Оценка экологической комфортности кабинетов, для проведения учебных занятий с детьми и характеристика учебно – опытнического участка МОУ ДО «ДЭЦ»

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка экологической комфортности кабинетов, для проведения учебных занятий с детьми и характеристика учебно – опытнического участка МОУ ДО «ДЭЦ»

Дубских П.С. 1
1МОУ ДО "ДЭЦ"
Волкова В.Н. 1
1МОУ ДО "ДЭЦ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение окружающей среды.

Основная цель работы – провести оценку экологической комфортности кабинетов МОУ ДО «ДЭЦ» для проведения учебных занятий и учебно – опытного участка в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды.

Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойти нарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде.

Задачи:

Ознакомиться с методиками изучения экологического состояния помещений для занятий;

Провести исследование санитарно-гигиенических параметров кабинетов.

Проанализировать результаты, соотнести их с нормативами;

Дать характеристику учебно - опытническому участку;

Сделать выводы по исследованию.

Объект исследования: кабинеты для занятий, учебно – опытный участок

Предмет исследования: экологическое состояние кабинетов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды.

Сроки проведения: с апреля по декабрь 2021 года

Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для образовательной организации, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья человека.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по санитарно – гигиеническим нормам помещения; определение соответствия санитарно – гигиенических норм кабинетов; проведение анкетирования обучающихся, статистический метод, обработка полученных данных, обобщение.

Новизна нашей научно-исследовательской работы заключается в том, что в настоящее время наша образовательная организация МОУ ДО «ДЭЦ» не имеет экологического паспорта, и мы впервые попытались составить паспорт кабинетов.

Теоретическая часть

Глава 1. Общая характеристика исследования

Что такое экология?

Эколо́гия (от др.-греч. οκος— обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой .

Это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой. Мы считаем, что в первую очередь в понятие «экология кабинетов для занятий детей» должны входить: температурный режим, мебель, световой режим, свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства - все то, от чего зависит здоровье детей.

Мы изучили экологическое состояние и дали санитарно-гигиеническую оценку кабинетов для занятий МОУ ДО «ДЭЦ». Для оценки санитарно-гигиенического состояния кабинетов мы использовали гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описания. Этот метод позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация. Здоровье – одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Большую опасность для здоровья человека представляет загрязнение атмосферы помещения. Источником загрязнения могут быть ядовитые выделения синтетических смол, которыми пропитаны древесностружечные плиты, испарения химических покрытий пола - линолеума и пленки ПХВ. В каждом случае нужно принимать конкретные меры, чтобы снизить концентрацию вредных загрязнителей в воздухе помещения.

Характеристика образовательной организации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский экологический центр» открыт 28 октября 2008 года в здании бывшего интерната МОУ Фоминской основной общеобразовательной школы.

Наименование учреждения: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский экологический центр» зарегистрировано Постановлением Главы Ирбитского Муниципального образования № 535 от 07.10.2008 г.

Тип образовательного учреждения — образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Вид образовательного учреждения: «Детский экологический центр»

Организационно-правовая форма — муниципальное образовательное учреждение.

Учредителем МОУ ДОД «Детский экологический центр» является администрация Ирбитского МО.

В июле 2013 года учреждение получило статус автономного учреждения.

МОУ ДО «ДЭЦ» расположено по адресу: Свердловская обл., Ирбитский район, д. Фомина, ул. Советская, 63. На данный момент директором МОУ ДО «ДЭЦ» является Гвоздева Наталья Викторовна.

Являясь юридическим лицом, учреждение осуществляет деятельность на осно¬вании федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Устава МОУ ДО «ДЭЦ». Образовательная деятельность ведется согласно лицензии.

Тип здания – одноэтажное здание, имеющее самостоятельный вход и выход, а так же прилегающую к нему территорию (учебно – опытный участок, теплицу). Экоцентр расположен на 1 этаже, стены и их наружная отделка, перегородки - кирпичные. Фундамент – железобетонные блоки. Крыша шиферная, по деревянной обрешётке. Оконные блоки пластиковые. Двери – деревянные и пластиковые. Подвод воды и отопление централизованно, от сельской сети, канализация в выгреб. Коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии.

Экоцентр имеет:

- методический кабинет;

- кабинет директора;

- лекционный кабинет;

- учебный кабинет;

- гардеробную;

- туалетные комнаты.

1.2 Характеристика местоположения МОУ ДО «ДЭЦ»

Методика исследования:

1.Производится визуальный осмотр территории.

2. Измеряется расстояние от здания ДЭЦ до:

- жилых домов;

- автомобильной дороги;

- деревьев и кустарников.

3.Данные заносятся в таблицу и сопоставляются с санитарными нормами и

правилами безопасности.

Таблица 1

Оценка размещения школы в микрорайоне

Наименование параметра

Санитарные нормы

Результат исследования

Расстояние от МОУ ДО «ДЭЦ» до автотранспортной

магистрали

100-170 м

130 м до ул. Советская основная магистраль, до

второстепенной от 20 – 25м

Расстояние до промышленных

предприятий

50 м

Промышленных предприятий рядом нет

Расстояние от МОУ ДО «ДЭЦ» до жилых домов,

До магазина

10м

200 м

До магазина – 450 м, до жилых домов от 40 - 140 м.

Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников

не ближе15м,

не ближе 5 м

от15 -110м

Ограждение участка

Забор высотой 1,5 м

1, 7м

Вывод: Местоположение учреждения соответствует санитарным нормам.

Основная часть

Глава 2. Схемы, этапы и методы исследования

2.1 Схемы, этапы исследования

Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:

1. Подготовительный;

2. Экспериментальный;

3. Аналитический.

Схема исследования

Таблица 2

 

Обоснование выбранной темы

 

Постановка цели и конкретных задач исследования

 

Определение объекта и предмета исследования

 

Выбор метода (методики) проведения исследования

 

Описание процесса исследования

 

Получение результатов исследования и их обсуждение

 

Формирование выводов и подведение итогов.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы различные методы исследования

Рис.1 Методы исследования.

Глава 3. Результаты изучения характеристик кабинетов и учебно-опытнического участка МОУ ДО «ДЭЦ»

3.1 Оценка эмоционального восприятия помещения, определение уровня его экологической комфортности

Эмоциональная оценка кабинетов МОУ ДО «ДЭЦ» и учебно - опытнического участка помогает определить уровень комфортности исследуемого объекта. Расстановка мебели, освещённость, цветовая гамма оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Ощущения отражают отдельные свойства исследуемого объекта, они наиболее правильно передают отношение к объекту, уровень его социально-психологической комфортности.

Для эмоциональной оценки объекта исследования проведено анкетирование обучающихся. В опросе участвовало 30 обучающихся.

Анкетирование обучающихся

Обучающимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какой, по вашему мнению, самый комфортный из предложенных в МОУ ДО «ДЭЦ»?

2. Влияет ли длительное пребывание в кабинете для занятий на ваше здоровье?

3. Комфортно ли вам находиться в МОУ ДО «ДЭЦ»?

Проанализировав ответы, определили, что самый комфортный в МОУ ДО «ДЭЦ» - учебный кабинет. Это отметили 17(57%) респондентов из числа опрошенных. (Рис.1)

Рис.2 Первый вопрос анкеты

На второй вопрос «Влияет ли длительное пребывание в кабинете для занятий на ваше здоровье?» ответы распределились следующим образом.

12(40%) обучающихся ответили «да», 10(33%) ответили «нет», 6(20%) ответили «не знаю» и 2(7%) ответили «когда как» (Рис. 2)

Рис.3 Второй вопрос анкеты

По третьему вопросу 22(73%) обучающихся ответили, что им комфортно находиться в МОУ ДО «ДЭЦ». 5(17%) обучающихся ответили «затрудняюсь ответить» и 3(10%) обучающихся ответили «нет» (Рис.3).

Рис. 4 Третий вопрос анкеты

Вывод: Большая часть респондентов удовлетворены условиями созданными в МОУ ДО «ДЭЦ».

3.2. Оценка визуальной среды.

Цветовая гамма кабинета и ее соответствие санитарным нормам.

Для учебных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывает яркие тона. При южной ориентации помещения покраски выбираются более холодные тона – светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной – более теплые желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела.

Нами проведена визуальная оценка среды. В результате исследования выяснили, что кабинеты учебный и лекционный находятся на северо-восточной части здания.

Таблица 3

Оценка цветовой гаммы кабинета

Элемент интерьера

Гигиеническая рекомендация

Исследуемый кабинет

Лекционный

Учебный

Цвет стен

Для северных помещений – тёплые тона, для северных – холодные Отражающая способность: 50-60%

Светло-голубой (северная сторона)

Персиковый (северная сторона)

Покрытие пола

Без щелей, дощатое, паркетное/линолеум

Линолеум

Линолеум

Потолок

Белый цвет

Белый

Белый

Двери и рамы

Белый цвет

Белый (рамы), коричневый (двери)

Белый (рамы), коричневый (двери)

Мебель

Цвет натурального дерева или светло-зелёный

Натурального дерева

Натурального дерева

Доска

Тёмно-коричневая или зелёная

Интерактивная (белая)

Демонстрационная (белая)

Вывод: визуальная среда исследуемых помещений в целом соответствуют норме, за исключением отдельных показателей: в обоих кабинетах цвет дверей – коричневый, что не соответствует нормативам, к тому же в лекционном зале цвет стен голубой, что больше подходит к южной ориентации помещения, цвет доски в обоих кабинетах белый. Визуальная среда исследуемых кабинетов не является ни гомогенной, ни агрессивной, что соответствует санитарно – гигиеническим нормам. Используемые при оформлении учебных помещений строительные материалы, краски соответствует строительным нормам и правилам к административным зданиям. [1,2]


3.3. Оборудование кабинета, размещение мебели

Определение соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам.

Мы рассчитали площадь учебного и лекционного кабинетов, его кубатуру и сопоставили с нормативными данными. Исследуемые нами кабинеты однотипные, имеющие одинаковое расположение и размеры.

Для измерения длины, ширины и высоты кабинетов использовали рулетку. Высчитав площадь и объем помещения рассчитали, какая площадь приходится на одного обучающегося. (Приложение 1)

Определили площадь обоих кабинетов по формуле:

S = А * В;

А = 593см, В = 422 см

Рассчитали, какая площадь приходится на одного обучающегося:

S = S: n , где n – количество рабочих мест в помещении

Определили объем помещения:

V = S • h, где h - высота помещения

h = 2, 5 м

Площадь пола кабинета – S=А*В (м2) S=5,93*4,22 = 25(м2)

(на 1 уч-ся) = 25:12 = 2 (м2) - учебный кабинет

(на 1 уч-ся) = 25:16 = 1, 6 (м2) - лекционный кабинет

Определим объем учебного и лекционного кабинетов:

V = 25 * 2, 5= 63(м3)

На каждого учащегося в учебном кабинете приходится м3:

V = 63: 12 = 5, 25 (м3)

На каждого учащегося в лекционном кабинете приходится м3:

V = 63: 16 = 4 (м3)

Таблица 4

Сравнительная оценка площади и объема на одного обучающегося с нормативами

Помещение

Sпола

Сан, норма 2,5 м2

S на 1 уч.

Vкабинета

Сан, норма 4-5 м3

Vна 1 уч.

Учебный кабинет

25 м2

2 м2

63 м3

5,25 м3

Лекционный кабинет

25 м2

1,6 м2

63 м3

4 м3

Данные таблицы перенесли в гистограммы: Рис. 5, Рис.6

Рис.5 Оценка площади на 1 обучающегося Рис. 6 Оценка объема на 1 обучающегося

Вывод: сопоставив полученные данные определили, что площадь исследуемых помещений на одного обучающегося меньше, чем предусмотрено санитарно – гигиеническими требованиями. Объем в исследуемых кабинетах соответствует санитарной норме.

Таблица 5


Рациональность использования помещения.

Основные размеры

Норма

Учебный кабинет

Лекционный кабинет

Расстояние между рядами

>0,6 м

0,6 м

0,6 м

Расстояние от доски до первых парт

2,4-2,7 м

1,8 м

1,7 м

Удаленность последнего стола до доски

Не более 8,6 м

2,7 м

4,9 м

Расстояние от окон до парт

Не менее 0,5-0,7 м

0,55 м

0,5 м

Расстояние от задней стены до столов

Не менее 1м

0,77 м

0,7 м

Расстояние от внутренней стены до столов

Не менее 0,5-0,7 м

0,7 м

0,5 м

Высота нижнего края доски над полом

0,8-0,9 м

0,9 м

0,9 м

Вывод: В результате исследования рационального использования помещения выяснили, что расстановка мебели не соответствует санитарным нормам по следующим параметрам: расстояние от доски до первых парт и расстояние от задней стены до столов в обоих кабинетах. По остальным параметрам расстановка мебели соответствует санитарно – гигиеническим нормам. Следует учесть, что данные помещения при строительстве не предназначались под учебные кабинеты.

Требования к помещениям и оборудованию

Нами произведено исследование ученической мебели, в результате которого выяснилось, что размеры мебели и маркировка в обоих кабинетах соответствует санитарно – гигиеническим нормам (Приложение 2)

Таблица 6

Оценка соответствия мебели санитарным нормативам

Кабинет

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного

к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Учебный кабинет

1450 - 1600

640

Красный

380

Лекционный кабинет

Свыше 1750

760

Голубой

460

3.3 Микроклимат кабинета

Температура и относительная влажность воздуха и радиация в кабинете.

Нами было произведено измерение температуры воздуха, относительной влажности и радиации.

Для измерения температуры воздуха использовался термометр. Показания снимались на высоте 1,5 м от пола в трех точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 от внутреннего угла комнаты. Измерения производились в теплый и холодный период. В результате исследования было определено среднее значение всех показателей. (Приложение 3)

Таблица 7

Оценка показателей температуры, влажности воздуха и радиации

Помещение

Период года

Среднее значение температуры

Сан, норма

Среднее значение влажности

Сан, норма

Среднее значение радиации

Сан, норма

Лекционный кабинет

Теплый

24 °C

18 -24°C

30%

30-60%

0,12 мкЗ

0,10-0,16 мкЗ

Холодный

22,1 °C

18 -24°C

34%

30-45%

0, 10 мкЗ

0,10-0,16 мкЗ

Учебный кабинет

Теплый

25, 2 °C

18 -24°C

40%

30-60%

0,14 мкЗ

0,10-0,16 мкЗ

Холодный

23,4°C

18 -24°C

30%

30-45%

0,12 мкЗ

0,10-0,16 мкЗ

Полученные данные преобразовали в гистограммы по показателям температуры, влажности (Рис. 7, Рис. 8)

Рис.7 Оценка показателей температуры

Вывод: Измерения температуры показали, что в теплое время года температура в учебном кабинете немного превышает санитарные нормы. На момент проведения замеров значения относительной влажности, температуры и радиации в исследуемых кабинетах соответствовала нормам.Чтобы узнать в каких кабинетах нашей школы больше всего радиации мы провели исследование и измерили некоторые кабинеты с помощью дозиметра.

По результатам замеров мощности уровня радиационного фона определили, что он полностью соответствует нормам СанПиНа. Установлено, что в результате проветривания кабинета уровень радиационного фона снижается. 

В ходе данного исследования определено, что в помещениях для занятий нет опасного для здоровья человека высокого уровня радиационного фона.

Чтобы в помещениях воздух был качественным, необходимы достаточный их объем и правильная вентиляция.

Изучение вентиляционного режима кабинета

В душном помещении обучающиеся чувствуют себя некомфортно, это связано с тем, что люди вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ, поэтому в помещении, где много людей – много углекислого газа и мало кислорода. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности. В кабинетах осуществляется естественный воздухообмен через окна, двери.

Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у обучающихся. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, до и по окончании занятий, а также, проводится сквозное проветривание помещений.

Таблица 8

Оценка вентиляционного режима

Наружная темапература воздуха

Длительность проветривания

Помещений (в мин)

 

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

от+10 до+б°С

4-10

25-35

от +5 до 0"С

3-7

20-30

от 0 до -5°С

2-5

15-25

от-5до-10°С

1-3

10-15

ниже -10°С

1-1.5

5-10

Для определения вентиляционного режима кабинетов мы высчитали общую площадь форточек и рассчитали коэффициент аэрации (проветриваемости).

Расчёты проводили по формуле: КА = П: Sпола,

где КА – коэффициент аэрации,

П – площадь всех вентиляционных отверстий,

Sпола – площадь пола.

В кабинетах пластиковые окна проветривание проводится через форточки, поэтому для обеспечения полной вентиляции кабинета рекомендуется открывать окно на проветривание и дверь.

Коэффициент аэрации

Таблица 9

Площадь форточки, м2

Кол-во форточек

Общая площадь

форточек

Санитарная норма

Результат

Sфорт /Sпола

0,31м

0,52 м

2

0,83 м

оптимальное значение

1:50

(0,02)

0,03

Выводы:

Согласно санитарным нормам коэффициент аэрации должен составлять 1/50 площади пола, что составляет 1,3 - 0,02

В нашем случае он составляет 0,03, что по расчетам превышает нормы СанПиНа.

Исходя из расчетов и наблюдений за состоянием кабинета в течение нескольких дней, мы считаем, что в кабинете соблюдается вентиляционный режим.

3.4. Определение величины искусственной и естественной освещенности кабинета СанПиН 1.2.3685-21

Освещенность, оказывает значительное влияние на зрительный анализатор, определяет состояние экологической комфортности обучающихся. Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств.

Освещение в кабинетах обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна. В лекционном и учебном кабинетах по одному окну. Окна расположены на северо - восточной стене кабинетов. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью светодиодных ламп. Их в классах по 4, они расположены в 2 ряда.

Мы провели анализ светодиодных ламп, чтобы наглядно продемонстрировать основные характеристики в действии:

В первую очередь необходимо помнить, что светодиодные Led лампы не мерцают. Поэтому их использование не вредит зрению человека;

Также при их производстве не используются вредные вещества;

Кроме этого, светодиоды представляют собой неразборную конструкцию, которая устойчива к сильным вибрациям и ударам;

Срок службы светодиодов составляет в среднем 50 000 часов.

В конструкции светодиодов нет нитей накаливания, которые способствуют перегреву. Зачастую в них установлены эффективные системы охлаждения, которые позволяют устройству остывать быстрее, светодиоды не выделяют ртутные пары, что не наносит вред окружающей среде.

Определение светового коэффициента.

Для определения светового коэффициента провели измерение площади окон и площади пола и провели вычисление по формуле:

СК= Sокон : Sпола,

где СК – световой коэффициент,

Sокон – площадь окон помещения,

Sпола – площадь пола.

Таблица 10

Оценка светового коэффициента

Площадь пола

Площадь окон

Световой коэффициент

25 м2

3,96 м2

Сан, норма 1:4-1:6,

0,16-0,25

0, 16

Вывод: Определив световой коэффициент выяснили, что он соответствует санитарно – гигиеническим нормам.

Для полной картины освещенности кабинетов нами был определен коэффициент искусственного освещения.

Определяли коэффициент искусственного освещения по формуле:

КИО = М х Н: Sпола,

где КИО – коэффициент искусственного освещения,

М – мощность лампы искусственного освещения,

Н – количество ламп,

Sпола – площадь пола.

КИО = 38 * 4: 25 = 6,08 ват/м2

Таблица 11

Показатели освещенности

 

Кабинет учебный

Кабинет лекционный

Источники света

Искусственное и естественное

Искусственное и естественное

Расположение источников света

Светодиодные лампы - 4 Окна - 1

Светодиодные лампы - 4 Окна - 1

Оформление окон

Вертикальные плотные жалюзи белого цвета

Вертикальные жалюзи белого цвета

Коэффициент искусственного освещения по показаниям люксометра

Сан. норма – 500 лк

620 лк (средн. знач.)

620 лк (средн. знач.)

Вывод: освещенность исследуемых кабинетов достаточная. Световой коэффициент соответствует санитарно – гигиеническим нормам, коэффициент искусственного освещения немного превышает нормативы. Имеющийся свет и искусственное освещение, не ослепляет глаза обучающихся, не создается блеск на поверхностях столов и досках. В учебном кабинете естественный свет падает на рабочие столы слева, в лекционном – сзади.

3.5. Оценка степени озеленения кабинетов.

Озеленение кабинета влияет на дизайн кабинета, его освещение, влажность и загрязненность воздуха в нем, на эмоциональное состояние учащихся.

Изучив видовой состав, мы отметили расстановку растений в учебном кабинете: цветы размещаются на стенах в подвесных кашпо, небольшая их часть стоит на подоконнике, в количестве 4. В лекционном кабинете цветы висят на стенах в подвесных кашпо, на подоконнике, и на шкафах, в количестве 15.

Все растения снабжены этикетками, закрепленными на цветочных вазонах.

Изучив растения мы узнали о их возможности влиять на состояние здоровья человека:

хлорофитум является рекордсменом по очистке воздуха, к тому же он обладает бактерицидным эффектом;

сансевьера трехполосная– чемпион по производству кислорода;

фиалка – способствует повышению влажности;

каланхоэ - выделяют летучие фитонциды, активизируют защитные силы организма;

орхидеи способны почистить самый нездоровый организм;

бегонии способны дезинфицировать воздух и уменьшать количество пыли;

аспарагус очищает воздух, наполняет его фитонцидами, освежает уменьшая концентрацию пыли;

фикус обычный, фикус Бенджамина, хойя очищают воздух, наполняя его кислородом, благотворно влияют на качество сна;

эухарис способен накапливать положительную энергию;

суккуленты очищают воздух, помогают легче дышать, повышают концентрацию и производительность;

пеперомияочищает воздух от бактерий, способствует скорейшему выздоровлению больного человека;

нефролепис очищать воздух от болезнетворных микробов.

Разведение папоротника способствует повышению влаги в помещении и очищению кислорода.

Таблица 12

Оценка озеленения кабинета.

Кабинет

Название растений

Количество растений

Ухоженность

Размещение

Высота растений на подоконнике

Учебный

Хойя, орхидея

4

Высокая

На стенах в подвесных кашпо, небольшая их часть стоит на подоконнике

30 см

Лекционный

Хлорофитум, сансевьера трехполосна, фиалка, каланхоэ, бегония, аспарагус, фикус обычный, фикус Бенжамина, хойя, эухарис, сукуленты, пеперомия, нефролепис, папоротник.

15

Высокая

Висят на стенах в подвесных кашпо, на подоконнике, и на шкафах

От 30 до 80см

Вывод: В учебном кабинете - 4 растения, расположенных на стене в кашпо и на подоконнике, при этом, не затеняя естественного освещения.

В лекционном кабинете - 15 растений. В кабинете они расположены на подоконнике, подвешиваются на стенах, стоят на шкафах. Такое расположение не предусмотрено СанПиНом. Растения - здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.

3.6. Характеристика учебно-опытнического участка МОУ ДО «ДЭЦ»

Учебно – опытный участок расположен на хорошо освещённом солнцем месте и имеет источник водоснабжения – водопровод, находится рядом с эко центром, что дает возможность, не нарушая расписания занятий затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ. Участок со всех сторон огорожен забором, вокруг участка живая изгородь.

Учебно – исследовательская деятельность на участке обеспечивает формирование нравственных качеств обучающихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности.

Участок располагается с обеих сторон здания. Изучив территорию определили площадь участков и построек, расположенных на нем.

Оценка площади участков и построек

Таблица 13

Участок

Площадь

Питомник

1730 м2

Территория теплицы

415 м2

Гараж

49 м2

Теплица

31 м2

Все растения на участке можно разделить на отделы:

1.Отдел овощных культур. В этом отделе выращиваются и ставятся опыты с овощными. культурами, которые характерны и нехарактерны для нашего региона, находящегося с северо – западной стороны здания.

Теплица

Таблица 14

Площадь

Овощные культуры

31 м2

Помидоры, огурцы, кабачки, перец, капуста, баклажаны.

2. Цветочно-декоративный отдел (питомник)

Представлен клумбами, находящимися с северо – западной и северо-восточной стороны здания, альпийской горкой, расположенной с южной стороны здания, цветочным питомником – северо – восточная сторона здания.

Таблица 15

Цветочный питомник

Название вида

Сорт

Лилейник

Фореверянг (Hemerocallis hybrid Forever young)

ЛиттлМиссМаннерс (Hemerocallis hybrid Little Miss Manners)

СилоамОлинФрейзер (Hemerocallis hybrid Siloam Olin Frazier)

ХэвенлиПинкФэнг (Hemerocallis hybrid Heavenly Pink Fang)

Вупи (Hemerocallis hybrid Whoopy)

МэриБраун (Hemerocallis hybrid Mary Brown)

Хэппихулиган (Hemerocallis hybrid Happy hooligan)

ИксФактор (Hemerocallis hybrid X-Factor)

ЭйджлессБьюти (Hemerocallis hybrid Ageless Beauty)

АйришАйс (Hemerocallis Irish Ice)

ФрансХальс (Hemerocallis Frans Hals)

Флокс

БрайтАйс (Phlox paniculata Bright Eyes)

ГрафЦеппелин (Phlox paniculata Graf Zeppelin)

МиссМари(Phlox paniculata Miss Mary)

МодернАрт (Phlox paniculata Modern Art)

Давид (Phlox David)

Лаура (Phlox paniculata Laura)

Гортензия

Долли (Hydrangea paniculata Dolli)

ЭрлиСенсейшн (Hydrangea paniculata Erli Sensation)

Бобо (Hydrangea paniculata Bobo)

ГрейтЭскейп (Hydrangea paniculata Great Escape)

Лаймлайт (Hydrangea paniculata Limelight)

Барбарис

ОранжРокет (Barbaris thunbergii Orange Rocket

Кармен (Barbaris thunbergii Carmen)

Хоста

СамэндСабстенс (Hosta hybrid Sum and Substance)

Альбопикта (Hosta fortune Albopicta)

Мышиныеушки (Hosta hybrid Blue Mouse Ears)

ГолденТиара (Hosta hybrid Golden Tiara)

Халцион (Hosta tardiana Halcyon)

Карнавал (Hosta Carnival)

Патриот (Hosta furtunei Patriot)

Пион

СараБернар (Paeonia Sarah Bernardt)

ПинкДерби (Paeonia Pink Derby)

Фестива Максима (Paeonia Festiva Maxima)

Пинк Гавайан Корал (Paeonia Pink Hawaiian Coral)

Мунстоун (Paeonia Moonstone)

Келвейс Глориус (Paeonia Kelways glorious)

ЭдулисСуперба (Paeonia Edulis Superba)

КоралБич (Paeonia Coral Beach

Ирис

Сибирский касатик (Iris sibirica)

БродвейСтар (Iris Broadway Star)

Великиеозёра (Iris Great Lakes)

Лилия

Лоллипоп (Lilium Lollipop)

СалмонКлассик (Lilium Salmon Classic)

АннемарисДрим (Lilium Annemarie’s Dream)

ХайдПарк (Lilium Hyde Park)

Бурлеска (Lilium Burlesca)

ГолденТайхун (Lilium Golden Tycoon)

Нарцисс

Несравненный белый (Narcissus poeticus)

Жёлтый (Narcissus pseudonarcissus)

Бруннера

Сибирская (Brunnera sibirica)

Примула

Обыкновенная (Primula vulgaris)

Тюльпан

Парад (Tulipa hybrid Parade)

3. Дендрологический.

Включает саженцами деревьев и кустарников, расположен с северо-восточной стороны здания.

Растение

Вид, сорт

Количество

Ель

Ель голубая

23

Ель обыкновенная

53

Сосна

Сосна обыкновенная

103

Роза

Роза обыкновенная

8

Туя

Туя обыкновенная

3

Хризантема

Дубки

11

Кизильник

Кизильник обыкновенный

2

4. Плодово-ягодный отдел.

Представлен ягодными культурами, расположен с северо-восточной стороны здания.

Растение

Вид, сорт

Количество

Земляника

Золушка

28

Рюгец

39

Искушение (крупн.)

84

Капелька лета (крупн.)

56

Вывод: Учебно – опытнический участок имеет следующие отделы: овощной, цветочно – декоративный, дендрологический, плодово – ягодный. Участок грамотно спланирован и выполняет условие рационального природопользования. Через участок не проходят магистральные нефтепроводы, газопроводы, изолированные транзитные и тепловые сети, сети инженерно – технического обеспечения, что соответствует требованиям СанПиНа.

3.8 Аттестация учебного помещения

Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)

Да

1

Нет

0

Показатели

уч.

лекц

1. На одного учащегося приходится не менее 2 ,5 м2

0

0

2. На одного учащегося приходится не менее 4 м3

1

1

3. Площадь открывающихся фрамуг и форточек не менее 1/50 площади пола

1

1

4. Площадь окон (без учета оконных переплетов) не менее 1/4 - 1/6 площади пола

1

1

5. Освещение класса левостороннее

1

0

6. Стены окрашены клеевой краской

0

0

7. Окраска стен соответствует ориентировке помещения

1

0

8. Искусственное освещение соответствует нормативному КИО от 300 - 500лк

1

1

9. Температура не ниже 16 и не выше 25 градусов С

1

1

10. Относительная влажность помещения 30 - 60 %

1

1

11. Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам

1

1

12. Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен

1

1

13. Поверхности рабочих столов не имеют бликов

1

1

14. На передней и правой боковой стенках кабинета размещена значимая информация, которую можно прочесть с любого рабочего места учащегося

0

1

Вывод: проведя аттестацию кабинетов, выяснили, что учебный кабинет оценивается в 12 баллов, из максимальных 14, лекционный кабинет оценивается в 10 баллов из максимальных 14. Это говорит о том, что оба кабинета по некоторым параметрам не соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям.

Выводы

В процессе проведения исследования мы ознакомились с методиками изучения экологического состояния кабинетов.

Нами было проведено анкетирование, в котором участвовало 20 респондентов. В процессе обработки результатов анкеты выяснили, что большая часть респондентов удовлетворена условиями созданными в Экоцентре.

Исследования санитарно – гигиенических параметров кабинетов проводилось по следующим параметрам:

оценка визуальной среды;

площадь и объем на одного обучающегося;

расстановка мебели;

оценка температуры, относительной влажности и радиации;

коэффициент аэрации;

освещенность кабинетов;

озеленение кабинетов.

В результате исследования пришли к выводу, что кабинеты в большей степени соответствует гигиеническим нормам. Проведя оценку озеленения кабинетов определили, что в учебном кабинете растения расположены не затеняя естественного освещения, в лекционном кабинете расположение растений не предусмотрено нормами СанПиНа. Растения в кабинетах здоровые и ухоженные.

Аттестация кабинетов показала, что оба кабинета по некоторым параметрам не соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям.

Мы обследовали участок с прилегающей территорией и определили, что участок грамотно спланирован и выполняет условие рационального природопользования.

После всех проведенных исследований в кабинетах мы пришли к выводу, что исследуемые кабинеты в большей степени соответствует гигиеническим нормам.

Заключение

Все сферы жизни человека: процессы жизнедеятельности, здоровье, настроение, определяются состоянием среды, в которой человек живет, работает, отдыхает, поэтому с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызывать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания.

Для обучающихся в МОУ ДО «ДЭЦ» созданы все условия для активной работоспособности. Поддерживание хорошего состояние кабинетов будет способствовать правильному функционированию организма, не портящее здоровье, как моральное, так и физическое.

Если же мы будем стараться как можно больше положительного делать для окружающей среды этим мы продлим свою жизнь и оздоровим свой организм. Имея инструмент, знания, нормы и проведя простейшие расчеты, мы понимаем, что хорошее состояние окружающей нас среды делают нашу жизнь более комфортной и экологичной.

В дальнейшем планируем продолжать работу по изучению комплексной оценке экологической комфортности кабинетов и прилегающей территории МОУ ДО «ДЭЦ» для составления экологического паспорта.

Литература

1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Спб., 2003

2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

3. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 2005.

4. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

5.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

6. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство Оникс, 2007

7. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989.

8. Озеленение населенных мест: Справочник / В.И. Ерохина, Г.П. Жеребцова и др. / под ред. В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 1997.

9. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для человека среды обитания».

10. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности».

11. Строительные нормы и правила Российской Федерации общественные здания административного назначения. (СНиП 31-05-2003).

Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. — М.: Кладезь, 2012.

10. Шклярова О.А. Изучение экологического состояния школы (практическая работа) // Биология в школе. – 1990. - № 3

Приложение 1.

Проведение измерительных работ

Приложение 2

Схема нормативов мебели для учебных кабинетов

Приложение 3

Определение показателей температуры, влажности, радиации

Приложение 4.


 Влияние цветовой гаммы на организм и объем помещений

Цвет

Объём

Воздействие на здоровье

Влияние на психику

   желтый

увеличивает

   Лечит депрессию, способствует укреплению  нервов, стимулирует, согревает,  увеличивает спазмы гладкой мускулатуры

   Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит

  оранжевый

увеличивает

Стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос

   Радует, поднимает настроение, бодрит, снимает усталость, борется с депрессией

красный

   увеличивает

Возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит, повышает давление, стимулирует физическую активность

Радует, иногда вызывает некоторую долю страха

белый

увеличивает

Оказывает нейтрализующее воздействие, несколько успокаивает

Гасит раздражение, несколько успокаивает

фиолетовый

уменьшает

Одновременно и успокаивает и чуть бодрит, стимулирует работу мозга, а также выработки гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм. Увеличивает выносливость. В большом количестве может угнетать

Успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолию и мрачные мысли

 зеленый

нейтральный

Понижает давление повышает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизировать волю. Способствует регенерации клеток, укрепляет нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность

Успокаивает при нервном переутомлении и, снижает раздражительность.

синий

уменьшает ширину

Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы. Подавляет аппетит, снижает остроту зрение, благотворно влияет на дыхательную систему. Концентрирует внимание

Помогает сосредоточиться, вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение

голубой

 

Помогает при болезнях связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы

Снижает напряжение, успокаивает

Приложение 5.

Коэффициент отражения света

Приложение 6.


Перечень растений, улучшающих экологическую ситуацию в помещении:
Растения-пылесосы

поглощают из воздуха формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели, уничтожают микробы - алоэ древовидное, хлорофитум, филодендрон лазающий
Растения-кондиционеры
обладают максимальными воздухоочистительными способностями - хлорофитум хохлатый, эпипремнум перистый, аспарагус, монстера, молочай, красула древовидная

Растения-ионизаторы
Насыщают воздух отрицательными ионами кислорода, очень полезны для всех комнат, в том числе и для кухни - пеларгония, монстера, сенполия, папоротники.
Растения-лекари
уничтожают стафилококковую инфекцию - диффенбахия, мирт, руэллия, санхеция, псидиум уничтожают стрептококковые микроорганизмы - аглаонема, бегонии, антуриум Андрэ и Шерцера, бересклет японский
борются с кишечной палочкой - понцирус, лавровишня, лавр благородный
способны победить клебсиеллу, которая вызывает воспаление легких, менингит, гайморит и др. - мята, лаванда, монарда, иссоп, шалфей
снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений - розмарин, антуриум, бегонии, мирт, пеларгония, сансивьера, диффенбахия, красула древовидная, традесканция, аглаонема, эпипремнум.

Фитонцидные растения Герань, фикусы, каланхоэ душистоекаланхоэ перистое, цитрусовые (лимоныапельсины, мандарины), лавр благородный, алоэдревовидныйаспидистра высокаяхлорофитум хохлатыйгибискус китайскиймирт обыкновенный, плосковеточник восточный, кофе аравийский.

Растения-фильтры
успешно справляются с бензолом - плющ обыкновенный, хлорофитум, эпипремнум перистый, драцены очищают воздух от окислов углерода, папоротник, фикус каучуконосный, алоэ вера, финиковая пальма, фикус Бенджамина, щучий хвост и спатифиллум.

Приложение 7.

Средства проведения измерений

№ п/п

Тип прибора

Заводской номер

№ свидетельства о проверке

Срок действия

1

Мультиметр DT-832

13110068765

8340

10.12.2021

2

Люксметр-яркометр ТКА-04/3

31548

642774

02.12.2021

3

Измеритель параметров микроклимата МЕТЕОСКОП-М

50435

1440

14.12.2021

Учебно – опытный участок Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

План схема здания и территории МОУ ДО «ДЭЦ»

Просмотров работы: 92