», «Юный техник», «Юный натуралист», тимуровская и шефская работа, участие в работе кружков, изучение истории пионерской организации, переписка с пионерами из социалистических стран и многое другое.

Критерии отбора лучших дружин города позволяют сделать вывод о разнообразных формах деятельности и досуга школьников-пионеров.

Архивные документы сообщают и о формах поощрения пионерских дружин: за 1 место – грамота Обкома ВЛКСМ, 1 путевка за границу и 2 путевки в пионерский лагерь «Артек»; 2 место – 2 путевки в «Артек», 3 место – 1 путевка в «Артек». [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.128, - с.1] Путевки выделялись на дружину, и совет дружины принимал решение о том, кого конкретно наградить данными путевками. К сожалению, в архивных документах нет информации об учениках школы №41, награжденных путевками и грамотами.

В 1956 г. комитет ВЛКСМ в Центральной районе провел выездную проверку деятельности пионерской организации школы. Положительно была отмечена деятельность старших пионервожатых Белоноговой и Шибаевой. [ГАКО, – Р.404, - О.1, - Д.56, - с.126-127]

В 1974 году школа №41 была закрыта, а учащиеся переведены в школы 84, 62, 10 и 1.

Вывод: с развитием Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина развивалась и пионерская организация школы№41, которая решала важную общественную задачу – воспитание и социализации школьников в духе социалистической действительности. Пионерская организация школы была автономной, но действовала под контролем Городского комитета ВЛКСМ и районного комитета ВЛКСМ.

Глава 2: Пионерская организация в гимназии №41 с 1976 по 1991 гг.

1 сентября 1976 года школа №41 распахнула двери нового здания по адресу проспект Ленина 62Б для школьников микрорайона. Пионерская организация была создана сразу же после открытия.

Пионерские дружины школ города включились в многочисленные соревнования. Это и смотры-конкурсы барабанщиков, флаговых, спортивные соревнования, конкурсы стенных газет, сделанных руками школьников. Смотры конкурсы проходили во Дворце пионеров имени В. Волошиной, который располагался на ул. Мичурина (сейчас это здание занимает Городской классический лицей и Центр творчества имени В. Волошиной).

Необычна для современного времени была форма поощрения победителей – фотография у знамени Городского Совета пионерской организации. В 1981 г. этой награды была удостоена одна из учениц 7В класса школы, председатель совета дружины Соловьева Наташа. [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.77, - с.5] (Приложение 3)

Пионерский коллектив нашей гимназии с 1976 года вступил в соревнование за право называться правофланговой дружиной, которое присваивалось дружинам-победителям городских соревнований. Одной из форм состязаний стало участие пионеров города в «Операции Искра». Школьники-пионеры в срок с 1 апреля по 20 декабря 1978 г. должны были собрать открытки с изображением символов и ритуалов СССР. [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.129, - с.134] К сожалению, победителями пионеры нашей школы так и не стали, не получила дружина и звание правофланговая. Это объясняется сравнительно «молодым» пионерским активом и неопытностью старших пионерских вожатых. Ведь школа существовала только 2 года.

В 1970-80-гг. для представления пионерской организации школы изготавливали «папки-раскладушки», где содержалась информация о пионерской дружине и ее деятельности. «Папки-раскладушки» находятся на хранении в фондах ГАКО (Приложения 4, 5). Так в апреле 1980 г. была выпущена очередная «раскладушка», где помещена информация о составе дружины, лучших пионерах и отрядных вожатых, мероприятия пионерских отрядов. Пионеры школы участвовали во Всесоюзной акции «Миллион – Родине», «БАМу – пионерские поезда», неделя зарубежного друга. 1979г. был объявлен международным годом ребенка. В школе был проведен праздник «Пусть будут дружбою согреты все пять частей одной планеты». Школьники собрали и отправили нуждающимся детям Вьетнама 10 посылок с учебными принадлежностями. [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.256]

Пионерская дружина носила имя Героя Великой Отечественной войны Г. И. Красильникова. Традиционно в школе 6 октября, в день рождения героя проходили уроки мужества и классные часы, где ребята вспоминали выпускника школы, его героическую гибель. В настоящее время в гимназии эта традиция сохранена. 6 октября отмечается день рождения Геннадия Ивановича.

Папки – раскладушки являлись формой отчетности пионерской организации школы перед райкомом ВЛКСМ. Одна из папок была создана к XXVI съезду КПСС (23 февраля по 3 марта 1981г.). В ней отмечено, что пионеры школы успешно подготовились к этому знаменательному для страны событию – была открыта комната Боевой славы имени Г. И. Красильникова. [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.257, - с.10] (Приложения 6, 7, 8) В настоящее время на базе комнаты создан школьный музей.

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. В стране началась «перестройка», которая принесли критику деятельности коммунистической партии страны и соответственно ее младшего партнера – Всесоюзную пионерскую организацию. Для поддержания авторитета пионеров разрабатываются программные документы, один из них «Основные направления общеобразовательной и профессиональной школы», где главной задачей ставится «решительно поднять авторитет пионерских и комсомольских организаций, их роль в идейно-политическом воспитании учащихся». [ГАКО, – Р.1215, - О.8, - Д.213, - с.10]

В городском комитете ВЛКСМ был разработан план-смотр пионерских комнат, который проводился в сентябре 1989г. Фонды ГАКО содержат информацию об итогах смотра. Деятельность пионерской комнаты и старших пионерской вожатой была оценена на 1,5 балла (пятибалльная шкала). Были отмечены недостатки – пионерская комната не отвечает требованиям, нет летописи пионерской дружины, традиции пионерской организации сохраняются слабо, нет системы работы в изучении газеты «Пионерская правда» и т.д. Основную причину члены жюри видели в недостаточном опыте старшей пионерской вожатой, которая работала в этой должности первый год.

Вывод: изучение архивных документов позволяют отметить работу пионерской организации в школе №41 – она была не самая лучшая в городе и Центральном районе, но и последние места никогда не занимала.

Заключение

Анализ истории становления и деятельности пионерской организации в гимназии №41 позволяет сделать вывод о ее важной роли в жизни школы. Направления деятельности пионерской организации вплетается в контекст исторических событий, нужд и запросов Советского Союза. Деятельность пионерской организации в гимназии – неотъемлемая часть процесса формирования личности советского школьника. С усложнением общественных отношений в советском обществе - усложняется организационная структура пионерской организации, увеличивается ее роль в школе, а также внимание со стороны других государственных и общественных организаций. Вместе с тем с усугублением отрицательных тенденций в развитии советского государства, падением авторитета коммунистической партии снижается роль пионерской организации.

Список источников и литературы

1.Лебединский В. В. Теория и методика пионерской работы - М. – 1985г.

2.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.12.

3.Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Атлас. – М. 1976.

4.ГАК, – Р.1215, - О.1, - Д.163.

5.ГАК, – Р.53, - О.1, - Д.429.

6.ГАК, – Р.53, - О.1, - Д.433.

7.ГАК, – Р.53, - О.1, - Д.430.

8.ГАК, – Р.53, - О.1, - Д.435.

9.ГАК, – Р.53, - О.1, - Д.149.

10.ГАК, – Р.15, - О.8, - Д.43.

11.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.12.

12.ГАК, – Р.1215, - О.10, - Д.45.

13.ГАК, – Р.404, - О.1, - Д.17.

14.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.128.

15.ГАК, – Р.404, - О.1, - Д.56.

16.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.77.

17. ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.129.

18.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.256.

19.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.257.

20.ГАК, – Р.1215, - О.8, - Д.213.

21.http://historian30h.livejournal.com/46012.html

Приложения 10

Музей Гимназии №41 2022г.

Просмотров работы: 96