Сказка-эссе о Федоре-актере и русском театре

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сказка-эссе о Федоре-актере и русском театре

Митрофанова К.Р. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 481 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга
Сторонкина Т.Н. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 481 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Давно то было, более двухсот лет назад. Правил тогда Россией царь просвещенный, желавший, чтобы народ его был образованный, а страна развитая. И «прорубил» он окно в Европу, в которое тотчас пробрались умельцы европейские да стали людей русских обучать всему иностранному и в то время модному. Дивился народ русский непривычному да учился всему заморскому, хоть и от традиций своих привычных, древних совсем-то отходить не хотел.

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди…

А началась сказка, когда в то же окно пробрался Дух-не-русский, или Нерусь, как сам себя называл. Дух был красавец модный, европейский, хитроумный, хоть в общем-то и не злой. Просто любил он все свое, заграничное, и не хотел, чтобы Россия отличалась от других стран европейских. Нравился ему и театр свой, чужеземный, – с пением и танцами, с декорациями яркими да на языках иностранных, чтобы люди на Руси развлекались и ни о чем не думали. А как и не полюбить такое людям знатным, придворным, кто и языки понимал, и развлекаться любил. А простой-то народ и увидеть не мог диво заграничное: негде было, потому как во дворцах-то не бывал.

И радовался Нерусь, что все для него так хорошо да ладно устроилось.

А в это время в Костроме старинной в семье купеческой родился мальчик Федор, который любил все русское: и Кумедь на ярмарках, и праздники народные, и гулянья удалые да веселые. Любил приходить на берег реки и рассказы бурлаков слушать, что по Волге ходят. Еще промыслы народные осваивал с братьями своими.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Прошло время, и как подрос Федор, так в саму Москву учиться поехал – языкам и наукам разным. Выделялся умом своим да прилежанием. А однажды с учителем по механике попал за кулисы театра, увидал актеров и зрителей, да и сам захотел на сцене представления давать. Родилась мечта у него – создать в родном городе театр, да чтоб не на чужом, а на русском языке о добре и зле людям рассказывать. С друзьями своими ярославскими начал он спектакли ставить в амбаре, где прежде его отчим-купец товар свой хранил. И полюбил народ актера Федора да театр его. И слава о нем дошла до столицы, до самой царицы Елизаветы Петровны, которая Указом специальным вызвала его к себе. Неделю шел обоз театральный по дороге зимней, с декорациями да костюмами, прямо в Царское село.

Увидел их Нерусь и ужаснулся: кто это посмел его порядки нарушать! Вмиг превратился он в господина аккуратного, носатого, в парике напудренном да перчатках белых: любил он так красиво выглядеть, когда гадости свои делал. И в руках держал табакерку модную с узорами, а в ней порошок волшебный. Прошелся он меж повозок да незаметно порошок тот и рассыпал там. Захворали актеры, что ехали к царице, и не смогли ее в полную силу удивить-порадовать искусством своим. Заместо того чтобы театр создавать с ними, отправила царица Федора и актеров манерам учиться и наукам важным. Ох как радовался Нерусь, потому как царица с придворными продолжала смотреть спектакли лишь иностранные, а Федор в ту пору далеко был.

Прошло три года и три месяца, но не оставил мечту свою Федор. Все силы направил на создание театра, и все, чему учился, пригодилось ему в этом. И – вот радость-то! – издала государыня главный Указ о создании русского театра и его, Федора, первым актером назначила. А здание-то большое им выделила в столице – на Васильевском острове.

Стали артисты спектакли готовить да зрителей приглашать, потому как театр без них не существует.

А что же Нерусь? Прознал об Указе, разозлился и поспешил на остров в театр новый. Снова превратился он в господина аккуратного, носатого, в парике напудренном да перчатках белых, с табакеркой в руках, притворился зрителем и, как прежде, порошком своим волшебным посыпал там. И тут же полчища крыс атаковали весь дом: и костюмы драли, и декорации грызли, и зрителей отпугивали. Погибал театр! Но помощь подоспела. Небывалый Указ царицы гласил: «Отпустить на нужды первого российского театра триста котов и кошек, искусных в ловле крыс…». Спасен был театр! А Федор великим актером стал, и зрители мечтали увидеть его на сцене. А представления первого русского актера начали с успехом устраивать и при Дворе.

Не смог Нерусь смириться с этим. Трагические события – смерть царицы и приход нового государя – были на руку Нерусю в его планах. Царь Петр Федорович не любил ничего русского. Трудные времена наступили и в стране, и в русском театре. Часто захаживал к царю господин аккуратный, носатый, в парике напудренном да перчатках белых, с табакеркой в руках. Сыпал он свой волшебный порошок – и перестал царь сам ходить в театр русский, да и другим велел спектакли веселые, но иностранные смотреть. А народ русский царя и не поддержал, восстал он и царицу себе новую выбрал. Екатерина Алексеевна, хоть и из земель немецких была, да полюбила народ русский и душу его широкую. Знала и ценила она Федора и назначила его в Первопрестольной главным организатором маскарада на своей коронации. Невиданное зрелище было тогда: шествие театральных колесниц с песнями, танцами, обличением пороков и славой добродетели собрало великое множество людей разного сословия. Вся Москва стала зрителем творения Федора и актеров русских.

Увидел все это Нерусь, не выдержал – и сбежал в Европу. А театр русский с того времени и по сию пору славится как театр благородных человеческих чувств, как театр, который учит землю родную любить, что и в горсти мила. И собирает театр, первым актером и основателем которого был Волков Федор Григорьевич, множество зрителей не только на Руси, но и по всему миру.

Много с того времени воды утекло, а память о Федоре как о человеке, которому обязаны мы созданием русского самобытного театра, что воспитывает, добрее и умнее делает, живет и поныне в сердцах людей.

Просмотров работы: 50