Забытые лакомства наших предков

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытые лакомства наших предков

Антипина М.И. 1
1МАОУ "Гимназия № 17" города Перми
Сунцова Е.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 17" города Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В.С. Шефнер

Однажды у бабушки на полке я нашла книги «Уральская кухня», «Коми-пермяцкая кухня» и мне стало интересно какие блюда раньше готовили люди. Кроме того, бабушка рассказала мне, что еще 50 лет назад не было электрических духовок, газовых плит, домашних холодильников. Пищу готовили в русских печах и на каминах. Летом заготавливали очень много продуктов-полуфабрикатов для холодного времени года. Поэтому люди использовали традиционные, годами проверенные рецепты, чтобы продукты не испортились и семьи могли уверенно с пищей пережить холодное время года.

С течением времени изменялись вкусовые привычки. В настоящее время мы часто используем блюда европейской и китайской кухни, англоязычных стран. В связи с чем традиционные рецепты уральских блюд, которые были популярны у наших предков, устаревают и забываются.

Поэтому цель моей работы – научиться готовить одно из популярных блюд наших предков – парёнки из разных овощей, чтобы понимать особенности их питания.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Познакомиться с литературой о традициях питания и рецептами блюд наших предков.

Узнать технологию приготовления парёнок.

Приготовить парёнки в условиях традиционной уральской кухни наших предков.

Разработать анкету и провести опрос одноклассников об овощах которые они любят есть.

Придумать рецепт приготовления паренок в домашних условиях из разных овощей, чтобы угостить ребят.

Гипотеза: Если я научусь готовить парёнки, то больше узнаю о традициях наших предков и помогу не забыть блюдо в современных условиях, так как буду его готовить и научу этому одноклассников.

2. Теоретическая часть

В давние времена конфеты и сладости не были распространены, а крестьяне не могли позволить себе даже кусочек сахара. Поэтому придумывали сладкие блюда из того, что росло в лесу и огороде – ягод и овощей.

В каждое время года у людей были свои особенности питания. Летом десертами являлись свежие ягоды и овощи, а на зиму ягоды приходилось сушить. Аналогичный рецепт был придуман и для сохранения и использования в пищу небольших овощей, которые плохо хранились и становились дряблыми и непригодными в пищу с поздней осени. Из таких овощей делали парёнки.

Что же такое парёнки?

Парёнки – это овощное блюдо русской кухни, особенно распространенное на Урале. Представляет собой корнеплоды, приготовленные методом запаривания. Для парёнок использовались следующие овощи: репа, брюква, редька, морковь, свекла.

Парёнки в старые времена были в первую очередь сладостями. Наиболее сладким овощем являлась конечно же морковь. Морковные парёнки считались десертом для детей и взрослых. Кроме того, морковь очень полезный продукт ведь в ее состав входит клетчатка и витамин А, поэтому паренки сохраняют полезные вещества моркови.

Раньше такие морковные конфеты хранили в берестяных коробах или хлопковых мешочках. Недосушенные мягкие парёнки раньше называли «вяленки». Они не хранились долго, а съедались сразу после приготовления.

В литературе информации о парёнках содержится совсем немного. Единственный рецепт парёнок, который я нашла, содержится в книге «Коми-пермяцкая кухня» в разделе «Сладкая пища»:

«Парёнки из брюквы без воды: Брюкву очистить, вымыть, нарезать ломтиками длиной 2-3 см, толщиной вдвое меньше, положить в чугунок или горшок в сыром виде без добавления воды, прикрыть сковородой и поставить в жарко натопленную печь. Продержать в таком виде до тех пор, пока брюква не пропарится до темно-коричневого цвета, охладить.» [2, с.86].

В целом книг об особенностях питания наших предков на Урале очень мало, можно сказать почти нет. Рецепт приготовления паренок передавался от хозяйки к хозяйке, от матери к дочери в устном виде. Наверно поэтому сейчас мало кто знает что такое парёнка.

Традиционно заготовкой парёнок занимались осенью при сборе урожая. Поэтому мой проект начался еще в сентябре.

3. Практическая часть

3.1. Изготовление парёнок в русской печи

Для приготовления паренок мы отправились в деревенскую избу с русской печкой.

Пока топилась печь, я занималась подготовкой моркови для парёнок.

Свежую морковь нужно промыть, немного очистить, нарезать на небольшие кусочки и уложить в чугунок.

Далее в чугунок наливают небольшое количество воды.

И отправляют чугунок специальным приспособлением – ухватом – в русскую печь. Жар в печи должен быть небольшим, чтобы морковь медленно «парилась».

Когда морковь пропарилась и стала мягкой ей дают немного остыть и выкладывают на противень для сушки.

Противень с пареной морковью мы снова отправили в русскую печь на угли. Теперь морковь начала сушиться.

В таком виде мы оставили морковку на ночь, а утром забрали результат.

Готовые парёнки суховаты, немягкие, потому что только хорошо просушенная морковь сможет пролежать целую зиму, не покрыться плесенью и не испортиться.

Парёнки прекрасно заменяют конфеты и полностью натуральны, а значит полезны.

3.2. Анкетирование одноклассников

После приготовления парёнок в русской печи мне стало интересно, можно ли их сделать по тому же рецепту в современных условиях. Чтобы понять из каких овощей получатся самые вкусные парёнки я решила разработать анкету и опросить одноклассников.

Для выбора я предложила следующие овощи: свекла, морковь, тыква и репа.

Всего анкет,

из них

32

Победители

Морковь

27

I место

Свекла

2

II место

Репа

1

III место

Тыква

2

II место

Всего в опросе приняло участие 32 одноклассника.

По итогам опроса среди предложенных овощей лидировала морковь (27 ответов). Тыква и свёкла поделили 2 место – по 2 ответа. 3 место заняла репа, за нее свой голос отдал 1 человек.

3.3. Изготовление парёнок в современных условиях

С учетом результатов опроса одноклассников я решила приготовить парёнки из моркови, свеклы и тыквы в электрической духовке.

Овощи также должны быть помыты и почищены.

Я нарезала каждый овощ небольшими кусочками по 5-7 сантиметров в длину и 3-4 сантиметра в ширину.

Каждый овощ уложила в отдельный глиняный горшочек или небольшой сотейник и добавила немного воды.

Все одновременно отправила в электрическую духовку, разогретую до 100 градусов, на запаривание на 2 часа.

После указанного времени я слила оставшуюся воду и разложила еще горячие овощи на противень. Сушить паренки мы с родителями также решили в электрической духовке при температуре 60-80 градусов с конвекцией.

Сначала мы оценили продолжительность процесса сушки при такой стабильной температуре в 3 часа, но на самом деле нам пришлось сушить паренки 6 часов.

Парёнки из тыквы получились слегка недосохшие. Такие парёнки еще называют вяленки.

Все парёнки – из русской печи и из электрической духовки я принесла в класс, чтобы угостить ребят. Парёнки показались им необычными на вкус. Некоторым ребятам понравился результат моего исследования.

Заключение

Изучать традиционную уральскую кухню очень познавательно и интересно. Каждое блюдо свидетельствует об особенностях питания предков в разные времена года, отражает их традиции, учитывает религиозные особенности.

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

Я прочитала 2 книги по теме моего исследования, научилась работать со сборником рецептов.

Я побывала в русской избе, мне удалось узнать особенности топления русской печи для приготовления пищи. Также я научилась обращаться с кухонной утварью – ухватом, лопатой.

. Я узнала, что такое паренки. Мне удалось приготовить парёнки из моркови в русской печи по традиционному рецепту наши предков.

Я разработала анкету «Мой любимый овощ», чтобы изучить вкусовые привычки ребят.

По итогам анкетирования в современных домашних условиях я приготовила для ребят парёнки и вяленки (недосушенные парёнки).

Моя гипотеза подтвердилась. Теперь я могу составить небольшой рассказ о питании наших предков и особенностях приготовлении пищи. Цель работы достигнута.

В дальнейшем я планирую научиться готовить другие традиционные блюда, рецепты которых забыты, и составить сборник таких рецептов, чтобы сохранить информацию о культуре питания наших предков и распространить ее среди одноклассников и молодежи.

Список литературы

Долдина А.Г. Коми-пермяцкая кухня. – Пермь, 1989. – 124 с.

Козлова И.В. Уральская кухня. – СПб, 2004. – 64 с.

Черных А.В. Народы Пермского края. – Пермь, 2007. – 296 с.

Просмотров работы: 350