Хранитель истории

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Хранитель истории

Габдуллина М.А. 1
1МБОУ ПГО "Пышминская средняя общеобразовательная школа"
Гудимова М.В. 1
1МБОУ ПГО "Пышминская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Посетите музей иногда,

Не теряйте с историей связь.

Здесь в витринах застыли века-

След эпохи, что в даль унеслась.

Ю. Мазитов

Мы живем в современном мире, знаем его правила и соблюдаем его законы, но при этом всегда должны помнить, что настоящее очень тесно связано с нашим прошлым. Мы, как благодарные потомки должны его помнить и чтить. Всем известно, что всё в жизни меняется, но в музее, кажется, что время замерло. Музей хранит память о важных событиях, традициях, об уникальных особенностях быта, национального костюма, а также особенностях фольклора.

Атмосфера в музее умиротворённая, загадочная. Присутствует ощущение встречи с чем-то необычным и особенным. А в душе чувствуется трепетность ко всему, что тебя окружает.

В этом году исполняется 45лет со дня создания нашего Пышминского музея. Это и определило выбор темы нашего исследования: «От комнаты Боевой Славы к народному музею».

В фондах музея собран интересный материал по занятиям жителей края-орудия труда, предметы быта, документальный фотоматериал, вещественные реликвии об участниках гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранах труда, коллекции полезных ископаемых и работы художников.

Цель исследования: изучить и обобщить материалы по истории созданияПышминского музея истории земледелия и крестьянского быта.

Задачи:

- систематизировать материал по истории создания Пышминского музея;

- изучить биографию основателей музея.

- изучить современное состояние краеведческого музея;

-провести встречи с сотрудниками музея;

-научиться создавать компьютерную презентацию, работать с дополнительной литературой.

Методы исследования: систематизация источников, критическое их рассмотрение, выделение существенного.

Объект исследования: Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта

Предмет исследования: история создания музея.

Гипотеза состоит в том, что если изучать историю родного края, своей малой родины, своей школы, вести сбор материалов об исторических памятниках, жителях своего поселка, памятных событиях, а также целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию, то можно способствовать воспитанию любви к Родине, к истории своего края, дать возможность каждому почувствовать себя гражданином нашей страны.

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик. Запрос государства в части формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России делает эту работу чрезвычайно актуальной.

Новизна работы заключается в том, что в работе исследуется история создания музея в нашем поселке, чего ранее никто не делал.

На протяжении работы были использованы следующие методы: беседы с сотрудниками музея, работа с архивными документами, исследование газетных статей.

Глава 1. История создания музея.

Надо хранить прошлое…

Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Д.С. Лихачѐв

Что представляет собой слово «музей» в современном понимании? История возникновения музеев уходит в глубокое прошлое.

Музей (от греч. мuseion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека. От слова «мусейон» произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусств и другие памятники прошедших времен.

Понятие «Музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и биологические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных.

В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1817 году, он определил цель: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились».К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России создаются 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремесел, приборов).

В середине XX века большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи боевой славы, трудовой славы, музей, посвященные деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения.В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России общественные музеи закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сел, школ, судеб людей, семей, династий способствует возрождению такого социального института как общественные музеи.

В современном понимании музей – это:

Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов- памятников истории материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;

Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;

Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий;

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Третья статья Устава международного совета музеев гласит: «Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей»[9, стр.5].

Свою работу я начала со знакомства с документами, отражающими работу краеведческого музея и установила, что начало краеведческому музею положил школьный музей.

В конце 1960-х годов по инициативе преподавателя географии Пышминской средней школы Николая Андреевича Мараева, директора школы Федора Михайловича Свяжина и первого секретаря Пышминского РК КПСС Павел Филиппович Ставников - все участники Великой Отечественной войны - основали в школе комнату Боевой Славы 40-й гвардейской Енакиевско-Дунайской Краснознаменной стрелковой дивизии, в составе которой воевало более 50 пышминцев. В создании музея принимало участие большинство учителей и учащихся. Они пошли к участникам Великой Отечественной войны, записали воспоминания, собрали экспонаты (фронтовые письма, фотографии). Не только юноши, но и сто тринадцать девушек и женщин из Пышминского района ушли добровольцами и были призваны военкоматом на фронт. В их числе и учителя Пышминской школы. Больше всего материалов оказалось о бывших воинах 40-й гвардейской Краснознаменной Енакиево-Дунайской ордена Суворова стрелковой дивизии. В 1941 году более 50 человек из района ушли добровольцами служить в это соединение, 12 из них после войны вернулись к родным очагам. Следопыты посвятили отдельный стенд боевому пути дивизии.

Как-то естественно родилась мысль о школьном музее краеведения. Благо освобождалось помещение старой школы. И вот по ходатайству учительского коллектива исполком Пышминского районного Совета народных депутатов принялрешение об учреждении музея в селе Пышма. ПредседателемСовета музея на общественных началах стал ветеран народного образования, участник Великой Отечественной войны Алексей Кононович Мараев. Пышминцы понесли в музей старинную утварь,предметы быта, разные поделки и произведения искусства.

Жительница Пышмы Анна Афанасьевна Чернышова передала музею19 предметов старинного быта, в том числе действующий ткацкий станок (кросна). Есть в экспозиции и сабан – старинное орудие хлебопашца.

Богат раздел природы родного края:в нем собраны более 80 чучел зверей и птиц. Их с большим мастерством выполнил местный таксодермист- любитель Владимир Павлович Федотов. Прекрасную коллекцию уральских руд и минералов из 129 наименований безвозмездно передал музею бывший выпускник Пышминской школы, геолог Михаил Федорович Коробицын. Экспонатами музея стали кости мамонта и зубы ископаемой акулы, найденные в песчаных карьерах близ Пышмы и в отмывах местных речек.

Несли и везли в музей экспонаты патриоты района: Д.А.Земеров изготовил для экспозиции макет крестьянского подворья прошлого века, К.Г.Черноввырезал 15 искусных поделок из дерева, рабочий завода В.А.Кустов сделал скульптуру, по которой сооружен памятник воинам-пышминцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В1974 году общественность Пышмы отмечала 100-летний юбилей своей школы. В музее был оформлен богатый раздел об истории народного образования в районе, выставлены фотографии учащихся выпускных классов нескольких десятилетий, начиная с 1939 года.

Параллельно собирались предметы материальной культуры края, и скоро появились все основания говорить о создании в Пышме музея. С этим предложением выступил на партийном собрании ветеранов Алексей Кононович Мараев. Это было в ноябре 1977 года. Эту дату стали считать датой основания музея. В это время помощь в создании музея оказывал ветеран педагогического труда Федор Васильевич Савин.

Их энтузиазм и старания были по достоинству оценены: в 1984 году музею было присвоено звание «Народный музей», а в 1986 году он стал филиалом областного историко-краеведческого музея имени О.Е.Клера, то есть стал государственным. 1 июня 1988 года к руководству музеем пришла Татьяна Кузьминична Бородина, старший научный сотрудник Пышминского музея истории земледелия и крестьянского быта.

У этих энтузиастов и подвижников было много помощников и доброжелателей, а позднее - продолжателей. Ежегодно в музей поступали новые экспонаты. Таким образом, изучив историю краеведческого музея, я установила, что начало музею положила комната Боевой Славы, а в 1984 году ему было присвоено звание «народный музей».

Глава 2. Они стояли у истока.

Понять, кто стоял у истоков создания, воплощения и развития краеведческого музея мне помогло интервью с сотрудниками музея.

Мараев Николай Андреевич

Николай Андреевич учился в Красноярской школе, окончил четыре класса и уехал в город Нижний Тагил к старшему брату. Там он занимался в спортивном клубе, в соревнованиях по плаванию занимал призовые места. Но седьмой и восьмой классы окончил уже в Четкаринской школе, а в девятом и десятом учился в Пышминской школе.

Материально семья жила тяжело, мать могла давать ему только 20 копеек. Николай зарабатывал деньги сам, работая нянькой в семье.

Учился он хорошо, поэтому был направлен в деревню Кочевка обучать детей. Он экстерном сдал экзамены и поступил в Камышловское педучилище, окончив которое стал учителем Красноярской начальной школы.

В армии Николай Андреевич служил с 1941 по 1945 год. Воевал Мараев Н.А. на Петрозаводском фронте, был старшиной взвода. Оттуда был отправлен в контрразведку к финнам. В 21 год попал в плен, стоял под виселицей. Его спас священник, сказав, что он еще очень молод и назван именем святого Чудотворца Николая. Казнь заменили пожизненным заключением. Но наши войска наступали, и финны вынуждены были отпустить русских пленных.

Николая Андреевича доставили домой больного. С 1945 года он поступил заочно учиться в Свердловский пединститут на географический факультет. С 1950 года работал директором Красноярской, в то время уже восьмилетней, школы. Ребята очень любили школу, учителя проводили с ними много времени. Сам директор руководил хором, на большой перемене пели все, готовились к смотру. Директором Николай Андреевич проработал до 1963 года.

Затем он работал в Пышминской школе учителем географии и был заместителем директора Федора Михайловича Свяжина по военной работе, преподавал в старших классах военное дело. Николай Андреевич работал в коллективе педагогов Пышминской школы, был чутким и принципиальным работником, взыскательным к собственному педагогическому труду и труду своих коллег, умелым советчиком. Он много сделал, чтобы коллектив играл ведущую роль в жизни школ района, области.

В 1970-х годах в Пышминской средней школе, как в тысячах других по всей стране, работала комната Боевой Славы, объединявшая тогда вокруг себя всю патриотическую работу. Основателем и руководителем ее был учитель географии Николай Андреевич Мараев. Школьники собирали материалы по истории 40-й гвардейской Енакиевской-Дунайской стрелковой дивизии, в составе которой воевало более пятидесяти пышминцев, а также предметы материальной культуры края. Скоро материалов набралось достаточно, чтобы создать в Пышме музей. 

Потом Николай Андреевич был переведен директором школы рабочей молодежи, оттуда и ушел на заслуженный отдых. Но даже на пенсии он не мог сидеть без работы и работал в музее Боевой Славы.

Николай Андреевич был прекрасным семьянином и отцом, очень любил своих родственников, особенно старшего брата Александра.

Мараев Алексей Кононович

Алексей Кононович родом из деревни Духовая Пышминского района. Рано познал тяжелый крестьянский труд. Пахал, сеял, боронил – все испытал на себе Алеша. Был рядовым колхозником и счетоводом. В восемнадцать лет его избрали комсомольским вожаком. После учебы в Шадринском сельхозтехникуме работал бухгалтеромв сельсовете.

Жажда знаний привела Алексея Кононовича в Камышловское педагогическое училище, а затем учительствование в начальной школе. И опять он чувствовал нехватку знаний. Вновь учеба в Свердловском учительском институте. После его окончания он целиком посвятил себя педагогической деятельности, воспитанию подрастающего поколения.

С 1941 года - заведующий районным отделом народного образования. В ноябре этого же года ушел на фронт добровольцем. Не из легких досталась ему служба. А защищал он Советское Заполярье в составе морской пехоты Северного Флота. В начале войны был рядовым, затем командиром взвода автоматчиков, позднее командиром взвода противотанковых орудий. На войне у Алексея Кононовича особо проявились качества политического бойца. Поэтому не случайно его выдвигают комиссаром батареи береговой охраны, он возглавляет партийное бюро отдельного батальона морской пехоты. Его личный состав отлично знал боевую технику, проявлял высокие морально-политические качества.

По натуре честный, принципиальный коммунист Алексей Кононович постоянно проявляет отеческую заботу о личном составе.

Отгремели последние залпы войны. В это время морской пехотинец был на северном побережье Норвегии. И вновь мирный труд.

В 1947 году вернулся в Пышму с медалям «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья».

Вернувшись с войны, работал, не покладая рук, как будто взваливал на себя то, что могли бы сделать его погибшие товарищи. Сначала Алексей Кононович возглавлял районо, потом был заместителем председателя райисполкома (сейчас это заместитель главы администрации). Кроме того, вел уроки истории, естествознания, географии в Пышминской школе. Позднее был ее директором.

Шесть раз его избирали депутатом районного совета, семь раз членом КПСС. И где бы он не работал, на каком посту не находился, его отличала порядочность, человечность, честность, простота, верность своему слову. Друзья и коллеги писали о нем: «В душе поднимается волна благодарности к этому человеку за его большое дело, за его горение души для грядущих поколений; человек неравнодушный ко всему, что казалось его родной Пышмы, человек беспокойный, в лучшем смысле этого слова, он работал и работал, стараясь сделать как можно больше, не искал для себя материальных и личных выгод».

Алексей Кононович взялся за создание краеведческого музея. Вместе со своими друзьями единомышленниками. Они собирали экспонаты, звонили, встречались, договаривались, убеждали. Алексей Кононович и его друзья Мараев Н.А. и Савин Ф.В. были люди скромные, выдержанные, интеллигентные, с которыми окружающим было тепло, спокойно, интересно.

В семьдесят лет окончил курсы и получил диплом руководителя музея.

Сбылась мечта Алексея Кононовича, он оставил Пышме великолепный подарок – краеведческий музей, под который он «выбил» новое просторное здание – бывший Дом пионеров.

Свяжин Федор Михайлович

Федор Михайлович Свяжин родился 20 февраля 1929 года в деревне Продольная Туринского района в обычной семье: он был сыном репрессированного и колхозницы. Отец Михаил Михайлович был репрессирован за спетую частушку, много лет провел в лагерях. Мать Елизавету Михайловну Федор Михайлович уважал всю жизнь.

Детство было тоже обычным: летом пропадал на реке, зимой сидел дома или играл с ребятишками на улице. Матери помогал во всем в силу возраста.

Приписав года, Федор Михайлович 15 лет сбежал на фронт, прошел войну. Вернувшись после Войны в Чукреево (оттуда сбежал на фронт), работал бригадиром. Женившись, стал учиться, так как жена была педагогом, то ему нельзя было отставать. Федор Михайлович экстерном сдал экзамены в педучилище сразу за три курса. В Дымково работал учителем рисования.

После службы в армии заочно учился на историческом факультете Уральского государственного университета.

Семья переехала в г. Ленск. Там Федор Михайлович работал уже первым секретарем райкома комсомола. Ему была выделена лошадь, чтобы можно было встречаться с комсомольцами на рабочих местах: в поле, в мастерских, на ферме, на пастбище.

В 1956 году Федор Михайлович вместе с семьей переехал в Пышму и в 29 лет был назначен заведующим отделом культуры Пышминского района. Под его руководством строился первый Дом культуры имени Гагарина.

В 1958 году он закончил успешное обучение в Уральском государственном университете и работал учителем истории и обществознания. С 15 января 1962 года Свяжин Ф.М. назначен директором Пышминской средней школы. Так в 32 года Федор Михайлович стал директором Пышминской средней школы, которой посвятил всю оставшуюся жизнь. Он - один из создателей в Пышминской школе комнаты Боевой Славы, которая позже стала основой районного краеведческого музея. Федор Михайлович – инициатор и организатор строительства современного здания Пышминской средней школы, которое было запущено в эксплуатацию в октябре 1974 года.

Свяжин Ф.М. не был в стороне и от общественной работы в Пышминском районе: был депутатом Пышминского районного и поселкового Советов, членом Пышминского райкома КПСС. Был председателем постоянной комиссии по культуре и народному образованию в Пышминском районе.

Несмотря на большую занятость, он был прекрасным семьянином и отцом своим детям.

Из воспоминаний дочери Кипрушкиной Нины Федоровны: «Казалось, он умел все. Нарисовать открытку и сочинить поздравление в стихах, скопировать портрет, увлечь историческими событиями, выполнить ремонтные электротехнические работы, водить и ремонтировать автомобиль. Папка очень много читал. Мы засыпали под говорящее радио и просыпались под сигналы «Доброго утра». Самые важные факты заносились в записную книжку. Уже взрослая, стыдилась, что так мало знаю по сравнению с ним. Одноклассницы завидовали, что у меня такой отец. Своими проблемами и радостями я делилась чаще с отцом. Он помогал найти выход, напутствовал. Его слова «Не пищать» - мой жизненный принцип. Ему были присущи чувство юмора, оптимизм, умение снять напряжение, разрядить обстановку.

Любил показывать фокусы, шалил вместе с нами, а позднее с внуками: прыгал на диван, катался с горки в корыте, делал смешную прическу. Любил делать подарки: шариковые ручки, ручки-указки, шкатулки, книги. Порой подарки были нелепые: для всех одинаковые полосатые кофты, разноцветные фетровые шляпы».

Из воспоминаний ученицы и в последствие коллеги Чикишевой Галины Михайловны: «Школа – это место, где нам давали знания и учили учиться, трудиться и дружить, помогать друг другу. Всюду с нами рядом были учителя, пионервожатые и директор, Федор Михайлович Свяжин. При проведении советов дружины, комитетов комсомола, советов бригады с уважением прислушивались к мнению нашего директора. Став учителем, я вернулась в родную Пышминскую школу. Теперь я узнала и увидела Федора Михайловича с другой стороны: талантливый человек, учитель, лектор, организатор. К нему шли за советом, узнать его мнение, просто поговорить в трудную минуту. Это человек, преданный своей профессии, прекрасно разбирающийся в детской психологии. Строительство новой школы.... Как же хватало сил нашему директору?

Возглавлял Пышминскую школу Федор Михайлович двадцать семь лет. Сколько славных дел вписано коллективом учителей и учащихся в историю школы и района. Слава о Пышминской производственной бригаде достигла даже Москвы. Дипломы, Почетные грамоты, памятные медали и призы, автобус, автомашины, сельхозмашины.

С благодарностью вспоминают бывшие ученики Федора Михайловича Свяжина. Он внес достойный вклад в дело воспитания и обучения тысяч учеников поселка, среди которых талантливые строители, рабочие, учителя, врачи, военные, журналисты, повара, продавцы, которые трудятся во всех уголках России».

За свой труд Федор Михайлович был удостоен званий «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник народного образования». Награжден медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд», боевыми наградами: медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями «20 лет победы в ВОВ», «40 лет победы в ВОВ», «50 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР».

Сердце Федора Михайловича Свяжина перестало биться 7 июня 1993 года.

Таким образом, беседуя с сотрудниками музея, мне удалось узнать кто стоял у истоков идеи, воплощения и развития краеведческого музея. Это были значимые люди нашего поселка - Мараев Николай Андреевич, Мараев Алексей Кононович, Свяжин Федор Михайлович, Бородина Татьяна Кузьминична.

Глава 3. Путь 40-й гвардейской Енакиевско-Дунайской стрелковой дивизии

Для изучения истории 40-й гвардейской краснознаменной стрелковой дивизии я обратилась к литературным источникам.

Комната Боевой Славы Пышминской средней школы была посвящена 40-й гвардейской Енакиевско-Дунайской  краснознаменной стрелковой дивизии.

Сформирована согласно директиве заместителя НКО СССР №opг/2/786742 от 2 августа из 6-го воздушно-десантного корпуса, в городе Ногинске. Личный состав удостаивается воинских званий «Гвардеец».Директивой Ставки ВГК № 1036004 от 5 августа 1942 года дивизия получила приказ на отправку со станции Ногинск (90-й гвардейский артполк со станции Ильино) и следовании через Поворино, в состав Юго-Восточного фронта.

6 августа 1942 года части дивизии приступили к погрузке в эшелоны. Впереди их ждал Сталинградский фронт. 13 августа 40-я дивизия вошла в состав 1-й гвардейской армии (командующий – генерал-майор Кирилл Семёнович Москаленко).

11-13 августа – на станции Нижние Липки первым выгружается 119-й гвардейский стрелковый полк. Место выгрузки подвергается воздействию вражеской авиации.

Из письма Чаплыгина А.И. «Первый бой на высоте 222,2 с тремя немецкими танками и мотопехотой. Мы залегли в пшенице, обложились гранатами и бутылками «КС».

Немцы спускаются с высоты прямо на нас. И здесь мы открыли по ним шквал огня. Фашисты падали с мотоциклов. Ни одного гада не упустили, а танки повернули обратно. Видим кто-то из наших впрыгнул на танк и начал стучать в башню. Открылся люк, и боец метнул туда гранату. Взрыв, пламя и огромный клуб дыма. Другие два танка удрали. А уже в сумерках майор Орлов вывел наш батальон под Сиротинскую, где немцы хотели переправиться через Дон. Здесь-то и началась кровавая баня, которой не забыть до самого гроба.

Ускоренным 60-километровым маршем полки следуют к станице Сиротинской. Но станицу Сиротинскую немцы превосходящими силами заняли еще 13 августа 1942 года. Им противостояли остатки 4-х разбитых наших дивизий. Впервые вступила в бой с немецко-фашистскими войсками 15 августа 1942 года на рубеже Ново-Григорьевская, Сиротинская (на правом берегу р. Дон). Показав упорство и активность в обороне, части дивизии во взаимодействии с другими соединениями армии отразили наступление 4 дивизий противника и удержали занимаемый рубеж.

Первая атака по лугу на Сиротинскую. Только перешли болото по шею в воде, вылезли мокрые, в грязи и цепью вперед! И началось. Сплошной шквал артиллерийского, минометного и пулеметного огня. Первые раненые, первые убитые. (из письма Александра Семеновича Рожкова)

15 августа к 12.00 большая часть дивизии вышла в указанный район, но 119-й гвардейский стрелковый полк, два дивизиона 90-го артполка и дивизионные части, не успев переправиться, были задержаны на левом берегу Дона. Обстановка на этом участке фронта была крайне сложной. Гитлеровцы, прорвав оборону 4-й Танковой армии, принудили четыре обескровленные в тяжелых боях дивизии к отступлению. В образовавшийся прорыв в излучине Дона и была направлена 40-я гвардейская стрелковая дивизия.

Дивизия занимала позиции по фронту 12 километров Сиротинская – Шохин – Старогригорьевка. В 15.00 дивизия, не успев занять оборону, вошла в соприкосновение с противником. Штаб дивизии в Камышинке попал под обстрел семи танков. Весь день 116-й и 111-й гвардейские стрелковые полки вели оборонительные бои в районе хутора Шохин и на высотах – 180.9; 171.9 и 141.9.

16-го августа 1942 года первым принял боевое крещение «электростальский» 119-й полк Ивана Ивановича Блажевича. Он контратаковал полк 16-ой мотострелковой дивизии итальянцев и отбил Сиротинскую. Но командир дивизии Александр Иванович Пастревич приказал Сиротинскую оставить и отойти для укрепления позиций. 16 августа на высоте 180,9 было совершено 4 атаки итальянской пехоты, 5-я попытка с участием немцев.

Именно здесь разгорелись упорные бои.

17 августа бои продолжались с новым напряжением. Наши полки с трудом удерживали занимаемые рубежи. Танки противника с десантом автоматчиков прорвались на огневые позиции артиллерии 116-го гвардейского стрелкового полка, уничтожили 5 орудий и 5 повредили. В этот день погиб в бою командир 116-го полка гвардии подполковник Михаил Андреевич Ушаков. В 14.00 119-й ГСП Блажевича, получил приказ командира дивизии генерал-майора А.И.Пастревича овладеть станицей Сиротинской. Отдельные подразделения полка ворвались в Сиротинскую. Дальнейшее продвижение было остановлено.

18 августа противник ворвался в оборону 111-го полка.

19 августа 1942 года. Высота 180,9, что в 2 километрах к западу от станицы Сиротинской. Подвиг совершил взвод из 16 гвардейцев под командованием гвардии младшего лейтенанта Кочеткова Василия Дмитриевича 111-го гвардейского стрелкового полка, уничтожив 6 танков противника. После боя в живых осталось только 2 гвардейца.

На этой же высоте буквально на следующий день насмерть стоял 1-й стрелковый батальон капитана Кузнецова Александра Александровича 119-го гвардейского стрелкового полка. Кузнецов лично уничтожил 3 танка противника, но и сам получил смертельное ранение.

Кочетковцы похоронены на высоте 180,9. В 1969 году на братской могиле были установлены монумент и памятная плита. В 1983 году обелиск дополнился мраморными стелами, на которых золотом высечено 447 фамилий гвардейцев 40-й дивизии. Всего на высоте похоронено более тысячи советских солдат.

20 августа командованием полка командиру 1-го батальона гвардии капитану А. А. Кузнецову была поставлена боевая задача — уничтожить немцев, укрепившихся на высоте 180,9 у поселка Дубового. В ночь с 20 на 21 августа стремительной атакой батальон, в котором в основном были десантники, под командованием капитана Кузнецова, овладел истерзанной высотой. Утром 21 августа противник бросил в бой 16 танков. Десантники мужественно защищались в неравном бою. Закрепившись на высоте, они в течение дня отразили 17 танковых атак, подбили 11 танков и уничтожили до батальона солдат. Лично Кузнецов подбил 3 танка, был ранен, но не оставил поле боя. Выстрелом из танка он был смертельно ранен и от полученных ран скончался… Но гвардейцы-десантники выполнили приказ и удержали высоту до прибытия подкрепления. Бесстрашный комбат был удостоен звания Героя Советского Союза.

Учащиеся школы вели переписку с солдатами и офицерами дивизии. Им прислала письмо и поздравительную открытку мать Александра Александровича Кузнецова–Кузнецова Александра Степановна. В те годы женщине было 90 лет.

О боях у станицы Сиротинской в письме вспоминает Рожков А.С.: «Воды не было. Жара. Солнцепек 35-40 градусов. Движутся 12-18 танков и на ходу ведут огонь из пушек и пулеметов. Этим огнем они все срезают на своем пути, невозможно поднять голову из окопа. Не хватает снарядов на поражение танков, а они прут и прут прямо на орудие, давят его, давят весь расчет, но никто не бежит от них. В те дни всех убитых стаскивали в укрытие, чтобы похоронить, а немцы не давали этого сделать, вели уничтожающий огонь и днем и ночью. Мне в детстве приходилось слышать об аде, как черти в этом аду поджаривают грешников. Так вот, те бои на Сиротинских высотах, были кошмарнее ада».

В ночь на 21.08 111-й совместно с 119 гвардейским стрелковым полком предприняли решительную контратаку врага по всему рубежу своей обороны. К 7.00 были заняты высоты 146.5 и 180.9. Не добившись успеха, немцы перешли к обороне. Полки дивизии вели бои за улучшение занимаемых позиций. Неоднократно предпринимались попытки овладеть станицей Сиротинская и высоту 180.9, 146.5 и др. Высота 180.9 имела большое значение, она господствовала над окружающей местностью, с нее просматривались наши позиции и подходы к ним.

24 августа немцы заняли высоту 180.9.

27 августа 111-й гвардейский стрелковый полк выбил немцев с этой высоты. 28 августа полк вновь её оставил.

31 августа 40-я ГСД вышла из состава 1-й гвардейской армии и была подчинена 21-й армии.

8 сентября части дивизии были отведены в резерв 21-й армии на правый берег Дона в район озеро Мелкое. Здесь в обескровленную дивизию, потерявшую более 2/3 своего состава, пришло пополнение.

Безвозвратные потери за период с 15 августа по 8 сентября (убитые): 111-й гвардейский стрелковый полк – 498 человек, 116-йгвардейский стрелковый полк – 705 человек, 119-й гвардейский стрелковый полк– 355 человек. Потери офицерского состава – 120 человек.

15 сентября дивизия вновь введена в 1-й эшелон 21-й армии и заняла оборону на прежних позициях, сменив 343-ю стрелковую дивизию.

25 сентября в 2.00 1-й и 2-й батальоны 111-йгвардейский стрелковый полк вели наступление на высоту 172.4, остальные полки демонстрировали наступление на своих участках обороны. Целью этого боя являлось перерезать дорогу, идущую на Сиротинскую, из Ближней Перекопки. Задача осталась невыполненной.

Свыше 3-х месяцев воины дивизии последовательно в составе 1-й гвардейской и 21-й общевойсковых, 4-й танковой армий Сталинградского фронта и 65-й армии Донского фронта участвовали в героической обороне Сталинграда.

К началу наступления под Сталинградом дивизия занимала исходное положение для наступления на рубеже окр.Ближней Перекопки, Шохин. Дивизия в первые дни наступления имела только оборонительные задачи. 20 ноября полки атаковали высоту 145.0, которая дважды переходила из рук в руки. С 24 ноября в связи с общим отходом Сиротинской группировки противника Дон дивизия приступила к ее преследованию. 25 ноября была выведена в резерв и передана в состав 5-й танковой армии.

27 ноября была передана в состав 5-й танковой армии юго-западного фронта. Совершив марш в район Обливской на р.Чир, приняла участие в боях за Обливскую вместе с 8-м кавалерийским корпусом города Борисова. К 30-му ноября дивизия подошла к хутору Фролов (сев.Обливской). 116-ый гвардейский стрелковый полк был обстрелян из Фролова артиллерией и минометами. Развернувшись, полк выбил противника из хутора, где захватил 300 пленных. Потери при этом составили 43человека. Со 2 декабря дивизия начала наступление на Обливскую. Однако продвижение было очень медленным - всего 300-500м. Бронепоезд противника вел сильный огонь из района Обливской. В результате боев в первой половине декабря 1942года взять Обливскую не удалось,и дивизия перешла к обороне севернее станицы.

В конце декабря 1942года 5-я танковая армия возобновила наступление по всему своему фронту. Дивизия, совместно с подошедшей 54-ой гвардейской стрелковой дивизией, перешла в новое наступление на Обливску. К вечеру 28 декабря первая линия обороны врага на подступах к Обливской была сломана, и немецкие войска отошли на вторую линию обороны, на ближние подступы к Обливской. К 10:00 31 декабря Обливская была, наконец, полностью очищена от противника. На станции было захвачено огромное количество трофеев.

Со 2 января противника стал отходить перед левым флангом 5-й танковой армии и наши соединения приступили к его преследованию. 40-ая гвардейская стрелковая дивизия наступала в направлении Чернышковской, где сосредоточилась к 4 января. Здесь дивизия несколько дней находилась в резерве, принимая пополнение. К 10 января дивизия, совершив марш в район Верхний Вязовый (южнее Морозовска), готовилась к наступлению на Тацинскую. С 12 января была передана в 5-ю ударную армию.

В январе-феврале 1943 года в составе 5-й ударной армии Южного фронта дивизия участвовала в освобождении Донбасса. За успешное выполнение заданий командования и проявленные личным составом доблесть и мужество дивизия19.06.1943 года награждена орденом Красного Знамени.

В августе 1943 года её части во взаимодействии с другими соединениями 5-й ударной армии прорвали сильно укреплённую оборону противника на р.Миус и 8 сентября освободили г. Енакиево, за что дивизии было присвоено почётное наименование Енакиевской (8 сентября 1943 года).

В 1944 году дивизия в составе войск 46 армии 3-го Украинского фронта успешно громила немецко-фашистских захватчиков в Никопольско-Криворожской, Одесской и Ясско-Кишинёвской наступательных операциях. После разгрома вражёских войск на территории Румынии участвовала в освобождении Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.

В ночь на 1 декабря 1944года дивизия в составе 4 гвардейской армии 3-го Украинского фронта успешно форсировала реку Дунай в районе венгерского г.Пакш и прорвала оборону гитлеровцев на правом берегу реки, за что получила почётное наименование «Дунайской» (6 янв. 1945). В конце декабря 1944 года -февраля 1945 года в составе войск 4-й гвардейской, затем 46-й армии 3-го Украинского фронта участвовала в боях по окружению и уничтожению Будапештской группировки немецко-фашистских войск. В Венской наступательной операции личный состав дивизии вместе с другими соединениями армии показал высокую выучку, организованность и мастерство в ведении боевых действий в условиях горно-лесистой местности. За образцовое выполнение заданий командования при овладении Веной дивизия была награждена 17.05.1945 года награждена орденом Суворова II степени.

День Победы воины дивизии праздновали северо-западнее Вены в районе австрийского города Тульн.

В 1972 году 120 ветеранов 40-й гвардейской дивизии были приглашены на празднование Дня Победы в город Енакиево. Среди приглашенных были наши земляки -Павел Филиппович Ставников и Сергей Иванович Сенцов. В клубе Енакиевского металлургического завода состоялся митинг. Из музея Вооруженных сил СССР привезли наше боевое Гвардейское, пробитое пулями и осколками знамя, с орденскими лентами Красного знамени и Суворова, с портретом вождя. Под этим знаменем дивизия прошла без поражения от Сталинграда до города Линца. Многие в зале вытирали слезы, некоторые плакали.

Сергей ИвановичСенцов вместе с товарищами поехали по местам боев. Сергей Иванович разыскал свой окоп. Спрыгнул в него, копнул носком ботинка землю. И вдруг носок уперся в какой-то предмет. Осторожно окопал руками вокруг и… вытащил саперную лопатку с пулевыми пробоинами. «Братцы!- закричал, - Так это же моя!».

Сейчас эта саперная лопатка хранится в Пышминском музее истории земледелия и крестьянского быта.

Таким образом, изучив историю 40-й гвардейской краснознаменной стрелковой дивизии, мне удалось узнать о том, что наши земляки воевали в составе данной дивизии. Наши земляки - Павел Филиппович Ставников и Сергей Иванович Сенцов- были отважными, смелыми в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявили при этом отвагу и геройство. Также они были награждены боевыми медалями и орденами.

Глава 4. Современный музей

Подробнее узнать о развитии музея на сегодняшний день мне помогла экскурсия в Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта.

Гостей встречает заведующая музеем Татьяна Кузьминична Бородина.

Татьяна Кузьминична родилась в городе Свердловске, в 1972 году окончила Уральский государственный университет по специальности «Искусствовед». Живёт в Пышме с 1982 года. Два года работала инструктором в райкоме партии, а с 1 июня 1988 года - заведующая и старший научный сотрудник Пышминского музея истории земледелия и крестьянского быта. Стаж работы в музее – 34 года. Татьяна Кузьминична очень любит свою работу за возможность воспитать чувства гордости, любви и привязанности к родному краю и малой Родине, прежде всего у детей.

В 1995 году в Пышме был открыт, после переезда в здание Богоявленской церкви, обновленный музей, и в 1996 году Татьяна Кузьминична стала Лауреатом музейной премии имени О.Е. Клера за разработку концепции Пышминского музея истории земледелия и крестьянского быта.

Татьяна Кузьминична идёт по жизни с девизом: верить в людей, любить людей и верить в лучшее. Хобби этой замечательной женщины – путешествия по России. Пожелание от Татьяны Кузьминичны: «Хочется, чтобы наш посёлок развивался, становился более красивым и удобным для полноценной жизни пышминцев».

В настоящее время музей находится на территории Пышминскойцентральной районной больницы, по адресу – пгт.Пышма, переулок Комарова, д. 5.

В апреле 2018 года состоялось открытие выставочного зала в новом помещении музея площадью 100 кв.м. Это очень красивый и стильный зал, в котором великолепно смотрятся все выставки.

В выставочном зале проходят не только выставки, но и творческие встречи, авторские выставки пышминских художников.«Пышминская палитра» имени Александра Жукова - яркое событие в культурной жизни Пышмы, это своего рода ежегодный творческий отчет наших художников перед своим зрителем.

На первых выставках обязательно присутствовали картины самого Александра Жукова, и несколько лет подряд посетители могли наслаждаться очаровательной красотой родного края, удивительно точно и тонко переданной художником. Его неповторимые стожки сена в зимнем лесу, деревенские восходы и закаты, припорошенные снегом берега рек, буйство сирени и черемухи весенним днем навсегда останутся в памяти благодарного зрителя.

Творческое наследие Александра Витальевича стало для пышминских художников своего рода школой, мерилом - и любви родной природе, неяркой и неброской, и умения профессионально передать эту любовь на холсте.

В ежегодной выставке художников «Пышминская палитра»Фёдор Николаевич Пульников принимает участие уже более 10 лет и все это время его картины всегда в центре внимания зрителей. Его стиль, авторитеты от живописи, наверное, определили бы как «наив»: живописи он нигде не учился и пишет, как чувствует и как умеет, без оглядки на кого-либо. Творчество его для всех возрастов. Дети любят его картины потому, что им очень понятен сказочный мир художника, где разговаривают старые, замшелые пни, где в дебрях леса вдруг угадываются фигуры мамонтов, где из леса выходит прямо на зрителя красавец лось. И всё в этих картинах наполнено яркими красками, чистотой и искренностью восприятия мира, а многочисленные детали сюжета «читаются», как книга.

Взрослый зритель, стоя перед работами Фёдора Николаевича, возвращается душой в далёкое детство, когда всё вокруг было ярко, понятно, всё было твоим: и лес, и кувшинки на озере, и счастливые минуты единения с миром, еще таким светлым и добрым. Но тревогой и болью отзываются в душе и философский подтекст, и аллегория, и глубокое, порой драматичное, содержание его работ.

В музее проходят выставки из собственных фондов. В отсутствии экспозиции они помогают работать с населением, особенно с детьми. В музее разработано достаточно бесед, уроков, тематических экскурсий для школьников, детей дошкольного возраста и собственные выставки просто необходимы.

Очень интересно проходят в музее тематические праздники. Два последних, уже в новом зале - новогодний «Хорошо, когда зима» (2018г - о Рождестве и Новом годе), и «К нам пришла весна - красна» (2019г–о народных праздниках весны).

В музее была открыта выставка «Путешествие в старую школу» из фондов Свердловского областного краеведческого музея и Пышминского музея.Экспонаты выставки и компьютерная презентация к ней позволили составить разговор о школе, какой она была столетие назад: какими строили тогда школьные здания, как выглядели свидетельства об окончании земских школ и училищ, а также похвальные листы.Из фондов Пышминского музея показывалась тетрадь по математике 1928 года, а также история школьной парты.Интерактивный момент выставки предполагал возможность посидеть за настоящей партой и писать перьевой ручкой и чернилами – от этого удовольствия не отказался никто.Уголок школьника со старинной,теперь уже настольной, лампой-«грибком» также привлекал внимание детей и взрослых. В целом экскурсия по выставке получилась интересной, познавательной и нескучной.

На период отсутствия экспозиции сотрудники музея решили выставлять часть фонда и создавать выставки для тематических бесед. Выставка«Крестьянский дом и все, что в нем» получилась по-настоящему интерактивной. Много сделано своими руками, например, печка. И воспитатели, ивоспитанники детских садов, которым доступно самим прийти в музей, были просто в восторге – столько интересного дети увидели, потрогали руками, попробовали поработать старинными орудиями труда, плюс компьютерная презентация, которая позволила узнать, как применяли их в реальной жизни.

На сегодняшний день в Пышминском музее проводится более 40 тематических выставок и организуемых экскурсий.

В экспозиции «Природа Пышминского района» выставлены чучела представителей животного мира и птиц, обитающих в лесах и на водоемах района. Здесь можно увидеть даже бивень мамонта.

Собрано довольно много произведений различных жанров, в их числе были, песни, частушки. Сбор фольклора становится необходимым, потому что в общеобразовательных школах введено изучение именно местного фольклора. Специальных учебных пособий нет, и помощь музея учителям имеет большое значение.

Главной задачей музея остается прием посетителей, число которых в последние годы возрастает.

В музее работала выставка «Во всем есть мера и расчет» из фондов Свердловского областного краеведческого музея и несколько интересных экспонатов из фондов Пышминского музея. Она была организована специально для детей второй смены детских оздоровительных площадок.Выставка на редкость познавательная, наполненная интересными экспонатами, для самых любопытных и самых любознательных.К выставке сотрудники музея приготовили много познавательного материала и расположили его на специальной тумбе под названием «А знаете ли вы?», а также на соответствующих витринах.В экскурсию входил также фильм о часах на 7 минут.

Традиционно под Новый год в музее открывается Рождественская выставка. Условия нового выставочного зала позволили подготовить не только выставку, но и небольшой праздник, на котором дети узнали историю зимних забав, и сами смогли стать их участниками.Для праздника детям было приготовлено много маленьких чудес: Рождественский вертеп, выставка стеклянных игрушек, красавица ёлка с Дедом Морозом под ветвями, лошадка, запряженная в волшебные сани и музейные экспонаты, которые позволили составить рассказ об истории зимних забав.

Таким образом, изучив современное состояние музея, я установила, что музей постоянно развивается. Со дня своего основания музей не прекращает работу, получая всеобщее признание. Он был награжден грамотами Министерства просвещения РСФСР, областного управления образования, управления культуры, дипломатии с подписями И.Х.Баграмяна, И.С.Конева. Музей активно участвует в культурной жизни района, в мероприятиях, посвященных знаменательным датам и другим событиям.

Заключение

Музей – это посредник между прошлой и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей – это актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой живет общество, они красноречивым языком говорят сами за себя, ведут увлекательную беседу с нами, восстанавливают события разных лет, пробуждают мысль, открывают тайны бытия.

Считаю, что поставленные мною задачи выполнены. Мне удалось:

- познакомиться с историей музея;

- беседуя с сотрудниками музея, узнать, кто стоял у истоков идеи, воплощения и развития краеведческого музея. Это были известные люди нашего поселка - Мараев Николай Андреевич, Мараев Алексей Кононович, Свяжин Федор Михайлович, Бородина Татьяна Кузьминична.

- изучить историю 40-й гвардейскойЕнакиевско-Дунайской Краснознаменной стрелковой дивизии и земляков, вошедших в ряды состава этой дивизии. Именно ей была посвящена комната Боевой Славы в Пышминской средней школе.

На сегодняшний музей активно участвует в культурной жизни района, в мероприятиях, посвященных знаменательным датам и другим событиям. И справляется с главной его задачей – приемом посетителей, число которых в последние годы возрастает. Даже в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, сотрудники музея проводят выездные тематические экскурсии.

Список литературы

Архивы краеведческого музея.

Бородина Т.К. Следы прошлого: фонд Пышминского музея// Пышминские вести,2021, 15 мая, № 38.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка, М, «ЭКСМО», 2009г.

Мараев А Воспоминание историей // Знамя Октября, 1986, 10 февраля.

Ожегов С.И.Словарь русского языка, М., «Русский язык»,1978 г.

Ставников П. Все началось с солдатских писем. //Уральский рабочий ,1991, 17 июля.

Томаткин В.С. Столица Пышминского края/р.п Пышма, 2016 г.

Шарова А.С.Пышминская палитра: от дебютантов до мастеров //Пышминские вести 2021, 5 июня.

Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее//Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997.

Просмотров работы: 154