Чем опасен малоподвижный образ жизни

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чем опасен малоподвижный образ жизни

Лебедев М.П. 1
1МБОУ "Гимназия №48" г. Челябинск
Ершова Е.А. 1
1МОУ "Канашевская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. В век всеобщей компьютеризации различных видов деятельности человек всё меньше и меньше уделяет внимание своему физическому развитию. Родители часто не обращают внимание на малоподвижный образ жизни своих детей, которые всё чаще подвижные игры и занятия в спортивных секциях заменяют на компьютерные игры. Во многих семьях есть по одному, а то и по два компьютера, ноутбук, мобильные телефоны с различными играми, но нет ни одной скакалки или мячика, не говоря уже о спортивном уголке. Да и в школе, вместо того, чтобы побегать на перемене, детей часто можно увидеть склонившимися над каким ни будь «гаджетом» или в столовой с пирожком. Сколько детей освобождены от физкультуры?

Проблема. Малоподвижный образ жизни школьника.

Я задал себе вопрос: Действительно ли ребенку, имеющему проблемы со здоровьем, необходимо двигаться.

Цель: определить влияние малоподвижного образа жизни на здоровье детей.

Задачи:

Изучить учебную и научную литературу по теме исследования;

Рассмотреть понятие «гиподинамия», ее причины и влияние на здоровье человека.

Провести анкетирование среди школьников;

Проанализировать информацию, полученную в результате анкетирования;

Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для обучающихся, освобожденных от физической культуры.

Гипотеза: Если мы узнаем, как влияет малоподвижный образ жизни на здоровье ребенка и его развитие, то станет понятным, необходимы ли какие-либо физические нагрузки, и если необходимы, то какие.

Объект исследования: гиподинамия.

Предмет исследования: влияние гиподинамии на общество.

Методы исследования: аналитический, статистический, социологический, обобщающий.

1. Проблема общества – гиподинамия

Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир, совершенствовал свой организм. И в настоящее время развитие детей или состояние здоровья взрослых зависят от двигательного режима.

Гиподинами́я  - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении движений, снижении силы сокращения мышц [1].

Сегодня это понятие является широко распространенным и даже модным, а все потому, что проблема избыточного веса не перестает быть актуальной, и гиподинамия является одной из важнейших причин его возникновения.

Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Отрицательное влияние оказывается и на метаболизм (обмен веществ и энергии), уменьшается кровоснабжение тканей. Вследствие неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и медленнее течёт по сосудам, — снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.

1.1. Малоподвижный образ жизни

Малоактивный образ жизни приводит к гипертрофии мышц, туннельному синдрому, ослаблению иммунитета, ухудшению зрения, остеохондрозу, радикулиту, набирается лишний вес, и появляется геморрой.

По данным современной статистики 60% современных школьников страдают от гиподинамии!

Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют: что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение - весной и осенью [4].

Малоподвижный образ жизни всегда считался губительным для состояния здоровья человека. Его последствие — это ожирение, гипертония, диабет и даже рак. Недавно ученые обнаружили тот факт, что ограничение физической активности является одним из факторов преждевременной смерти.

1.2. Причины малоподвижного образа жизни

Причины малоподвижного образа жизни очевидны.

Техносфера — вот из-за чего мы всё меньше двигаемся.

Смотрите, в чём проблема. Если раньше человек был постоянно в движении, то теперь мы всё больше работаем с информацией: компьютеры, документы, телефонные переговоры… Соответственно, всё чаще мы сидим, и всё реже двигаемся.

Да что там работа, сейчас даже многие развлечения — и те происходят в виртуальной реальности, по ту строну экрана. Компьютерные игры, социальные сети, фильмы и сериалы — всё это подменяет необходимую нам двигательную активность просиживанием перед экраном. И, друзья мои, ситуация даже не думает улучшаться. Напротив, технологии активно развиваются в этом направлении, так что дальше всё будет только хуже.

Помимо техносферы, ещё одной причиной малоподвижного образа жизни являемся мы сами. Мы сами делаем выбор в пользу того, чтобы засесть перед экраном, никто не принуждает нас к этому.

Ну а, третья причина малоподвижного образа жизни, это различные заболевания, которые так или иначе меняют образ жизни каждого человека.

Чтобы избежать подобных проблем нужно выполнять все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и в школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7-10 лет – 4-5 часов; в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа.

2. Организация двигательной активности обучающихся

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни [2].

По результатам областных медицинских исследований большинство российских детей имеют проблемы со здоровьем и только каждый третий практически здоров. Каждый десятый ребенок страдает от ожирения.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы.

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья [5].

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

По данным мониторинга в МБОУ «Гимназия №48» по группам здоровья, учащиеся делятся в основном на 2 и 3 группу здоровья.

Во внеурочное время более 60% учащихся гимназии посещают школьные спортивные секции.

Кроме школьных секций и кружков, учащиеся нашего класса посещают бассейн-8%, спортивные центры по вольной борьбе-18%, спортивную школу по футболу и баскетболу-50%, бальные танцы-4%.

3. Виды спортивных упражнений

Физи́ческая культу́ра  — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3].

Какие же существуют упражнения, которые можно выполнять дома, не посещая секций и спортивных кружков.

Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом.

Это ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис и др.

Естественные упражнения (прогулка, купание в водоеме) полезнее тех, которые выполняются в помещении.

Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Это отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Такие упражнения замедляют старение.

Растяжка тренирует гибкость и подвижность суставов. Это достигается наклонами, поворотами, вращениями. Однако увеличение отдельными видами упражнений может нанести вред здоровью. Например, поднятие тяжестей надо чередовать с растяжками и аэробными упражнениями [7].

4. Практическая часть

Среди учащихся 7 «Г» класса было проведено анкетирование и опрос, на которые ребята дали ответы:

1. Движение важно ли для человека?

Такие ответы я получил:

- Конечно, чтобы не было лишнего веса!

- Будут слабыми мышцы, если будешь мало двигаться.

- Без движения мышцы атрофируются и человек ничего не сможет делать.

- Без движения мышцы отмирают.

- Когда снимают гипс после перелома, мышцы не работают.

- Кто постоянно работает, двигается, тот дольше живет и выгля­дит моложе.

- Если человек мало двигается, он толстеет, болеет, раньше умирает.

- Даже тяжелобольные люди быстрее выздоравливают, если они делают упражнения.

2. Сколько время в среднем вы проводите в движении?

В среднем учащиеся моего класса двигаются 4-5 часов в день. В основном это поход из дома до школы и обратно.

3.Нравятся ли вам уроки физической культуры?

Из 26 учащихся, 19 ответили, что да. На вопрос, а почему не нравится, последовал ответ, что очень мало физической культуры на неделе, хотелось бы, чтобы этот урок был каждый день.

4.В свободное время вы чаще всего проводите за телевизором, компьютером или телефоном? если нет, дайте свой ответ?

16 человек из 26 ответили положительно, остальные ходят на улицу гулять, помогают по дому, ходят на тренировки.

5. Делаете ли вы по утрам зарядку?

2 человека положительно ответили на вопрос.

6. Посещаете ли вы какую-нибудь секцию?

В 7Г классе: учащиеся ходят на футбол; на секцию баскетбола; бальные танцы, 10 человек – не посещают ничего.

7. Есть ли у вас хронические заболевания?

Часть одноклассников имеют заболевание опорно - двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие); заболевания органов дыхания (ангина, бронхит)

8. Согласитесь ли вы с тем, что активные движения - признак здорового образа жизни.

Все 100 % согласились с этим высказыванием.

Проанализировав, как связаны двигательная активность и здоровье наших школьников я пришел к выводу: мы ведем достаточно активный образ жизни, на уроках для разгрузки проводится динамическая пауза, есть две большие перемены, в нашем классе проводится по 2 урока в неделю физической культуры.

4.1. Рекомендации по двигательному режиму школьника

Работоспособность человека в течение суток постоянно меняется

Утром (с 7.00 до 9.00) в обед (с12.00 до 16.00) и вечером (с 19.00 до 21.00) она более низкая.

Высокая до обеда с 9.00 до 12.00 и в послеобеденное время с 16.00 до 19.00. Таким образом, следует это учитывать при обучении и приготовлении уроков [6]. Из этого можно смело всем рекомендовать:

Утренняя гимнастика или ходьба перед началом занятий – в школе;

Уроки физкультуры;

Динамические паузы на уроках и дома – 2 минуты, каждые 40 минут;

Двигательные игры после уроков, спортивные тренировки (1,5-3 часов)

Считаю, что дневную норму движений я выполняю сам. А это:

- 2 часа в день - на свежем воздухе;

- тренировки по футболу;

- 1 час - любая физическая нагрузка (в том числе и домашние дела);

5. Заключение

И все - таки приходится признать, что: мы ищем любые уловки, чтобы избежать лишних движений, вот и попадаем в число тех 60%, которые страдают от гиподинамии. По данным моего исследования в нашем классе имеются страдающие от гиподинамии, но мы стремимся к активному образу жизни.

   А сейчас, я хочу привести очень интересный момент из моих наблюдений за жителями нашего района в целом. Часто я видел, как пожилые люди просто прогуливаются по дороге и у меня возникала мысль, что им делать больше нечего, как ходить туда и сюда.

Несколько раз мне приходилось наблюдать, когда наши учителя возвращаются из школы домой пешком, а не идут на остановку и выяснил, что на самом деле в любую погоду совершают такие прогулки. И только сейчас я понимаю, что ходьба прибавляет здоровья.

Многие люди старшего поколения могут похва­статься хорошей физической формой. Они не только выдерживают большие физические нагрузки, но и внукам дают полезные советы. Сейчас очень многие увлечены скандинавской ходьбой, велопрогулками.

Таким образом, я пришел к выводу:

Движение – это жизнь!

Если будешь двигаться, тебе не страшна гиподинамия!

Шаги и в самом деле заменяют упражнения и физическую нагрузку.

«Движение - это жизньа жизнь - это есть движение» - как гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом.

Я считаю, что девиз каждого человека должен быть таким: «Движение – это жизнь!»

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить от всех болезней. Человек сам дол­жен бороться за свое здоровье, а активный образ жизни поможет ему в этой борьбе. Но часто бывает, нужно сде­лать первый шаг. И я желаю вам все-таки сделать этот шаг к своему здоровью.

Список использованной литературы

1. Статья в Википедии «Гиподинамия» [Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гиподинамия

2. Статья в Википедии "Здоровье" [Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Здоровье

3. Статья в Википедии "Физическая культура"[Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Физическая культура

4. Сидячий образ жизни. Как сохранить здоровье? СиЗОЖ [Электронный ресурс].- https://sizozh.ru/sidyachiy-obraz-zhizni-kak-sohranit-zdorove

5. Статья «Группы здоровья детей. Характеристика» [Электронный ресурс].- https://childage.ru/zdorove/zdorove-rebenka/gruppyi-zdorovya-detey-i-ih-harakteristika.html

6. Как избавить ребенка от лишнего веса [Текст]/Автор-сост. Е.Макарова, 2011.

7. Молодость навсегда [Текст]/Автор-сост. Е. Садокова, Е. Яковлев, 2012

Приложение

Комплекс упражнений

1. Упражнения на пресс

2. Подъёмы шагом из упора лёжа.

3. Упражнение для спины.

4. Общеукрепляющий комплекс.

5. Комплекс «Планка»

6. Комплекс «Кардио + сила»

Просмотров работы: 549