Введение.
Вопрос, что такое лень и как с ней бороться, существовал на протяжении всей истории человечестваКаждый знаком с ленью не понаслышке. Это явление волновало и волнует не только учащихся, но и взрослых людей. В наше время лень – это очень частая проблема детей, особенно подросткового возраста. И в школе, и дома нас часто осуждают за то, что мы ленимся, называют обидным словом «лентяи», хотя, это не всегда так. Учителя часто говорят, что лень – это причина плохой успеваемости, отказ подростка от деятельности, что лень – это черта характера, непреодолимая вещь, с которой надо бороться. Мне стало интересно выяснить, что же все-таки представляет собой это явление – лень? Я решил исследовать эту тему. Так появилась тема моей исследовательской работы: «О вреде и пользе лени».
Цель работы: выяснить, что приносит лень человеку пользу или вред.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме «Лень»
2.Дать точное толкование слову «Лень»
3.Изучить особенности лени и её виды
4.Найти и обобщить информацию о способах борьбы с ленью.
5.Составить памятку для школьников по теме исследовательской работы.
Актуальность исследования заключается в том, что человек порой не знает, как избавиться от лени, тратя бесценные годы своей жизни на бездарное времяпровождение. Я постараюсь в нашем исследовании обратить внимание моих одноклассников и не только их на данную проблему и заставить задуматься о способах борьбы с ленью.
Гипотеза: если школьники будут знать, что собой представляет лень, причины её появления и способы её преодоления, то успешнее будут бороться с ней и многого добьются в жизни
Объекты исследования: литературные источники, самооценка и мнение учеников 4 класса.
Предмет изучения: лень, её природа, виды, свойства и особенности
Методы исследования:
- опрос
- анкетирование
- тестирование
- наблюдение
2. Основная часть.
2.1. Определение лени
Слово «лень» в переводе с латинского языка «lenus» означает «вялый и медлительный». В различных словарях, лень (леность) трактуется практически одинаково:
- в Словаре древнерусского языка ‒ как нерадение, беспечность;
- в Словаре русского языка XI–XVII веков ‒ как отсутствие желания.
- в Словаре В. И. Даля лень рассматривается, как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству.
- Д. Н. Ушаков определяет лень как отсутствие желания выполнять работу.
- В «Толковом словаре» С. И. Ожегова определено, что лень как качество человека отражает отсутствие желания действовать, работать, проявляется как любовь к безделью.
- Понятие «лень» в «Психологическом словаре» определяется как немотивированное уклонение от поручений. Похожие определения феномена «лени» даются и в зарубежных словарях.
В славянской мифологии Лень ‒ это дух человека, мешающий ему хорошо жить и трудиться. Получается, что лень создает нам препятствия для качественной учебы и успешности в обществе. В быту и школе проявление лени может отразиться на отношениях с родителями, друзьями и близкими. Поэтому, с детства нужно воспитывать в себе трудолюбие, преодолевая лень.
В Библии сказано: «Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод». Согласно Библии, лень считается тяжким грехом.
Согласно информации из Википедии, «лень характеризуется отсутствием или недостатком трудолюбия, предпочтением свободного времени трудовой деятельности. Во все времена лень традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является «нахлебником общества».
2.2.Результаты опроса одноклассников
Мы заметили, что во всех случаях лень - это «нежелание работать или что-то делать, то есть склонность к безделью». А что такое безделье? Это значит находиться без дела, а без какого дела? Если я не хочу сейчас читать, а хочу петь или рисовать? Это же не значит, что я ничего не делаю, бездельничаю.
Чтобы узнать, как проявляется лень и в каких направлениях, я предложил анкету своим одноклассникам. (Приложение 1)
Проанализировав результаты, я увидел, что лень у моих одноклассников проявляется по-разному и в разных направлениях:
В учебе и познавательной деятельности –64%
В общественной работе и внеурочной деятельности – 45%
В общении с друзьями, сверстниками, детьми – 10 %
В общении с родителями, родственниками -23%
В домашних делах 34%
Обязанности перед кем-либо, обещания 25%
В организации отдыха – 10%
В пассивном отдыхе -10%
В самосовершенствовании – 40%
В активном отдыхе -25%
Вывод: Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Особенно сильно проявляется умственная лень. Это возникает, на мой взгляд, потому, что познание – это самый тяжелый труд. На втором месте идут домашние дела. Подростки не считают их важными для себя, дела по дому отнимают много времени, которое можно потратить на более интересные вещи.
2.3. Причины возникновения лени
В чем же причины лени? Изучив литературу по теме «Лень» в интернете, выяснил:
Причины лени могут быть самые разные, причем чаще всего для каждого конкретного человека проявления лени могут иметь строго индивидуальную основу.
Во-первых, слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое-то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания - родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает!
Во-вторых, реализации проекта может мешать неуверенность, что получится что-то стоящее. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется, все равно не получу! Так зачем вообще что-то начинать?» Такая лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем.
В-третьих, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека.
В-четвертых, энергию могут «оттягивать» на себя незавершенные дела. Это могут быть не найденное решение в какой-то предыдущей ситуации, например, не объявленная оценка за контрольную работу и т.п. Если точка не поставлена, результат не готов – на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.
В-пятых, из-за нехватки силы воли, это одна из наиболее распространенных причин лени. Как бороться с такой ленью - начать, например, с чего-то попроще. Достаточно убедить себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день-два. Потом даете себе установку потрудиться еще 10-20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.
В-шестых, лень может возникать тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится. Нелюбимая работа, безрадостная учеба, неинтересные вам люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, - все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе.
В-седьмых, лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Как бороться с такой ленью? Придется учиться брать ответственность на себя. Всегда помните – за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.
Вывод: Причинами лени могут выступать:
Физическая усталость, хроническое переутомление.
Отсутствие заинтересованности в результате работы («Зачем мне это нужно? Итак сойдет…»).
Отсутствие заинтересованности в процессе работы («Не знаю, как делать.. Скучно… Боюсь, что не получится» и т.д.).
Страхи, опасения («Скажу что некогда, тогда делать ничего не придется, следовательно, ничего плохого не случится»…).
Отсутствие негативных последствий от невыполнения дела («Зачем лишний раз стараться, если ничего не случится?»).
Нехватка необходимых навыков, умений, способностей.
Нужно отметить, что в каждом индивидуальном случае все эти признаки одновременно не встречаются, но несколько «слабых мест» каждый может у себя обнаружить.
2.4.Виды лени.
В зависимости от того, где проявляется лень и что является причиной, психологи выделяют несколько видов лени:
1.Мыслительная лень. Когда у человека, особенно в детском и подростковом возрасте, появляется этот вид лени, ему совсем не хочется думать. В такие моменты каждый выполняет какое-то действие или задание автоматически, не задумываясь. А ведь мысль ‒ это первый шаг к действию. Для того чтобы предпринять что-то, нужно вспомнить весь свой опыт или приобрести новый с помощью информации, добытой самостоятельно.
2.Физическая лень. Этот вид лени самый распространенный среди людей разного возраста, пола и национальности. Отдых ‒ одна из главных жизненно важных потребностей человека. Однако научно доказано, что отдыхать нужно в меру, организм сам подскажет, сколько отдыхать, а сколько работать. Необходимо правильно чередовать период труда и отдыха.
3.Эмоциональная лень: эту лень называют апатией. Человека не волнует то, что раннее радовало или веселило. Наступает некая отрешенность от людей, событий. Этот вид лени, по мнению психологов, особенно характерен для подросткового возраста.
4.Творческая лень наблюдается во время придумывания новых идей, решений.
5.Патологическая лень: это самая крайняя степень любой разновидности лени. Она проявляется в отсутствии мотивации для выполнения какого- либо действия. Человек просто не хочет ничем заниматься или осознанно бездельничает, даже не объясняя причину.
Разберем подробнее каждый вид лени и ответим на вопрос: вредна или полезна лень?
1.Мыслительная лень – это когда не хочется думать.
Давайте подумаем умственная лень это хорошо или плохо. Ведь 64% моих одноклассников преследует умственная лень.
Представьте себе, что вы сидите на уроке и вам лень слушать объяснения учителя. Что произойдет? Вы не поняли тему, не сможете применить знания. Станете необразованным человеком. Это хорошо? Нет.
А теперь представьте другую ситуацию: вы все дни напролет, без отдыха, учите уроки, читаете книги, энциклопедии, разгадываете кроссворды. Что произойдет с вашим мозгом? Он отключится. И это физиология человека, организм бережет силы. А это хорошо? Да.
Значит, мыслительная лень с одной стороны друг, а с другой – враг. Нужно лишь уметь определять границы.
2.Физическая лень – это лень, возникающая в теле.
Что же дает этот вид лени?
Все мы знаем такое выражение: «Движение – жизнь» и понимаем его положительное значение. Но с другой стороны, представьте себе, что вам дали задание пробежать 10 км. Сможете ли вы без тренировки пробежать это расстояние? Конечно же, нет.
Какой вывод можем сделать? Физическая лень тоже имеет свои плюсы и минусы.
3. Эмоциональная лень – это лень, которая заключается в равнодушном отношении к людям и работе, которую выполняешь.
- Все вы, наверное, слышали девиз: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
Это девиз тех, в ком безразличие окончательно укоренилось. Хорошо ли это или плохо?
С одной стороны, проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. А с другой стороны - это может сигнализировать о том, что вы занимаетесь не своим делом.
4. У каждого дома есть телевизор с пультом, стиральная машинка-автомат, пылесос?
Как вы думаете, кто это все изобрел? Лентяи, да лентяи. Такие лентяи придумывают различные способы, чтобы обойти ситуации, но при этом они изобретают полезные приспособления. Такой вид лени называется - творческая лень.
Творческая лень нам нужна?
Бытует мнение, что все великие открытия сделаны были из-за лени. Принимая ванны, Архимед смог догадаться о гидростатическом законе, а, как известно, Менделееву во сне пришла таблица элементов.
Как ни парадоксально, но творческая лень не допускает безделья. Лень – двигатель прогресса. Так значит вот почему ученые такие как Эйнштейн, Ньютон, Пикассо стали великими людьми – они страдали творческой ленью.
5. Сейчас очень много людей, кто чрезмерно увлекается компьютерными играми, заняты чтением различных материалов в Интернете, болтовней с подругами и друзьями по телефону и в социальных сетях и т.д., и многим кажется, что все нормально. Кто считает, что это нормально, «заболели» патологической ленью.
Как вы думаете, помогает ли нам патологическая лень?
Конечно, нет! Патологической лень - это лень, перешедшая границы допустимого.
Теперь я понимаю, за что ругают нас родители и учителя. Сложилось такое мнение, что лень – это зло, которое вызвано страхом «заболеть» патологической ленью.
Вывод: Взвесив все за и против, можно с уверенностью сказать, что опасна только патологическая лень.
Наиболее интересным материалом для меня стала информация о том, какие бывают лентяи.
Первый тип – лентяй ослабленный или скучающий: причины лени ‒ низкий физический тонус человека. Бороться с таким типом можно с использованием физических нагрузок, пробежкой по парку, полноценным сном.
Второй тип – лентяй неорганизованный: причины лени: человек не может войти в нужный ритм; эффективным средством против такой лени служит силовое воздействие над собой.
Третий тип – лентяй изобретательный. Благодаря им, облегчена наша жизнь. Лень копать землю лопатой ‒ человек придумал экскаватор. Лень заниматься уборкой – надежда на пылесос.
Итак, причины лени могут быть самые разные, однако чтобы избавиться от лени, нужно научиться ставить четкие цели, развивать в себе уверенность, заставлять себя работать, воспитывать в себе любовь к труду. Каждый может выбрать для себя способ избавления от лени, однако психологи рекомендуют начать с трёх: поделить дела на части; вознаградить себя; не откладывать дела на завтра.
2.5.Способы борьбы с ленью. Рекомендации для школьников по преодолению лени:
Вот несколько советов, как справиться с ленью и не нанести вред своему здоровью:
1. Причины лени могут быть самые разные, но чтобы избавиться от лени, нужно научиться ставить четкие цели, развивать в себе уверенность, заставлять себя работать, воспитывать в себе любовь к труду.
2. Чтобы побороть лень, надо повышать мотивацию, вырабатывать силу воли, и всеми методами работать над собой.
3. Так же рекомендуется правильно распределять свой день, планировать его. Ничто не способно справиться с ленью быстро, как дух соперничества, можно устроить соревнования, ведь победить всегда хочется!
4. Советуют так же навести порядок и на своем рабочем месте, по мнению психологов, это прибавит немного энергии и тонуса.
5. Полезны пробежки, физические нагрузки, полноценный сон.
6. Каждый может выбрать для себя способ избавления от лени, но психологи рекомендуют начать с трёх:
‒ поделите дела на части;
‒ вознаграждайте себя;
‒ не откладывайте дела на завтра
Выводы: В своей работе я хотел узнать, что же такое лень, изучить, какое влияние оказывает лень на человека. Проведя исследование, я узнал много интересных фактов, а именно: однозначно утверждать, что лень – это зло нельзя. Значит, лень не так страшна, как о ней говорят.
Лень чрезвычайно распространена в человеческом обществе. Она многолика. С одной стороны - лень – наш злейший враг, ибо, не будь лени, как много мы могли бы сделать и каких успехов добиться в жизни…
С другой - очевидно, что лень является защитником, предохраняющим человеческий организм от перегрузок, она двигает технический прогресс и поэтому для нас полезна.
Нужно лишь только научиться видеть и чувствовать эти границы, а ведь это целое искусство. Оказывается, мы совершенно не умеем лениться. Все потому, что нас никто этому не учил. Как бы изменилась наша жизнь, если бы нас обучали этому искусству.
Заключение
Теоретическое и практическое исследование показало, что лень как национальная черта зарождается там, где нет уважения к труду, где труд человека не ценится по достоинству. Основная сила лени заключается в том, что она очень ласковая, а большинство обучающихся просто не задумываются, что лень из себя представляет на самом деле, а значит, не понимают, как с ней справиться. Всё, что мы не знаем ‒ управляет нами, а всё, что мы хорошо знаем, поддается воздействию и контролю с нашей стороны.
Работая по данной теме, я достиг намеченной цели: изучил , что такое лень, систематизировал информацию о лени и выполнил поставленные задачи.
Моя гипотеза о том, что человек, больше знающий о лени, многого добьётся, подтвердилась. Действительно, я многое узнал о лени, изменил своё отношение к ней, и понял, почему человек ленится. Теперь я буду работать над собой и постараюсь добиться больших успехов в жизни.
Продуктом своей работы считаю «Памятку - рекомендаций» для школьников, которые хотят справиться с собственной ленью.
Берендеева М. Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев – М.: Книжкин дом, Эксмо, 2004 г.
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. — 348, [4] с.: ил.
Иголкина И. Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени – М.: Астрель: АСТ, 2007
Ожегов С.: Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова,-28-е изд., перераб. – М.:ООО «Издательств «Мир и Образование»; 2014г. – 1376.
Интернет-ресурсы:
http://www.aphorisme.ru/by-themes/len/?q=134
http://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-uspeshnyx-lyudej-o-leni.html
http://pcir.ru/forum/viewtopic.php?f=26&t=566
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/02/01/issledovatelskaya-rabota-len - h.17dp8vu
Приложение
Приложение 1
Анкета.
Постарайтесь определить степень выраженности лени в разных сферах жизни по 5-бальной системе в соответствие со шкалой и поставьте любой знак в соответствующую ячейку:
5 баллов – часто бывает лень;
4 балла – периодически лень;
3 балла – иногда лень;
2 балла – достаточно редко ленюсь;
1 балл – практически никогда не ленюсь.
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
||
11 |
Учеба, познавательная деятельность |
|||||
22 |
Общественная работа, внеурочная деятельность |
|||||
23 |
Общение с друзьями, сверстниками, детьми |
|||||
к4 |
Общение с родителями, родственниками |
|||||
е5 |
Домашние дела |
|||||
н6 |
Обязанности перед кем-либо, обещания |
|||||
г7 |
Организация отдыха, развлечений |
|||||
ш8 |
Пассивный отдых (ничегонеделание): сон, телевизор и т.п. |
|||||
щ9 |
Самосовершенствование |
|||||
з10 |
Активный отдых (спорт, выход на природу и т.п.) |
Проанализировав результаты, я узнала, что лень у моих одноклассников проявляется по-разному и в разных направлениях:
Проанализировав результаты, я увидел, что лень у моих одноклассников проявляется по-разному и в разных направлениях?
В учебе и познавательной деятельности –64%
В общественной работе и внеурочной деятельности – 45%
В общении с друзьями, сверстниками, детьми – 10 %
В общении с родителями, родственниками -23%
В домашних делах 34%
Обязанности перед кем-либо, обещания 25%
В организации отдыха – 10%
В пассивном отдыхе -10%
В самосовершенствовании – 40%
В активном отдыхе -25%
Приложение 2
Рекомендации для буклета или памятки
Вот еще несколько советов, как справиться с ленью и не нанести вред своему здоровью:
Чтобы побороть лень, надо повышать мотивацию, вырабатывать силу воли, и всеми методами работать над собой. Так же рекомендуется правильно распределять свой день, планировать его. Ничто не способно справиться с ленью быстро, как дух соперничества, можно устроить соревнования, ведь победить всегда хочется! Советуют так же навести порядок и на своем рабочем месте, по мнению психологов, это прибавит немного энергии и тонуса.
1. Всегда распознавайте скрытые сигналы лени. В этом помогут фразы - индикаторы лени.
А) Лень детская. «Не хочу!» и «Не буду!» Если эта лень встречается у взрослого человека, фразы обычно такие: «Я просто живу далеко», «К сожалению, мой возраст …», «Мне мешают вот эти обстоятельства».
Б) Лень активная. «Я так занят», «У меня не хватит времени».
В) Лень агрессивная. «Не верю!», «Так не бывает! Это не возможно!», «Что вы мне ерунду рассказываете!», «Сомневаюсь я в правде сказанного», «Утром только ненормальные бегают!», «Вы не так объясняете!»
Г) Лень пассивная. «Я завтра сделаю». «Да-да, вы правы, начну с понедельника». «Со следующей недели – железно начинаю новую жизнь».
Д) Лень умная. «Вы понимаете, у меня такой характер». «Я в книжке прочитал, что у моего знака зодиака несчастливый день сегодня». «Я просто болею хроническим синдромом усталости». «У меня заниженная самооценка, я, наверное, не смогу». «У меня слабая воля, я так не смогу». «Я не понимаю. Я в это не верю». «А некоторые врачи считают, что бегать по утрам вредно. А выпивка полезна для здоровья, это последнее мнение специалистов».
Е) Лень высокомерная. «Хотел бы – сделал, мне просто не надо. Если я захочу, я сделаю». «Я и так все умею. Не лезьте со своими советами – у меня и так все в порядке».
Ё) Лень оправдательная. «У меня просто бок заболел. Я сегодня просто не выспался. Я обычно вовремя прихожу, но вчера долго играли в волейбол, потом уроки делал, поздно лег, сегодня не смог рано встать. Я вчера бегал - сегодня можно зарядку не делать».
2. Если вы хотите справиться со своей ленью, в первую очередь, должны понять её «природу», определить ее основную причину (читай выше).
3. Предпочитайте любую активность бездействию, ведите активный образ жизни! Делайте хоть что-нибудь полезное.
4. Пишите реалистичные планы и выполняйте их. Это не сразу будет получаться, но обязательно будет.
5. Продумайте для себя систему мотивации и самоорганизации.
6. Вознаграждайте себя. Любой труд должен быть вознагражден: поэтому, работая, полезно себя вовремя поощрять. Здесь как раз впору вспомнить совет о разделении дела на этапы. Выполнили часть дела – отдохните, только время не забудьте засечь.
7. Создайте себе позитивное настроение. Включите бодрую музыку, украсьте свое рабочее место. Главное, чтобы то место, за которым вам придется заниматься чем-то, вызывало позитивные эмоции, хотя бы своим внешним видом.
8. Если организовать себя никак не удается, привлеките близких проконтролировать процесс выполнения дела, может, поругать вас иногда за лень. Уж они-то не дадут вам расслабиться и будут постоянно лишать отдыха и вдохновлять на дело.
Информация для родственников: если вы решитесь помогать своему «ленивцу», будьте готовы к проявлению с его стороны агрессии и обиды.
9. Оценивайте свое физическое состояние, и если вы устали – восстанавливайтесь, а потом беритесь за свои дела! Не работайте на пределе своих энергетических возможностей.