Специальные движения для лучшего общения

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Специальные движения для лучшего общения

Ахмеджанов Т.Р. 1Ильясова А.С. 1
1МОАУ СОШ №7
Назарова И.В. 1
1МОАУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Тема, которую мы представляем, актуальна тем, что умение понимать язык жестов является важным условием в общении людей.

В настоящее время нет ни одного человека на земле, который бы не пользовался языком жестов. Мы настолько к ним привыкли, что не замечаем, как часто их используем. По утверждению Алана Пиза: «Жесты помогают лучше понять своего собеседника».Нередко по жестам мы узнаем больше, чем из речи: человек говорит об одном, а его поведение и жесты о другом. Нам удалось выяснить, что при помощи жестов человек усваивает большее количество информации: словами – 30%, интонацией – 15%, жестами – 55% (приложение 1).

Приезжая в другую страну, не зная языка, люди пытаются объясниться на языке жестов. Возникает проблема: поймут ли наш язык жестов жители других стран? Мы решили это выяснить.

Цель работы: выяснить значение жестов в жизни человека.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести опрос среди преподавателей и сверстников по теме исследования.

Раскрыть особенности применения жестов в повседневной жизни.

Гипотеза исследования: если человек знает язык и значение жестов, то он может повысить эффективность общения.

Методы исследования.

Изучение литературы.

Наблюдение, анкетирование.

Анализ и обобщение результатов.

Ожидаемые результаты: исследовательская работа будет способствовать формированию навыков общения, развитию языковых качеств речи, умению выражать свои мысли более выразительно .

Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть представлены учащимися в виде буклета «Азбука жестов». Материалы исследования могут использоваться на уроках окружающего мира, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.

Подготовительный

Июнь - август 2021г.

Поиск и обработка информации, постановка цели, определение задач

Основной

Сентябрь-январь 2021г.

Поиск информации, сравнение,

анкетирование, опрос

Заключительный

Февраль-март 2022г.

Обобщение и анализ. Представление работы.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы

1.1 Определение понятия «жесты».

Что же такое жесты?

Прежде, чем ответить на вопрос, предлагаем игру «Верю – не верю».

(Приложение 1).

На первом этапе работы мы изучили литературу по теме исследования и выяснили значение слова «жесты», а также узнали значение тех жестов, которые люди используют чаще всего.

Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека.

Р. Славский в своей книге «Искусство пантомимы» писал, что главной в жестах является кисть руки. Это — душа жеста. Она зовет, приглашает, отталкивает, дает. Человек использует жесты, чтобы выразить свое отношение к сказанному. По ним можно судить о культуре поведения человека.

1.2 Организация и методы исследования.

Чтобы это выяснить применяют ли учителя и обучающиеся какие –либо жесты, мы стали наблюдать за ними на уроках и переменах. Результаты наблюдений сняли на видео (вложили в презентацию).

Нам стало интересно, а знают ли значение тех жестов, которые используют учителя и ученики нашей школы?

Для этого провели опрос. Всем задавали вопросы:

1. Знаете ли вы язык жестов?

2. Часто ли вы пользуетесь жестами?

3. Какой жест вы используете чаще всего на уроке?

1.3 Анализ результатов наблюдения.

Результаты опроса среди учителей.

Большинство учителей знают язык жестов и часто их используют. Самые распространённые жесты:

Жест «Раскрытая рука ладонью вверх» - означает искренность, открытость, готовность собеседника выслушать вас. (Приложение 2).

«Жест доверия» - означает полное согласие с вашим мнением. (Приложение2)

Жест «Руки крестом»- выражает несогласие с вашим мнением. (Приложение 2).

Результаты опроса среди обучающихся.

Обучающиеся нашей школы знают о существовании жестов, но их значение объяснить не могут, хотя часто ими пользуются.

Самые распространённые жесты среди наших сверстников.

Жест «Большой палец вверх» и жест «О кей», которые означают «У меня всё отлично!». (Приложение 3).

Многие школьники потирают ладони. А значение этого жеста объяснить не могут. Этим жестом люди передают свои положительные эмоции. (Приложение 3).

Вывод: необходимо знакомиться с языком жестов и их значением.

Вывод по первой главе. На первом этапе работы мы познакомились с понятием «жесты». Узнали, какие жесты чаще всего используют наши сверстники и учителя школы. Нам удалось выяснить название знакомых нам жестов.

Глава 2. Практическая часть работы над проектом

2.1 Разновидности жестов. Их значение в разных странах.

Чаще всего, когда человек с чем-то соглашается, он использует жест «Кивок головой». Его используют все. Во многих странах он обозначает согласие. А вот в Болгарии, Турции и Греции «нет». (Приложение 4).

Жест «большой палец вверх» не во всех странах означает «отлично». В Германии и Франции он означает «один», а в Японии «пять». (Приложение 4).

Жестом «Виктория»многие наши одноклассники выражают радость победы и получение отличных отметок. Во многих странах он означает то же самое.

Жестом «Окей» мы показываем, что у нас всё в порядке. Во Франции этот жест обозначает «ноль», в Японии – просьбу дать денег. (Приложение 4).

Вывод: нужно знать значение жестов той страны, куда ты собрался ехать.

2.2 Применение жестов.

1. Есть люди, которые всю жизнь говорят только руками. Это люди, которые лишены слуха. Таким людям, при помощи жестов, передают информацию сурдопереводчики. (Приложение 5).

2. Жесты нужны дайверам – людям, которые погружаются под воду. При помощи жестов они разговаривают под водой. Самый распространённые жесты – это «Погружаемся!», «Всплываем!», «Стой!». (Приложение 5).

3. Без них не обойтись в спорте. Каждый судья показывает жестами: «Штрафной бросок», «Замена игроков». (Приложение 5).

4. Учителя физкультуры, как в настоящем спорте, тоже пользуются языком жестов. Жест «О кей» - означает ноль, а пальцы, согнутые в кулак – десяток. Внешней стороной ладони, с помощью пальцев, показывают десятки, а внутренней - единицы. (Приложение 6).

5. Регулировщик тоже использует язык жестов: «Движение запрещено!», «Движение разрешено!» и т.д. (Приложение 6).

6. В последнее время особым спросом пользуется нейробика. Это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться. Их разработал американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац.

Регулярно выполняя упражнения этого типа, человек начинает быстрее и эффективнее решать поставленные перед ним задачи, становится более усидчивым, внимательным. У школьников и студентов улучшается успеваемость, они быстрее и эффективнее усваивают новую информацию, легко адаптируются к изменениям.Каждый человек может таким образом развивать память, речь, внимание, снижать утомляемость. и повышать способность к произвольному контролю. Основным отличием данной методики от многих других можно назвать то, что упражнения нейробики нацелены на широкое использование всех пяти чувств человека. Причем, используются они необычным образом и в максимально непривычных комбинациях. Что помогает мозгу создавать много новых ассоциативных связей между различными видами информации.

Выводы по второй главе. На данном этапе работы, мы узнали, что в разных странах одни и те же жесты имеют разное значение, следовательно, прежде, чем отправиться в ту или иную страну, нужно их изучить. Мы выяснили, где и людьми каких профессий используются жесты, и узнали о новой методике нейробике, которая нацелена на развитие разных чувств человека.

III. Заключение.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что цель достигнута, поставленные задачи решены. Выдвинутые гипотезы подтверждены.

Вывод: без жестов наша речь была бы не такой яркой и эмоциональной. Прежде чем приступать к общению с человеком при помощи жестов, необходимо знать их значение.

Ещё Квинтилиан говорил: «Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна».

IV. Список литературы.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.

Кузнецова О.Л. Мимика и жесты.

Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. – М.: АСТ. – 2007,

352 с.

Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. – М.: Эксмо, 2008. – 416

Равенский Н.Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. – М.: Рипол Классик. – 2007, 672 с.

Ротов Е.И. Психология общения. –М.: Владос, 2001.

Славский Р. «Искусство пантомимы». Издательство «Искусство».

Интернет-ресурсы.

Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – М. 2011. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Система жестов [Электронный ресурс] – М. 2011.article/fight/bio/moving.htm/

www.pcihologoman.narod.ru

www.clemansso.com

Приложение 1.

Средство передачи информации.

Игра «Верю – не верю».

Верите ли вы, что кисть руки называют «душой жестов»?

Верите ли вы, что одни и те же жесты могут быть по-разному истолкованы в других странах?

Верите ли вы, что без жестов не обойтись в спорте?

Верите ли вы, что регулировщики тоже пользуются жестами?

Приложение 2.

Жест «Раскрытая рука ладонью вверх».

«Жест доверия» - означает полное согласие с вашим мнением.

Жест «Руки крестом» - выражает несогласие с вашим мнением.

Приложение 3.

Жест «Большой палец вверх» и жест «О кей».

Жест «Потирание ладоней».

Приложение 4.

Жест «Кивок головой».

Жест «Большой палец вверх».

Жест «Виктория».

Жест «Окей».

Приложение 5.

Сурдопереводчики.

Жесты дайверов.

Погружаемся! Всплываем! Стой!

Жесты в спорте.

Штрафной бросок. Замена игроков

Приложение 6.

Жесты учителя физкультуры.

Ноль. Десяток.

Десятки. Единицы.

Жесты регулировщика.

Просмотров работы: 39