УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Сапожников Р.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина"
Варсегова Е.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мультфильмы - неотъемлемая часть жизни детей. Мультфильмы любят смотреть не только дети, но и взрослые. Однажды я смотрел мультфильм и задумался: а, как создают мультфильмы, и могу ли я сам научиться их снимать? Так была выбрана тема моего исследования.

В выбранной теме объединяются такие направления, как прикладное творчество и мир техники, а объектом исследований является мультипликация.

Актуальность работы заключается в том, что детям всегда интересно смотреть мультфильмы, а будет ли процесс их создания также интересен.

Гипотеза исследования: я предположил, что сегодня мультфильмы создаются на основе рисунков, пластилиновых фигурок и с помощью специальных программ. А значит, даже дети при небольшой помощи взрослых могут создать мультфильмы на основе известных произведений или по собственному сценарию.

Цель проекта - изучить основы мультипликации, самому создать мультфильм и выяснить, может ли процесс создания мультфильма быть увлекательным для детей.

Задачи проекта:

1. познакомиться с историей мультипликации;

2. узнать, какие виды мультфильмов существуют;

3. проанализировать предпочтения моих сверстников;

4. самому создать мультфильм.

Методы исследования: изучение литературы, анализ и поиск информации в сети Интернет, анкетирование, эксперимент.

1. История возникновения мультфильмов

Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом - оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост - на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Но тем не менее отцом мультипликации принято считать Эмиля Рейно. Именно он создал праксиноскоп – аппарат, который состоял из крутящегося барабана, фонаря и зеркал (Рис.1). С помощью этого аппарата Эмиль Рейно представил зрителям рисованный фильм. Изображение было высочайшего качества, так как пленка двигалась в аппарате плавно, без рывков, музыкальное сопровождение соответствовало изображению, а само изображение по качеству было выше всех похвал. 

Дo сих пoр мирoвoй кинeмaтoгрaф спoрит o тoм, ктo нaрисoвaл пeрвый мультфильм. Считается, что этот титул рaздeляют мeждy сoбoй три прeтeндeнтa:

1. «Юмoристичeскиe фaзы смeшных лиц» oт aмeрикaнскoгo кaрикaтyристa Стюaртa Блэктoнa, 1906 гoд.

2. «Oтeль с призрaкaми», aвтoрoм кoтoрoгo является также Стюарт Блэктoн, 1907 гoд. 

3.«Фaнтaсмaгoрия» от фрaнцyзскoгo мyльтипликaтoрa Эмиля Кoля, 1908 гoд.

Уже прoстo за бoльшиe стaрaния aвтoрoм пeрвoгo мyльтфильмa мoжнo нaзывaть Стюaртa Блэктoнa. Нo кинoвeды сoмнeвaются, пoэтoмy дo сих пoр мир нe знaeт, в кaкoй стрaнe изoбрeли мyльтфильмы: в Aмeрикe или вo Фрaнции?

Всeгo примeрнo 150 лeт тoмy былa сoвeршeнa пoпыткa снять кaртинy, oтличнyю oт фильмoв. Пeрвым тaким прoизвeдeниeм считaeтся «Цирк лилипyтoв», кoтoрый был пoкaзaн в 1898 гoдy. Мyльтфильм был кyкoльным, a eгo пeрсoнaжaми – дeрeвянными игрyшкaми. Этy кaртинy снимaли прoстым, нo дoлгим спoсoбoм, пoтoмy чтo игрyшки пeрeстaвляли врyчнyю. Прoцeсс шeл тaк: снимaли кaдр, зaтeм мeняли пoзиции гeрoeв и снимaли нoвый кaдр.

Дaлee нa лeнтe врeмeни oтмeтились рaнee yпoминaвшиeся кaртины Стюaртa Блэктoнa. Юмористические фазы смешных лиц – пeрвый нeмoй мyльтфильм aмeрикaнскoгo кaрикaтyристa. Глaвныe гeрoи – aнимирoвaнный клoyн, кoтoрый выпoлняeт рaзличныe трюки с сoбaкoй и oбрyчeм, лицa дaм и джeнтльмeнoв, кoтoрыe oтрaжaют эмoции. Всe oни нaрисoвaны рyкoй aвтoрa чeрным цвeтoм нa бeлoй бyмaгe, a пoслe прoявлeны нeгaтивoм. Нa сoздaниe 1,5-минyтнoй истoрии yшлo oкoлo 700 фoтoгрaфий и бoлee 3 нeдeль yсeрднoй рaбoты.

Другие источники склоняются к тому, что самым первым полноценным мультфильмом была "Фантасмагория" - картина французского художника-мультипликатора Эмиля Коля, созданная в 1908 году. Для создания мультика Эмилю понадобилось более 700 кадров и несколько недель серьезной работы. Мультфильм даже запустили в кинотеатрах. Там присутствовал и сюжет, и главные герои. Картина также длилась всего 80 секунд, но она сразу покорила миллионы сердец зрителей. С этого момента и началась эра анимаций.

В нашей стране первый мультфильм был создан в 1912 году. Он назывался "Война рогачей и усачей". Мультфильм был в большей мере для взрослых и отражал правду того времени.

Через пятнадцать лет после премьеры первого мультика (1898 год) начинается работа с пластилином. Первым автором такого мультика был Уильямс О'Брайан, главным произведением которого была картина "1000 лет до нашей эры", созданная в 1916 году.

Новая работа вызвала фурор в широких массах. Однако создание пластилиновых мультфильмов было приостановлено до 1950 годов, потому что такая анимация была намного дороже и сложнее рисованной [3].

Развитие мультфильмов стало возможным благодаря компаниям, которые сосредоточили все свои усилия на создании этого уникального продукта. Первым произведением студии Disney был чёрно-белый немой фильм "Алиса в море". Мир его увидел в 1924 году, через 4 года студия выпускает первый звуковой мультик, который называется "Пароходик Вилли". А еще через 8 лет Дисней создает первый цветной мультфильм под названием "Цветы и деревья" (рис. 2).

А в 1936 году в нашей стране была создана студия "Союзмультфильм", которая за годы своего существования выпустила сотни мультфильмов, полюбившихся детям и взрослым: "Бременские музыканты", "Ну, погоди!", "Вини-Пух", "Крокодил Гена" и многие другие.

В 1995 году была открыта новая страница в истории анимации: вышел первый компьютерный мультфильм "История игрушек" студии Pixar.

И я думаю, что с появлением компьютерной анимации история не остановится, и впереди нас ждет еще много открытий в области мультипликации.

2. Виды мультфильмов

Мультфильм (анимационный фильм) - это фильм, который создается мультипликаторами, использующими для создания персонажей различные техники и материалы, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

По возрастным интересам мультфильмы бывают для детей, подростков и взрослых.

По продолжительности мультфильмы бывают: короткометражные - до 45 минут ("Маша и Медведь") и полнометражные - более 45 минут ("Ледниковый период").

По способу создания мультфильмы делят на:

Рисованная классическая анимация

Один из самых интересных и распространенных видов анимации, это так называемая классическая анимация. Художники рисуют каждый кадр мультфильма отдельно, затем соединяют их в едино. Это долгий и трудный процесс, ведь для одной секунды нужно 24 кадра! Такая анимация очень живая, плавная, пространственная. Примером такой анимации могут послужить мультфильмы студии "Дисней" и  "Союзмультфильм" (рис. 3).

Перекладная анимация

Суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки, и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название - перекладка! Одним из самых ярких примеров перекладной анимации можно смело назвать мультфильм "Ежик в Тумане" режиссера Юрия Норштейна (рис. 4).

Живопись на стекле

Суть такой анимации в рисовании масляными красками по стеклу. Каждый кадр при этом - это живописная картина, которая видоизменяется мазками художника. Ярким примером такой анимации является произведение Александра Петрова "Старик и море" (рис. 5).

Кукольная анимация

Все куклы и декорации в кукольной анимации изготавливаются вручную из тканей, поролона и других материалов для создания кукол. Это техника придаёт некий объём мультфильму. Этот вид анимации очень популярен даже сегодня, несмотря на распространение компьютерной 3Д анимации (рис. 6).

Пластилиновая анимация

Название пластилиновая анимация говорит само за себя. Пластилиновая анимация вышла из кукольной анимации. Эта техника может быть плоской и объемной (рис. 7).

Компьютерная анимация

Техника, при которой все объекты и персонажи рисуются на компьютере, также создаётся движение и просчитывается мультфильм. На данный момент есть несколько разновидностей компьютерной мультипликации: покадровая, двухмерная флэш, трёхмерная (создаётся в специальных программах).

На основе 3Д мультипликации становится популярной техника захвата движения – на актёра одевают специальные датчики, он совершает действие, и оно записывается на компьютер и после передаётся 3Д персонажу. Движения получаются реалистичными (рис. 8) [2].

Еще мультфильмы можно классифицировать по целям и задачам:

Обучающие - мультфильмы, в которых заложены обучающие программы, которые помогают научиться читать, считать, объяснять природные явления, в мультипликационной форме герои рассказывают о том, как устроен мир и человек, природа и искусство, как работают законы физики и как люди открывали Землю ("Малышарики", "Фиксики").

Развлекательные - мультфильмы, главной задачей которых является поднять настроение зрителю за счет нелепых действий персонажей ("Том и Джерри").

Также мультфильмы бывают отечественными ("Гуси-лебеди", "Лунтик и его друзья") и зарубежными ("Король Лев", "Щенячий патруль").

3. Предпочтения современных детей

Узнав в ходе своего исследования о многообразии видов мультфильмов, я решил выяснить, какие мультфильмы предпочитают смотреть мои одноклассники (ученики 2 "А"). Для этого я провел анкетирование, ребятам на выбор было предложено 3 группы мультфильмов.

1 группа - мультфильмы, в равной степени являющиеся воспитательными и развлекательными ("Ну, погоди!" и "Простоквашино").

2 группа - обучающие мультфильмы ("Смешарики" и "Фиксики").

3 группа - мультфильмы больше развлекательного характера ("Трансформеры", "Шарлотта Земляничка").

В анкетировании приняло участие 23 человека.

По результатам анкетирования (табл. 1, рис. 9) оказалось, что 50% ребят любят смотреть мультфильмы 2 группы (обучающие), 40% ребят - мультфильмы 1 группы (обучающие+развлекательные), 10% ребят - мультфильмы 3 группы (развлекательные).

Получается, что моим одноклассникам больше нравятся мультфильмы, которые будят любознательность, знакомят с историей, учат дружить, быть добрыми и отзывчивыми, а еще развивают воображение и мышление.

4. Создание мультфильма

Перед тем, как начать создавать мультфильм, мне нужно было определиться с техникой выполнения и его содержанием.

В этом году на уроках чтения мы проходили басни И.А. Крылова. Они мне очень понравились, в баснях уделено внимание морали, нравственности, справедливости. Басни увлекательны тем, что в образах животных узнаются человеческие черты, пороки людей. В то же время басни И.А. Крылов писал с юмором. Поэтому я решил создать мультфильм по басне "Свинья под дубом" [1].

А так как я очень люблю лепить из пластилина, то выбрал технику "пластилиновая анимация". Я слепил дуб, свинью и ворона, а также несколько кустов, цветов и облака.

Далее необходимо было подготовить фон для расстановки персонажей и дальнейшей съемки. Фоном послужил лист формата А3, на котором я изобразил небо и полянку (Рис.10).

Подготовив декорации и героев, я установил освещение, самодельный штатив, а для съемок подготовил камеру на телефоне. Далее я расставил первую сцену в кадре, сделал снимок, а потом поэтапно менял сцену и делал снимки. Такая техника называется стоп-моушн [4].

После этого надо было озвучить героев мультфильма, в этом мне помогли мои родственники. Мы сделали аудиозапись на телефон.

Для того, чтобы собрать из полученных снимков анимацию, мама помогла мне установить на компьютер специальное приложение (ВидеоМОНТАЖ). И уже в приложении я выстроил последовательность кадров, их продолжительность и наложил звук.

Таким образом, я получил первый опыт создания мультфильмов. На мой взгляд, мультфильм получился ярким, ироничным и поучительным.

Заключение

С момента создания первого мультипликационного фильма прошло уже больше века, но интерес к ним не угасает, а развитие этой области не останавливается.

Существует огромное разнообразие мультфильмов, какие-то мультфильмы нас развлекают, какие-то - учат. Их интересно создавать и смотреть не только детям, но и взрослым.

Создание собственного мультфильма - это увлекательный процесс, требующий старания, терпения и воображения, но полученный результат того стоит.

Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза оказалась верной: дети при небольшой помощи взрослых могут создать мультфильмы на основе известных произведений или по собственному сценарию.

Вывод: процесс создания мультфильмов не менее увлекателен для детей, чем их просмотр. Так как практически у всех детей есть телефоны, планшеты, компьютеры, то любой желающий может попробовать самостоятельно создать мультфильм, причем можно это делать как одному, так и совместно с друзьями и родственниками, что может разнообразить досуг и отвлечь от компьютерных игр, а может даже стать увлекательным хобби или будущей профессией.

В моих планах не останавливаться на полученном результате и освоить более профессиональную программу для мультипликаций, а также попробовать другие техники исполнения и написать собственный сценарий, по которому будет создан новый мультфильм.

Список использованных источников

Крылов И.А. Басни. - Ростов-на-Дону: Издательский дом "Проф-Пресс", 2015. - 32 с.

Виды и техники мультипликации - http://multmaster74..ru/

История создания мультфильмов: кратко и интересно - http://kakizobreli.ru/

Как создать мультик/Лучшие программы для создания мультфильмов - http://movavi.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1. Аппарат праксиноскоп

Рис. 2. Первый цветной мультфильм "Цветы и деревья"

Рис. 3. Рисованная анимация. Мультфильм "Ну, погоди"

Рис. 4. Перекладная анимация. Мультфильм "Ежик в тумане"

Рис. 5. Анимация живопись на стекле. Фильм "Старик и море"

Рис. 6. Кукольная анимация. Мультфильм "Чебурашка идёт в школу"

Рис. 7. Пластилиновая анимация. Мультфильм "Пластилиновая ворона"

Рис. 8. Компьютерная анимация. Мультфильм "Три богатыря на дальних берегах"

Таблица 1. Предложенные виды мультфильмов в анкетировании

1 группа (обучающие+

развлекательные)

2 группа

(обучающие)

3 группа

(развлекательные)

     

Рис. 9. Диаграмма "Предпочтения современных детей" (результат анкетирования)

Рис. 10. Подготовка съемок мультфильма "Свинья под дубом"

Просмотров работы: 212