LEGO: Просто конструктор?

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

LEGO: Просто конструктор?

Минаков Е.В. 1
1МБОУ гимназия № 7
Ртищева Г.А. 1
1МБОУ гимназия № 7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В.Л. Сухомлинский писал:

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…

Для него игра – это самое серьезное дело...

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.»

Игра – это один из основных видов деятельности детей. В игре формируется характер и лидерские качества, развивается интеллект. Игровая деятельность в начальной школе не должна потерять своего значения, так как в этом возрасте многие дети приносят в школу игрушки. Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде…»

Через игру ребёнок понимает, как всё должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор. Конструктор – это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей.

Несмотря на растущую популярность компьютерных и мобильных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребёнок действует с деталями конструктора – сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки.

Конструирование – это созидание, а оно подразумевает творческий поиск. «Строительные игры» позволяют воплощать в жизнь детские фантазии. Здесь уместно вспомнить слова русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…» Умение видеть целое раньше частей вместе с творческим подходом к конструированию воспитывает в ребёнке чувство красоты и композиции, формирует понимание пропорции, масштаба и меры.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов. Конструктор LEGO выпускается самых разнообразных видов. Он никогда не надоест ребёнку, так как из него можно собирать: дома, машины, трансформеры, игрушки на чипах, и многое другое.

Детям нравится собирать LEGO модели по готовой инструкции. Они любят головоломки и логические игры. Я часто придумываю свои собственные модели из деталей LEGO. (Рис. 1)

Мы задумались, а что всё таки LEGO для детейпросто конструктор?

Проблема: Современные дети много времени проводят за играми в мобильном телефоне и компьютере. Им труднее находить время на общение с близкими и друзьями.

Цель проекта: Изучить игровыевозможности популярного конструктора LEGO и создать альтернативные настольные игры из его деталей.

Задачи:

собрать информацию о конструкторе LEGO;

найти интересные факты о LEGO;

выяснить отношение ребят к конструктору LEGO;

выяснить отношение ребят к логическим играм и головоломкам;

создать из деталей LEGO простые и интересные настольные игры и головоломки;

предложить ребятам сыграть в игры, сделанные из деталей LEGO.

Средства и методы исследования: сортировка LEGO деталей; аналогия; фотографирование; работа с литературой и Интернетом; анкетирование школьников.

Гипотеза: Возможно, именно в игре с конструктором LEGO можно получить новый опыт и побудить желание ребёнка к познавательной деятельности.

Объект исследования: Детали популярного конструктора LEGO.

Предмет исследования: Игровые возможности моего конструктора LEGO.

Актуальность: Данный проект крайне важен, так как в наше время дети, подростки и даже взрослые люди все чаще уходят в мир компьютеров, планшетов и телефонов, забывая или даже не зная о существовании других видов интересного и полезного развлечения. Простые и популярные игры можно создать своими руками из привычных уже нам деталей LEGO.

Такие игры дают возможность активно взаимодействовать с друзьями на переменах в школе и с близкими людьми дома, а также могут быть качественно использованы на уроках технологии в школе.

Глава 1.

История создания конструктора LEGO.

История компании LEGO началась в Дании. Компания была основана в 1932 году. Название «LEGO» собрано из двух слов Leg и Godt. Это словосочетание переводится с датского языка как «увлекательная игра». Логотип LEGO, который существует сейчас – белая надпись на красном фоне, появился в 1973 году. И с тех пор остается самым узнаваемым логотипом игрушек на сегодня. (Рис. 2)

Первые игрушки LEGO были деревянными. И только через 15 лет компания начала выпуск пластиковых игрушек.

28 января 2022 года компании LEGO исполнилось 90 лет. Моему прадедушке сейчас 92 года. Если бы он жил в Дании в моём возрасте, то, уверен, тоже играл бы с таким конструктором.

Интересные факты о конструкторе LEGO.

В Интернете представлено несколько интересных фактов о конструкторе LEGO, мы выбрали самые интересные:

Больше 30 000деталек LEGO производится каждую минуту.

Около 7коробок LEGO продаётся каждую секунду по всему миру.

Сейчас во всем мире более 400 миллиардов деталек LEGO. Если собрать их вместе и поставить друг на друга, то можно собрать башню, которая дотянется до Луны.

Существует дом, целиком построенный из LEGO. Это настоящий полноразмерный дом – в нём есть работающий туалет, горячий душ и ужасно неудобная кровать.

Не обязательно покупать кучу разных наборов с большим количеством деталей, чтобы создавать новые конструкции. Почти миллионконструкций можно собрать всего из шестистандартных деталей.

Глава 2.

2.1. Альтернативные игры из деталей LEGO.

Здесь мы хотим поделиться идеями, как можно разнообразить игры с LEGO. У нас дома много любимых настольных игр, родители научили меня играть в «Морской бой» и «Крестики-нолики» на бумаге, а мой дедушка увлекается Судоку. Во время игры с готовыми моделями из LEGO, я заметил, что из деталей конструктора можно собрать такие же игры.

Какие популярные игры можно создать из LEGO? Я насчитал больше 10 игр – «Бинго», «Мемори», «Танграм», «Судоку», «Проверь память», «Собираем на перегонки», «Волчок», «Угадай число», «LEGO картина», «Зеркальная фигура», «Неустойчивые башенки», «Найди отличия».

Далее мы хотим рассказать и показать, какие простые игры можно собрать из деталей LEGO, и как в них играть.

2.1.1. Игра «Крестики-нолики».

Мы представляем вам классическую игру в новой форме. Кто первый выстроит в ряд три фигурки? Сыграйте за командуогня или команду кексов или сделайте другие весёлые фигурки, какие у вас есть. (Рис. 3)

Как играть:

Соберите доску три на три квадратика из пластин-переходников.

Подберите или сделайте фишки для игры – пять одинаковых для одного игрока и пять других для второго.

По очереди ставьте фишки на доску. Выигрывает тот, кто первым выстроит в ряд три свои фишки.

Наши рекомендации:

Основание сделайте из пластин.

Яркий край соберите из гладких пластинок.

Фигурки можно прикреплять на пластинки-переходники.

2.1.2. Игра «Выберись из лабиринта».

Найдёте выход из лабиринта? Соберите лабиринт, а затем проверьте, сумеете ли вы провести мячик по его поворотам всего за 30 секунд. Осторожно – не попадите в тупик! (Рис. 4)

Как играть:

Соберите лабиринт на большой базовойпластине 32х32.

В стенках лабиринта должно быть два просвета – вход и выход. Поместите мячик у входа в лабиринт и поставьте таймер на 30 секунд.

Наклоняйте игровое поле, чтобы провести мячик по лабиринту от входа к выходу за данное время.

Наши рекомендации:

Высота всех стенок – один кубик.

Чтобы усложнить задачу, сделайте несколько тупиков.

Если переставить всего несколько деталей в другие места, получится совершенно новый лабиринт.

В этой игре мы использовали специальный мячик из набора LEGO. Если у вас нет такой детали, можно использовать любой другой маленький мячик или шарик.

2.1.3. Игра «Дай пять».

Перед вами классическая настольная игра «Пять в ряд». В неё можно играть с родителями или друзьями. Продумывайте ходы, чтобы первыми выстроить в ряд пять одинаковых деталей (Рис. 5)

Как играть:

Сделайте доску. Игрок 1 получает 10 фишек одного цвета, а игрок 2 – 10 фишек другого цвета.

Цель игры – создать непрерывный ряд из пяти фишек одного цвета. Игроки делают ходы по очереди, выставляя свои фишки на доску по одной.

Каждый игрок старается не дать своему противнику выстроить ряд. Выигрывает тот, кто первым выстроит ряд из пяти фишек.

Наши рекомендации:

Используйте базовую пластину 16х16.

Ряды могут идти по горизонтали, вертикали и диагонали.

Блокируйте своими фишками ряды противника.

2.1.4. Игра «Невозможная головоломка».

Верите или нет, но эти прямоугольники можно разделить, не разбивая всю головоломку. (Рис. 7)Но смогут ли догадаться ваши друзья и родные, как это сделать?

Как собирать

Подготовьте пластины 1х6, 2х4, 1х3.

Скрепите кубиками слой пластин в основании.

Отделайте кубики гладкими пластинками, чтобы части головоломки не сцеплялись друг с другом.

У двух частей сбоку должен быть просвет. У третьей – стороны закрытые, а в середине отверстие. (Рис. 6)

Как играть:

Вставьте белую часть в отверстие красной – той, у которой стороны закрытые. Не задвигайте белую до конца.

Наденьте другую часть с просветом сбоку на часть с закрытыми сторонами. Аккуратно сдвиньте вниз.

Сдвиньте желтую часть ниже – чтобы она оказалась внутри белой.

Продвиньте белую часть в отверстии красной – чтобы все части головоломки соединились в центре.

А теперь предложите друзьям догадаться, как их разделить. (Рис. 7)

2.2. Исследование.

Мы полагаем, что данная работа будет интересна как для детей, так и для их родителей.

Мы попытались выяснить:

популярен ли конструктор LEGO у детей;

знают ли они, чем полезен конструктор;

любят ли школьники играть в логические игры и головоломки.

Мы провели анкетирование учащихся вторых классов нашей гимназии. (Приложение 2).

В процессе было опрошено 142 человек.

2.3. Результаты анкетирования.

По итогам работы с анкетами нам удалось выяснить, что конструктор есть у 98%. Только 11% детей знает историю создания конструктора LEGO, поэтому им будет интересно узнать об истории создания LEGO.

Только 12% детей любят собирать по готовой инструкции, а 88% с удовольствием придумывают свои собственные конструкции. 74% ребят любят играть в головоломки, а 94% школьников любят логические игры. Все результаты мы разместили в диаграммы. (Приложение 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем больше ребёнок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и находить новые приёмы для достижения результата. Часто наигравшись с готовой моделью LEGO, дети теряют интерес и разбирают конструкции. Новые идеи для игры с конструктором могут подарить вторую жизнь деталям и освободить родителей от покупки очередного набора.

Конструктор LEGO популярен в нашем классе и большинство умеют и любят собирать свои собственные модели. Мы считаем, что наша работа поможет заинтересовать ребят и замотивировать их воплощать в жизнь свои задумки. Теперь ребята знают, что возможности LEGO конструктора гораздо шире, чем просто строить по инструкции из готового набора; и работая с конструктором, можно и нужно фантазировать.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что LEGO – это не просто конструктор. Детали LEGO легко можно легко превратить в весёлые головоломки, игры и испытания для всей семьи и друзей. (Рис. 8)

Таким образом можно подтвердить нашу гипотезу – в игре с конструктором LEGO мы получили новый опыт, а мои одноклассники заинтересовались созданием подобных игр.

Имея положительный опыт по созданию игр из деталей LEGO, мы подготовили брошюру, в которой мы представили процесс сборки и правила игры. Брошюры можно раздать ребятам в школе, а также использовать разработки на уроках технологии. Такие игры помогут активнее взаимодействовать с друзьями на переменах в школе и отложить свои мобильные телефоны. (Приложение 4)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо, 2004. [5, с. 73]

Дис Сара: LEGO. Гениальные изобретения. – М.: Эксмодетство, 2020.

Комарова Л. Г. Строим из LEGO. – М.: Линка-Пресс, 2001.

Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М.: ЛитРес, 2005.

Сухомлинский В. А. Сухомлинский о воспитании. – М., 1989. [1, с. 21]

Ушинский К. Д. Наука и искусство воспитания / Е. Ф. Егоров. – М., 1994. [3, с. 84]

[Электронный ресурс] – Режим доступа

https://chips--journal-ru.turbopages.org/turbo/chips-journal.ru/s/reviews/12-udivitel-nyh-faktov-o-konstruktore-lego

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(Рис. 1) Разнообразие LEGO деталей.

(Рис. 2) Ретроспектива логотипа LEGO 1932-2022.

(Рис. 3) Игра «Крестики-нолики».

(Рис. 4) Игра «Выберись из лабиринта».

(Рис. 5) Игра «Дай пять».

(Рис. 6) Игра «Невозможная головоломка» Как собрать.

(Рис. 7) Игра «Невозможная головоломка» Как играть.

(Рис. 8) Результат работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА

Поставь галочку рядом со своим ответом.

1. У тебя есть конструктор LEGO?

ДА

НЕТ

2. Ты любишь играть в него?

ДА

НЕТ

3. Ты знаешь историю LEGO конструктора?

ДА

НЕТ

4. Ты собираешь LEGO по инструкции или по своему замыслу?
По готовой конструкции

По своему замыслу
Когда как

5. Что ты обычно собираешь из своего LEGO, напиши – ?

_______________________________________________________________

6. Ты любишь логические игры, например, «Крестики-нолики»?

ДА

НЕТ

7. Ты любишь Игры-головоломки?

ДА

НЕТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Просмотров работы: 92