Какое замечательное время-лето! Пора отпуска у мамы и каникул у меня! Время, когда можно побыть вдвоём вдали от дома, посмотреть другие места, где ещё не был. Места, куда хочется вернуться ещё раз, хоть один раз…
Прошлым летом мы с мамой в августе решили отправиться отдыхать в Краснодарский край в Кабардинку. Сборы были недолгими ,ведь так хотелось погреться на летнем солнышке. Перелёт занял немного времени, и мы оказались на юге. Время летело быстро, но одно оставалось неизменным:
наша традиция посещать места, где никогда не были. Экскурсовод отеля предложила на выбор несколько экскурсий: и в аквапарк, и в дельфинарий, и по ночному Геленджику, и на Малую землю. Последнее название меня заинтересовало: разве есть Большая Земля и Малая земля? Мама увидела вопрос в моём взгляде, и решила отправиться на эту экскурсию.
И вот мы мчимся по широкой дороге мимо огромной Цемесской бухты в город-герой Новороссийск. Пока ехали, я узнал, почему города получают название герои, чем знаменита Цемесская бухта .Время пролетело незаметно и вот мы у ансамбля-мемориала Малая земля, созданного в память о событиях времён Великой Отечественной войны, когда отряд красноармейцев 4 февраля 1943 года под руководством майора Куникова отстаивал этот небольшой стратегически важный участок земли под « градом и ливнем пуль», как сказала экскурсовод. Я попросил объяснить мне значение этого словосочетания , и был поражён, что огонь бывает такой силы. Какими же бесстрашными оказались моряки и пехотинцы в то время! И я могу их понять ,ведь в городе, частично оккупированном фашистами, этими врагами было уничтожено не только более семи тысяч раненых и больных советских воинов. Оказывается, гитлеровцы совершенствовали технику массового убийства людей, создавая крематории («бани особого назначения», «газовые автомобили),в которых сжигали живых людей. Это были обычные люди, такие же взрослые и дети, которые не виноваты ни в чём!
Я видел, как горит огонь в домашнем очаге, мирный огонь. Мне страшно представить, как горят живые тела – и мурашки сейчас у меня по всему телу.
Люди, как рассказывала экскурсовод, превращались в пепел, и их уже нельзя было предать родной земле .Просто пепел… А изуродованные тела двадцати девушек –комсомолок, казнённых на глазах мирных жителей для устрашения ….Мне ,одиннадцатилетнему мальчику, не понять и не прочувствовать пока, как же больно и как же не хотелось им умирать….
Но больше всего меня заинтересовал сам мемориал ,представляющий стелу, напоминающую корабль, на борту которого –рельеф с бойцами.
Я присмотрелся внимательно: они словно готовы и сейчас ринуться в бой словно готовят план действий. Немцы хотели уничтожить людей, жителей города, захватить порт, и им частично удалось это, но дорогу преградил отряд морских пехотинцев, защищать Новороссийск от врагов. Лица у них серьёзные, сосредоточенные, словно готовят план действий. Немцы хотели уничтожить людей, жителей города, захватить порт,и им частично удалось это,но дорогу преградил отряд морских пехотинцев. Экскурсовод интересно рассказывала, как командование просило майора Куникова с его отрядом морской пехоты отстоять этот небольшой клочок земли, Малой земли, завоевать который немцам было нельзя, иначе оборона города сорвётся и враг победит на этом участке фронта.
И вот ,наконец, нас пригласили внутрь мемориала. Неожиданно заиграла дыхание… И это вполне оправданно, потому что мы стали медленно драматичная (траурная?) музыка , да так громко, что у нас с мамой замерло подниматься по уходящей ввысь, словно в небо, лестнице, и со стен внимательно смотрели на нас барельефы Героев Советского Союза. На мгновение мне показалось, что они строго спрашивают нас , взрослых и детей, знаем ли, помним ли и чтим в жизни память тех, кто отстоял этот город, подарил возможность отдыхать здесь, на берегу Чёрного моря, в районе Цемесской бухты да и в самом городе. Мне не было страшно в тот момент, нет, но я начал осознавать, что героический подвиг способен совершить не каждый человек, а только тот, кто силён духом… Тут я поймал себя на мысли : а я ,когда вырасту, способен буду на подвиг? Нет, пока не готов себе ответить на этот вопрос...Наверное, потому что мне ещё всего 11 лет…
Мы поднимались по этой лестнице , и я не мог понять, почему слёзы сами катятся по моим щекам. Посмотрел на маму- слёзы были и у неё. Неожиданно яркий свет ослепил нас : все подошли к скульптурной композиции «Сердце». В стене, словно пробитой снарядом, израненной пулями, была пробоина в форме плацдарма Малая земля, в которой билось сердце с капсулой. Сердце воинов , знающих, что ,оказывается, подкрепление будет нескоро, многие не смогут дожить и должны погибнуть ,но не покинувших поле боя ,хотя майор Куников выстроил отряд и предложил больным и молодым уехать и не подвергать жизнь опасности. А внутри –капсула гильза со списком погибших в боях за Новороссийск…Слёзы я уже не мог сдержать после рассказа экскурсовода…Я тихонько заплакал…Странно, но никто из людей не возмутился, не стал ругать меня и мою маму… Наоборот, все ,как я заметил, тихонько плакали ,вытирая катившиеся по щекам слёзы…Плакали взрослые, словно чувствуя единение со взрослыми, плакали дети…А сердце билось и билось , не прекращая излучать яркий красный свет….. Нам предстояло спуститься по этой лестнице вниз, рассматривая также барельефы со списками соединений и частей, которые держали оборону этого маленького, но стратегически важного участка земли. Я, к сожалению, не смог запомнить все эти названия.
Когда мы вышли из мемориала, музыка прекратилась так же неожиданно, как и началась. Потом экскурсия продолжилась дальше, но я шёл, всё оглядываясь на этот мемориал. Он словно звал обратно, внутрь, голосами героев войны, прося новой встречи.
Вечером мы вернулись в отель. Отпуск у мамы заканчивался, и пора было собираться домой. Через несколько дней мы уехали из Кабардинки, увозя запах моря, теплоту солнца. А в самолёте, глядя в высокое бескрайнее небо, я внезапно вспомнил длинную лестницу, уходящую ввысь, в небеса.. Может, в память о тех, кто погиб , может, в память о душах, превращённых фашистами в пепел…Они с небес смотрят на нас, словно пытаясь узнать : помним ли и чтим в жизни память тех, кто отстоял Малую землю ценой своей жизни, под «градом и ливнем пуль», кто остался не преданным родной земле, просто песчинками пепла.. Мне вдруг захотелось попросить командира корабля развернуть самолёт и привезти всех нас, сидящих в нём, туда, где шли бои, где гибли заживо сожжённые люди ,чтобы все им поклонились, до земли поклонились… Так захотелось мне вернуться туда, на Малую землю, так захотелось.…Думаю, люди меня поняли.