Введение
Экостиль – забота о себе и природе
В данном научном исследовании я решила выяснить, каким образом индустрия моды влияет на глобальные экологические проблемы. Являясь ученицей детской модельной школы и, участвуя на Международных неделях моды в качестве подиумной модели, а также, участвуя в показе, посвященному защите природы (Приложение 1), меня затронул вопрос, может ли мода быть экологичной.
Актуальность проблемы:
В процессе работы над исследованием я узнала, что
модная индустрия влияет на экологию не только разрушительно;
экологичная мода – это один из способов не только бережно относиться к природе, но и, в целом, направление, пропагандирующее здоровый образ жизни;
экологичная мода не только выступает за применение правильных материалов, но и разумное их расходование.
Гипотеза:
Экологичная мода, а также тематические показы, посвященные защите окружающей среды — это шаг к спасению Земли от глобальной экологической катастрофы.
Цель данного исследования - доказать, что экологические направления в дизайне одежды – это способ изменить отношение людей к планете.
Задачи исследования:
Глубже изучить пагубное влияние модной индустрии на экологию.
Узнать, каким образом модные бренды с помощью инновационных технологий производства помогают сохранить природу?
Выяснить, возможно ли привлечение внимание общественности и СМИ к экологический проблемам через модные показы и выставки?
Выяснить, каковы критерии оценки экологичности тканей и одежды.
Провести опрос учащихся старших классов и учителей 279 школы, чтобы исследовать отношение юных и взрослых потребителей к их критериям при выборе одежды повседневного спроса.
Глава 1. Положительное и отрицательное воздействие моды на экологию
1.1 Негативное влияние модной индустрии на экологию
При обсуждении экологических проблем, большинству людей приходят на ум такие негативные факторы, как увеличивающееся количество автотранспорта, неправильное обращение с отходами, вырубка леса. Но могли ли вы представить, что второй по значимости проблемой для окружающей среды является то, что мы носим на себе каждый день?
В настоящее время тренды меняются очень часто. Этим fashion-компании навязывают обществу необходимость регулярной покупки одежды и вынуждают людей быстрее избавляться от вещей, которые вскоре выходят из моды или слишком быстро изнашиваются. Откройте свой шкаф и честно ответьте на вопрос, какую часть одежды вы не используете? Согласно исследованию социолога из Манчестерского Университета Софи Вудворд 12% гардероба у женщин в Великобритании является неактивным. И вот вы осмеливаетесь собрать несколько мешков вещей, и полные решимости оставляете их в мусорном баке, а что случается с одеждой дальше? 150 миллиардов тонн одежды прибавляется к остальным отходам каждый год, чтобы попасть в экосистему в качестве микрочастиц. Проблема заключается не только в том, что сегодняшняя индустрия моды использует в производстве одежды большие объемы не возобновляемых ресурсов, но и в том, что большая часть одежды в fast-fashion компаниях содержит в своем составе полиэстер. При распаде этой текстильной ткани, микропластик попадает в почву, грунтовые воды и в мировой океан. В подтверждение этому калифорнийские ученые обнаружили наличие частиц пластика в каждой четвертой рыбе в океане. Из-за того, что люди регулярно употребляют в пищу морские продукты, можно сделать вывод, что частицы пластика присутствуют в наших организмах, вызывая различные болезни. Помимо этого полиэстер не является биоразлагаемым материалом. Вы только представьте, что каждый кусочек, произведенный когда-либо, до сих пор существует на нашей планете. Казалось бы, этого достаточно, чтобы общество резко отреагировало на неблагоприятную специфику текущей системы индустрии моды. Однако, это далеко не все негативные факторы, которые сопутствуют процессу производства одежды.
По данным ООН, для производства пары джинсов требуется около 7500 литров воды. Столько же, сколько человек выпивает за семь лет. Модная индустрия ежегодно потребляет 93 миллиарда кубометров воды, которые за тот же период могли бы использовать 5 миллионов человек.
Наибольший ущерб окружающей среде наносит хлопок. Для его выращивания нужно использовать много пестицидов. Хлопку требуется больше всего воды для производства хлопчатобумажных изделий. Аральское море, высыхающее с 1960-х годов, считается символом разрушительной силы хлопка. Сегодня оно занимает около 10% своей первоначальной площади. Причина заключалась в том, что вода из рек Узбекистана, впадающих в Аральское море, использовалась для орошения хлопчатника. В то время как переработка одежды является частью решения проблемы, гораздо важнее переосмыслить текущее отношение людей к одежде.
1.2 Понятие «Устойчивая мода»
Устойчивая мода — явление, связанное с изменением принципа потребления. Устойчивая мода связана с ограничением потребления и попыткой установления ответственного использования природных ресурсов. Она связана с обращением к экологическому стандарту и подразумевает переработку материала и использование сырья, чтобы не наносить вред окружающей среде. Идея устойчивой моды связана с принципом переработки.
1.3 Что делают модные бренды для сохранения экологии
Модные компании не только внедряет новые экологически чистые идеи, но и активно их пропагандирует с помощью рекламы со знаменитостями, призывающей зрителей жертвовать ненужную одежду на переработку. Акции по обмену старой одежды на дисконтные ваучеры успешно работают по всему миру. Один человек получает хороший бонус, а нежелательная одежда — шанс на вторую жизнь после переработки. Некоторые компании усовершенствовали способ приема ненужной одежды на переработку. В Мадриде, Пекине и Шанхае уже можно отдать ненужные предметы курьеру при получении заказа в интернет-магазине. Лондон, Париж и Нью-Йорк готовятся принять эту эстафету.
А есть еще такая компания, которая отказалась пластифицировать фирменные пакеты, что уже помешало выпустить около 30 000 тонн пластика. Вешалки бутика теперь изготавливаются только из перерабатываемых материалов. Целью этой компании на 2025 год - полное исключение использования пластика для упаковки.
Часто часть вырученных средств компании направляют на поддержку различных фондов, решающих экологические проблемы.
Глава 2. Экомода
2.1 Экологичная одежда – новое модное направление
Экомода - самая актуальная тенденция мирового рынка производства одежды. Итак, как же расшифровывается это слово:
Экология – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Экологичность- «эко» и «логичность», то есть логичный подход к жизни с точки зрения экологии.
Мо́да(фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стильили тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т.д., который популярен в обществе в определённый период времени.
Экологичность + Мода = Экомода
В последнее время довольно распространенным и популярным стало такое понятие, как "экологичная одежда". Что же это такое? Это понятие не так давно вошло в наш лексикон, но сейчас оно на пике популярности – его используют журналисты, часто можно встретить такое определение в описании коллекций различных производителей одежды.
Когда человек покупает себе косметику из натуральных ингредиентов, или выбирает какую-то новую диету, не наносящую вред здоровью, он редко задумывается о своём гардеробе. Очень часто приобретаются вещи той торговой марки, которая больше всего знакома. Но ведь и одежда, также как и косметика имеет определенный стандарт качества. Сейчас одежда из экологически чистых материалов является яркой и модной тенденцией.
В экологической одежде используется только натуральное сырьё из экологически чистых регионов, там, где нет вредных химических выбросов в атмосферу. У экологической одежды есть ещё одно название - этичная одежда. Этичная - потому что производится при балансном соблюдении интересов как человека, так и животного мира. Самым важным свойством экологической одежды является то, что она на 100% произведена из натуральных волокон. Одежда из натуральных тканей очень благотворно сказывается на всем организме человека. Она не сушит и не раздражает кожу, в то время как одежда из искусственных волокон часто вызывает аллергии, кожа в такой одежде перестает дышать и на ней скапливаются и размножаются всевозможные болезнетворные бактерии. Основным сырьем для производства экологической одежды служит бамбук, хлопок и волокна кукурузы, которые выращены по специальным стандартам, именуемым Organic. Этот стандарт подразумевает, что данные виды культур выращены без применения тяжелой техники, и возделываемые площади не обрабатывались пестицидами.
Выбирая экологическую одежду, потребители обращают внимание, какие были использованы красители и отбеливатели: они не должны быть химическими. Список веществ, которые допустимы для использования в текстильной промышленности, выпускается природоохранными органами ежегодно. В основном, это красящие и отбеливающие вещества натурального происхождения. Экологическая одежда уже вышла на подмостки подиумов демонстрации одежды не только повседневной, но и "высокой моды" и завоевывает все больше поклонников. Она поражает своей комфортностью и функциональностью.
Как уже было сказано, мода на экологию дошагала до подиумов. Мир уже сходил с ума по эко-продуктам, экотуризму, эко-искусству и экодомам, теперь очередь эко-одежды - из тканей и материалов, создание которых не вредит окружающей среде.
Зная, что забота о здоровье человека и экология человека с недавнего времени включает в себя такое понятие как экомода, я провела социологический опрос среди учащихся старших классов и учителей МАОУ СОШ № 279 г. Гаджиево с целью выяснить отношение юных и взрослых потребителей к явлению экомоды. Мною были заданы следующие вопросы:
Знакомо ли Вам понятие «ЭКОМОДА»?
Обращаете ли Вы внимание на то, из какой ткани сшита Ваша одежда?
Готовы ли Вы носить (или уже имеете в гардеробе) одежду из экотканей, или из материалов, подвергшихся вторичной переработке?
Сдает ли Вы ненужные вещи в магазины на переработку?
Отметьте, какой из материалов Вам знаком (варианты ответа: хлопок, лен, шерсть, полиэстер)?
Итоги моего опроса (Приложение 2) радуют: большинство респондентов слышали об экомоде и знают, что это такое. А также знают о том, из каких тканей сшита их одежда и им это не безразлично. Большая часть опрошенных обращает внимание на состав ткани и знает такие разновидности тканей как хлопок, лён, шерсть. В результате проведённого мной опроса, я могу сделать следующий вывод: более 85% опрошенных знают о существовании экомоды и о том, из каких тканей сделана их одежда. Но, на самом деле материалов для производства экотканей существует намного больше.
2.2 Материалы для экоодежды
Виды экологических тканей, материалов:
• Органический (био-) хлопок – это хлопок, выращиваемый без использования пестицидов и других вредных химикатов. Такой хлопок не вызывает аллергии, мягкий и легкий в уходе.
• Лён. Если он выращивается и производится «по старинке», без пестицидов и гербицидов.
• Рэми (рами). Особый вид крапивы. Производится из растения, произрастающего в западной Азии. Он в 5 раз прочнее хлопка, очень хорошо впитывает влагу и быстро сохнет. Выращивание в промышленных масштабах невозможно.
• Шелк. Этот материал давно известен своими антибактериальными свойствами и исключительной нежностью. Сейчас есть компании, которые собирают коконы от шелкопрядов уже после того, как они оттуда выбрались, вместо того чтобы их убивать, это так называемый гуманный шелк.
Исключительное достоинство экотканей - в том, что они гипоаллергенны и совершенно безопасны для здоровья, зачастую обладают антибактериальными свойствами. Экоткани прошли по всем фронтам, от повседневной одежды до высокой моды, и охватили все стили. Использование эко-хлопка и бамбука стало хорошим тоном для любого модельера.
Глава 3 Модные показы как способ помочь в борьбе с проблемами в экологии
3.1 Коллекции одежды с использованием материалов, загрязняющих окружающую среду
В последние годы тема пластика и его неэкологичности широко обсуждается в негативном ключе из-за возросшего объема полимерного мусора. Однако основная проблема кроется не в самом материале, а в его правильной утилизации. Проблему образования подобных отходов нельзя решить повсеместным отказом от пластика. Выход из сложившегося кризиса можно найти лишь в усовершенствовании свойств полимеров, изменении модели их потребления и развитии технологий вторичной переработки. Именно на этой идее сосредоточились организаторы выставки «Фантастик Пластик». Несмотря на игривое название, тема на стыке экологии и дизайна достаточно серьезна, а представленные экспонаты заставляют изменить свое отношение к пластику и его повторному использованию. Интересно, что некоторые творческие проекты создавались вовсе не дизайнерами, а экологическими активистами и архитекторами. «Фантастик Пластик» пригласил к себе пятерых российских дизайнеров, поэтому на выставке не так много работ отечественного производства.
Создатель проекта - Галина Ларина - графический дизайнер, иллюстратор, исследователь и экоактивистка. Она специализируется на вторичном использовании полиэтиленовых пакетов для создания новой функциональной одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Галина шьет одежду сама, в домашних условиях - пакеты склеивает друг с другом при помощи плавления - просто проглаживает их утюгом через кальку.
Созданием украшений из пластиковых бутылок занимается художница Екатерина Лукьянова. Обыкновенный предмет, который многие кидают в мусор, в руках мастерицы становится произведением искусства - изготовленные Екатериной аксессуары совсем не похожи на вторично используемый пластик, а скорее напоминают венецианское дутое стекло.
Еще один российский дизайнер - Джейкоб Якубов, представил коллекцию одежды. В своих работах художник исследует потенциал переработанных материалов. Сегодня у бренда есть еще и собственное производство в Иванове, которое не только преобразовывает среду и создает рабочие места, но и участвует в подготовке кадров совместно с Политехническим университетом. А несколько лет назад, на территории одного завода, появилось особое пространство, объединяющее моду, актуальное искусство, современный дизайн и осознанный подход к жизни.
Не менее примечательна и одежда из вторичного сырья. Например, нидерландский бренд дождевиков, назовем его Образец 1. Дизайнеры живут в Амстердаме, где очень часто идет дождь, поэтому они выпускают только дождевики и защитные шляпы. Вещи сделаны из переработанных пластиковых бутылок и не содержат вредных веществ. Чтобы изготовить один дождевик нужно от 66 до 77 бутылок, при этом ткань получается действительно прочной и водостойкой.
Бренд, назовем его Образец 2, минималистичной одежды и аксессуаров из переработанного пластика основан компанией по переработке отходов. Футболки, дождевики, ветровки, сумки и рюкзаки изготавливают из вторичных полиэфирных тканей, которые получают из выброшенных ПЭТ-бутылок.
В некоторых изделиях задействованы и другие материалы как переработанные, так и органические. На каждом продукте бренда (Образец 2) точно указано сколько бутылок пошло на его производства: 38 - на длинный дождевик, 8-13 на футболку, 6 - на тряпичную сумку.
3.2 Модные показы, посвященные спасению планеты
В последний год призывы к спасению окружающего мира в модной индустрии стали настоящим трендом. За время пандемии и локдауна, создавая новые коллекции в условиях изоляции, дизайнеры массово и недвусмысленно признались любви к природе.
Так, например, самые приметные вещи в коллекции молодого австралийца Диона Ли - топы и платья, вдохновленные монстерой деликатесной, крупной тропической лианой. Мало того что она как фикус — привычное всем домашнее растение, у Ли это еще и намек на влажный нью-йоркский климат как следствие глобального потепления. Фелипе Оливейра Батишта задумался о взаимодействии человека и природы на примере пчеловодства, и Kenzo показали модных пасечников. Деликатные растительные принты на плаще Salvatore Ferragamo- полевые цветы, которыми заросла Тоскана за время карантина. У Fendi в принты превратился лес – Сильвии Вентурини - Фенди, как и многим из нас, не хватало прогулок.
Заслуженное внимание получил и Мировой океан. У Acne Studios не обошлось без сетей, где на подиум выплыли несколько ундин, одетых словно не в шифон, а в волны. Пионер «правильной» моды Стелла Маккартни разрисовала ракушками платья и брюки.
Мода говорит на визуальном языке — и это ее сильнейшее оружие. Да, Донателла Версаче могла разослать журналистам очередной пресс-релиз, в котором напомнила бы, что океан погибает, или придумать футболку с соответствующей надписью. Но, вместо этого, она позволила топ-моделям, вроде Ирины Шейк и Адут Акеч «выйти из пены морской» в платьях, украшенных морскими звездами и ракушками. И попутно напомнила нам всем, почему океан заслуживает внимания и нашего бережного отношения.
Весной и летом прошлого года, мне удалось поучаствовать в показе, посвященном спасению планеты, в качестве подиумной модели (Приложение 2). Показ новой коллекции одного из самых молодых дизайнеров России Зои Кукушкиной назывался «Save it». Коллекция призывает каждого заботиться о том месте, где мы живем. Если все мы будем делать маленький шаг навстречу экологии, Мир будет добрым и чистым.
Заключение
Таким образом, я выяснила в ходе исследования, что использование одежды из экологичных материалов - направление, которое находится на пике популярности. Потребители уже давно задумываются о том, какую одежду стоит выбирать, заботясь об окружающей среде и делают выбор в пользу экоматериалов. Одежда из экологически чистых тканей позволяет не только чувствовать себя комфортно и избежать проблем со здоровьем, она также дает возможность ощутить гармонию природы. Научно доказано, что натуральные материалы успокаивают нервы, предотвращают стресс, нормализируют самочувствие. Внедрение экостиля в современном дизайне одежды – это не возврат назад, а уверенный шаг вперёд. Ведь в эпоху нарушения экологического баланса одежда будущего должна быть в первую очередь безвредна.
Изучив все негативные факторы влияния модной индустрии на экологию, я смело могу сделать вывод о том, что индустрия взяла правильный вектор развития, направленный на сохранение биоресурсов и спасение природы. Всё больше и больше брендов реализуют свои идеи о защите окружающей среды. У человека всегда есть выбор – что носить и как жить в окружающей среде, чтобы не навредить своему здоровью и природе. Знания дают человеку возможность такого выбора.
Модная индустрия с помощью современных технологий, в том числе тематических показов, посвященных защите окружающей среды, делает всё возможное, чтобы сберечь нашу хрупкую экосистему, что подтверждает мою гипотезу.
Список литературы
Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019.
Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53, 2019.
Дедю И. И Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. 1989.
Реймерс Н.Ф. «Экология. Теория, законы, правила принципы и гипотезы» М., 1994.
URL: https://www.vogue.ru (дата последнего обращения: 12.02.2022 г.)
URL: http://ru.wikipedia.org(дата последнего обращения: 16.02.2022 г.)
URL: http://eco-digest.livejournal.com(дата последнего обращения: 15.02.2022 г.)
URL: http://www.lookatme.ru(дата последнего обращения: 13.02.2022 г.)
URL: https://riamoda.ru (дата последнего обращения: 16.02.2022 г.)
URL: https://fashionunited.ru (дата последнего обращения: 12.02.2022 г.)
URL: https://ecotkani.ru (дата последнего обращения: 14.02.2022 г.)
URL: https://recyclemag.ru (дата последнего обращения: 15.02.2022 г.)
Приложение 1
Я в показе, посвященном защите природы
Приложение 1
Результаты опроса
учащихся старших классов и учителей МАОУ СОШ № 279 г. Гаджиево: