Цель данной исследовательской работы: изучить историю возникновения денег в России.
Деньги. Золотые, серебряные, бумажные. Деньги нужны каждый день. Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Наличие денег делает человека уверенным в дне сегодняшнем. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Придуманы они не нами, но нам и нашим потомкам придется иметь с ними дело. Это определяет актуальность исследования.
Объект исследования - деньги
Предмет исследования – история российских денег
Гипотеза исследования – предположим, возможно ли при изучении истории денег расширить свои знания в истории страны.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников, опрос, беседа, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Практическая ценность исследования: материалы исследования могут быть использованы как информационно - справочный материал на уроках окружающего мира, финансовой грамотности, экономики, а также для проведения классных часов и внеурочных мероприятий.
Результатом проведения исследовательской работы стало достижение поставленной цели: в ходе исследования изучена история российских денег от их появления до сегодняшнего дня, установлены факты, как появились деньги, какими они были в разные периоды истории нашей страны.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 4
Основная часть
1. История появления денег ………………………………………………........4-5
1.1 Что такое деньги? …………………………………………………………. 4-5
1.2 Предпосылки возникновения денег. Самые первые деньги……………….5
2. Появление металлических денег на Руси ………………………………….6-7
3. Бумажные деньги России……………………………………………………...7
4. Современные деньги ………………………………………………………...7-8
5.Анкетирование одноклассников и их родителей «История денег
и семейный бюджет» …………………………………………………………..8-9
Заключение ………………………………………………………………………9
Список используемых источников ………………………………………… 10
Приложения …………………………………………………………………11-12
Введение
Каждый из нас практически ежедневно имеет дело с деньгами. И хотя народная мудрость гласит, что «не в деньгах счастье», тем не менее, «универсальный эквивалент» испокон веков тревожит умы человечества.
Деньги. Золотые, серебряные, бумажные. Деньги нужны каждый день. Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Наличие денег делает человека уверенным в дне сегодняшнем. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Придуманы они не нами, но нам и нашим потомкам придется иметь с ними дело. Это определяет актуальность моего исследования.
С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Беря в руки денежные купюры, я обращала внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения. От своих родителей я узнала, что деньги были не всегда такими. Они изменили размер, цвет, рисунки. Все это связано с изменениями в истории нашей страны. А если сравнить денежные купюры разных времен, можно ли узнать об этих изменениях? Я решила проследить историю возникновения и развития денег нашего государства, найти интересные факты о российских деньгах.
Цель исследования: изучить историю возникновения денег в России.
Задачи исследования:
-изучить литературу по данному вопросу;
-проанализировать материалы Интернет-ресурсов;
-выяснить предпосылки появления денег;
-проследить историю возникновения денег на Руси;
-рассказать о своей работе одноклассникам
Гипотеза исследования: предположим, возможно ли при изучении истории денег расширить свои знания в истории страны?
Объект исследования: деньги
Предмет исследования: история российских денег
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников, опрос, беседа, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы как информационно - справочный материал на уроках окружающего мира, финансовой грамотности, экономики, а также для проведения классных часов и внеурочных мероприятий.
Основная часть
История появления денег
Что такое деньги?
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение деньгам: «Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений».
Иллюстрированный энциклопедический словарь «Терра – Лексикон» даёт понятие о том, что денежные знаки - это представители денег, принятые к обращению. В качестве денежных знаков выступают банковские билеты, разменные монеты и другие знаки стоимости.
Деньги являются разрешенным государством и законом средством обмена. Они принимаются в обмен на товары и услуги, могут быть использованы для накопления богатства для использования в будущем. Тема денег волнует огромное количество людей. Однако далеко не все стремятся разобраться подробно, что это такое и каковы их особенности. При этом деньги являются основополагающим понятием в финансовой экономике.
Таким образом, я сделала вывод: сущность денег в том, что их принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена. Люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, а затем обменивают эти деньги на те товары и услуги, которые им необходимы. При этом большинство желает иметь его как можно больших количествах.
Предпосылки возникновения денег. Самые первые деньги.
Много тысяч лет назад, люди обходились без денег. Они были не нужны, потому что ничего не нужно было покупать. Люди брали у природы всё необходимое: охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья. А также обменивались друг с другом различными предметами. Это значило, что если древний человек хотел купить то, что не мог произвести сам, то он должен был найти человека, у которого был соответствующий товар. Так возник взаимовыгодный обмен - бартер.
Происхождение денег связано с 7 - 8 тысячелетием до нашей эры, когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались: скот, сигары, раковины, камни, куски металла.
На Руси, как и повсюду, вначале деньгами при обмене служили скот или шкуры животных, например, белки, соболя, куницы и другой «мягкой рухляди», как называли тогда меха. В русских письменных источниках, содержатся следующие наименования денежных единиц: скот, куна, резана, ногата, векша, бела и гривна. Знакомы были Руси и раковины каури. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом.
Некогда один мудрец сказал, что деньги - это дорога, по которой катится колесо торговли. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтоб они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности. Таким образом, делаем вывод: чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Так началась история возникновения и развития денег.
Появление металлических денег на Руси
Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. В результате средствами платежа стали слитки (гривны) или кольца (шейные гривны) из золота, серебра или меди, что приводило к большим неудобствам в торговых расчетах. Слитки приходилось взвешивать, делить на более мелкие. Гривна – серебряный слиток весом 170 – 200 г.
Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса. Гривну рубили на части – отсюда название «рубль». Из тех времен пришло высказывание: «Гнаться за длинным рублем». Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины.
Свои монеты на Руси стали чеканить с конца X века. Это были златники и сребреники. На них изображался великий князь Киевский и трезубец — родовой знак князей Рюриковичей.
Главной монетой на Руси была копейка - серебряная монета весом 0,7г с изображением всадника с копьем. Копейка по тому времени была слишком крупна достоинством. Курица стоила копейку, пуд масла- 60 копеек, теленок – рубль, воз огурцов – копейка, одну копейку в день получал за свою работу плотник, за 3 копейки можно было купить крестьянскую избу.
Полкопейки назывались деньга. Алтын - три копейки. Грош – две копейки. Гривенник- десять копеек, а также полтина и рубль существовали только в качестве счетных единиц. Самая мелкая монета в России называлась полушка (полу-деньга). Данная монета признана самой маленькой по весу и номиналу монетой во всем мире: ее вес составлял 0,17 г., а номинал – всего лишь четверть копейки. Эти мелкие деньги прятали за щеку. Самой же крупной монетой в России был медный рубль, выпущенный в 18 веке при Екатерине I. Он весил 1кг 636 г.
При Петре I начался выпуск золотой монеты. В 18 веке распространённой золотой монетой стал червонец (3 рубля). В то время ни в одной стране мира монета не приравнивалась к 100 монетам. Первопроходцем в этом стала именно Россия, когда в 1704 году 1 рубль был приравнен к 100 копейкам.
При Елизавете Петровне была выпущена новая золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом. Был и полуимпериал - монета в 5 рублей.
Со временем применение монет в качестве платежных средств становилось все более неудобным. Так, например, в истории известен следующий факт. В 1748 году Михаилу Васильевичу Ломоносову за его заслуги перед Отечеством была присуждена премия в размере 2000 рублей, которую ему выдали медными монетами. Чтобы довезти премию, которая весила почти тонну, до дома, Ломоносов был вынужден нанять несколько рабочих и погрузить ее в несколько телег.
До конца XIX века денежная система России почти не изменялась. К концу XIX века Россия, как и другие страны, ввела в обращение золотые деньги. Основной денежной единицей считался рубль. Он содержал 17,424 доли чистого золота. Но это был "условный рубль", золотой рублевой монеты не существовало. Чеканились империал, десятирублевая монета и пятирублевая. Из серебра делали рублевую монету, 50, 25, 20, 15, 10 копеек. Разменная монета по 5, 3, 2 и 1 копейке делалась из меди.
Следовательно, можно сделать вывод, что до X в. Россия не имела своих монет. Только с X в. появляются попытки чеканки собственных металлических денег, которые были представлены монетами разного достоинства. Они делались из серебра, золота и меди. Расцвет чеканных монет приходится на эпоху правления Петра I.
Бумажные деньги России
Российским бумажным деньгам более 250 лет. Их выпускали с разрешения царей российские банки, они назывались банкнотами. За это время названий бумажных денег сменилось немало, и они продолжают меняться.
Первые бумажные деньги в России появились в 1769 г при Екатерине II. Их название «ассигнации» происходит от латинского «назначать, вводить в обращение». Самые первые российские ассигнации хозяйственная Екатерина приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые таким необычным образом обрели вторую жизнь в новом благородном виде. Императрица Екатерина II впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей, ласково называемые «Катенька».
У населения бумажные деньги на первых порах пользовались большой популярностью. Они имели большое преимущество при переводах и транспортировке.
В середине 1917 года появились новые деньги. Это были керенки, сделанные на плохой бумаге, без номеров и подписей. Их выпускали неразрезанными листами, величиной с газету. Их легко можно было подделать, и в стране появилось множество фальшивых денег.
В 1922 году советское правительство выпустило особые банковские билеты - "червонцы". Один червонец равнялся десяти золотым рублям царского периода. Это была твердая, устойчивая валюта.
В 1924 году наступил конец пагубной пестроте. Вышли единые для всего СССР государственные казначейские билеты. Но главное, рубль решено было исчислять в золоте. Рубль обрел полную силу. Выросла его покупательная способность.
Таким образом, делаем вывод: происходили изменения во внешнем виде бумажных и металлических рублей, однако они уже были исключительно косметического характера и были направлены на укрепление и защищенность рубля.
Современные деньги
С распадом СССР в России начался процесс создания национальной валюты. Потребовалось еще несколько денежных реформ в 1993,1998 годах для того, чтобы российский рубль предстал в своем современном виде. Были заменены отдельные купюры банковских билетов, выпущены в обращение купюры более высокого достоинства, появились национальные бумажные денежные знаки, изменены символика, художественное оформление и техника изготовления бумажных денежных знаков. Но деньги не потеряли своей основной функции.
Бумажные деньги на сегодняшнем этапе развития человечества уже не занимают лидирующее место, им на смену приходят более удобные и современные деньги. Это банковские карточки, или ''пластиковые деньги''. Они представляют собой небольшой пластиковый прямоугольник с различными символами и защитными средствами. На карточке имеется специальная магнитная полоса, где зашифрован номер и образец подписи клиента. С помощью такого прямоугольника можно рассчитываться в магазине или получать зарплату. В наше время банковскими карточками никого не удивишь.
В период пандемии Covid-19 россияне стали активно пользоваться бесконтактными средствами платежа. Так как денежные купюры и пластиковые карты могут быть переносчиками вирусов и бактерий, была введена система быстрых платежей, позволяющая людям совершать мгновенные переводы по номеру карты или мобильного телефона в любой банк.
Вывод: появление персональных компьютеров в жизни людей повлекло за собой создание новых денежных форм, а с появлением Интернета - нового вида денег – электронных.
Анкетирование одноклассников и их родителей «История денег и семейный бюджет»
В ходе моего исследования я провела анкетирование среди одноклассников и их родителей. Мне было интересно узнать, хранятся ли в семьях деньги старого образца, как родители относятся к использованию банковских пластиковых карт, участвуют ли дети в планировании семейного бюджета, получают ли они карманные деньги. И в заключение анкеты я попросила вспомнить взрослых и детей пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречается слово «деньги».
Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.
Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм (Приложение 2). Проанализировав диаграммы, можно сделать следующие выводы:
Большая часть моих одноклассников (88%) получают от родителей карманные деньги. В основном это вознаграждение за хорошую учебу и выполненную работу по дому (46%). Третья часть опрошенных ребят тратит деньги на покупку сладостей и прочих «вкусняшек» в магазине или школьном буфете.
Огорчает тот факт, что совершать самостоятельные покупки в магазине родители доверяют лишь нескольким моим одноклассникам (3% опрошенных). Также только треть родителей обсуждает с детьми семейный бюджет. Наверное, еще не слишком доверяют, считают нас маленькими.
Анкетирование родителей показало, что большая половина опрошенных (54%) предпочитают пользоваться банковскими пластиковыми картами и еще треть (27%) пользуются ими наравне с наличными деньгами.
Несмотря на веяния времени в семьях хранятся старые деньги (59% опрошенных). Их коллекционируют или просто хранят на память об истории нашей страны.
С помощью взрослых мы вспомнили 22 крылатых выражения о деньгах. Лидерами опроса стали пословицы: «Копейка рубль бережет» (53%), «Деньги любят счет» (16%). Этот факт говорит о том, что в каждой семье знают цену деньгам и не бросают их на ветер!
Заключение
Я очень коротко попыталась проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь мы все можем себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни.
По результатам моего исследования я узнала, как появились деньги, какими они были в разные периоды истории нашей страны. Задачи исследования были выполнены, цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.
Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.
Роль денег в истории постоянно возрастала и сейчас в современном обществе их значение очень велико. «Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка» (из учебника К. Р. Макконелла и С. Л. Брю "Экономикс", глава 13 "Деньги и банковское дело"). История денег продолжается.
Список использованных ресурсов
Голцин А. История денег в России [Электронный ресурс] https://arzamas.academy/materials/1014
Евсенков Д.В. История развития денег России [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2017/article/2017034148 (20.11.2020).
Тульев В. История денег. –ЛитРес, 2014
Тульев В. История денег России с X века до наших дней.-Изд-во Эксмо, 2014
«Я познаю мир» Детская энциклопедия: Экономика/ Авт.-сост. Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. –М.: ООО «Издательство АСТ», Олимп, 1996
Приложения
Приложение 1.
Вопросы для анкетирования
1.Даете ли вы детям карманные деньги? (для родителей)
2.По какому поводу дети получают деньги?
3.Хранятся ли в вашей семье старые деньги?
4.С какой целью вы храните старые деньги?
5.Обсуждаете ли вы с детьми семейный бюджет? (для родителей)
6.Какими деньгами вы чаще пользуетесь, наличными или банковской пластиковой картой? (для родителей)
7.Вспомните, какие пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом «деньги» вы знаете?
Приложение 2.
Результаты анкетирования