Завтракать или нет?

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Завтракать или нет?

Пчелинцев П.К. 1Пчелинцева А.К. 1
1МАОУ СОШ "5 г. Балашиха
Дёмина М.А. 1Хоменко Е.И. 1
1МАОЙ СОШ №5 г. Балашиха
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

О бычно утро у всех школьников начинается с завтрака – мама готовит нам еду, но часто бывает так, что мы не хотим есть и говорим маме, что поедим потом. Мамы всегда возражают, говорят, что завтракать нужно обязательно и вообще завтрак – это лучшее начало дня. Мы возражаем, ведь если мы не хотим есть, зачем себя заставлять?

В школе, когда мы отправляемся на завтрак - учительница тоже говорит нам, что нужно съедать полную порцию, ничего не оставлять, что нам нужны силы, чтобы хорошо учиться. И что особенно много пользы в таких блюдах, как, например, каша. А если мы не хотим, например, есть кашу, а хотим съесть шоколадку – может, лучше так и сделать? Тоже интересный вопрос. Наверняка наука что-нибудь об этом говорит, да и мы сами можем провести эксперименты, чтобы проверить, как обстоят дела на самом деле.

Мы решили выяснить, точно ли завтрак необходим? Кто не позавтракал – тот действительно устаёт раньше или это миф? Влияет ли наличие/отсутствие завтрака на наше здоровье? Как именно завтрак влияет на наше самочувствие? Чтобы ответить на все вопросы, мы решили провести исследование. Для этого мы собрали информацию из заслуживающих доверия источников, а также опросили своих сверстников - учеников 1 - 4 классов.

Цель исследования – выяснить, какую роль завтрак играет в жизни учащихся начальной школы.

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели исследования:

• установить, какое место завтрак занимает в жизни человека;

• выяснить, что известно науке о влиянии наличия/отсутствия завтрака на здоровье детей, их психоэмоциональное состояние и способность к выполнению учебных заданий;

• определить, каким должен быть полноценный завтрак;

• провести анкетирование, чтобы узнать, как много учеников начальной школы завтракает дома;

• узнать, как много детей завтракает в нашей школьной столовой регулярно;

•подготовить буклет под названием «Вкусные и полезные завтраки».

Проблема: так ли важен ли завтрак для здоровья и самочувствия школьника?                                                     

Гипотеза исследования: возможно, что завтрак полезен, но так ли это? Действительно ли польза завтрака научно доказана? Что если это лишь стереотип, а на самом деле гораздо правильнее есть лишь тогда, когда хочется?

Объект исследования: завтрак в жизни школьников

Предмет исследования: влияние приёма пищи по утрам учащимися начальных классов на их здоровье, успеваемость и другие важные показатели.

Методы исследования:

• исследование литературы;

• анкетирование учащихся;

• собеседование с учащимися;

• анализ;

• наблюдение;

• сравнение;

• обобщение.

Актуальность исследования связана с тем, что в ходе предварительного изучения энциклопедической и научно-популярной литературы, а также интернет-источников, мы нашли подтверждения печального факта: питание младших школьников является не только проблемой для родителей, но и серьезным вопросом современной диетологии.

Современному человеку нужно знать и уметь очень много, поэтому школьные программы становятся сложнее и сложнее, вместе с этим растёт нагрузка на школьников, они испытывают колоссальное умственное и физическое напряжение, не будем забывать и о дополнительных нагрузках – всё это говорит к необходимости ответственно подходить к составлению режима питания школьника.

Таким образом, если мы разберёмся, в чём польза завтрака и как завтракать правильно, это поможет нам хорошо себя чувствовать и учиться лучше.

2. Исследование источников

2.1. Что такое завтрак

Завтрак – это первый прием пищи за день, съедаемый утром после пробуждения от ночного сна. Это слово в русском языке считается одним из самых древних, и с самого начала оно обозначало именно утренний, первый приём пищи. Почему же именно «завтрак»? При чём тут завтрашний день? Основная версия, объясняющая смысл слова, такова: в древние времена многие готовили еду с вечера, чтобы не тратить на это время утром и, подкрепившись, сразу приступать к важным делам, которые нужно сделать при свете дня.

Само явление завтрака не является уникальным для каких-либо стран, мы выяснили, что обозначающее его слово существует во всех языках мира. В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть всё, что оставили с вечера на завтра. Происходит оно от древнерусского «заутрок», «заутренья», что как раз означает приём пищи с раннего утра, спозаранок.

Похожие слова есть и в других языках, различаются только оттенки смысла. Получается, все люди мира утром принимают пищу! Причём в тех или иных странах и культурах есть «типичные» или «традиционные» меню для завтрака, состав которых от страны к стране и от региона к региону сильно отличается. Есть также такие блюда и продукты, которые во всём (или почти во всём) мире теперь ассоциируется с завтраком.

2.2. Зачем нужен завтрак, в чём его польза

Дело в том, что наш организм состоит из клеток. Когда мы спим ночью, они работают – восстанавливаются и рождают новые клетки, при этом расходуют энергию, поэтому при пробуждении нам не хватает энергии, мы чувствуем себя вялыми и голодными. Перекусив, мы получаем энергию, которая так нужна нам в начале дня.

Ученые давно выяснили: дети, получающие полноценный завтрак, заметно лучше развиваются, достигают больших успехов в учебе, реже испытывают угнетенные состояния, приступы беспокойства, состояние гиперактивности. Увеличивая запас сахара в крови, завтрак снижает вялость по утрам и позволяет нам справиться с любыми задачами, которые требуют повышенного внимания и активной работы мозга. Одно из исследований показало, что результаты детей, которые не ели завтрак, как правило, ниже, чем у тех, кто полноценно позавтракал утром.

Но это ещё не всё. Обеспечивая достаточное потребление питательных веществ, завтрак способствует росту и развитию детей и подростков. Например, ежедневное потребление такого питательного вещества, как кальций, заметно выше у тех, кто завтракает. А кальций очень важен для детей и подростков, так как именно в этот период происходит наибольшее накопление кальция в костях.

Влияние завтрака на нашу жизнь учёные начали изучать более полувека назад – исследования проходят с 1960-х годов. Тогда же они зафиксировали склонность детей и подростков пропускать завтрак. В недавних детальных исследованиях, проведённых в начале 2000-х, говорится, что каждый четвёртый (по другим данным – каждый пятый) школьник пропускает завтрак и предпочитает есть уже в школе или даже после неё.

И совершенно напрасно, потому что завтрак – действительно самый важный приём пищи, его пропуск увеличивает шансы развития ожирения, сахарного диабета, других болезней и даже может привести к сердечному приступу.

Завтрак положительно влияет на память и внимание ребёнка, помогает нам лучше концентрироваться и запоминать информацию. Исследование, в котором приняли участие 569 студентов в возрасте от 11 до 13 лет, показало, что завтрак, съеденный за 30 минут до того, как они прошли тестирование, улучшил их функцию запоминания. Другое исследование показало, что дети, остающиеся голодными по утрам, чаще (по сравнению с теми детьми, кто утром завтракает), испытывают такие явления, как головокружение, раздражительность, простуды и даже ушные инфекции, а ещё они в меньшей степени способны концентрироваться на уроках.

Получается, что завтрак напрямую влияет на нашу работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Этот факт научно доказан специалистами в области питания.

Кроме того, в большинстве исследований, посвященных завтракам, отмечается, что те, кто пропускает завтрак, чаще страдают избыточным весом – потому что потом, в течение дня они чаще перекусывают и потребляют продукты с высоким содержанием жира. Более низкий уровень физической активности (из-за нехватки энергии) тоже делает своё дело. Употребление завтрака снижает на 30% вероятность избыточного веса или ожирения у школьников.

2.3. Что нужно есть на завтрак

Известно, что определенные продукты могут весьма эффективно стимулировать умственную деятельность. Глюкоза и вовсе необходима для поддержания работы мозга – поэтому в рационе школьника, занимающегося много и напряженно, должно обязательно быть что-то сладкое: например, чай с сахаром, небольшой кусочек шоколадки или сладкий творожок.

П о мнению экспертов, завтрак для ребенка должен включать три основных элемента: фрукты, злаки и молочные продукты.

Фрукты – они являются источником витаминов, которые поддерживают иммунную систему. Во время приближающегося весеннего авитаминоза будут актуальны цитрусовые (важно лишь убедиться, что у ребенка на них нет аллергии), гранаты, а также вишня, клубника и местные (не экзотические) ягоды.

Зерновые продукты. Они содержат углеводы, дающие нам незаменимую энергию после сна.

Молочные продукты – такие как молоко, сыр, творог, йогурт, – являются незаменимым источником кальция, так необходимого детскому организму.

Таким образом, фрукты, каша и молочные продукты являются основой детского завтрака.

Лучше всего, если завтрак включает в себя горячее блюдо, горячий напиток и закуску.

Разнообразие меню достигается за счет использования широкого ассортимента продуктов и применения различных способов кулинарной обработки.

Среднесуточный набор продуктов питания, необходимых школьникам, приведён в детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым».

Рацион питания студента напрямую связан с его распорядком дня. Поскольку большую часть своего времени дети проводят в школе, необходимо обеспечивать чередование высоких умственных нагрузок и периодов отдыха, предполагающих обязательную смену деятельности.

И всё же, может быть, не завтракать? Нет, завтрак необходим. Когда мы просыпаемся, наше тело устало, вяло и нуждается в восстановлении сил, подпитке питательными веществами – разнообразными белками, жирами, углеводами и витаминами.

Если же мы не позавтракаем, то организм заберёт эти питательные вещества из других частей тела. Следствиями отсутствия завтрака станут выпадение волос, ломкость и болезни ногтей, выпадение зубов, а также мышечная вялость!

2.4. Польза завтрака

Завтрак делает вас энергичными, давая силы на весь день. Источником топлива для организма является глюкоза, которую мы получаем ее из продуктов, богатых углеводами, таких как картофель, хлеб или фрукты. Организм накапливает избыток глюкозы, которая ему не нужна для получения энергии, в виде гликогена, большая часть которого находится в печени, а более скромные количества - в мышцах.

Утренний прием пищи поддерживает наш энергетический уровень и восстанавливает уровень гликогена. Пропуск завтрака может показаться достойным способом снизить потребление энергии. Однако исследования показывают, что даже при более высоком потреблении энергии те, кто завтракает, как правило, будут более активны в начале дня, чем люди, которые не едят до какого-то другого времени дня.

Завтрак стимулирует работу мозга. Если вы пропустите завтрак, то вскоре можете обнаружить, что все утро вам хочется спасть и вам трудно выполнять даже простые задачи. Употребив завтрак, благодаря повышенному вниманию вы повышаете свою производительность и получаете максимальную отдачу от своего рабочего дня. Для детей очень важно завтракать, чтобы не испытывать трудности с концентрацией внимания и не так быстро уставать в школе. Если ребенок пропускает завтрак, он становится капризным, и его настроение ухудшается. Кроме того, это также может повлиять на школьную успеваемость.

Завтрак помогает придерживаться здорового питания. Люди, которые завтракают, как правило, придерживаются более здоровых привычек питания и диеты, чем те, кто этого не делает. Они также с меньшей вероятностью будут испытывать тягу к соленым и сладким закускам. Кроме того, дети, которые пропускают утренний прием пищи, более склонны есть вредную пищу в течение дня и иметь избыточный вес.

Если вы пропустите этот прием пищи, то с большей вероятностью потянетесь за перекусом. Еще хуже, если закуски, которые вы выбираете, ультраобработаны, что означает, что в них много сахара и жира, а также мало клетчатки и питательных веществ. Вы также можете потянуться за колой или другим газированным напитком – и тем самым вы наполните свое тело большим количеством лишних калорий, которые не имеют никакой питательной ценности. Исследования показывают, что высокое потребление ультраобработанных пищевых продуктов связано с повышенным риском заболеваний сердца.

Поэтому лучше утренний прием пищи всё-таки не пропускать. На завтрак рекомендуется употреблять пищу с высоким содержанием белка, так как она дольше сохраняет вас сытыми. Лучше выбрать полезные закуски, такие как греческий йогурт, свежие фрукты, орехи или овощные палочки. Люди, которые едят по утрам, должны легче справляться с ежедневным потреблением питательных веществ и минералов, чем те, кто этого не делает.

Люди должны получать основные витамины, минералы и различные питательные вещества из пищи. Несмотря на то, что ваше тело может, по большей части, собрать достаточно сил, чтобы дожить до следующего ужина, необходимо с утра пополнить свой уровень питательных веществ и минералов, чтобы поддерживать хорошее самочувствие и полноценность.

Завтрак может снизить риск заболеваний. Исследования показывают повышенную распространенность факторов риска, таких как высокое кровяное давление, ожирение и диабет у людей, которые не завтракают. Всё это может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, а они остаются ведущей причиной смертности во всем мире.

Здоровое питание и физическая активность - единственный способ предотвратить сердечно-сосудистые заболевания. А завтрак считается самым важным приемом пищи, а это значит, что пропускать его контрпродуктивно.

Завтрак помогает быть в форме – не приобретать излишний вес. Почему завтрак так важен для похудения? Люди, которые регулярно завтракают, менее склонны к избыточному весу или ожирению. Исследования, проведенные на группе школьников, показали, что нерегулярное употребление завтрака напрямую связано с избыточным весом и низкой частотой здорового поведения, такого как физические упражнения. Считается, что завтрак позволяет не допустить переедания, потому что он предотвращает резкие колебания уровня глюкозы в крови, помогая вам контролировать свой аппетит. Другими словами, позавтракав, вы вряд ли внезапно почувствуете себя голодным (и не съедите потом лишнего). В общем, завтрак снижает тягу к вредной еде и перекусам.

Завтрак бережёт нервы. Согласно статистике, люди, которые привыкли регулярно завтракать, в среднем не так подвержены стрессу, как те, кто не завтракает. Чтобы мозг хорошо работал в течение дня, нужно позавтракать.

3. Анкетирование школьников

В ходе исследования мы провели анкетирование среди учеников 1-4 классов начальной школы. Благодаря анкетированию мы установили, все ли дети завтракают дома и в школе, а также выяснили, что ребята употребляют на завтрак и что бы они сами хотели есть на завтрак.

Проанализировав анкету и составив диаграммы, мы пришли к выводу, что 71 % школьников начальной школы регулярно завтракают дома, 23 % - иногда завтракают дома, 5,7 % – не завтракают.

Ребята, предпочитающие кашу – 16 % (14 из 87), 53 % (46 из 87) опрошенных считают, что завтрак обязательно должен включать в себя чай и бутерброд. Но все сошлись в едином мнении, что завтраки должны быть полезными, сытными и питательными. Вкусы у всех разные, поэтому мнение ребят разделилось, 30% (27 из 87) хотели бы на завтрак употреблять следующие продукты: йогурт, сосиски, блины, омлет, пельмени, макароны. 

Завтракают или нет?

Анкетирование проведено среди учеников 1-4 классов

Что бы вы хотели есть на завтрак?

Анкетирование проведено среди учащихся класса в количестве.

Предпочтения учащихся:

Что ребята едят на завтрак?  

 Анкетирование проведено среди учащихся начальной школы.

Ребята, предпочитающие на завтрак кашу - 16%, бутерброд и чай - 53 % ,  омлет кушают – 30%.

Какими должны быть завтраки?

Анкетирование проведено среди учащихся начальной школы.

75% считают, что завтраки должны быть полезными – питательными и сытными.

21% думают, что завтраки должны быть вкусными.

3,5% считают, что завтрак должен быть вкусным, но не обязательно полезным.

Полезен ли завтрак?

Анкетирование проведено среди учащихся начальной школы.

Полезно ли завтракать?

1 00% ответили «Да».

Весь ли завтрак съедается ребятами?

Анкетирование проведено среди учащихся 4Г класса в количестве 28 человек.

23 чел. - 82 % съедают свои завтраки, 5 чел. -17 % не съедают завтрак или съедают не весь.

Анкетирование проведено среди учащихся 1Б класса в количестве 25 человек.

21 чел. - 84 % съедают свои завтраки, 4 чел. -16 % не съедают завтрак или съедают не весь

Анкетирование проведено среди учащихся начальной школы в количестве 87 человек.

69 чел. - 79 % съедают свои завтраки, 18 чел. - 20 % не съедают завтрак или съедают не весь.

      

П роведя опрос среди учеников классов разного возраста, мы пришли к выводу, что некоторые дети находят множество причин, чтобы не завтракать. Они и не подозревают, насколько полезен завтрак. 

Встреча с заведующей школьной столовой

Чтобы окончательно прояснить этот вопрос и получить информацию о нашем питании в школьной столовой, мы обратилась к заведующей школьной столовой – Мелиоранской Ирине Евгеньевне. Она рассказала, что в школе существует так называемое цикличное меню, которое разрабатывает технолог по питанию, а утверждается оно Роспотребнадзором. Рассчитано это меню на десять дней. В нём сбалансировано наличие белков, жиров и углеводов, в зависимости от возраста ребёнка.

Мы задали Ирине Евгеньевне интересующиеся нас вопросы:

Сколько учеников завтракает в нашей школе?

В школе все обучающиеся начальной школы получают горячие завтрак и обеды, а также учащиеся среднего звена из категорий «многодетные», «дети-инвалиды» и «учащиеся с ОВЗ».

И з чего состоит меню школьника? Ирина Евгеньевна познакомила нас со среднесуточным набором продуктов, необходимым для школьников. Он полностью совпадает с тем среднесуточным набором школьника, который приведён в детской энциклопедии «Расти здоровым».   (Приложение 1)

Мы узнали, что питание в нашей школе не только вкусное и разнообразное, оно ещё и полностью удовлетворяет санитарным требованиям.

Завтрак – прекрасное время, чтобы настроиться на успешный день и получить максимум пользы и удовольствия от принятия пищи. Ирина Евгеньевна пожелала, чтобы все ученики школы с радостью завтракали в нашей столовой и росли здоровыми!

Побеседовав с классными руководителями начальной школы, мы тоже узнали любопытное: оказывается, дети, которые не завтракают дома, часто жалуются на головные боли, а также на боли в животе.

Делаем вывод: без преувеличения можно сказать, что правильное питание - это не только залог здоровья, но и залог успешной учебы. В период роста и развития детский организм претерпевает многочисленные изменения, поэтому в это время рациональное питание важнее, чем когда-либо.

3. Заключение

В результате нашего исследования мы пришли к следующему выводу: завтракать необходимо, это очень важно для здоровья и хорошего самочувствия ученика.

Завтракать в школе необходимо каждому ребёнку, от этого зависит успеваемость, настроение, успеваемость и даже поведение ученика.

Всё-таки не зря наши родители заставляют нас завтракать – учёные обосновали пользу завтрака и показали, к каким последствиям может привести пренебрежение завтраком. Теперь у нас ни одно утро не обходится без полезного и сытного завтрака.

Итак, систематизируем основные причины для завтрака.

П равильный завтрак заряжает энергией на весь день.

Правильный завтрак улучшает настроение.

Правильный завтрак помогает контролировать чувство голода в течение всего дня.

Правильный завтрак помогает учиться, т. к. улучшает память и внимание.

Правильный завтрак укрепляет нервы, спасает вас от стресса.

Правильный завтрак не даст вам набрать лишний вес.

Правильный завтрак всей семьей укрепляет отношения.

Правильный завтрак – залог здоровья, он помогает избежать болезни.

Отказ от завтрака, напротив, приводит к ряду заболеваний, отставанию в учебе, стрессам и неправильному физическому развитию.

В рационе школьника обязательно должны присутствовать следующие продукты:

Молоко, кисломолочные продукты; творог; сыр; рыба; мясные продукты, яйца.

Жиры ежедневно мы должны получать из следующих продуктов: сливочное масло; растительное масло; сметана.

Углеводы, необходимые для пополнения энергетических запасов организм должен получать из: хлеба, круп (рис, гречка и т.д.), меда, сахара.

Минеральные соли и витамины, которые помогают правильному росту и развитию организма содержатся в: моркови, зелени, сладком перце (витамин А), картофеле, цитрусовых, помидорах (витамин С), печенке, гречневой и овсяной кашах (витамин Е), капусте, яблоках, бобовых (витамин В).

В ходе проделанной нами работы мы нашли ответы на все интересовавшие нас вопросы.

Подтвердилась гипотеза о том, что завтрак полезен. Не подтвердилось предположение о том, что завтрак, возможно, выдумали напрасно и необходимость завтрака – лишь миф. Мы выяснили, что и с медицинской точки зрения, и с практической точки зрения завтрак необходим. Мы пришли к выводу о том, что еще в раннем детстве необходимо воспитывать культуру еды, при этом уделять внимание выбору правильных, здоровых продуктов.

П олучается, что не зря наши родители упорно заставляют нас есть по утрам. Изучив полезные источники, мы убедились в том, что завтрак полезен во всех отнощениях!

Мы решили довести результаты нашего исследования до всех учащихся начальной школы во время классных часов и рассказать им о том, как правильно питаться. Если мы с раннего возраста научимся ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет здоровее. Школьный завтрак необходим, потому что от него зависит наше здоровье, успеваемость и настроение.

Результатом исследования стал буклет рецептов «Вкусные и полезные завтраки».

 

Список литературы

Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.

Бердышев С.Н. «Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. М: «ФИПОЛ КЛАССИК», 2002.

КулинарныйсловарьВ.В. Похлебкина, 2002.

Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.

Rampersaud, G. C., Pereira, M. A., Girard, B. L., Adams, J., & Metzl, J. D. Breakfast habits, nutritional status, body weight, and academic performance in children and adolescents. Journal of The American Dietetic Association, 105(5), 2005. Pp. 743-760.

Интернет-ресурсы о здоровом питании и диетологии.

Приложения

Приложение 1.

 Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников

(из энциклопедии здоровья «Расти здоровым»)

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников

Продукты

Возраст школьника

7 – 10 лет

11 – 13 лет

Хлеб пшеничный

150 гр

200 гр

Хлеб ржаной

70 гр

100 гр

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45 гр

50 гр

Картофель

200 гр

250 гр

Овощи разные

275 гр

300 гр

Фрукты свежие

150 – 300 гр

150 – 300 гр

Сахар

60 гр

65 гр

Кондитерские изделия

10 гр

15 гр

Масло сливочное

25 гр

30 гр

Масло растительное

10 гр

15 гр

Яйцо

1 шт

1 шт

Творог

40 гр

45 гр

Сметана

10 гр

10 гр

Сыр

10 гр

10 гр

Мясо, птица, колбасы

140 гр

170 гр

Рыба

40 гр

50 гр

Приложение 2.

Анкета

1. Ты бы хотел правильно питаться?

ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

2. Завтракаете ли вы дома?

РЕГУЛЯРНО НЕТ ИНОГДА

3. Какой у тебя завтрак?

НИЧЕГО ЧАЙ С БУТЕРБРОДОМ ГОРЯЧИЙ ЗАВТРАК

ДРУГОЕ___________________________________

4. Бывает ли у вас совместный завтрак с семьей

ДА НЕТ ИНОГДА

5. Кушаете вы в школе?

ДА НЕТ ИНОГДА

6. Считаете ли вы, что завтрак необходим?

ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

7. Сколько раз в день ты ешь?

1-2 раза 3 раза 4 раза 5 раз и более

8. Что ты любишь больше всего? (подчеркни)

- мясные продукты

- картошка

- чай

- макароны, блины

- суп

- бутерброды

- салат

- фрукты и овощи

- каша

- сладости

Приложение 3

Презентация к проекту.

Просмотров работы: 139