Введение
Актуальность учебного исследования обусловлена тем, что Россия занимает 9 место в мире по численности населения, но с 2019 года она начала снижаться. На 01.01.2021 года численность населения составила 146,24 млн. человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 01.01.2020 года. Снижение численности населения может привести к следующим проблемам: депопуляция, дефицит трудовых ресурсов, снижение производительности труда, сокращение покупательской способности населения, потеря культурной идентичности, снижение уровня образования, осложнит освоение отдаленных районов, богатых природными ресурсами и т.д.
Личностная значимость заключается в желании расширить свои знания о демографической ситуации в России: ее причинах и путях решения. И здесь возникает противоречие между желанием понять причины снижения численности населения и недостатком информации по этому вопросу.
Данное противоречие диктует проблему исследования: недостаток информации об имеющихся причинах снижения численности населения и мерах, которые предпринимает государство по его увеличению.
Для разрешения проблемы целью исследования является: выявить особенности демографической ситуации в России и Ленинградской области.
Объект исследования: воспроизводство населения.
Предмет исследования: воспроизводство населения на территории России и Ленинградской области.
Гипотеза - выявление мер по увеличению численности населения России, в том числе в Ленинградской области, возможно при условии анализа законодательной базы РФ (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, национальный проект «Демография» и других законодательных актов). Для достижения цели и подтверждения гипотезы определены задачи:
1.Теоретическая: изучить теоретические основы учебного исследования.
2.Практическая: провести сравнительный анализ воспроизводства населения Ленинградской области с другими регионами страны.
3.Творческая: составить карту реализации национального проекта «Демография» в Ленинградской области на примере подпроекта « Спорт-норма жизни».
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ и синтез, обобщение, классификация, определение понятий.
2.Практические: анализ статистических материалов, сравнение, построение диаграмм, графиков, интервьюирование.
3.Творческая: моделирование карты реализации национального проекта «Демография» в Ленинградской области на примере подпроекта « Спорт-норма жизни».
Для решения задач исследования в данном параграфе рассматриваются следующие вопросы:
1.1.Воспроизводство населения: понятие, виды.
1.2.Численность населения в России: динамика и причины изменения.
1.3.Основные направления демографической политики и ее коррекция.
1.1.Воспроизводство населения: понятие, виды.
Воспроизводство населения — сложный процесс постоянного возобновления населения, непрерывное возобновление поколений, совокупности людей, проживающих одновременно на какой-либо территории, в результате естественного (рождаемость, смертность) и механического (миграция — территориальное перемещение населения, определяющее характер расселения и плотность населения) движения населения [3].
Воспроизводство населения - это процесс непрерывной смены поколений [1,с.3].
Воспроизводство населения - смена поколений в результате естественного движения населения [2].
Под воспроизводством (естественным движение) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений [5].
Естественное движение населения - изменение численности населения естественным, биологическим путем, то есть путем рождений и смертей [4,с.163].
Естественный прирост – это разность между рождаемостью и смертностью, измеряется в промилле, то есть числом рождений или смертей на 1000 жителей в год:
Рождаемость – количество детей рожденных за год.
Смертность – количество человек умерших за год. Данные показатели, рассчитанные на 1000 человек, носят названия соответственно коэффициент рождаемости и коэффициент смертности [2,с.64].
Типы воспроизводства
К.С.Лазаревич, Ю.Н.Лазаревич выделяют следующие типы воспроизводства населения:
Расширенное - рождаемость больше смертности (естественный прирост положителен);
простое - рождаемость равна смертности (численность населения не меняется);
суженое – естественный прирост отрицательный, идет естественная убыль населения [4 ,с.164].
О.А.Бахчиева также выделяет несколько видов воспроизводства населения:
Традиционный тип - очень высокие рождаемость и смертность, и низкий естественный прирост населения;
переходный тип - высокая рождаемость, низкая смертность и высокий естественный прирост населения;
современный тип - очень низкая рождаемость, чаще всего низкая смертность и очень низкий естественный прирост населения [2,с. 64-65].
Таблица 1
Типы воспроизводства [4].
Тип |
Исторический период |
Соотношение рождаемости и смертности |
Изменение численности населения |
Архетип |
Присваивающее хозяйство (охота, рыболовство, собирательство) |
Рождаемость и смертность равны |
Увеличение численности шло за счет освоения новых территорий |
Традиционный |
Аграрная экономика |
Высокая рождаемость, высокая смертность |
Небольшой естественный прирост |
Современный |
Индустриальная экономика (рост городов, повышение роли человека) |
Снижение смертности, высокая рождаемость |
Резкое увеличение естественного прироста |
Постиндустриальная экономика |
Снижение рождаемости, рождаемость равна смертности |
Естественная убыль населения |
Переход от одного типа воспроизводства населения к другому называется демографическая революция или демографическим переходом.
А.И. Лазаревич выделил следующие фазы демографического перехода:
1.Высокая рождаемость и высокая смертность;
2.высокая рождаемость и снизившаяся смертность;
3.низкая рождаемость и низкая смертность.
Смертность во второй фазе снижается в связи с успехами здравоохранения, рождаемость в 3 фазе падает, так как вступает в силу ограничение рождаемости [ 4,с.164 ].
1.2.Численность населения в России: динамика и причины изменения.
Таблица 2
Динамика численности населения России [14].
Годы |
Численность населения |
Годы |
Численность населения |
1990 |
147,7 |
2010 |
142,9 |
1991 |
148,3 |
2011 |
142,9 |
1996 |
148,3 |
2012 |
143,0 |
2001 |
146,3 |
2013 |
143,3 |
2002 |
145,2 |
2014 |
143,7 |
2003 |
145,0 |
2015 |
146,3 |
2004 |
144,3 |
2016 |
146,5 |
2005 |
143,8 |
2017 |
146,8 |
2006 |
143,2 |
2018 |
146,9 |
2007 |
142,8 |
2019 |
146,8 |
2008 |
142,8 |
2020 |
146,7 |
2009 |
142,7 |
2021 |
146,2 |
Вывод: Численность населения современной России, начиная с 1996 года, снижалась до 2010-2011 годов (с 148,3 до 142,9 млн. человек).
С 2012 года по 2018 год численность населения возросла до 146,9миллионов человек, но рост этот произошел не столько за счет естественного прироста, сколько за счет присоединения к территории России новых субъектов - республики Крым и города Севастополя. С 2019 года в стране вновь наблюдается снижение численности населения.
Рис. 1. Динамика численности населения России с 1990 по 2020г.г.
Изменения в воспроизводстве начинаются чаще всего со снижения смертности, вызванного следующими причинами:
Успехи в здравоохранении (вакцинация, пастеризация, использование антибиотиков, диспансеризация и т.д.);
общее улучшение условий жизни, в том числе улучшения питания и жилищно-коммунальных условий (водопровод, канализация, мусоропровод и т.д.), с чем связано и внедрение санитарно-гигиенических навыков;
изменение психологии населения по отношению к болезням и условиям своей жизни;
распространение эпидемий, пандемии;
военные конфликты, природные и техногенные катастрофы;
рост несчастных случаев, отравлений, травм, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний.
Снижение рождаемости происходит позднее, чем снижение смертности.
Причины снижения рождаемости труднее «разложить по полочкам». Это комплекс взаимосвязанных причин:
Снижение детской смертности, в результате чего отпадает необходимость «запасных детей»;
организация социального обеспечения (заботу о стариках берет на себя государство, и дети уже не являются единственными кормильцами в старости);
распад старой патриархальной семьи, которая являлась и производственной ячейкой;
появление малых семей, где воспитание большого количества детей затруднено;
эмансипация женщин, появление новой системы ценностей, основные из которых для женщин теперь - вне дома;
рост уровня образования и расширение кругозора людей;
рост затрат на воспитание и образование детей;
урбанизация (в урбанизированных районах все вышеперечисленные факторы действуют сильнее);
религия (исключение- мусульманские республики Татарстан, Башкирия, республики Северного Кавказа, кроме Северной Осетии, где характерны многодетные семьи).
В настоящее время к чисто демографическим факторам снижения рождаемости («второе эхо войны») добавляются и социально-экономические, прежде всего – снижение уровня жизни и неуверенность в завтрашнем дне в период экономических кризисов [1].
1.3.Основные направления демографической политики и ее коррекция.
Снижение численности населения влияет на полово-возрастную структуру населения (увеличение численности старших возрастов, преобладание женского населения), сокращение трудовых ресурсов. На востоке страны преобладает отток населения на запад.
Снижение естественного прироста и миграции влекут за собой низкий уровень заселенности территории, богатой природными ресурсами, поэтому для нашей страны вопрос повышения численности населения очень актуален и государством проводится активная демографическая политика.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении [5].
Большинство стран проводят осознанную демографическую политику, в рамках которой осуществляются меры, направленные на сохранения или изменения тенденций в динамике численности населения. Совокупность этих мер определяет сущность государственной демографической политике [2, с.66].
Направления реализации демографической политики:
Прямые (ограничение или стимулирование законодательным путем миграций, браков, деторождения, планирование подготовки специалистов и др.).
Косвенные (повышение уровня жизни, создание системы пособий или льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения и др.) [4, с.166].
Демографическая политика в России закреплена указом президента РФ В. В. Путиным №1351 от 09.10.2007 года «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [27].
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Приложение 1.
Цели:
Стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек;
создание условий для роста населения к 2025 году до 145 млн. человек;
повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Основными задачами являются:
Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
В демографической программе прописаны основные мероприятия по решению следующих задач:
1.По сокращению уровня смертности населения.
2. По сокращению уровня материнской и младенческой смертности.
3.По повышению уровня рождаемости [27].
Одной из форм повышения рождаемости было введение на основании Закона РФ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года материнского капитала. Программа предусматривала оказание финансовой помощи тем, у кого в 2007-2021 году родился или был усыновлен второй, третий и каждый последующий ребенок, если прежде данная помощь не была оформлена [22].
Данная система, реализуемая в стране, дала свои результаты. К 2014 году численность населения возросла до 143,7 млн. человек, но затем численность населения снова начала снижаться, поэтому правительство РФ начало искать новые пути повышения численности населения.
С 2019 года началась реализация национального проекта «Демография».
Цели проекта:
1. Увеличение ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет.
2. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Структура национального проекта “Демография”
Программа «Демография» состоит из 5 федеральных проектов:
Финансовая поддержка семей при рождении детей.
Содействие занятости женщин.
Старшее поколение.
Укрепление общественного здоровья.
Новая физическая культура населения [15].
Основные задачи, мероприятия по реализации федерального проекта в Приложении 2.
Национальный проект «Демография» находится на контроле у Президента страны, поэтому ход и результаты его реализации постоянно корректируются.
В Послании президента России Федеральному собранию в 2021 году В.В.Путин вновь уделил демографической ситуации в стране особое внимание [23,с.4]. «Сбережение народа – наш высший национальный приоритет». «Стратегия здесь не меняется: необходимо вновь выйти на устойчивый рост численности населения, добиться, чтобы в 2030 году средняя продолжительность жизни в России составила 78 лет»- В.В. Путин [23,с.3].
Особое внимание, по мнению президента, надо обратить на поддержку семей с детьми и предложил следующие поручения:
Все семьи, где есть дети школьного возраста, в середине августа получат по 10 тысяч рублей на ребенка, включая будущих первоклассников;
Неполным семьям с детьми от 8 до 16 лет включительно с 1 июля назначат выплату, средний размер которой по стране составит 5650 рублей.
Беременные женщины в сложной материальной ситуации, вставшие на учет на ранних сроках, получат выплату в среднем 6350 рублей в месяц.
Родителям детей в возрасте до 7 лет включительно оплатят больничный по уходу за ребенком в полном объеме, вне зависимости от трудового стажа.
В 2021 году родителям вернут половину стоимости путевки при поездке детей в летний лагерь [23].
Поручения, озвученные В.В. Путиным Федеральному посланию, сразу же начали отрабатываться соответствующими органами:
«Реализация социальных инициатив, предложенных главой государства, потребуют 400 млрд. рублей на 2 года»,- сказал министр финансов России Антон Силуанов. Минфин назвал источники финансирования мер из послания президента: «В качестве источников могут быть использованы резервный фонд правительства, дополнительные нефтегазовые доходы, а также средства от перераспределений внутри бюджета в соответствии с приоритетами» [11].
Выводы по разделу I
В первом разделе, используя научную, научно-популярную, учебную литературу, была выявлена сущность понятия «воспроизводство населения» и типы воспроизводства Воспроизводство населения — сложный процесс постоянного возобновления населения, непрерывное возобновление поколений, совокупности людей, проживающих одновременно на какой-либо территории, в результате естественного (рождаемость, смертность) и механического движения населения [3].
В данной главе было дано определение демографической политики.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении [5].
В главе 1.2. проанализированы динамика численности населения России и причины ее изменения. В главе 1.3. изучены нормативные документы по коррекции численности населения в стране:
Демографическая политика и ее направления.
Национальный проект «Демография», рассчитанный с 2019 по 2024 годы
Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 21 апреля 2021года [15].
Раздел 2. Воспроизводство населения в Ленинградской области
Для решения задач исследования в данном параграфе рассматриваются следующие вопросы:
2.1. Численность и воспроизводство населения в Ленинградской области.
2.2.Сравнение численности населения Ленинградской области с другими регионами России.
2.3. Реализация национального проекта «Демография» в Ленинградской области.
2.4. Моделирование карты реализации подпроекта «Спорт-норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» в Ленинградской области
2.1. Численность и воспроизводство населения в Ленинградской области.
Таблица 3
Динамика численности населения Ленинградской области [25].
Годы |
Численность населения, тыс.чел. |
Годы |
Численность населения, тыс.чел. |
1990 |
1663 |
2010 |
1716 |
1991 |
1670 |
2011 |
1718 |
1996 |
1677 |
2012 |
1733 |
2001 |
1667 |
2013 |
1751 |
2002 |
1650 |
2014 |
1763 |
2003 |
1667 |
2015 |
1775 |
2004 |
1659 |
2016 |
1778 |
2005 |
1652 |
2017 |
1791 |
2006 |
1643 |
2018 |
1813 |
2007 |
1637 |
2019 |
1847 |
2008 |
1633 |
2020 |
1875 |
2009 |
1631 |
2021 |
1892 |
Выводы: Демографическая ситуация в Ленинградской области сложная, с 2001 по 2009 года происходила постоянная убыль населения. С 2010 года по настоящее время наблюдается медленный прирост населения.
Демографическая ситуация в постсоветский период характеризуется естественной убылью населения (естественный прирост – 1,5 ‰). Первый пик депопуляции пришелся на 1994 год, естественная убыль населения составила –12,0 ‰, это объясняется снижением рождаемости и стремительным ростом смертности. До 2003 года смертность уровень смертности стал снижаться, но в 2003 году он снова резко вырос до 21,1 ‰, в этом году наблюдался самый
низкий естественный прирост в области.
С 2004 года в регионе наблюдается устойчивое снижение смертности и рост рождаемости, однако, вплоть до настоящего времени депопуляция в регионе сохраняется, и уровень ее довольно высок.
Рис. 2. Динамика рождаемости и смертности в Ленинградской области.
Вывод: Ленинградская область относится к числу российских регионов с наиболее неблагоприятной демографической обстановкой с 1990 года, наблюдается преобладание смертности над рождаемостью (естественный прирост в области с 2017 по 2019 годы составил -28,4тысяч человек).
Население растет за счет миграционного притока из разных регионов страны, стран ближнего зарубежья (миграционный прирост в области с 2017 по 2019 годы составил -112,6 тысяч человек).
2.2.Сравнение динамики численности населения Ленинградской области с другими регионами России
Рис.3. Прирост (убыль) населения с 2017 по 2019г.г. в Северо-Западном экономическом регионе [20].
Вывод: в Северо-Западном экономическом регионе Ленинградская область выделяется устойчивым ростом населения. Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году в Ленинградской области также наблюдался прирост населения.
Рис.4.Сравнение прироста (убыли) населения Ленинградской области с субъектами Северо-Западного федерального округа (2017-2019г.г.) [20].
Вывод: Среди субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область является одним из трех субъектов, в котором наблюдается прирост населения, он будет в 2 раза выше, чем в Санкт-Петербурге и Калининградской области.
2.3.Реализация национального проекта «Демография» в Ленинградской области
Для преодоления демографического кризиса в Ленинградской области принимаются различные меры. Правительство области, как и все субъекты России, реализует национальный проект «Демография», в ней присутствуют все пять основных направлений.
Реализация всех 5 подпроектов на территории Ленинградской области рассмотрено в Приложении 3.
2.4.Моделирование карты реализации подпроекта «Спорт-норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» в Ленинградской области
Карта реализации подпроекта «Спорт-норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» в Ленинградской области представлена в Приложении 4.
Вывод по разделу II
Во втором разделе были рассмотрены динамика численности населения Ленинградской области, основные показатели естественного прироста.
Демографическая ситуация в Ленинградской области сложная, характеризуется отрицательным естественным приростом населения, некоторый рост населения с 2010 года идет за счет миграций в наш регион.
Был проведен сравнительный анализ численности населения Ленинградской области с другими областями РФ:
Среди областей Северо-Западного экономического района в нашей области наблюдается прирост населения;
Среди субъектов Северо-Западного федерального округа в Ленинградской области наблюдается прирост населения, он в 2 раза выше, чем в Санкт-Петербурге и Калининградской области;
Были изучены основные направления реализации национального проекта «Демография» на территории Ленинградской области, а также на примере подпроекта «Спорт-норма жизни» смоделирована карта его реализации.
Таким образом, на примере II раздела мы показали, что в Ленинградской области наблюдается незначительный прирост населения при отрицательном естественном приросте и основные направления работы, предпринимаемые Правительством Ленинградской области по увеличению численности населения, в том числе естественного прироста.
Заключение
В процессе работы над учебным исследованием по теме «Демографическая ситуация в России» подтвердилось его актуальность, социальная и личностная значимость.
В первом разделе исследовательской работы представлен результат изучения теоретических источников по проблеме исследования. Определена сущность понятия «воспроизводство населения». Проанализирована динамика численности населения России, причины ее изменения. Изучены законодательные акты РФ, в которых определено понятие «демографическая политика», национальный проект «Демография», их цели, принципы и задачи.
Второй раздел посвящен анализу демографической ситуации в Ленинградской области и реализации национального проекта «Демография» на ее территории, смоделирована карта реализации подпроекта «Спорт-норма жизни». В процессе исследования была подтверждена гипотеза, а именно: выявление мер по увеличению численности населения России, в том числе в Ленинградской области, возможно при условии анализа законодательной базы РФ (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, национальный проект «Демография» и других законодательных актов).
Подтверждению гипотезы способствовал анализ основных направлений демографической политики в стране, национального проекта «Демография», Послания президента России Федеральному собранию в 2021 году, предложения на предвыборном съезде партии «Единая Россия» в августе 2021 на котором были озвучены новые предложения по поддержке семей, имеющих детей. Целью и главным результатом учебного исследования являлось выявление особенностей демографической ситуации в России и Ленинградской области. Таким образом, задачи учебного исследования выполнены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Список литературы
1.Алексеев, А.И., Николина, В.В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020.-319.
2.Бахчиева, О.А. География. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/О.А. Бахчиева- 11-е изд., стерпеотип.- М.: Вентана-Граф, 2020.-400.
3.Демография : учеб. пособие / А.И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе, А.Д. Назаров, Е.А. Назарова ; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора А.И. Щербакова. — М.:ИНФРА-М, 2017. 216. [Электронный ресурс].- Режим доступа
https://mgimo.ru/upload/iblock/0df/Демография%20наш%20учебник.pdf.
4.Лазаревич, К.С., Лазаревич, Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 классы. - М.: Дрофа,1997.-368.
5.Максаковский, В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразовател. учреждений/ В.П. Максаковский.- 20-е изд.-М.: Просвещение,2012.-397.
6.Основные показатели демографических процессов в Ленинградской области в 2019 году Статистический сборник [Электронный ресурс].- Режим доступа https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/Ozi8Zkva/14000220_122019.pdf.
7.Официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа https://lenobl.ru.
8.Официальный сайт информационно-правовой портал «Гарант.Ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www/garant.ru/products/ipo/prime/doc/73281165
9.Официальный сайт Министерства труда Российской Федерации [Электронный ресурс].-Режим доступа https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1175-src-1611074036.5029.pdf/.
10.Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс].- Режим доступа https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/1.
11.Официальный сайт Парламентской газеты [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www.pnp.ru/economics/minfin-nazval-istochniki-finansirovaniya-mer-iz-poslaniya-putina.html .
12.Официальный сайт Парламентской газеты [Электронный ресурс].- Режим доступа https://www.pnp.ru/politics/komitet-gosdumy-podgotovil-predlozheniya-po-realizacii-poslaniya-prezidenta.html.
13.Официальный сайт Работа России [Электронный ресурс].- Режим доступа https://trudvsem.ru/information/pages/support-employment.
14.Официальный сайт Росстата РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/12781.
15.Официальный сайт «Стратегия 24» (сообщество «Реализация национальных проектов») [Электронный ресурс].- Режим доступа https://strategy24.ru/rf/demography/projects/natsional-nyy-proyekt-demografiya.
16.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс].- Режим доступа https://petrostat.gks.ru/folder/29437.
17.Поисковая система «Яндекс» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://yandex.ru.
18.Портал Новости в России и в мире [Электронный ресурс].- Режим доступа https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7220069.
19.Портал Новости в Ленинградской области [Электронный ресурс].- Режим доступа https://ivbg.ru/8055678-v-lenoblasti-uspeshno-i-realizuyutsya-nacionalnye-proekty.html.
20.Портал Инфографика [Электронный ресурс].- Режим доступа https://riarating.ru/infografika/20200421/630168368.html.
21.Постановление Правительства Ленинградской области Постановление от 14 марта 2014 года N 61 «О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://rg.ru/2014/03/25/lenobl-post61-reg-dok.html.
22.Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р «Об основах стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://liga-lift.ru/mat-kapital/socialnaya-podderzhka-semej-s-detmi.html.
23.«Рецепт от Президента» [Текст] Газета //Российская газета - Федеральный выпуск. —2021— № 86.
24.Сайт о странах и городах [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.statdata.ru/naselenie/leningradskoj-oblasti.
25.Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс].- Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1836584.
26.Социальная сеть «Вконтакте» официальное сообщество Комитета по образованию администрации Волховского муниципального района [[Электронный ресурс].- Режим доступа https://vk.com/public172949623.
27.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года от 09 октября 2007года № 1351» [Электронный ресурс].- Режим доступа https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ .
Приложение 1
Цели, задача, основные направления демографической политики Российской Федерации
(Демографическая политика в России закреплена указом президента РФ В. В. Путиным №1351 от 09.10.2007 года «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [27].
Цели:
Стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек;
создание условий для роста населения к 2025 году до 145 млн. человек;
повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:
Комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на демографические тенденции;
учет региональных особенностей;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами являются:
Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
1.Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
Сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, от онкологических заболеваний, от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, от самоубийств, от несчастных случаев на
производстве, суицидов;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов и т.д.
2.Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:
Повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков и развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи и т.д.
3.Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:
Усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
Развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала;
обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг;
создать в городах и сельской местности благоприятной среды обитания для семей с детьми;
создать условия для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, расширение строительства доступного жилья;
реализация региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях;
развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
расширение использования гибких форм занятости;
разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест, которые имеют вредные и тяжелые условия труда, на новые рабочие места и т.д. [27].
Приложение 2
Цели, задачи, основные мероприятия по реализации национального проекта «Демография» [15].
Цели проекта:
1. Увеличение ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет.
2. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Задачи проекта:
1. Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей.
2. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (2021 год) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
3. Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу.
4. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.
5. Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.
6. Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.
7. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.
8. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.
9. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва.
Структура национального проекта “Демография”
Программа «Демография» состоит из 5 федеральных проектов:
Финансовая поддержка семей при рождении детей.
Содействие занятости женщин.
Старшее поколение.
Укрепление общественного здоровья.
Новая физическая культура населения [15].
Основные мероприятия по реализации федерального проекта
1. Проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», проект рассчитан до 2024 года [10] .
При реализации данного проекта основное внимание государство уделяет большое внимание следующим мероприятиям:
Нуждающиеся семьи получат ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет субвенций из федерального бюджета.
Семьи с тремя и более детьми получат ежемесячную денежную выплату.
В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, семьи при рождении первого ребенка получат единовременную выплату, семьям при рождении второго ребенка будет предоставлен региональный материнский (семейный) капитал.
Семьи с двумя и более детьми воспользовались правом получения ипотечного кредита (займа) по ставке 6% годовых.
Семьи при рождении второго ребенка, третьего или последующих детей получат государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Семьи при рождении первого ребенка получат государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
С 2021 года размер материнского капитала составит 483 882 рубля на первого ребенка (рост по сравнению с 2020 годом - 17,2 тыс. рублей), 639 432 рубля на второго ребенка (рост по сравнению с 2020 годом - 22,8 тыс. рублей), если на первого семья не получала материнский капитал. Размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей [10].
С 1 января 2022 года материнский капитал вновь проиндексирован и составил 503237 рублей на первого ребенка и 665009 на второго ребенка.
Получать меры поддержки гражданам станет проще, благодаря развитию механизма «социального казначейства».
Уже в первом полугодии 2021 года при рождении ребенка семьи будут получать уведомления в личном кабинете на портале «Госуслуги» обо всех полагающихся мерах социальной поддержки. Это станет возможным за счет доработки информационных систем, реализуемых Минтрудом России в рамках проекта «Социальное казначейство», на базе действующей информационной системы ЕГИССО. С 1 июля 2021 года в стране начнет работать единый контакт-центр [8].
Таблица 1
Формы и виды обучения населения в рамках федерального проекта[13].
Участники |
Программы |
Форма обучения/ финансирование |
Граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости, включая безработных |
Профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование |
Очная и дистанционная. Обучение за счет средств федерального бюджета |
Лица в возрасте 50-ти лет и старше |
||
Лица, предпенсионного возраста |
||
Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет |
||
Женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста. |
3. Проект «Старшее поколения», проект рассчитан до 2025года
Таблица 2
Комплекс мер в интересах граждан старшего поколения[9].
Развитие физической культуры и спорта |
Разработка физкультурно-оздоровительных программ. Проведение спартакиад пенсионеров России, физкультурно-спортивных мероприятий. Развитие социального туризма для граждан старшего поколения (лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, религиозного, круизного туризма и др.). Привлечение волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с лицами старшего возраста. |
Обучение и информационная доступность |
Обучение граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг. Развитие клубных и неформальных видов образования. |
Социальное обслуживание |
Оказание социальных услуг на дому. Стимулирование граждан на обеспечение ухода за своими пожилыми родственниками. Развитие системы стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домов-интернатов, геронтологических центров, специальных домов для пожилых людей и др.). |
Потребительский рынок |
Функционирование магазинов социальной направленности. Развитие торговой инфраструктуры шаговой доступности. Обеспечение транспортной доступности. |
Люди старшего поколения в семье |
Заинтересованность членов семьи в оказании помощи гражданам старшего поколения, вести пропаганду оказания поддержки таким людям со стороны их родственников. Постоянная социализация пожилых граждан, их активное участие в общественной жизни. |
Люди старшего поколения в обществе |
Участие в массовых организациях: "Российский Союз ветеранов", "Союз пенсионеров России" Всероссийское общество слепых и другие. |
4. Проект «Укрепление общественного здоровья», проект рассчитан до 2024 года.
Президент РФ, Правительство предложили следующие меры по реализации данного проекта, некоторые из них уже реализованы:
Субъекты Российской Федерации обеспечили внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья и медицинской профилактики.
Субъекты Российской Федерации обеспечили внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья и медицинской профилактики.
Проведен мониторинг за состоянием питания различных групп населения в регионах.
Организована информационно-просветительская деятельность для населения по вопросам здорового питания.
Реализован коммуникационный проект в области общественного здоровья, осуществлена поддержка и развитие Интернет-портала о здоровом образе жизни, проведены мероприятия для специалистов по общественному здоровью и населения.
Внедрены корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников.
Разработка механизма учета заболеваемости по факторам риска в организациях, осуществляющих внедрение корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте.
Ежегодное проведение мониторинга потребления алкоголя (в литрах этанола) и публикация в средствах массовой информации.
Разработка методики расчета показателя темпов снижения розничной продажи сигарет и папирос на душу населения.
Разработка методики расчета показателя снижения потребления алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола), по отношению к значению 2019 г.
Проведен анализ обеспеченности доступом населения к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов, в том числе усилен лабораторный контроль за показателями качества пищевой продукции и соответствия ее принципам здорового питания.
Будет проведена оценка необходимости принятия дополнительных мер, направленных на формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни [9].
Проект «Новая физическая культура населения», проект рассчитан до 2024 года.
В рамках проекта будут выполнены следующие мероприятия:
Проведение физкультурных и комплексных физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения.
Постройка и введение в эксплуатацию объектов спорта в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016- 2020 годы": спортивные площадки, дворцы спорта, физкультурно-оздоровительные центры, бассейны, фитнес-центры, тренажерные залы, футбольные поля, ледовые площадки и т.д.
Организация и проведение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Проведение спортивных соревнований в системе подготовки спортивного резерва.
Создание федеральной сети спортивно-образовательных центров круглогодичного профиля.
Подготовка новых кадров и проведение повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Проведение спортивных соревнований, олимпиад для инвалидов, в том числе для инвалидов с умственной отсталостью.
Поставка комплектов спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля) и т.д. [9].
Приложение 3
Региональная программа «Демография» в Ленинградской области
1.Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»
Цель: Увеличение суммарного коэффициента рождаемости в Ленинградской области до 1,296 в 2024 году
Таблица 3
Основные целевые показатели регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении ребенка»
Суммарный коэффициент рождаемости Суммарный коэффициент рождаемости в возрастной группе 25-29 (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста) Суммарный коэффициент рождаемости в возрастной группе 30-34 (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста) |
ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ(2019–2024)- 10,6млрд. рублей РЕЗУЛЬТАТ Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей |
Правительство Ленинградской области поддерживает молодые и многодетные семьи. На материальную помощь семьям при рождении детей из федерального и регионального бюджетов направлено более 1,3 млрд. рублей.
За рождение первого ребенка станут выплачивать 30 тысяч рублей, за второго – 40 тысяч, третьего – 50 тысяч;
снижение платы за частные детские сады;
компенсационные выплаты родителям, у которых детям не нашлось места в детском саду;
многодетные семьи освобождены от налогов на участки земли до 12 соток.
Выплату на первого ребенка на территории области получили 3910 семей, а 9000 семей обеспечили ежемесячной выплатой.
2. Содействие занятости женщин.
"С 2020 года начнется обучение в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет".
Цель обучения - повышение конкурентоспособности на рынке труда и повышение профессиональной мобильности женщин. Будем обучать по двум направлениям: женщины в отпуске по уходу за детьми, которые состоят или не состоят в трудовых отношениях, вторая категория - это неработающие женщины, которые занимаются воспитанием детей дошкольного возраста до семи лет", - сообщила председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алла Астратова. За 2120 год будет обучено не менее 337 женщин [19].
3.Старшее поколение.
С 2019 года служба занятости обучает граждан предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". На обучение направлены 523 человека, из них 476 человек переобучаются по заявке работодателей и 47 человек по собственному заявлению.
« Переобучение организовано по 52 программам с отрывом и без отрыва от производства. Это работает на опережение, предоставляя возможность овладеть новыми компетенциями, новыми профессиями и сохранить занятость. С каждым годом в процессе обучения участвует все больше работодателей региона», - сказала Алла Астратова [18].
В Университетах третьего возраста в Ленинградской области люди предпенсионного и пенсионного возрастов осваивают:
Азы компьютерных технологий;
новейшие техники вязания, рукоделия;
иностранные языки;
осваивают техники как современных, так и классических танцев;
получают навыки садоводства и огородничества;
учатся беречь и улучшать свое здоровье;
поддерживать ощущение интеграции и целостности посредством расширения знаний в области психологии [7].
5. Региональный проект «Спорт-норма жизни»
Цель: Доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем создания системы мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры
Таблица 4
Основные целевые показатели регионального проекта «Спорт – норма жизни»
Доля детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи (%). Базовое значение -84,5 2019г.- 85,2 2024г. -89,0 |
ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ(2019–2024) - 1719,1 млн. рублей |
Доля граждан старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста (%) . Базовое значение -5,5 2019г.- 5,5 2024г. -10,0 |
|
РЕЗУЛЬТАТ Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва |
|
Доля занимающихся по программам спортивной подготовки. Базовое значение -67,1 2019г.- 68,6 2024г. -100 |
|
Уровень обеспечения граждан спортивными сооружениями. Базовое значение -41,0 2019г.- 41,5 2024г. -46 |
В рамках реализации данного проекта на территории области проводятся самые разнообразные спортивные соревнования.
Например, 26 мая 2021 года в г. Гатчина прошла спартакиада молодёжи допризывного возраста 14-17 лет. Волховский район с честью представила команда кадетского 8а класса нашей, МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №5», школы.
«Задача спартакиады: популяризация Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».
В рамках смотра физической подготовки личные результаты её участников будут учтены центром тестирования в зачёт выполнения нормативов испытаний IV и V ступеней комплекса ГТО, а, значит, обладателей серебряных и золотых значков в нашей школе станет ещё больше.
Результат участия – II место в смотре физической подготовки, III - в соревнованиях по строевой подготовке. А Попов Сергей, ученик 8а класса, стал первым в личном зачёте по стрельбе из пневматической винтовки»- , сказал А.Ю. Львов, руководитель команды школы на данных соревнованиях.
Рис.1. Команда МОБУ «Волховская СОШ №5» [26].
Таблица 5
География реализации проекта «Спорт-норма жизни» в Ленинградской области [7].
Муниципальный район |
Наименование сооружения |
Место-расположение |
||
Новое строительство |
Реконструкция |
|||
Волосовский район |
Спортивная площадка |
с.Бегунцы |
||
Волховский |
Ледовая арена |
г. Волхов |
||
Спортивный комплекс при доме культуры |
п. Паша |
|||
Всеволожский |
Физкультурно-оздоровительный комплекс , далее ФОК * |
г.Сертолово. г.Всеволожск |
||
Выборгский |
Тренировочная площадка |
п. Рощино |
||
ФОК |
г. Каменногорск |
|||
Универсальный спортивный зал в школе №12 |
Г. Высоцк |
|||
Крытый каток |
г. Выборг |
|||
Гатчинский |
Стадион «Спартак» |
г. Гатчина |
||
ФОК |
г. Гатчина |
|||
Кингисеппский |
ФОК |
п. Котельский |
||
Бассейн |
г. Кингисепп |
|||
Кировский |
ФОК |
г. Кировск |
||
стадион |
с. Никольское |
|||
Киришский |
ФОК |
д. Будогощь |
||
Ломоносовский |
Бассейн |
п. Анино |
||
ФОК |
д. Виллози |
|||
Лужский |
Универсальный спортивный зал |
п. Скреблово |
||
Приозерский |
Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном |
п. Плодовое |
||
Сланцевский |
ФОК |
г. Сланцы |
||
Тосненский |
ФОК |
п. Новолисино |
||
Биатлонно-лыжный комплекс |
п. Шапки |
*ФОК - Физкультурно-оздоровительный комплекс
5.Укрепление общественного здоровья.
В рамках данного проекта в области разработаны следующие подпроекты:
Таблица 6
Основные направления реализации проекта «Здравоохранение»
Название проекта |
Цель |
Борьба с онкологическими болезнями |
Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 223 случаев на 100 тысяч населения) к 2024 году. |
Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи |
Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения области. Обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Охват всех граждан профилактическими медосмотрами не реже 1 раза в год. Сокращение времени ожидания в очереди граждан, упрощение процедуры записи к врачу. |
Развитие детского здравоохранения |
Снижение младенческой смертности в области до 3,5человек на 1000 родившихся живыми путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости |
Обеспечение здравоохранения квалифицированными кадрами |
Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, к 31.12.2024года |
Создание единого цифрового контура в здравоохранении |
Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Ленинградской области путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений до 2024 года формирующих единый цифровой контур здравоохранения. |
Результат:
1.Разработана и внедрена программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории РФ.
2. Разработана и внедрена программа коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории РФ.
3.Разработан комплекс мер по увеличению объемов экспорта медицинских услуг[7].
Приложение 4
Карта реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни» в Ленинградской области до 2024 грда