Мемориальные доски рассказывают...

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мемориальные доски рассказывают...

Мещеряков П.А. 1
1МАОУ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ РОЩЕПКИНА В.Д.
Сорокина Г.Г. 1
1МАОУ Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Время вовсе не подвластно.

Его нельзя остановить.

И только память не напрасно,

Нам позволяет помнить, жить.

Для современного общества очень важно сохранить исторические и культурные памятники. Мемориальные доски выступают наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти.

Через мемориальные доски мы можем проследить определённые исторические события и узнать о людях, внёсших значительный вклад в историю нашего села. М. д. обычно устанавливаются на стенах зданий.

Мы живём в селе Александровка, учимся в МАОУ "Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д." На здании нашей школы висят три мемориальных доски. ( приложение 1) У меня возникли вопросы: «Почему на школе висят эти доски? Что я знаю о людях, в память о которых установлены мемориальные доски на здании нашей школы? А что знают мои одноклассники о них? Эти вопросы мне долго не давали покоя, и я решил провести исследование и узнать об этих людях как можно больше. Обратился за помощью к учителю, посетил районный музей и районную библиотеку.

Тема исследовательской работы: «Мемориальные доски рассказывают...» (О мемориальных досках на здании нашей школы)

Актуальность моей темы исследования: в каждом населенном пункте, будь то город, село или поселок, есть люди, о которых хочется рассказать всем. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, совершивших боевые и трудовые подвиги.

Цель исследования: привлечь внимание учащихся школы и жителей к достопримечательностям родного села; рассказать о людях интересной судьбы, которые прославили малую родину своим героическим поступком, трудом, мастерством; воспитывать духовно- нравственные качества через уважение к людям, память о которых  нужно хранить и беречь;упорядочить известные и малоизвестные факты по данной теме.

 

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

выяснить, кому и когда установлены мемориальные доски на здании школы.

показать значение мемориальных досок в сохранении исторической и культурной памяти посёлка;

познакомится с архивными данными и дополнительно литературой. Проанализировать и систематизировать весь собранный материал.

доказать, что мемориальная доска является историко-культурным наследием нашего села.

провести опрос среди учащихся нашей школы, Исследование знаний учащихся о мемориальных досках села Александровка

Гипотеза исследования в предположении о том, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.

Объектами исследования : памятные (мемориальные) доски на здании нашей школы.

Предмет исследования: краеведение, история.

Методы исследования: изучение архивных материалов, встреча и беседа с родственниками.

Новизна исследования:

впервые проделана работа - собрать и объединить имеющуюся информацию об архитектурных памятниках, увековеченную в мемориальных досках, и описать её;

показана уникальность исторических событий и лиц, достойных сохранения в памяти потомков;

зафиксированы тексты надписей мемориальных досок, позволяющие восстановить их в случае утраты или повреждения.

В первую очередь я провел опрос своих одноклассников на тему: « Исследование знаний учащихся о мемориальных досках села Александровка». Результаты исследования (приложение 1)помогли мне сделать следующий вывод:

Итак, на основе анкетирования было выявлено, что большинство учащиеся не владеют информацией о мемориальных досках. Анализ проведенного анкетирования убедил нас в необходимости провести исследование по данной теме и познакомить с его результатами не только своих одноклассников, но и ребят других классов.

Затем я обратился в районный краеведческий музей, чтобы узнать, где установлены мемориальные доски в нашем селе. Затем посетил те места, где они расположены, с целью увидеть, прочитать, сфотографировать. Следующий этап моей работы — собрал и систематизировал весь найденный материал: изучил архивные материалы краеведческого музея, познакомился с литературой, имеющейся в районной библиотеке, воспользовался Интернет-ресурсами.

В результате проделанной работы я установил, что на территории нашего села 6 мемориальных досок. Это: мемориальная доска Манакову Семену Алексеевичу - первому секретарю Александровского РК КПСС, мемориальная доска Нейшович Алевтине Анатольевне - заслуженному врачу РСФСР, мемориальная доска Васильеву Ивану Алексеевичу - заслуженному юристу Российской Федерации, Дзугкоеву Киму Дмитриевичу - заслуженному учителю РСФСР , мемориальная доска Сакаевой Мукарраме Габдулхаковне -заслуженному учителю РСФСР, мемориальная доска Рощепкину Василию Дмитриевичу – Герою Советского Союза.

2.«Мемориальные доски рассказывают...»

2.1.История мемориальных досок.

Обратимся к истории возникновения мемориальных досок. Проходя по улицам малых и больших городов, поселков и сёл, можно заметить на зданиях своеобразные памятники искусства, представляющие собой дощечки с надписями и изображениями. Прочитав текст на них, можно узнать много нового об истории населенного пункта и жизни выдающихся людей. Такие доски принято называть мемориальными. Что они собой представляют и зачем нужны?

Мемориальная доска — это плита, которая является архитектурно-скульптурным произведением, увековечивающая память об исторических событиях и личностях. ( Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова). (приложение 2)

Мемориальные доски наравне с архитектурно-скульптурными мемориальными сооружениями, памятными знаками, храмами, часовнями, некрополями, музеями, мемориальными комплексами представляют собой знаки увековечения памяти об исторических событиях, деятельности выдающихся людей.

Предназначается она для установки на фасадах зданий и изготавливается из долговечных материалов (металл, камень, сплав бронзы или чугуна). Первые памятные мемориальные доски появились в России в XIX в. после победы в Отечественной войне 1812года. Основы правовой установки мемориальных досок в России в ХХ в. были  заложены   Декретом   «О   памятниках   республики»,   подписанным   В.   И. Лениным 12 апреля 1918 года. Через   мемориальные   доски   мы   можем   проследить   определённые исторические   события,   или   узнать   о   людях,   внесших   значительный   вклад   в историю страны.

Каждая мемориальная доска устанавливается не просто так, где заблагорассудится. Для начала специальная комиссия определяет значимость события, в честь которого происходит открытие памятника. Если она освещает заслуги какой-либо личности, то все достижения должны быть официально признаны и подтверждены архивными или наградными документами.

Мемориальные доски   устанавливаются   на   зданиях,   в   которых проживала   или   работала знаменитая личность  или в которых (возле которых) произошло важное событие.

Каждая мемориальная доска считается монументальным памятником живописи, поэтому процесс ее открытия, как правило, является торжественным и символичным. Присутствующие люди отдают своеобразную дань памяти, приобщаются к истории и передают свои традиции будущему поколению. Моменты открытия памятника освещаются прессой. 

2.2. Иначе он не умел…

Жизнь каждого человека - это частичка нашей истории. Убеждаешься в этом каждый раз, когда коснешься, судьбы отдельного человека, даже не прожив с ним ни дня рядом, а лишь по воспоминаниям других людей узнаешь много подробностей и начинаешь по-особому воспринимать эту личность.

Первая мемориальная доска на здании нашей школы появилась в 2004 году и открыта она была Заслуженному учителю РСФСР, бывшему директору школы Дзугкоеву Киму Дмитриевичу. (приложение 3)

Ким Дмитриевич Дзугкоев( 1929г - 2003г.). – Заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения, награждён многочисленными Почётными грамотами. Занимал он в Александровском районе и другие государственные должности: в 1955 году – инспектор РайОНО, в 1956 году – заведующий отделом пропаганды Александровского райкома КПСС, в 1960 году – заместитель председателя Александровского исполкома райсовета.

Этапы жизненного пути на Оренбургской земле:

1951 год - учитель истории Каликинской средней школы

1955 год - инспектор Александровского РайОНО

1956 год - заведующий отделом пропаганды и агитации Александровского РК КПСС

1960 год - заместитель председателя Александровского исполкома райсовета

1963 год - учитель истории и немецкого языка Александровской школы

1964 год - директор Александровской средней школы

1971 год - учитель истории и обществознания Александровской средней школы

1975 год - директор Александровской средней школы

2000 год - уход на пенсию

За время своей трудовой деятельности награжден: Почетной грамотой Министерства Просвещения РФСР за «Успешную работу по обучению и воспитанию учащихся» (31.10.1967г), «Заслуженный учитель школы РФСР» (указ от 07.01.1988г). После окончания школы и исторического факультета педагогического института в г. Нальчик Ким Дмитриевич был направлен в Александровский район Чкаловской области учителем Каликинской школы, где показал себя хорошим работником, знающим свое дело, добивающимся прочных знаний у учеников.

В 1955 году переведен в районный отдел народного образования. Затем работа в отделе пропаганды райкома КПСС, заместителя председателя райисполкома. Главным в работе считал воспитание подрастающего поколения. Это цель и смысл в жизни Кима Дмитриевича. С 1 ноября 1961года работал в Александровской средней школе, где проработал 37 лет учителем, из них 32 года директором школы. Он строгий и принципиальный по жизни, этого и придерживался на работе. Продуманные, насыщенные материалом уроки помогали ему учиться обобщать факты, оценивать события, находили отзвук мыслям, питавшим патриотизм учеников, способствовал их нравственному развитию, вырабатывал желание не только правильно думать, но и правильно поступать. В школе большое внимание им уделено создание единой системы трудового и нравственного воспитания. Здесь создан комплекс по трудовому обучению, имеются все условия для качественного образования кабинетная система. Более 30 лет работает созданная им ученическая производственная бригада и более 20 лет школьное лесничество. Комплектовал педагогический коллектив из числа высококвалифицированных учителей. Школа, которой руководил он, является методическим центром района. На ее базе регулярно проводятся семинары руководителей и учителей школ района. Ким Дмитриевич - пропагандист, лектор общества «Знание», руководитель политкружка в школе, депутат сельского совета, член бюро райкома партии. Их тематика всегда актуальна.Всей своей жизнью, своим отношением к порученному делу служил примером для других, воспитывал не только словом, но и делом. И в этом видел смысл своей работы педагога, воспитателя, руководителя.

25 мая 2004 года при большом стечении взрослых и школьников, после торжественного мероприятия - последнего звонка в Александровской средней школе, состоялось открытие мемориальной доски Заслуженному учителю РСФСР, бывшему директору школы Дзугкоеву Киму Дмитриевичу.

Под руководством Кима Дмитриевича было пристроено двухэтажное здание размером больше уже имеющегося помещения. В ней разместились все кабинеты, актовый зал, столовая. Построили также двухэтажное здание интерната для проживания детей из соседних населенных пунктов. Широко вошло в практику трудовое воспитание. Особая забота проявлялась о школьном подсобном земельном участке, где силами учащихся и учителей выращивались необходимые овощи и картофель не только для школьной столовой, но и для обеспечения продуктами учителей, продажи населению. И все это было под неусыпным контролем строгого, но человечного и справедливого К. Д. Дзугкоева.

Открытие мемориальной доски – событие не только для школы, но и для всего Александровского района, это дань памяти и глубокого уважения Киму Дмитриевичу Дзугкоеву, –  отметил в своём выступлении глава администрации района.  Памятная мемориальная доска не случайно будет находиться на здании школы.   Будучи директором школы, Ким Дмитриевич дал путёвку в жизнь сотням педагогов и выпускников.

Наше небольшое исследование – это, прежде всего, дань уважения к этому выдающемуся человеку, попытка оставить в памяти людей имя этого великого учителя. Быть учителем – почетно и трудно.

2.3. Подвиг - это её жизнь.

Сакаева Мукаррама Габдулхаковна (28.06.1906-16.08.2002 гг. д.Ташлыкуль, Буздякской волости, Белебеевского кантона(района) респ. Башкортостан) за время своей трудовой деятельности награждена Орденом Ленина(1944г), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг», орденами «Знак Почета» (1949г), «Трудового Красного знамени»(1953г), присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»( 1956г), медалью «За доблестный труд»( 1960г). За успешную подготовку школ района 1950-1951 уч.году награждена значком «Отличник народного образования школ РСФСР». (приложение 4)

С 1928-1935 гг работала заведующей и учителем Ахмеровской начальной школы Ток-Чуранской волости (респ. Башкортостан), которая была реорганизована по ее инициативе в ШКМ (школа колхозной молодежи), где была и заведующим и учителем химии и биологии. Привычка оправдывать доверие с юности помогала ей, будь то ответственное мероприятие или научить женщин ручному севу. Довелось М.Г. Сакаевой участвовать в создании колхозов и организовывать школы. В начале ее педагогической деятельности стояла задача ликвидации неграмотности.

Февраль 1935 г – сентябрь 1935 г - заведующая и учитель Каяпкуловской начальной школы Александровского района.

Сентябрь 1935 г - август 1939 г – завуч и учитель русского языка и литературы Тукаевской семилетней школы Александровского района.

Август 1939 г - август 1942 г - директор и учитель русского языка и литературы Каяпкуловской семилетней школы.

Август 1942 г - декабрь 1966 г - заведующая Александровским районным отделом образования Оренбургской области.

Справедливость - вот то главное качество не только учителя, но и человека, учить всех и учить хорошо, сделать школу домом радости - вот над чем работала она все годы. И все это время она помогала идти людям к знаниям. После войны из-за недостатка кадров - самых лучших учеников направляла на трехмесячные педагогические курсы при Александровской школе, а потом и сама старалась устраивать их в институт на заочное отделение.

Из многих ее учеников выросли прекрасные люди- учителя, директора школ, среди них - заслуженный учитель школы РСФСР Ахметов.

В 1960 г она - делегат Всероссийского съезда учителей. С 1955-1956 - заместитель председателя исполкома Александровского райсовета по совместительству. С 1966г на пенсии, но работала методистом в РОНО по книгам.

Вела общественную работу- активно участвовала в охране общественного порядка и требовала того же от своих дружинников.

27 августа 2013 года состоялось открытие мемориальной доски Заслуженному учителю РСФСР Муккараме Габдулхаковне (Марии Гавриловне) Сакаевой. Волевая, справедливая, сильная, требовательная, авторитетная, деятельная - такими эпитетами в выступлениях присутствующих на митинге, сопровождалось имя М.Г. Сакаевой. Своими воспоминаниями о заслуженном учителе, уважаемом руководителе поделились глава района, руководитель районного краеведческого музея, бывшая коллега и заведующая РОО А.Г. Пономарева, начальник отдела образования С.Д. Евстафьев. Несмотря на то, что последние годы жизни она провела далеко за пределами района и области, земляки до сих пор хранят в памяти то, как работала, жила, руководила, говорила, совершала поступки Мария Гавриловна Сакаева.

2.4.Наш знаменитый земляк.

Василий Дмитриевич Рощепкин родился 20 марта 1922 года в посёлке Плешаново (затем Малые Горки, а с 1965 п. Рощепкино) Александровского района Оренбургской области в многодетной крестьянской семье пятым ребёнком. (приложение 5)

Василий рос бойким, любознательным, смешливым мальчишкой. Очень любил подвижные игры, увлекался волейболом, шахматами, хорошо играл на струнных инструментах: балалайке, гитаре, магдолине.

Так получилось, что учиться ему пришлось в нескольких школах: в своём посёлке, в совхозе имени Электрозавода и в Александровке. Затем он окончил Бузулукский строительный техникум и уехал на работу в Орск.

С детства Василий мечтал о небе, часто говорил, что завидует птицам. В Орске эта мечта стала сбываться: он поступает в аэроклуб, где старательно, вдумчиво, настойчиво изучает устройство самолёта, часами разбирается в работе приборов. В 1940 году Василий Дмитриевич получает направление в Оренбургское авиационное училище, где он учится теперь уже практическому искусству управления боевым самолётом-штурмовиком.

Когда началась Великая Отечественная война, молодые лётчики подали рапорты начальнику училища об отправке их на фронт, но так как курс обучения ими ещё не был пройден, группа, в которой учился В. Рощепкин, была оставлена в училище до декабря 1941 года.

Свой первый боевой вылет Василий совершил 28 июля 1942 года на самолёте «ИЛ-2». Начав войну на брянском направлении, Василий Дмитриевич в первый год борьбы с врагом был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Затем он воевал на Воронежском фронте, командуя уже звеном штурмовиков, которое совершило 42 боевых вылета, уничтожив при этом множество вражеской техники и живой силы.В. Рощепкин награждается орденом Отечественной войны 1 степени.

16 января 1943 года самолёт Рощепкина в воздушной схватке был сбит, Василий Дмитриевич тяжело раненый сумел посадить самолёт на территории, занятой советскими войсками. Однополчане считали его погибшим, однако через 15 суток отважный лётчик вернулся в часть.

После ранения Василий Дмитриевич приезжал домой в отпуск. А затем снова были бои. В сентябре 1943 года новое награждение - второй орден Красного Знамени, к этому времени он уже совершил 91 боевой вылет и командовал эскадрильей 61-го штурмового авиационного полка (1-й Украинский фронт).

А 1 июля 1944 года за совершение 124 боевых вылетов и уничтожение значительных сил противника на груди нашего земляка засверкали орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

А затем эскадрилья лейтенанта Рощепкина бороздила небо Польши и Югославии. Под городом Сремска-Митровица Василий Дмитриевич совершил свой последний полёт. 30 октября 1944 года экипаж штурмовика получил задание - уничтожить мост через реку Савву и тем самым отрезать путь к отступлению из Боснии. Задание было выполнено, но экипаж в составе В.Д.Рощепкина и И.К.Курочкина погиб.

В память о героях в городе Стремска-Митровица установлен памятник. На месте гибели лётчиков в 1983 году побывал племянник Василия Дмитриевича - Рощепкин Александр Тимофеевич. А в 1989 году другой племянник - Рощепкин Юрий Иванович с семьёй посетил югославский город Стремска-Митровица, где установлен памятник экипажу В.Д. Рощепкина.

Родственники Героя живут сегодня в Александровке, Оренбурге, Омске, но каждый год 9 мая стараются приехать, чтобы вместе с александровцами почтить память В.Д. Рощепкина и тех, кто погиб на войне.

В память о герое-земляке назван посёлок в нашем районе, одна из центральных улиц районного центра носит его имя. А уютный скверик, где установлен бюст - любимое место для прогулок детей и молодёжи.

В центре с. Александровка, в сквере по ул. Рощепкина -11 установлен бюст Героя Советского Союза Василия Дмитриевича Рощепкина. Бюст расположен на кирпичном основании, облицован плиткой. Нижняя часть черная металлическая труба, на которой крепится табличка с надписью: Герой Советского Союза Рощепкин Василий Дмитриевич 1922-1944 г

С 15 мая 2015 года наша Александровская средняя общеобразовательная школа стала носить имя Героя Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича, а на здании школы появилась еще одна мемориальная доска.

Заключение

Человеческая жизнь, словно книга. Страницы в ней - прожитые годы. Записи в книге - поступки. Но не простые поступки, а совершенные по зову души и сердца, проще говоря, искренние.

Собрав и изучив информацию об истории появления мемориальных досок на здании нашей школы, мы подробно познакомились с биографией выдающихся людей: Дзугкоева К.Д, Сакаевой М.Г., Рощепкина В.Д.

Данное исследование – это, прежде всего, дань уважения к этим выдающемся людям, попытка оставить в памяти людей их имена. Практическая значимость работы заключалась в том, что она помогла мне и ребятам моего класса освоить новый способ изучения родного села и его героев – изучением мемориальных досок.

Результаты исследования подтвердили гипотезу, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование личности.

Считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни. Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

Литература

1.«Словарь русского языка» С.И.Ожегов, М. , изд. «Просвещение», 1980г. (Переизданное), с. 796.

2. Архивные документы:

Лит.: Архив администрации Александровского района. Ф. 90., Оп. 1., Д. 1. Л. 1.(автобиография).

Лит.: Архив администрации Александровского района. Ф. 90., Оп. 1., Д.1. Л .3. ( газета «Звезда»)

Лит.: Архив администрации Александровского района. Ф. 90., Оп. 1., Д.1. Л. 6. (газета «Звезда»)

Лит.: Заслуженные учителя РФСР (1940-1991гг)

Лит.: Архив администрации Александровского района. Ф. 90., Оп. 2., Д.2. Л .3. ( газета «Звезда» 2000г.).

Лит.: Архив администрации Александровского района. Ф. 90., Оп. 2., Д.2. Л .5. ( газета «Звезда» 1989г ).

Интернет- ресурсы

1..Перлович,Л. История возникновения мемориальных досок [Электронный ресурс] / Режим доступа: htt //: fb. ru //1441947//memorialnaya-doska.

2.http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/issledovatelskie-raboty-1

Приложение

Приложение 1

Анкета

«Исследование знаний учащихся о мемориальных досках села Александровка»

Анкетный опрос - один из видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, самостоятельно заполняемой респондентом.

Перед началом работы я задался вопросом:

Владеют ли учащиеся нашего класса знаниями о мемориальных досках, имеющихся в нашем селе?

С этой целью провел анкетирование среди своих одноклассников- 23 человека

Результаты исследования:

1.Что такое мемориальная доска?

Как показали исследования на данный вопрос, верно, ответили 11 человек из 23, что свидетельствует о необходимости ознакомительной работы

2.С какой целью устанавливают мемориальные доски?

Верно дали ответ 10 респондентов из 23 опрошенных, что свидетельствует о правильности выбранной темы исследования.

3.Где и, на каких зданиях вы видели мемориальные доски в нашем селе, районе?

Ответы респондентов на данный вопрос распределились так, что видели мемориальные доски всего лишь 13 человек, что свидетельствует о том, что мало учащиеся владеют информацией.

4.Кому посвящены мемориальные доски на здании нашей школы?

На данный вопрос, верно, ответили 12 человек.

Вывод: Итак, на основе анкетирования было выявлено, что большинство учащиеся не владеют информацией о мемориальных досках. Анализ проведенного анкетирования убедил нас в необходимости провести исследование по данной теме и познакомить с ним не только своих одноклассников, но и ребят других классов.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 1656