Цель исследования: изучить материал о легендах родного края и исследовать с какими знаменательными и историческими событиями, подвигами связаны памятники моей малой родины.
Задачи исследования:
1.Собрать информацию о легендах, используя рассказы старейших жителей с. Кункур
2. Обобщить и проанализировать собранный материал;
3. Определить значение легенд в культурном, познавательном туризме.
4. Провести опрос среди школьников МБОУ «КСОШ».
Значимость моей исследовательской работы заключается в следующем: познакомившись с ней, учащиеся заинтересуется историко-культурным и природным потенциалом своей малой Родины.
Практическая значимость работы в том, что она может быть использована для
развития на основе существующих легенд культурного, познавательного туризма, что сегодня очень актуально, а также для повышения образовательного уровня населения и интереса к истории родного края.
Во время анкетирования выяснилось: ученики знают, что такое легенда, но не все знают легенды родного края.
«Легенды моего края»
Дашидондокова Дари
Российская Федерация Забайкальский край Агинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кункурская средняя образовательная школа им. Пурбуева Д.Ц.
План исследования.
Проблема: изучение легенд моего края и их значимость в познавательном туризме.
На уроках окружающего мира, работая над проектом «Мой родной край », я столкнулась с вопросом: назови памятные места, овеянные легендами. Меня этот вопрос заинтересовал. Оказалось, что их у нас немало.
Актуальность выбора темы: Легендами интересуются многие, но на практике люди знают их недостаточно полно и глубоко. Отсюда актуальность моей работы: легенда может быть использована для развития туризма в крае, что сегодня очень актуально, а также для повышения образовательного уровня населения и интереса к истории родного края, в частности, школьников. Наша школа реализует проект «ЭтноЭко школа как межмуниципальный центр по этноэкологическому воспитанию». В 2014 году был проведен фестиваль традиционной бурятской культуры «Эрын гурбан наадан», «Колыбель моих предков». Я думаю, исследовательская деятельность по изучению природных и культурно - исторических памятников и легенд необходимы для реализации этого проекта.
Объектом настоящего исследования являются легенды моего края.
Предметом исследования является роль легенд, связанных с культурными
комплексами природы в познавательном туризме.
Гипотеза: Если бы легенды не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких либо важных исторических событиях, героях.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись
следующие методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- интервью;
- обобщение и систематизация полученных сведений из источников;
- составление и анализ анкет;
«Легенды моего края»
Дашидондокова Дари
Российская Федерация Забайкальский край Агинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кункурская средняя образовательная школа им. Пурбуева Д.Ц.
Введение.
Большая родина начинается с родного края, с малой родины, которую ласково называют «Тоонто нютаг», где ты родился и вырос, где жили твои деды и прадеды, где многие века живёт твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека, представителя любого народа. И такой же священной и уважительной должна быть и наша память к прошлому. Каждый человек должен знать историю своей малой родины, легенды об исторических личностях, о названиях местностей и т.д. Знание местных легенд делает нас патриотами своей малой родины. Ведь без знания прошлого нет и настоящего. Легенды - неотъемлемая часть жизни людей, благодаря которой сохраняется самобытность всего края.
В начале своей исследовательской работы я задалась вопросами: Что такое легенда? Откуда она возникла? Какую роль легенды играют в нашей жизни? Почему Цырик Нарасун говорят наш защитник? От кого или от чего нас защищает или защитил? В ходе изучения литературы, а также бесед со старожилами села Кункур, я выяснила для себя, что моя малая родина - настоящая "колыбель" различных историй и легенд.
На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями. Значит, можно предположить, что, если бы легенды не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких-либо важных исторических событиях, героях.
Проведенный мною анализ помог убедиться в правильности выдвинутой гипотезы:
Если бы легенды не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких либо важных исторических событиях, героях.
Глава I.
Что такое легенда.
Я не знала, что наш край полнится различными легендами, узнала только в процессе моих исследований. Начну с определения слова легенда по современному толковому словарю русского языка под редакцией С. А. Кузнецова: "Легенда - (от латинского слова legenda - то, что должно быть прочитанным) означает основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п."
Легенда - это недостоверное повествование о фактах реальной жизни, основанные на событиях, происшедших в давние времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Легенда родственна понятиям "предание" и "миф", но, несмотря на это, они все же различаются друг от друга. Если предание - обозначает устный рассказ, историю, основанную на реальных событиях, то миф - древнее, народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на земле.
Действительно, лишь благодаря этим источникам мы узнаем о прошлом. В своей работе я хочу коснуться легенд, существующих на территории моего края, моей малой родины, постараться оценить их значение. В процессе изучения собранных материалов я поняла, что легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят» по земле, изменяясь и перерабатываясь. Только потом, мы получаем устойчивый вариант. Путь жизни легенд очень сложен. А так как события положенные в основу легенды, нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, то учёные не считают их полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды, основаны на какой – либо реальности.
В ходе работы над темой я встретила несколько классификаций легенд. Разделяются все легенды на следующие тематические группы: Легенды о сотворении мира, о происхождении солнца, луны, земли, неба. Такие легенды есть у каждого народа. Легенды, где рассказывается о животных, птицах и рыбах, объясняется происхождение их особенностей, легенды о боге и божествах, о великих людях, которые совершали подвиги.
2. Легендыкак часть нашей истории. Анализируя о значении легенды, я выделила основные моменты взаимодействия легенд и ее носителей. Во-первых, легенды как часть нашей истории. Не зря в легендах выражено народное понимание действительности. Отсюда возникает интерес к легендам. Такие легенды скорее являются древней, популярной в народе разновидностью преданий, представляющих собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. Основная особенность таких преданий состоит в том, что они объясняют характер, происхождение или названия географических объектов и населенных пунктов. Топонимические предания, в свою очередь, по их характеру разделяются на две группы: предания, отражающие реальные исторические факты, и предания, в которых вымысел занимает значительное место, зачастую приобретая фантастическую форму. Например, историческую основу приписывают легенде о происхождении многочисленных озер. Это связывают с легендой о Бальжин хатан. (Приложение№1)
С именем монгольского полководца Чингисхана связана легенда в нашем крае. Старожилы рассказывают легенду, которая гласит, что Чингисхан завещал сыновьям, чтобы его тело похоронили там, где он родился, то есть на островке Делюн-Болдок. Отсюда, урочище Делюун болдог, располагающееся между двумя рукавами реки Онон, напротив сел Кункур Агинского района и Цасучей Ононского района, и называют "колыбелью" Чингисхана. Нужно сказать, что существуют еще несколько версий: монгольская, китайская, тувинская и алтайская. Но "Ононская" - пока остается самой правдоподобной. Так или иначе, но наша мала родина неразрывно связана с именем Чингисхана. Об этом свидетельствуют уникальные ровесники тех времен - «Чингисов камень» – эпиграфический памятник монгольского времени, Вал Чингисхана, Ворота Чингисхана. Предания с фантастическим уклоном рождаются в результате олицетворений, остатков мифологических представлений и введения сказочных сюжетов. Так, могут олицетворяться реки, озера, горы... Существует красивая легенда об Ононе. На протяжении веков Онон благосклонно принимал на своих берегах разные народы и племена, вселяя им надежду на лучшее будущее, поэтому вся долина Онона - величайший памятник человечества. И в наши дни Онон остается таким же привлекательным и не предсказуемым, также славящимся своим могуществом, берет начало в далекой Монголии с северо-восточного подножия горы Хэнтэй.
Истории нужны легенды, отчаянные подвиги и благородные примеры, пламенные речи, храбрые герои и великие победы. Победителю забывают предательство и трусость, лицемерие и кровь. Так появились легенды, связанные с именами тех или иных героев, неординарных и знаменитых личностей, когда-то живших по соседству с нашими предками.
Ярким примером является Бабжи –Барас Батор, один из наиболее почитаемых среди агинских бурят легендарных героев. Я хочу рассказать об этом герое, заслужившего народную славу уже при жизни. А также о местах, связанных с его именем, которым поклонялись мои предки и сегодня продолжают это делать их потомки. Слово "батор (баатар)" переводится с бурятского как "богатырь". В образе героя-богатыря и его подвигах воплощены сила человеческого коллектива, его борьба с грозными явлениями природы, его победы на пути к историческому восхождению. Это лучший, храбрейший и сильнейший представитель родового коллектива, защищающий общие интересы рода, выражающий его разум и силу и неизменно побеждающий врага рода человеческого: стихийные бедствия, голод, хищники и т.д.
Именем Бабжи-Барас Батора прежде всего названы две сопки, расположенные на левобережье реки Онон сразу за мостом восточнее автотрассы Агинское – Нижний Цасучей: Малый и Большой Батор. На фоне Онона Малый Батор (Бага-Батор) и вправду кажется могучим богатырём, спящим крепким сном. Напротив, через дорогу, возвышается Большой Батор (Ехэ-Батор). Это самая высокая из окрестных вершин Приононья (757 м над уровнем моря). На его вершине стоит памятник Бабжи-Барас-батору. Считают, что он родился и похоронен здесь. По инициативе жителей Кункура и Будалана на вершине сооружен Субарган, ежегодно проводится Обоо тахилган, а раз за два года или три года проводится Бабжын наадан с конными скачками, лучниками, борцами «Эрын гурбан наадан.
Памятник Бабжа-Барас-батору, объединителю восьми бурятских агинских родов, расположен на перекрёстке улиц Комсомольская и Татаурова. Возле него есть красивый фонтан, где можно сфотографироваться туристам, а агинчанам просто отдохнуть. С его же именем связана легенда о реликтовом сосновом боре под названием Цырик-нарасун ", произрастающем на левобережье реки Онон, между селами Будулан и Кункур Агинского района. Само по себе нахождение большого хвойного леса в глубине сухих степей является удивительным природным феноменом, как считают многие ученые. Выяснено, что отдельные растущие в бору сосны достигают 300–400-летнего возраста. В настоящее время сосновый бор площадью в 1500 га объявлен памятником природы. Конечно, взрастить такой лес под силу лишь матушке-природе, но факт исторического момента спасения степняков от нашествия врага, благодаря сосновым "богатырям" действительно, говорят, был.
Легенду о памятнике природы Тогоон-Чолон (камень-котел), расположенном вблизи Большого и Малого Батора, буряты тоже связывают с именем Чингис хана. Говорят, его котелок на очаге превратились здесь в камень. Весь этот комплексный памятник природы расположен на территории заказника "Агинская степь" и издалека заметен всякому, кто пересекает реку по мосту, соединяющему Агинский и Ононский районы. Здесь издалека видны скалы-останцы, окружённые немногочисленными деревьями. Останцы сложены крупнокристаллическими гранитами, в значительной степени подверженными процессам выветривания. Солнце, вода и ветер сформировали причудливые каменные фигуры. Живописность скалам добавляют и укрывшиеся в их тени белоствольные берёзы.
Опасный путь княжны, начиная с момента принятия ею смелого решения, и заканчивая ее гибелью, отражается в легендах о Бальжин-хатан. По ним проясняются и многие топонимы, которые остались с тех давних пор на нашей земле. По легендам наши озера появились от слез Бальжин хатан. По легенде, скалу, которая встала у них на пути, была разрублена воинами Бальжин, теперь ее называют Хатан Хушуун, расположенная в пади Хила. Это на Цокто- Хангильской земле. В тех местах княжна останавливалась на отдых и давала наказ своим подданным - вот откуда идет название Алтан тушэлгэ (золотое сиденье). (Кладбище. ) Об этом мне рассказала моя учительница, которая родом из с. Цокто- Хангил. Спасшиеся из плена бурятские рода стали жить в степях Забайкалья и их потомки сохранили традицию почитания тех мест, где выковывалась история народа, зарождалось национальное самосознание. О добром имени бурятской княжны никогда не забудут - об этом красноречиво свидетельствует памятник Бальжин-хатан, красующийся при въезде в городок Агинское. Скульптура отлита из бронзы и стоит на пьедестале из белого мрамора, с луком в руках и колчаном со стрелами на поясе. Предводительница агинских бурят, великая хоринская княжна Бальжин-хатан является уникальной личностью, заслуга которой заключается в объединении бурятских племён.
Глава ІІ.
Легенды как основа культурного туризма.
Отдыхая на природе можно познавать жизнь, историю, увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - это, конечно же туризм или поход. Туризм - это как посещение музеев, библиотек, осмотром местных достопримечательностей. Развитие познавательного туризма в сыграло бы огромную роль как стимул сохранения культуры бурятского народа. О своих прекрасных местах, о Кункурских степях, о легендах хочется не только помнить, но поделиться со всеми.
Словом, у нас есть, что рассказать и показать заинтересованному туристу. Нужно правильно стимулировать интерес забайкальцев к историко-культурному, природному потенциалу своей малой Родины и построить грамотную стратегию по привлечению в наш край туристов извне, формируя положительный туристический имидж Забайкалья. В этом помогут наши забайкальские легенды, полные тайн, покрытые пылью веков, но не утратившие очарования старины
В качестве небольшого примера могу привести деятельность индивидуального предпринимателя Баиржапа Юндунова, уроженца села Будалан Агинского района, который недавно взялся за развитие туристической тропы по следам Чингисхана у себя на малой родине. Планируемый проект разрабатывается вокруг природных памятников Приононья, где легенды, удивительные истории и заповедные места могли бы привлечь к нам гостей со всего мира. Он уверен, что успех развития внутреннего туризма во многом зависит от уникальности национального культурного наследия, а также от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям. Но работа одного предпринимателя - песчинка в море. Для того, чтобы привлекать и поддерживать интерес к культурному наследию нашего региона, необходимо работать всем нам вместе.
Заключение
Легенды - это часть нашей жизни, они обогащают нашу историю, оставаясь в народной памяти на века. Благодаря легендам, люди все больше узнают сами себя, они необходимы для познания себя, самобытности народа. И сколько бы времени не прошло, легенды всегда вызывают интерес. Считаю, что гипотеза, выдвинутая мною в начале моей работы: что если бы легенды не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких либо важных исторических событиях, героях – на основе изученных материалов подтверждена.
Практическая значимость работы определена, что может быть использована для развития на основе существующих легенд культурного, познавательного туризма, что сегодня очень актуально, а также для повышения образовательного уровня населения и интереса к истории родного края.
Исследование знаний школьников легенд нашего края.
Мною было проведено исследование знаний учеников нашей школы легенд
родного края. Данное исследование было проведено с помощью составленных анкет, куда входили
вопросы:
1.Что такое легенда?
2. Кто из вас отдыхал на реках и озерах нашего края?
3. Знаете ли вы легенды о происхождении какого-либо географического названия или любую другую легенду Забайкальского края? Анкетирование проводилось у всех школьников. (Приложение№3, таблица№1)
Анализ анкет показал следующие результаты:
1. Дали правильное определение понятия «легенда» - 100% школьников.
2.Отдых в Забайкалье: а) активный с семьёй - 100% школьников, б) на курортах - 10 человек, что составляет 25,64%.
3.Знание легенд родного края: а) об Арее - 6 человек - 15,38%, б) об Арахлее - 3 человека - 7,69% , в) о Чингисхане - 6 человек - 15,38%.
Исходя из этого можно сделать вывод, ученики знают, что такое легенда, но не все знают легенды родного края.
Для ознакомления учеников с легендами родного края мною во время проведения в школе Недели русского языка и литературы был оформлен стенд с распечатанными легендами. Я заметила заинтересованность учащихся фольклором Забайкалья.
Используемая литература:
1. Современный толковый словарь русского языка/Гл. ред. С56 С.А. Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 2004. - 960 с. 2. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия / отв. ред. П.М. Шульгин. — М.: Институт наследия, 1994.— 174 с.
3. Волкова, Н.В., Кузнецов, А.А. Туристские ресурсы: учебное пособие./ Н.В. Волкова, А.А. Кузнецов .— М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. — 55 с. 4. Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология.– Издание 22-е, испр. и доп. – Чита: Экспресс – издательство,2007. – 210 с. 5.Дамдинов Д.Г. «Легенды и предания этнической Бурятии. Топонимика и культурология» - Агинское: «Издательский дом «Агын Унэн», 2007. - 160 с.
6.Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество». Учебник для фил. спец. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1983. - 448 с.
7. Куренная Е.Ф. «Забайкалье – золотая моя колыбель. Сказки, легенды, были, сказания. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.- 304с.
8. Тенчой. «Трилогия: Снежные люди и наги, хозяева воды; Истории о репрессиях и военных; Истории о привидениях» - Москва: Открытый мир, 2008. - 192с.
9. ФилатченкоИ.А. «Традиционная культура Забайкалья: К вопросу о традиционной культуре эвенков Тунгокоченского района Читинской области» - Чита: Областной методический и информационно-аналитический центр культуры, 2006. - 192с.
10. ШубинА.С. «Эвенки» - Улан-Удэ: Издательство ОАО «Республиканская типография», 2007. - 306с.
Приложение№1
Легенда гласит, что могучий Бабжа-Барас-Батор, предводитель хоринских бурят, был выходцев из рода Хуацай (боохэй), защищал свой народ от набегов врагов и дожил до преклонного возраста.
Говорят, чтобы отразить натиск маньчжуров, батор вынужден был укрыться на горе. Однажды в туманное утро, он вышел из укрытия, чтобы обойти родную землю, посмотреть, не посягает ли никто на её мирную жизнь. И вдруг увидел он далеко вдали движущиеся фигуры. Старику-батору уже было много лет, и зрение его ослабло, но, несмотря на это, он сумел разглядеть, что вдалеке на его родную землю надвигается отряд конников под предводительством вожака. Заметил их Бабжа-Барас-Батор около нынешнего села Булум. Недолго думая, Бабжа-Барас-Батор схватил своё оружие, чтобы защитить свою Родину. С вершины гор он пустил стрелу и попал прямо в предводителя. Враги побоялись вступить в схватку с метким стрелком и отступили.
Приложение№2
Легенда об Ононе и Ингоде.
“Как только выросли дети Великого Сохондо, отпустил он дочь свою Ингоду в дальний путь на север, младшего сына – синеглазого Букукуня – на Юг, а среднего Агуцакана – спокойного и робкого юношу – на восток. Повстречался Букукун с Ононом и рассказал ему о своей резвой, быстрой, синеокой сестре Ингоде. Воспылало любовью сердце Онона и пустился он прямо на север, чтобы поскорее увидеть красавицу. Но темные силы не пускали Онон в холодные страны и стали чинить ему препятствия. Пришлось богатырю хитрить: разливаться протоками, обегать земляные уступы – и все-таки продвигался он шаг за шагом на северо-восток. Ингода, между тем, бежала дорогой, не подозревая даже о существовании Онона, степного красавца-богатыря. Слух об этом дошел, наконец, и до гольца Чингикана, находившегося там, куда стремилась синеокая Ингода. И послал он навстречу ей своего гонца – горную быструю Читу. Чита исполнила поручение гольцов. Тронули молодое сердце Ингоды слова неожиданной посланницы, резко повернула она на юго-восток, навстречу Онону. Сорок братьев и сестер взялись ободрять и поддерживать ее силы в пути. А темные силы не унимались, строя козни Онону. Но в степях не перевелись богатыри и когда трудно бывало Онону, стремились они к нему, вливали свежие силы. И тогда хара – темные духи, пошли на последнюю уловку. Они выслали навстречу степному богатырю Соктуй – пьяную реку. Опьянила река богатыря, забыл он про свою любовь и побрел, пошатываясь из стороны в сторону, на восток. Долго брел он так, как безумный. Узнала про то Борзя. – Ах, он неблагодарный! Забыть такую красавицу! – и потекла на запад, навстречу безумцу. С силой влилась в него Борзя, отрезвила. Опомнился Онон, рванулся вперед и побежал, куда раньше стремился, ломая на пути все преграды. Тяжело было сокрушать Ингоде на своем пути каменные горы. Стремясь поскорее к Онону, она повернула на восток и вскоре повстречалась с ним. Радостной была эта встреча, сплелись в объятиях их воды и родилась гордая река Шилка”.
Приложение№3
Легенда о княжне Бальжин-хатан.
Княжна Бальжин-хатан происходила из племени Хореодоя. Она была выдана замуж за сына монгольского Бообэй-батар-бэйлэ-хана и вместе с 11 бурятскими родами переселилась в Монголию. Мачеха мужа невзлюбила невестку, сделав её жизнь невыносимой, и в 1595 году Бальчжин вместе с супругом Дай-хун-тайчжи и своими сородичами бежала на родину. Согласно летописи, после долгого преследования маньчжуры всё же настигли девушку у подножия высокой горы. Чтобы задержать врагов, Бальжин отрезала у себя одну грудь и бросила её им под ноги. Так возникло молочно-белое озеро Бальзино. Однако это не помогло, и преследователи схватили Бальжин на самой вершине горы. По легенде, предсмертный крик княжны “Алахань!” – “Убивают!” дал имя одному из удивительнейших мест в Забайкалье, а кровь и слёзы девушки превратились в источник, стекающий к подножию Алханая. Тело ее похоронили у сопки, которую называют Бальжин толгой. Место, где было брошено принадлежавшее княжне седло, стало называться Алтан Эмээл, что в переводе означает "золотое седло".
Этот удивительный бор реликтовых сосен Крылова, возникший , по одной из версий, в голой кункурской степи, издали напоминает построившееся к бою войско, отсюда и его название. Узнав о приближении многочисленной вражеской армии, агинские буряты под предводительством Бабжи-Барас Батора за одну ночь посадили лес из могучих сосен. В степной дали у черты горизонта деревья действительно походили за тысячи воинов, готовых отразить любой удар. Тогда завоеватели, приняв бор за могучее войско богатырей, в смятении повернули назад. Вот откуда пошло название бора Цырик-Нарасун, что в переводе с бурятского означает "сосновое войско".
Приложение№6
"Сокровенное сказание монголов".
В "Сокровенном сказании монголов" описывается, что новорожденный мальчик пришел в этот мир со сгустком крови в кулаке, что послужило символическим знаком о его будущем, впоследствии поменявшим мировую историю. Существует множество легенд о могиле Великого Хана. Многие из них утверждают, что останки Чингисхана покоются на дне Онона, недалеко от Кубухая. Есть теория, что для его захоронения реку отвели в сторону, а после вернули в первоначальное русло. Во время прохождения погребальной процессии к месту последнего упокоения Чингисхана, слуги убивали всех случайно встреченных путников. Затем предали мечу копавших могилу рабов, а потом казнили убивших их солдат и палачей. Часто захоронение связывают с несметными богатствами, по некоторым версиям Хана похоронили в золотой ладье.