Краски Горной Шории

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Краски Горной Шории

Штукина А.А. 1
1МБУ ДО ЦДТ
Урванцева Т.А. 1
1МБУ ДО ЦДТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Среди народов России нет больших и малых, есть многочисленные и малочисленные. Но даже самый малочисленный народ имеет свою неповторимую национальную культуру. Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России. Шорцы-коренные жители юга Кемеровской области. Но как оказалось, нынешнее поколение практически ничего не знают о своём национальном колорите. Поэтому я решила пропагандировать данную тему.

Актуальность: Актуальность данной темы заключается в том, что малые народы и народности, их культура, быт становится забытым, уходящем в прошлое не востребованным и не интересным, благодаря информационной революции. Для современного человека необходимо не терять связь с поколением предков, знать как они жили, их творчество, культуру. Поэтому нужно подтолкнуть ребят к сохранению культурного богатства коренных народов округа, изучению истории и развитию нашей малой Родины.

Цель работы: Знакомство с творчеством художников с национальным колоритом, привлечение внимания к искусству и культуре народов проживающих в Кузбассе.

Задачи:

Познакомится с художниками и их творчеством

Сформировать представление о национальной культуре

Познакомить с творчеством художников и круглый стол

Выполнить макет календаря с картинами художников, участие в акции.

Объект исследования: творчество художников

Предмет исследования: календарь, с национальным колоритом

Методы исследования:Изучение литературы, сбор материала, обобщение и анализ информации, анкетирование, проектная деятельность 3

Гипотеза: Я предполагаю, что работы художников с местным колоритом размещенные в календаре, заинтересуют и подтолкнут к изучению истории и культуры коренных народов Кузбасса .

Календарь будет информационным и эстетическим носителем, будет актуальным в юбилейный год.

II. Основная часть.

1. Теоретическая часть.

1.1. История Кузбасса

Кузнецкий угольный бассейн, знаменитый своими огромными запасами угля, сокращенно - Кузбасс. Один из самых молодых регионов современной Российской Федерации был основан много лет назад, с XVII века. В 1698 году Петр 1 стал интересоваться этой территорией, именно с того времени началась история Кемеровской области как крупного промышленного центра Сибири. Спустя 23 года Михайло Волков обнаружил на берегу Томи так называемую «горелую гору», став первооткрывателем кузнецких углей. Кемеровская область была главным поставщиком угля и металла еще и во времена ВОВ. Много техники из новокузнецкой стали принимали участие в сражениях. Во многом благодаря этому факту, в январе 1943 года по указу Президиума Верховного Совета СССР, было принято решение выделить из Новосибирской области Кузбасс и создать на его территории Кемеровскую область административным центром в Кемерово. Так и началась история современной Кемеровской области

1.2. Творчество коренных народов

Культура коренных народов Кузбасса всегда была тесно связана с традиционными промыслами. Шитьё народного костюма, изготовление оружия или кухонной утвари не считалось чем-то «художественным». Этим занимались не профессиональные художники, а простые охотники-собиратели. Но шорцы и телеуты при этом придерживались разделения женского и мужского художественного труда.

4

Например, шорские мужчины занимались резьбой по дереву, кости и рогу, а женщины – ткачеством, шитьём и вышивкой. И мужчины, и женщины могли обрабатывать кожу и делать из неё вещи. Но здесь снова присутствовало разделение труда. Так, расписывать кожаную поверхность бубна могли только мужчины, а делать женский декоративный накосник из кожи – женщины.

Конечно, художественное направление развилось не во всех домашних ремёслах. Но вот, например, в обработке дерева творчества было много: резьба, изготовление объёмной скульптуры.

Шорцы знали несколько типов резьбы по дереву. Например, контурная резьба украшала деревянные головки курительных трубок. Также художественное оформление присутствовало и в изготовлении берестяных вещей. Это сейчас берестяные изделия умельцы выставляют только на ярмарках, а тогда многие шорские мужчины знали такие приёмы художественной обработки бересты, как накладной декор, тиснение и прорезная резьба с подкладным фоном.

Кстати, декор у шорцев всегда имел символическое значение. Например, шорцы часто использовали геометрический декор, в частности треугольник. Предположительно, его значение связано с почитанием культовой горы. Треугольник встречается в оформлении предметов, относящихся, прежде всего, к древним верованиям шорцев.

А одним из любимых жанров их фольклора является сказка. Сказка — это желание народа видеть мир вокруг себя прекрасным и добрым. И не только видеть, но и делать его таким! В сказках Правда всегда побеждает Ложь, Добро всегда побеждает Зло. Всем людям хочется, чтобы в реальной жизни происходило все так же.

1.3. Современные художники Кузбасса

Любовь Никитовна Арбачакова

Любовь Никитовна Арбачакова- шорский живописец и график, поэт, ученый-исследователь шорского героического эпоса, кандидат филологических наук, член Союза художников (2005 г.), Союза писателей России (1997 г.).

5

Родилась в самом сердце Горной Шории 1 мая в 1963 году. В небольшой деревушке Анзасс Таштагольского района Кемеровской области. Все свое детство она пребывала в атмосфере удивительно чувственного и мудрого шорского фольклора: трогательных народных песен, проникнутых восхищением и грусти, зажигательных частушек, мудрых пословиц, щаманистских обрядов и т.д. Все это богатство, воспринятое в детстве, становится ее путеводной звездой в последующем творчестве.

Училась в Новокузнецком государственном педагогическом институте (1989-1994). Преподавала шорский фольклор в Новокузнецком пединституте. В настоящее время работает старшим научным сотрудником в Институте филологии СО РАН. Автор трех поэтических сборников. Стихи и рассказы публиковались в журналах «Кузнецкая крепость», «Огни Кузбасса», «Сибирские огни», «Наш современник» и др. Член СП

России, Союза художников России. Кандидат филологических наук (1998). . .

Особенно смысл ее призвания стал раскрываться в 2001 году, когда в Новокузнецке, в Доме творческих союзов, была организована первая ее персональная выставка. С того времени у нее было еще много выставок, не только в Новокузнецке, но и в Прокопьевске, Таштаголе, Мысках, Междуреченске, Кемерово, Новосибирске и в Абакане Постепенно стали появляться результаты. Первая награда за ее талант художника была получена в Мысках в 2001 году- грамота ежегодной городской выставки-конкурса «сезон-2001» за лучшую живописную работу.

Живописные работы Любови Арбачаковой приобрели частные коллекционеры России, США, Германии и Турции. Оформила своими рисунками книгу «Шорский язык в картинках» (автор текста-Ф.Г.Чиспиякова). Оформляет книги шорских поэтов: Н.Е.Бельгешева, Т.В.Тудегешевой, Г.В. Косточакова.

Для Л.Н. Арбачаковой всякая изображенная фигура прежде всего символ, созднанный линией и цветом, а соотношение отдельных символом- символическое событие, выразить и передать которое и призвана картина.

Большинство сюжетов картин художницы- своеобразные притчи, когда схематические символы образуют некий немой рассказ, проникнутый светлыми нравственным

6

смыслом. Например, «Колыбельная дождя» (1995 г.) – притча и матери и ребенке, «Тайная встреча» (2000 г.) – притча о любви, «Дружба» - притча о дружбе.

Все работы художника по характеру композиционного воплощения условно подразделяются на 3 группы:

1) Орнаментальные композиции

2) Сюжетные многофигурные композиции с элементами орнамента

3)Портретные

 Изданы поэтические сборники на шорском и русском языках: «Онзас черим» (2001), «Колыбель любви» (2004), «Песни шориянки» (2011), публиковалась в сборниках «Чедыген», «Кузнецкая крепость», «Огни Кузбасса», «Сибирские огни», «Наш современник» и др.

Любовь Никитовна составитель сборников «Алып Кускун. Шорское героическое сказание» (Новосибирск, 2011 г.); «Фольклор шорцев» (Новосибирск, 2010 г.), автор

словаря шорского языка в картинках «Каас-пичиги» (2002 г., совместно с Ф. Г. Чиспияковой).

Участник выставок с 1992 г. Стажировалась на Х Международной творческой лаборатории стран-участниц ТЮРКСОЙ – Анкара, Турция (2006 г.).

Любовь Никитовна лауреат кузбасской премии им. Н. И. Бачинина в номинации «Живопись» (2003), награждена медалью Администрации Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса» 3-й степени (2003).

На данный момент живет в Междуреченске и принимает активное участие в общественной жизни коренного населения.

7

Детство

В детстве Любовь мечтала стать балериной. Даже написала письмо в балетное училище Алма-Аты, но ответа так и не дождалась. Долго переживала, но со временем поняла: балетному искусству учатся с детства. В Анзасе же никогда не было ни балетных, ни других творческих кружков. Кажется, и возможностей для развития талантов тоже не было. И Л.Н. Арбачакова даже не догадывалась, что она, деревенская девочка, станет известной писательницей, а уж тем более – художницей. Она представляла, как переедет в большой Новокузнецк, где люди ходят не по тропинкам, а по асфальту, где вода журчит не в реках, а бежит прямо из-под крана. Но не могла понять, как же она будет жить без своего Анзаса, без берёзок и кандыков, без запаха акации и черёмухи. До сих пор с нежностью Любовь Никитовна вспоминает об этом. Кажется, где-то в глубине души художница до сих пор живёт в этом чудном месте, показывая нам его в своих стихах и картинах.

Первое своё стихотворение художница написала в девятом классе. Оно было о любви. Тогда девушка в первый раз влюбилась.

После школы Л.Н. Арбачакова поступила в лесной техникум, где открыла в себе ещё один дар – художественный. Девушка в первый раз пришла в кружок рисования и просто влюбилась в кисти и краски. После техникума она решила поступать в Красноярский художественный институт. Ей сказали, что экзамены сдавать не придётся, ведь лесной техникум она окончила с красным дипломом. Но оказалось, что экзамены при поступлении всё-таки были. И сдавать их Любовь побоялась. «Мне казалось, что рисую я так примитивно, а ребята, которые поступают в институт, уже всё умеют, - вспоминает Любовь Никитовна. - Поэтому не стала рисковать. Просто решила, что буду рисовать то, что мне нравится. И так, как я умею. Решила, что буду картинами рассказывать людям о шорцах и о красотах Шории».

8

Творчество

Сначала Любовь Никитовна писала стихи и рассказы только на шорском языке, чтобы родной язык жил. Потом стала переводить и на русский, чтобы тексты были доступны всем читателям: «Мне хотелось рассказать людям о шорцах, о нашей богатой культуре. Хотелось петь о красоте наших легенд, о красоте нашей Шории». Изучая фольклор, Любовь Никитовна продолжает писать свои стихи, рассказы, картины. Часто сюжетом становятся любимые сказания и легенды.

Но чтобы написать стихотворение, тоже должно быть особое состояние. Часто это состояние грусти, тоски по счастливому детству, безмятежному, радостному времени. Кстати, и первый рассказ Любовь Никитовна написала об одном из самых ярких воспоминаний - о своей лошади Красотке. «Она была настоящая красавица: гнедая, глаза огромные и звездочка на лбу белая. Настоящий богатырский конь. Красотка в самые радостные и грустные минуты была со мной рядом» писала Л.Н. Арбачакова.

Одни из произведений:

1)Онзас черим тернии души

2)Тенгри, Ульген и другие…

3)Шаманы Горной Шории

4)Колыбель любви

5)Возвращайтесь домой, богатыри!

Любовь Арбачакова творит по законам Добра и Красоты — сказочные птицы, олени, лошади, лоси, деревья, богатыри, портреты женщин, яркий красочный мир ее полотен несут людям информацию из глубины традиционного мироощущения

Как признаётся сама Арбачакова, рисует она только тогда, когда у неё хорошее настроение: «Часто даже не знаю, что будет на холсте. Я как шаманка – путешествую в образах с помощью кистей и красок. Это особое состояние транса. Когда вхожу в него, могу рисовать и днём, и ночью. Не могу остановиться». Часто сюжет для своих картин и строчки для стихов женщина видит во сне. 9

Ее работы несут архетипы коренного народа Горной Шории: главные символы — птица, лошадь, олень, юрта, родовое древо. В картинах нет конкретики, они мифологичны.Отличаются чистотой помыслов и палитрой. Картины художницы дают возможность зрителю взглянуть на мир глазами ребенка, окунуться в мир образов художницы.

Произведения хранятся в Новокузнецком художественном музее, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Хакасском республиканском краеведческом музее (Абакан), музее этнографии и природы Горной Шории (Таштагол); в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

На родовую гору я поднялась:

Отцом приставленный

К кедру лаз вовсе уже истлел…

***

По земле родного края,

Босиком пробежалась.

Теперь и ноги, и душа в занозах…

***

Далёкие горы Шории

В небеса вознеслись.

Духи тех цветастых гор

Изредка

Посещают меня

Во сне…

***

Маленькой из своего Анзасского дома

Я наблюдала далёкую гору Кубес

Давно уже нет мамы и дома в Анзассе,

Но стоит наш Кубес, и я еще тоже есть!

***

В весенних шорских горах

Роскошно цветёт черёмуха

Раскинувшись белым цветом!

Что сталось с моим отчим домом?!

Я так отвыкла ходить по горам

Что, восхищаясь черёмухой,

Блуждать мне теперь среди цветов

Ведь к дому тропинка давно заросла…

***

Довольно!

Утомилась я до предела.

Поклонюсь своему народу

И войду в мир сновидений,

Чтобы там навсегда остаться… 11

Геннадий Челбогашев

Геннадий Челбогашев, талантливый молодой архитектор и художник, живет и работает в Петербурге, но в его сердце живет любовь к своей родине - Горной Шории.Профессор Московского отделения Международной академии Архитектуры, ассистент кафедры архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Родился 1 июня 1976 года в посёлке Берёзовая Речка в многодетной семье седьмым ребёнком. После окончания междуреченской школы-интерната № 5, уехал в Кемерово, где окончил с отличием архитектурно-строительный техникум. В 1987 году переехал в Санкт-Петербург. Окончил Всероссийскую Академию художеств с золотой медалью, и остался преподавать в ней.. Член Союза архитекторов России (1994). В 2011 году избран профессором московского отделения Международной академии Архитектуры.

Как вспоминает сам художник: "Первый раз я взял карандаш в руки только в шесть лет, когда начал учиться в школе. В детстве рисовать не учил никто. Просто дар этот, дан или не дан свыше. Увлечённый игрой линий, я нарисовал несколько домов – получился город. Наверное, именно тогда и предопределилась моя судьба, что я стану архитектором.В школьные годы рисовал очень много - всё красивое, в том числе и природу. Представлял её в разных образах, как живую". Шорские традиции утеряны, но в каждом человеке есть дух предков, который он всегда чувствует. Обращение к природе и деревьям творит чудеса.

"Я создаю произведения на основе своего мироощущения. Специально культуру, литературу и шорские традиции не изучал. Моё творчество - это не переписывание истории. В них можно увидеть и прочувствовать всю силу, мощь, свободу шорского народа, его неделимую и гармоничную связь с природой, к которой наш народ всегда обращается за помощью, а природа обязательно ему помогает.

Живя в Петербурге, Геннадий поддерживает связи со своей родиной, потому что ему не безразлична судьба своего народа. В его сердце Горная Шория занимает особое место. При всех своих достижениях и авторитете среди архитекторов страны, Геннадий Челбогашев остается любящим свою родину, радушным и гостеприимным человеком. 12

Тайбичаков Прокопий Егорович

Родился 21 июля 1933 года в селе Калачево Прокопьевского района. Окончил Калачевскую семилетнюю школу. Переехал в Казахстан, где получил среднее образование. Окончил Омский педагогический институт, художественно-графический факультет и Новокузнецкий педагогический институт, естественно-географический факультет. Основатель ДХШ №6 и её первый директор с 1972 по 1976 гг. Также Работал директором детской художественной школы в городе Джамбуле. Был заведующим кабинетом черчения и рисования при институте усовершенствования учителей в городе Новокузнецке.

Вернулся в село Калачево в 1997 году. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

Кроме живописи, занимается работой с берестой, стеклом, костью, керамикой. А также можно заметить, что Прокопия Егоровича очень развито воображение. Герои его картин не земные, скорее всего они - гости из космоса. На своих полотнах изображает природу-окрестности Байкала, Горной Шории и другие. Участвовал в выставках по Сибири, Дальнему Востоку и в Москве с работами по бересте, стеклу, с костью и керамикой.

Любовь Ильинична Чульжанова

Родилась 13 декабря 1957 года в городе Междуреченске. Закончила среднюю школу № 1 в городе Мыски, затем Кемеровский медицинский институт. После окончания работала участковым терапевтом в Междуреченске. С 1993 года активно участвует в общественном движении за возрождение шорского народа. С 1999 по 2007 год работала руководителем детского ансамбля «Чедыген» в Центре детского творчества (г. Междуреченск). В числе первых шорцев публицист, поэт Чульжанова Любовь Ильинична в 1997 году была принята в члены Союза писателей России. Врач по профессии Любовь Ильинична фактически всю свою жизнь посвятила журналистике и литературной деятельности. С 1994 года является редактором первого шорского информационного бюллетеня «Туган Чер» (Родная земля). В качестве приложения к нему вышло девять выпусков литературного журнала «Кай». Чульжанова участвовала в подготовке и издании самиздатовских сборников шорских поэтов и прозаиков. 13

В честь юбилея писательской шорской организации в 2007 году по ее инициативе и активном участии в качестве составителя и автора текстов вышла книжка «Писатели Горной Шории», в этом же году издан второй сборник произведений шорской литературы на шорском и русском языках «Чедыген», в который вошли произведения 30 авторов, в том числе начинающих. В 2008 году вышел в свет сборник стихов Чульжановой «Над просторами Шории».

Любовь Чульжанова является автором многих статей на шорскую тему в местных газетах «Знамя шахтера в новом тысячелетии» и «Контакт», а также в информационном бюллетене «Темнер» и журнале «Мир коренных народов. Живая Арктика». Ее стихи публиковались в журналах «Кай» и «Кузнецкая Крепость», Основными темами ее творчества являются Шория, родной народ и любовь. Вышли в свет три самиздатовских сборника стихов: «Сколько верст я с тобой исходила», «Музыка Шории», «Лик Судьбы».

Также она занимается сочинением песен на шорском и русском языках. Сегодня ее в творческом арсенале 40 песен.

Публикации

Архитектор Геннадий Челбогашев /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 2001. – С. 29

Борьба - это жизнь /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 2002. – С. 41-42

В его сердце живет любовь к своей родине /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 1997. – С. 9

Воспоминания П.Т. Кусургашевой /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 1997. – С. 3-6

Десятилетие литературной организации /Л. И. Чульжанова //Знамя шахтера в новом тысячелетии. – 2007. – 25 октября (№73). – С. 9

Земля, священная для всех шорцев /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 2006. – С. 6-10

Книга. Над просторами Шории /Л. И. Чульжанова. – Междуреченск: Потенциал-Медиа, 2008. – 147 с

Она была другом Горького /Л. И. Чульжанов //Туган Чер. – 1997. – С. 1-2

Патриот Шории /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 2006. – С. 1-5

Последний кайчи /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 2002. – С. 69-71 14

Чедыген: сборник произведений шорской литературы на шорском и русском языках /Л. И. Чульжанова – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – С. 82-94

Шестой съезд шорского народа /Л. И. Чульжанова //Туган Чер. – 2001. – С. 1-10

2. Практическая часть.

2.1.Сравнительный анализ

Провела сравнительный анализ работ художников, в которой сравнила образ двух мастеров: Любовь Арбачакова и Генадий Челбогашев, так как именно они больше выражают шорскую тему в своих работах.

У Любови Арбачаковой в своих работах главные символы — птица, лошадь, олень, юрта, родовое древо. Можно увидеть портреты шорского народа и их обычаи, а также пейзажи. Художница пишет картины в своей оригинальной манере, абсолютно не похожей ни на какую другую. Отличаются чистотой помыслов и палитрой. Картины художницы дают возможность зрителю взглянуть на мир глазами ребенка, окунуться в мир образов художницы.В картинах нет конкретики, они мифологичны.Преимущественно в стиле символизма, маслом и акрилом.

А Генадий Челбогашев говорит:

«Специально культуру, литературу и шорские традиции не изучал. Моё творчество - это не переписывание истории. В них можно увидеть и прочувствовать всю силу, мощь, свободу шорского народа, его неделимую и гармоничную связь с природой, к которой наш народ всегда обращается за помощью, а природа обязательно ему помогает».

Особенно интересна ему тема шаманизма, ведь шаман - особое лицо, он избранный, хранитель традиций, умеющий общаться с миром духов и природой. Есть в нём что-то притягивающее, манящее, таинственное и величественное, то, что сложно понять и постигнуть.

В произведениях Генадия Челбогашева больше отражены фантазийные и лирические герои- шорский народ, звери, птицы, в технике- графика, тушь. 15

Сравнив творчество художников делаем вывод , что Арбачакова Любовь в своем творчестве осталась верна традициям своего народа, нашла свои самобытные корни. В целом, в ее работах представляет собой неслыханное видение и ощущение мира. А Челбогашев Геннадий создает произведения на основе своего мироощущения.

2.2. Круглый стол

После того, как я сравнила работы художников, решила провести анкетирование среди обучающихся в студии «Родник творчества» о том, что ребятам известно у художниках коренного народа (Приложение 5). Проведя анкетирование поняла, что ребята практически ничего не знают о художниках. Поэтому после анкетирования я рассказала ученикам кто эти необычные и творческие люди, в каких стилях, жанрах, техниках пишут свои потрясающие работы, какие темы для них более интересны и многое другое. Конечно же сообщила ребятам про их достижения и победы в конкурсах, а также выставках.

В студии изобразительного искусства, где я обучаюсь, было решено провести круглый стол с целью выяснить, а что ребята усвоили о творчестве этих художников- Любови Арбачаковой и Генадие Челбогашеве, опираясь на ту информацию, которую я им преподнесла в студии. Я распечатала работы данных художников и вырезала их, а ребята должны были собрать рисунок по частям и догадаться работа какого из художников представлен на листе бумаги. Все это проводилось среди учащихся ЦДТ в студии «Родник творчества». Участвовали 25 человек, в возрасте 8-12 лет. Оказалось, что эта тема действительно заинтересовала и привлекла внимание ребят к изучению своих коренных народов, так как ученики практически все задания выполнили верно. Смогли с легкостью сказать, чья работа представлена и обосновать свой ответ. Провела второй опрос, интерес учащихся к изучению культуры, сказок и легенд народов населяющих Кузбасс, гораздо повысился. (Приложение 6)

2.3.Выполнение макета календаря

После круглого стола я загорелась идеей создать свой календарь, в котором будут работы художников с местным колоритом. Как за общую форму календаря я выбрала настенный. Сам календарь будет односторонний и состоять из 14 листов, обозначающих каждый месяц и на каждом из которых будут располагаться картины мастеров- Любови Арбачаковой и Геннадия Челбогашева. Календарь выполнялся в приложении «PicsArt».

Для начала я нашла в интернете различные фоновые картинки, подходящие под времена года и использовала их в качестве фона-подложки.

Далее разместила на 6 страницах работы Арбачаковой, а также поместила ее стихотворения и на 6 страницах работы Челбогашева. Ну и конечно сами даты. (Приложение 6)

Календарь является информационным носителем, открывая любую страницу календаря, мы знакомимся с художниками и их творчеством в национальном колорите.

2.4. Чыл Пажи

После того, как я сделала календарь, учувствовала в акции «Чыл Пажи»- шорский новый год, в оздоровительном центре «Солнечный» , чтобы как можно больше людей увидели календарь и он был информационным и эстетическим носителем, который может быть актуальным в юбилейный год. В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, шорский Новый год или Чыл-Пажи. Традиционно программа шорского праздника включает ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и массовые народные гулянья, игры и состязания, угощения национальными блюдами.

На мероприятии я представила свой календарь. Судя по комментариям гостей, понравилась такая идея изучения работ художников коренных народов Кузбасса. Была удивлена, что участники этого мероприятия не знают о художниках, которые работают в национальном колорите, включая в свои работы эпос Горной Шории. (Приложение 8)

17

III. Заключение

Таким образом, моя гипотеза о том, что работы художников с местным колоритом размещенные в календаре, заинтересуют и подтолкнут к изучению истории и культуры коренных народов Кузбасса, подтвердилась, ребятам было интересно узнать что-то новое об авторах, которые посвящают работы коренному народу. В теме со сказочными персонажами многие ребята брали сюжеты из народных сказок и легенд Горной шории. Теперь ребята имеют развернутое представление о творчестве художников, посвящающие свои работы национальному колориту, проживающие в Кузбассе. Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.

В результате работы над проектом дети познакомились с культурой и закрепили представление о творчестве коренных народов Кузбасса. Провели сравнительный анализ творческой деятельности художников. В ходе работы над проектом развивались творческие способности детей, их представления об истории родного края, расширился кругозор. Прививалась любовь к малой Родине, традициям и обычаям своих предков. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, а так же повышению интереса к истории родного края. Проект позволил узнать историю своей Малой Родины, способствовал приобщению к традиционному, культурному наследию коренных народов округа, формированию чувства любви к своему краю.

Жизнь неумолимо диктует свои права. Нам никогда не вернуться в далекое прошлое, когда слово шамана было законом. Молодое поколение - дети другого времени. Нужно помочь сохранить нашим учащимся связь с далёким прошлым.

Вывод: на мероприятии Чыл-Пажи я рассказала о содержании своего календаря. Была удивлена, что участники этого мероприятия не знают о художниках, которые работают в национальном колорите, включая в свои работы эпос Горной Шории.

18

IV. Список использованной литературы

1. Всегда чувствую дух предков. Архитектор-о корнях и творчестве. [электронный ресурс] / Инна Меняйлова - Режим доступа: https://kuzbass.aif.ru/culture/vsegda_chuvstvuyu_duh_predkov_arhitektor_-_o_kornyah_i_tvorchestve

2. Избранный небесами…художник Геннадий Челбогашев. [электронный ресурс]- Режим доступа: https://parkhomovg.livejournal.com/498495.html

3. Католог. Любовь Арбачакова. Возвращайтесь домой, богатыри! [текст] Редактор и корректор Чурсина Т.Н. Дизайн и верстка Вотинцева А.А. Издательсвто «Скиф» Кемерова 2004 г. (2-8 стр.)

4. КузПресс. Литературный портрет Шориянки. [электронный ресурс] / Анатолий Сазыкин - Режим доступа: https://kuzpress.ru/culture/24-05-2014/32843.html

5. Художественный мир Сибири. [электронный ресурс] / Актиноя - Режим доступа: https://museumsrussian.blogspot.com/2017/02/blog-post_20.html

19

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Анкетирование

Вопрос 1.Знакомы ли вы с творчеством Любови Арбачаковой?

А) да

Б) нет

Вопрос 2. Укажите технику, в которой работает художник

А) Масло

Б) Гуашь

в) Акрил

Вопрос 3. Укажите 2 жанра, в котором работает художник

А) Сюжетный

Б) Пейзаж

В) Натюрморт

Г) Анималистический

Вопрос 4. Каких художников с шорским колоритом вы знаете?

А) Поспелов И.

Б) Арбачакова Л.

В) Старикова Е.

Г) Челбогашев Г.

Приложение № 6

Результаты

1.

2.

3.

4.

Приложение № 7

Приложение № 8

Чыл - Пажи

Просмотров работы: 36