Музыка Иоганна Себастьяна Баха

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыка Иоганна Себастьяна Баха

Федотова Я.В. 1
1Детская школа искусств Алтайского государственного института культуры
Голощапова О.В. 1
1Алтайский государственный институт культуры
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассказывать о музыке словами, конечно, возможно, но сложно, хотя я всё же постараюсь это сделать, чтобы это стало поводом послушать ее, познакомиться с ней другим людям. Казалось бы, нота – звук и слово – тоже звук, но как сильно они различаются, как по-разному воспринимаются.

Хотя и аналогию между ними провести всё-таки можно. Звуки-слова формируют предложения, которые в свою очередь складываются в смысловые фразы, законченные повествования. Звуки-ноты составляют музыкальные фразы, которые выливаются в мелодию, а из различных мелодий складывается целый концерт.

Но именно баховская мелодика очень трудно поддаётся описанию. Вспоминаются слова немецкого писателя и поэта Бертольда Авербаха: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить – на нём душа говорит с душой». Порой слова не способны так ярко выразить то, что музыка расскажет сама за себя, выражая собой всё, что чувствует душа.

Композитор Бах писал мелодии так, как будто бы хотел понять и удостовериться в возможности одними только средствами музыкальной выразительности заставить человека чувствовать самым глубоким образом, верить самой «истинной верой» и переживать всей своей душой. Потомственный музыкант Бах ставил себе высочайшие цели достигнуть в музыке вершин, когда ей уже будет полностью подвластен человек, когда ни слова, ни глаза не нужны – музыка всецело захватит слушателя. И Бах виртуозно это сделал!

Музыка Баха пришла к нам из XVII-XVIII веков и носит отпечаток своего времени, передаёт его характер. После смерти Баха прошло уже более 200 лет, но по-прежнему интерес к его музыке только увеличивается. Хотя от современников композитор не получил должного признания.

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах принадлежал к старинному музыкальному роду Бахов, ведущих свою родословную с начала XVI века. Мир Баха выделяется необыкновенной гармоничностью, упорядоченностью и уравновешенностью, он словно бы продуман с самого начала.

Б ах очень часто в своих произведениях не давал никаких определённых указаний будущим исполнителям касаемо параметров сочиняемой музыки (темпа, динамики и пр.). Он не называл свои творения программными именами и даже порой не указывал, для какого инструмента создан тот или иной музыкальный опус. Что хотел сказать он своей музыкой для нас во многом загадка. Для тех, кто её исполняет и для тех, кто её слушает. Точнее выразиться так: и исполнитель и слушатель сами вольны направлять свои мысли и выбирать себе образы! Можно лишь предположить, что Бах делал это намеренно.

Я хочу рассказать об одном из произведений великого и мудрого, скромного и упорного музыканта Иоганна Себастьяна Баха – «Менуэт». Менуэт — это танец, а в переводе с французского слово означает «маленький шаг». Со второй половины XVII века менуэт становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный.

Этот танец отличается плавностью и мягкостью исполнения, торжественностью движений. Музыкальный размер танца – три четверти. Менуэт строится в основном на галантных поклонах и реверансах. Женщины наряжались в длинные, очень пышные и необъятные платья с кринолинами, сооружали на голове большие объёмные прически сложной конструкции. В те времена красивые укладки знатные дамы делали только при помощи своих фрейлин. Мужчины также надевали красивые торжественные костюмы, но они очень сильно отличались от современного наряда. У кавалеров были обтянутые светлыми чулками ноги в туфлях на каблуках и с изящными бантами. В танцевальном зале главный – это распорядитель бала. Только он всегда следил за порядком танцев, и в зале ему нужно было безоговорочно подчиняться.

С помощью средств художественно-музыкальной выразительности Бах передаёт образ танца. Это медленная и спокойная музыка, с красивой волнообразной, но часто нисходящей мелодической линией. Её ровный ритм соответствует размеренному шагу в танце. Фактура этого произведения полифоническая, что означает многоголосие. Тихая музыка и минорный лад, связное звучание звуков подчеркивают светлую грусть, томление, передают задумчивое, грустное настроение.

После знакомства с Бахом, с его жизнью и некоторыми музыкальными произведениями, я написала вот такое небольшое стихотворение, восхищаясь его творениями:

Бах звучит в голове непрерывно

Утром, вечером, ночью и днём.

Понимаю, что мир всесилен,

Когда музыка есть в нём!

Менуэты, фуги и мессы…

Сотни ноток сплелись в оркестре,

Отражаясь в сфере небесной

Так же звёзды колышутся в бездне.

Бах как космос – непостижимый!

Гармоничный и величавый.

Среди многих – недостижимый,

Он один из самых редчайших.

С воей музыкой Бах задает много вопросов и почти все из них оставляет без ответов. Он просто хочет подтолкнуть человека задавать вопросы самому себе. Думать. Искать. Творить. Страдать и верить. Созидать и мечтать. Никогда не сдаваться. Музыка Баха способна одинаково помочь в поисках истины и довериться мечтам и фантазиям. Главное в Бахе – его музыка, а она никогда не обманывает.

Просмотров работы: 16