ВВЕДЕНИЕ
Однажды, я увидел видео, как известный футболист Криштиану Роналду, высоко подпрыгнув, забил мяч головой.
Рисунок 1. Прыжок Криштиану Роналду.
Криштиану Роналду не просто забил в пятом матче подряд за «Ювентус», но и своим голом принёс команде победу. Сделал он это невероятно эффектно. На 45-й минуте выпрыгнув на 71 сантиметр над землёй, он поднялся на высоту 256 сантиметров, это выше перекладины ворот (2,43 м), и отправил мяч головой в сетку ворот (рис.1). В своей карьере Криштиану забил уже 801 гол, из них 110 он забил головой.
Как капитан детской футбольной команды (рис. 2), я обсудил прыжок Криштиану Роналду с игроками своей команды.
Рисунок 2. Футбольная команда «Сборная 2013 года» ФК «Джуниор».
Мы пришли к выводу, что никто из нас не умеет прыгать так высоко. Не хватает физической силы, ловкости. У меня возникли вопросы: как поддерживать хорошую физическую форму, какой доступный снаряд может помочь всем игрокам моей команды.
Изучив литературу, я пришёл к выводу, что этот снаряд – скакалка.
Скакалка — это спортивный снаряд для физических упражнений (прыжков) взрослых и детей, уникальный, многофункциональный тренажер. Скакалку легко не только приобрести, но и хранить, переносить, использовать повсюду, в любых мероприятиях, походах. Скакалку легко можно изготовить самим.
По сути, этот простой предмет «веревочка с ручками» - универсальный тренажер, равного которому человечество еще не изобрело. Простота снаряда заставляет признать, что появился он с древних времен. Уже в 18 веке, используя этот тренажер, спортсмены накачивали мышцы ног, а тренеры быстро сообразили, что этот снаряд можно использовать для подготовки спортсменов.
Цели и задачи
Цель работы: сформировать навык прыжков на скакалке, для развития прыгучести, равновесия, координации движения.
В ходе исследования я хочу решить следующие задачи:
изучить виды скакалок;
научиться правильно подбирать скакалку;
выяснить какие физические качества развиваются при помощи скакалки;
включить в тренировки прыжки на скакалке, довести до выработки устойчивого навыка.
В ходе своей работы, я буду использовать следующие методы:
1. Сбор информации по данной теме, путем использования различных источников (справочная литература, Интернет)
2. Проведение конкурса среди игроков команды с использованием скакалки.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Виды скакалок и область применения.
После изучения литературы и из сети Интернет, я узнал, что скакалки подразделяются по материалу шнура и по своему назначению.
По материалу: в соответствии с тем, из какого материала выполнен спортивный снаряд различаются: веревочные; кожаные; нейлоновые; резиновые; пластиковые; стальные; бисерные.
Виды шнура |
Плюсы скакалки |
Недостаток скакалки |
Веревка |
Легкая; мягкая; не больно бьет при попадании по ноге. |
Низкая скорость вращения; не прочная; запутывается; маленький срок эксплуатации; тяжелая; впитывает влагу |
Нейлон |
Легкая; мягкая; не больно бьет при попадании по ноге |
Низкая скорость вращения; для детей и новичков. |
Прорезиненный |
Эластичные; не запутываются; долговечные. |
Для уроков физкультуры; для начинающих спортсменов. |
Поливиниловый |
Жесткий; большая скорость вращения; для интенсивных тренировок; для новичков и профессионалов; не боится влаги. |
Трудно делать двойные, тройные прыжки. |
Кожа |
Долгий срок эксплуатации; средняя скорость вращения; не запутывается |
Не регулируется длина; больно бьют; высокая цена; для профессионалов |
Стальные |
Развивает выносливость и силу; жесткая; хорошо проворачивается на ручке; высокая скорость; долгий срок эксплуатации. |
Травмоопасная; деформируется |
Бисер на полиамидном шнуре |
Маленький вес; не запутывается; яркая расцветка; привлекательна для маленьких детей |
Низкая скорость |
По назначению скакалки бывают:
Классическая – для широкого круга спортивных занятий. Оптимальный вариант для начинающих (рис. 3)
Рисунок 3. Классическая скакалка.
Скоростная – позволяет развивать высокую интенсивность и скорость оборотов (5-6) в секунду. Подходит для фитнеса и похудения (рис. 4)
Рисунок 4. Скоростная скакалка.
А тлетическая – используется для тренировки рук и мышц плечевого пояса. Такая скакалка имеет большой вес (до 3 кг), а длина ее не регулируется. Атлетические скакалки травмоопасны и подойдут только опытным спортсменам (рис. 5)
Рисунок 5. Атлетическая скакалка
С утяжелителями – встречаются в скоростных и атлетических скакалках для увеличения веса скакалки (рис. 6)
Рисунок 6. Скакалка с утяжелителями.
Электронные - с подсчетом прыжков и калорий (рис. 7)
Рисунок 7. Электронная скакалка.
1.2 Выбор скакалки
Скакалка - самый простой спортивный тренажёр: шнур и две ручки. Но с какой-то скакалкой вам будет удобно прыгать, а с какой-то нет. Для того, чтобы было комфортно тренироваться, нужно правильно подобрать скакалку. Она должна подходить лично вам по длине, весу.
Длина скакалки чрезвычайно важна, потому что если скакалка будет слишком длинной, - при прыжках она будет задевать пол, а если слишком короткой – скакалка заставит вас постоянно поджимать ноги. И тот и другой вариант недопустим. Длина должна подбираться в соответствии с ростом того, кто будет с ней заниматься. От длины зависит результативность и безопасность тренировок.
Какой длины подходит вам скакалка, можно определить несколькими способами.
Чтобы правильно выбрать скакалку по росту необходимо встать на ее середину одной или обеими ногами, а затем натянуть вдоль туловища. При этом концы скакалки должны доходить до подмышек (рис. 8).
Рисунок 8. Первый способ выбора скакалки.
Е сть еще второй способ: нужно взять скакалку за две ручки, вытянуть ее вперед перед собой, шнур скакалки должен касаться пола (не лежать и не висеть над ним) (рис. 9).
Рисунок 9. Второй способ выбора скакалки.
Для себя я решил использовать обычную классическую прорезиненную скакалку и подобрал правильную длину. Она эластичная; не запутывается; долговечная. Подходит для начинающих спортсменов.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Мотивация в развитии навыка прыжков
Любое начинание требует определенных усилий, времени, регулярности и наличие мотивации.
Для того, чтобы увлечь команду, я объявил конкурс по прыжкам на скакалке с призами за 1(рис. 10), 2 (рис. 11), и 3 (рис. 12), место По условиям конкурса нужно было присылать видео не реже 1 раза в неделю в течение 2-х месяцев.
Рисунок 10. Рисунок 11. Рисунок 12.
Приз за 1 место. Приз за 2 место. Приз за 3 место.
2.2. Формирование навыка прыжков.
Чтобы научиться правильно прыгать, необходимо было выработать навык прыжков (рис. 13,14). Навык - это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется.
Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять.
Рисунок 13. Рисунок 14.
Процесс выработки навыка прыжков. Процесс выработки навыка прыжков.
Правила формирования навыка:
н ачинать нужно с простых прыжков двумя ногами на месте (без спортивного снаряда);
делать упражнения с ровным вращением скакалки (рис. 15);
инвентарь держать кистью руки и вращать его в темпе прыжка;
выполнять перескакивания через шнур;
во время упражнений можно делать паузы для отдыха.
Рисунок 15. Прыжки на скакалке.
2.3 Польза прыжков
П рыжки через скакалку наряду с бегом, ходьбой, ездой на велосипеде, плаванием являются самым распространенным в мире циклическим упражнением. В современных видах спорта скакалка применяется повсеместно как основа при общей физической подготовке (рис. 16). Ведь этот спортивный тренажёр развивает практически все двигательные качества организма: скоростно-силовые качества, быстроту, выносливость, координацию, ловкость.
Рисунок 16. Моя физическая подготовка.
Прыжки на скакалке:
улучшают координацию;
укрепляют дыхательную систему, сердце и сосуды;
укрепляют мышцы рук и ног;
развивают скорость, выносливость и реакцию;
улучшают физическую форму;
спортивно-силовые качества.
2.4. Результаты проведенного конкурса.
После объявления конкурса и просмотра первоначальных видео от его участников, я обратил внимание, что все, в том числе и я, прыгали неправильно: кто-то перепрыгивал одной ногой, другие – высоко поднимали ноги, сильно сгибая в коленях, наклонялись вперед, прилагая много усилий, смотрели себе под ноги, слишком широко разводили руки.
Потом все научились правильно прыгать: стали держать корпус прямо, при прыжках смотреть вперед, при этом скакалка вращается кистями, колени немного согнуты, прыжки невысоко над землей.
Режим тренировок в течение двух месяцев был различным, т.к. ребята разделились на три группы: одни прыгали 1 раз в день (каждый день), 2 группа (в том числе, куда входил я) прыгали 3 раза в неделю, 3 группа прыгали 1 раз в неделю. При этом время тренировок было у всех одинаково: первый месяц 1-2 минуты, второй месяц – 2-3 минуты.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
Регулярность |
1 раз в день |
3 раза в неделю |
1 раз в неделю |
Длительность |
|||
1 месяц |
1-2 мин |
1-2 мин |
1-2 мин |
2 месяц |
2-3 мин |
2-3 мин |
2-3 мин |
Конкурс длился 2 месяца, все результаты я записывал в таблицу. В первом столбце я записал результаты каждого участника до конкурса, далее в каждом столбце записывал количество прыжков по неделям.
Красным цветом в таблице я отметил участников, которые прыгали каждый день, желтым – участники, которые прыгали 3 раза в неделю и зеленым – 1 раз в неделю.
Из таблицы хорошо видно, что призовые места достались мальчишкам, которые прыгали каждый день. Я в конкурсе при определении призов не участвовал.
до |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
за 2 месяца |
|
Паша |
5 |
34 |
76 |
98 |
185 |
207 |
227 |
265 |
398 |
в 80 раз |
Ярик |
5 |
32 |
80 |
102 |
178 |
211 |
230 |
279 |
410 |
в 82 раза |
Дима |
2 |
28 |
47 |
90 |
100 |
104 |
125 |
131 |
146 |
в 73 раза |
Влад |
2 |
15 |
38 |
54 |
70 |
75 |
86 |
95 |
104 |
в 52 раз |
Антип |
2 |
18 |
34 |
48 |
60 |
74 |
81 |
90 |
100 |
в 50 раз |
Я |
3 |
20 |
47 |
64 |
70 |
96 |
147 |
164 |
170 |
в 57 раз |
Саша |
2 |
8 |
10 |
12 |
15 |
21 |
26 |
30 |
40 |
в 20 раз |
Сеня |
2 |
8 |
10 |
13 |
15 |
20 |
24 |
26 |
30 |
в 15 раз |
3. Выводы:
Скакалка — уникальный, многофункциональный тренажер, это спортивный снаряд для физических упражнений взрослых и детей. Потратив на занятия всего несколько минут (1-3) времени в день, вы получите разминку всех мышц тела, улучшите координацию движений, будете поддерживать вес тела в норме, повысите работоспособность и обеспечите себе хорошее настроение в течение дня.
За время моего исследования я научился правильно подбирать скакалку.
За время тренировок все научились правильно прыгать, каждый участник улучшил свой первоначальный результат.
Кто прыгал 1 раз в неделю, улучшил свой результат в среднем в 15-20 раз. Кто прыгал 3 раза в неделю – в 50 раз. Кто прыгал каждый день - в среднем в 70-80 раз.
Я улучшил свой результат в 57 раз, прыгал 3 раза, а в конце конкурса (то есть через 2 месяца) я стал прыгать 170 раз.
Нам удалось сформировать навык прыжков на скакалке. Секрет успеха – регулярность, настойчивость, желание.
Прыжки на скакалке помогли нам поддержать физическую форму в период летних каникул, в отсутствие тренировок.
Нам удалось одержать победу над сильным соперником.
В период летних каникул, многие разъезжаются и не посещают тренировки, что в дальнейшем плохо сказывается на командной игре. Но благодаря прыжкам на скакалке все мальчишки в команде были в отличной физической форме и на первых же соревнованиях после летних каникул мы заняли 1 место.
Чтобы достичь результатов – нужно тренироваться. Чем больше вы тренируетесь, тем лучшего результата возможно достичь.
4. Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/
https://rebenokvsporte.ru/vidy-skakalok-kak-pravilno-vybrat-skakalku-po-rostu/
https://www.championat.com/football/
https://cross.expert/uprazhneniya/pryzhki-na-skakalke.html
https://dlia-sporta.ru/glavnaia/inventar/skakalka/
6. Фотографии из личного архива