Творческое наследие Джузеппе и Джованни Бернардацци

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творческое наследие Джузеппе и Джованни Бернардацци

Колтунов А.И. 1
1МБОУ КСОШ №19 г. Пятигорска
Коваль Т.В. 1
1МБОУ КСОШ №19 г. Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Братья Бернардаццци, оказавших

величайшую пользу делу, которому они

посвятили труд свой, на Водах нет никого

достойного, нести имя архитектора…

Князь М. Воронцов

Введение. Пятигорск называют городом музеем. Здесь находится около 100 памятников истории, культуры и архитектуры, а аналогов разнообразия пятигорской минеральной воды нет нигде в мире. Своим особым очарованием Пятигорск во многом обязан таланту и упорному труду его первых архитекторов – братьев Бернардацци. Будущий знаменитый курорт вырастал среди дикой, скалистой местности, из расщелин которой били живительные ключи. Благодаря швейцарским зодчим Пятигорск обретал свои уникальные черты, воплощенные в здания, прекрасные беседки, гроты, купальни. На улицах старого Пятигорска можно увидеть прекрасные творения Уптона, Шарлеманя, Перетятковича и многих других талантливых зодчих, настоящие жемчужины воплощенной архитекторской мысли, которые продолжили работу Бернардации. И ныне, спустя 200 лет, Пятигорск остается памятником искуснейших зодчих, создавшими его и оставшимся в нем навсегда. Их имена – Джузеппе и Джованни Бернардацци. 2022 год  объявлен в Пятигорске Годом братьев Бернардацци – в рамках проведения общероссийского Года культурного наследия народов страны.

«...Построены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склону Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны...» – эти слова принадлежат А. С. Пушкину, посетившему Пятигорск в 1829 году по пути в Арзрум. Поэт, как и другие его современники, отметил благотворные перемены в облике и благоустройстве курорта, последовавшие с начала 20-х годов прошлого столетия.

Актуальные события привели к теме исследовательской работы «Творческое наследие Джузеппе и Джованни Бернардации». 

Перед началом работы я поставил цель: собрать максимально возможное количество информации о деятельности зодчих Бернардацци, раскрыть их роль в жизни курорта Пятигорска.

Выше сказанное определило выбор темы моей исследовательской работы – «Наследие Джузеппе и Джованни Бернардации». В данной исследовательской работе будет рассказано обо всех интересных фактах связанных с деятельностью зодчих Бернардацци.

Разработка квеста «Творческие чудеса братьев Бернардацци» и размещение ее на информационно-коммуникационном сайте позволит расширить возможности для распространения данной информации.

Награда за посещение маршрута квеста «Наследие Джузеппе и Джованни Бернардации»» станет хорошим мотивирующим толчком к посещению главных достопримечательностей региона, изучению его истории.

Цель работы: познакомиться с деятельностью зодчих братьев Бернардацци, создать мотивации для изучения региона и посещения гостями и жителями региона главных достопримечательностей Кавказских Минеральных вод и развития пешего туризма.

Передо мной стояли следующие задачи:

Составить квест «Чудеса братьев Бернардацци»

Объектом моей работы является квест.

Предметом – архитектура братьев Бернардацци..

База исследования – библиографические  и исторические источники, фотографии

Достичь поставленной цели помогли задачи:

1.Проконсультироваться с учителем по поводу необходимой литературы;

2.Посетить краеведческий музей;

3.Поработать с Интернетом в поисках информации о зодчих Бернардацци;

4. Проанализировать собранный материал

5. Подготовить слайдовую презентацию и представить свою работу классу

Гипотеза: Если мы будем больше знать о архитектурном творении Бернардацци в жизни людей, более трепетно будем относиться к нашим культурному наследию.

Методы исследования: анализ наблюдение, сбор информации из разных источников, обобщение и систематизация собранного материала.

Основная часть

Теоретическая часть

Исторический экскурс

Из источников информации я составила исторический экскурс деятельности братьев Бернардации

Джузеппе-Марко (Иван) Бернардацци (1788—1840) родился в селении Памбио недалеко от города Лугано в итальянской части Швейцарии (кантон Тичино), в семье потомственных архитекторов. Вместе со своим братом Джованни Баттиста (Иосиф) (1782—1842). Джузеппе по образованию был архитектором, а Джованни каменщиком – идеальный творческий тандем.

После обучения в Италии и Франции в 1819 году братья Бернардацци приехали в Петербург, где под руководством О. Монферрана (французский и российский архитектор и инженер.), участвовали в строительстве Исаакиевского собора. В это же время один из первых устроителей Кавказских Минеральных Вод генерал А. П. Ермолов обратился к управляющему Министерства внутренних дел графу В. П. Кочубею с просьбой найти способного архитектора для обустройства кавказского курорта. В. П. Кочубей предложил должность главного архитектора Кавказских Минеральных Вод уже известному в Петербурге зодчему Джузеппе Бернардацци. Возможность самостоятельной архитектурной деятельности была воспринята с радостью и 22 августа 1822 года братья Бернардацци заключили соответствующий контракт с Медицинским департаментом при Министерстве внутренних дел. В 19 веке курорты Минеральных Вод переживали расцвет. На поправку здоровья сюда устремился весь цвет российской интеллигенции. Певцы, художники, композиторы не считали зазорным заиметь тут дачу или усадьбу. Популярность городов росла, надо было приводить их в порядок, придавать лоск и решать архитектурный вопрос. Вот только зодчие ехать сюда не торопились из-за дурной славы, которую создали региону горные разбойники.

Братья прибыли на воды в 1822 году, да так здесь и остались. Курорт стал второй родиной для швейцарцев. Здесь они строили гостиницы, больницы, жилые дома, питьевые галереи, казенные учреждения, прогулочные бульвары, проектировали парки, скверы и многое другое. Годами трудились, не покладая рук и успели преобразить Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Георгиевск и Ставрополь.

Теплый гористый край стал для зодчих второй родиной, и они до конца своих дней самоотверженно трудились для его блага. В рапорте от 14 ноября 1839 года числится 147 наименований работ, выполненных братьями сверх контракта. В этом малообжитом еще краю Бернардацци пришлось строить не только здания. Обучаясь на месте инженерному делу  и особенностями работы с таким материалом, как травертин (известковый туф) да еще и в таком сложном рельефе., они занимались каптированием (заключать в трубы воду источника) источников, дренажированием (удаление воды с поверхности земли ) с земельных участков, проектированием дорог и парков.

1.1. Тайна вулканов

На Горячих водах, за короткий срок братьям удалось сделать, казалось бы, невозможное. Доселе пустынная долина преобразилась! Главным украшением стала еще одна «Ресторация» – одновременно общественный центр и гостиница. Неподалеку – Николаевские (ныне Лермонтовские) ванны с двумя крытыми бассейнами. Широкий бульвар, ныне именуемый «Цветник», сразу стал излюбленным местом гуляний «курортной публики». Вдоль него расположились новые усадьбы горожан, выдержанные в одном стиле с классическими фронтонами казенных зданий. Отроги Машука оживились высаженными деревьями, цветочными клумбами, деревянными беседками, уютными гротами, извилистыми дорожками и въездами для карет к термам, расположенным на склоне горы. На одной из площадок построили каменную ротонду с восемью колоннами – «Эолову арфу», по вечерам из нее доносились нежные звуки музыки. Естественные возвышенности были увенчаны смотровыми павильонами, откуда можно было полюбоваться панорамой местности и заснеженными вершинами Эльбруса. Пролегли удобные дороги к еще одной достопримечательности – «Провалу», к вершине Машука и к соседним курортам. Многое из упомянутого и ныне украшает Пятигорск.

Условия работы и быта архитекторов складывались нелегко, многое они были вынуждены делать сами, вручную, т. к. не хватало мастеров-профессионалов, строительных материалов. Приходилось терпеть критику невежд, высокомерие и безразличие чиновников, материальные затруднения. Только подлинно культурные и великодушные люди из администрации Кавказского наместничества – генералы А. П. Ермолов, П. X. Граббе, Г. А. Емануель, М. С. Воронцов отдавали должное таланту и самоотверженности архитекторов, пытались облегчить их жизнь.

Без преувеличения можно сказать, что братья Бернардацци, увлеченные творчеством, буквально «сгорали» на работе. Приходилось строить не только на курортах, ими возводились административные здания, гостиницы, госпитали в Ставрополе, Георгиевске, шотландском селении Каррас. В рапорте от 14 сентября 1839 года Джузеппе упоминает 147 объектов, и это далеко не полный список!

Командующий войсками Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенант П. Граббе в 1839 году направил в центр представление о награждении «за примерную усердную службу, отличное знание дела и успешное его исполнение» архитектора 10 класса Иосифа Бернардацци орденом Св.Владимира 4 степени, архитектора 14 класса Ивана Бернардацци орденом Св.Анны 4 степени. Из сохранившегося в архиве письма медицинского департамента Министерства внутренних дел с сожалением узнаем, что в наградах братьям отказано, «исходя, что они не имеют еще знаков отличия беспорочной службы». Ох уж эти чиновно-бюрократические условности...

Складывающиеся обстоятельства вместе с тяжелым недугом лишили Джузеппе сил для дальнейшего творчества. В 1840 году в возрасте всего 52 лет он скончался. На попечении брата, у которого не было своей семьи, остались жена Вильгельмина, сын Александр 13 лет и дочери Александра 16 и Екатерина 4 лет.

Всего на два года пережил брата и Джованни. Работая до изнеможения над составлением чертежей, он в конце концов ослеп, умер в 60 лет. Кавказский наместник князь М. Воронцов доносил императору: «После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу делу, которому они посвятили труд свой, на Водах нет никого, достойного нести имя архитектора…».

На старом пятигорском кладбище каким-то чудом уцелело травертиновое надгробие братьев Бернардацци. Но лучшим памятником талантливым и самоотверженным зодчим стала воплощенная в камне фантазия мастеров в разных уголках Кавказских Минеральных Вод, прежде всего – неповторимый город у подножия Машука.

Остается лишь удивляться тому, что город не так уж заботливо хранит память своих фактических создателей, ставших в России истинными сынами нового Отечества и положивших жизнь на алтарь служения ему до последнего вздоха. А ведь фамилия Бернардацци заслужила место и в списке почетных граждан Пятигорска…

Обидно, но далеко не все задумки архитектурных гениев нашли воплощение. Из-за досадной ошибки было прекращено строительство галерей на склонах Машука. Чиновники от строительства посчитали это опасным и чреватым обрушением грунта. Годы спустя обнаружилось, что опасения были напрасными и в расчетах допущена ошибка, но братьев Бернардацци уже не было в живых. Многие проекты вообще были утеряны, среди них чертеж подземного канала для подачи воды, проект фонтана с аллегорическими фигурами и церковь Скорбящей Божьей Матери.1

1.2. Где же братья жили в Пятигорске

Это был дом для раненых офицеров, так называемый Общественный дом, который именовался в некоторых документах и Дворянской гостиницей. Стоял он вблизи нынешних Ермоловских ванн. Из записи в «Журнале комитета министров» известно, что в 1827 году дом этот «занимают с одной стороны строительная комиссия, а с другой — казенная аптека». Иосиф Бернардацци был главным архитектором Строительной комиссии. И вполне вероятно, что ему и брату отвели в этом доме комнату, которая и стала первым их жильем. Тем более что были они людьми небогатыми и вряд ли могли снимать частную квартиру, которая в курортном поселке стоила недешево. А позже, когда казенная гостиница смогла принимать постояльцев, братья переселились в ее флигель, выходивший фасадом в Нижний переулок (ныне улица Красноармейская).
Но прожили они там недолго. Уже через год, получив в награду за свои заслуги табакерку, украшенную бриллиантами, Бернардацци заложили ее и на вырученные деньги купили в Средне-Солдатской слободке турлучный домик под камышовой крышей. Нынешний адрес участка — улица Теплосерная, 28, ,— та часть улицы, где стоял ныне разрушенный дом номер 18, стала застраиваться лишь на рубеже XIX и ХХ веков.
«Архитекторы в 1828-1829 гг. полностью перестроили старый дом, укрепили его фундамент и цоколь, стены выложили из дубовых брусьев (сохранились до сих пор), т.е. сделали дом удобным для жилья».

Практическая часть

 2.1. Творческая деятельность архитекторов Бернардацци в Пятигорске

В своей работе я решила определить объекты созданные братьями Бернардацци. Для этого я использовала книгу С. В. Боглачев «Архитектура старого Пятигорска». В основу издания положены многолетние исследования автора — Сергея Васильевича Боглачева, работавшего в крупнейших архивах и библиотеках страны, по истории КМВ и местного зодчества.

Из источников информации по данной теме я узнал:

Здания строго Пятигорска: Николаевские ванны стали называться Лермонтовскими в память о том, что великий поэт принимал в них процедуры. Лермонтовские ванны (Приложение )

Здания старого Пятигорска:Елизаветинский источник (Академическая галерея) 

Здание старого Пятигорска: Казенная ресторация.

Здания старого Пятигорска:офицерский дом для бедных офицеров (курортная поликлиника).

Здания старого Пятигорска: Здания старого Пятигорска Римско - католическая церковь (Костел)

Ландшафтная архитектура Пятигорска старого Пятигорска: Главный бульвар (пр.Кирова) 

Ландшафтная архитектура Пятигорска:Елизаветинский цветник В начале пр. Кирова, по сторонам огромной лестницы, ведущей к Академической галерее, .(приложение 2)

Ландшафтная архитектура ПятигорскаЕмануелевский парк (Приложение 3)

 Ландшафтная архитектура Пятигорска: Парк первоначально назывался Николаевский Цветник

Ландшафтная архитектура: Нагорный парк.

Малые архитектурные формы. Грот Лермонтова

Малые архитектурные формы. Грот Дианы

Малые архитектурные формы. Беседка «Эоловая арфа»

Малые архитектурные формы. Грот Дианы

Малые архитектурные формы. Фонтан «Гномы»

Утраченная архитектура ПятигорскаСкорбященская церковь(Питьевой галереи в Цветнике)

Утраченная архитектура Пятигорска Дома помещика Арешева (здравницы «Золотое руно».)

Утраченная архитектура Пятигорска Монумент персидского принца (вершина Машука)

Утраченная архитектура Пятигорска. Спускное устройство в воронку Провала.

Нереализованные архитектурные проекты. Из-за досадной ошибки было прекращено строительство галерей на склонах Машука. Чиновники от строительства посчитали это опасным и чреватым обрушением грунта. Годы спустя обнаружилось, что опасения были напрасными и в расчетах допущена ошибка, но братьев Бернардацци уже не было в живых.

Нереализованные архитектурные проекты.  Многие проекты вообще были утеряны, среди них чертеж подземного канала для подачи воды, проект фонтана с аллегорическими фигурами и церковь Скорбящей Божьей Матери.

Квест «Творческие чудеса братьев Бернардацци»

Задание маршрута

Баллы

11

Где родился Джузеппе-Марко Бернардацци?

Ответ (Родился в селении Памбио недалеко от города Лугано в итальянской части Швейцарии)

3

22

Профессии братьев Бернардацци?

Ответ. Джузеппе по образованию был архитектором, а Джованни каменщиком – идеальный творческий тандем.

2

33

Осью возникавшего городка служила заложенная зодчими широкая улица с бульваром из лип, поменявшая за долгие годы не одно название.

Ответ Проспект им. С. М. Кирова.

2

44

Эльбрусская военно-научная экспедиция 1829 года, возглавляемая генералом Г. А. Емануелем, когда впервые на знаменитую вершину ступила нога человека. В память об этом событии архитекторы построили грот «Эльбрус». Современное название.

Ответ. «Грот Дианы»

3

55

На месте болотца в центре города ими был разбит городской сад – ныне известный многим, описанный в художественных произведениях?

Ответ. Цветник

3

5

История этого парка - история борьбы человека с природными стихиями?

Ответ.Нагорный парк

3

6

Назвать стихии этого парка.

Ответ. Растительность на хребте Горячей горы была весьма скуднойтак как тонкий слой почвыпропитанный солямиразрушаемый жарким солнцемсильными ветрами и и ливнямине представлял благоприятных условий для посадок.

5

7

В возвышенной точке Бернардацци поместили деревянную крытую полотном Елизаветинскую галерею с колодцем над одноименным источником. Построенная позже на этом месте С. И. Уптоном каменная галерея была названа?

Ответ. Академической в честь 200-летия Российской Академии наук в 1925 году.

3

 

Желающие могли спускаться к целебному подземному озеру в подвесных «корзинах», и, по преданию, Лермонтов был первым таким смельчаком?

Ответ. Братьями Бернардацци было сделано спускное устройство в воронку Провала.

2

 

Вы обладатели 25 валов являетесь « Знатоком творческих чудес братьев Бернардацци»

 

Заключение

По результатам исследований можно сделать выводы:

- Прогуливаясь по городу, можно заметить как архитектура курортной части города отличается от остальных построек разных времен застройки курортного городка.;

- История Пятигорска и первоначальный архитектурный облик города неразрывно связаны с именами зодчих Джузеппе и Джованни Бернардацци.

- швейцарцы по происхождению всей душой полюбившие наш край, и своим трудом украсившие ее»;

- Теплый гористый край стал для зодчих второй родиной, и они до конца своих дней самоотверженно трудились для его блага.

- На Горячих водах, за короткий срок братьям удалось сделать, казалось бы, невозможное. Доселе пустынная долина преобразилась

Похоронены они в 40-х годах XIX века на пятигорском старинном кладбище Некрополь, поблизости от места первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова. На травертиновом памятнике на могиле архитекторов до настоящего времени сохранилась чуть заметная надпись: «Здесь покоится прахъ Иосифа Бернардацци, архитектора и топографа, уроженца Швейцарии, Кантона Тичино, г. Лугано». Здесь-то и нашли упокоение оба брата Бернардацци - Иосиф (Джузеппе) и Иоанн (Джованни). 

- Условия работы и быта архитекторов складывались нелегко, многое они были вынуждены делать сами, вручную, т. к. не хватало мастеров-профессионалов, строительных материалов. Приходилось терпеть критику невежд, высокомерие и безразличие чиновников, материальные затруднения. Только подлинно культурные и великодушные люди из администрации Кавказского наместничества – генералы А. П. Ермолов, П. X. Граббе, Г. А. Емануель, М. С. Воронцов отдавали должное таланту и самоотверженности архитекторов, пытались облегчить их жизнь.

- Без преувеличения можно сказать, что братья Бернардацци, увлеченные творчеством, буквально «сгорали» на работе. Приходилось строить не только на курортах, ими возводились административные здания, гостиницы, госпитали в Ставрополе, Георгиевске, шотландском селении Каррас. В рапорте от 14 сентября 1839 года Джузеппе упоминает 147 объектов, и это далеко не полный список!

- Складывающиеся обстоятельства вместе с тяжелым недугом лишили Джузеппе сил для дальнейшего творчества. В 1840 году в возрасте всего 52 лет он скончался. На попечении брата, у которого не было своей семьи, остались жена Вильгельмина, сын Александр 13 лет и дочери Александра 16 и Екатерина 4 лет.

На старом пятигорском кладбище каким-то чудом уцелело травертиновое надгробие братьев Бернардацци. Но лучшим памятником талантливым и самоотверженным зодчим стала воплощенная в камне фантазия мастеров в разных уголках Кавказских Минеральных Вод, прежде всего – неповторимый город у подножия Машука.


-братья Бернардацци являются по праху почетными гражданами Пятигорска;

Своими знаниями о зодчих братья Бернардацци поделился с одноклассниками.

Я считаю, что тема моего исследования актуальна. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Своими знаниями о зодчих братья Бернардацци поделился с одноклассниками.

Я считаю, что тема моего исследования актуальна. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Литература:

Боглачев, С.В. Архитектура старого Пятигорска/С.В. Боглачев. -Пятигорск: Издательство "Снег", 2007. - 520 стр.; 1031 илл. и порт., 38 карт.

Ставропольский хронограф на 1997 год. – Ставрополь, 1997. – С. 104–107

Джованни и Джузеппе – кавминводцы / Газета «Ставропольская правда» / 16 мая 2008 г.

ISBN 978-5-903129-02-7
Интернет-ресурсы:
http://wikiredia.ru/wiki/Файл:Бернардацци_памятник.jpg

http://www.stavarhiv.ru. Государственный архив Ставропольского края

https://kavtoday.ru. Братья Бернардацции на Кавказе

http://pravda-kmv.ru. Пятигорская правда. 19 февраля 2022.

Приложение

Приложение. В Пятигорске выбрали лучший эскиз памятника братьям Бернардацци

Приложение. Николаевские ванны.

Приложение 2. Елизаветинский цветник 

Приложение3.Емануелевский парк 

Приложение 4. Ресторация Бернардацци.

Приложение 5. Нагорный парк

Приложение. Казенная ресторация.

Приложение. Беседка Эоловая арфа. Бернардацци

Приложение. Грот Дианы. Бернардацци

Приложение. Академическая галерея. Пятигорск. Бернардацци

Приложение. Парк Цветник. Пятигорск. Бернардацци

Приложение. Некрополь. Памятник братьям Бернардацци

Приложение. Проспект Кирова (улица Царская)

Приложение. Пятигорск. Улица братьев Бернардацци

1Ставропольский хронограф на 1997 год. – Ставрополь, 1997. – С. 104–107

Просмотров работы: 192