«Полюбить нельзя запретить» или «Бумажная книга против электронной»

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Полюбить нельзя запретить» или «Бумажная книга против электронной»

Аделгареева А.В. 1
1МОБУ "Школа Успеха"
Матюхина Т.В. 1
1МОБУ "Школа Успеха"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Вначале было Слово… С самых давних времён люди пользовались словами для общения и передачи своих мыслей и чувств. Постепенное знания человека о окружающем мире росли, появилась потребность в создании новых способов передачи информации. Так появилась письменность. Первые записи были сделаны на папирусе, пергаменте, бересте и, наконец, на бумаге. Только с появлением печатной книги появилась возможность сохранять больше информации для потомков. В наше время технического прогресса, электронных гаджетов для сохранения информации развернулась настоящая борьба между привычными бумажными книгами и новыми устройствами, которые получили название "электронных книг". «Полюбить, нельзя запретить!» или же «Полюбить нельзя, запретить!» Где поставить запятую? Какая книга победит в этом противостоянии- бумажная или электронная? Это я и захотела выяснить в своей исследовательской работе.

Актуальность исследовательской работы: XXI век является веком электроники и информационных технологий. Электронные книги люди начали использовать электронные книги, но и не отказались от бумажных.

Цель исследовательской работы:

выяснить положительные и отрицательные стороны электронных книг и бумажных книг, их место в жизни современного человека, возможность существования в будущем.

Задачи:

1. Изучить, проанализировать и обобщить имеющуюся информацию по теме.

2. Выявить положительные и отрицательные стороны электронной книги, сравнить ее с традиционной книгой в бумажном переплете.

3. Изучить, насколько широко используются электронные книги среди младших школьников, какие книги (бумажные или электронные) любят читать мои сверстники.

Гипотеза: Я предположила, что, если электронная книга является более дешевым и надежным источником информации, как считают многие, то, возможно, люди будут все чаще к ней обращаться, а это может привести к тому, что бумажная книга просто исчезнет, будет заменена электронным вариантом.

В тоже время - мое исследование обобщает самые достоверные данные о бумажной и электронной книгах и позволяет с уверенностью утверждать, что бумажная книга не является пережитком прошлого, а остается по-прежнему источником мудрости человечества.

За какой же книгой будущее?

Объект исследования: процесс появления электронной книги в нашей жизни и постепенное вытеснение ею бумажного варианта.

Предмет исследования: отношение людей к бумажным и электронным книгам.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках в начальной школе, классных часах, беседах для расширения кругозора на тему пользы чтения.

Глава I. Бумажная и электронная книга.

1.1. История возникновения книг в бумажном переплете.

Древние люди изобрели письменность. Изначально они писали на коре дерева, на глиняных плиточках, на металлических листах. Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал - папирус. (Приложение №3)

В І веке н.э. появились уже рукописи, а в ІІІ веке пергамент постепенно вытеснил папирус, так как более дешевый и удобный материал. В те времена, до появления печатной машинки, рукописи переписывались вручную. Над одной рукописью трудилось 5 мастеров. И уже в средневековье начали появляться общественные библиотеки. Чтобы книги не воровали, их приковывали к столам цепью(Приложение№3). Вот откуда на древних книгах замки и тяжелые массивные защелки.

На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Во времена царствования Ивана Грозного, в XVI в., книгопечатание проникает в Московское государство.

1.2 История возникновения электронных книг.

В современном мире электронное устройство для хранения большого объема информации очень популярно среди любителей литературы. Электронная книга дает возможность пользователю всегда иметь под рукой важную и нужную информацию. Освоить букридеры (так называют электронную книгу) может каждый.

Электронная книга - общее название группы специальных компактных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

С приходом компьютеров объем литературы в электронном виде начал расти и до сих пор продолжает расти. Появились более современные устройства, которые позволяют читать книги даже с мобильного телефона. В интернете достаточно большое разнообразие электронных библиотек. Книги в электронном формате бывают разных форматов- epub, pdf, fb2 до аудио-книг.

Глава II.

2.1. Преимущества и недостатки электронной книги.

Сейчас нередко можно услышать рассуждения о том, что в скором времени электронные книги практически полностью вытеснят обычные книги в бумажном переплете. Распространение текстовой информации в электронном виде открывает перед людьми новые возможности, которых они лишены при использовании бумажных книг: поиск слова в тексте, обращение к словарям и справочникам, кроме того, электронную книгу можно практически мгновенно переслать в любую точку планеты.

Преимущества электронной книги:

Экологичность. Производство электронной книги не требуют уничтожения деревьев для бумаги.

Компактность. Сама электронная книга имеет малые размеры и небольшой вес, а это позволяет взять ее с собой куда угодно. При этом абсолютно все приобретенные книги в любом количестве будут всегда внутри.

Работа с текстом. Электронная книга дает возможность делать закладки, пометки сохранять элементы, выделять делать пометки,

Изменение шрифта. Есть возможность изменить шрифт или увеличить размер текста, а это удобно для людей с плохим зрением.

Работа с мультимедиа. Многие электронные книги поддерживают работу с аудио, видео, картинками. Это полезно и удобно при работе с учебной литературой.

Стоимость произведений. Покупка книги в электронном виде требует меньших вложений. Как правило, электронные книги стоят в 2-3 раза дешевле, чем обычный вариант. Например, - сказки Г.Х.Андерсена (бумажный вариант) – стоит в пределах 300 рублей (издание РОСМЭН), а эту же книгу в электронном варианте можно найти бесплатно (например, на сайте nukadeti.ru, на сайте -Мишкины книжки – есть тексты сказок, аудио сказки, аудио рассказы и т.д.)- платишь только за пользование интернетом.

Недостатки электронной книги:

Необходимость поддержания заряда. Электронная книга требует поддержания уровня заряда аккумулятора, а в случае неожиданной разрядки читатель лишится возможности чтения в самый неподходящий момент.

Риск потери информации. Если электронная книга сломается, то есть вероятность полной потери данных. А это значит, что приобретать и скачивать все произведения придется снова.

Качество электронной книги. Практически все модели хрупкие. Их нельзя ронять, так как при падении они могут серьезно повредиться. А самые простые модели обладают еще и плохим качеством, из-за чего могут тормозить, зависать, выключаться или работать со сбоями.

Качество текста. Многие электронные варианты произведений представлены в интернете с ошибками, опечатками и прочими проблемами. Это, конечно, мешает чтению. (такое часто встречается в произведениях, которые можно скачать бесплатно)

Отсутствие ощущения чтения. Электронная книга не дарит тех чувств, ощущений, которые получает человек, перелистывая бумажные странички.

Недоступность некоторых произведений. К сожалению, не все можно найти в электронном формате. Некоторые популярные произведения на русском языке до сих пор можно приобрести только в классических бумажных изданиях.

2.2. Преимущества и недостатки бумажных книг.

Какие книги популярнее: электронные или бумажные? Привычные печатные издания до сих пор занимают первое место. Объясняется это их несомненными достоинствами:

Индивидуальность. Неповторимые, особенные обложка и страницы (шрифт, текстура бумаги) производят положительное впечатление, вызывают положительные эмоции.

Иное восприятие. Текст на обычной бумаге лучше воспринимается и запоминается.

Эмоциональность. При чтении бумажной книги читатель глубже переживает эмоции, сопереживает героям, как бы проживает с ними вместе историю, рассказанную автором.

Доступность. Приобрести любое произведение сейчас очень просто, т.к. магазинов много, а если какой-то книги нет в наличии, то ее можно заказать. При этом большинство книг стоит недорого.

Личный стимул. Домашняя, личная библиотека усиливает желание прочитать новые книги, их хочется брать с полки. Это хороший способ приучить детей к чтению.

Недостатки бумажной книги, их не так много:

Габариты. Наличие большого количества книг требует много свободного пространства. Даже для небольшой домашней библиотеки потребуется большой шкаф, на полках которого едва ли поместятся все произведения.

Вес. Даже среднего размера произведения достаточно тяжелые. По этой причине их неудобно брать с собой, например, на отдых, в поездку.

Потребность в освещении. Чтение бумажной книги бумажная требует хорошего освещения, иначе есть риск испортить зрение.

Но если сравнивать преимущества с недостатками, то недостатки бумажной книги просто меркнут на фоне достоинств.

Люди, читающие книги в бумажном переплете, говорят об особой энергетике бумажной книги. Вес книги в руке, ощущение особой фактуры бумаги, шелеста страниц, запах бумажной книги - все это делает ее неповторимой для нас, читателей. А сколько эстетического удовольствия приносит красиво оформленная книга! Ведь издатели тщательно подбирают обложку, иллюстрации, шрифт и переплёт. Красиво оформленную книгу читать вдвойне приятно, возвращаться к ней вновь и вновь.

Глава III.

3.1. Исследование общественного мнения по вопросу использования электронной книги и её бумажного эквивалента.

Чтение книг у современных школьников, к сожалению, не в почёте. Точнее, теперь мои сверстники читают в новом формате: меньше текста, больше информации и иллюстраций. На смену старым бумажным книгам пришли новые – электронные. А еще больше в ход идут аудиокниги, которые прослушиваются между делом — во время других занятий, в транспорте или даже во время компьютерных игр.

При подготовке материала для своей работы, я нашла много информации в интернете о том, что думают ученые о чтении классических бумажных книг.

Вот 9 причин, почему читать книги полезно:

Чтение книг увеличивает словарный запас.

Когда мы читаем произведения разных жанров, то сталкиваемся со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово нам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении нового слова можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

Чтение книг развивает речь, повышает уровень общительности.

Благодаря чтению мы начинаем говорить лучше, яснее и красивее. Читая, мы учимся сопереживать людям, ставим себя на место героя, -все это делает нас отличными собеседниками и помогает производить хорошее впечатление на людей. Любитель книг всегда «будет на голову выше» тех, кто обладает скудным словарным запасом, плохо формулирует свои мысли и часто в своей речи использует такие слова-паразиты, как «это самое», «как бы», «блин», «короче» и т.д.

3.Чтение добавляет уверенности.

Чтение книг делает нас более уверенными. В разговоре со сверстниками читающий ученик демонстрирует высокую эрудицию, свои знания в какой-либо области, и это позволяет ему чувствовать себя более уверенно. А одобрение окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

Чтение снижает стресс.

Бумажная книга имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

Чтение развивает память и мышление.

При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную мысль автора. Читая, мы представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы, даже запахи. Всё это тренирует память и логику.

Чтение делает нас более творческими.

Креативные люди могут разрабатывать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, мы можем почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

Чтение улучшает сон.

Если регулярно читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, не только улучшится сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

Чтение улучшает концентрацию внимания.

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности, в том числе и в школе.

9.Саморазвитие. Чтение помогает человеку познать самого себя, найти решение сложных вопросов, посмотреть на свою жизнь со стороны. Чтение книг помогает человеку сформировать свои взгляды на жизнь, свои убеждения и принципы. Книги могут вдохновить нас на самосовершенствование, самореализацию.

Практическая часть

Для своего исследования я составила анкету, которую заполняли ученики 3 Б и 2 А классов. Всем ребятам предложены одни и те же вопросы

Результаты анкетирования таковы:

В опросе участвовали ученики 3 Б и 2 А классов, всего 48 человек.

100% опрошенных имеют дома бумажные книги, у 29% опрошенных есть в доме и электронные книги, и они ими регулярно пользуются.

Какую же книгу предпочитают мои сверстники?

85% учеников предпочитают бумажную книгу, всего 15% предпочитают электронную.

98 % опрошенных учеников считают, что будущее все-таки за бумажной книгой и не считают ее пережитком прошлого, и лишь 2% опрошенных считают, что в будущем электронная книга полностью заменит бумажную.

Заключение.

Литература, как художественная, так и научная, учебная все больше переходит в Интернет и живет там уже в электронном виде. С одной стороны, это гораздо удобнее, на небольшом диске или флэшке можно хранить целую библиотеку, в которой, несмотря на внушительный объем все довольно просто найти.

И все-таки традиционная классическая книга не спешит исчезать из нашей жизни. Какими бы удобными не были электронные устройства, они все же не обладают теми достоинствами, которыми наделена бумажная книга. Может быть, поколение моих сверстников, которое уже воспитано на компьютерных технологиях и будет воспринимать электронную книгу как бумажную.

Начав свою исследовательскую работу, я предположила, что, если электронная книга является более дешевым и надежным источником информации, как считают многие, то, возможно, люди будут все чаще к ней обращаться, а это может привести к тому, что бумажная книга просто исчезнет, будет заменена электронным вариантом.

Проведя исследование, могу с уверенностью сказать- да, электронная книга стала неотъемлемой частью нашей жизни, но бумажная книга не исчезает бесследно, не становится пережитком прошлого. Те, кто привык по вечерам, удобно разместившись в кресле, открыть на нужной странице отложенную вчера книгу -детектив или интересную повесть, рассказ- вряд ли когда-нибудь променяют эти незабываемые ощущения от общения с бумажной книгой на электронный гаджет, который не передает ни специфический запах типографской краски новой книги, ни шелест страниц.

Проведя собственное исследование, анкетирование среди сверстников и изучив мнения ученых, я сделала вывод о том, что электронная книга является лишь дополнением к бумажной. Электронная книга удобна в одних ситуациях, бумажная – в других. То есть, -наша гипотеза о том, что бумажные книги являются пережитком прошлого, не подтвердилась. Мы выяснили, что электронная книга не является полноценной заменой бумажной книги.

У каждой из книг свои достоинства и недостатки, поэтому выбор остается за Вами, только вы решаете, какую книгу читать. Но совершенно точно одно- у электронной и бумажной книги одна и та же задача – донести до читателя информацию без искажений, сохранить особенность языка писателя, вызывать сопереживания у читателей, пробуждать их эмоции.

Моя работа называется -«Полюбить нельзя запретить». Где же поставить запятую, - каждый решает сам. Я для себя решила так - Полюбить! Нельзя запретить.

Приложение 1.

вопроса

3 классы

1.В вашем доме есть бумажные книги

100% - да

2.Есть ли в вашем доме электронные книги

29% - да

50% - нет

21%-не знаю

3.Какую книгу вы предпочитаете

85% - бумажную

15% - электронную

4.Как Вы считаете, за какой книгой будущее?

Бумажной – Электронной?

88% - бумажная

2% - электронная

10% - электронная и бумажная

Приложение 2

АНКЕТА ________________________________________

1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

Да Нет Не знаю

2.Нравится ли тебе читать книги?

Да Нет Не знаю .

3.Какие книги ты читаешь с удовольствием?________________________________

4.Какую книгу ты сейчас читаешь?______________________________

5.В вашем доме есть бумажные книги?

Да Нет Не знаю

6.Читают ли тебе родители книги?

Да Нет

7.Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своим впечатлением?

Да Нет Не знаю

8. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

Да Нет

9.Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься ли, когда тебе дарят книгу?

Да Нет

10.Есть ли в вашем доме электронные книги?

Да Нет Не знаю

11.Какую книгу вы предпочитаете?

Бумажную электронную

12.Как вы считаете, за какой книгой будущее?

Бумажной – Электронной.

Приложение 3

Источники информации:

http://www.bibliotekar.ru [Электронный источник]

http://tech.dobro-est.com [Электронный источник]

http://lifter.com.ua [Электронный источник]

http://amazon-kindle.by [Электронный источник]

http://compress.ru [Электронный источник]

http://www.genon.ru [Электронный источник]

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81

https://habrahabr.ru/company/muk/blog/123024/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8

http://nahshaus.ru/istoriya-elektronnoy-knigi/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B

http://velikayaborba.ru/read/printed_book.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_(%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%

Просмотров работы: 69