Патриотическая работа в спортивной организации на примере борьбы с вандализмом и осквернением памятников

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Патриотическая работа в спортивной организации на примере борьбы с вандализмом и осквернением памятников

Бегун А.О. 1Елисеева В.И. 1
1МБОУ ДО СДЮСШ
Харченко С.В. 1
1МБОУ СОШ №76
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем памятником архитектуры, применяются термины «памятник», «исторический памятник», «архитектурный памятник». В нашей стране в прошлом использовался термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время понятие «памятника архитектуры» включено в более общее понятие «памятников истории и культуры», «культурного наследия». Эти термины отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников, – историческую и художественную.

С каждым годом памятники архитектуры приобретают все большую ценность, а отношение современного общества к ним в значительной степени регрессирует, прибегая к разрушительным действиям. В связи с этим, целью работы стало изучение причин актов вандализма в современном мире.

Значение термина вандализм в культурной и религиозной среде – широкое понятие, которое охватывает так же случаи косвенного уничтожения культурных ценностей, уничтожения духовных ценностей и ориентиров, извращение какого-либо истинного смысла. Исходя из этого, осквернение памятников является актуальной темой для проведения исследования.

Среди распространенных актов вандализма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» переполнена подтверждениями осквернений памятников архитектурных сооружений несовершеннолетними подростками. Однако, зафиксированы и случаи разрушительного характера причиненные молодыми людьми в возрасте от 18 лет.

В повседневных буднях подростка кроются конфликтные ситуации, непонимание, стрессы, биологические факторы и сам подростковый период, влияющие не только на их поведение, но и внутреннее мироощущение, то зачастую эмоциональный выход приходится на объекты культурного характера.

Исходя из этого, предметом изучения стал вандализм памятников архитектуры, а объектом – спортсмены в возрасте от 15 до 19 лет, обучающиеся в школах.

Новизна данной работы состоит в том, что повышению духовно-нравственных ценностей в современном мире уделяется не достаточное количество внимания, а заинтересованности школьников в объектах исторического наследия еще меньше. Поэтому целью работы является привлечь к антивандальной деятельности спортсменов всех возрастов. Стратегической задачей является - найти причины деструктивного поведения подростков и выяснить, чем спортивная школа могла бы помочь учащимся вернуть интерес к исторической культуре.

Тактические задачи исследовательской работы:

изучить теоритический материал по теме исследования;

изучить понятие «Памятник архитектуры»;

изучить понятие «Вандализм»;

выявить причины возникновения агрессии у подростков;

обработать полученную информацию;

сформировать выводы по теме исследования и дать предложения.

Методы исследования: в качестве основного метода получения информации использовался составленный анкетный опросник с закрытыми вопросами. Дополнительными методами для получения уточняющей информации являлась беседа, наблюдение, анализ и обобщение данных по проблеме исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при анализе результатов исследования по данной теме.

ГЛАВА 1. ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ЕВРОПЫ

Памятник архитектуры или объект культурного наследия?

Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится как к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода, так и к архитектуре XVII века [13].

Как и в западноевропейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры [2].

Архитектура или зодчество – искусство и наука строить, проектировать здания, сооружения, комплексы, создающие пространственную среду для жизни и деятельности человека, в соответствии с их устремлениями, техническими возможностями, эстетическими и художественными воззрениями [13].

Обширно охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных проблем отдельное направление – градостроительство [1].

Памятник архитектуры (градостроительства) – недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение [13]. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется – употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».
Памятники архитектуры распределяют на:

местного

национального значение

международного значения

невыявленные, но достойны статуса памятника.

Три первые категории подлежат учету и государственной охране. Невыявленные, но достойны статуса памятника – постоянно пополняют списки (перечни) первых трех категорий.

Статус памятника архитектуры может получить объект, независимо от предварительной функции (сакральной, военно-оборонной или гражданской, жилой, торговой) [20].

К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться [10]:

отдельные постройки, здания и сооружения;

архитектурные ансамбли и комплексы;

городские центры;

кварталы;

площади;

улицы;

сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений;

сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества и связанные с ним произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства;

природные ландшафты.

Вандализм – исторически сложившееся значение

Историческое толкование слова «вандализм» – дикий, беспощадный грабеж, варварство, которое восходит к восточногерманскому племени вандалов. Изначально вандалами называли представителей германского племени Вандалов – племена, кочующие по Европе во время Великого Переселения Народов [17]. Хотя вандалы скорее грабили город и вывозили ценности, за ними на долгие года устоялся вандализм, который с успехом закрепляется в наши дни.

Вандали́зм – одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры [7].

Значение термина вандализм в культурной и религиозной среде – широкое понятие, которое охватывает так же случаи косвенного уничтожения культурных ценностей, уничтожения духовных ценностей и ориентиров, извращение какого-либо истинного смысла [6].

В современном мире различают шесть разновидностей вандализма [7]:

Бытовой, т.е. возникающий на почве неприязненных отношений в семье, между соседями, членами малых социальных групп (в данном случаи агрессия смещается с личности потерпевшего на имущество, связанные с ним)

Эпатажный, т.е. неосознанно совершаемый против установленных правил поведения, приличия в обществе. Зачатую эпатажная форма вандализма распространена среди несовершеннолетних.

Криминальный, т.е. повреждения материальных объектов из корыстных побуждений либо в осуществлении преступной деятельности.

Идеологический, т.е. связанный с посягательством на государственную символику, памятники, могилы известных деятелей культуры, воинов Советской армии.

Террористический, часто соединяющийся с идеологическим вандализмом. Проявляется в совершении взрывов и поджогов.

Государственно-чиновничий, т.е. проявляется в самовольной порубке вековых деревьев в заповедных зонах и строительства жилья на их месте, умышленном загрязнении водоемов, атмосферного воздуха, несмотря на предупреждения соответствующих государственных органов.

За бытовые (за исключением посягательств на личное имущество), эпатажные, идеологические формы проявления вандализма предусмотрена статья 214 УК РФ «Вандализм»:  осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев [19].

Корыстную, террористическую, и государственно-чиновничью форму проявления вандализма квалифицирует по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают ответственность за посягательства на собственность, общественную и экологическую безопасность.

Прогрессивный вандализм в XXl веке

На сегодняшний день всё больше фиксируются и увеличиваются акты вандализма. По сравнению с предыдущим столетием, современный век стал запоминаться как самый саботажный. Наиболее частными злодеяниями вандалов подверглись такие страны как: Германия, Польша и Чехия. В число совершенных действий вандализма, входит: граффити (наносимые специальными красящими средствами на памятники и здания архитектуры) оскорбительные надписи, намеренные разрушения и другое [18].

В Европейских странах чаще всего подвержены осквернениям военные мемориалы. Зачастую для их сохранения и избежания порчи, например, в Польше Бюро по национальным вопросам Института национальной памяти разыскивает самые интересные с художественной точки зрения скульптуры, и устанавливают их в Музее холодной войны в Подборске.

Чехия ведёт себя достаточно нейтрально по отношению к советским мемориалам, однако, по нескольким договорам между Россией и Чехией страны несут взаимные обязательства по охране военных памятников. Более того, памятник советским танкистам — советский танк ИС-2 находится в одном из военно-технических музеев Чехии.

В Германии в некоторых местах городские муниципалитеты разрешают граффити, но с 2005 года в Германии нелегальное нанесение картинок и текстов спреем считается уголовно наказуемым деянием. В гамбургском  районе Нойштадт, на бетонной колонне, на улице Штайнвегпассаж можно увидеть единственное в Германии произведение Трафаретное граффити под названием Bomb Hugger изображает девочку, прижимающую к груди бомбу. Несколько раз на картинку совершались покушения – ее пытались закрасить или испортить. Городская инициатива покрыла изображение прозрачным оргстеклом.

Наряду с перечисленными странами и совершенном в них актами ярко выраженного вандализма, в России тоже зафиксированы случаи незаконного надругательства над памятью истории. Часто от разрушительных действий вандалов страдают объекты культурного наследия. Так, за последние 3 года в России было зарегистрировано более тысячи случаев вандализма, направленного на памятники, архитектурные сооружения и другие объекты, обладающие культурной ценностью. Однако, в борьбе с сохранной исторических достопримечательностей способствует Министерство обороны Российской Федерации [11].

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВАНДАЛИЗМА АРХИТЕКТРУЫ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

2.1. Методы исследования

Исследовательская работа подразумевает использование методов социологического исследования, в которых наблюдается прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов или событий. Отсюда следует, что метод – это способ достижения цели и задач исследования [16].

Социологическое исследование – это система последовательных, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить научно обоснованные, достоверные данные об изучаемом общественном явлении или процессе для последующего использования в практике социально-культурной деятельности.

В моей работе используются методы: классификация, наблюдение, опрос и анкетирование, беседа и интервью.

Классификация

Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определенным признакам.

Основная задача этого метода – сделать информацию более четкой и понятной для усвоения.

Наблюдение

Суть метода заключается в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения или положения (реакции, свойства).

В основе метода наблюдения лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.

Опрос и анкетирование

Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам [16].

В анкете могут использоваться следующие виды вопросов:

Закрытый вопрос – это вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (т.е. предполагающие выбор только одного ответа) и неальтернативные (т.е. предполагающие выбор более одного ответа).

Открытый вопрос – это вопрос, который не содержит подсказки и не навязывает респонденту варианты ответов.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение [16].

Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

2.2 Результаты проделанной работы

Всё чаще духовные ценности сменяются на материальные. Снижается уровень нравственности, духовности, воспитанности людей, и, напротив, часто происходят вспышки враждебности между людьми социальных слоёв, или же разгораются конфликты, из-за отсутствия толерантности к индивидуальности. Растёт и процветает хулиганство, в частности вандализм. Часто от разрушительных действий вандалов страдают объекты культурного наследия. В связи с этим целью работы стало изучение причин актов вандализма в современном мире.

Для получения письменных и наглядных данных в проделанной работе использовался метод анкеты (приложение 1). Сопутствующие методы, такие как беседа и наблюдение, использовались непосредственно для получения дополнительной уточняющей информации.

Исходя из полученных данных, объектом исследования стали 35 спортсменов в возрасте от 14 до 15 лет. Под наблюдения и заполнения анкет попало 11 человек в возрасте 14-15 лет, что составило 31,4 % от общего количества респондентов; 13 человек или 37,1 % – в возрасте 16-17 лет; 11 человек или 31,4 % – в возрасте 18-19 лет.

Из 35 опрошенных ребят, 19 человек оказались мужского пола и составили 54,3 % от общего количества обучающихся. Соответственно 16 человек или 45,7 % – к женскому полу.

Для проверки учащихся в анкете было предоставлено 15 вопросов, 2 из которых включали знание терминологии: «Памятник архитектуры» и «Вандализм». Из 35 респондентов – 25 (71,4%) знают значение термина «Памятник архитектуры». Значение термина «Вандализм» знают все опрошенные на 100%.

На заданный вопрос «Нужны ли современному обществу монументы истории» 24 или 68,6 % опрошенных респондентов дали положительный ответ, поясняя, что без знания прошлого не будет прогрессивного будущего.

Однако, на следующий вопрос о том, чтобы они сделали с памятником архитектуры, мнения разделились (рисунок 1)

Рисунок 1 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Исходя из представленных данных, 54,3 % спортсменов посетили бы объекты культурного наследия; 14,3 % – разрисовали бы строения в стиле «граффити»; 28,6 % – изъявили желание реконструировать старинные здания и мемориалы; однако, 31,4 % предпочли бы ничего не делать. Оставшиеся 11,4 % не имеют представления о существовании памятников.

На вопрос «Для чего нужны объекты культурного наследия» респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов. Из 35 обучающихся: 17 или 48,6 % выбрали «Помнить свою историю»; 16 или 45,7 % выбрали «Развитие духовных и нравственных ценностей»; 14 или 40 % выбрали «Эстетическое направление»; 20 или 57,1 % – «Соединение разных эпох и стилей»; однако были и те респонденты, которые посчитали, что объекты культурного наследия нужны для «застройки территории» (4 обучающихся или 11,4 %) и просто для «красоты» (6 обучающихся или 1,1 %).

В связи с этим, был проведен опрос: допускают ли учащиеся мысли о намеренном осквернении архитектурных объектов (рисунок 2).

Рисунок 2 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Проанализировав полученные данные, 21 или 60 % обучающихся не допускали мыслей о вандализме, устно поясняя, что к историческому прошлому необходимо бережно относиться. Периодически, в состоянии агрессии 10 или 28,6 % респондентов прибегали к мыслям о разрушениях. Из 35 опрошенных учащихся – 4 или 11,4 % практически ежедневно допускают не только мысли, но и жаждут разрушений на физическом уровне.

На вопрос были ли обучающиеся свидетелями осквернения или порчи культурных сооружений (рисунок 3), 11 или 31,4 % ответили, что были свидетелями вандализма чаще одного раза. При этом участниками осквернения являлись несовершеннолетние подростки в возрасте от 13-15 лет.

Рисунок 3 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Так как целью работы является изучение причин актов вандализма в современном мире, то 35 респондентов на вопрос «Как ты считаешь, что побуждает людей к разрушительным действиям?» ответили, выбрав несколько вариантов (рисунок 4).

Рисунок 4 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Жестокость человека нередко выражается в виде разрушительных действий. Вандализм – поведенческий аспект жестокости, особая разновидность разрушительной агрессивности. Совершая акты вандализма, группы подростков и юношей переживают сильное возбуждение, кричат и смеются от счастья: им нравится быть в этом состоянии. У такого человека обычно отсутствует развитое чувство красоты и гармонии, эстетически он недоразвит так же, как и морально, и не понимает всего безобразия своего поведения [14].

В связи с этим, 14 или 40 % обучающихся испытывают агрессию по причине семейных конфликтов, биологических факторов и нехватке знаний в области истории; 13 или 37,1 % испытывают повседневные трудности и негативные взаимоотношения со сверстниками, отчего наблюдается повышенная раздраженность и депрессивность; а 23 или 65,7 % считают, что у сверстников низкий уровень воспитания духовных ценностей.

Несмотря на внутренние конфликты, опрашиваемые респонденты не отрицают, что современному обществу не хватает духовного развития. Об этом свидетельствуют данные из проведенного анкетирования. Из 35 учащихся – 15 или 42,9 % считают, что общество нуждается в знания культурного наследия. Однако, остальные 20 или 57,1 % не смогли точно определиться, выбрав нейтральный ответ.

При заполнении анкеты, опрашиваемые респонденты на вопрос: «Как ты считаешь, надо ли в школах проводить мероприятия посвященные памятникам архитектуры?» отвечали неоднозначно (рисунок 5).

Рисунок 5 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Позитивные респонденты 8 или 22,9 % однозначно были за проведение такого рода мероприятий; 14 или 40 % – были не против; 22 или 37,2 % – посчитали подобные мероприятия не интересными и скучными. Исходя из этого можно сделать вывод, что большинство опрошенных учащихся не заинтересованы в повышении духовных и нравственных ценностей.

Так как многие подростки в настоящее время вовлечены в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», то интерес к архитектурным памятникам у них снижается, за счет большого количества доступной информации. В связи с этим, был поставлен вопрос о том, чего респондентам не хватает в школах для повышения духовно-нравственных ценностей (рисунок 6).

Рисунок 5 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Наибольшее количество 17 или 47,2 % обучающихся с удовольствием поддержали вариант посещения музеев, уверяя, что такие поездки намного интереснее и познавательнее, так как можно прикоснуться к истории прошлого. Квесты по истории на территории школы выбрали 16 или 44,4 % учащихся, изъявив желание принять участие в активной деятельности, которая, безусловно, увеличит качество и количество знаний. Интерактивные экскурсии оказались на третьем месте в иерархи интересов. 13 или 36,1 % обучающихся поддержали подобное направление, поясняя свой выбор тем, что помимо чтения книг, можно разнообразить и виртуальными походами по историческим местам, музеям и площадям. За увеличение уроков с творческим уклоном и проведения конкурсных работ проголосовали практически равное количество респондентов, призывая к чтению книг, походам в библиотеку и нестандартное проведение уроков.

Таким образом, проанализировав работу, посвященную «Осквернению памятников архитектуры», можно сделать вывод о том, что современное общество находится на низком духовно-нравственном уровне. Прежде всего, формирование культурного воспитания начинается с самого детства каждого ребенка. Не получив определенных знаний, ребенок будучи в подростков возрасте и столкнувшись с повседневными проблемами, испытывая внутреннюю агрессию вымещает ее не только в домашних условиях, но и на объектах культурного наследия, что порождает вандализм. Чтобы этого избежать, современному человеку необходимо получать знания не только в учебных заведениях, но и в спортивной школе. Нельзя забывать и о самостоятельном развитии, особенно в подростковом возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью проектной работы было изучить причины актов вандализма в современно мире, показать значимость и актуальность проблемы в спортивной школе.

Реализуя данную задачу, нами были раскрыты такие понятия, как «памятник архитектуры», «объект культурного наследия», «вандализм», а также изучена теоритическая информация относительно выбранных понятий, определили сущность осквернения и рассмотрели его причины.

Подростковый период спортсменов является одним из наиболее важных периодов в жизни человека, так как именно в этот период закладываются основные личностные ценности и выявляются жизненные ориентиры, которые определяют поведение подростка.

По результатам устного и письменного опроса респондентов, был выявлен приблизительный возраст для вымещения агрессии на архитектурных объектах. Ими оказались учащиеся от 14 до 16 лет. Как раз в этот период несовершеннолетние подростки испытывают переизбыток эмоций и отличаются особой вспыльчивостью, агрессивностью и нередко подвержены депрессивным состояниям, что особенно проявляется в занятиях спортом

Однако, 21 или 60 % обучающихся сами не допускали мыслей о вандализме, устно поясняя, что к историческому прошлому необходимо бережно относиться. Периодически, в состоянии агрессии 10 или 28,6 % респондентов прибегали к мыслям о разрушениях. Из 35 опрошенных учащихся – 4 или 11,4 % практически ежедневно допускают не только мысли, но и жаждут разрушений на физическом уровне.

Так как целью работы было изучение причин актов вандализма, то проведя исследование было выяснено, что 14 или 40 % спортсменов испытывают агрессию по причине семейных конфликтов, биологических факторов и нехватке знаний в области истории; 13 или 37,1 % испытывают повседневные трудности и негативные взаимоотношения со сверстниками, отчего наблюдается повышенная раздраженность и депрессивность; а 23 или 65,7 % считают, что у сверстников низкий уровень воспитания духовных ценностей.

Несмотря на внутренние конфликты, опрашиваемые респонденты не отрицают, что современному обществу не хватает духовного развития, но и сами особо не заинтересованы в характере получения подобных знаний.

В связи с этим, был поставлен вопрос о том, чего респондентам не хватает в школах для повышения духовно-нравственных ценностей.

Наибольшее количество 17 или 47,2 % обучающихся поддержали вариант посещения музеев, уверяя, что такие поездки намного интереснее и познавательнее, так как можно прикоснуться к истории прошлого. Квесты по истории на территории школы выбрали 16 или 44,4 % учащихся, изъявив желание принять участие в активной деятельности, которая, безусловно, увеличит качество и количество знаний. Интерактивные экскурсии оказались на третьем месте в иерархи интересов. 13 или 36,1 % обучающихся поддержали подобное направление, поясняя свой выбор тем, что помимо чтения книг, можно разнообразить и виртуальными походами по историческим местам, музеям и площадям. За увеличение уроков с творческим уклоном и проведения конкурсных работ проголосовали практически равное количество респондентов, призывая к чтению книг, походам в библиотеку и нестандартное проведение уроков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Архитектура : краткий справочник / ред. М. В. Адамчик. – М. : АСТ; Минск : Харвест, 2007 г. – 622 с.

Архитектура и эмоциональный мир человека. – М. : Стройиздат, 1985. – 208 с.

Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи [Электронный ресурс]. URL: // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41640

Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. – М.: 1966. – 378.

Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. – М., 2001 г.

Вандализм [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вандализм

Вандализм: понятие и виды его проявления [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-ponyatie-i-vidy-ego-proyavleniy/viewer

Вандализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).  СПб., 1890 1907.

Гидион, З. Пространство, время, архитектура / З. Гидион. – 3-е изд. – М. : Стройиздат, 1984. – 455 с.

Ланцберг, Ю. С. Городские площади, улицы и дороги / Ю. С. Ланцберг. – М. : Стройиздат, 1983. – 216 с.

Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/

Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. Город Москва, 2012 г. URL: httpsHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"://HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"wwwHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html".HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"rastutHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"godaHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html".HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"ruHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"/HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"teenagerHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"/6487-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"osobennostiHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"podrostkovogoHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"vozrastaHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html".HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"html

Памятник архитектуры [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_архитектуры

Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Педагогика, 2000 г.

Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399

Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html

Скороходова А.А. Вандализм [Электронный ресурс]. URL: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Skoroh/Vandal.php

Скороходова А.А. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал, 1998, № 1, с. 144 153.

Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 214 «Вандализм» (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ, от 07.03.2011 г. № 26-ФЗ, от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ)

Чепайтене, Р. Культурное наследие в глобальном мире. Вильнюс: ЕГУ, 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Моё отношение к памятникам архитектуры»

* Обязательно

Твой пол *

Женский

Мужской

Какого ты возраста? *

14-15 лет

16-17 лет

18-19 лет

Знаешь ли ты, что такое "Памятник архитектуры"? *

Сооружения, поддерживающие воспоминания.

Недвижимый примечательный объект материального и духовного творчества, имеющий национальное или международное значение.

Один из основных видов объемных объектов, служащих для украшения.

Не знаю

Как ты считаешь, что относится к памятникам архитектуры и зодчества? *

Городские центры;

Площади, улицы, кварталы;

Сохранившиеся фрагменты древней цивилизации;

Сооружения военной, культовой архитектуры и народного зодчества;

Архитектурные ансамбли и комплексы.

Как ты думаешь, нужны ли современному обществу монументы истории? *

Да, нужны

Нет, в них нет необходимости

Чтобы ты сделал(а) с памятником архитектуры? *

Посетил(а)

Разрушил(а)

Разрисовал(а)

Реконструировал(а)

Ничего бы не делал(а)

У нас есть памятники?

Для чего нужны объекты культурного наследия? *

Для того, чтобы помнить свою историю

Для развития духовных и нравственных ценностей

Для застройки территорий

Для эстетических направлений

Для соединения разных эпох и стилей

Для красоты

Знаешь ли ты, что такое "вандализм"? *

Да

Нет

Тебя посещали мысли об осквернении архитектурных объектов? *

Да, чаще одного раза в неделю

Периодически, когда меня все раздражает

Нет, ведь это прошлое

Осквернял(а) в действиях

Как часто ты посещаешь культурно-исторические комплексы, ансамбли и здания? *

Очень часто

Иногда посещаю

Очень редко

Ни разу не был

А зачем их посещать?

Был(а) ли ты свидетелем осквернения или порчи культурных сооружений? *

Да, чаще одного раза

Да, один раз

Нет, не был(а)

Как ты считаешь, что побуждает людей к разрушительным действиям? *

Повседневные трудности

Семейные конфликты

Негативные взаимоотношения со сверстниками

Биологические факторы

Низкий уровень воспитания духовных ценностей

Недостаток знаний в области истории

Хватает ли современному обществу духовного воспитания? *

Да, хватает

50/50

Нет, нуждается в знаниях культурного наследия

Как ты считаешь, надо ли в школах проводить мероприятия посвященные памятникам архитектуры? *

Конечно нужно

Нет, это скучно

Можно было бы

Мне не интересна данная тема

Как ты думаешь, чего не хватает в школах для повышения духовно-нравственных качеств? *

Интерактивных экскурсий

Больше уроков с творечким уклоном

Квестов по истории

Поездок в музеи

Конкурсных работ

Просмотров работы: 111