Братские могилы

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Братские могилы

Лебедев А.А. 1
1Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Гусевский стекольный колледж»
Стогова О.А. 1
1Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Гусевский стекольный колледж»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
В.Высоцкий.

"Лишь бы не было войны", - всегда говорила моя бабушка. Она знала о войне не понаслышке. Моя бабушка не была участницей сражений, она родилась 11 апреля 1942 года. Все, что она мне рассказала, было ее яркими детскими воспоминаниями.

Война застала всех врасплох. Прабабушка и прадедушка узнали о нападении Германии на Советский Союз, когда вернулись из бани. Во всем доме не было ни куска хлеба. «Война началась, а у нас даже хлеба нет…» - эти слова прабабушки знают все поколения нашей семьи. Моя прабабушка Лебедева Мария Викторовна работала на станции Гусь-Хрустальный телеграфисткой. Ее не взяли на фронт только потому, что кроме своих троих детей она взяла в свою семью две племянницы (3-х и 5-и лет), оставшихся сиротами. Ее муж Лебедев Василий Григорьевич был призван на фронт осенью 1941 года сапером. Уходя на войну, он знал, что жена ждет четвертого ребенка, и сказал, что обязательно вернется. В нагрудный карман гимнастерки он положил детское платье младшей дочери Галеньки, которое хранил, как самое дорогое.

Все пережитое на войне он называл адом. В тяжелых боях под Вязьмой их батальон попал под перекрестный огонь. Позже они 40 дней выходили из окружения. Оставшись без еды, солдаты были вынуждены есть падаль, например, голову мертвой лошади. В боях под Вязьмой мой прадедушка был ранен осколком в голову, лежал в госпитале, а потом снова вернулся на фронт.

Он со слезами на глазах рассказывал не только о погибших однополчанах, но и о жертвах среди мирного населения. На Смоленщине, проходя через деревню, они зашли в избу и увидели расстрелянную семью. А в печке стояли еще горячие щи… Мимо колодцев нельзя было пройти, оттуда слышались стоны и крики умирающих. Фашисты бросали туда еврейских детей.

9 мая 1945 года война для моего прадедушки не закончилась: их перебросили на японскую войну. Вернувшись в Гусь-Хрустальный, он был рад видеть семью и дочку, родившуюся в 1942 году, мою любимую бабушку Лебедеву Валентину Васильевну. Желая побаловать малышку, он давал ей все, что привез. Однополчане знали, что у дедушки четверо детей, и передали с собой много продуктов (американскую тушенку, изюм, шоколад…) Но девочка не брала невиданные продукты, называя белый хлеб мылом, а просила черного хлеба, который по-своему называла «лаба». Теперь дедушка понял, как жили его родные все это время. Не хватало продуктов. Только для работающих была «пайка» хлеба, которая весила 250 грамм, а для иждивенцев (стариков и детей) она была еще меньше. Одно из первых детских впечатлений бабушки – радость от найденной в кухонном шкафу крошки хлеба. Запомнила она и старшего брата, который сидел на печке, плакал и повторял только одну фразу: «Хочу есть, хочу есть, хочу есть…». Сладости заменяла высушенная в печке свекла и морковь. Из кормового овса варили кисель. Очистки от картошки не выбрасывали, а промывали и запекали. Получались своеобразные лепешки, которые дети называли «шлеп на шлеп».

К счастью, несмотря ни на что вся семья выжила. Прабабушка меняла на продукты вещи. Особенно плакала она, когда пришлось продать костюм мужа. За 40 километров из окрестных деревень приходилось нести на своих плечах мешок с картошкой для всей семьи. Для малышки из деревни родственники присылали замороженное молоко.

Послевоенные годы были трудными, но вся семья была вместе: прадедушка и прабабушка работали, дети учились, прадедушка сам своими руками выстроил дом. Солдатскую гимнастерку и шинель прадедушка носил много лет, а прадедушкиными медалями за доблесть и мужество, проявленными на войне, играли дети. Из шестерых мужчин семьи Лебедевых, ушедших на фронт, вернулись домой только двое... Наверно поэтому бабушка повторяла: "Лишь бы не было войны"...

Однажды я нашел дома старые тетради, исписанные мелким почерком. Мама сказала, что это дневники ее отца, моего дедушки Молчанова Николая Владимировича. Он, как и бабушка, родился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война. Он был девятым ребенком в семье, его мама умерла, когда ему было семь месяцев. Его просто отправили «умирать» в деревню к тетке. А он чудом выжил. На отдельном листочке я увидел стихотворение, которое он посвятил своему старшему брату, погибшему на войне. Я читал строчки, написанные дедушкой, и далекие сороковые годы двадцатого века становились ближе, реальней.

Брату Саше
Брат погиб под Кенигсбергом.
Двадцать было с небольшим.
Я не знаю, каким был он.
Но ведь был же он живым!
Босоногий, беззаботный
Мчался по деревне вскачь.
В небе змей, мукой клееный,
А в ногах тряпичный мяч.
С огородом и покосом
не по книжкам был знаком.
Коль родился Сашка первым,
Был бы первым мужиком.
Соловьем пропело детство.
Юность… А была ль она?
Войной каркнула ворона.
Юность сразу умерла.
Умерла, как умирает
Колокольчик на стерне.
Был ли синенький платочек,
Тоже неизвестно мне.
Боевая подготовка.
Рев машин. Снарядов свист.
Срок – три месяца.
Извольте. Сашка-брат – артиллерист.
У войны свои дороги.
Нам бы лучше их не знать.
Но поверьте, кто ж захочет
В двадцать с лишним умирать?
Рок судьбы, а может случай…
Иль в прицеле был просчет….

Стихотворение осталось недописанным. Я задумался. Мне вдруг захотелось увидеть брата дедушки, простого солдата, погибшего юношей на войне. Мама нашла единственную сохранившуюся фотографию. С нее на меня смотрит обычный мальчишка лет пятнадцати. На обороте надпись: «Шурка Молчанов, 1935 год». Был деревенским мальчишкой, а стал солдатом Великой Отечественной. Если б не было войны, то он был бы жив.

Я понял, что важно не только говорить о любви к России и своей семье, но и быть готовым защищать свой дом, свою Родину. Великая Отечественная война закончилась в 1945 году. А в 2015 году на защиту далеких рубежей нашей Родины заступили мои старшие братья Кирилл и Максим Лебедевы. Они отслужили срочную службу там же, где погиб брат дедушки, в Калининграде. Вернулись и привезли моей маме грамоту за хорошее воспитание отличных бойцов от командования Балтийского флота.

Я мечтаю побывать в тех местах, где служили мои братья, и найти могилу брата дедушки, Молчанова Александра Владимировича.

У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?...

Просмотров работы: 86