Введение
Плесень часто встречается в нашей жизни и человек должен знать, как себя с ней вести, приносит она только вред или может быть полезной.
Я давно знала, что плесень – это гриб, читала про неё в энциклопедии. Но недавно, обнаружив в банке с вареньем плесень, вдруг задумалась – как же плесень может быть грибом, если ни шляпки, ни ножки, которые должны быть у гриба, нет. Плесень очень отличается от привыкших нам подберёзовиков, боровиков и лисичек. Но почему же тогда мы не собираем плесень и не употребляем её в пищу, а, наоборот, выбрасываем испортившиеся продукты. Хотя нет, всё-таки плесень мы иногда едим, например, сыр с плесенью, который очень любит моя сестра. А мама сказала, что банку с вареньем придётся выбросить, так как есть продукты с плесенью опасно.
Мне стало любопытно, как же устроена плесень, почему она выросла именно в банке с вареньем, ведь банка стояла в холодильнике. Плесень, наверное, как и я, любит сладости.
Я выбрала тему о плесени, поскольку меня заинтересовал ещё опыт японских исследователей, которые обнаружили у плесени зачатки интеллекта и память. Как же плесень может думать?
Мне стало интересно узнать побольше о таких удивительных грибах. Поэтому я решила не только прочитать дополнительную литературу о плесени, но и вырастить её в домашних условиях и рассмотреть её строение под микроскопом.
Надеюсь, что полученная мною информация будет интересна не только мне, но и моим одноклассникам.
Цель и задачи работы, гипотеза
Целью работы является исследование плесени, образуемой на продуктах питания, изучение структуры, условий и времени её появления, и определение роли плесени в жизни человека.
Задачами работы являются следующие:
изучение теоретических положений о плесени (определение природы и сущности плесени);
проведение анкетирования одноклассников на предмет их знаний о плесени;
проведение практического эксперимента по выращиванию плесени в домашних условиях на опытных образцах;
составление сравнительной таблицы появления плесени на опытных образцах в зависимости от различных условий и времени её появления;
изучение под микроскопом структуры плесени на опытных образцах;
определение веществ, которые могут замедлить процесс появления плесени;
определение роли плесени в жизни человека;
выработка предложений по дальнейшему изучению плесени.
Гипотеза: «Я считаю, что плесень приносит людям вред и опасна для здоровья человека, и, что при соблюдении условий хранения продуктов питания плесени в доме можно полностью избежать».
Методика выполнения работы, место и сроки выполнения работы
В ходе выполнения работы мною были изучены различные источники литературы: энциклопедии, журналы, публикации, научные отчеты, в том числе информация, содержащаяся в сети Интернет.
Для выявления уровня знаний одноклассников о плесени мною было проведено анкетирование, результаты которого представлены ниже.
Для проведения эксперимента по выращиванию плесени на продуктах питания мною были подготовлены специальные опытные образцы (хлеб, мандарин), которые были помещены в различные условия (открытый воздух, закрытое пространство, сухая/влажная среда), а полученные экземпляры плесени рассмотрены под микроскопом.
Использованное оборудование, расходные материалы:
микроскоп Levenhuk/ Zoom&Joy;
пинцет;
предметные и покровные стекла;
опытные образцы (кусочки пшеничного хлеба и мандарины);
2 тарелки;
4 полиэтиленовых пакета;
2 салфетки;
вода.
Эксперимент по выращиванию плесени и исследование полученных экземпляров плесени осуществлялись в домашних условиях с 16 февраля 2022 г. по 25 февраля 2022 г. (10 дней наблюдений).
Результаты и обсуждение
Для изучения природы и сущности плесени я исследовала различные источники информации, из которых были установлены следующие интересные факты о плесени.
Плесень – самая распространённая и самая древняя на Земле часть живой природы. Это гриб, хоть и крошечный, но очень быстро разрастающийся.
Плесень появилась на Земле 200 млн. лет назад.1 Получается, что плесень была еще, когда на Земле жили динозавры.
Плесень внешне бывает очень красивой, но при этом у многих вызывает неприязнь. Плесень желтого цвета является самой ядовитой.
Плесень не боится радиации. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет. Плесень была обнаружена даже на Чернобыльской атомной электростанции.
Плесень может возникнуть на продуктах питания, бумаге, коже, ткани и др. Плесень присутствует даже в компьютерах и комнатных растениях. Плесень из тела человека практически не выводится.
На Кавказе находится пещера, где была обнаружена флуоресцентная плесень. Причем флюоресценция настолько сильна, что с расстояния в метр можно легко различить черты лица стоящего рядом человека.
Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 тысяч разновидностей.2 Грибы весьма разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям, однако у них есть и общие черты. Основой тела грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гифов, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри него.
После проникновения в гробницу фараона Тутанхамона 24 ноября 1922 года от неизвестной болезни скончалась большая часть команды английских археологов, участвующих в поисках мумии. И лишь в 1999 году немецкий микробиолог Готтард Крамер исследовал более 40 мумифицированных тел и обнаружил, что каждое из них покрыто слоем очень опасной плесени, концентрация которой и повлекла смерть вошедших в гробницу.
Плесневые грибы летали в космос на обшивке космического корабля, которые выжили и обзавелись сильным иммунитетом. При этом некоторые учёные называют плесень главной причиной отказа аппаратуры российской орбитальной станции «Мир».
Плесень может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей, дерматологических, легочных и даже онкологических заболеваний.3
Все эти факты подтверждают мою гипотезу, что плесень является все-таки опасной для человека, может причинить ему вред и даже убить.
Но я очень удивилась, узнав, что плесень может приносить и пользу. О пользе плесени говорят следующие факты.
Именно из плесени был впервые добыт пенициллин, что позволило учёным изобрести антибиотики. Первый антибиотик был открыт в 1928 году британским врачом и бактериологом Александром Флемингом.4
Существует особого рода плесень, которую можно употреблять в пищу (сыр, колбаса). Такую плесень называют «благородной».
Получается, что плесень может быть как вредной, так и полезной.
Прочитав разные источники информации, мне больше всего запомнились две истории: про изобретение плесени и про опыт японского ученого, обнаружившего у плесени память и интеллект.
Как и в случае с большинством гениальных открытий, изобретение пенициллина произошло совершенно случайно. В одной из чашек Петри с бактериями стафилококка, в результате неправильного хранения завелась серо-зеленая плесень. Флеминг с удивлением обнаружил, что не убиваемые колонии стафилококков, унесшие столь много жизней во время Первой мировой, вокруг этой плесени просто растворились. Чудо-лекарство, от которого все раны военных затягивались буквально на глазах, было доработано уже во время Второй мировой войны. На вручение Нобелевской премии создателям панацеи – Флемингу, Чейну и Флори было сказано: «Для победы в войне пенициллин сделал больше, чем 25 дивизий!».
В 2000 году японский ученый Тошуки Накагаки провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб «Physarum polycephalum», а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару. Но, что самое интересное, когда у уже прошедшего лабиринт грибного мицелия отщипнули кусок и вновь поставили у входа в лабиринт, положив в конце сахар, – один из ростков безошибочно выбрал самый короткий путь к выходу из лабиринта и сахару, а второй просто «вскарабкался» по стенам лабиринта и пополз по потолку. Таким образом, простая плесень обнаружила не только зачатки памяти, но и способности к нестандартному способу решения задач, что говорит о наличие у гриба интеллекта. 5
Это свидетельствует, что плесневые грибы являются «умными» и имеют способность к передвижению.
С целью определения уровня знаний одноклассников о плесени я провела анкетирование, в рамках которого были заданы следующие 6 вопросов. Было опрошено 23 человека.
Результаты анкетирования представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Анкетирование на тему «Что я знаю о плесени»
№ п/п |
Вопрос |
«Да», % |
«Нет», % |
Примечание |
1 |
Знаете ли вы, что такое плесень? Опишите её. |
100 |
– |
8 чел. указали, что плесень – это гриб |
2 |
Как вы думаете, плесень вредная или полезная? Почему? |
«Вредная» 78 |
«Полезная» 22 |
5 чел. считают, что вредная и полезная одновременно |
3 |
Сталкивались ли вы дома с плесенью? Если сталкивались, то где и как она выглядела. |
85 |
15 |
Из тех, кто сталкивался, отмечают, что плесень появлялась на продуктах питания |
4 |
Вы ели продукты с плесенью? Например, хлеб, фрукты или сыр с плесенью. |
20 |
80 |
Ели сыр с плесенью |
5 |
Знаете ли вы, где используется плесень? Приведите пример. |
50 |
50 |
Используется в медицине, в сырах, исследованиях |
6 |
Знаете ли вы способы борьбы с плесенью или растения, которые могут замедлить процесс образования плесени? Какие? |
10 |
90 |
Физическое устранение и использование хлорки |
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы.
Все одноклассники (23 человека) знают, что такое плесень и только 8 из них указали, что это – гриб. Плесень описывается как зеленый, коричневый или белый налет, похожий на пыль или землю.
5 человек считают, что плесень может быть и вредной, и полезной. Большинство (78 %) считают, что плесень приносит только вред, поскольку ею можно отравиться и она может вызвать аллергию.
Большая часть класса (85 %) сталкивалась с плесенью дома. В основном, плесень находили на продуктах питания (хлеб и фрукты), и только 1 человек видел плесень в банке с краской.
Большинство одноклассников (80 %) не ели продукты с плесенью, а сразу их выкидывали, и только несколько человек указали, что ели сыр с плесенью, указав, что такая плесень является особенной и её можно употреблять в пищу.
Половина класса указали, что плесень используется при изготовлении сыров, остальные не знают сфер её применения. Несколько человек указали, что плесень используют в медицине и различных научных исследованиях; 1 человек отметил, что плесень использовалась в Древнем Египте при изготовлении мумий.
2 человека ответили, что плесень можно убрать либо мощным моющим пылесосом, либо путем использования хлорки.
Таким образом, все одноклассники встречались с плесенью и знают, как она выглядит. При этом большинство считают, что плесень приносит только вред, и практически никто не знает, как бороться с плесенью и замедлить процесс образования плесени.
Результаты проведенного анкетирования еще раз подтверждают актуальность исследования плесени, поскольку имеющиеся сведения у моих одноклассников о такой загадочной и многогранной категории, как плесень, являются явно недостаточными.
С целью проведения эксперимента по выращиванию плесени в домашних условиях я подготовила опытные образцы продуктов и поместила их в разные условия в зависимости от воздуха и влаги, чтобы выяснить, при каких условиях плесень образуется быстрее. Поскольку мои одноклассники чаще всего встречали плесень на хлебе и фруктах, то я решила провести опыт с кусочками пшеничного хлеба и мандаринами.
Образцы хлеба и мандарина были разделены на 3 группы и размещены в различных условиях:
открытый воздух, умеренное освещение, комнатная температура (Условие А);
закрытый сухой полиэтиленовый пакет, умеренное освещение, комнатная температура (Условие Б);
закрытый полиэтиленовый пакет с влажной салфеткой, умеренное освещение, комнатная температура (Условие В).
Продукты лежали на тарелке рядом, не соприкасаясь. Куски хлеба и мандарины были разрезаны пополам, чтобы сравнить, есть ли разница в образовании плесени на поверхности или в середине продукта.
Результаты моих наблюдений представлены в Таблице 2 «Наблюдения за образованием плесени».
Таблица 2.
Наблюдения за образованием плесени
№ п/п |
Дата |
Хлеб |
Мандарин |
|
1 |
16.02.2022 |
Условие А |
Без видимых изменений |
Без видимых изменений |
Условие Б |
Без видимых изменений |
Без видимых изменений |
||
Условие В |
Без видимых изменений |
Без видимых изменений |
||
2 |
17.02.2022 |
Условие А |
Подсох, стал твердым |
Без видимых изменений |
Условие Б |
Мягкий |
Без видимых изменений |
||
Условие В |
Мягкий |
Без видимых изменений |
||
3 |
18.02.2022 |
Условие А |
Стал более твердым |
Стал более твердым |
Условие Б |
Подсох |
Появились маленькие зеленые пятна |
||
Условие В |
Появились черные точки по краю |
Появились маленькие зеленые пятна |
||
4 |
19.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
Стал более твердым |
Условие Б |
Подсох |
Зеленые пятна становятся больше, у них появился белый контур |
||
Условие В |
Черных точек стало больше и сами они увеличились в размерах |
Зеленые пятна становятся больше, у них появился белый контур |
||
5 |
20.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
Стал более твердым |
Условие Б |
Подсох, становится твердым по краям |
Зеленых пятен становятся больше, белый контур сохранился |
||
Условие В |
Вместе с черными точками появились зеленые пятна |
Зеленых пятен становится больше, белый контур сохранился |
||
6 |
21.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
Стал более твердым |
Условие Б |
Подсох, становится твердым по краям |
Зеленых пятен становится больше, белый контур сохранился |
||
Условие В |
Зеленые пятна стали меньше, черные точки не заметны, появились пушистые черные пятна |
Зеленых пятен становится больше, белый контур сохранился |
||
7 |
22.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
На месте среза появились маленькие зеленые пятна |
Условие Б |
Появились маленькие зеленые точки в углублении |
Зеленые пятна разрастаются, белый контур сохранился |
||
Условие В |
Зеленые пятна исчезли, весь кусок покрылся черным пушистым слоем |
Зеленые пятна заняли всю поверхность, белый контур исчез |
||
8 |
23.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
Зеленых пятен становится больше |
Условие Б |
Зеленых пятен стало больше |
Зеленые пятна заняли всю поверхность, белый контур исчез |
||
Условие В |
Пушистый слой стал более черным |
Зеленые пятна стали более объемными |
||
9 |
24.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
Вокруг зеленых пятен появился белый контур |
Условие Б |
Углубление покрылось зеленым налетом с белым краем |
Поверхность равномерно покрывается зеленым слоем |
||
Условие В |
Пушистый черный слой перешел на пакет, в котором лежит кусок |
Зеленые пятна неравномерно покрывают поверхность |
||
10 |
25.02.2022 |
Условие А |
Твердый, крошится |
Зеленые пятна разрастаются на края, белый контур сохранился |
Условие Б |
Углубление покрылось зеленым налетом с белым краем |
Поверхность покрыта ровным зеленым слоем |
||
Условие В |
Пушистый черный слой стал распространяться дальше по пакету |
Поверхность покрыта неравномерными зелеными пятнами |
В разные дни наблюдений я рассматривала плесень под микроскопом. Оказывается, со временем плесень не только меняется визуально (сначала, например, появились черные точки, потом возникли зеленые пятна с белым контуром, а затем эти пятна стали черными и пушистыми), но и меняется её структура под микроскопом. Причем на разных продуктах плесень отличалась (на хлебе плесень в итоге стала черной, а на мандарине – зеленой). При этом плесень отличалась еще и на одном и том же продукте, но размещенном в разных условиях. Так, например, плесень на мандарине, помещенном просто в пакет, была рыхлой, разросшейся неравномерно, тогда как на мандарине, который находился во влажном пакете, плесень была равномерной, похожей на маленькие зеленые точки (мне она внешне даже понравилась).
И сама плесень на одном и том же продукте различалась в зависимости от места возникновения: на срезе или на поверхности продукта.
Плесень появилась на третий день наблюдений, причем только на образцах, находящихся во влажной среде (Условие В) и на мандарине в пакете (Условие Б). К концу эксперимента плесень появилась на всех образцах, кроме хлеба, находящегося на открытом воздухе (Условие А).
Из научной литературы я узнала, что существуют растения, которые могут замедлить рост плесени (фитонциды). Фитонциды, находящиеся, например, в пряных растениях, оказывают своё действие на развитие плесневых грибов. Защитная роль фитонцидов проявляется не только в сдерживании скорости развития грибов, но и в подавлении их размножения. Среди фитонцидов можно выделить лук, чеснок, укроп, петрушку, хрен, а также герань.6
Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия на своём официальном сайте7 разместил информацию о причинах возникновения плесени:
1) трещины в стенах дома, вокруг оконных коробок, под подоконником способствуют проникновению влаги с улицы, промерзанию стен, а следовательно, образованию конденсата внутри помещения;
2) нарушение герметичности кровли, панельных стыков – ведет к тем же проблемам, что были описаны выше;
3) но главная причина – не работает вентиляция в квартире, а значит, вся влажность остается в нем, скапливаясь в местах, где возникли перечисленные выше проблемы;
4) повышенная влажность;
5) отсутствие сквозняков, слишком редкие проветривания;
6) постоянная повышенная температура воздуха;
7) обилие тропических комнатных растений в квартире;
8) самые верхние и самые нижние этажи зданий;
9) чрезмерное использование увлажнителя воздуха.
Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты, на которых замечена плесень. Нельзя просто срезать её (например, с хлеба), нельзя есть варенье с плесенью, т.к. продукты заражены плесенью.
Профилактика плесени – это не устранение её, а предотвращение её появления.
Выводы, сделанные в результате исследования
Основные выводы, к которым я пришла по итогам изучения информации о плесени и проведения с нею эксперимента, сводятся к следующим.
Плесень – это удивительные грибы, возможности которых до сих пор не до конца изучены человеком. Плесень иногда бывает очень красивой и самых разнообразных цветов и форм, но при этом одновременно вызывать неприязнь.
Плесень может быть как вредной (аллергия, отравление и даже причина смерти), так и полезной (пенициллин, съедобные виды).
Появление плесени зависит от условий (чаще появляется во влажной среде, с ограниченным доступом воздуха).
Строение плесени не похоже на привычное строение грибов.
Плесень часто окружает человека, но уменьшить её присутствие в быту можно, соблюдая ряд мер (проветривать комнату, делать влажную уборку).
Существуют растения, которые могут замедлить рост плесени (герань, чеснок).
В процессе изучения информации о плесени и по итогам проведенных исследований у меня появились идеи о перспективах дельнейшего изучения и использования плесени.
Поскольку японские ученые доказали, что плесневые грибы обладают памятью и зачатками интеллекта, то возможно проведение опытов с плесневыми грибами на предмет возможности использования моделей их памяти и интеллекта при создании «умных» роботов и технологий искусственного интеллекта, которые могут приносить человечеству пользу. Сейчас такие технологии применяются в медицине, на транспорте, в образовании и других сферах.8 Может быть, в будущем это позволит создать, например, учителя-робота!
Также применение полученных знаний и выводов о плесени возможно в образовательном процессе. Например, в школах могут быть:
созданы фабрики по выращиванию плесени;
созданы лабораторий по изучению возможностей плесени;
проведены опыты с плесенью на уроках по изучению окружающего мира.
Моя гипотеза, высказанная в начале исследования, подтвердилась только частично. Плесень действительно вредна и может приносить вред человеку, но в некоторых случаях она полезна и очень нужна. При этом избавиться полностью от плесени практически невозможно, но можно научиться жить в гармонии с такими удивительными грибами.
Я получила огромное удовольствие от проделанной работы, и появились уже новые идеи по проведению следующих научных опытов с плесенью (в первую очередь, хочется узнать, от чего зависит цвет плесени, и как вырастить съедобную плесень в домашних условиях). При помощи микроскопа можно познавать окружающий мир практически бесконечно.
Список использованной литературы
Влияние фитонцидов пряных растений на рост и развитие плесневых грибов [Электронный ресурс] – URL: https://school-science.ru/4/1/1393 (дата обращения: 24.02.2022).
Грищенко Г.А. Искусственный интеллект в государственном управлении // Российский юридический журнал. 2018. № 6 (123). С. 27-31.
Интересный микроскоп. Изучаем микромир // Руководство по использованию микроскопа Levenhuk/ Zoom&Joy.
Крупнейшие учёные и научные достижения // Журнал «Как устроено тело человека». Выпуск 50.
Плесень – древнейший организм планеты [Электронный ресурс] – URL: https://www.abcfact.ru/7129.html (дата обращения: 20.02.2022).
Профилактика возникновения плесени и методы борьбы с плесенью [Электронный ресурс] – URL: http://13.rospotrebnadzor.ru/content/profilaktika-vozniknoveniya-pleseni-i-metody-borby-s-plesenyu (дата обращения: 26.02.2022).
Факты о плесени [Электронный ресурс] – URL: https://интересный.com/fakty-o-pleseni/ (дата обращения: 25.02.2022).
Что такое плесень [Электронный ресурс] – URL: https://microbak.ru/obshhaya-xarakteristika-mikrobov/gribi/chto-takoe-plesen.html (дата обращения: 20.02.2022).
Шесть интересных фактов о плесени [Электронный ресурс] – URL: https://cemicvet.mediasole.ru/shest_interesnyh_faktov_o_pleseni (дата обращения: 25.02.2022).
1 Плесень – древнейший организм планеты [Электронный ресурс] – URL: https://www.abcfact.ru/7129.html (дата обращения: 20.02.2022).
2 Что такое плесень [Электронный ресурс] – URL: https://microbak.ru/obshhaya-xarakteristika-mikrobov/gribi/chto-takoe-plesen.html (дата обращения: 20.02.2022).
3 Факты о плесени [Электронный ресурс] - URL: https://интересный.com/fakty-o-pleseni/ (дата обращения: 25.02.2022).
4 Крупнейшие учёные и научные достижения // Журнал «Как устроено тело человека». Выпуск 50.
5 Шесть интересных фактов о плесени [Электронный ресурс] – URL: https://cemicvet.mediasole.ru/shest_interesnyh_faktov_o_pleseni (дата обращения: 25.02.2022).
6 Влияние фитонцидов пряных растений на рост и развитие плесневых грибов [Электронный ресурс] – URL: https://school-science.ru/4/1/1393 (дата обращения: 24.02.2022).
7 Профилактика возникновения плесени и методы борьбы с плесенью [Электронный ресурс] – URL: http://13.rospotrebnadzor.ru/content/profilaktika-vozniknoveniya-pleseni-i-metody-borby-s-plesenyu (дата обращения: 26.02.2022).
8 Грищенко Г.А. Искусственный интеллект в государственном управлении // Российский юридический журнал. 2018. № 6 (123). С. 27-31.