Мел-не только художник

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мел-не только художник

Макарова Д.В. 1Макарова М.В. 1
1МОУ Новомалыклинская НОШ
Чернова Н.А. 1
1МОУ Новомалыклинская НОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Он может быть цветной и белый,

Им дети любят рисовать,

Художник он, в руках умелых,

Картины может создавать!

Нам без него ремонт не сделать,

И потолок не побелить,

И в целой уйме дел полезных

Его мы можем применить.

Выводит им слова учитель,

Детишкам в школе на доске,

Кто он, загадки этой житель,

Живущий в маленьком куске?

Школьный мел сопровождает нас с первого класса . Мы, дети очень любим писать и рисовать мелом на доске и на асфальте Нам стало интересно, а откуда он взялся ? Как он влияет на здоровье человека? Где ещё можно использовать мел? Можно ли самим изготовить мелки. Мы решили провести исследование, чтобы разобраться в этих вопросах и узнать секреты школьного мелка.

Гипотеза: мел имеет полезные свойства и его можно изготовить в домашних условиях из подручных средств.

Актуальность работы состоит в следующем:

Изучение истории обыкновенных вещей приносит много открытий, делает окружающий мир интереснее и понятнее.

Данный материал может быть использован для проведения классного часа

Объект исследования: школьные мелки

Предмет исследования: компоненты мела: гипс, крахмал, яичная скорлупа, клей, краски.

Цель: изучить строение школьного мела ,доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту и изготовить мелки своими руками в домашних условиях .

Задачи:

1) изучить историю мела;

2) узнать про технологию его изготовления и применение мела в жизни человека;

3) изготовить цветной мел в домашних условиях;

4) опробовать изготовленный мел;

5) обобщить результаты работы;

6) узнать о влиянии мела на здоровье человека;

7) опытным путём узнать о дополнительных возможностях школьного мела

Методы исследования:анализ литературы и других источников информации; анкетирование; эксперимент;наблюдение, сравнение, обобщение

Основная часть

Глава 1. Происхождение мела.

Мел – разновидность известняка (горной породы). Он белого цвета,довольно мягок, оставляет на руках белый порошок. Используется для изготовления школьных мелков. Для получения цветных мелков к нему добавляют красящие вещества.

Мел — это мельчайшие остатки раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. А когда они обмелели, то известняки вышли на поверхность.

Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде. Изредка в меле встречаются раковины моллюсков, скелеты мшанок, морских ежей, лилий, кремневых губок, кораллов.

Мел представляет собой полузатвердевший морской ил, отлагавшийся на глубине 30-500м и более.

Мел принадлежит к очень распространенным в природе веществам минерального происхождения и потому общеизвестен. Он получается, кроме того, и искусственным путем. Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого карбоната кальция. Побочными натуральными примесями, находящимися в составе мела, являются: глина, кварц, карбонат магния, углерод и оксид железа. Эти примеси в хороших сортах мела не превышают 4% его состава. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а оксид железа — в желтоватый.

И скусственный продукт получается осаждением растворов извести углекислым газом. Мел этот состоит из чистого карбоната кальция. Он обладает безукоризненным белым цветом, чрезвычайно тонок

История возникновения мела

Чтобы узнать всё про мел, мы изучали энциклопедическую литературу, и проанализировали материалы из интернета. Оказывается, на Земле существовал Меловой период, именно тогда начал образовываться мел. Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики.Погибая, эти растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно, на это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом.

Состав природного и школьного мела

Мел – это известняк, состоящий из микроорганизмов и водорослей. То есть
мел – осадочная порода – полузатвердевший ил, в котором встречаются
раковины моллюсков, улиток. В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата. Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета.

Глава 2. Производство мела в России

Самый старый в России завод по производству мела находится в Белгороде. В окрестностях этого города мел, как горную породу, добывают и

п оныне. Собственно, и название города произошло от слова «белый» - именно
из белгородских карьеров мел и по сей день вагонами развозится по всем
предприятиям, изготавливающим мел поштучно. [3] Промышленная добыча мела в России ведется в ограниченном числе регионов. Больше всего карьеров расположено в Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях. [4] Так в Белгородской области разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1,0 млрд.т. Прогнозные запасы мела практически не ограничены. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское. Другим крупным месторождением качественного мела является Шебекинское Белгородской области.

Глава 3. Применение мела в различных отраслях производства

Вот уже много лет человек не обходится без мела и использует его в своих целях.

В медицине мел, применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. При его употреблении он прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.

В сахарной промышленности его используют для очистки свекловичного сока.

В стекольной промышленности мел используют в качестве одного из компонентов при варке стекла.

В полиграфии он является необходимым компонентом мелованной бумаги, для печати иллюстрированных изданий.

В резиновой промышленности он занимает первое место, так как он ускоряет процесс вулканизации резины.

В бумажной промышленности его используют в качестве наполнителя.

В животноводческой отрасли его широко применяют для подкормки и для изготовления комбикорма для животных.

А так же мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен,для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков.

 

Глава 4. Влияние мела на здоровье

Обычный мел. Вреден ли он? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели социологический опрос учителей. Нами было опрошено 12 преподавателей нашей школы.

Результаты социологического опроса

Нравится ли Вам работать мелом?

да-8 чел. нет-4 чел.

Что вы из перечисленного испытываете при работе с мелом?

А) Пачкается рука -5 чел.

Б) Сухость кожи рук- 5 чел.

В) Трескается кожа рук- 0 чел.

Г) Ничего -2 чел.

Какие вы испытываете ощущения на дыхательную систему при работе с мелом?

А) Кашель -0 чел.

Б) Першение в горле-2 чел.

В) Чихание -2 чел.

Г) Ничего-8 чел.

Результаты анкетирования учащихся класса

№ п/п

Вопрос

Результат

1.

Влияет ли мел на здоровье человека?

Да –5

Нет- 7

Не знаю -7

2.

Из чего состоит мел?

- Из известняка – 2 человека;

- Из кальция – 5 человек;

- Не знаю – 10 человек;

- Из минералов – 1 человек

3.

Что общего у мела с жемчугом,

скорлупой куриного яйца и зубами

Ничего: 5 уч

Не знаю: 9 уч

Они все состоят из кальция: 5 уч

Оказывается, сам мел не представляет угрозу организму, потому что все его компоненты безопасны. Но вот вдыхание меловой пыли может вызвать ряд проблем.

Меловая пыль является естественным побочным продуктом использования мела на доске. Когда мел проходит по доске, его частицы отправляю в окружающий воздух. Часть пыли оседает на землю или вентилируется на улицу, но большая его часть прилипает на одежду, мебель, электронное оборудование и полки. Учителя и их ученики также вдыхают часть меловой пыли, которая, как правило, застывает в ловушке в слоях слизи внутри горла и верхних легких.

Небольшое количество вдыхаемой меловой пыли не считается опасным, так как оно удаляется при кашле, а остальное поглощается безопасно организмом. Но для людей с хроническими проблемами дыхательных путей, например астмой, однако, мел в воздухе может оказать иное воздействие. Поэтому в школах часто призывают проводить влажные уборки, которые способствуют устранению меловой пыли из помещения. Кроме того, нужно постоянно проветривать помещение. [7]

Кроме этого, некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных

компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

На основе проведенного опроса составили следующие рекомендации:

После работы с мелом, по окончанию урока, мыть руки туалетным мылом, который увлажняет кожу.

Доску в классе протирать только влажной салфеткой во избежание попадания пыли мела в верхние дыхательные пути.

Перед работой с мелом на кожу рук наносить крем, обладающий защитными свойствами

Проветривать учебный кабинет

Глава 5. Изучение состава и свойств мела

Таблица «Основные показатели качества мела» 


Мел 

 


Цвет 

 


Сыпучесть

 


Маркость 

 


Твёрдые вкрапления 

 

 

                   

Кусковой 

 

Серо - белый 

 

Средняя 

 

Средняя 

 

Имеются 

 

 

                 

Круглый 

 

Белый 

 

Большая 

 

Большая 

 

Отсутствуют 

 

 


Прямоугольный 

 


Белый 

 


Средняя 

 


Средняя 

 


Отсутствуют 

 

 

Почему же мел сушит кожу рук?На уроке окружающего мира мы узнали, что наша кожа выделяет влагу (пот) и жир. Если после использования мела кожа рук становится сухой, значит, мел впитывает в себя влагу и жир.

Мы провели опыт, чтобы убедиться в этом.

Опыт 1

Цель: узнать, впитывает ли мел влагу и жир

Оборудование: 3 вида мела, блюдца, вода, масло

Задание: выяснить, впитывает ли мел воду и масло

Вывод: Все мелки впитали воду быстро. На масло ушло немного больше времени.Мел, пропитанный маслом, стал светло - коричневого цвета. Мел впитываетвлагу и жир.

 

Мел - это известняк, от которого легко отделяются частички, оставляя след на доске. Так ли это?

Опыт 2

Цель: определить твёрдость школьного мела

Оборудование: 3 вида мелков, ступка, пестик

Задание: растереть мел в порошок

Вывод: Растереть его в порошок не составило большого труда. Мел –мягкийизвестняк.

Результаты исследований: 


Мел 


Твёрдый, мягкий 

 


Кусковой 


Твёрдый 

 


Круглый 

Мягкий 

 


Прямоугольный 


Твёрдо - мягкий 

 
     

 

Опыт 3.

Распознавание крахмала.

Цель: определить наличие крахмала

Оборудование: 3 вида мелков, йод

Задание: капнуть йод

Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода.

На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода Окраска спиртового раствора йода не менялась. 

Результаты исследований: 


Мел 

 


Окраска раствора йода 

   
     

Кусковой 

 

Коричневый

   
     

Круглый 

 

Коричневый

   
     

Прямоугольный

 

Коричневый

   
         

Глава 6. Применение свойств мела в школьной жизни

Сколько можно сделать дел,

Если взять хороший мел!

Попробуем в обычной повседневной школьной жизни применить проверенные свойства мела:

мягкость;

способность впитывать влагу;

способность впитывать жир.

Если мел легко превращается в крошку, то попробуем почистить им загрязнённую крышку школьной парты.

Эксперимент.

Цель: определить, можно ли убрать загрязнение на крышке школьной парты

Оборудование: меловой порошок, тряпка, парта

Задание: удалить меловым порошком загрязнение на крышке школьной парты

Вывод: Загрязнение исчезло.

Так же до блеска можно начистить посуду на кухне. Оказывается мел – чистюля! Не зря он входит в состав зубной пасты.

 

У вас неприятность, Вы поставили жирное пятно на тетрадь? Может нам поможет мел?

Эксперимент.

Цель: определить, можно ли убрать жирное пятно с тетрадного листа

Оборудование: мел, тетрадный лист

Задание: втереть меловой порошок в жирное пятно и вывести его с тетрадноголиста

Вывод: Жирное пятно почти исчезло. Если у Вас не получилось с первого разавывести жирное пятно, не огорчайтесь. Попробуйте повторить эти действия еще раз.

Способности мела впитывать влагу тоже можно найти применение. Я узнала, что повышенная влажность воздуха может вызвать ржавчину на металлических предметах. Чтобы не допустить ржавчину на деталях школьного конструктора, следует в ящик положить несколько кусочков мела. Тогда металлические детали от ржавчины не пострадают и прослужат дольше.

Глава 7 Технологии изготовления школьных мелков

Существует несколько способов изготовления школьных мелков.

Экструзионный способ. При этом способе мокрый мел в виде тонких колбасок поступает из машины, похожей на мясорубку. Колбаски укладываются на противне, режутся и сушатся в печах. Получаются мелки круглой формы. Технологическая особенность этих мелков – их «связывание» происходит за счет клея (чаще всего ПВА), что не совсем безопасно для здоровья детей (как известно белый мел в прямом смысле едят, причем как дети, так и взрослые). Зато этот мел мягок, приятен на ощупь, практически не пачкает рук.

Метод литья. Литой белый мел абсолютно безопасен для здоровья, так как его связующим является гипс в очень малых количествах.

Литой мел изготавливается с помощью пресс – формы, которая представляет собой емкость с ячейками в форме вытянутого куба. В смесителе порошок мела тщательно перемешивается с гипсом (белый мел), а также с красителями (цветной). От качества порошка напрямую зависит качество мела – в нем не должно быть твердых частиц гипса или песка, которые потом царапают доску при письме.

Полученный порошок ссыпается в бочку, где вручную разводится водой. Смесь заливается в матрицы и остается там на некоторое время – вода постепенно испаряется, происходит реакция связывания молекулярной структуры мела и гипса.

Затем матрицу переворачивают на специальный решетчатый поддон и «снимают» ее с мелков. После этого матрицы моют в специальном мыльном растворе - сырые мелки будут легче от нее отставать. Поддон ставят в сушильный шкаф, выдерживают там мел определенное время, затем готовые мелки поступают в цех упаковки. Упаковка производится вручную.

Отмучивание.Для лучших сортов различных мелков применяется так называемый отмученный мел (в торговле называется плавленый мел). Для приготовления отмученного мела применяют природный мел. Его разбивают на куски, сортируют, отбрасывают все примеси и затем растирают с водой на мельничных жерновах. Полученная масса отстаивается, причем тяжелые примеси (песок, камни) осядут на дно. Жидкость, содержащую уже более чистый материал, пропускают во второй чан, затем в третий, пока все посторонние примеси не осядут на дно и не будут удалены. Затем дают массе довольно долго отстаиваться в чану, вода сливается, а оставшаяся масса перекладывается в ящики с дырчатыми стенками, обтянутыми полотном. Далее массу сушат на решетах, причем если после высушивания мел очень рассыпается, то добавляют немного раствора декстрина или клея.

Практическая часть. Изготовление цветных мелков

Приготовление мела – простое и недорогое предприятие, которое вы можете устроить у себя дома, используя вещи, которые почти наверняка найдете под рукой. Добавьте немного красок и получите цветные мелки, которыми можно рисовать.

1 способ

Соберите все необходимое. Помимо ингредиентов для приготовления мела, вам нужно также найти форму. Поищите дома или отправляйтесь в ближайший магазин товаров для хобби, чтобы собрать следующие вещи:

Гипс. Вы можете купить большую пачку гипса почти в любом магазине товаров для хобби. Вам понадобится 1/2 стакана гипса на партию мела.

Гуашевая краска.

Вощеная бумага (или сами натрите бумагу свечкой). Она нужна вам для того, чтобы выложить ей формы для мела. Без бумаги мел приклеится к ним.

Что-то, что вы будете использовать как форму. Вы можете воспользоваться картонной трубкой от туалетной бумаги или бумажных полотенец, пластиковыми формами для льда (только если вы не собираетесь больше их использовать по назначению) или любыми трубками или картонными формами.

Изолента или скотч. Вам необходимо закрыть дно трубки, которую вы будете использовать как форму, чтобы удержать смесь внутри.

2.Приготовьте формы. Выстелите формы вощеной бумагой, глянцевой стороной вверх. Если вы используете трубки, заклейте один край скотчем, чтобы удержать меловую смесь внутри.

3.Налейте краску в миску. Вам нужно 2 ст. ложки краски на партию мела. Отмерьте краску в миску, на одну миску – один цвет. Вы можете смешивать краски, чтобы получить новые цвета; например, смешайте красный мел с желтым, чтобы получить оранжевый, или синий с желтым, чтобы получить зеленый. Убедитесь, что общее количество краски на миску будет около 2 ст. ложек.

4.Добавьте гипс. Насыпьте 1/2 стакана гипса в каждую миску. Тщательно перемешайте смесь, чтобы все ингредиенты полностью соединились, и не осталось комков.

5.Добавьте каплю жидкого посудного мыла. Так мел будет лучше отмываться. Просто вмешайте 1-2 капли в каждую миску со смесью.

6.Перелейте мел в формы. С помощью ложки переложите смесь в отдельные формы, по одному цвету на каждую форму. Наполняйте формы так сильно, как захочется – меловая смесь не расширится, когда будет высыхать. Накройте формы вощеной бумагой, когда закончите.

7.Дайте мелу высохнуть. Перенесите мел в сухое место, чтобы из него испарилась влага. Мел готов к использованию после того, как высохнет полностью.

2 способ

1. Соберите все ингредиенты. Этот способ изготовления мела включает в себя только натуральные продукты, которые вы можете найти в любом магазине, если вдруг их не оказалось по рукой. Соберите следующие вещи в качестве подготовки для вашего проекта по изготовлению мела:

Скорлупа от яиц.

Мука. Она сделает смесь более густой и сделает мел пышнее.

Пищевой краситель. Подойдет как жидкий краситель, так и гель.

Формы. Используйте трубки от туалетной бумаги или формы для льда, или же любые другие формы, которые вам захочется.

Вощеная бумага. Она понадобится для того, чтобы выложить ей формы.

Липкая лента.

2. Подготовьте формы. Выложите выбранные вами формы вощеной бумагой, глянцевой стороной вверх. Если вы используете картонные трубки, заклейте скотчем один конец.

3. Измельчите яичные скорлупки. Перед тем, как делать это, убедитесь, что они полностью сухие. Воспользуйтесь ступкой и пестиком или миской и тыльной стороной ложки, чтобы измельчить скорлупки в мелкий порошок. Убедитесь, что не осталось ни одного крупного кусочка скорлупы; смесь должна быть абсолютно однородной.

4. Смешайте базу. Смешайте в миске две части муки и одну часть яичных скорлупок. Добавляйте воду, понемногу за один раз, пока у вас не получится густая паста. Разделите смесь по мискам, в зависимости от того, сколько разных цветов вы хотите получить.

5. Добавьте пищевой краситель. Вмешайте несколько капель пищевого красителя в каждую миску.

6. Наполните формы. Переложите ложкой смесь по формам, по одному цвету на каждую. Накройте формы вощеной бумагой. Чтобы вышло интереснее, попробуйте наполнить одну половину одним цветом, а другую – другим.

7. Дайте мелу высохнуть. Подождите хотя бы 12 часов, перед тем, как вытаскивать мел из формы и использовать.

3 способ

1. Подготовьте ингредиенты. Простой рецепт мела состоит из двух вещей: крахмал и вода в равных пропорциях. Используйте пищевые красители, чтобы сделать больше чем один цвет. В качестве формочек можете использовать трубки от туалетной бумаги или бумажных полотенец или другие мелкие емкости.

2. Приготовьте формы. Выстелите формы вощеной бумагой, не забыв повернуть ее глянцевой стороной вверх. Если вы используете в качестве форм картонные трубки, заклейте один конец скотчем или изолентой, чтобы мел не вытек.

3. Смешайте воду и крахмал. Добавьте одинаковое количество крахмала и воды в миску, в которой будете перемешивать ингредиенты. Перемешивайте до тех пор, пока смесь не станет плотной и однородной. Разделите смесь по разным мискам; их количество зависит от того, сколько разных цветов вы хотите получить.

4. Добавьте пищевой краситель. Используйте несколько капель пищевого красителя. Хорошо перемешайте смесь в каждой миске, чтобы краситель распределился равномерно.

5. Налейте смеси в формы. С помощью ложки разложите смеси по отдельным формам. Накройте формы вощеной бумагой.

6. Дайте мелу высохнуть. Подождите 12 часов перед тем, как вытаскивать мел из форм. Этот мел полностью натуральный и полностью разлагается.

Вывод: мелки получились, но сильно крошатся .

Выводы: все изготовленные нами мелки были опробованы на школьной доске. Цвет на доске был неярким от гипса и яичной скорлупы. Из крахмала мелки крошились.

Заключение

В ходе данной исследовательской работы, задачи, поставленные в её начале, были выполнены:

Был изучен необходимый материал о составе и применении мела;

Также мы узнали, как изготавливают мел;

Опытным путём были изготовлены и опробованы цветные мелки из гипса, крахмала и яичной скорлупы.

Изготовив цветные мелки в домашних условиях, мы выяснили, что мел из крахмала быстро рассыпается и плохо пишет на доске. Мел с гипсом твердый и хорошо пишет на доске, но он серый, царапает доску и неяркий..

В ходе работы нам удалось подтвердить гипотезу нашего исследования - мел можно изготовить и в домашних условиях из подручных средств и использовать с пользой его свойства.

Список литературы:

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся

нач. кл. – М.: Просвещение, 2015. -224 с.

Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия - М.: АСТ, 1996. – 448 с.

http://www.i-igrushki.ru/archive/ego-velichestvo-mel.html

http://www.indexbox.ru/news/dobycha-mela-v-rossii-sokrashaetsya/

http://d k- almanah.ru / index.php/ talant / item /567- mel

http://www.topauthor.ru/chto_takoe_mel_09e1.html

http://www.medvopros.com/view_story/opasna_li_melovaya_pyl_dlya_zdor ovya/

https://yandex.ru/images/search?text

Приложение 1

Анкета

1. Нравится ли Вам работать мелом?

А) Да Б) Нет

2. Что вы из перечисленного испытываете при работе с мелом?

А) Пачкается рука Б) Сухость кожи рук

В) Трескается кожа рук Д) Ничего

Какие вы испытываете ощущения на дыхательную систему при работе с мелом?

А) Кашель Б) Першение в горле

В) Чихание Г) Ничего

Анкета

Влияет ли мел на здоровье человека

Да________ нет________ не знаю_______

Из чего состоит мел?

Известняк______ кальций________ минералы______ не знаю_______

Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?

Ничего_______

Они содержат кальций________

не знаю _______

Какие неприятные ощущения Вы испытываете при работе с мелом?

Сохнет кожа рук_____

у меня аллергия на мел_____

проблемы с дыханием_____

приступы кашля_______

приступы кашля_______

Приложение «Игры для детей»

1. Игра с мелками и водой

Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом - это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.

2. Игра на асфальте «Лондон»

 

В игре «Лондон» нужно заполнить игровое поле, состоящее из расчерченной мелом на асфальте площадки размером приблизительно 1х1,5 метра, разделенной на семь прямоугольников, тремя нарисованными человечками.

На одном из концов площадки необходимо нарисовать полукруг, сделав в нем надпись «Лондон». Участники по очереди бросают камень на игровую площадку, находясь у ее основания. Если он приземляется в границах одного из прямоугольников, то в нем начинают рисовать человечка: сначала голову, а в следующие удачные ходы – туловище, затем руки и ноги, если камень упадёт там же.

Когда один житель дорисован, начинают рисовать следующего, пока их не станет трое. Если попасть в ячейку «Лондон» (самая дальняя часть игрового поля в виде полукруга), то дорисовывается уже начатый человечек или начинается новый в любом прямоугольнике. Такая игра очень нравится ребятам младшего школьного возраста, так как испытывает их на сообразительность.

3. Игра на асфальте «Тик-так»

Мелом нарисуйте область для игры на дорожке или тротуаре (квадрат со стороной приблизительно 1 метр, разделенный на 9 квадратов). Двумя цветными мелками раскрасьте 10 камешков, должно получиться по 5 каждого цвета. Дети могут играть, как поодиночке, так и в группах; цель игры – выставить камешки своего цвета 3 в ряд раньше соперника.

Стоя за специальной чертой, команды по очереди кидают камни на сетку, предварительно посовещавшись с членами своей команды, куда лучше. Вариант игры: пятый камень может называться «заменяющим» и иметь другой цвет, его предназначение – мгновенно изменить результат, он кидается всего один раз, чтобы попытаться захватить клетку соперника.

Игроки в любом случае теряют его, и даже если не попадают в задуманную цель, они не имеют возможности кидать его снова.

4. Игра на асфальте «Классики»

Все знают игру в «Классики», она пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. С помощью «классов» дети младшего возраста могут совершенствовать навыки счета. Начертите мелом на асфальте игровую площадку и предложите детям по очереди бросать камень на клетки от 1 до 10.

Если камень попадает в нужную клетку, то нужно прыгать до нее на одной ноге, если число нечетное, или на двух, если чётное. Первый достигший десятки выигрывает. Существует множество разновидностей этой игры: можно, к примеру, не кидать биту, а толкать её ногой при каждом прыжке или пронумеровать клетки не по порядку, а в случайном порядке, чтобы прыгать приходилось и вправо, и влево, и назад, и вперёд.

Детям младшего школьного возраста можно предложить включить в игру примеры, пусть дети складывают и вычитают по ходу развлечения.

5.Ехали-поехали
На асфальте рисуется большой круг и делится на сектора (их должно быть больше, чем участников). Ведущий становится в центре, закрывает глаза, и говорит «ехали-поехали» - все бегут по кругу, потом говорит "стоп" - и все останавливаются, а ведущий называет число. Если на секторе с этой цифрой кто-то стоит, он начинает убегать, ведущий кричит "стоп" и, не открывая глаз должен оценить расстояние - в лилипутах, в великанах, зонтиках, лягушках или верблюдах. Если ведущему удается «осалить» игрока, он становится новым ведущим.

6.Рисуем тени
В солнечный день можно обрисовывать силуэты друг друга. А можно обрисовывать тени деревьев или домов

Просмотров работы: 1051