Кавказ в жизни и творчестве русских писателей и поэтов

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кавказ в жизни и творчестве русских писателей и поэтов

Акопджанова М.А. 1
1МБОУ СОШ №6
Труфанова А.А. 1
1МБОУ СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Не так давно в русской литературе возникла одна из самых интересных и волнующих тем — тема Кавказа. Судьбы жителей этого края, его природа, народ, культура - всё это нашло место в произведениях русских писателей и поэтов, чья жизнь тесно связана с Кавказом.

Актуальность исследования.

Всё со временем уходит в прошлое, но узнавать историю своей Родины хочется всегда. Благодаря произведениям поэтов и писателей мы можем оказаться ближе к истине.

Объект исследования: произведения русских поэтов и писателей, в которых повествуется о природе и людях Кавказа.

Предмет исследования: биографии поэтов и писателей, писавших о Кавказе, анализ произведений о Кавказе.

Цель исследования: выяснить влияние Кавказа на отношение к миру русских поэтов и писателей, отражение темы Кавказа тся в их произведениях. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-изучить причины пребывания А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого на Кавказе;

-рассмотреть наиболее значимые произведения о Кавказе А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого;

-сделать выводы о влиянии природы и жителей Кавказа на писателей и поэтов.

Гипотеза: можно предположить, что природа, люди Кавказа оказали большое влияние на становление личности А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого.

В процессе работы были использованы следующие методы:

- поиск источников информации;

- теоретический анализ опубликованной литературы, документов;

- сравнительно-аналитический и описательно-практический.

Сбор материала проводился в городе Пятигорске, в Центральной библиотеке имени М. Горького.

Глава 1. Кавказ в жизни и творчестве русских писателей и поэтов.

Кавказ — это край гор и цветущих садов, гордых и трудолюбивых людей. В большинстве случаев писателей и поэтов интересовала как природа, так и горцы, живущие здесь. Несмотря на то, что людей отправляли сюда в ссылку, они были рады приехать на Кавказ, называя его ласково «Тёплая Сибирь». Кавказская земля связана с именами многих писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и многих других. Раньше все считали, что Кавказ — окраина с вечными войнами и инакомыслящими людьми. Только лишь произведения поэтов передали всю красоту этого места, его природу и доброту народа.

Огромное значение Кавказ оказал на историю русской литературы. Часто сюда приезжал А.С.Пушкин. В 1822 году появилось первое крупное произведение о Кавказе - «Кавказский пленник» А.С.Пушкина. В 1888 году А.П.Чехов путешествовал по Кавказу. Больше двух лет Л.Н.Толстой провёл на Кавказе. Здесь родился В.Маяковский. С.Есенин, также побывавший здесь, написал стихотворение «На Кавказе», в нём рассказал о том, как Кавказ повлиял на судьбы других писателей и поэтов.

С.Есенин отмечает, что пока А.С.Пушкин находился в ссылке, его талант проявил себя полностью. Писатель говорит о судьбе М.Ю.Лермонтова: он был навеки «пулей друга успокоен» на Кавказе.

Глава 2. А.С.Пушкин — первооткрыватель темы Кавказа

2.1 Кавказ в жизни А.С.Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети 19 века.

«С лёгкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною, не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поезии, страною кипучей поезии и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы осветила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем» [2], - писал Белинский, так как «Кавказский пленник» является началом произведений о Кавказе.

Путешествие на Кавказ было мечтой Пушкина с юных лет, он был наслышан о нём от своих знакомых. И вот первая поездка состоялась в 1820 году. Поэту очень понравился этот край чудной природы. В 1820 году, подъезжая к Ставрополю, Пушкин увидел снежные вершины Кавказского хребта. Об этом он позже написал: «Великолепные картины, престолы вечные снегов, очам казались их вершины недвижной цепью облаков, и в их кругу колосс двуглавый, в венце блистая ледяном, Эльбрус огромный, величавый белел на небе голубом» [5].

Кавказ со своими неимоверными красотами не мог не привлечь музу Пушкина, поэтому уже после второго приезда сюда Пушкин выпускает ряд произведений: «Кавказский пленник» (1822), «Кавказ» (1829), «Обвал» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Путешествия в Арзрум» (1836). За всю свою жизнь поэт был на Кавказе дважды.

21 мая 1829 г. Пушкин увидел осетинские обряды, описанные в «Путешествие в Арзрум». «Я посетил один из аулов и попал на похороны. Около сакли толпился народ. На дворе стояла арба, запряженная двумя волами. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и с горьким плачем шли в саклю, ударяя себя кулаками в лоб. Женщины стояли смирно. Мертвеца вынесли на бурке, положили его на арбу.

Один из гостей взял ружьё покойника, сдул с полки порох и положил его подле тела. Волы тронулись. Гости поехали следом. Тело должно было быть похоронено в горах, верстах в 30 от аула. К сожалению, никто не мог объяснить сих обрядов» [7]- рассказывал сам Пушкин.

2.2 Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А.С.Пушкина

Поэма «Кавказский пленник» была задумана на Кавказе, но писал её Пушкин в течение шести месяцев в четырёх городах. Это произведение поэт посвятил Н.Н.Раевскому-младшему. Поэта интересовала жизнь местного народа, и именно это подсказало сюжет произведения. Всё, что написано в поэме, было реальными историями местных жителей, которых встречал Пушкин. Тема свободы главная в поэме «Кавказский пленник». Поэт хотел отобразить в образе пленника равнодушие к жизни, раннюю старость души, был одинок, его предали друзья, он не хотел продолжать жить на своей родине, мечтал о свободе.

Главный герой отправляется на Кавказ, чтобы обрести ту духовную свободу, которая была характерна для местных жителей. После того, как попал в плен, он лишился физической свободы, в плену удивляется стремлению горцев к свободной и независимой жизни. Со временем пленник привык к такой жизни, но все равно утаивал в глубине души разочарование, он находил радость, когда смотрел на необычайно красивые пейзажи природы Кавказа. Сам поэт считал, что черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть его повести.

Итак, в поэме «Кавказский пленник» мы видим, как природа и жители Кавказа повлияли на душевное состояние пленника.

Глава 3. По следам великого Л.Н.Толстого

3.1. Кавказ в творчестве Толстого.

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Впервые писатель попал на Кавказ в 1851 году. Он говорил: «Я жил безобразно, без службы, без занятий, без цели». Чтобы избавиться от этого, Толстой отправляется на Кавказ со своим братом

Писатель провёл на Кавказе не так много времени, всего два с половиной года, но именно здесь написал свои первые произведения. Кавказ сильно повлиял на Толстого, он сам говорил: «Всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением»[3]. Если изучить дневники и записки этого периода, можно понять, что Толстой интересовался жизнью чеченцев. В 1851 году он вместе с братом принял участие в бою против горцев. Находясь на Кавказе, Толстой наблюдал за солдатами и писал, что «ни в ком не мог заметить беспокойства» перед началом боя. Вернувшись, он начинает заполнять дневник, а позже пишет роман «Четыре эпохи развития». В 1853 году писатель уезжает в Крым, но через некоторое время пишет в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью» [3]. Толстой всегда отмечал, что его жизнь можно поделить на 7 периодов, и тот, проведённый на Кавказе, — один из самых важных.

Позже Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», завязка которого связана с реальными событиями, происходившими с писателем во время службы в 1853 году. Толстой писал: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» [3].

3.2. Образ Кавказа в рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

Рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой считал лучшим своим произведением, так как, по его мнению, именно здесь он нашёл те правильные слова, которыми описал жизнь людей, живущих на Кавказе. Толстой раскрыл их мировоззрение, нравственные ценности. Так, главный герой Жилин был стойким и крепким юношей, который помогал людям в плену, не сдавался и после неудачных попыток смог сбежать оттуда. А вот Костылин относится к тем людям, которые сами ничего делать не хотят, а ждут помощи от других, поэтому он мало того, что остался в татарском плену, еще и попал в свой: плен эгоизма, злобы и слабости. В его образе автор подчёркивает, что пока человек не выберется из своего собственного плена, он будет вызывать у людей только лишь жалость и сострадание.

Толстой считал, что несмотря ни на что, люди едины, а связывает их мир. Всё человечество сумеет найти подход друг к другу, так как нравственные ценности у всех одни — любовь к людям, готовность прийти на помощь, дружба и честность. Писатель убеждён, что «самое прекрасное в человеке — любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью» [6]. Именно поэтому автор обращается к детям и хочет им донести, что нет ничего важнее доброты, хочет научить отличать добро от зла.

Итак, автор в этом произведении чётко расставил границы между хорошим и плохим. Хотел доказать, что мир не должен разрушиться войной, а, наоборот, должен процветать благодаря красоте человеческих душ и их поступкам.

Глава 4. «Мятежный гений вдохновенья» - М.Ю.Лермонтов

4.1. Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Кавказ сыграл огромную роль в жизни и творчестве Лермонтова. Начиная с детских лет, поэт был здесь неоднократно. За всю жизнь Лермонтова отправляли в ссылку два раза - на Кавказе. Здесь же его короткая жизнь закончилась. Всё, что происходило в стране, Лермонтов знал, и так или иначе это отражалось в его творчестве. По мнению В.Г.Белинского: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его величавой природы, как Лермонтов...» [2].

После рождения Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева основала новое село недалеко от своего имения. А название дала в честь своего внука.

В шесть лет поэт впервые посетил Кавказ, когда бабушка привезла его на воды лечиться. Следующая поездка состоялась в 1825 году.

В 1837 году после пребывания в Пятигорске и Кисловодске поэт пишет роман «Герой нашего времени», прочитав который, я поняла, насколько сильно Лермонтов любил Кавказ. Этот край помог Лермонтову выпустить давно задуманные произведения: «Демон» и «Мцыри».

В 1841 году, на двадцать седьмом году жизни, состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова, в результате которой великий поэт погиб. Он был похоронен на Пятигорском кладбище, а после Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.

4.2. Образ Кавказа в произведении «Кавказский пленник» М.Ю.Лермонтова

Прочитав поэму А.С.Пушкина «Кавказский пленник», Михаил Юрьевич пишет своего «Кавказского пленника», но многое изменяет в произведении: это были правки, отображающие состояние души поэта. Лермонтову не хватало дружбы, настоящих друзей, а его герой никогда не оставался один во время несчастий. Пленник в произведении поэта не был разочарован жизнью, он искал поддержку у друзей. А в конце Лермонтов добавляет трагичности поэме: освобождённый черкешенкой пленник прямо на её глазах умирает от пули, посланной её отцом. А девушка, не выдержав этого, потопляет себя

Михаил Юрьевич многое изменил в этом произведении, это были правки, отображающие состояние души поэта. Лермонтову не хватало дружбы, настоящих друзей, а его герой никогда не оставался один во время несчастий.

Заключение

Проанализировав биографии и произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, я могу сказать, что природа Кавказа, местные жители сильно повлияли на становление личности русских писателей и поэтов. Их образ жизни, мировоззрение формировалось с каждым разом, когда они посещали Кавказ. Но каждый из великих поэтов и писателей воспринимал этот край по-своему. Прочитав произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, воспринимаешь Кавказ не просто как окраину Российской империи, куда отправляли в ссылку, но и как место с необычайно красивой природой, людьми, которые готовы всю жизнь бороться за свою свободу и независимость.

Список используемой литературы

Белинский В.Г. «Сочинения Александра Пушкина», издательство «Детская литература», Москва, 1969. – С. 308-314.

Дневники Белинского. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://poesias.ru/letters/belinskii-vissarion-g-perepiska/index.shtml

Дневники Толстого. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/index.htm

Лермонтов М.Ю. «Сочинения. Том первый», издательство «Правда», Москва, 1988.

Пушкин А.С. «Сочинения в 3-х т. Том второй», издательство «Художественная литература», Москва, 1986. - С. 3-24.

Толстой Л.Н. «Кавказский пленник», Издательство «Советская Россия», Москва, 1984.

Электронный ресурс - Режим доступа: https://mir-knig.com/read_391354-93

Просмотров работы: 2611