Демографическая ситуация в России

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Демографическая ситуация в России

Егорова М.А. 1
1МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №5»
Стародумова З.Л. 1
1МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №5»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность учебного исследования обусловлена тем, что Россия занимает 9 место в мире по численности населения, но с 2019 года она начала снижаться. На 01.01.2021 года численность населения составила 146,24 млн. человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 01.01.2020 года. Снижение численности населения может привести к следующим проблемам: депопуляция, дефицит трудовых ресурсов, снижение производительности труда, сокращение покупательской способности населения, потеря культурной идентичности, снижение уровня образования, осложнит освоение отдаленных районов, богатых природными ресурсами и т.д.

Личностная значимость заключается в желании расширить свои знания о демографической ситуации в России: ее причинах и путях решения. И здесь возникает противоречие между желанием понять причины снижения численности населения и недостатком информации по этому вопросу.

Данное противоречие диктует проблему исследования: недостаток информации об имеющихся причинах снижения численности населения и мерах, которые предпринимает государство по его увеличению.

Для разрешения проблемы целью исследования является: выявить особенности демографической ситуации в России и Ленинградской области.

Объект исследования: воспроизводство населения.

Предмет исследования: воспроизводство населения на территории России и Ленинградской области.

Гипотеза - выявление  мер по  увеличению численности населения России,  в том числе в Ленинградской области,   возможно при условии анализа законодательной базы РФ (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,  национальный проект «Демография» и других законодательных актов). Для достижения цели и подтверждения гипотезы определены задачи:

1.Теоретическая: изучить теоретические основы учебного исследования.

2.Практическая: провести сравнительный анализ воспроизводства населения Ленинградской области с другими регионами страны.

3.Творческая: составить карту реализации национального проекта «Демография» в Ленинградской области на примере подпроекта « Спорт-норма жизни».

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ и синтез, обобщение, классификация, определение понятий.

2.Практические: анализ статистических материалов, сравнение, построение диаграмм, графиков, интервьюирование.

3.Творческая: моделирование карты реализации национального проекта «Демография» в Ленинградской области на примере подпроекта « Спорт-норма жизни».

Раздел 1. Теоретические основы проблемы исследования

Для решения задач исследования в данном параграфе рассматриваются следующие вопросы:

1.1.Воспроизводство населения: понятие, виды.

1.2.Численность населения в России: динамика и причины изменения.

1.3.Основные направления демографической политики и ее коррекция.

1.1.Воспроизводство населения: понятие, виды.

Воспроизводство населения — сложный процесс постоянного возобновления населения, непрерывное возобновление поколений, совокупности людей, проживающих одновременно на какой-либо территории, в результате естественного (рождаемость, смертность) и механического (миграция — территориальное перемещение населения, определяющее характер расселения и плотность населения) движения населения [3].

Воспроизводство населения - это процесс непрерывной смены поколений [1,с.3].

Воспроизводство населения - смена поколений в результате естественного движения населения [2].

Под воспроизводством (естественным движение) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений [5].

Естественное движение населения - изменение численности населения естественным, биологическим путем, то есть путем рождений и смертей [4,с.163].

Естественный прирост – это разность между рождаемостью и смертностью, измеряется в промилле, то есть числом рождений или смертей на 1000 жителей в год:

Рождаемость – количество детей рожденных за год.

Смертность – количество человек умерших за год. Данные показатели, рассчитанные на 1000 человек, носят названия соответственно коэффициент рождаемости и коэффициент смертности [2,с.64].

Типы воспроизводства

К.С.Лазаревич, Ю.Н.Лазаревич выделяют следующие типы воспроизводства населения:

Расширенное - рождаемость больше смертности (естественный прирост положителен);

простое - рождаемость равна смертности (численность населения не меняется);

суженое – естественный прирост отрицательный, идет естественная убыль населения [4 ,с.164].

О.А.Бахчиева также выделяет несколько видов воспроизводства населения:

Традиционный тип - очень высокие рождаемость и смертность, и низкий естественный прирост населения;

переходный тип - высокая рождаемость, низкая смертность и высокий естественный прирост населения;

современный тип - очень низкая рождаемость, чаще всего низкая смертность и очень низкий естественный прирост населения [2,с. 64-65].

Таблица 1

Типы воспроизводства [4].

Тип

Исторический период

Соотношение рождаемости и смертности

Изменение численности населения

Архетип

Присваивающее хозяйство (охота, рыболовство, собирательство)

Рождаемость и смертность равны

Увеличение численности шло за счет освоения новых территорий

Традиционный

Аграрная экономика

Высокая рождаемость, высокая смертность

Небольшой естественный прирост

Современный

Индустриальная экономика (рост городов, повышение роли человека)

Снижение смертности, высокая рождаемость

Резкое увеличение естественного прироста

Постиндустриальная экономика

Снижение рождаемости, рождаемость равна смертности

Естественная убыль населения

Переход от одного типа воспроизводства населения к другому называется демографическая революция или демографическим переходом.

А.И. Лазаревич выделил следующие фазы демографического перехода:

1.Высокая рождаемость и высокая смертность;

2.высокая рождаемость и снизившаяся смертность;

3.низкая рождаемость и низкая смертность.

Смертность во второй фазе снижается в связи с успехами здравоохранения, рождаемость в 3 фазе падает, так как вступает в силу ограничение рождаемости [ 4,с.164 ].

1.2.Численность населения в России: динамика и причины изменения.

Таблица 2

Динамика численности населения России [14].

Годы

Численность населения

Годы

Численность населения

1990

147,7

2010

142,9

1991

148,3

2011

142,9

1996

148,3

2012

143,0

2001

146,3

2013

143,3

2002

145,2

2014

143,7

2003

145,0

2015

146,3

2004

144,3

2016

146,5

2005

143,8

2017

146,8

2006

143,2

2018

146,9

2007

142,8

2019

146,8

2008

142,8

2020

146,7

2009

142,7

2021

146,2

Вывод: Численность населения современной России, начиная с 1996 года, снижалась до 2010-2011 годов (с 148,3 до 142,9 млн. человек).

С 2012 года по 2018 год численность населения возросла до 146,9миллионов человек, но рост этот произошел не столько за счет естественного прироста, сколько за счет присоединения к территории России новых субъектов - республики Крым и города Севастополя. С 2019 года в стране вновь наблюдается снижение численности населения.

Рис. 1. Динамика численности населения России с 1990 по 2020г.г.

Изменения в воспроизводстве начинаются чаще всего со снижения смертности, вызванного следующими причинами:

Успехи в здравоохранении (вакцинация, пастеризация, использование антибиотиков, диспансеризация и т.д.);

общее улучшение условий жизни, в том числе улучшения питания и жилищно-коммунальных условий (водопровод, канализация, мусоропровод и т.д.), с чем связано и внедрение санитарно-гигиенических навыков;

изменение психологии населения по отношению к болезням и условиям своей жизни;

распространение эпидемий, пандемии;

военные конфликты, природные и техногенные катастрофы;

рост несчастных случаев, отравлений, травм, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний.

Снижение рождаемости происходит позднее, чем снижение смертности.

Причины снижения рождаемости труднее «разложить по полочкам». Это комплекс взаимосвязанных причин:

Снижение детской смертности, в результате чего отпадает необходимость «запасных детей»;

организация социального обеспечения (заботу о стариках берет на себя государство, и дети уже не являются единственными кормильцами в старости);

распад старой патриархальной семьи, которая являлась и производственной ячейкой;

появление малых семей, где воспитание большого количества детей затруднено;

эмансипация женщин, появление новой системы ценностей, основные из которых для женщин теперь - вне дома;

рост уровня образования и расширение кругозора людей;

рост затрат на воспитание и образование детей;

урбанизация (в урбанизированных районах все вышеперечисленные факторы действуют сильнее);

религия (исключение- мусульманские республики Татарстан, Башкирия, республики Северного Кавказа, кроме Северной Осетии, где характерны многодетные семьи).

В настоящее время к чисто демографическим факторам снижения рождаемости («второе эхо войны») добавляются и социально-экономические, прежде всего – снижение уровня жизни и неуверенность в завтрашнем дне в период экономических кризисов [1].

1.3.Основные направления демографической политики и ее коррекция.

Снижение численности населения влияет на полово-возрастную структуру населения (увеличение численности старших возрастов, преобладание женского населения), сокращение трудовых ресурсов. На востоке страны преобладает отток населения на запад.

Снижение естественного прироста и миграции влекут за собой низкий уровень заселенности территории, богатой природными ресурсами, поэтому для нашей страны вопрос повышения численности населения очень актуален и государством проводится активная демографическая политика.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении [5].

Большинство стран проводят осознанную демографическую политику, в рамках которой осуществляются меры, направленные на сохранения или изменения тенденций в динамике численности населения. Совокупность этих мер определяет сущность государственной демографической политике [2, с.66].

Направления реализации демографической политики:

Прямые (ограничение или стимулирование законодательным путем миграций, браков, деторождения, планирование подготовки специалистов и др.).

Косвенные (повышение уровня жизни, создание системы пособий или льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения и др.) [4, с.166].

Демографическая политика в России закреплена указом президента РФ В. В. Путиным №1351 от 09.10.2007 года «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [27].

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Приложение 1.

Цели:

Стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек;

создание условий для роста населения к 2025 году до 145 млн. человек;

повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Основными задачами являются:

Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

В демографической программе прописаны основные мероприятия по решению следующих задач:

1.По сокращению уровня смертности населения.

2. По сокращению уровня материнской и младенческой смертности.

3.По повышению уровня рождаемости [27].

Одной из форм повышения рождаемости было введение на основании Закона РФ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года материнского капитала. Программа предусматривала оказание финансовой помощи тем, у кого в 2007-2021 году родился или был усыновлен второй, третий и каждый последующий ребенок, если прежде данная помощь не была оформлена [22].

Данная система, реализуемая в стране, дала свои результаты. К 2014 году численность населения возросла до 143,7 млн. человек, но затем численность населения снова начала снижаться, поэтому правительство РФ начало искать новые пути повышения численности населения.

С 2019 года началась реализация национального проекта «Демография».

Цели проекта:

1. Увеличение ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет.

2. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.

Структура национального проекта “Демография”

Программа «Демография» состоит из 5 федеральных проектов:

Финансовая поддержка семей при рождении детей.

Содействие занятости женщин.

Старшее поколение.

Укрепление общественного здоровья.

Новая физическая культура населения [15].

Основные задачи, мероприятия по реализации федерального проекта в Приложении 2.

Национальный проект «Демография» находится на контроле у Президента страны, поэтому ход и результаты его реализации постоянно корректируются.

В Послании президента России Федеральному собранию в 2021 году В.В.Путин вновь уделил демографической ситуации в стране особое внимание [23,с.4]. «Сбережение народа – наш высший национальный приоритет». «Стратегия здесь не меняется: необходимо вновь выйти на устойчивый рост численности населения, добиться, чтобы в 2030 году средняя продолжительность жизни в России составила 78 лет»- В.В. Путин [23,с.3].

Особое внимание, по мнению президента, надо обратить на поддержку семей с детьми и предложил следующие поручения:

Все семьи, где есть дети школьного возраста, в середине августа получат по 10 тысяч рублей на ребенка, включая будущих первоклассников;

Неполным семьям с детьми от 8 до 16 лет включительно с 1 июля назначат выплату, средний размер которой по стране составит 5650 рублей.

Беременные женщины в сложной материальной ситуации, вставшие на учет на ранних сроках, получат выплату в среднем 6350 рублей в месяц.

Родителям детей в возрасте до 7 лет включительно оплатят больничный по уходу за ребенком в полном объеме, вне зависимости от трудового стажа.

В 2021 году родителям вернут половину стоимости путевки при поездке детей в летний лагерь [23].

Поручения, озвученные В.В. Путиным Федеральному посланию, сразу же начали отрабатываться соответствующими органами:

«Реализация социальных инициатив, предложенных главой государства, потребуют 400 млрд. рублей на 2 года»,- сказал министр финансов России Антон Силуанов. Минфин назвал источники финансирования мер из послания президента: «В качестве источников могут быть использованы резервный фонд правительства, дополнительные нефтегазовые доходы, а также средства от перераспределений внутри бюджета в соответствии с приоритетами» [11].

Выводы по разделу I

В первом разделе, используя научную, научно-популярную, учебную литературу, была выявлена сущность понятия «воспроизводство населения» и типы воспроизводства Воспроизводство населения — сложный процесс постоянного возобновления населения, непрерывное возобновление поколений, совокупности людей, проживающих одновременно на какой-либо территории, в результате естественного (рождаемость, смертность) и механического движения населения [3].

В данной главе было дано определение демографической политики.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении [5].

В главе 1.2. проанализированы динамика численности населения России и причины ее изменения. В главе 1.3. изучены нормативные документы по коррекции численности населения в стране:

Демографическая политика и ее направления.

Национальный проект «Демография», рассчитанный с 2019 по 2024 годы

Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 21 апреля 2021года [15].

Раздел 2. Воспроизводство населения в Ленинградской области

Для решения задач исследования в данном параграфе рассматриваются следующие вопросы:

2.1. Численность и воспроизводство населения в Ленинградской области.

2.2.Сравнение численности населения Ленинградской области с другими регионами России.

2.3. Реализация национального проекта «Демография» в Ленинградской области.

2.4. Моделирование карты реализации подпроекта «Спорт-норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» в Ленинградской области

2.1. Численность и воспроизводство населения в Ленинградской области.

Таблица 3

Динамика численности населения Ленинградской области [25].

Годы

Численность населения, тыс.чел.

Годы

Численность населения,

тыс.чел.

1990

1663

2010

1716

1991

1670

2011

1718

1996

1677

2012

1733

2001

1667

2013

1751

2002

1650

2014

1763

2003

1667

2015

1775

2004

1659

2016

1778

2005

1652

2017

1791

2006

1643

2018

1813

2007

1637

2019

1847

2008

1633

2020

1875

2009

1631

2021

1892

Выводы: Демографическая ситуация в Ленинградской области сложная, с 2001 по 2009 года происходила постоянная убыль населения. С 2010 года по настоящее время наблюдается медленный прирост населения.

Демографическая ситуация в постсоветский период характеризуется естественной убылью населения (естественный прирост – 1,5 ‰). Первый пик депопуляции пришелся на 1994 год, естественная убыль населения составила –12,0 ‰, это объясняется снижением рождаемости и стремительным ростом смертности. До 2003 года смертность уровень смертности стал снижаться, но в 2003 году он снова резко вырос до 21,1 ‰, в этом году наблюдался самый

низкий естественный прирост в области.

С 2004 года в регионе наблюдается устойчивое снижение смертности и рост рождаемости, однако, вплоть до настоящего времени депопуляция в регионе сохраняется, и уровень ее довольно высок.

Рис. 2. Динамика рождаемости и смертности в Ленинградской области.

Вывод: Ленинградская область относится к числу российских регионов с наиболее неблагоприятной демографической обстановкой с 1990 года, наблюдается преобладание смертности над рождаемостью (естественный прирост в области с 2017 по 2019 годы составил -28,4тысяч человек).

Население растет за счет миграционного притока из разных регионов страны, стран ближнего зарубежья (миграционный прирост в области с 2017 по 2019 годы составил -112,6 тысяч человек).

2.2.Сравнение динамики численности населения Ленинградской области с другими регионами России

Рис.3. Прирост (убыль) населения с 2017 по 2019г.г. в Северо-Западном экономическом регионе [20].

Вывод: в Северо-Западном экономическом регионе Ленинградская область выделяется устойчивым ростом населения. Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году в Ленинградской области также наблюдался прирост населения.

Рис.4.Сравнение прироста (убыли) населения Ленинградской области с субъектами Северо-Западного федерального округа (2017-2019г.г.) [20].

Вывод: Среди субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область является одним из трех субъектов, в котором наблюдается прирост населения, он будет в 2 раза выше, чем в Санкт-Петербурге и Калининградской области.

2.3.Реализация национального проекта «Демография» в Ленинградской области

Для преодоления демографического кризиса в Ленинградской области принимаются различные меры. Правительство области, как и все субъекты России, реализует национальный проект «Демография», в ней присутствуют все пять основных направлений.

Реализация всех 5 подпроектов на территории Ленинградской области рассмотрено в Приложении 3.

2.4.Моделирование карты реализации подпроекта «Спорт-норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» в Ленинградской области

Карта реализации подпроекта «Спорт-норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» в Ленинградской области представлена в Приложении 4.

Вывод по разделу II

Во втором разделе были рассмотрены динамика численности населения Ленинградской области, основные показатели естественного прироста.

Демографическая ситуация в Ленинградской области сложная, характеризуется отрицательным естественным приростом населения, некоторый рост населения с 2010 года идет за счет миграций в наш регион.

Был проведен сравнительный анализ численности населения Ленинградской области с другими областями РФ:

Среди областей Северо-Западного экономического района в нашей области наблюдается прирост населения;

Среди субъектов Северо-Западного федерального округа в Ленинградской области наблюдается прирост населения, он в 2 раза выше, чем в Санкт-Петербурге и Калининградской области;

Были изучены основные направления реализации национального проекта «Демография» на территории Ленинградской области, а также на примере подпроекта «Спорт-норма жизни» смоделирована карта его реализации.

Таким образом, на примере II раздела мы показали, что в Ленинградской области наблюдается незначительный прирост населения при отрицательном естественном приросте и основные направления работы, предпринимаемые Правительством Ленинградской области по увеличению численности населения, в том числе естественного прироста.

Заключение

В процессе работы над учебным исследованием по теме «Демографическая ситуация в России» подтвердилось его актуальность, социальная и личностная значимость.

В первом разделе исследовательской работы представлен результат изучения теоретических источников по проблеме исследования. Определена сущность понятия «воспроизводство населения». Проанализирована динамика численности населения России, причины ее изменения. Изучены законодательные акты РФ, в которых определено понятие «демографическая политика», национальный проект «Демография», их цели, принципы и задачи.

Второй раздел посвящен анализу демографической ситуации в Ленинградской области и реализации национального проекта «Демография» на ее территории, смоделирована карта реализации подпроекта «Спорт-норма жизни». В процессе исследования была подтверждена гипотеза, а именно: выявление  мер по  увеличению численности населения России,  в том числе в Ленинградской области,   возможно при условии анализа законодательной базы РФ (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,  национальный проект «Демография» и других законодательных актов).

Подтверждению гипотезы способствовал анализ основных направлений демографической политики в стране, национального проекта «Демография», Послания президента России Федеральному собранию в 2021 году, предложения на предвыборном съезде партии «Единая Россия» в августе 2021 на котором были озвучены новые предложения по поддержке семей, имеющих детей. Целью и главным результатом учебного исследования являлось выявление особенностей демографической ситуации в России и Ленинградской области. Таким образом, задачи учебного исследования выполнены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Список литературы

1.Алексеев, А.И., Николина, В.В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020.-319.

2.Бахчиева, О.А. География. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/О.А. Бахчиева- 11-е изд., стерпеотип.- М.: Вентана-Граф, 2020.-400.

3.Демография : учеб. пособие / А.И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе, А.Д. Назаров, Е.А. Назарова ; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора А.И. Щербакова. — М.:ИНФРА-М, 2017. 216. [Электронный ресурс].- Режим доступа

https://mgimo.ru/upload/iblock/0df/Демография%20наш%20учебник.pdf.

4.Лазаревич, К.С., Лазаревич, Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 классы. - М.: Дрофа,1997.-368.

5.Максаковский, В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразовател. учреждений/ В.П. Максаковский.- 20-е изд.-М.: Просвещение,2012.-397.

6.Основные показатели демографических процессов в Ленинградской области в 2019 году Статистический сборник [Электронный ресурс].- Режим доступа https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/Ozi8Zkva/14000220_122019.pdf.

7.Официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа https://lenobl.ru.

8.Официальный сайт информационно-правовой портал «Гарант.Ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www/garant.ru/products/ipo/prime/doc/73281165

9.Официальный сайт Министерства труда Российской Федерации [Электронный ресурс].-Режим доступа https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1175-src-1611074036.5029.pdf/.

10.Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс].- Режим доступа https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/1.

11.Официальный сайт Парламентской газеты [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www.pnp.ru/economics/minfin-nazval-istochniki-finansirovaniya-mer-iz-poslaniya-putina.html .

12.Официальный сайт Парламентской газеты [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www.pnp.ru/politics/komitet-gosdumy-podgotovil-predlozheniya-po-realizacii-poslaniya-prezidenta.html.

13.Официальный сайт Работа России [Электронный ресурс].- Режим доступа https://trudvsem.ru/information/pages/support-employment.

14.Официальный сайт Росстата РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/12781.

15.Официальный сайт «Стратегия 24» (сообщество «Реализация национальных проектов») [Электронный ресурс].- Режим доступа https://strategy24.ru/rf/demography/projects/natsional-nyy-proyekt-demografiya.

16.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс].- Режим доступа https://petrostat.gks.ru/folder/29437.

17.Поисковая система «Яндекс» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://yandex.ru.

18.Портал Новости в России и в мире [Электронный ресурс].- Режим доступа https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7220069.

19.Портал Новости в Ленинградской области [Электронный ресурс].- Режим доступа https://ivbg.ru/8055678-v-lenoblasti-uspeshno-i-realizuyutsya-nacionalnye-proekty.html.

20.Портал Инфографика [Электронный ресурс].- Режим доступа https://riarating.ru/infografika/20200421/630168368.html.

21.Постановление Правительства Ленинградской области Постановление от 14 марта 2014 года N 61 «О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://rg.ru/2014/03/25/lenobl-post61-reg-dok.html.

22.Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р «Об основах стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://liga-lift.ru/mat-kapital/socialnaya-podderzhka-semej-s-detmi.html.

23.«Рецепт от Президента» [Текст] Газета //Российская газета - Федеральный выпуск. —2021— № 86.

24.Сайт о странах и городах [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.statdata.ru/naselenie/leningradskoj-oblasti.

25.Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс].- Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1836584.

26.Социальная сеть «Вконтакте» официальное сообщество Комитета по образованию администрации Волховского муниципального района [[Электронный ресурс].- Режим доступа https://vk.com/public172949623.

27.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года от 09 октября 2007года № 1351» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ .

Приложение 1

Цели, задача, основные направления демографической политики Российской Федерации

(Демографическая политика в России закреплена указом президента РФ В. В. Путиным №1351 от 09.10.2007 года «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [27].

Цели:

Стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек;

создание условий для роста населения к 2025 году до 145 млн. человек;

повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

Комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

своевременное реагирование на демографические тенденции;

учет региональных особенностей;

взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами являются:

Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

1.Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

Сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, от онкологических заболеваний, от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, от самоубийств, от несчастных случаев на

производстве, суицидов;

внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов и т.д.

2.Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

Повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;

обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков и развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;

обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи и т.д.

3.Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

Усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

Развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг;

создать в городах и сельской местности благоприятной среды обитания для семей с детьми;

создать условия для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, расширение строительства доступного жилья;

реализация региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях;

развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости;

разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест, которые имеют вредные и тяжелые условия труда, на новые рабочие места и т.д. [27].

Приложение 2

Цели, задачи, основные мероприятия по реализации национального проекта «Демография» [15].

Цели проекта:

1. Увеличение ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет.

2. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.

Задачи проекта:

1. Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей.

2. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (2021 год) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

3. Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в  организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу.

4. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

5. Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.

6. Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.

7. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.

8. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.

9. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва.

Структура национального проекта “Демография”

Программа «Демография» состоит из 5 федеральных проектов:

Финансовая поддержка семей при рождении детей.

Содействие занятости женщин.

Старшее поколение.

Укрепление общественного здоровья.

Новая физическая культура населения [15].

Основные мероприятия по реализации федерального проекта

1. Проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», проект рассчитан до 2024 года [10] .

При реализации данного проекта основное внимание государство уделяет большое внимание следующим мероприятиям:

Нуждающиеся семьи получат ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет субвенций из федерального бюджета.

Семьи с тремя и более детьми получат ежемесячную денежную выплату.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, семьи при рождении первого ребенка получат единовременную выплату, семьям при рождении второго ребенка будет предоставлен региональный материнский (семейный) капитал.

Семьи с двумя и более детьми воспользовались правом получения ипотечного кредита (займа) по ставке 6% годовых.

Семьи при рождении второго ребенка, третьего или последующих детей получат государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Семьи при рождении первого ребенка получат государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

С 2021 года размер материнского капитала составит 483 882 рубля на первого ребенка (рост по сравнению с 2020 годом - 17,2 тыс. рублей), 639 432 рубля на второго ребенка (рост по сравнению с 2020 годом - 22,8 тыс. рублей), если на первого семья не получала материнский капитал. Размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей [10].

С 1 января 2022 года материнский капитал вновь проиндексирован и составил 503237 рублей на первого ребенка и 665009 на второго ребенка.

Получать меры поддержки гражданам станет проще, благодаря развитию механизма «социального казначейства».

Уже в первом полугодии 2021 года при рождении ребенка семьи будут получать уведомления в личном кабинете на портале «Госуслуги» обо всех полагающихся мерах социальной поддержки. Это станет возможным за счет доработки информационных систем, реализуемых Минтрудом России в рамках проекта «Социальное казначейство», на базе действующей информационной системы ЕГИССО. С 1 июля 2021 года в стране начнет работать единый контакт-центр [8].

2.Проект «Обучение граждан» в рамках федерального проекта «Содействие занятости», проект рассчитан до 2024 года

Таблица 1

Формы и виды обучения населения в рамках федерального проекта[13].

Участники

Программы

Форма обучения/

финансирование

Граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости, включая безработных

Профессиональное

образование.

Дополнительное профессиональное образование

Очная и дистанционная. Обучение за счет средств федерального бюджета

Лица в возрасте 50-ти лет и старше

Лица, предпенсионного возраста

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет

Женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста.

3. Проект «Старшее поколения», проект рассчитан до 2025года

Таблица 2

Комплекс мер в интересах граждан старшего поколения[9].

Развитие физической культуры и спорта

Разработка физкультурно-оздоровительных программ.

Проведение спартакиад пенсионеров России, физкультурно-спортивных мероприятий.

Развитие социального туризма для граждан старшего поколения (лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, религиозного, круизного туризма и др.).

Привлечение волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с лицами старшего возраста.

Обучение и информационная доступность

Обучение граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.

Развитие клубных и неформальных видов образования.

Социальное обслуживание

Оказание социальных услуг на дому.

Стимулирование граждан на обеспечение ухода за своими пожилыми родственниками.

Развитие системы стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домов-интернатов, геронтологических центров, специальных домов для пожилых людей и др.).

Потребительский рынок

Функционирование магазинов социальной направленности.

Развитие торговой инфраструктуры шаговой доступности.

Обеспечение транспортной доступности.

Люди

старшего поколения

в семье

Заинтересованность членов семьи в оказании помощи гражданам старшего поколения, вести пропаганду оказания поддержки таким людям со стороны их родственников.

Постоянная социализация пожилых граждан, их активное участие в общественной жизни.

Люди

старшего поколения

в обществе

Участие в массовых организациях: "Российский Союз ветеранов", "Союз пенсионеров России" Всероссийское общество слепых и другие.

4. Проект «Укрепление общественного здоровья», проект рассчитан до 2024 года.

Президент РФ, Правительство предложили следующие меры по реализации данного проекта, некоторые из них уже реализованы:

Субъекты Российской Федерации обеспечили внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья и медицинской профилактики.

Субъекты Российской Федерации обеспечили внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья и медицинской профилактики.

Проведен мониторинг за состоянием питания различных групп населения в регионах.

Организована информационно-просветительская деятельность для населения по вопросам здорового питания.

Реализован коммуникационный проект в области общественного здоровья, осуществлена поддержка и развитие Интернет-портала о здоровом образе жизни, проведены мероприятия для специалистов по общественному здоровью и населения.

Внедрены корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников.

Разработка механизма учета заболеваемости по факторам риска в организациях, осуществляющих внедрение корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте.

Ежегодное проведение мониторинга потребления алкоголя (в литрах этанола) и публикация в средствах массовой информации.

Разработка методики расчета показателя темпов снижения розничной продажи сигарет и папирос на душу населения.

Разработка методики расчета показателя снижения потребления алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола), по отношению к значению 2019 г.

Проведен анализ обеспеченности доступом населения к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов, в том числе усилен лабораторный контроль за показателями качества пищевой продукции и соответствия ее принципам здорового питания.

Будет проведена оценка необходимости принятия дополнительных мер, направленных на формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни [9].

Проект «Новая физическая культура населения», проект рассчитан до 2024 года.

В рамках проекта будут выполнены следующие мероприятия:

Проведение физкультурных и комплексных физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения.

Постройка и введение в эксплуатацию объектов спорта в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016- 2020 годы": спортивные площадки, дворцы спорта, физкультурно-оздоровительные центры, бассейны, фитнес-центры, тренажерные залы, футбольные поля, ледовые площадки и т.д.

Организация и проведение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Проведение спортивных соревнований в системе подготовки спортивного резерва.

Создание федеральной сети спортивно-образовательных центров круглогодичного профиля.

Подготовка новых кадров и проведение повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Проведение спортивных соревнований, олимпиад для инвалидов, в том числе для инвалидов с умственной отсталостью.

Поставка комплектов спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля) и т.д. [9].

Приложение 3

Региональная программа «Демография» в Ленинградской области

1.Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»

Цель: Увеличение суммарного коэффициента рождаемости в Ленинградской области до 1,296 в 2024 году

Таблица 3

Основные целевые показатели регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении ребенка»

Суммарный коэффициент рождаемости

Суммарный коэффициент рождаемости в возрастной группе 25-29 (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста)

Суммарный коэффициент рождаемости в возрастной группе 30-34 (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста)

ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ(2019–2024)- 10,6млрд. рублей

РЕЗУЛЬТАТ

Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей

Правительство Ленинградской области поддерживает молодые и многодетные семьи. На материальную помощь семьям при рождении детей из федерального и регионального бюджетов направлено более 1,3 млрд. рублей.

За рождение первого ребенка станут выплачивать 30 тысяч рублей, за второго – 40 тысяч, третьего – 50 тысяч;

снижение платы за частные детские сады;

компенсационные выплаты родителям, у которых детям не нашлось места в детском саду;

многодетные семьи освобождены от налогов на участки земли до 12 соток.

Выплату на первого ребенка на территории области получили 3910 семей, а 9000 семей обеспечили ежемесячной выплатой.

2. Содействие занятости женщин.

"С 2020 года начнется обучение в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет".

Цель обучения - повышение конкурентоспособности на рынке труда и повышение профессиональной мобильности женщин. Будем обучать по двум направлениям: женщины в отпуске по уходу за детьми, которые состоят или не состоят в трудовых отношениях, вторая категория - это неработающие женщины, которые занимаются воспитанием детей дошкольного возраста до семи лет", - сообщила председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алла Астратова. За 2120 год будет обучено не менее 337 женщин [19].

3.Старшее поколение.

С 2019 года служба занятости обучает граждан предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". На обучение направлены 523 человека, из них 476 человек переобучаются по заявке работодателей и 47 человек по собственному заявлению.

« Переобучение организовано по 52 программам с отрывом и без отрыва от производства. Это работает на опережение, предоставляя возможность овладеть новыми компетенциями, новыми профессиями и сохранить занятость. С каждым годом в процессе обучения участвует все больше работодателей региона», - сказала Алла Астратова [18].

 В Университетах третьего возраста в Ленинградской области люди предпенсионного и пенсионного возрастов осваивают:

Азы компьютерных технологий;

новейшие техники вязания, рукоделия;

иностранные языки;

осваивают техники как современных, так и классических танцев;

получают навыки садоводства и огородничества;

учатся беречь и улучшать свое здоровье;

поддерживать ощущение интеграции и целостности посредством расширения знаний в области психологии [7].

5. Региональный проект «Спорт-норма жизни»

Цель: Доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем создания системы мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры

Таблица 4

Основные целевые показатели регионального проекта «Спорт – норма жизни»

Доля детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи (%). Базовое значение -84,5 2019г.- 85,2 2024г. -89,0

ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ(2019–2024)

- 1719,1 млн. рублей

Доля граждан старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста (%) . Базовое значение -5,5 2019г.- 5,5 2024г. -10,0

РЕЗУЛЬТАТ

Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва

Доля занимающихся по программам спортивной подготовки. Базовое значение -67,1 2019г.- 68,6 2024г. -100

Уровень обеспечения граждан спортивными сооружениями. Базовое значение -41,0 2019г.- 41,5 2024г. -46

В рамках реализации данного проекта на территории области проводятся самые разнообразные спортивные соревнования.

Например, 26 мая 2021 года в г. Гатчина прошла спартакиада молодёжи допризывного возраста 14-17 лет. Волховский район с честью представила команда кадетского 8а класса нашей, МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №5», школы.

«Задача спартакиады: популяризация Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».

В рамках смотра физической подготовки личные результаты её участников будут учтены центром тестирования в зачёт выполнения нормативов испытаний IV и V ступеней комплекса ГТО, а, значит, обладателей серебряных и золотых значков в нашей школе станет ещё больше. 

Результат участия – II место в смотре физической подготовки, III - в соревнованиях по строевой подготовке. А Попов Сергей, ученик 8а класса, стал первым в личном зачёте по стрельбе из пневматической винтовки»- , сказал А.Ю. Львов, руководитель команды школы на данных соревнованиях. 

Рис.1. Команда МОБУ «Волховская СОШ №5» [26].

Таблица 5

География реализации проекта «Спорт-норма жизни» в Ленинградской области [7].

Муниципальный район

Наименование сооружения

Место-расположение

Новое строительство

Реконструкция

Волосовский район

Спортивная площадка

 

с.Бегунцы

Волховский

Ледовая арена

 

г. Волхов

Спортивный комплекс при доме культуры

 

п. Паша

Всеволожский

Физкультурно-оздоровительный комплекс , далее ФОК *

 

г.Сертолово.

г.Всеволожск

Выборгский

 

Тренировочная площадка

п. Рощино

ФОК

 

г. Каменногорск

Универсальный спортивный зал в школе №12

 

Г. Высоцк

Крытый каток

 

г. Выборг

Гатчинский

 

Стадион «Спартак»

г. Гатчина

ФОК

 

г. Гатчина

Кингисеппский

ФОК

 

п. Котельский

Бассейн

 

г. Кингисепп

Кировский

ФОК

 

г. Кировск

 

стадион

с. Никольское

Киришский

ФОК

 

д. Будогощь

Ломоносовский

Бассейн

 

п. Анино

ФОК

 

д. Виллози

Лужский

Универсальный спортивный зал

 

п. Скреблово

Приозерский

Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном

 

п. Плодовое

Сланцевский

ФОК

 

г. Сланцы

Тосненский

ФОК

 

п. Новолисино

Биатлонно-лыжный комплекс

 

п. Шапки

*ФОК - Физкультурно-оздоровительный комплекс

5.Укрепление общественного здоровья.

В рамках данного проекта в области разработаны следующие подпроекты:

Таблица 6

Основные направления реализации проекта «Здравоохранение»

Название проекта

Цель

Борьба с онкологическими болезнями

Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 223 случаев на 100 тысяч населения) к 2024 году.

Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи

Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения области.

Обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Охват всех граждан профилактическими медосмотрами не реже 1 раза в год.

Сокращение времени ожидания в очереди граждан, упрощение процедуры записи к врачу.

Развитие детского здравоохранения

Снижение младенческой смертности в области до 3,5человек на 1000 родившихся живыми путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости

Обеспечение здравоохранения квалифицированными кадрами

Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, к 31.12.2024года

Создание единого цифрового контура в здравоохранении

Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Ленинградской области путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений до 2024 года формирующих единый цифровой контур здравоохранения.

Результат:

1.Разработана и внедрена программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории РФ.

2. Разработана и внедрена программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории РФ.

3.Разработан комплекс мер по увеличению объемов экспорта медицинских услуг[7].

Приложение 4

Карта реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни» в Ленинградской области до 2024 грда

Просмотров работы: 1515