Введение.
Великая Отечественная война! Как давно это было для нас и как недавно для истории. Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят пять лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на это, все россияне вспоминают героизм тех, кто отдавал свою жизнь за нашу возможность радоваться миру. Я услышала фразу: «Война вошла в каждый дом, в каждую семью, прошла через сердце каждого человека» и подумала о детях которые родились и росли во время войны. Мне казалось это просто не возможно выжить в те страшные годы.
Великая война и Великая трагедия для нашего народа. С каждым днём становится всё меньше и меньше свидетелей тех дней. Но пока еще живы те, родился в годы войны. Они не помнят её, но знают о ней из рассказов своих родителей. Они помнят своё босоногое послевоенное детство.
И наш долг сохранить их воспоминания, как великий урок правды и мужества.
Цель нашего исследования:Собрать материал о детях, рожденных в годы Великой Отечественной войны, о том, как жили во время войны и в тяжелые послевоенные годы.
Задачи:
изучить информацию о жизни детей в годы ВОВ,
проследить судьбы детей, рожденных во время войны;
Провести встречи с ветеранами, взять интервью.
Провести интервью
Оформит материал о детях войны..
Гипотеза: изучение истории и биографии детей, рожденных в годы войны необходима для того, чтобы понять, как они смогли выжить в те тяжелые годы и как сложились судьбы.
Объект исследования: Дети, рожденные в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: исторические сведения о детях, рожденных в годы войны.
Методы исследования:
изучение литературы по данной теме;
сбор информации по теме;
интервью с ветеранами, для создания ролика воспоминаний;
оформление материала по теме Дети войны для стенда.
Основная часть
1. День рождения - война.
О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей. А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!
Многие дети совсем не помнят войны, потому, что были очень маленькими. Они родились в те грозные годы и знают о войне по рассказам своих родителей. Но тяжесть послевоенных лет они помнят очень хорошо. Все так же нечего было есть, были проблемы с одеждой, а самое главное не было рядом родителей. Они все время работали, восстанавливали страну из пепла и руин. Родители возвращались обычно поздно вечером, многие работали посменно, вся забота о младших обычно ложилась на старших детей. Иногда старшими считались малыши 5-6 лет. Они нянчили младенцев, ухаживали за ними, кормили и поили их, полностью несли ответственность за младших братьев и сестер. А ведь они были сами маленькими детьми и им тоже хотелось бегать и играть. Но они повзрослели раньше срока, стали главными помощниками родителей, по сути главными членами семьи в отсутствии старших.
2. Она, не знавшая войны.
Я хочу рассказать о человеке самой светлой, самой удивительной профессии на земле. Об учителе. (Прилодение 1) О ней мне рассказала моя мама, которая училась в той же школе, что и я. У мамы была любимая учительница. Очень строгая, очень требовательная, но очень добрая и готовая всегда помочь своими знаниями, добрым словом и мудрым советом. Это Бакланова Валентина Лазаревна, в девичестве Арзамасцева. А еще я выяснила, что она является тетей моего классного руководителя, что очень помогло мне в работе.
Валентина Лазаревна родилась 19 ноября 1944 года в г. Чита на черновских копях, в семье шахтера. (Приложение 2) В годы войны ее отец Арзамасцев Лазарь Васильевич не воевал, у него была бронь. Он работал на шахте и сутками не выходил из забоя. (Приложение 3) По словам старших сестер работал он добросовестно, был награжден Орденом трудового Красного знамени и медалями за трудовую доблесть. (Приложение 4) Он был простым человеком, всегда приветливый, каждую свободную минуту он посвящал жене и детям, а их у него было 5 человек. Мама Арзамасцева Мария Гавриловна тоже работала и на детей у нее было очень мало времени. Но она успевала вести домашнее хозяйство, дети были накормлены, дома всегда пахло свежей выпечкой.
После рождения Вали, мама сразу вышла на работу. Сестры рассказывали, как возили новорожденную девочку к ней на работу каждое кормление. Так же они рассказали как могли успокоить малышку, если она плакала и хотела кушать. Они делали брали кусочек марли, толкли вареную картошку или хлебный мякиш, разбавляли их молоком и заворачивали в марлю. Так получалась что-то в роде современной соски. "Было очень трудное время. Мама научила старших сестер шить, они перешивали большие вещи для меня. Можно сказать, я всегда носила дизайнерские вещи" - с улыбкой вспоминает Валентина Лазаревна.
Когда она выросла сестры рассказали ей как 9 мая её бабушке с дедушкой пришла похоронка на сына. Они горевали о нем и радовались одновременно за весь Советский народ, ожидая лучшей жизни и расцвета страны. "В нашем роду воевали несколько человек. Одни вернулись израненные, другие пали на полях сражений" - с горечью вспоминает Волентина Лазаревна. В семье свято чтили память погибших. "Помню как 9 мая , слушая радио, бабушка читала молитву, после этого все вставали, стояли минутой молчания, держа в руках свечи " - вспоминает она, и слезы блестят в ее уставших глазах, а в голосе появляется дрожь.
Валя научилась читать, играя с соседскими девочками, которые уже учились в школе. Она упросила отца отдать ее в школу в 6 лет. Школа была не далеко от дома - это школа , которая ныне носит номер 51. В последствии она очень успешно ее закончила. Учеба всегда ей давалась очень легко. Училась только на 4 и 5. Особенно нравился русский язык и литература. Так же особые успехи у девочки были в математике. Валя всегда была душой компании, участницей всех школьных дел,. За это её избрали председателем совета дружины пионерской организации школы, а затем и членом комитета комсомола. В комсомольской организации она заведовала редакционной коллегией школы, часами создавала с ребятами школьные газеты, боевые листки и творческие плакаты для оформления школы. У нее на все всегда хватало времени.
В их семье всегда царил культ книги. "Сколько выучила я от дедушки прекрасных слов русских поэтов. А от бабушки запомнила много сказок." - вспоминает Валентина Лазаревна. Никогда она не забудет бабушкины слова: "Не забудьте , внученька, как досталась Победа. Передайте это своим детям и внукам. Пусть никогда эта зараза больше не придет на русскую землю. Не допустите этого. Никогда!" И Валя всегда помнила ее наказ, помнить о погибших, не забывать оставшихся в живых. Она много читала произведений о войне, а когда , стала читать вслух для мамы, ведь она была безграмотная.
После окончания школы, в 1961 году Валентина Лазаревна поступила в Читинский Государственный педагогический институт им. Чернышевского на историко-филологический факультет. Успешно его окончила в 1965 году и была отправлена по распределению на 2 года на работу в Бодинскую среднюю школу № 15. После обязательной отработки в школе по направлению, она вернулась в родной поселок и пришла работать в среднюю школу № 51 учителем русского языка в старших классах.(Приложение 5) Она проработала в школе до 2001 года, получила звание "заслуженного учителя". Её волновало все: подготовка уроков, проведение мероприятий, дополнительное образование детей, их взаимоотношения в коллективе и дома, завтракал ли ученик или нет и многое другое. (Приложение 6) "Учитель от бога" - так называют ее выпускники. (Приложение 7) Они благодарят её за все и часто приходят к ней в гости целыми выпусками. Сколько окрестных гор они облазили вместе с ней. Сколько избитых коленок вылечили в школьной сандружине. А какие литературные праздники они устраивали со своим классным руководителем. Так же все помнят лучший в городе отряд ЮИД, с которым она учила не только правила дорожного движения и слова и песни для агитбригады, но по вечерам шила с родителями костюмы и делала декорации. Но в то же самое время она не забывала о своей семье, о муже и сыне, о своих многочисленных родственниках. Всегда всем помогала и делом и добрым словом.
В школе и сейчас её помнят и приглашают на праздники. Если Валентина Лазаревна приходит, то ее приветствия и поздравления превращаются в литературные шедевры, так, как она не только знает много стихотворений и цитат, но и пишет сама стихи и поздравления. (Приложение 8)
Этот уникальный человек живет рядом с нами. И нам нужно обязательно сохранить ее воспоминания и еще не раз прийти к ней и побеседовать о жизни прошлой и попросить совета на будущую.
Заключение.
Мы проделали большую и интересную работу, которая принесла нам огромное удовлетворение. Познакомившись с таким интересным человеком и уникальной личностью, мы поняли, что русская земля держится именно на таких людях. Они не дали уйти в небытие памяти о предках, не осквернили память погибших и пронесли ее через всю свою жизнь, передавая потомкам . Они воспитали несколько поколений людей, которые свято чтят память о погибших, чествуют выживших и принесших на великую Победу. А самое главное, они научили нас жить в мире, не предавать своей многогранной истории и нести память с высоко поднятой головой.
Мы реализовали все поставленные задачи. Мы провели встречу С детьми войны, в числе которых была и Валентина Лазаревна.
И результатом нашей работы стали материалы для школьного уголка памяти. Чтобы каждый ученик смог прочитать и посмотреть это. А при встрече с Валентиной Лазаревной поприветствовал её и возможно, помог решить её насущные проблемы.
Список использованных источников и литературы:
Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985
Максимова Э. дети военной поры / Москва Издательство
политической литературы 1988.
Материалы из архива Музейного уголка МБОУ "СОШ № 51 "
Воспоминания ветерана из архива школьного музея.
Приложение 1
Учи́тель, учи́тельница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).
Учитель - это человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся,
правило, профессионально подготовленный. Но учитель это прежде всего лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им.
Фото 1. Профессия учитель
Приложение 2
Фото 2. Бакланова Валентина Лазаревна
Приложение 3
фото 3. Шахты Черновских копей в годы ВОВ.
Приложение 4
Орден Трудового Красного Знамени |
|||
|
|||
Страна |
СССР |
||
Тип |
орден |
||
Кому вручается |
отдельные лица, предприятия, учреждения и коллективы трудящихся |
||
Основания награждения |
большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом |
||
Статус |
не вручается |
Фото 4. Орден Трудового красного знамени
Приложение 5
Фото. 5. Школа № 51
Приложение 6
Фото 6. Классный руководитель
Бакланова Валентина Лазаревна
Фото 7. Любимый учитель
Приложение 7
Фото 8. Педагогический коллектив СОШ № 51
Приложение 8
Фото 9, 10. Вручение медали "Дети войны"
Фото 11. Мероприятие, посвященное вручению знамени победы
с приглашением ветеранов.