МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ШКОЛЬНИКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ С УЧЁТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОФТАЛЬМОЛОГОВ

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ШКОЛЬНИКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ С УЧЁТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОФТАЛЬМОЛОГОВ

Федецов М.С. 1
1МБОУ "Мурманский международный лицей!
Полежаева Т.Е. 1
1МБОУ "Мурманский международный лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мои родители носят очки. Когда работают, читают, делают повседневные дела. Очки стали частью их жизни, без них мир вокруг мутнеет и человек становится беспомощным. В прошлом году, будучи учеником третьего класса, я надел свои первые очки. Зрение стало ухудшаться. При очередном посещении офтальмолога я узнал, насколько важно правильно организовать рабочее место при выполнении домашнего задания.

Актуальность исследования: несмотря на повсеместную компьютеризацию и цифровизацию всего, что нас окружает, учебник является неотъемлемой частью образовательного процесса. Его корректное положение во время выполнения домашнего задания способно снизить нагрузку на шею и плечи, обеспечить комфорт при чтении, а также правильное формирование глаза. Последнее является наиболее важным, так как помимо колоссальных нагрузок от вездесущих экранов смартфонов, компьютеров, телевизоров, школьники крайнего севера испытывают на себе влияние полярной ночи.

Объект исследования: организация рабочего места школьника во время выполнение домашней работы.

Предмет исследования: охрана зрения при выполнении домашнего задания.

Цель работы: разработка модели организации рабочего места школьника при выполнении домашнего задания с учётом рекомендаций офтальмологов.

Задачи:

  1. Изучение требований эргономики к рабочему месту школьника.
  2. Анализ рекомендаций офтальмологов при выполнении домашнего задания школьником.
  3. Рассмотрение санитарно-гигиенических норм к уровню освещённости поверхности рабочего стола и печатных текстов.
  4. Систематизация имеющихся решений в области охраны зрения.
  5. Разработка требований к оптимальному рабочему месту школьника.

Гипотеза исследования: представленные на рынке подставки для книг обладают рядом недостатков, для сохранения зрения и полноценной организации рабочего места школьника необходимо разработать усовершенствованную подставку для книг.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, анализ полученных данных. Поиск информации на разных интернет-порталах, консультации с родителями и со своим научным руководителем.

Глава 1. Изучение норм организации рабочего места школьника во время выполнения домашнего задания.

Впервые на проблемы зрения у школьников обратил внимание известный отечественный гигиенист Ф.Ф. Эрисман [1]. Исследования в этом направлении ученый начал проводить еще в 1869 г. Одной из причин возрастающей близорукости школьников он считал неправильное освещение рабочего места, а также высокую нагрузку на зрение, связанную с выполнением домашних заданий. Для решения проблемы освещенности рабочего места он предложил модель школьной парты, которая длительное время использовалась как в царской России, так и в советское время.

Современная мебельная промышленность предлагает различные варианты столов, регулируемых по высоте и углу наклона (Приложение 1).

Следует подбирать мебель в соответствии с ростом ребёнка [2] (Таблица 1)

Важным требованием является правильное освещение рабочего места школьника. От этого зависит профилактика нарушения кровообращения в органе зрения и его преждевременной усталости. Специалисты считают, что наиболее целесообразно сочетать общее комнатное освещение с настольным освещением рабочего места светом желтого оттенка. При этом не рекомендуется использование в качестве настольных ламп люминесцентные лампы, из-за электромагнитного излучения пускателя, мерцания света, а также холодного оттенка свечения. Наиболее перспективными видятся светодиодные светильники теплого свечения с регулируемой яркостью. Бликующие поверхности являются раздражающим фактором для зрения, существует рекомендация постелить на стол большой лист матовой зелёной бумаги.

До 30% выпускников школ в той или иной степени сталкиваются с проблемой близорукости. Это неудивительно, если учесть, что основной причиной ее считается длительная зрительная нагрузка (не менее важна наследственная предрасположенность). Система зрения у детей формируется до 18 лет, а близорукость, как правило, развивается в школьные годы – в период с 7 и до 15 лет [3].

Для школьников крайнего севера дополнительной нагрузкой является влияние полярной ночи. В Мурманске полярная ночь начинается 2 декабря и заканчивается 10 января, 40 дней солнце не поднимается над горизонтом.

В чем же кроется причина близорукости? Зрительный аппарат человека при фокусировке на близкие объекты (чтении текста, игры в смартфоне) напрягается, и находится в напряжении. Длительные постоянные нагрузки являются причиной изменения формы глазного яблока и формированию близорукости.

Для профилактики близорукости рекомендуют выработать следующие привычки:

1. Делать перерывы в занятиях через каждые 20-25 минут. Это позволит избежать длительной нагрузки на глаза и снизит риск появления спазма аккомодации. Спазм аккомодации – нарушение работы глазной мышцы (ложная близорукость), которое ведёт к близорукости;

2. Выполнять гимнастику для глаз. Существуют различные комплексы упражнений, один из них представлен в Приложении 2;

3. Правильно сидеть за рабочим столом. Держа ровно спину, не «писать носом». Использовать подставку для книг;

4. Обеспечить достаточный уровень освещённости рабочего места. Обязательно используя настольную лампу и местное освещение. Правильно располагать письменный стол по отношению к окну;

5. Не читать и не играть в телефон в транспорте. При поездках в школу и домой, чтение при воздействии постоянной тряски вызывает значительное напряжение глаза [4].

Отдельно стоит выделить необходимость использования подставки для книг. Когда появились книги в их современном понимании – сшитые толстые блоки листов с рукописным или печатным текстом, вклеенные в прочную обложку, появились и приспособления, которые делали обращение с книгами и сам процесс чтения более удобным. Одним таким приспособлением стала книжная подставка. Тяжелую книгу в толстой коже с металлическими уголками и застёжками было не просто удержать в руках. И читателю приходилось раскрывать книгу на специальной подставке, которую назвали - пюпитр. Раскладные деревянные пюпитры были в ходу у народов Востока – в Индии и Средней Азии. Они не только довольно изобретательны по конструкции, но и часто были богато украшены. Подставка для чтения Корана, так называемый ляух, сейчас даже стала предметом сувенирного промысла в Узбекистане.

Европейская книжная подставка была обычно намного проще. Она представляла собой, чаще всего, ящик в форме трехгранной призмы, на наклонную грань которого помещалась книга. Или просто широкую доску, закреплённую с наклоном на подставке. Это сооружение служило как для чтения, так и для письма.

Такая разница в традиционной форме книжной подставки на Западе и на Востоке определяется разным способом чтения. Со средних веков европейцы читали сидя за столом, на котором можно было установить довольно объёмный пюпитр. А азиаты читали сидя на полу на коврах с поджатыми ногами. Для них раскладная подставка, которую ставили на пол перед читателем, была удобнее [5].

Глава 2. Модель рабочего места школьника при выполнении домашнего задания.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» пункт: 10.30 Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. [2].

Для выявления особенностей выполнения домашней работы мы провели анкетирование своего класса (см. Приложение 3). В опросе приняли участие 29 учеников, 11 девочек и 18 мальчиков.

Результаты анкетирования позволяют говорить о следующем:

83 % учащихся тратят менее 2-х часов в день на выполнения домашней работы, что, согласно вышеуказанным нормам, является допустимым объемом.

Большинство опрошенных работают над домашним заданием после ужина, в вечернее время. Следовательно, значение использования настольной лампы возрастает.

Основным местом выполнения домашней работы является специально оборудованный настольной лампой письменный стол. Однако 24 % опрошенных находятся в условиях повышенной нагрузки на органы зрения в виду отсутствия местного освящения.

Регулярно используют подставку для книг только 34 % опрошенных. Остальные 66 % подвергаются риску развития близорукости из-за неправильного формирования глазного яблока. Испытывают повышенные нагрузки на мышцы спины и шеи, что может привести к искривлению позвоночника.

Проведенное анкетирование показывает, что основные санитарно-гигиенические требования к выполнению домашнего задания выполняются, но многие пренебрегают использованием подставки для книг.

Стоит отметить, что использование подставки для книг обеспечивает формирование правильной осанки, снижает нагрузку на зрительные органы, способствует правильному развитию школьника.

Подставки бывают довольно разные [6]:

- настольные и напольные;

- из древесины, металла, пластика и даже картона;

- с креплением к столешнице и складные.

В качестве основных причин не использования подставки для книг опрошенные школьники называли неудобство при переворачивании страниц, плохой прижим страниц, вероятность опрокидывания при установки большой книги.

Несмотря на то, что в Интернете мы нашли массу интересных и оригинальных подставок под книги и планшеты. Все они были не идеальны.

Данный факт натолкнул нас на мысль о необходимости подставки под книги, лишённой недостатков с точки зрения удобства и безопасной для зрения.

Однажды, находясь у мамы на работе, я обратил внимание на то, что мониторы на рабочих местах сотрудников расположены на специальных подставках. Мама рассказала о том, насколько такое расположение более удобное и практичное.

Мы начали разработку собственной подставки под книги.

Были выдвинуты следующие требования:

- подставка должна удерживать книгу вертикально, как монитор на работе у мамы, с возможностью регулировки угла наклона;

- высота подставки должна регулироваться, так как школьник растёт и требования к окружающим его предметам изменяются;

- подставка должна жёстко крепиться к столу, чтобы исключить возможность опрокидывания;

- необходим новый механизм прижима страниц, роботизированный, автоматический, который бы понимал в какую секунду ему необходимо отпустить учебник, а в какую прижать и удерживать.

В ходе работы мы пришли к выводу, что, изменяя положение книги на рабочем столе – мы изменяем уровень освещённости читаемых страниц учебника. Находясь на обычной настольной подставке, книга дополнительно освещается настольной лампой, что создаёт определённой комфорт. При перемещении учебника в вертикальное положение степень освещённости снижается. Следовательно, проектируемая подставка должна быть дооборудована собственным освещением, регулируемым, теплого оттенка.

Эскизы подставки для книги

Идея создания подставки нас очень увлекла, и наш следующий проект обязательно будет посвящён ей. Считаем, что использование подобной подставки под книги способно снизить нагрузку на органы зрения.

Исходя из вышеизложенного, а также изученной литературы, следует, что модель организации рабочего места школьника должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Настольная лампа должна стоять слева (если ребёнок правша), с абажуром, препятствующим прямое воздействие света на органы зрения.
  2. На столе должны располагаться часы, для контроля времени работы и своевременных перерывов. Желательно предусмотреть возможность установки таймера.
  3. Необходима подставка для канцелярских принадлежностей. Порядок на столе – порядок в голове. Посторонние предметы, такие как: игрушки, лишние бумаги, телефон, способны в значительной степени отвлекать от выполнения домашней работы.
  4. Стол и стул должны быть правильно подобраны, в соответствии с ростом ребёнка. Идеальным вариантом является «растущий стол» оснащённый механизмом изменения угла наклона столешницы и «растущий стул».
  5. Стопы должны полностью касаться пола, а колени сгибаться под прямым углом. Правильная поза в положении сидя способствует корректному кровоснабжению, является профилактической мерой многих заболеваний.
  6. Вечером настольная лампа не должна быть единственным источником освящения. Обязательно должно быть включено местное освещение. Следует избегать конфликта различных типов ламп.
  7. Расстояние между грудью ребёнка и краем стола должно составлять 8-10 см. Нельзя ложиться на стол, спина при выполнении домашнего задания должна быть ровной.
  8. Подставка для книг и учебников необходимый атрибут, должна стоять под углом 30-40 градусов к поверхности стола. Позволяет лучшим образом организовать рабочее место на столе, снижает нагрузку на органы зрения, обеспечивает правильное формирование глазного яблока.

Выполнение вышеуказанных рекомендаций способно в значительной степени снизить нагрузку на органы зрения и предотвратить развитие близорукости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью нашей работы являлась разработка модели рабочего места школьника при выполнении домашней работы с учётом рекомендаций офтальмологов. Изучив имеющуюся литературу, мы разработали требования, выполнение которых является необходимым условием обеспечения сохранности зрения у школьников. Считаем, что цель исследования достигнута.

Результаты анкетирования подтверждают гипотезу исследования – школьники пренебрегают использованием классической подставки для книг. Требуется альтернативная версия подставки. В нашей работе мы сформировали требования и выполнили эскизирование перспективной подставки для книг и учебников.

Данное исследование обязательно получит продолжение в разработке проекта современной подставки для книг. Для этого, мне необходимо продумать механическую составляющую, изучить основы робототехники и автоматики, продумать способы комплектования подставки собственным светильником. Основной проблемой будущего проекта вижу разработку механизма прижима, хотелось бы сделать его автоматическим с использованием датчиков.

Изучение причин развития близорукости заставило меня по-новому взглянуть на важность сохранения собственно зрения. Следует самостоятельно и своевременно контролировать состояние своего зрения. Регулярно посещать офтальмолога. Не перенапрягать глаза лёжа с смартфоном, читая при недостаточном освещении или тряске. Регулярно выполнять гимнастику для глаз. Использовать подставку для книг.

Просмотров работы: 182