Введение
Пейзаж - художественное изображение природы. В литературе пейзаж - средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. При этом пейзаж может выполнять более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.
На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе «Семейное счастие». На примере этого произведения я попыталась исследовать роль пейзажа в авторском замысле. «Семейное счастие» — маленький толстовский роман, созданный в 1859 г. Романом называл его сам Толстой, хотя по всем жанровым признакам это типичная повесть — небольшая по объему, с очень камерным сюжетом, повествующая об отношениях двух людей — мужчины и женщины, до брака и в браке.
Цель: Выявить роль пейзажа в романе Л.Н.Толстого «Семейное счастие»
Задачи:1. Изучить роман «Семейное счастие», литературу о роли пейзажа в художественной литературе
2.Определить связь пейзажа с чувствами героини
3. Определить философские взгляды автора на мир через описание природы
Объект исследования: литература о романе «Семейное счастие»
Предмет исследования: роль пейзажа в романе «Семейное счастие»
Актуальность: Более ста лет тому назад Л.Н.Толсой писал: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Желание быть счастливым никто не отрицает. Обретение семейного счастья через восприятие природы- это путь нравственного преображения по Толстому актуальна и для нашего поколения. Нужно научиться слушать природу, жить в согласии с ней.
Гипотеза: Если герои «Семейного счастья» пережили акт нравственного преображения, то это благодаря миру природы, через счастливое осознание себя частью большого мира.
Методы исследования: метод системного анализа, наблюдения над текстом.
Нагина К.А. в работе «Сад- свидание» и «сад-воспоминание» в «Семейном счастии» Л.Н.Толстого рассматривает образ сада на фоне литературной традиции. Сад в произведениях Л. Н. Толстого соотносится с садом в усадебных романах И. С. Тургенева, что позволяет выявить его своеобразие.
В монографии Чичерина А. В. «Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика» анализируются индивидуальные стили русских писателей XII - XIX веков, в том числе стиль прозы Л. Толстого.
Раздел 1. Роль соловьиного пения в отношениях героев
Роман Л.Н.Толстого «Семейное счастие»- история любви молодой девушки к другу своего покойного отца, её опекуну, затем их женитьбы и первых нескольких лет их супружеской жизни, включающих некоторое охлаждение и ссоры. Повествование (роман построен как монолог Маши) обогащено картинами природы.
Вот рассуждения Маши в начале 2-й главы: «Между тем пришла весна. Прежняя моя тоска прошла и заменилась весеннею мечтательною тоскою непонятных надежд и желаний» [стр. 75,часть 1, глава 2]. Читатель сразу философски настраивается на тесно связанные человеческие переживания с миром природы: весна -надежды, желания.
В сцене посещения Сергеем Михайловичем дома героини Маша с сестрой и няней сидят на террасе, собираясь пить чай. Весенний пейзаж в этой сцене служит прелюдией к первому робкому разговору о возможной женитьбе и к осознанию Машей того, что она любит: «Сад уже был весь в зелени, в заросших клумбах уже поселились соловьи не все Петровки. Кудрявые кусты сирени кое-где как будто посыпаны были сверху чем-то белым и лиловым. Это цветы готовились распускаться. Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце. На террасе была свежая тень. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. На дворе за садом слышались последние звуки дня, шум пригнанного стада; дурачок Никон ездил с бочкой перед террасой по дорожке, и холодная струя воды из лейки кругами чернила вскопанную землю около стволов георгин и подпорок» [стр.76,часть 1,глава2]
В толстовской живописи есть внутреннее волнение и ожидание, душевное напряжение, предшествующее тому, что должно произойти между героями, есть предощущение той полноты восприятия жизни, которая откроется им в любви. Пейзаж у Толстого служит эмоциональным аккомпанементом и лирической параллелью к душевным настроениям и переживаниям героя, в зрительных, звуковых, обонятельных образах воссоздает чувственный облик окружающего мира.
Толстой изображает соловьиный сад, соловьиное пение в неповторимый момент жизни Маши, главной героини романа. Девушка находится в особом напряжённом состоянии, ждёт приезда своего избранника, Сергея Михайловича, поэтому всё окружающее - сад, соловьи приобретает для неё особый смысл. «Соловей» здесь символизирует неповторимость мгновения, становится «знаком» напряжённо-взволнованного состояния героини. Проследим, как меняется символическое звучание образа соловья в процессе повествования.
Во второй раз зарисовка соловьиного пения вводится в следующей сцене, во время разговора, который ведут между собой Маша, Катя и только что приехавший Сергей Михайлович. Главным объектом внимания писателя становится психологическое состояние героев. Сергей Михайлович и Маша участвуют в общей беседе, обмениваются ничего не значащими фразами, но на самом деле между ними идёт другой, «тайный» разговор. Авторским сигналом, организующим читательское восприятие в нужном направлении, становится для Толстого образ-символ соловьиного пения. Писатель утверждает, что процесс пробуждения в человеке чувства любви не поддаётся словесному объяснению и принадлежит к сфере чувственного. Чувства и переживания Маши и Сергея Михайловича Толстой раскрывает, обращаясь к изображению природы и соловьиного пения. 2. [Стр.77,часть 1,глава 2] «Вечер был так хорош, что чай унесли, а мы остались на террасе, и разговор был так занимателен для меня, что я и не заметила, как понемногу затихли вокруг нас людские звуки. Отовсюду сильнее запахло цветами, обильная роса облила траву, соловей защелкал недалеко в кусте сирени и затих, услыхав наши голоса; звездное небо как будто опустилось над нами». «Соловей» здесь выступает как символ «невыразимого», «цветения» любовного чувства в душах героев.
В третий раз «соловей» даётся в кульминационной сцене II главы, на фоне ночного весеннего сада. Эта зарисовка носит очень подробный, обстоятельный характер. В ночной тишине поёт уже не один, а два соловья, они перекликаются между собой; в мире природы царит идиллия. «Мы оба затихли после ухода Кати, и вокруг нас все было тихо. Только соловей уже не по-вечернему, отрывисто и нерешительно, а по-ночному, неторопливо, спокойно, заливался на весь сад, и другой снизу от оврага, в первый раз нынешний вечер, издалека откликнулся ему. Ближайший замолк, как будто прислушался на минуту, и еще резче и напряженнее залился пересыпчатою звонкою трелью. И царственно-спокойно раздавались эти голоса в ихнем чуждом для нас ночном море. Садовник прошел спать в оранжерею, шаги его в толстых сапогах, всё удаляясь, прозвучали по дорожке. Кто-то пронзительно свистнул два раза под горой, и всё опять затихло. Чуть слышно заколебался лист, полохнулось полотно террасы, и, колеблясь в воздухе, донеслось что-то пахучее на террасу и разлилось по ней»[стр. 79,часть 1,глава]
Образ-символ «соловей» выполняет двойственную функцию. С одной стороны, зарисовка соловьиного пения даётся по контрасту со словами и поступками героев. Так, Сергей Михайлович убеждает Машу в том, что она никогда не полюбит его, «старика», и девушка соглашается с ним. С другой стороны - она раскрывает, «иллюстрирует» истинные отношения Маши и Сергея Михайловича, их взаимную любовь. Толстой утверждает, что человек нередко поступает не так, как диктует ему «природа», а так, как того требует «общество». В новом художественном контексте картина соловьиного пения начинает символизировать «природное», «естественное» начало в человеке, «гармонию душ», идиллию в противовес общественным нормам и предписаниям.
В последний, четвёртый раз «соловей» возникает в сцене, завершающей избранный нами отрывок. На первый план снова выходит анализ психологического состояния героини. После отъезда Сергея Михайловича Маша продолжает жить в своём особом, мечтательном мире, испытывать необычный душевный подъём. В этот момент в предрассветном саду вновь звучит соловьиное пение. Теперь звуки соловьиной мелодии в представлении Маши ассоциируются с только что бывшим свиданием, с образом Сергея Михайловича, с будущим. Теперь «соловей» символизирует мечты о счастье, большие надежды, будущее, радость и полноту жизни, тот духовный переворот, который совершился в героине под влиянием любви: «Ветер замер, ни один лист, ни одна травка не шевелилась, запах сирени и черемухи так сильно, как будто весь воздух цвел, стоял в саду и на террасе и наплывами то вдруг ослабевал, то усиливался, так что хотелось закрыть глаза и ничего не видеть, не слышать, кроме этого сладкого запаха. Георгины и кусты розанов еще без цвета, неподвижно вытянувшись на своей вскопанной черной рабатке, как будто медленно росли вверх по своим белым обструганным подставкам; лягушки изо всех сил, как будто напоследках перед дождем, который их загонит в воду, дружно и пронзительно трещали из-под оврага. Один какой-то тонкий непрерывный водяной звук стоял над этим криком. Соловьи перекликались вперемежку, и слышно было, как тревожно перелетали с места на место. Опять нынешнюю весну один соловей пытался поселиться в кусте под окном, и, когда я вышла, слышала, как он переместился за аллею и оттуда щелкнул один раз и затих, тоже ожидая» [стр. 138,часть 2,глава 9]
Я согласна с мнением Купреяновой Е. Н. , что у Толстого «природа в той же мере включена в человека, в какой человек включен в природу как собственная частица ее вечного и бесконечного, неисчислимо многообразного и прекрасного целого».
Итак, анализ показал, что в романе «Семейное счастье» «соловей» несёт важную смысловую нагрузку. При каждом новом употреблении этот образ поворачивается новыми гранями, обрастает дополнительными смыслами. У Толстого «соловей» является символом для создания подтекста. Именно это богатство и «чувственное очарование бытия» становятся побудителем и источником движения личности.
Природа у Толстого выполняет функцию «обновления души» персонажа.
Мир природы открывается герою Толстого как мир совершенства, красоты и нравственности, это тот искомый мир гармоничного бытия, слияние с которым позволяет разомкнуть пределы человеческого «я» и преодолеть разобщенность этого «я» с «другими», с миром в целом.
Раздел 2. Пейзаж крестьянского труда
Пейзажных зарисовок на небольшом пространстве романа очень много. Отражая событийную сторону отношений и внутреннее состояние героини, пейзаж возникает как художественная условность.
В пейзажные описания Толстой намеренно включал сцены и орудия крестьянского труда, народную лексику, исследовательница Купреянова Е. Н. сделала вывод об «органичности, с какой стилистически и предметно вписываются в эскиз пейзажа мотивы и образы крестьянской трудовой, слитой с природой жизни, смысловую емкость, многозначность этих мотивов».
Картины крестьянского труда составляют неповторимо индивидуальный, толстовский жанр пейзажной живописи. «Семейное счастие» дает замечательные образцы толстовской «социально-жанровой» живописи. Одна из самых ярких картин в романе - уборка хлеба [стр. 84,часть 1,глава 3]: «По видневшейся местами дороге за садом, не прерываясь, то медленно тянулись высокие скрипящие воза с снопами, то быстро, навстречу им, постукивали пустые телеги, дрожали ноги и развевались рубахи. Густая пыль не уносилась и не опускалась, а стояла за плетнем между прозрачною листвой деревьев сада. Подальше, на гумне, слышались те же голоса, тот же скрип колес, и те же желтые снопы, медленно продвигавшиеся мимо забора, там летали по воздуху, и на моих глазах росли овальные дома, выделялись их острые крыши, и фигуры мужиков копошились на них. Впереди, на пыльном поле, тоже двигались телеги, и те же виднелись желтые снопы, и также звуки телег, голосов и песен доносились издали. С одного края всё открытее и открытее становилось жнивье с полосами полынью поросшей межи. Поправее, внизу, по некрасиво спутанному, скошенному полю виднелись яркие одежды вязавших баб, нагибающихся, размахивающих руками, и спутанное поле очищалось».
Те же особенности имеет пейзаж в части 1: «С одной стороны через овраг до далекой оголенной рощи тянулось буроватое жнивье, по которому в стороне от нас мужик с сохою беззвучно прокладывал всё шире и шире черную полосу. Рассыпанный под горою табун казался близко. С другой стороны и впереди до сада и нашего дома, видневшегося из-за него, чернело и кое-где полосами уже зеленело озимое оттаявшее поле» [стр. 105,часть 1, глава 5]
Жнивье, межи, телеги, вяжущие бабы, озимое - составляют необходимый «социальный» аспект толстовского пейзажа. «Крестьянский» пейзаж - «жизненный, нравственный, трудовой», по выражению А. В. Чичерина, проясняет и дорисовывает идеал подлинно добродетельной жизни, не вполне отчетливо выраженный в признаниях главного героя - идеал уединения в деревне, жизни в согласии с природой, «с возможностью делать добро людям», с обязанностью труда, «который приносит пользу».
Пейзаж в «Семейном счастии», как видим, по своим важнейшим этическим и социальным функциям толстовский. Словами героев Толстой выражает свою позицию [стр.82, часть 1, глава 2]: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».
Любовь Толстого к природе была похожа на его любовь к крестьянству. Он не любил ничего, испорченного цивилизацией. Он наслаждался окружающей природой: лесами, лугами, полевыми цветами. Толстой во всем и всюду находил красоту. Великий мыслитель и гуманист был не только тонким наблюдателем происходящего в природе, но и бережно сохранял ее: разводил леса, сажал аллеи и сады, оберегал лесные насаждения и деревья в усадьбе, занимался пчеловодством, принимал участие в полевых работах вместе с крестьянами. Его деятельность была направлена на сохранение природы, своим отношением к ней являл собой образец для окружающих его людей.
В природном окружении Толстой находил равновесие и спокойствие духа. Он высоко ценил труд простого народа и считал, что физический труд способствует и умственному развитию.
Особое значение Толстой придавал труду земледельца, крестьянскому труду. Земля и леса должны принадлежать крестьянам, простым людям, которые их сохраняют и обрабатывают.
Жизнь крестьянина Толстой считал естественной и высоконравственной. Работа человека на земле есть здоровье, нравственное занятие, которое находится в полной гармонии с природой. Толстой отмечал, что природа является «религией мужика». Человек должен жить естественной жизнью, не следует подвергать природу насильственному изменению, потому что это приведет к нарушению ее гармонии. Только в тесном контакте с нею человек укрепляет себя и физически, и нравственно.
Очень впечатляет отрывок из 3 главы 1 части: «День был жаркий, безветренный, парило, тучи срастались и чернели, и с утра еще собиралась гроза. Я была взволнована, как всегда перед грозой. Но после полудня тучи стали разбираться по краям, солнце выплыло на чистое небо, и только на одном краю погромыхивало, и по тяжелой туче, стоявшей над горизонтом и сливавшейся с пылью на полях, изредка до земли прорезались бледные зигзаги молнии». И вдруг появился он, Сергей Михайлович, он шёл на цыпочках [стр. 84,часть 1,глава 3]. « Я сейчас заметила, что он находился в том особенном настроении беспричинной весёлости, которое я ужасно любила в нем и которое мы называли диким восторгом», «…дикий восторг сообщался мне». Так Толстой передаёт то состояние единства человека и природы, в котором пребывают и герои во время грозы. Таков философский взгляд на мир у Толстого.
Важное место в философско-этическом учении Толстого занимает проблема человека как части природы. Он пытался объяснить место человека в окружающей природной среде и взаимоотношение с ней. В трактате «О жизни» он писал, что человек является частью природы, а природа - частью человека.
Мир природы открывается герою Толстого как мир совершенства, красоты и нравственности, это тот искомый мир гармоничного бытия, слияние с которым позволяет разомкнуть пределы человеческого «я» и преодолеть разобщенность этого «я» с «другими», с миром в целом. Через подобный акт нравственного преображения, через счастливое осознание себя частью большого мира, органически слитой с ним, проходит каждый из героев « Семейного счастья».
Раздел 3. Роль сада в возвращении к семейному счастью
В четырех главах из пяти первой части произведения сад является центральным местом, отражающим переживания героини.
Действие второй части происходит за пределами Покровского, в это время Мария Александровна «изживает» романтические представления о любви, отдаляется от мужа и утрачивает былое гармоническое ощущение своего существования. Но в IX, финальной главе, супруги возвращаются в Машино имение. Сад вновь выступает на первый план, не только напоминая о прошедшем, но и подсказывая тот новый путь, по которому суждено пойти героине. Таким образом, возвращение в сад – это возвращение к семейному счастью.
Толстовский человек отыскивает в природе то, что созвучно ему самому, о чем прямо говорит Маша: «Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад, и в росистом тумане, в котором стояли ночные звуки, долго еще видела и слышала ночные звуки, долго еще видела и слышала, все то, что хотела видеть и слышать» [стр. 79, часть 1,глава 2]. В обновлённой героине и сад, и весь окружающий мир преображается под влиянием нового чувства - чувства любви к Сергею Михайловичу: «Наш сад, наши рощи, наши поля, которые я так давно знала, вдруг сделались новыми и прекрасными для меня» [стр. 82,часть 1, глава 2]. Маша испытывает то самое «самозабвение», которое ведет к умалению собственного «я» и рождает ощущение единства с большим миром. Наступает неожиданное открытие, сделанное героиней под влиянием ее избранника и непрерывного контакта с природой: «Недаром он говорил, что в жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других» [стр. 82,часть 1, глава 2]. Это пример движения от внешнего к внутреннему, результатом которого становится выход «за пределы своего состояния». От сада - через «жизнь для других» - к Богу: такая цепочка выстраивается в «Семейном счастии». Правда, героиня «Семейного счастия» обращается к Богу не в саду, а в своей «комнатке», но ее рассказ о молитве следует непосредственно за абзацем, в котором содержится переход от сада к «жизни для других».
Нынешний сад, в котором все так и говорит о прежней любви, вызывает у Маши стремление разрушить стену отчуждения, однако попытка оканчивается неудачей, и «избыток чувств» разрешается слезами. И все-таки Машино восприятие сада тоже существенно меняется: в саду отныне она видит не только красоту и гармонию, но и спокойствие. Вообще это слово является ключевым в финальном объяснении героев; спокойствие нынешнего сада явно сродни «ясности», «безоблачности» и «холодности» сада-предчувствия, увиденного героиней в день ее свадьбы. В саду все «прекрасно и спокойно», супруг улыбается «спокойною, кроткою, старческою улыбкой», и, наконец, это всеобщее настроение спокойствия передается и Маше: «Я молча встала подле него, и на душе у меня становилось спокойнее. <...> А из саду все сильней и слаще поднималась пахучая свежесть ночи, все торжественней становились звуки и тишина, и на небе чаще зажигались звезды. Я посмотрела на него, и мне вдруг стало легко на душе; как будто отняли у меня тот больной нравственный нерв, который заставлял страдать меня. Я вдруг ясно и спокойно поняла, что чувство того времени невозвратимо прошло, как и самое время, и что возвратить его теперь не только невозможно, но тяжело и стеснительно бы было».
Все случившееся с Машей за последние годы ставит ее в ситуацию необходимости изменить отношение к жизни. Оттого сложно разграничить, сад ли заставляет ее «выйти за пределы своего состояния» и обрести спокойствие, разлитое в торжественной тишине, или Маша из сада «вбирает» в себя то, что соответствует ее состоянию. В любом случае героиня находится в «сопряжении» с миром. Сад подсказывает Маше правильный путь, состоящий «не в борьбе за свободу своих «естественных» чувств, а, напротив, в постепенном осмыслении своего семейного долга как природного, «естественного» призвания. «Роман» женщины - не в разрушительных для личности и семейных отношений любовных страстях, «роман» женщины - в семье». Сергей Михайлович снова смотрит в глаза Маши, но уже не отчужденно; «его глаза смеялись, глядя в мои, и мне в первый раз после долгого времени легко и радостно было смотреть в них». Утраченная гармония восстановлена, отныне «жить для других» для Маши - это жить для своих детей и их отца.
Таким образом, сад не нужен героям Толстого, когда они замыкаются на собственном «я» и не в состоянии услышать другого. Они должны «изжить» пагубный индивидуализм и вновь оказаться в ситуации нравственного выбора, тогда сад напомнит им о возможности иной жизни, в которой человек является частью огромного целого.
Заключение
Проанализировав роль природы в жизни героев романа « Семейное счастие», мы пришли к выводу:
1.Природа у Толстого выполняет функцию «обновления души» персонажа.
2. Только в тесном контакте с природой человек укрепляет себя и физически, и нравственно.
3. Сад напоминает героям о возможности иной жизни, в которой человек является частью огромного целого.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: герои «Семейного счастья» пережили акт нравственного преображения благодаря миру природы, через счастливое осознание себя частью большого мира. Это исследование ещё раз подтверждает, что мы часть природы, один единый организм и, чтобы быть счастливым, должны прислушиваться к его голосу.
Список использованных источников и литературы
1.Нагина К.А. «Сад- свидание» и «сад-воспоминание» в «Семейном счастии» Л.Н.Толстого https://cyberleninka.ru/article/n/sad-svidanie-i-sad-vospominanie-v-semeynom-schastii-l-tolstogo
2. Толстой Л. Н. Повести.Рассказы/ Сост., вступ. ст. и коммент. И.И.Виноградова.- М.:Сов. Россия, 1985.- 512 с.
1)стр. 75,часть 1,глава 2. 2)стр. 76, часть 1,глава 2. 3)стр. 77,часть 1,глава 2. 4)стр.79, часть1,глава 2. 5) стр. 138 ,часть2,глава 9.6)стр. 84,часть 1,глава 3. 7) стр. 105,часть 1 ,глава 5. 8)стр. 82,часть 1, глава 2. 9) стр. 84, часть 1,глава 3. 10) стр. 79,часть 1,глава 2. 11) стр. 82, часть 1, глава 2. 12) стр. 82, часть 1, глава 2.
3.Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. 2-е изд., доп. М., 1985. С. 244.
4. Электронное научное издание "Лев Толстой". ... Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Наука, 1966.