Секрет успеха Аниме

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секрет успеха Аниме

Шестаковский В.И. 1
1Лицей №11
Пахомова И.В. 1
1Лицей №11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прежде всего сформулируем цель данного исследования:

Цель исследования

- понять секрет успеха японской анимации, понять почему она стала и остаётся популярна во всём мире, что в ней такого особенного и что именно в ней привлекает зрителей, по сравнению с мультфильмами других стран.

Для этого будут проанализированы различные популярные аниме (с использованием данных с сайтов каталогов, в частности деление на жанры, а также экспертных оценок), сформулированы особенности аниме, путем сравнения популярности различных аниме с определенными особенностями будут оценено их влияние на популярность произведения, и в конце найденные особенности будут примерены на западную анимацию.

Задачи:

Выделить все особенности характерные японской мультипликации, на основе анализа различных аниме.

Сравнить как выделенные особенности влияют на успех того или иного аниме, на основе сравнения рейтинга аниме на ведущих сайтах-каталогах.

Сформулировать главные особенности японской мультипликации, которые и являются секретом успеха аниме.

Сравнить применение найденный особенностей в японской и западной мультипликации.

ГЛАВА ПЕРВАЯ: Сбор информации

Для начала попробуем перечислить все возможные особенности присущие аниме. Затем попробуем выделить из них те, что внесли существенный вклад в популярность аниме, или стали решающим фактором этой популярности.

Для поиска информации сначала были рассмотрены самые популярные аниме, а для этого использовали каталоги, в которых можно сортировать по популярности. В основном использовали три сайта – самый популярные сайт про кино и сериалы – Кинопоиск, бывший когда-то самым популярным каталогом аниме – WorldArt, и самый популярный на сегодня каталог аниме – Шикимори. На этих же сайтах есть другая очень нужная нам вещь – разбиение каталога на жанры и описание самих жанров аниме. Так же были использованы различные интернет энциклопедии чтобы более точно понимать некоторые термины или явления, как из японской культуры, так и напрямую из аниме, например - статься про Цундэрэ на posmotre.li.

Всего у нас получилось найти 21 особенность.

Тщательно всё обдумав, и с помощью нашего эксперта все особенности были разделены на 8 не влияющих, 5 слабо влияющих, 5 сильно влияющих и 3 ключевых особенности.

Сегодня рассмотрим только про некоторые из них – самые интересные.

ГЛАВА ВТОРАЯ: Особенности Аниме

2.1 Не влияющие особенности

А именно особенности, которые конечно характерны для аниме, но не оказывают влияния на его успех поскольку либо ограничены очень редкими аниме или просто в массе не проявляют себя, либо имеют прямые аналоги в общемировой культуре, либо являются не важными мелочами.

3 - Сейю - актрисы озвучки.

В Японии есть очень крутая и сверх эмоциональная школа озвучки. Все сейю - девочки, в том числе и те, которые озвучивают мальчиков. Мужчины как правило озвучивают только персонажей стариков. Знатоки говорят, что смотреть аниме надо с субтитрами, а не голосовым переводом.

Вряд-ли особая школа озвучки стала решающим фактором, поскольку аниме так же очень популярно и с голосовыми переводами.Среди любителей аниме, особенно более молодых, озвучка намного популярнее субтитров. А значит влияние этой особенности почти отсутствует.

6 - Японские традиции и мифология.

Самураи, синтоистские храмы и монахи, японские боги-духи, магические звери вроде енота Тануки, японские фестивали с фейерверками, язык с многими уровнями вежливости и т.д.

Японская мифология конечно влияет на аниме, но и мифы и сказки других стран тоже оставляют отпечаток на западной анимации. Скорее всего это влияние очень незначительно, это только антураж в отдельных аниме, так что он не может иметь серьезного вклада в популярность всего аниме как жанра.

2.2. Слабо влияющие особенности

Здесь собраны особенности, безусловно оказывающие влияние на популярность аниме, но крайне слабое, в основном поскольку многие популярные аниме не имеют многих или некоторых из указанных особенностей, либо они влияют только на некоторые незначительные аспекты в произведении.

5 - Современная японская культура

Современная японская культура во многом интересна сама по себе, и это должно повышать популярность аниме как явления. К тому же многие её особенности удобны для написания сценариев (например развитые и разнообразные школьные клубы) и хорошо ложатся на повторяющиеся сериальные серии(школьный календарь).

8 - Выбор главного героя - феномен “ОЯШ”.

Зачастую главный героя аниме это Обычный Японский Школьник, иначе говоря кто-то не обладающий особыми мега талантами, силами или происхождением, а просто самый обыкновенный школьник - кто-то с кем зритель легче всего сможет себя ассоциировать. (Есть даже смешное правило - главный герой сидит на предпоследней парте у окна).

Выбрать главного героя, с которым зритель себя легко может ассоциировать это на самом деле довольно стандартный ход в мировой культуре. В аниме это обычно школьник средней школы, поскольку это самый массовый зритель для аниме, и это явление в аниме даже имеет название, в отличии от западной анимации, но всё-таки эта особенность имеет прямые аналоги в мировой культуре и используется повсеместно.

2.3. Сильно влияющие особенности

Те особенности аниме, которые оказывают существенное влияние на его успех, но уступают в этом влиянии более важным особенностям, либо не являются столь уж уникальными.

1 - Особый стиль и рисовка.

Большие, детально прорисованные глаза (самый простой способ отличить аниме - детально прорисованные глаза), яркие цвета, общая милота, принятые символы - язык для отображения эмоций, минимализм в текстурах и деталях персонажей при сохранении эмоциональности на пределе переигрывания.

2 - Визуальный код.

Черты рассказывающие о характере персонажей, а также определенные знаки говорящие о эмоциях.

Цвет волос и глаз часто сообщает о характере. У самих японцев встречаются только черные и каштановые волосы, зато прически аниме-персонажей могут блистать всеми цветами радуги. Вот примерное соотношение цвета волос и характера персонажа:

белый — для скрытных, таинственных персонажей

черный — серьезных, строгих, мужественных

рыжий и красный — для вспыльчивых, гиперактивных

синий — покладистых, грустных, тихонь

желтый — дружелюбных, веселых, непостоянных, хулиганистых

розовый — нежных, наивных, мягких

Также о характере могут сказать глаза, хотя это менее систематично + более классические обозначения - например глаза в стиле змеи у плохишей.

Исчезли блики из глаз - “из глаз ушла жизнь”. Аналогично - полностью утратить цвета.

Чтобы не быть голословным рассмотрим примеры эмоций с помощью значков-подсказок и гипертрофированности эмоций:

2.4. Ключевые особенности

Те особенности, которые и объясняют успех аниме во всём мире, те которые и отличают аниме от западной мультипликации и оказывают существенное влияние на его успех.

15 - Категории по полу и возрасту.

Аниме имеют очень разную подачу для разных категорий:

Кодомо (яп. ребёнок) - для младших школьников.

По сути подавляющее большинство западной анимации(в отличии от японской) можно отнести именно в эту категорию. Учит не сдаваться, защищать друзей и т.д.

Сёнэн - для юношей от 10-12 до 16-18 лет.

Основной, самый крупный жанр. Часто фокусируется на соперничестве, приключениях, дружбе.

Сёдзё - для девушек от 10-12 до 16-18 лет.

Часто фокусируется на романтике, первая любовь и т.д.

Сейнен - для молодых мужчин.

Более сложные сюжеты и глубокая драма, меньше цензуры, чёрный юмор

Дзёсэй - для молодых женщин.

Про отношения, романтические драмы, глубокие переживания. Часто более реалистично нарисовано.

7 - Аниме основывается на популярной манге.

Аниме создаются как экранизация популярной манги и это очень полезно.

Во-первых - основная идея сюжета, мира, героев уже проверены на популярность - манга уже успешно. Во-вторых - все сюжеты уже проработаны, уже можно исправить сюжетные ошибки оригинала.

Сериал аниме появляется в результате успеха манги, в которой к этому моменту уже будет развитый сюжет и проработанный мир. Манга пишется и рисуется изначально одним автором (иногда даже вообще без участия других людей) и манги в Японии выходит колоссальное количество - это огромная воронка из которой выходят бриллианты. То есть почти невозможно ситуация когда выпущенное аниме не понравится вообще никому, ведь сюжет уже проверен успехом манги.

Та же история с Ранобэ или Лайт-Новеллами - популярными в Японии карманными книжками с иллюстрациями.

К тому же уже есть база фанатов которые ждут экранизацию и обеспечат внимание зрителей с первых серий.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ: исследование полученных данных

В итоге было выделена 21 особенность, но большинство из них не важны для успеха - даже культура озвучки Сейю или фестивали и косплеи, «размер серий по 20 минут +1,5+1,5» минут (заставку и титры), или устоявшиеся типажи героев (Цундэрэ и т.д.) – всё это видимо не влияет на популярность всего аниме как жанра. Есть так же слабо влияющие особенности вроде «Выбора главного героя - феномен “ОЯШ”», описанный выше.

Далее мы с дядей определили сильно влияющие особенности – кроме описанных выше «Рисовки» и «Визуального кода» сюда также отнесли «Нацеленность на сериалы» а не полнометражки - более завлекающий формат, который способствует появлению фанатов и большей привязанности к произведению, «Жёсткой драмы» - в аниме умеют передать настоящую драму, вызвать настоящие эмоции. Если вы понимаете, что такое “тяжелый” драматический фильм, то вот в серьезных аниме такое есть в полной мере. Это добавляет глубины произведениям, создаёт более серьёзное отношение, но тоже далеко не все популярные аниме имеют такую глубокую драму.

И наконец «Жанры-шаблоны» - необычные, очень узко нацеленные жанры или «антураж» - про что бы вы не подумали - про это есть аниме, про все увлечения и развлечения или проблемы. Аниме про спорт: футбол, велосипед и т.д. вплоть до игры Го, Аниме про школьные клубы и школьную жизнь, аниме про музыку, про автогонки, про моду, и т.д. Чисто анимешные антуражи - роботы – «мéха», “махо-сёдзё”=“девочки-волшебницы”, самураи, идолы и т.д. а также более общемировые но так же узкие антуражи: фэнтези, киберпанк, стимпанк, вампиры, постапокалипсис, космическая опера, средневековые произведения и т.д. Эти шаблоны сочетаются с традиционными жанрами - комедия, драма, трагедия, романтическая драма, детектив, мистика, боевик и т.д. в любых сочетаниях.

Шаблонный подход многим не нравится, многим это кажется скучным и недостойным... но точно так же многие зрители обожают шаблонные произведения! Это можно объяснить очень просто - вот взяли ваш любимый фильм или книжку, ободрали с него все детали, насытили новыми и вот уже готов новое произведение, которое скорее всего вам понравится не меньше чем предыдущее. А следом за ним, по тому же шаблону сделают ещё десяток произведений, одно лучше другого! Получается, что, если вам нравятся романтические драмы вроде Ромео и Джульета или, скажем, аниме про спортивные победы - для вас готов целый кладезь подобных произведений, которые можно с наслаждением проглатывать одно за другим. И в аниме такая “нацеленность” на определенный жанр часто хорошо видна, и сознательно эксплуатируется, не говоря уже о чисто анимешных жанрах.

В целом, шаблонность - это важный фактор, который очень сильно цепляет определенные категории зрителей, но всё-таки самые популярные аниме обычно не помещаются в строгие рамки определенного шаблона, а потому этот критерий хоть и важная составляющая популярности аниме, всё-же не является решающим. Всё-таки аудитория каждого из жанров-шаблонов относительно небольшая.

И наконец – главное - ключевые особенности - те особенности, которые и объясняют успех аниме во всём мире, те которые и отличают аниме от западной мультипликации и оказывают существенное влияние на его успех.

15 - Категории по полу и возрасту.

Специализированное в своей стихии всегда лучше универсального. И существование очень проработанных и узко направленных жанров, а также категорий по полу и возрасту использует это в полной мере. Отчасти это культурный феномен. В японской культуре многие вещи более прямолинейны чем в западной, в частности им проще сказать что наше произведение нацелено только на конкретный пол и возраст, и нам не важно что другим категориям оно будет совсем не интересно. Наличие более тонких категорий позволяет творить без оглядки на нецелевую аудиторию и западать прямо в душу целевой аудитории. Аниме для девочек 12 лет будет насыщенно сюжетными поворотами интересными девочкам в 12 лет и абсолютно не будет интересно ни 16 девочкам, ни мальчикам и в этом нет никакой проблемы. И это хорошо, говорят создатели аниме, тем более интересным для целевой аудитории будет это аниме.

В западной мультипликации как правило всё равно стараются угодить всем, стараются максимально расширить аудиторию, ввести “многослойный” сюжет чтобы старшие увидели обращенные к ним сюжетные ходы, которые младшие пропустят мимо ушей. И эта разница - когда аниме намного больше дробит аудиторию и делает намного более целевой продукт и является ещё одним из ключевых факторов успеха аниме.

7 - Популярная манга как первоисточник.

Как мне кажется это ключевой фактор. Тот факт, что все аниме создаются как экранизация популярной манги или лайт-новеллы исключительно важно и даёт несколько важнейших преимуществ. Во-первых - основная идея сюжета, мира, героев уже проверены на популярность - манга уже успешна, а значит крайне маловероятна ситуация что такое аниме не будет никому интересно. Во-вторых - все сюжеты уже проработаны, уже есть довольно долгое развитие сюжета (как правило уже вышло много томов манги), уже можно исправить сюжетные ошибки оригинала, и развесить ружья в нужных местах сюжета. К тому же уже есть фан база которая ждёт экранизацию, а значит невозможна ситуация, когда сделали отличное произведение, но никак не могут дать стартовый толчок чтобы оно стало популярно - в данном случае уже будет много народу кто будет его ждать, обсуждать и обеспечат внимание зрителей с первых серий.

Нельзя сказать, что это так уж оригинально - всё-таки многие западные произведения — это тоже экранизации, однако в западной мультипликации есть большая доля “оригинальных” произведений, тогда как в аниме это редчайшее исключение. К тому же когда в Голливуде нащупали этот эффект - случился целый бум фильмов по комиксам, по сути сделанных по той же схеме что и аниме.

В итоге получается такой фильтр, который с одной стороны имеет широчайшую воронку входа, ведь манга это очень демократичное явление, и количество автором которые пробуют себя в манге просто колоссально. Это даёт почву - возможность выбирать из огромного числа вариантов. И последовательно, в процессе развития манги отсеивается всё недостаточно хорошее, и на вершине остаются только самые бриллианты. К тому же этот отсев идет фактически по самому важному аспекту произведения - по сюжету. Графическую составляющую можно доработать (и зачастую в аниме она сильно отличается от манги), главное же это найти сильный сюжет, интересную вселенную и героев.

Выводы

Изучив особенности аниме, можно сказать что причина его успеха достаточно сложна и состоит из многих элементов.

Всего получилось выделить 21 особенность, которые были распределены на несколько категорий по их влиянию на успех произведения:

Не влияющие особенности:

3 - Особая школа озвучки.

4 - Формат 20 минут + 1.5 + 1.5.

6 - Японские Традиции.

9 - Индустриальность.

12 - Каноничность.

13 - Типажи героев.

20 - Фестивали и косплей.

21 - Действие в «реальном» мире.

Слабо влияющие особенности:

5 - Современная японская культура.

8 - Выбор главного героя - феномен “ОЯШ”.

16 - Здравый подход к теме любви.

18 - Нет запретных тем.

19 - Смысловой артхаус.

Сильно влияющие особенности:

1 - Рисовка.

2 - Визуальный код.

10 - Нацеленность на сериалы а не полнометражки.

11 - Жанры-шаблоны.

17 - Жёсткая драма.

Ключевые особенности:

7 - Популярная манга как первоисточник.

15 - Категории по полу и возрасту.

14 - Сюжеты про проблемы подростков.

Многие из этих особенностей достаточно сложны для понимания и большинство из них не являются ключевыми факторами успеха (даже культура озвучки Сейю или фестивали и косплеи!), а потому большинство из которых не были подробно рассмотрены в данной работе.

В итоге, мы пришли к мнению что именно тот факт, что аниме — это экранизация популярной манги, а также то что аниме делится на жанры по полу и возрасту и является важнейшими факторами успеха аниме.

Заключение

На основе анализа популярных аниме, а также из жанровой классификации была выделена и сформулирована 21 особенность. Затем найденные особенности были классифицированы по их влиянию на: не влияющие особенности, слабо влияющие, сильно влияющие и ключевые особенности. Многие отличия, которые казались важными как оказалось почти не влияют на популярность, а другие наоборот – оказались важны, хотя казались ерундой. И хотя большинство из них и не важны для успеха (даже культура озвучки Сейю или фестивали и косплеи!), были найдены и сформулированы и те особенности, которые и являются составляющими этого успеха.

Для определения влияния особенности на успех использовался анализ частоты появления найденных особенностей в популярных аниме. Чтобы исследование было более объективно – для оценки популярности аниме использовались сайты с рейтингами составленными на основе десятков и сотен тысяч оценок разных людей.

Как вывод, сформулируем главный секрет успеха аниме: а именно тот факт, что аниме — это экранизация популярной манги, а также то, что аниме делится на жанры по полу и возрасту и является важнейшими факторами успеха аниме.

Эти ключевые особенности не могут быть повторены на западе. Разделять аудиторию по полу и возрасту для западной анимации неприемлемо по идеологическим соображениям. И огромная индустрия манги с десятками тысяч авторов существует только в Японии. Однако в России мы можем взять многие из них на вооружение, а некоторые уже используются или использовались. На самом деле в советское время хорошо понимали важность выделение литературы для подростков в отдельный раздел – литература для юношества. Нужно только вспомнить об этом опыте и перенести его на современную мультипликацию – безусловно это станет важным плюсом и может существенно увеличить популярность отечественной мультипликации или кинематографа.

Это был интересный опыт культурного исследования, было очень непривычно смотреть на любимые произведение под другим углом.

В данной работе большая часть найденных особенностей не были разобраны подробно, были взяты только наиболее интересные из них, что оставляет пространство для дальнейших исследований.

Список литературы

World-Art - каталог произведений с разбивкой на жанры
http://www.world-art.ru/animation/list.php?public_action=1

Кинопоиск - каталог с рейтингом и описаниями
https://www.kinopoisk.ru/lists/navigator/anime/?quick_filters=serials&tab=all

Шикимори - каталог с разбивкой на жанры и описаниями

https://shikimori.one/animes

Posmotre.li - Энциклопедия вымышленных миров:

https://posmotre.li/Цундэрэ

Энциклопедия Отаку

https://otaku.fandom.com/ru/wiki/Аниме#

Анимасити журнал про аниме.

http://www.animacity.ru/node/218

DTF - обсуждение игр, кино и аниме.

https://dtf.ru/anime/695631-podborka-anime-so-slozhnym-psihologicheskim-syuzhetom

Просмотров работы: 48