Судьба моей семьи в истории страны

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба моей семьи в истории страны

Лобенкова У.Д. 1
1МБОУ СОШ № 37 г. Калуги
Лобенкова Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 37 г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек и время… Как влияет время, в которое живёт человек, на его судьбу? Знания по истории мы черпаем в первую очередь из книг, но узнать историю страны невозможно без изучения истории отдельной семьи, рода, человека. Всё ли мы знаем о своих предках? Так ли важно знать историю своего рода?

Актуальность исследования: я считаю, что изучение истории семей и их связи с историей актуально. Ведь история и современность постигаются через историю родов. Но, к сожалению, в наш стремительный век многим людям катастрофически не хватает времени на простое общение. Кроме того, устные рассказы недолговечны, многое забывается со временем, поэтому необходимы определённые действия, чтобы сохранить историю рода.

Таким образом, я выявила проблему: с одной стороны, современный человек больше озабочен своим материальным достатком, из-за нехватки времени мало читает, мало общается с родственниками, почти не знает о предках; с другой стороны – без знания прошлого страны и истории рода невозможно «стать творцом своей собственной истории».

Цель моей исследовательской работы: изучение связи между происходившими в стране процессами и их отражение в судьбе моих предков.

Задачи исследования:

Собрать исторический материал и написать историю о моих предках;

Способствовать объединению членов семьи посредством общего интереса к истории своей семьи;

Сформировать потребность хранить семейные реликвии и чтить семейные традиции.

Гипотеза исследования: все важные события, происходящие в стране, отражаются на судьбах людей.

Объект исследования:

Воспоминания и рассказы родителей, бабушек и дедушек о жизни моих предков;

Фотографии, документы.

Предмет исследования: изучение истории моей семьи.

Методы исследования: отбор и анализ литературы, опросы и беседы с родственниками, изучение семейного архива, обобщение устных сведений об истории семьи; изучение мест, связанных с деятельностью родственников; анкетирование и опрос среди учеников школы.

Практическая значимость: работа может быть использована на уроках литературного чтения и окружающего мира, классных часах, для оформления стенда в школе, пополнение базы школьного литературно-краеведческого музея, для пополнения школьного архива.

Для подтверждения моей гипотезы я изучила историю моей семьи и опросила учащихся школы.

Исследование «Знаем ли мы своих предков?»

Историю делают реальные люди. Знаем ли мы историю своего рода? Чем занимались наши предки? Это я решила выяснить у учеников нашей школы. Я подготовила вопросы анкеты и опросила 24 учащихся 4 класса. (см. Приложении 1).

Выводы из анкетирования:

Мои одноклассники знают и умеют составлять семейное древо.

Все ребята понимают ценность семьи, важность знания её истории.

18 человек из 24 заявили, что знают свою родословную, но 14 не смогли назвать имён своих прабабушек и прадедушек. Многие не смогли назвать исторические события, в которых участвовали их предки.

Жаль, что истории, рассказанные родственниками, записывали только 3 учащихся, ведь устные рассказы недолговечны.

История жизни моих прабабушек и прадедушек

Ответы ребят заставили и меня задуматься: «А что я знаю о своих корнях?».

Оказывается, не так уж много. Захотелось узнать больше. Документов, к сожалению, в моей семье сохранилось мало. Одним из источников послужили грамоты, полученные моими родственниками за свой труд, военный билет, Интернет-ресурсы. Важным этапом исследования стала работа с фотографиями из семейного архива. Ценнейшим источником для написания работы послужили воспоминания членов семьи. Собранные данные были систематизированы и обобщены.

Изучая биографию родных мне людей, я поняла, что моя семья является непосредственным участником многих событий нашей страны. Это и Великая Отечественная война, и восстановление разрушенного хозяйство, освоение целинных земель, не обошли стороной мою семью.

Мой прадедушка – Лобенков Павел Андреевич являлся участником Великой Отечественной войны. Родился он 1 ноября 1925 года в Смоленской области, в деревне Холм. Окончил 7 классов в общеобразовательной школе. Получил специальность пекаря. Работал по своей специальности в деревне. Там же познакомился с моей прабабушкой Верой Николаевной. Вскоре они поженились, и 23 сентября 1943 года он был призван на военную службу и направлен в 376 стрелковый полк. Мой прадедушка участвовал в Великой Отечественной войне с сентября 1943 по июль 1944 в составе 33 железнодорожной бригады. Дошёл до Восточной Пруссии. Вернулся домой живым к своей семье. Был награждён медалью «За отвагу» пр.220 СД от 08.08.44 г № 066.

В послевоенные годы работал до самой пенсии на железной дороге на станции Калуга 2. Именно в это время началось строительство вокзала и реконструкция железной дороги по направлению к Киеву через станцию «Тихонова Пустынь», а также реконструкция железнодорожного моста через реку Угра. Это было очень тяжелое время.

Мой прадедушка, как и миллионы других солдат, защищал кусочек родной земли, для нашей семьи он – герой. Его имя числится на сайте «Бессмертный полк».

Остальные мои прабабушки и прадедушки были детьми войны. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.

Моя прабабушка – Хлопкова Анна Николаевна родилась 10 января 1930 года в Тюменской области, а потом переехала в Калужскую область, в деревню Плетенёвка. Именно здесь семью и застала война. Во время войны моей прабабушке было 11 лет. Всего в семье было 13 детей. Было очень страшно выходить на улицу. Семья была вынуждена прятаться от немцев. Всегда хотелось кушать. Моя прабабушка со своими братьями и сёстрами ходили на поле и собирали мёрзлую картошку. Из неё им мама готовила лепёшки, которые были ужасно невкусные, но они их ели, чтобы выжить. Так же готовили щи из щавеля и молодой крапивы. Дети помогали по хозяйству, смотрели за младшими братьями и сёстрами. В 17 лет моя прабабушка начала работать на разработке торфа. Уже в зрелом возрасте устроилась работать также на железную дорогу на станции Калуга 2. За долголетний добросовестный труд моя прабабушка была награждена медалью «Ветеран труда».

Мой прадедушка – Золотов Николай Петрович родился 26 мая 1932 года в селе Мошонки Мещовского района. Его родители погибли во время Великой Отечественной войны. Он со своей старшей сестрой воспитывались в детском доме. Служил в рядах пограничных войск КГБ при Совете Министров Союза ССР ефрейтором. За безупречную службу в рядах пограничных войск был награждён Похвальным листом.

После армии стал работать стрелком в команде № 19 военизированной охраны первой категории Московской железной дороги. За достигнутые успехи в обеспечении охраны искусственных сооружений, широкое внедрение в их охрану технических средств и других обустройств, а также создание подразделениях охраны высокой культуры, эстетики и хороших бытовых условий был награждён Почётной грамотой от 5 мая 1975 года приказ № 185.

А прабабушка – Золотова Мария Егоровна, тоже всю жизнь проработала на одном месте, в Калужской областной больнице младшей медицинской сестрой по уходу за больными. Прабабушка окончила 8 классов в Плетенёвской сельской школе. Она хорошо училась, очень любила математику, но пойти учиться дальше не могла. Нужно было зарабатывать деньги на проживание. Так как в семье было 4 детей, прабабушка была второй по старшинству сестрой, и в 16 лет пошла работать. Она работала в ЛОР отделение. Всегда старалась помочь больным людям. Ей выражали благодарность врачи и пациенты, за её добросовестный труд. Моя прабабушка награждена медалью «Ветеран труда».

Я горжусь своими родными. Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои «корни», имена своих прародителей. Знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.

Родина моих предков

Русская земля, родной край … Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Мои прадеды и прабабушки жили и работали в деревне Плетенёвка Калужской области. В этой деревне живу и я с родителями, здесь же могилы моих родных. А так как история деревни связана с историей моей семьи, я решила изучить её. Оказывается, самая обыкновенная деревня имеет удивительную историю.

Моя малая родина расположена в живописном месте Калужского края, вблизи излучены рек Ока и Угра, в Поясе Богородицы, на западной окраине областного центра. В 1480 году с июля по ноябрь на правом берегу Угры решалась судьба российского государства. Русские воины плели плетень вдоль берегов рек (считают, что название деревни произошло от этого словосочетания Плетенёвка).

История деревни Плетенёвка уходит своими корнями в далёкое прошлое. Ощутила на себе это деревня и борьбу монголо-татар, и раскол церкви (сначала основное население деревни составляли старобрядцы). В деревне до сих пор сохранились две веры среди верующих. В 1930 году в деревне образуется колхоз «Красный овощник», затем происходит объединение, колхоз становится имени К.Э. Циолковского. Это было крепкое хозяйство, имеющее несколько направлений. В колхозе выращивали племенных лошадей, телят.

Многие жители деревни Плетенёвка также как и мой прадедушка участвовали в Великой Отечественной войне. Не было ни одной семьи, которую не коснулась война. Кто-то не вернулся с войны – и семья получила похоронку. А кто-то вернулся раненный или инвалидом. Жители деревни Плетенёвка никогда не забудут о солдатах-односельчанах, воевавших в годы Великой Отечественной войны, благодаря им, мы живём под мирным небом.

Уже после войны в районе деревне Плетенёвка высадился десант бурильщиков. Работа закипела. Водоносный пласт был найден. Идеальное место для подземного хранения газа. И уже в 1958 году рядом с деревней Плетенёвкой вырос рабочий поселок газовиков. Появились новые рабочие места.

В 2009 году перестал существовать колхоз. Поля в пойме реки Угры заросли. За то на улицах деревни стали появляться новые комфортабельные коттеджи, дома. Деревня стала терять свой первозданный образ. Конечно, от этого становится немного грустно. Однако неизменным местом остается река Угра, железная дорога, на которой работали и служили мои прабабушки и прадедушки, и действующий железнодорожный мост через реку Угру. В настоящее время железнодорожный мост через реку Угру – это объект стратегического значения.

Заключение

Выполняя исследовательскую работу, я убедилась, что судьба каждой семьи связана с историей страны, все важные события в большей или меньшей степени отражаются на жизни людей. Необходимо знать историю своей страны, так как без этих знаний человеку невозможно понять самого себя. Обращение к своим истокам, к своей родословной должно стать необходимой потребностью каждого человека. Я накопила определенный опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода.

Литература

Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. Память культуры. - М., 1988. – 207 с.

https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y8vL9fLza8syM_J1isq1WdgMDQzMTOzsLQ0tGCw0PmlaHIk667VAdM0p107ZwAA0EYSaA&src=1968558&via_page=1&user_type=5b&oqid=894b3f61c247b1ad

Бессмертный полк. Официальный сайт движения

Воспоминания родных

Семейные фотоальбомы, документы.

Приложение 1

Анкетирование «Знаем ли мы своих предков?»

1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да – 100%

Б) нет – 0%

В) не знаю – 0%

2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

А) всех – 0%

Б) мало – 100%

В) ни одного – 0%

3. Знаешь ли ты, что такое родословная?

А) да – 74%

Б) нет – 26%

4. Что такое семейное древо?

А) не знаю – 0%

Б) знаю, но я не составлял(а) его – 0%

В) знаю и я составлял(а) его – 100%

5. Знаешь ли ты, чем занимались твои предки?

А) не знаю – 60%

Б) знаю, но мало – 30 %

В) знаю, могу многое рассказать – 10%

6. Хотел(а) ли бы ты больше узнать об истории своей семьи?

А) да – 100%

Б) нет – 0%

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 184