Санитарное просвещение в п. Пожве в годы Великой Отечественной войны

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Санитарное просвещение в п. Пожве в годы Великой Отечественной войны

Аникин С.В. 1
1МБОУ "Пожвинская СОШ № 1"
Глухова С.М. 1
1МБОУ "Пожвинская СОШ № 1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины. Большая часть из них были санинструкторами.

Работая в музее, мы наткнулись на письмо Бажиной Александры Андреевны (см. приложение № 8), в котором она пишет о работе санитарного кружка в годы войны. Пролистав всю литературу, мы нигде не наткнулись на данную информацию. Единственный человек, кто вспомнил про этот кружок – Костина М.И.

Актуальность исследования  выбранной темы обусловлена желанием больше узнать о санитарном кружке, который был организован на базе Пожвинской школы и о роли женщин  в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования - санитарное просвещение в п. Пожве в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования — описание работы санитарного кружка и краткие биографии женщин, которые по окончанию учебы уходили на фронт.

Целью исследования является изучение и систематизация знаний о санитарном просвещении в Пожвинской школе в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю медицинской службы в годы войны.

2. Изучить музейный материал и материал в книгах Памяти по данной теме.

3. Описать работу санитарного просвещения в п. Пожве.

4. Изучить биографию пожевлян, которые освоили профессию мед.работника на фронтах Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования: если изучить  историю многих женщин – пожевлянок, участвовавших в Великой Отечественной войне, то большинство из них были санинструкторами.

Методы исследования:

1. Поисковый - поиск материалов; изучение источников об участии женщин в войне; использование Интернета.

2.Проблемно-хронологический, позволивший рассмотреть и изучить проблемы исследования в их последовательном развитии.

3. Метод обобщения - сбор и систематизация материала.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложения.

В первой главе рассказывается о медицинской службе в годы Великой Отечественной войны.

Вторая глава повествует об истории санитарного просвещения, которое было организовано Пожвинской больницей в школе.

Третья глава описывает военный путь пожевлянок, их подвиг на фронтах Великой Отечественной войны. Но, сколько же среди женщин-фронтовиков было медсестер, медиков, санинструкторов, также можно узнать из этой главы.

Значимость  выбора данной темы в том, чтобы  подрастающее поколение помнило и свято чтило прошлое своей страны. Данный материал собран для проведения экскурсий в школе, для пополнения материалов школьного музея, для комнаты Боевой Славы.

Наши земляки совершили бессмертный подвиг во имя Родины, многие из них не вернулись домой. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все для победы над врагом.

ГЛАВА 1. Медицинская служба в годы войны

С первых дней войны медицинская служба испытывала серьезные трудности, ощущался резкий дефицит в средствах, не хватало кадров. Значительная часть мобилизационных материальных и людских ресурсов здравоохранения, составлявшая 39,9% от всего количества врачей и 35,8% от численности больничных коек, находилась в западных областях Советского Союза и уже в первые дни войны была захвачена наступающими частями противника. Большие потери несла медицинская служба непосредственно на поле боя. Более 80% всех ее санитарных потерь приходилось на рядовой и сержантский состав, то есть на передовое звено, действовавшее на линии фронта. [1]

Враг продолжал стремительно наступать, шли ожесточенные бои. Необходимо было в короткий срок организовать медицинскую помощь на фронте и в тылу.

Перед войной были приняты меры по укреплению военно-медицинской службы. Однако многое сделать не успели. Медицинская служба не располагала необходимыми медицинскими частями и учреждениями, транспортом, кадрами.

Основное внимание в начале войны руководство медицинской службы было направлено на осуществление быстрейшего развёртывания медицинских частей и учреждений для действующей армии.

Главное военно-санитарное управление Красной Армии (ГВСУ КА) направило на наиболее ответственные участки фронта своих представителей для оказания помощи и руководства формированием и работой медицинских частей и учреждений. Развёртывание медицинской службы, укомплектование действующей армии всем необходимым осуществлялись в тесном контакте и сотрудничестве с Главным военно-санитарным управлением и Наркомздравом СССР.

Одним из трудных вопросов стало укомплектование медицинской службы действующей армии медицинскими кадрами.

К началу войны отмечался значительный некомплект медицинского состава, особенно таких категорий, как врачи-специалисты, и в первую очередь хирурги, операционные сёстры, санитары, санитарные инструкторы. На Западном фронте, например, общий некомплект врачебного состава на 12 июля 1941г. составил 50%.

Требовалась срочная переподготовка специалистов, не каждый гражданский доктор мог быть «полноценным полевым врачом». Для медицинского военного госпиталя необходимо минимум три хирурга, но в годы начала войны это было невозможно, на обучение врача требовалось более года.  Основной «кузницей кадров» для военно-медицинской службы являлась Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова (ВМедА). Кроме того, чтобы решить вопрос с нехваткой медицинских работников организуются курсы подготовки медсестер, санитаров.

Чтобы укрепить войсковое звено медицинской службы Нарком обороны СССР 23.08.41г. подписал приказ №281 «О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу». Этот приказ сыграл важную роль в улучшении всей работы по оказанию первой помощи раненым. Он прировнял спасение раненых к боевому подвигу.

Летом и осенью 1941 года в городах и поселках, в санаториях и домах отдыха создавались военные госпитали. В первый год войны нужно было переместить около 2000 эвакогоспиталей дальше в тыл. Эту проблему удалось решить успешно.

Отдельно стоит отметить низкую обеспеченность медиков необходимыми инструментами, медикаментами, оборудованием и даже формой, которая мгновенно пропитывалась литрами свежей крови. Многие медсестры добровольно отдавали собственную кровь, спасая тем самым сотни жизней. [8]

Таким образом, в начале войны медицинская служба испытывала серьезные проблемы. В силу указанных причин медицинская служба войскового звена не могла в полной мере самостоятельно решить задачи по оказанию первой помощи раненым на поле боя и своевременному их выносу и эвакуации. 

ГЛАВА 2. Санитарный кружок в п. Пожве

Важную роль в перестройке дела санитарного просвещения сыграл приказ Народного комиссариата здравоохранения СССР от 12 ноября 1941г. о требованиях ко всем органам и лечебно-санитарным учреждениям, ко всем медицинским работникам, которые были обязаны вести санитарное просвещение в соответствии с практическими задачами. В приказе был отмечен наступательный характер санитарной агитации и пропаганды. Санитарное просвещение в дни войны стало важным, действенным и боевым. [9]

В июле 1941 года в Пожвинской школе совместно с больницей был организован кружок по изучению винтовки и санитарной службы во время войны. На Пожвинском заводе было организовано народное ополчение, где рабочие завода изучали военное дело. В 1941 году на нем работало 598 человек, в 1944 году — 626 человек. [4]

Продукция: различные сорта стали (в том числе автоматная), саперные лопаты, корпуса мин к 52 мм миномету, разборные чугунные печи для блиндажей, военное снаряжение, шанцевый инструмент. Объемы производства за годы войны выросли в полтора раза. Максимальных показателей коллектив добился в 1943 году, когда валовый объем продукции достиг 4 млн. рублей. После работы желающие посещали кружок. [2]

В кружок входили учителя и работницы завода. Учили, как оказывать первую помощь раненым, как накладывать бинты. Бинтовать учила Назукина Федосья Андреевна, а другому по медицине учили работники больницы. Заведовала кружком Шарапова Августа Константиновна. Старостой кружка была учительница – Бажина Александра Андреевна. (см. приложение № 4) Еще учили держать и стрелять винтовкой. Этому учил Костин Иван Михайлович, по окончании изучения винтовки, его забрали на фронт, где в скором времени был убит. [5]

Кружок был организован при помощи Пожвинской больницы, главным врачом была Корнилова Ольга Петровна. После посещения санитарного кружка, многие женщины окончили курсы медсестер в г. Чермоз и были отправлены на фронт. [10]

Таким образом, в Пожве на базе школы был организован санитарный кружок, после которого некоторые женщины уезжали в г. Чермоз на курсы, а затем уходили на фронт.

ГЛАВА 3. Боевой путь медсестер

За годы войны из поселка Пожва ушло на фронт около 2000 человек, из них 60 женщин. Мобилизации подлежали здоровые девушки в возрасте не моложе 18 лет. Мобилизация проводилась под контролем местных комсомольских организаций. При этом учитывалось все: образование (желательно, не ниже 5 классов), членство в комсомоле, состояние здоровья, отсутствие детей. Основная масса девушек были добровольцами. Большинство из них окончили курсы медсестер в г. Чермоз.

Лютикова (Осинникова) Лидия Михайловна

В ноябре 1942 году окончила курсы медицинских сестёр в Чёрмозе, а 2 декабря проводили на фронт. С 28 декабря принимала участие в Сталинградской битве. Готовила палаты для раненых, за ними ухаживала. В 1944 году была переведена в Польшу, где был сильный бой, мест не хватало, раненые лежали в палатках прямо на снегу, но Лидия Михайловна смогла спасти солдат и офицеров.

Лидия Михайловна прошла Одессу, Изюм, Молдавию, Белоруссию, Познань, Варшаву, Краков. Демобилизовалась в 1948 году.

Имеет награды: «Орден Красной звезды»; «За боевые заслуги»; «За взятие Берлина». [3]

Субботина Лидия Яковлевна

Окончила курсы медсестёр и подала заявления в райвоенкомат с требованием отправить её на фронт. Прибыли в 1942 году в город Тихвин, в воинскую часть 66814, которая вела бои по прорыву блокады Ленинграда. Немецко – фашистское командование группы армии «Север», стремясь быстрее овладеть Ленинградом, и, потерпев неудачу попытках его штурма, решило нанести удар через город Тихвин на Лодейное поле. С захватом Тихвина была перерезана последняя железная дорога, по которой подвозились грузы для Ленинграда.

В ночь на 9 декабря 1942 года Тихвин был взят штурмом и в результате был сорван план полного окружения Ленинграда.

Лидия Ивановна долгое время работала в сложных условиях с ранеными. Постоянно боялась немецких авиабомб. Многие больные, которые не могли самостоятельно повернуться, соскакивали, пытаясь бежать, спасаться, падали. Сейчас даже не верится, что хрупкая девчонка могла взять на руки положить раненого на место.

В октябре 1945 года вернулась в Пожву. С 1948 по 1981 г.г. работала заведующей Пожвинской библиотеки.

Награды: «За боевые заслуги»; «Отличник санитарной службы»;

«За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г. г.»;

«За доблестный труд в ознаменование со дня рождения В.И. Ленина». [2]

Тюляева Анфиса Ивановна (см. приложение № 1)

На фронте после окончания курсов медицинских сестёр с 8 июня 1944-45г.г. На Карельском фронте работала медсестрой, а потом санинструктором. Награждена юбилейными медалями. [3]

Теплоухова Анна Петровна (см. приложение № 1)

Призвана в ряды Красной армии 19 февраля 1942 года. Демобилизована 30 октября 1946 года. Участвовала в Волховском, Ленинградском и I-й Прибалтийский фронтах в звании капитана медицинской службы в армейских госпиталях I-й линии. День Победы встречали под Любавой. После окончания войны с Германией была направлена на дальневосточный фронт. Работала в эвакогоспитале.

Правительственные награды: «Орден Красной Звезды»; «За оборону Ленинграда»; «За Победу над Германией в 1941-45 г. г.»; «За победу над Японией». [6] (см. приложение № 5)

Субботина – Вяткина Зоя Николаевна (см. приложение № 2)

Призвана в советскую армию после окончания курсов медсестёр в ноябре 1942 г. по декабрь 1945 г. Служила в полевом подвижном госпитале. Выносила раненых с поля боя, оказывала медицинскую помощь и готовила их к отправке. Прошла путь от Москвы до Кёльна через восточную Пруссию с частями 2-ого Белорусского и 3-го Украинского фронтов. После ранения вернулась в свою часть.

Награждена медалями: «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.»; «За боевые заслуги. [3]

Бороздина Виктория Павловна (см. приложение № 2)

Виктория ушла на фронт в 1942 году. Окончила курсы медсестер. Вынесла с поля боя под огнем противника 27 раненых с их оружием. Погибла в 1943 году во время боя за деревню Шевченко Харьковской области. [7] (см. приложение № 6)

Старцева Клавдия Николаевна (см. приложение № 3)

Когда началась война, Клавдия трудилась на заводе. Затем окончила курсы медсестер в г. Чермоз. Призвана в ноябре 1942 года Чермозским РВК.

Санинструктор 242 гвардейского полка. Во время боев 1943 года под проливным огнем противника оказала своевременную медицинскую помощь и вынесла с поля боя 20 раненых бойцов и командиров, оказала помощь 45 раненым, вышедшим с поля боя. [3]

Пропала без вести в разведке в ноябре 1943 года.

Награждена медалью «За отвагу». (см. приложение № 7)

Черемных Капитолина Александровна (см. приложение № 3)

На фронт ушла в 1942 году после курсов медсестер в г. Чермозе. Старший сержант, санинструктор. Последнее место службы – Польша, форсирование р. Одер. Личным примером воодушевила бойцов. Лично уничтожила 48 фашистов. Погибла 2 февраля 1945 года. [3]

Варанкина Васса Алексеевна (см. приложение № 4)

Васса, как и ее подруги, окончила курсы медсестер в г. Чермоз и ушла на фронт. Служила санинструктором 246 полка. Воевала на Юго-Западном, Украинском, Белорусском фронтах. Защищала Сталинград, освобождала Украину, Польшу, Германию. В 1945 году под огнем противника вынесла с поля боя 28 раненых.

Награждена медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». [3]

Женщины – пожевлянки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме.

Заключение

Великая война 1941-45 гг., которая по замыслу начавшей ее гитлеровской Германии должна принести ей мировое господство, в итоге обернулась для нее полным крахом и доказательством могущества СССР. Как мы знаем, на войне были не только мужчины, но и женщины.

Большинство женщин ушло на фронт в 1942 году, так как потери советских войск на начальном этапе войны привели к тому, что весной 1942 г. была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и тыловые соединения. Не хватало мед.работников, поэтому в тылу было приказано организовывать санитарное просвещение.

В начале войны в п. Пожве был организован санитарный кружок, в котором учили оказывать первую медицинскую помощь сотрудники больницы.

Затем в г. Чермоз были организованы курсы по подготовке медсестер. Эти курсы прошло большинство женщин, поэтому самые распространенные должности на войне среди пожевлянок были – медсестры, врачи, санинструкторы.

Данное исследование имеет продолжение. Сейчас перед собой мы поставили задачу – найти взаимосвязь между санитарным просвещением Пожвы и курсов мед.сестер г. Чермоз.

Таким образом, женщины - пожевлянки были в годы Великой Отечественной войны равноправными защитниками своего государства. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. Что и подтверждает гипотезу данной работы.

Библиографический список

Литература

1. Академия наук СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М. «Наука». 1999.

2. П. М. Казанцев. Пожвинский завод. Историческая хроника 1754-2004. Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2004.

3. Родное лицо Победы. Книга Памяти Пожвинского сельского поселения. 2015.

Источники

4. Материал школьного музея МБОУ «Пожвинская СОШ № 1»

5. П.М. Казанцев. Рукописи. Поселковый музей имени П.М. Казанцева.

6. ГАПК. Ф. р-564. Оп. 4. Д. 160. Л. 33, 38.

7. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 896.

Интернет - ресурсы

8. Санитарное просвещение в годы Великой Отечественной войны http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/218

9. Интересные факты о Великой Отечественной войне.

http://fb.ru/velikoy-otechestvennoy-voynyi

Информанты

10. п. Пожва – Костина Мария Ивановна, 1937 г.р. родом из п. Пожва.

Приложения

Приложение № 1

Тюляева Анфиса Ивановна

Теплоухова Анна Петровна

Приложение № 2

Субботина Зоя Николаевна

Бороздина Виктория Павловна

Приложение № 3

Старцева Клавдия Николаевна

Черемных Капитолина Александровна

Приложение № 4

Варанкина Васса Алексеевна

Бажина Александра Андреевна

Приложение № 5

Наградной лист Теплоуховой Анны Петровны

Приложение № 6

Письмо о награждении Бороздиной Виктории Павловны

Приложение № 7

Нагрудной лист Старцевой Клавдии Николаевны

Просмотров работы: 38