СТАРИННЫЙ ПИМОКАТНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НА УРАЛЕ

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТАРИННЫЙ ПИМОКАТНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НА УРАЛЕ

Миронова В.Е. 1
1МБОУ СОШ №55
Суханова М.П. 1
1МБОУ СОШ №55
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Испокон веков они - неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. "Прост как валенок", "Ваньку валяет", "Не мытьём так катаньем" - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту! Валенки - удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.

Сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров - это актуальный объект творчества.

Валенки превратились в истинно народную обувь. Помимо незаменимости в студеные зимы, валенки оказались на редкость практичной обувью. Мягкие и теплые, они не деформируют ногу и никогда не садятся. Их до сих пор носят в деревнях и демонстрируют в коллекциях как российских, так и западных модельеров.

Казалось, ещё пару лет назад никто и подумать не мог носить в городе валенки - смех!

Проблема: Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.

Мы посетили город Невьянск с экскурсией на пимокатную фабрику, затем посетили магазин «Невьянские валенки».Выяснили, что в настоящее времямногие люди имеют валенки - исконно русскую обувь, но мало кто ее в настоящее время носит, особенно в городах. Мы задали себе вопрос: «Почему в современном мире слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное?».

Тема исследования: Старинный пимокатный промысел на Урале.

Объект исследования - пимокатный промысел на Урале.

Предмет исследования – невьянские валенки.

Цель исследования – обосновать развитие старинного пимокатного промысла на Урале.

Для реализации цели определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить основные предприятия по изготовлению валенок в России: фабрики и промыслы.

3. Определить географические особенности распространения валенок и предложить перспективы развития старинного пимокатного промысла на Урале.

4. Выявить и проанализировать потребительский спрос на валенки.

Изучая данную проблему, мы пользовались следующими методами исследования:

- Анализ и синтез

- Сравнение

- Интервьюирование

- Обобщение.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что собранный материал и результаты исследования могут быть использованы на уроках географии в 5 классе в теме «Человек на Земле», в 9 классе по теме «Легкая промышленность», на классных часах не только в начальной школе, но и в старшей, т. к. хочется передать ребятам знания, которые мы получили во время работы над исследованием.

ГЛАВА 1. СТАРИННЫЙ ПИМОКАТНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Зима на дворе – валенок на ноге. Впрочем, если мороз не сильно лютует, то вряд ли теперь заставишь наших соотечественников, особенно молодых, надеть валенки. Ведь в избытке и прочей зимней обуви - из кожи и меха, разных моделей, на любой вкус и кошелек.

А вот у наших предков выбор был поскромнее, и валенки в зимнее время пользовались большим спросом. Удовлетворить, этот спрос призваны были, чаще всего местные кустари-ремесленники, а позднее ремесленные артели.

Валенки, катанки в сибирском населении более привычно назывались пимами, а мастера-изготовители соответственно – пимокатами. Название было позаимствовано у народов Крайнего Севера, причем «перекочевало» с меховой обуви на валяную обувь из овечьей шерсти.

Пимокатные заведения относились к кустарному ремеслу, поскольку в них применялся только ручной труд. Чаще всего трудился сам хозяин заведения (мастерской) с кем-нибудь из родственников, отчего промысел носил еще семейный характер. Иногда привлекались наемные работники со стороны.

Валенки - тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь [2].

Валенки (пимы) - традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу.

Самые ранние свидетельства об использовании войлока на Руси датируются IV веком до н. э. Небольшие комочки валяной шерсти археологи нашли в ледниках Пазырского Кургана Горного Алтая. В ту пору войлоком здесь утепляли юрты, мастерили из него одежду и головные уборы. Историки полагают, что кочевые народы и произвели на свет валяную обувь. Во времена монголо-татарского ига валенки появились в русских городах и селениях.

Штучные пары валенок впоследствии стали изготавливаться массовыми партиями. Русский народ ощутил на себе всю прелесть войлочной «диковинки», так о новинке узнали повсеместно. В XVI–XVII веках валенки валяли уже в Сибири и других северных городах. В те времена валенки изготавливались очень долго (ведь это кропотливая работа), а потому и очень высоко ценились. Голенище валяли отдельно, после чего пришивали его к пимам - именно так называли тогда короткие шерстяные ботинки.

Полноценные валенки научились валять в Нижегородской губернии в XVIII веке. В сёлах валенки по-прежнему являлись дорогой ценной обувью - порой одна пара могла служить всей семье и даже передаваться из поколения в поколения.

В промышленный оборот изготовление валенок вошло лишь спустя век. В России появились первые валяльно-катальные фабрики. После этого обувь носили не только в сёлах, но и в городах!

Мода на валенки не обошла и Царскую Россию. Екатерина Великая, к примеру, носила войлочные пимы под пышным платьем на своих больных ногах. А императрица Анна Иоанновна не видела ничего зазорного в том, чтобы надевать валенки к парадному платью.

В те годы валенки считались очень дорогим подарком, а собственные валенки были настоящей роскошью. Удивительно, но факт - по валенкам невесты даже выбирали себе жениха. Если жених в валенках, значит он обеспечен. На Руси даже практиковали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки собирались во дворе и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и нужно искать своего суженного [1, 10].

Отдельную главу в истории обуви из войлока занимают расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты на поверхности. Зимой в давние времена было модно носить валенки с голенищами до середины бедра. Штаны заправляли в валенок – именно так стужа, холод и снег были ногам нипочём. После того как городская культура начала развиваться быстрее, валенки укоротили, потому что в городе не было таких высоких сугробов, как в сёлах. Чуть позже появились валенки на каблуках - их можно было носить, не снимая собственных туфель.

Развитие овцеводства в Поволжье и центральной части России стало напрямую связано с производством валенок. Долгими вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях, чтобы прокормить семьи, а после сбывали готовую обувь перекупщикам. Труд крестьянина был очень тяжёлым, ручным и кропотливым. Секреты производства валенок хранились в большой тайне и передавались по наследству.

По историческим исследованиям ныне известно, что для одной пары валенок тогда было необходимо около килограмма шерсти. Минуточку - это стрижка целой овцы! Шерсть отбирают, моют и сушат, после этого специальной машинкой её делают мягкой и воздушной. После этого формируются валуны - кудель, из которого готовят выкройки для будущей обуви. Чтобы вата стала цельным полотном, кудель прессуется в валяное сукно, покладистое для ручной работы. Сам валенок выкраивается по трафарету. Самое главное надёжно прикрепить подошву, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь эта деталь валенка должна быть максимально прочной. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно спрессовывают, чтобы пышная шерсть слегка улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производится вдоль сапога, а войлок катают по ширине.

Многие мастера-ремесленники делились хитростями и рассказывали, что применяли в производстве медный купорос, а в СССР - серную кислоту. Шерсть и ворс имеют цилиндрическую форму, они покрыты гладкими чешуйками. Кислота же воздействует на шерсть так, что эти чешуйки раскрываются. Так шерсть становится плотнее [1, 3].

1.1. БЛИЖАЙШАЯ РОДНЯ ВАЛЕНОК

Валенки - явление российское, соответствующее нашим заснеженным просторам и морозам. Но есть народы и культуры, существующие в близких или аналогичных условиях. И там должны были формироваться параллельные или аналогичные идеи зимней обуви. Давайте вспомним некоторые из них [8].

Ичиги, или ичетки, ичитки, в которых ходят, точнее, щеголяют (это нарядная обувь из сафьяна, расшитая, на мягкой подошве) многие народы Поволжья, от вятчан до татар, мордвы и марийцев. Названия означают «сапог» или «башмак», в зависимости от высоты борта (голенища).

Ишимы (от татарского ишим - плетенка). Эта обувь была известна многим татарским народам от Поволжья до Байкала, о чем свидетельствует, в частности, топонимика: город Ишимбай - в Башкирии, город и река Ишим - в Западной Сибири.

Мокасины - кожаная обувь североамериканских индейцев, приспособленная для хождения в горах и лесу. Мокасины имеют невысокое голенище и более всего напоминают башмаки; зимние мокасины имеют более мощную подошву и более плотный верх.

Унты носят народы приполярных и полярных стран Скандинавии, Российского Севера, Аляски, канадских территорий, Гренландии; унты - сапоги из меха и шкур различных животных: оленей, моржа, тюленя и т.п. Подошва из меха или шкуры, на шнуровке или подвязках; женские и детские унты обычно красиво декорированы. Унты теплее валенок и более приспособлены к местным условиям. В этих краях войлок мало распространен. К городским условиям эта обувь не пригодна.

Теплые сапоги - кожаные или из кожзаменителей, в наше время это наиболее распространенная женская обувь в России, Европе и снежной части Северной Америки. Внутренняя отделка сапог выполнена из искусственного или естественного меха, других натуральных или синтетических утеплителей.

Бурки - по преимуществу сибирская обувь, производимая из дорогого белого войлока, на кожаной или резиновой подошве, обшитая кожей по двум вертикальным швам, по верху голенища и по склейке голенища с подошвой. В советское время бурки были признаком и символом хозяйственного (реже - партийного) начальства или богатства, что, собственно, почти одно и то же. Достаточно напомнить, что в фильме Л. Гайдая «Операция Ы» Бывалый и директор торговой базы - в бурках, а Шурик и сторожиха - в плебейских валенках. Бурки - это обувной аналог каракулевого «пирожка», дубленки, плаща «болонья» и черной служебной «Волги», непременных атрибутов власти и номенклатуры.

Кавказские бурки - кожаная мягкая обувь с очень высокими, выше колен, голенищами. Может, у кавказцев подсмотрели их бурки европейские обувные дизайнеры?

Гуталы (гутулы) носят народы Непала и Тибета, Китая, Маньчжурии, Приамурья, буряты, монголы, алтайцы, шорцы, тофалары, хакасы и другие народы юга Сибири и Дальнего Востока. Делаются они из кожи и овчины, имеют толстую подошву и загнутые кверху мысы: по буддийским верованиям и понятиям ковырять землю и нарушать травяной покров земли - большой и неисправимый грех. Эта обувь практична в носке, медленно снашивается и украшена традиционным орнаментом.

Торбоса - корякская и камчадальская мягкая обувь из оленьих шкур. Мужские торбоса короткие — в полголени, женские - до колен. Торбоса популярны среди геологов, работающих в этом районе.

Чувяки - мягкая цельнокроеная кожаная обувь без каблуков, распространенная среди народов Передней Азии и Кавказа. Их носят крымские татары, потомки древних сарматов и тавров.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам: обувь всегда играла важную роль в гардеробе человечества. Если раньше этот вид одежды создавался для удобства передвижения в определенных условиях. Обувь может поведать о традициях того или иного народа, особенностях климата и предпочтениях жителей, то теперь он является неотъемлемой частью мира моды. Однако, обувь, которую мы сейчас видим на подиумах, раньше являлась дополнением к традиционным нарядам разных стран.

1.2. ФАБРИКИ И ПРОМЫСЛЫ

Россия вначале XX в. производила несколько десятков миллионов пар валенок. Работала тогда только на территории нынешней России 41 валяльная и пимокатная фабрика, одна из которых, Кукморская под Казанью, производила 3 млн. пар валенок в год. Катали и валяли валенки и по избам, для своей семьи, и на продажу. В некоторых уездах Нижегородской губернии все сельское население было занято на этом промысле. Производство носило сугубо сезонный характер: всю осень и всю зиму, после уборочной и до начала посевной и выгона скотины. Производительность устойчиво держалась на уровне пять пар на одного работника в день. В советское время было открыто еще 30 фабрик (опять - только на территории нынешней РФ, не считая Украину, Белоруссию и Казахстан, где этот промысел также был развит). В настоящее время в России действуют 24 фабрики, изготавливающие около 5 млн. пар в год, 20% производства сосредоточено на Кукморской фабрике. Это - не считая единоличного или артельного кустарного производства, учесть и оценить которое просто невозможно (таблица 1).

Среди многообразия, представленного на современном рынке, сложно выбрать оптимальный вариант. Необходимо подобрать изделие, которое будет отличаться среди прочих высоким качеством и выгодной ценой. Небольшой обзор популярных компаний поможет сделать правильный выбор (рис. 4).

Известные производители:

1. Компания «Наран» располагается в городе Улан-Удэ и является крупнейшим и наиболее востребованным производителем войлочных изделий на современном рынке.

2. Компания «Валенки» занимает производством валяной обуви ещё с 19 века. Отличительной особенностью является то, что производители принимают заявки на индивидуальные заказы.

3. «СпецРегионСнаб» располагается в Ярославле. Производители выпускают обувь высокого качества по выгодным ценам, открыты для сотрудничества с целью оптовой продажи.

4. «Slavenki» занимаются выпуском тёплых изделий, которые отличаются уникальным дизайном. При изготовлении используются исключительно натуральные материалы. Возможен заказ по индивидуальным параметрам.

5. Компания «Надёжные Валенки» располагается в Чебоксарах. Отличительной чертой и большим преимуществом производителей является то, что сотрудники используют исключительно ручной метод работы. Соответственно, обувь выделяется среди прочих высоким качеством.

6. Главным преимуществом «Битцевской фабрики» среди остальных производителей на отечественном рынке является изготовление валенок и валяной обуви без применения красителей и кислот. Данный аспект способствует получению экологически чистого изделия.

7. Кукморский валяльно-войлочный комбинат известен далеко за пределами страны. Продукция компании отличается высоким качеством при выгодных ценах. Производители предлагают широкий спектр изделий, как с классическим, так и современным и уникальным дизайном [6, 7].

Валенки валяли (и, возможно, кое-где продолжают потихоньку валять) в Литве, Польше и Финляндии.

1.3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ РУССКИХ ВАЛЕНОК В РОССИИ

Почему в настоящее время валенки перестали быть популярной обувью среди жителей России? За последние десятилетия валенки стали менее популярными заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Самый тяжелый удар по валенкам в нашей стране нанесла урбанизация, в крупнейших городах страны - метрополитен[11]. Пока метро не стало массовым и основным пассажирским транспортом в Москве, Ленинграде и других городах, валенки, особенно на резиновом ходу и в калошах, были обычной и привычной зимней обувью. Нынешняя же слякоть в метро - злейший враг валенок. Впрочем, утепление салонов трамваев, троллейбусов и автобусов также стало ударом по валенкам. Не менее злыми оказались и химреагенты, используемые в борьбе со снегом и льдом. Зимний отдых и досуг на природе стал более спортивным: прогулки сменились горными лыжами и прочим экстримом - не до валенок. Изменился характер трудовой деятельности, люди все большую часть времени суток проводят в теплых помещениях, труд стал более интеллектуальным, а обувь офисной. Свой вклад внесла западная мода на стильную, красивую, но не очень подходящую для наших зим обувь. Ну и, конечно, глобальное потепление, превратившее русские зимы в мягкие и слякотные, может нас лишить валенок напрочь [4, 9].

Таким образом, мы считаем, что главной причиной уменьшения спроса на валенки стал современной образ жизни человека:

Распространение городского образа жизни.

Развитие транспорта.

Борьба со снегом.

Мода на сапоги.

Спортивный образ жизни.

Потепление климата.

1.4. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СТАРИННОГО ПИМОКАТНОГО ПРОМЫСЛА

В последнее время в моду все прочнее входит понятие аутентичности. Причем это актуальное словечко, зародившееся в лексиконе дизайнеров и неравнодушных ко всему новому и трендовому, применимо не только к одежде, но и к архитектуре, искусству и даже современным бизнес-моделям.

Аутентичный – значит "подлинный", "настоящий", "действительный", в последнее время это слово все чаще и чаще употребляется в значении "национальный", "родовой".

Практически любое государство и все регионы нашей страны могут похвастаться одним или даже целым рядом аутентичных продуктов, которые зародились или производятся только там.

России тоже есть чем похвастаться помимо нефти, которую можно считать нашим основным экспортным продуктом. Как ни странно, углеводороды – не единственное, что производится в нашей стране и считается незазорным продавать за рубеж. Есть и другие аутентичные продукты, хотя не настолько значимые в масштабах отечественного ВВП. Например, национальная обувь, обретающая последнее время новую жизнь, а именно - валенки.

В настоящий момент в России работает большое число предприятий и мелких кустарных производств по производству национальной русской обуви. В этой связи стоит задуматься, а где вообще валенки используются и закупаются в промышленных масштабах?

Во-первых, это, конечно же, армия. Валенки являются единственной обувью, которую носят российские солдаты в условиях низких температур. Преимущества национальных валяных сапог очевидны: термостойкость, легкость, а главное – низкая стоимость. Закупочная цена валенок, по которой они поставляются для нужд российской армии, - от 600 руб. до 1,1 тыс. руб., в зависимости от модели (например, наличие подошвы и материал, из которой она сделана).

Но и в больших городах валенки пользуются немалым спросом, который в последние годы только возрастает: их держат для прогулок в лес, поездок на дачу, на рыбалку и др. А представители многочисленной армии уличных торговцев ценят их особенно: на морозе ноги совсем не мерзнут. До сих пор валенки с удовольствием покупают для детей; считается, что это очень полезно для профилактики простудных заболеваний, да и практично. Делают из овечьей шерсти и домашние валенки-тапочки, конечно же, не такие высокие и толстые, как для улицы. Говорят, что помогают от ревматизма, да и просто тепло и удобно их носить, особенно в загородном доме. К тому же, сложно найти семью, у которой дача есть, а валенок на ней нет.

Во-вторых, до сих пор валенки широко используются в сельской местности. Не стоит забывать, что в нашей стране доля сельского населения составляет около 27%. А в условиях низкого уровня благосостояния и таких же низких температур в некоторых регионах России валенки становятся единственным вариантом обуви [7].

Третий момент - это как раз та самая пресловутая тяга ко всему модному и трендовому. Сейчас можно найти валенки разных цветов, украшенные стразами, и даже на каблуке. Стоимость таких валяных сапожек в среднем варьируется от 3 тыс. руб. и выше при себестоимости в районе 500 руб. Раз фабрики по производству валенок до сих пор функционируют, а в некоторых случаях их число еще и множится, своего потребителя они наверняка каждый год находят.

Анализируя ситуацию в мировом масштабе, можно придти к выводу, что спрос на аутентичную продукцию существует немалый. При условии грамотного подхода, подобные товары вполне уверенно находят своих покупателей и становятся интересными для потребителей по всему миру. А значит, аутентичную продукцию можно считать неплохим бизнес-проектом.

К примеру, процесс изготовления валенок не настолько трудоемок, по сути, этим вполне реально заниматься в рамках небольших домашних производств, для его организации даже не потребуются серьезные материальные затраты. Однако для того, чтобы заставить покупателей сметать эту обувь с прилавков магазинов, необходима красивая легенда, удачный маркетинговый ход, возможно, призыв к патриотизму и национальной культуре [8], (рис. 7).

ГЛАВА 2. СТАРИННЫЙ ПИМОКАТНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НА УРАЛЕ

Уральская промышленность - это не только отливка чугуна и стальных монстров вроде танков или шагающих экскаваторов. Многие годы уральские заводы и фабрики выпускали самые разные предметы быта. Например, ультрамодную вплоть до конца ХХ века зимнюю отечественную обувь - валенки.

У валенок за их многолетнюю историю появилось множество различных названий, например, как валенцы, чесанки и катанки. К тому же эта обувь была доступна только для богатых людей. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Шерстяные сапоги к тому же требуют особого ухода, поэтому за ними всегда следили, чтобы как можно дольше они могли прослужить своему владельцу, и даже переходили из поколения в поколение [5].

Валенки считаются полезной обувью. Дело в том, что овечья шерсть, из которой сделан сапог, впитывает и испаряет влагу, а это положительно действует при болях в ногах, судорогах или для людей, страдающих ревматизмом. Ноги в них дышат, а стопы не деформируются. Может и правда стоит носить валенки?

Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами. Так что есть предпосылки к тому, чтобы все вновь начали носить эту удобную и полезную традиционную обувь.

2.1. ИНТЕРВЬЮ С МАСТЕРОМ ПИМОКАТНОГО ПРОМЫСЛА

ВИТАЛИЕМ КОЗЛОВЫМ

Мы классом побывали на экскурсии в городе Невьянске. В Невьянске живёт и развивается старинный пимокатный промысел. Во время экскурсии у нас была встреча с мастерами, которые изготавливают валенки совсем недалеко от нашего города. Мы взяли интервью у мастера пимокатного ремесла Виталия Козлова (рис. 3).

Для мастеров Козловых, которых нам представили, это и семейный бизнес, и настоящее искусство. Мы побывали у него в мастерской и задали ему несколько вопросов.

Как поведал глава семьи, пимокат в пятом поколении Виталий Козлов: «Валенок – живая обувь». Пимокатное ремесло на Урале - старше металлургии. В обозах строителей государевых и демидовских заводов обязательно были мастера по валянию обуви из шерсти, иначе как пережить работникам суровые зимы? Долгие годы валенки были востребованы в наших краях, и гремела по всей округе слава пимокатов красноуфимских, алапаевских, невьянских… Однако в этом веке валенки стали экзотикой. Есть ещё старые мастера: в Нейво-Шайтанском - Сергей Овчинников, в ачитской Заре - Александр Гостюхин. Но перенять у них опыт оказалось некому.

Невьянску повезло больше. Валенки катает семья Козловых. Для изготовления обуви, как и три века назад, мастерам нужны шерсть, вода и сильные руки. Производство налажено на пимокатной фабрике. Название громкое, а работают там только четверо: сам хозяин, его супруга Ирина, сын Виталий и специалист по детской обуви Татьяна Паньшина. За день опытные валяльщики успевают сделать по 10 пар, а за год семейное предприятие производит и реализует порядка трёх тысяч пар самокаток. Для украшения привлекаются вышивальщицы из Невьянска и села Быньги.

Начало зимы - ответственный сезон для продаж, поэтому старшие Козловы колесят по ярмаркам. Овечью шерсть берём летнюю, она более жирная, податливая, - рассказывает Виталий Козлов, - полочки раскатываем на станке, придуманном отцом. Благодаря такой механизации увеличили производительность в два с половиной раза.

Путь от куска расчёсанной шерсти до готового продукта непрост. Пимокаты сначала укутывают заказник (выкройку) шерстью, потом смачивают в горячей воде, мнут, месят, подрезают, насаживают на колодки, сушат, снова смачивают, расклинивают и убирают неровности. Во время этих операций войлочная обувь становится меньше в два раза и потом уже размер никогда не поменяет. Готовый товар - это два мягких на ощупь совершенно одинаковых валенка. Левым и правым они станут в процессе носки.

- Валенок - обувь живая, он обязательно под ногу подстроится, - объясняет мастер.

Слава невьянских валенок набирает силу. На фабрику приезжают не только покупатели, но и туристы. Экскурсия входит в несколько туристических маршрутов. В книге отзывов много восторженных строк, попадаются детские рисунки и благодарности на немецком, китайском языках. Вдохновившись успехом Козловых, в городе появляются и другие пимокаты, но до объёмов и качества опытных мастеров им ещё далеко.

На улицах Невьянска никого в валенках встретить не удалось. Неужели в городе пимокатов они не в ходу?

- Валенки есть практически в каждой семье. В этом можно убедиться, когда начнутся морозы. Увидите - все пешеходы будут в пимах, - объяснила продавец Ольга Бочарова.

На центральной улице Невьянска работает магазин, где торгуют валяной обувью (рис. 8). Мы побывали в этом магазине. Познакомились с продавцами, изучили ассортимент магазина. Здесь продают валенки всех расцветок, украшенные вышивкой и аппликациями, с меховой опушкой и на каблуке (рис. 9). От сувенирных размером с мизинчик до гулливерских (рис. 10). Есть специальные валенки для Снегурочек и валяные кеды (рис. 11). Но самым ходовым товаром является классическая серая пара - экологически чистый продукт, выполненный по технологиям наших предков (рис. 12). Стоят такие валенки 3,8 тысячи рублей. Цена покупателей не пугает. Самокатки стали редкостью, поэтому в Невьянск приезжают покупатели со всего Урала. Есть и заказчики из-за рубежа. Например, много коротких валенок уходит в Германию. Там они позиционируются как тёплая домашняя обувь.

Постепенно, ступая тихими уютными шажками, невьянский валенок встал в один ряд с брендами города - Наклонной башней, иконой и керамикой.

Бывали и удивительные заказы в моей работе, говорит Виталий Козлов:

- 2005 год: из шерсти белого барашка Евгений Козлов скатал валенки для королевы Великобритании Елизаветы II (рис. 5).

- 2014 год: для гостей олимпийского Сочи Козловы изготовили около пяти тысяч пар валенок всех цветов и размеров, украсив их ромашками, в форме олимпийских колец (рис. 7).

- 2015 год: заказ для прославленного боксёра и депутата Госдумы Николая Валуева. На валенки 54 размера ушло пять килограммов шерсти и неделя работы (рис. 6).

Всего компания в год делает около 3 тыс. пар. «Катать валенки начал еще мой прадедушка. Я же открыл предприятие в начале 1990-х годов, когда завод, на котором работал, закрылся. Пришлось вспомнить дедовское ремесло. Начал потихоньку катать, открыл производство. Сейчас мы делаем не только валенки, но и валяную обувь на небольшом каблуке, изделия из шерсти и многое другое», - добавил Козлов.

2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС НА ВАЛЕНКИ

Во время работы над проблемой мы решили узнать некоторые подробности о том, что знает наш школьный коллектив о валенках. Так как в школе работает разновозрастной коллектив от 25 лет до 77 лет, среди педагогов и младшего обслуживающего персонала. Среди учащихся в опросе принимали участие 7Б и 5Б классы. В опросе участвовали 70 человек.

Диаграмма (рис. 1) построена на основе опроса работников МБОУ СОШ № 70 разных возрастных категорий. Люди старшего возраста, родившиеся в середине XX века, утверждают, что во времена их детства в валенках и в войлочных бурках на каучуковой подошве ходило все население страны. Опрос учителей, родившихся в конце 80-х и 90-х годах, показал, что в конце XX века валенки были вытеснены более модными кожаными сапогами, и количество людей обутых в войлочную обувь уменьшилось до 35%. В настоящее время интерес к валенкам возрос. Опрос одноклассников привел к выводу, что 75 % населения хотя бы иногда носят валенки и другие разновидности войлочной обуви.

Нас заинтересовал вопрос, а зачем покупать валенки?

Мы провели опрос учащихся школы и получили следующий результат (рис. 2):

- Спрос на валенки существует. В основном валенки используют для детей, гулянья на улице и на даче.

- Старшее поколение использует валенки как теплую и удобную домашнюю обувь (13%).

- Многие родители на работе носят валенки, т. к. работают на улице: строители, водитель трамвая, работники ЖКХ, военные (12%).

- И только 1% опрошенных приобрели валенки в подарок для бабушки.

Спрос на валенки постоянный. Небольшие отклонения связаны больше с погодными условиями. В прошлом году зима была теплее, в этом году похолоднее, поэтому спрос больше. Низкая база прошлого года дает о себе знать по всей России, где традиционно носят эту обувь. Большая часть идет в Москву, потом расходится дальше. В этом году зима пришла, крепкие морозы. Естественно, не в сезон цена снижается, на пике сезона цена повышается. Последние два-три года цены стабильны. В этом году традиционные каналы сбыта несколько уменьшили свои объемы, поэтому, на Wildberries пришлась большая нагрузка.

Из-за холодной зимы в России выросли продажи валенков, подсчитал онлайн-ритейлер Wildberries [10].

«Из-за более снежной и холодной зимы в России выросла популярность валенок. В первую неделю 2021 г. (с 1 по 7 января) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи валенок выросли в 1,6 раза в штуках, - более чем в 2 раза»,— отметили в Wildberries (цитата по ТАСС) (7, 11).

Валенки чаще всего покупали в Московском регионе, спрос вырос в 1,5 раза. В регионах России наиболее высокая динамика спроса на валенки наблюдалась в Сахалинской, Курганской, Томской и Кировской областях, Республике Карелия, Астраханской области, Алтайском крае, Новгородской области, Хакасии и Тыве.

«Самые популярные модели валенок россияне выбирают по цене за 3-4 тыс. рублей. Валенки сделаны из натуральных материалов — войлока, натуральной кожи, подкладки из шерсти, что позволяет согреть их обладателей даже в лютые русские морозы»,- сообщил ритейлер.

Мы сравнили цены из интереса и вот, что у нас получилось (таблица 2).

Цены в разных торговых организациях примерно одинаковы. Цена зависит от типа валенок:

- Взрослые и детские.

- Различные по цветовой гамме (серые, цветные, чёрные, белые и др.).

- Стандартные и дизайнерские (индивидуальный декор, отличительные особенности).

- Декоративные и сувенирные.

- Для разных целей (рыбалка, охота, дача, на подошве из резины и без неё).

В настоящее время определенная часть населения покупает многие товары, в том числе и валенки через интернет-магазин, самый популярный даже у нас в городе WildBerries. Людям комфортно совершать покупки, сидя за компьютером, особенно во время пандемии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для большинства людей, рожденных ещё в СССР, валенки до сих пор ассоциируются с походами в лес, уличными продавцами или сидящими на санках, укутанными в пуховые платки, малышами. И действительно, валенки, начиная с самых первых и заканчивая валенками советских времен, служили только для того, чтобы греть ноги, но о красоте этой обуви речь не шла. В наше время всё сильно изменилось. Конечно, материал для валенок остался прежним - войлок из овечьей шерсти и только он. Важное нововведение в валенках - это их подошва. В прежних моделях она не имела наружного покрытия, и была совсем округлой, что, как многие помнят, доставляло некоторые неудобства и требовало обязательного ношения калош для защиты от влаги и грязи, а также для устойчивости. Теперь же подошва сделана под форму стопы, и не промокает.

В последнее время валенки приобрели статус модной обуви, а валяльные фабрики, не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают, разумеется, в валенках. В валенках на резиновой подошве, на липучке, на молнии и на шнуровке. В валенках с симпатичными аппликациями и уморительными помпонами. В валенках самых немыслимых моделей и самых феерических расцветок. Всего в год в России производят около 4, 5 миллионов пар валяной обуви.

Мы выяснили, что и в настоящее время есть умельцы по изготовлению валенок, которые свое мастерство передают из поколения в поколение. Заказы на изготовление зимней обуви не уменьшаются. Значит у валенок «история» продолжается….

Вот и ответ на вопрос о перспективности рынка валенок. Тем более, что даже автоматизация производства не даёт таких же плодов быстродействия, как в других видах промышленности. На изготовление одной пары обыкновенных валенок требуется до 5 килограммов шерсти и не около двух суток, а то и больше. Да и на 70 процентов такое производство всё равно будет зависеть от ручной труда, который в наши дни очень ценится, а соответственно стоит гораздо дороже фабричного производства.

Современная дизайнерская мысль поработала над валенками в разных направлениях. Даже если и остались классической формы белые, серые или черные валенки, то они обязательно украшены каким-либо орнаментом, ручной вышивкой, бисером, мехом, помпонами и другими декоративными элементами.

Обновленные валенки особенно нравятся детям. Яркие, красивые, теплые - они, конечно же, носятся гораздо комфортнее, чем те, одинаковые, словно близнецы, лишенные всяких застежек валенки с черными калошами, что были в детстве у наших бабушек.

В погоне за теплой и практичной обувью производители не стали изобретать велосипед, а сделали хорошо забытое старое красивым, модным, стильным.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валенки // Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия/Авт.-сост.: Н. Сосонина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПб, 1998.- С.39-40.

2. Обувь валяная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Т. 2. О-Я. С. 371—772, ил.. - М.: «Большая советская энциклопедия», 1960.

3. Осипов Д. к. и. н., статья «Русские валенки»: журнал «Наука и жизнь» № 2,3,8 2007г.

4. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём: Как делают валенки? Т. 12. - М.: Слово, 1997.- С.378-379. (Фонд отдела детской литературы).

5. Российский географический журнал «Живописная Россия» №2/2008, стр. 12. ООО «Витязь-М».

Электронные ресурсы

6. Российская газета. Призова Е. Статья «Уральский пимокат свалял валенки для Валуева». [Электронный ресурс]. https://rg.ru. (дата обращения: 11.01.2021).

7. Старостина А., статья «Весь мир обуют в валенки», РБК [электронный ресурс]: Экономика, 2019: https://www.rbc.ru. (дата обращения: 28.10.2020).

8. Свободной энциклопедии: Википедия. Статья о валенках. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 15.11.2020).

9. Статья «История возникновения валенок на Руси». [Электронный ресурс]. https://www.livemaster.ru. (дата обращения: 22.12.2020).

10. Публикации раздела традиции. Валенки: обувь царских дворцов подиумов и модных. [Электронный ресурс]. https://www.culture.ru. (дата обращения: 30.11.2020).

11. Шмыков Григорий, статья «Россияне бросились покупать шубы и валенки», [электронный ресурс]: https://www.bfm.ru (дата обращения: 28.10.2020).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1.

Список предприятий производящих войлочную продукцию

Название предприятия

Регион организации

МУУП «СТЕРЛИТАМАКСКОЕ ПИМОКАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РБ

Башкортостан, республика,

Стерлитамакский район

ОАО «ФЕТР»

Московская область, Воскресенский район

ООО СП «РОЯЛ-ХАТС»

Московская область, г. Щелково

ООО «ВОЛЧОК»

Новгородская область, Мошенской район

ООО «РАССВЕТ»

Кировская область, г. Яранск

МУП «БЫТОВИК»

Омская область, Марьяновский район

ГУП ЯГ-14/2 ГУИН МИНЮСТА РОССИИ

Забайкальский край,

Карымский район

ООО «ЛИДИЯ»

Самарская область, г. Сызрань

ООО «СИБИРЯЧКА»

Алтайский край,

Поспелихинский район

ООО «ЧФВО»

Челябинская область, г. Челябинск

ООО ФИРМА «ВИКТОРИЯ»

Владимирская область,

Камешковский район

ООО «ПО «НАРАН»

Бурятия, республика, г. Улан-Удэ

ЗАО «ПРОМВОЙЛОК»

Нижегородская область, Борский район

ОАО «БОРСКАЯ ФАБРИКА ВАЛЯНОЙ ОБУВИ»

Нижегородская область, Борский район

ООО «ОМЕГА - Е»

Алтайский край, Ключевский район

ООО «ЗИМУШКА»

Оренбургская область

ООО «ФЕТР-ДИЗАЙН»

Московская область, г. Щелково

ООО «ЯРОСЛАВСКАЯ ФАБРИКА ВАЛЯНОЙ ОБУВИ»

Ярославская область, г. Ярославль

ОАО «БВФ»

Нижегородская область, Борский район

ЗАО «ПОИСК»

Самарская область

ОАО «КВВК»

Татарстан, Кукморский район

ООО «СЕВЕРЯНКА»

Челябинская область

ЗАО «ТФВО»

Томская область, Томский район

ОАО «МЕТЕЛИЦА»

Свердловская область, Талицкий район

ОАО «НЕВЬЯНСКИЕ ВАЛЕНКИ»

Свердловская область, г. Невьянск

ОАО ИЖЕВСКАЯ ФАБРИКА ВАЛЯНОЙ ОБУВИ «АЗИМУТ»

Удмуртская республика, г. Ижевск

ООО «МЕСТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

Курганская область, г. Куртамыш

ООО «ВАЛЕНКИ»

Оренбургская область, Адамовский район

МП «ЗИМА»

Саратовская область

ООО ФИРМА «ИНГРИД’С»

Самарская область, г. Самара

ЗАО «ГОРИЗОНТ»

Москва

ООО «МЕЧТА»

Алтайский край, г. Камень-на-Оби

ОАО «ВЫЛЬГОРТСКАЯ САПОГОВАЛЯЛЬНАЯ ФАБРИКА»

Коми, республика, Сыктывдинский район

ООО «СЕРВИС-СНАБ»

Москва

ООО «КОМБИНАТ ВАЛЯНОЙ ОБУВИ»

Омская область, г. Омск

ООО «ВАЛМА»

Новосибирская область

ОАО «АРЗАМАССКАЯ ВОЙЛОЧНАЯ ФАБРИКА»

Нижегородская область, г. Арзамас

ООО «ПЕСТЯКОВСКИЕ ВАЛЕНКИ»

Ивановская область, Пестяковский район

ООО «ПРОМЭКС»

Нижегородская область, Борский район

ИЧП «НАМ»

Смоленская область, г. Ельня

ООО «ПРОМКОМБИНАТ-ИНВЕСТ»

Белгородская область,

Волоконовский район

ОАО «ШАДРИНСКАЯ ФАБРИКА ВАЛЯНОЙ ОБУВИ»

Курганская область, г. Шадринск

ОАО ФИРМА «ВАЛЕНКИ»

Кировская область, Советский район

ООО «СЕВЕРЯНКА»

Костромская область, Галичский район

ООО «РУНО»

Самарская область, Красноярский район

ООО «ПО «БОГОРОДСКАЯ ОБУВНАЯ ФАБРИКА»

Нижегородская область,

Богородский район

Рис. 4 Пимокатное производство в России

Таблица 2.

Цены на валенки

Регион России

Валенки

детские

Валенки взрослые

Валенки ручная

роспись

Чуни,

тапочки,

валеши

Москва и

Московская область

1100-2500

2600 и выше

4000 и выше

900-1500

Свердловская область

500-3500

1300-1600

2200-3000

1250-2500

Ярмарка

1500

1800-2500

3800 и выше

2000 и выше

Невьянский район

1800-3700

2000 и выше

4000 и выше

2500 и выше

Интернет-магазин Wildberries

1660

2260

5000 и выше

900-4000

Рис. 1. Изменение спроса на валенки в XX-XXI веках.

Рис. 2. Спрос на валенки

Рис. 3. Пимокат в пятом поколении Виталий Козлов. Фото: Галина Соколова

Рис. 5 Валенки для королевы Великобритании Елизаветы II

Рис. 6 Валенки для прославленного боксёра и депутата Госдумы Николая Валуева

Рис. 7 Валенки для олимпийского Сочи 2014 г.

Рис. 8 Магазин «Невьянские валенки»

Рис. 9 Валенки всех расцветок, украшенные вышивкой и аппликациями, с меховой опушкой и на каблуке

Рис. 10 Валенки сувенирные размером с мизинчик до гулливерских

Рис. 11 Специальные валенки для Снегурочек и валяные кеды

Рис. 12 Самый ходовой товар классическая серая пара - экологически чистый продукт

25

Просмотров работы: 1155