ВВЕДЕНИЕ
Последствия загрязнения природной среды это одна из важнейших экологических проблем. В больших городах основной составляющей загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт. В связи с этим мы решили изучить техногенное воздействие автомобильного транспорта на экологическое состояние города Воронежа.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Несмотря на снижение уровня промышленного загрязнения, экологическая обстановка в г. Воронеже, остается напряженной, так как количество автотранспорта в городе миллионере растёт, а метро отсутствует. По данным государственного доклада вклад автотранспорта в суммарное загрязнение атмосферного воздуха в г. Воронеже особенно высок и составляет 85% от валового выброса загрязняющих веществ, что представляет собой серьёзную опасность. Здоровье населения, проживающего в зоне непосредственного влияния, оказывается под угрозой ухудшения, возрастает риск хронических и онкологических заболеваний. В связи с этим наша исследовательская работа актуальна. Полученные данные могут быть использованы при анализе экологической ситуации в городе.
Гипотеза - Техногенное воздействие автомобильного транспорта влияет на экологическое состояние г. Воронежа.
Объект исследования – техногенное воздействие автомобильного транспорта на экологическое состояние г. Воронежа
Предмет исследования – Изменение состава атмосферного воздуха и вод Воронежского водохранилища под влиянием техногенного воздействия автомобильного транспорта.
Цель исследования: Оценить степень техногенного воздействие автомобильного транспорта на экологическое состояние города Воронежа.
Задачи исследования:
Определив интенсивность движения автомобилей в 6 районах города Воронежа и на мостах Воронежского водохранилища, соединяющих правый и левый берег, рассчитать среднее количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в процессе сгорания автомобильного топлива;
Определить степень техногенного воздействия автомобильного транспорта на уровень теплового и шумового загрязнения;
Определить степень техногенного воздействия автомобильного транспорта на Воронежское водохранилище;
Дать оценку степени техногенного влияния автомобильного транспорта на экологическое состояние г. Воронежа;
Произвести подсчёт велосипедистов и самокатчиков - участников дорожного движения;
Дать рекомендации по улучшению экологического состояния г. Воронежа.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1. 2 Загрязнение окружающей среды автотранспортом
В результате воздействия отработавших газов автотранспорта наблюдаются острые респираторные заболевания, хронические бронхиты, сердечная и мышечная слабость, расстройства, связанные с нервной системой человека и т.п. В отработавших газах содержится более двухсот наименований вредных веществ и соединений. Данная проблема очень актуальна для многих крупных городов нашей страны, в том числе и для Воронежа. Изучением данных вопросов занимались многие отечественные ученые, такие как Г.М. Илькун, И.Е. Евгеньев, П.П. Дикун [15].
Автомагистрали оказывают большое влияние на экологическое состояние окружающей среды. Источником являются продукты распада автомобильного топлива (выхлопные газы) в ряде столиц мира, административных центрах России и стран СНГ, городах—курортах составляют 60-80% от общих выбросов
Автотранспорт выбрасывает в воздушную среду более 250 компонентов, среди которых угарный газ, углекислый газ, окислы азота и серы, альдегиды, свинец кадмий и канцерогенная группа углеводородов (бензопирен и бензоантроцен) [8].
По вредному воздействию на организм человека компоненты отработавших газов подразделяются на:
- токсичные – оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, альдегиды, соединения тяжелых металлов (свинец и др.;
- раздражающего действия – оксиды серы, углеводороды, сажа;
- канцерогенные – бензопирен [9]:
Оксид углерода – бесцветный, не имеющий запаха газ. Это настоящий яд для организма человека – когда он попадает в кровь, эритроциты теряют способность снабжать ткани кислородом. Может наступить кислородное голодание, что в первую очередь отрицательно сказывается на состоянии нервной и сердечно сосудистой систем.
Оксид азота – ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания. Окислы азота в дыхательных путях, соединяясь с водой, превращаются в азотную и азотистую кислоты, известные своим свойством вызывать раздражение слизистых оболочек и весьма тяжелые заболевания. Люди, страдающие хроническими заболеваниями дыхательных путей (эмфиземой легких, астмой) и сердечнососудистыми заболеваниями, могут быть более чувствительны к прямым воздействиям NO2. По этой причине окислы азота в несколько раз более опасны для человека, чем окись углерода и серы. Оксид азота представляет собой один из основных загрязнителей атмосферного воздуха и рекомендован Всемирной организацией здравоохранения для обязательного контроля в атмосферном воздухе городов.
Оксид серы – токсичный бесцветный газ с острым запахом, уже в малых концентрациях (20-30 мг/м3) создает неприятный вкус во рту, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Симптомы при отравлении сернистым газом — насморк, кашель, охриплость, першение в горле. При вдыхании сернистого газа более высокой концентрации — у человека возникает удушье, расстройство речи, затруднение глотания, рвота, возможен острый отёк лёгких.
Свинец - интенсивное техногенное поступление свинца в среду
обитания привело к увеличению его содержания в ней на 4 порядка. К числу наиболее важных техногенных источников свинца относятся выбросы продуктов, образующихся при высокотемпературных технологических процессах, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, сточные воды, добыча и переработка металла. Так, свинец выделяется в воздух рабочего помещения в процессах пайки, распространенных в любом сварочно-монтажном производстве, при котором используются сплавы ПОС-40, ПОС-61 (припой оловяно-свинцовый с содержанием свинца 40-61 %). При конденсации пары свинца сорбируются на стенах помещения и на оборудовании. Свинец способен накапливаться в организме человека, вызывая нарушение работы
сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной, желудочно-кишечной и других систем [8].
При попадании выхлопных газов в организм человека, больше всего страдают органы дыхания, что может вызвать ряд опасных, заболеваний. Так же увеличивается количество врождённых хронических заболеваний у детей, таких как астма, аллергия, бронхит, гайморит и др. Химический состав выхлопных газов настолько опасен, что наносит вред не только здоровью человека, животных, но и разрушает деревья и даже постройки.
При попадании в почву и в водную среду оксиды серы, азота, реагируют с водой, в результате образуются кислоты (серная, азотная), что значительно подкисляет почву и воду. Так же в почве аккумулируется свинец.
От одного автомобиля, ежегодно, при среднем пробеге 15000 км, выбрасывается в атмосферу с отработавшими газами около 1 т оксидов углерода, 2 т углекислого (угарного) газа, 200 кг углеводородов, 30 кг оксидов азота, а также сажа, оксиды серы, альдегиды и т.п. За 1000 км пробега одного автомобиля расходуется около 400 кг кислорода – т.е. примерно столько же, сколько необходимо человеку в течение года [6].
2. МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Город Воронеж расположен на юго-восточной окраине Среднерусской возвышенности, в подзоне типичной лесостепи.
Климат Воронежской области умеренно - континентальный. Средняя годовая температура + 5,6 ºС. Самый холодный месяц - январь (средняя температура воздуха - 9,7 ºС), самый теплый - июль (средняя температура воздуха +19,9 ºС). В течение года в Воронежской области преобладает западное направление ветра. Среднее количество осадков 450 - 550 мм. Для Воронежской области характерна высокая относительная влажность воздуха в холодное время года составляющая 83-87%, а в теплое 60-64%. Почвы: чернозёмы, серые лесостепные почвы [12].
В августе 2020 года была определена интенсивность движения автомобильного транспорта в 6 районах города Воронежа и на мостах Воронежского Водохранилища.
На основании полученных данных интенсивности движения автомобилей в
г. Воронеже, рассчитано количество выбросов продуктов распада автомобильного топлива в атмосферу города.
В июне 2021 г. были проведены исследования по оценке степени техногенного воздействия автотранспорта на воды Воронежского водохранилища.
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Техногенное воздействие автомобильного транспорта на состав атмосферного воздуха г. Воронежа
3.1.1 Интенсивность движения автомобильного транспорта в 6 районах города Воронежа и на мостах Воронежского водохранилища
В августе 2020 года была определена интенсивность движения автомобильного транспорта в 6 районах города Воронежа и на мостах Воронежского Водохранилища, по методике Фёдоровой А.И. и Никольской А.Н. [8]. В каждом из 6 районов было выбрано по 3 улицы c наиболее интенсивным движением. Коминтерновский район: Московский п-р, ул. Антонова – Овсеенко, ул. Генерала Лизюкова; Центральный район: ул. Плехановская, ул. Ломоносова, ул. Ленина; Советский район: ул. Холмистая, ул. Патриотов, ул. 9 января; Ленинский район: ул. 20 лет Октября, ул. Ворошилова, ул. Грамши; Левобережный район: ул. Остужева, ул. Героев Стратосферы, Ленинский проспект; Железнодорожный район: ул. Остужева, ул. Изыскателей, ул. Изыскателей (М4). Для оценки техногенного воздействия автомобильного транспорта на воды Воронежского водохранилища, была определена интенсивность движения транспорта по Северному мосту, Чернавскому и Вогресовскому. Вёлся учёт велосипедистов и самокатчиков.
Интенсивность загруженности дороги автотранспортом проводилась методом подсчёта автомобилей разных типов 3 раза в сутки в 8 ч., в 14 ч. и 19 ч..
На основании архивных данных МБУДО ЦДО «Созвездия» дана оценка динамики интенсивности движения автомобильного транспорта в Северном микрорайоне г. Воронежа за 2015 – 2020 г..
3.1.2 Определение количества выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в г. Воронеже
На основании полученных данных интенсивности движения автомобилей в г. Воронеже, рассчитано количество выбросов продуктов распада автомобильного топлива в атмосферу города. Полученное число машин, разных классов и с различными типами двигателей, было умножено на концентрацию загрязняющих веществ [6], [8].
Дано сравнение среднесуточного выброса наиболее опасных веществ улицы с самой низкой концентрацией газообразных веществ, с самой высокой и суммарным выбросом над водами Воронежского водохранилища со среднесуточным ПДК. Вычисления проводились в программе Excel.
3.2 Изменение температурного режима под действием техногенного воздействия автотранспорта
Изменение температурного режима, или так называемое тепловое загрязнение, возникает в результате выброса тепла в окружающую среду при использовании искусственных источниками энергии. В июне 2021 г. в ходе исследования проводилось измерение температуры воздуха у автомобильной дороги по улице Антонова – Овсеенко Северного микрорайона г. Воронежа и во дворе дома Лизюкова 97.
3.3 Шумовое загрязнение г. Воронежа под воздействием автомобильного транспорта
Проведены исследования по изучению шумового загрязнения (акустического) автомобильным транспортом окружающей среды г. Воронежа.
Для измерения уровня шума был использован сотовый телефон с приложением «Шумомер». Для достоверности результатов использовали два приложения «Шумомер». Уровень шума был измерен на улице Холмистая (улица с наиболее интенсивным движением автомобилей в г. Воронеже – участок окружной дороги Москва – Курск), на Московском проспекте (улица с высоким уровнем движения), ул. Лизюкова (улица спального микрорайона «Северный» Коминтерновского района г. Воронежа).
3. 4 Загрязнение Воронежского водохранилища под воздействием продуктов распада автомобильного топлива
Пробы воды были отобраны в тихих прибрежных заводях с минимальной скоростью течения, на основании этого считаем результаты наших методов исследования корректными.
3.4.1 Исследование водных проб на общую химическую токсичность методом биоиндикации
Методом биоиндикации [4] дана оценка общей химической токсичностиводы Воронежского водохранилища. Как тест - объект для оценки загрязнения выбран кресс-салат. В зависимости от результатов опыта, исследуемым пробам присваивался один из четырёх уровней загрязнения по Фёдоровой и Никольской [8].
3.4.2 Определение мутности водных проб
Мутности водных проб, определена датчиком мутности цифровой экологической лаборатории «Releon».
3.4.3 Определение запаха воды опытных проб (по Мансуровой [4]
Запах воды и его интенсивность были определены при нагревании каждой пробы до 50-60‘С.
3.4.4 Общий химический анализ опытных проб
1. Определён общий химический анализ опытных проб воды с использованием тестовой системы «Нилпа» производитель ООО «Неватропик» г Санкт – Петербург (колометрический метод исследования). Измерена карбонатная жесткость, определена концентрация углекислого газа. Водородный показать (pH) определён капельным тестом «Нилла» и с помощью рН-метра датчика «Эко - 1» цифровой экологической лаборатории «Releon». Количество кислорода в опытных пробах воды определено по Носоновой [4].
3. 4. 5 Определение сульфатов в опытных пробах воды
Содержание в опытных образцах воды сульфатов было определено тест – системой анализа содержания сульфатов в водных и в почвенной вытяжке, производитель научно–производственное объединение ЗАО «КРИСТМАС+»
г. Санкт - Петербург.
3.4. 6 Качественное определение свинца в опытных пробах воды
Качественное присутствие свинца определено по реакции с серной кислотой. К 0, 5 мл анализируемого раствора прибавил 5 капель10% раствора серной кислоты. При наличии свинца образуется осадок белого цвета [2].
4. РЕЗУЛЬТАТЫ
В августе 2020 года была определена интенсивность движения автомобильного транспорта на модельных улицах районов г. Воронежа и степень загрязнения атмосферного воздуха продуктами распада автомобильного топлива.
4.1 Техногенное воздействие автомобильного транспорта на атмосферный воздух г. Воронежа
4.1.1 Средняя интенсивность движения автотранспорта в городе Воронеже
На основании полученных данных построена таблица 1.
Таблица 1
Средняя интенсивность движения автомобилей в г. Воронеже, за сутки
Районы города Воронежа |
Среднее количество автомобилей за сутки |
Коминтерновский район |
243 984 |
Центральный район |
191 664 |
Советский район |
277 056 |
Ленинский район |
165 648 |
Левобережный район |
169 896 |
Железнодорожный район |
225 024 |
Всего |
1 273 272 |
Мосты Воронежского водохранилища |
371 040 |
При анализе таблицы 1 «Средняя интенсивность движения автомобилей в г. Воронеже, за сутки», можно отметить, что самая высокая интенсивность движения автотранспорта в Советском районе г. Воронежа, самая низкая интенсивность движения автотранспорта в Ленинском районе. По мостам Воронежского водохранилища за сутки проезжает в среднем 371 040- интенсивность движения высокая. Всего в г. Воронеже за сутки проезжает в среднем 1 273 272 автомобилей. Доля легкового транспорта около 80%. Интенсивность потока автомобильного транспорта на всех модельных улицах города – высокая.
Данные полученные в 2020 году, мы сравнили с архивными данными НОУ Парадокс МБУДО ЦДО «Созвездие» за 2015 год. В среднем интенсивность движения автотранспорта в Северном микрорайоне Коминтерновского района города Воронежа выросла на 12%.
4.1.2 Среднее количество выбросов продуктов распада автомобильного топлива поступающих в атмосферный воздух г, Воронежа
На основании полученных результатов подсчёта интенсивности движения автотранспорта на модельных улицах районов г. Воронежа, было подчитано среднее количество выбросов продуктов распада автомобильного топлива, данные отражены в таблице 2.
Таблица 2
Количество продуктов распада автомобильного топлива, поступающего в атмосферу г. Воронежа, г/км
Районы г. Воронежа |
Газообразных веществ, г/км |
Сажа, г/км |
||
за сутки |
за год |
за сутки |
за год |
|
Коминтерновский район |
3 т 535 кг151 г |
1 290 т 330 кг 224г |
7 кг 053 г |
2 т 574кг 564 г |
Центральный район |
2 т 831 кг418 г |
1 033т 467кг 526г |
4 кг 765 |
1 т 739 кг 444 г |
Советский район |
4 т 409 кг175г |
1 609 т 348кг 875 г |
8 кг 473 г |
309 кг 248 г |
Ленинский район |
1 83 кг 2164г |
668 т 739 кг 860 г |
5 кг 079 г |
1 т 853 кг 835 г |
Левобережный район |
2 т 532 кг133г |
927т 154 кг 385г |
4 Кг 713 г |
1 т 720 кг 245 г |
Железнодорожный район |
3 т 262 кг 399г |
1 190 т 775кг 547 г |
18 кг174 г |
6 т 633 кг 510 г |
Всего |
18 т 410 кг 456г |
6719 т 816 кг440г |
3 кг 785г |
14 т 521 кг 525г |
Мосты Воронежского водохранилища |
3 т 165 кг |
1155 т 190 кг |
11 кг 289г |
4 т 120 кг 603 г |
Мы сравнили среднесуточный выброс наиболее опасных веществ (оксид азота, оксид серы, оксид углерода) улицы с самой низкой концентрацией газообразных веществ и с самой высокой со среднесуточным ПДК. На основании полученных данных составлена таблица 3 «Среднесуточный выброс наиболее опасных веществ». К сожалению, мы получили данные грамм на метр, а в с.с. ПДК – дана концентрация в кубическом метре. Но при сравнении данных таблицы 4а «Среднесуточный выброс наиболее опасных веществ», можно предположить, что концентрация веществ значительно превышает с.с. ПДК.
Таблица 3
Среднесуточный выброс наиболее опасных веществ
Вещество |
Класс опасности |
ПДК (среднесуточное), 1 м 3 |
ул. Героев Стратосферы - самая низкая концентрация продуктов распада, 1г/м |
ул. Холмистая- самая высокая концентрации продуктов распада автомобильного топлива , 1г/м |
Мосты Воронежского водохранилища 1г/м (суммарный выброс) |
Оксид азота |
3 |
0,06 |
122 |
419 |
838 |
Оксид углерода |
2 |
3 |
872 |
1 964 |
1791 |
Оксид серы |
3 |
0,05 |
6 |
17 |
36,37 |
Сажа |
3 |
0,05 |
2,6 |
12 |
11,8 |
4.2 Влияние автомобильного транспорта на ход температурного режима
г. Воронежа
На основании данных измерения температуры, можно отметить, что летом в безветренную погоду температура воздуха у автомобильной дороги с высоким уровнем загруженности, со средним количеством автомобилей в сутки 101 088, может быть выше на 0,9 0С. На основании полученных результатов, можно предположить, что автомобили влияют на ход температурного режима окружающей среды и могут быть источниками теплового загрязнения.
4.3 Влияние автомобильного транспорта на уровень шумового загрязнение г. Воронежа
На основании полученных данных, можно предположить, что автотранспорт является источником шумового загрязнения. Среднее значение уровня шума на модельных улицах значительно превышает 55 дБ. 55 децибел (дБ) по санитарным нормам – это допустимый уровень шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат [8]. На основании полученных результатов, можно предположить, что автомобили значительно влияют на уровень шумового загрязнения города.
4.4 Загрязнение Воронежского водохранилища под воздействием продуктов распада автомобильного топлива
4.4.1 Биотестирование
На основании полученных результатов, можно предположить, что токсичность воды у мостов выше, чем в 100 м от них. Помимо фонового загрязнения в Воронежском водохранилище прослеживается влияние дополнительного фактора антропогенного влияния, предполагаем, что этот фактор – техногенное влияние автотранспорта.
4.4.2 Мутность опытных образцов
На основании полученных данных, можно отметить, что мутность опытных образцов взятых у мостов Воронежского водохранилища выше, чем в образцах, взятых в 100м от мостов. На основании этих данных, можно предположить, что источником повышения мутности являются мелкодисперсные частицы, имеющие диаметр более 10 мкм (которые быстро осаждаются)[7],их источником предположительно является автотранспорт.
4.4.3 Определение запаха опытных проб воды
Запах опытных проб и контрольной - слабо землистый.
4.4.5 Общехимические показатели водных проб Воронежского водохранилища
Температура воды в водохранилища +27С0, при этом количество кислорода в опытных пробах составило 8 мг/л. На основании результатов определения кН жесткости (карбонатная) и водородного показателя определено среднее содержание углекислого газа. При анализе результатов, видно, что концентрация растворимого углекислого газа в опытных пробах, взятых у мостов, выше, чем в 100 м от них. При сравнении с показаниями контрольной пробы, можно отметить, что в Воронежском водохранилище концентрация углекислого газа выше в среднем на 1,2 мг/л. Значение водородного показателя контрольной пробы Воронежского водохранилища выше рН 7, показатель смещается в слабощелочную среду, что говорит о повсеместном загрязнении Воронежского водохранилища. В 100 м от мостов воды водохранилища подкисляются, так как летучие соединения оксида серы, оксида азота, углекислого газа и др., подхваченные воздушным потоком, оседают не сразу. Наибольший перепад рН фактора у Северного моста, при среднем выбросе в день - оксида серы 423 696 г/км, оксида азота 87 803 г/км.
При анализе опытных проб воды сульфаты и свинец не обнаружены, возможно, их концентрацию не возможно обнаружить используемыми нами методами определения.
Конечно, трудно интерпретировать полученные результаты техногенного влияния автомобильного транспорта на Воронежское водохранилище, так как присутствие нескольких источников загрязнения (коммунальные сточные воды, сточные воды предприятий) затрудняют выявить влияние продуктов распада автомобильного топлива, но на основании полученных результатов, можно предположить, что автотранспорт оказывает воздействие на воды водохранилища: повышается уровень токсичности воды, изменяется значение рН, и степень мутности воды.
5. ВЫВОДЫ
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:
В среднем за одни сутки в городе Воронеже по модельным улицам проезжает 1 273 272 автомобилей. Доля легкового транспорта около 80%. Интенсивность потока автомобильного транспорта на всех модельных улицах города – высокая. Самая высокая средняя интенсивность движения автомобильного транспорта (по одной улице) в Советском районе (92 352 автомобиля), самая низкая (по одной улице) в Ленинском (55 216 автомобилей). Интенсивность движения автотранспорта в Северном микрорайоне Коминтерновского района г. Воронежа по сравнению с 2015 г. выросла на 12%. Динамика изменения интенсивности движения автомобильного транспорта отрицательная, количество автомобилей увеличивается, А.И., степень техногенной нагрузки на окружающую среду.
За сутки на 1 км движения автотранспорта в атмосферу г. Воронежа поступает в среднем 3 т 068 кг 409 гр газообразных веществ, сажи 6 кг 631 г сажи.
Автомобильный транспорт является источником значительного шумового и теплового загрязнения г. Воронежа.
Автомобильный транспорт является источником значительного загрязнения Воронежского водохранилища. Над водами Воронежского водохранилища в атмосферный воздух поступает 3 164 904 г/км газообразных веществ, сажи 11 289 г/км в сутки.
Техногенное воздействие автомобильного транспорта негативно влияет на экологическое состояние г. Воронежа. Количество выбросов исследуемых веществ значительно превышает среднесуточное ПДК. Автотранспорт оказывает отрицательное воздействие на экологическое состояние Воронежского водохранилища и является источником значительного шумового и теплового загрязнения;
В среднем за сутки в городе Воронеже 2640 велосипедистов и самокатчиков являются участниками движения, притом, что в городе нет оборудованных велосипедных дорожек.
Рекомендации:
Для улучшения экологической ситуации в городе Воронеже необходимо: увеличивать площадь растительных насаждений, число парков; в план реконструкции города заложить велосипедные дорожки; увеличить долю перевозок общественного транспорта путем создания «легкого метро»; увеличивать парк электромобилей; в наиболее оживленных местах и на участках дороги близко расположенных к жилым домам установить шумозащитные экраны.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Полученные данные могут быть широко использованы для массового учёта показателей состояния окружающей среды при школьном или общественном мониторинге экологической ситуации города Воронежа, для массового учёта показателей.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова В.П., Болгова И.В., Фёдорова А.И., Никольская А.Н., Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека Практикум по экологии и охране окружающей среды / В. П. Александрова, И. В. Болгова, А. И. Фёдорова, А. Н. Никольская А.Н. // Воронеж, Воронежский государственный университет, 1997 — 314 с.
Вергейчик Т.Х., Токсикологическая химия / Т. Х. Вергейчик// М.,МЕДпресс – информ, 2002 – 432 с.
Козлов А. Т., Перов В.Т. и др., Доклад о состоянии окружающей среды г. Воронежа в 20003 году. - Воронеж, Администрация г. Воронежа управление по охране окружающей среды, 2004 – 60 с.
Мансурова С. Е., Практикум по общей биологии: 10-11 кл. / С.Е. Мансурова // Москва: ВЛАДОС (Великие Луки: Великолукская городская типография), 2006 - 79 с.
Мишон В. М. , Река Воронеж и её бассейн / В. М. Мишон // Воронеж: ВГУ, 2000 – 291 с.
Тимофеева С. С., Ноксология: Практикум/ С. С. Тимофеева // - М. Форум: ИНФРА-М, 2014.- 160 с.
Опекунова М.Г., Биоиндикация загрязнений / М. Г. Опекунова // Спб.: Издательство СПГУ, 2016 – 300 с.
Фёдорова А.И., Никольская А.Н., Практикум по экологии и охране окружающей среды // А. И. Фёдорова, А. Н. Никольская - Воронеж, Воронежский государственный университет, 1997 — 314 с.
Шахова Т.В., Уварова Е.Н. и др., Доклад о состоянии окружающей среды г. Воронежа в 2009 году. - Воронеж, Администрация г. Воронежа управление по охране окружающей среды, 2010 – 60 с.
Тезисы научно – практической конференции Комплексное изучение использование и охрана Воронежского водохранилища, Воронеж , 1998 – 99.
Районы Воронежа на карте [ Электронный ресурс]. Режим доступа -voronej.ginfo.ru›rayoni/
Воронеж — Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа - ru.wikipedia.org›
Воронежская область [Электронный ресурс]: Режим доступа - vrnguide.ru›general-information.html.
Воронежский городской информационный интернет-портал «36on.ru».
О влиянии автотранспорта на окружающую среду... [Электронный ресурс]: Режим доступа - cyberleninka.ru›article…avtotransporta-na…voronezh
Состояние водной среды воронежского водохранилища... [Электронный ресурс]: Режим доступа - vestnik.vsu.ru›pdf/geograph/2016/02/2016-02-14.pdf
О влиянии автотранспорта на окружающую среду... [Электронный ресурс]: Режим доступа -cyberleninka.ru›article/n…vliyanii-avtotransporta…