За глазами глаз да глаз!

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

За глазами глаз да глаз!

Хатова Л.Р. 1
1МБОУ Гимназия № 6 г. Муром
Королева А.А. 1
1МБОУ Гимназия № 6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек воспринимает окружающий его мир с помощью органов зрения, слуха, осязания, обоняния. Наиболее важным в познании окружающего является зрение. Чтобы зрение сохранилось, надо беречь его с детства и до глубокой старости. Особенно важно заботиться о сохранении зрения у школьников, потому что именно в этом возрасте нередко возникают расстройства, остающиеся на всю жизнь.

Человеческий глаз – второй по сложности орган в нешем теле после мозга. С помощью зрения мы получаем 90% информации из окружающего нас мира, таким образом формируя понятие человека о тех или иных предметах и явлениях. Зрение дает человеку возможность ориентироваться в пространстве, любоваться красотой природы, читать учебники и книги, рассматривать картины, карты, смотреть кинофильмы и телепередачи, развиваться и получать качественно информацию. Все виды трудовой деятельности связаны со зрением. Одним словом – зрение позволяет человеку быть физически полноценным!

Для меня и для миллионов людей планеты тема зрения очень актуальна. Я сама столкнулась с ухудшением зрения во втором классе. Год назад мне поставили диагноз миопия (близорукость) – это дефект зрения, при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо (размыто).

В настоящее время всё больше людей (и особенно детей школьного возраста) страдают от ухудшения зрения, способность четко видеть утрачивается. И если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю.

Как помочь ребенку не «посадить» глаза в самом уязвимом возрасте? Что делать, если диагноз все-таки поставлен? Какие еще проблемы с глазами могут подстерегать ребенка? С чем это связано и отчего происходит??? Почему так трудно сохранить наше зрение на нужном уровне?

Я решила изучить вопрос Зрения «изнутри»: для этого поищу информацию в библиотеке и сети Интернет, узнаю о строении человеческого глаза, о причинах возникновения патологий зрения и способах их коррекции, проведу исследование зрения своих одноклассников различными методами, проведу эксперимент по улучшению остроты своего зрения.

Тема моего проекта звучит так: «За глазами глаз да глаз!»

Объект исследования: зрение школьника.

Гипотеза: Я предполагаю, что если я буду делать каждый день гимнастику для глаз в течение 5-10 минут, откажусь от использования смартфона, сокращу время просмотра телевизора, буду полноценно питаться, заниматься спортом и достаточное время проводить на улице, то моё зрение будет улучшаться (или по крайней мере не ухудшится).

Цель исследования: изучение способа коррекции зрения с помощью гимнастики для глаз и его эффективности.

Задачи:

1. Познакомиться со строением человеческого глаза.

2. Выявить причины возникновения миопии и других болезней глаз.

3. Провести опыт по определению особенностей зрения моих одноклассников.

4. Провести эксперимент по восстановлению зрения в домашних условиях.

Практическая значимость данной работы заключается в исследовании возможности самостоятельного восстановления зрения, не прибегая к оперативному вмешательству. Пока учёные считают это невозможным. А вдруг я буду первой, кому это удастся!?!

Часть I. Открой глаза пошире!

Как устроен глаз, и как мы видим?

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют нашу зрительную систему.

Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение трехмерным (объемным). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения — правую и левую — головной мозг соединяет воедино (рис. 1).

Глаз человека имеет шаровидную форму, отсюда его название – глазное яблоко (рис. 2).

Снаружи оно покрыто плотной белочной оболочкой толщиной около 1 мм – склерой. К ней крепятся 6 мышц, благодаря которым двигается наш глаз.

Передняя ее часть переходит в роговицу - прозрачную линзу, имеющую куполообразную форму – она пропускает лучи внутрь глаза и преломляет их.

Через роговицу хорошо видна радужная оболочка (радужка) – по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, которые расслабляются при ярком свете, уменьшая зрачок. Таким образом, он пропускает меньше света, защищая глаз от чрезмерной яркости. Если приглушить свет, мышцы радужки сократятся – зрачок расширится. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой – значит, в ней мало пигментных клеток, если карий – много).

Передняя камера глаза – это пространство между роговицей и радужкой, заполненное внутриглазной жидкостью.

Зрачок – отверстие в радужке, через которое внутрь глаза проникает свет.

Рис.1 – Зрительная система человека Рис. 2 – Строение глаза человека

Хрусталик – «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен, может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус1», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять кривизну. Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским; если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку.

Стекловидное тело  – гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза, придающая ему форму.

Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, состоящая из нервных клеток и фоторецепторов2 (колбочки и палочки) (рис. 3).

Колбочки сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка. Бывают трех цветов: красные, зеленые и синие. Колбочки воспринимают различные цвета. Они являются аппаратом дневного зрения (их около 6 • 106).

Палочки – располагаются на периферии (по краям) сетчатки. Они воспринимают белый, черный цвет и 500 оттенков серого, ответственны за сумеречное и периферийное3 зрение, считывают форму объектов (120 • 106).

Сосудистая оболочка – выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана.

Зрительный нерв — воспринимает возбуждение и передает его в зрительную зону коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

Итак, свет от источника падает на видимый объект, отражается от него и проникает в наш глаз через роговицу, зрачок, хрусталик. Свет преломляется должным образом и попадает на заднюю стенку глаза (сетчатку). Изображение на сетчатке – перевернутое (рис. 4). Фоторецепторы сетчатки распознают световые сигналы и передают визуальную информацию в мозг через зрительный нерв. Мозг, в свою очередь, умеет правильно интерпретировать полученную информацию - он восстанавливает из перевернутого оригинальное изображение.

Рис. 3 – Колбочки и палочки сетчатки глаза Рис. 4 – Изображение на сетчатке

Почему мы хуже видим?

Отчего происходят изменения зрения у детей?

Здесь, по мнению специалистов, несколько причин.

Роспотребнадзор связывает ухудшение зрения у детей школьного возраста в первую очередь с чрезмерными зрительными нагрузками на близком расстоянии. Во-вторых, с неизбежной компьютеризацией всех современных процессов. Также отмечают такие причины, как недостаточная физическая активность, наследственность, неправильное питание и несоблюдение режима дня. Инфекционные заболевания и нарушение кровообращения вследствие проблем с позвоночником также могут привести к ухудшению зрения.

Наше зрение создавалось природой для «использования» в совершенно иных условиях, чем те, которые мы называем цивилизованными. Наш глаз приспособлен к пространству, не ограниченному какими-либо препятствиями. Сейчас же люди с самого рождения вынуждены нарушать природные законы: замкнутое пространство, а затем и телевизор, книги, компьютеры, сотовые телефоны. Человек большую часть суток проводит в помещениях с искусственным освещением, которое никогда не сможет заменить естественного солнечного света. От этого не вырабатываются необходимые вещества в нашем организме и не запускаются «правильные» химические реакции.

Болезни и глаз и их причины

Самыми частыми отклонениями зрения у детей являются: близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Близорукость

В норме луч света фокусируется на сетчатке глаза (рис. 5).

Близорукость (миопия) – это дефект зрения, при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо. Этот дефект заключается в том, что из-за неправильного преломления луча света изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней (рис. 6).

При этом ребенок начинает прищуриваться при попытке сфокусироваться на отдаленных объектах, быстро утомляется, хуже видит в темноте, могут возникать боли в глазнице, жжение, сухость глаз, головная боль, «мушки».

Рис. 5 – Нормальный здоровый глаз Рис. 6 – Глаз при близорукости

Близорукость может быть трех видов:

Ложная близорукость – возникать из-за спазма ресничной мышцы; после своевременной терапии зрение может нормализоваться;

Рефракционная близорукость – ее причина кроется в некорректной работе оптической системы глаза из-за измененной формы роговицы.

Осевая близорукость – заболевание возникает из-за увеличения длины глаза, когда лучи света не достигают сетчатки.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) — это дефект зрения, при котором лучше видно расположенные вдали объекты, а близко расположенные объекты видно плохо. При этом изображение фокусируется не на сетчатке, а позади неё (рис. 7).

Рис. 7 – Глаз при дальнозоркости (справа)

Причиной дальнозоркости этой формы может послужить не только малый размер глазного яблока, но и слабая врождённая преломляющая сила хрусталика или роговицы.

Астигматизм

Астигматизм – это нарушение зрения, вызванное измененной формой роговицы, хрусталика или самого глаза. Из-за этого глаз воспринимает получаемое изображение в искаженном виде. При астигматизме в глазу одновременно существует два (и более) оптических фокуса, причем ни один не расположен на сетчатке глаза (рис. 9). Астигматизм часто сочетается с близорукостью или дальнозоркостью, либо двумя проблемами сразу. 

Рис. 9 – Глаз при астигматизме

Косоглазие

Косоглазие – это нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо. Оно характеризуется несогласованной деятельностью глазных мышц (рис. 10).

В норме оба глаза фокусируются в одной определенной точке, после чего в мозг поступает картинка с каждого глаза и создается некий объемный образ (бинокулярное изображение) (рис. 11).

Рис. 10 – Зрение при косоглазии Рис. 11 – Бинокулярное изображение

При косоглазии слияния не происходит, и центральная нервная система, чтобы защититься от двоения, исключает изображение, получаемое косящим глазом.

Методы лечения заболеваний глаз

На сегодняшний день существует несколько методов коррекции дефектов зрения:

Назначение очков, дневных или ночных контактных линз.

Лечение витаминными и лекарственными препаратами.

Физиотерапевтическое лечение: лазеротерапия, электрофорез, массаж, электростимуляция.

Лазерная хирургия.

Выполнение комплекса упражнений для глаз.

Но также не стоит забывать о том, что предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Поэтому все рекомендации я свела в памятку в Приложении 1.

Часть II. О, эти удивительные глаза!

На какие фокусы способен наш глаз?

Человеческий организм – очень сложная и в то же время удивительная система. Есть некоторые особенности нашего зрения, которые, на первый взгляд, кажутся необъяснимыми. Проведем три интересных эксперимента.

Опыт Соколова с "дырой в ладони" (рис. 12). Делаем трубку (можно выполнить из любых подручных материалов) и приставляем к одному глазу. Через неё человек смотрит вдаль одним глазом, а затем к ней прикладывает ладонь со стороны незакрытого глаза. При нормальном зрении из-за наложения картинки создается эффект "дырки" в середине ладони. Через неё должно просматриваться изображение, которое на самом деле видно через трубку.

Рис. 12 – Опыт Соколова с «дырой в ладони»

Так происходит потому, что наше зрение бинокулярное – мы видим одновременно двумя глазами. Мозг объединяет изображения, полученные с каждого органа зрения, в одно целое объемное изображение.

Опыт «Слепое пятно» (рис. 13). Прикройте правый глаз ладонью. Левым глазом посмотрите на крест справа. Отметьте для себя, что боковым зрением вы продолжаете видеть точку слева. Не отрывая взгляд от крестика, начинайте медленно приближать или отдалять рисунок от своего лица. В определённый момент вы заметите, что точка слева исчезла.

Рис. 13 – Опыт «Слепое пятно» Рис. 14 – Область слепого пятна внутри глаза

Так проявляет себя физиологический феномен под названием слепое пятно, который прячет от нас кусок действительности.

Внутренняя оболочка глаза (сетчатка) содержит миллионы фоторецепторов. Нервные волокна, по которым эти фоточувствительные клетки передают сигналы, тянутся поверх сетчатки. В определённой области глазного дна они собираются вместе и формируют зрительный нерв, который непосредственно связан с мозгом. Нерв проходит сквозь сетчатку, как бы разрывает её. В месте разрыва образуется слепое пятно.

3. Особенность «Доминирующий глаз».

У каждого человека есть доминирующий глаз, который имеет более широкую область обзора. У 80% людей в мире доминирующий глаз правый. Возьмите карандаш или ручку и прицельтесь в какой-либо предмет не прищуриваясь (можно использовать палец). Затем ассистент или доктор прикрывают испытуемому поочередно правый и левый глаз. Какой глаз будет лучше нацелен, тот доминирующий.

Проверим зрение сами.

Когда мне доктор прописал очки, поначалу мне было страшно, что надо мной будут смеяться ребята. Ведь никто из моего класса не носил очки. Неужели только у меня зрение испортилось?

Но мои опасения были напрасными. Меня все поддержали. Наша учительница и некоторые ребята даже сделали мне комплимент, что очки мне очень идут.

Когда я была у офтальмолога4 (рис. 15), доктор проверял моё зрение по специальной таблице с разными буквами. Это таблица Сивцева (рис.16). Она служит для проверки остроты зрения у читающих школьников и взрослых.

Таблица названа в честь Д.А. Сивцева, советского офтальмолога (1875-1940), который разработал её в 1925 году. В этой таблице содержатся строки печатных букв (всего 12 строк + 3 дополнительных), размер букв уменьшается от строки к строке в направлении сверху вниз. Слева каждой строки указано расстояние D (в метрах), с которого их должен видеть человек с нормальным зрением (50,0 метров для верхнего ряда; 2,5 метра – для нижнего). Справа каждой строки указана величина V (в условных единицах) – это острота зрения при чтении с расстояния 5 метров (0,1 – если глаз видит только верхний ряд; 2,0 – если виден нижний ряд). Нормальное зрение (1,0) – когда человек видит каждым глазом с расстояния 5 метров десятую строку.

Рис. 15 – Я на приёме у офтальмолога Рис. 16 – Таблица Сивцева

И мне стало интересно, ведь мы сами в классе можем проверить зрение друг друга при помощи этой таблицы. Также на просторах интернета я нашла много других способов проверить зрение в условиях школьного класса.

Я подготовила опросник для ребят (Приложение 2) и приложение к нему с пояснениями и картинками (Приложение 3). Раздала ребятам каждому бланки с вопросами и пояснениями. Всего был опрошен 21 ученик.

И подведя итоги, могу сказать, что проблемы со зрением есть у многих ребят из нашего класса. Так, например, острота зрения снижена у 52 % ребят, а 67 % учеников стоит показаться офтальмологу. При этом даже при хороших показателях остроты зрения у многих ребят наблюдаются симптомы астигматизма. Поэтому я бы рекомендовала каждому ученику хотя бы раз в год проходить медицинский осмотр у офтальмолога и ограничить время провождения в смартфоне. Всю информацию я свела в диаграмму в Приложении 3.

Относительно последнего теста на определение близорукости или дальнозоркости могу точно сказать, что он некорректно работает. У меня подтвержденная близорукость, а тест говорит о том, что, скорее всего, я страдаю дальнозоркостью. Возможно, всему виной цветопередача монитора и принтера. Но, тем не менее, советовать дуохромный тест на определение близорукости/дальнозоркости я никому не буду.

Будем в порядке – все на зарядку!

Изучив информацию о строении глаза, причинах появления миопии (близорукости), способах ее лечения, самым простым и безопасным методом мне показалась гимнастика для глаз.

Основоположником гимнастики для глаз является Уильям Бейтс (известный американский офтальмолог, родившийся 23 декабря 1860 года). Существовавшие на тот момент методы восстановления зрения казались ему неэффективными. На основе своих наблюдений и ряда исследований Бейтс сделал вывод, что за остроту зрения отвечают шесть глазных мышц (рис. 17). Они способны менять форму глаза и регулировать фокусировку.

Бейтс сделал вывод: близорукость возникает из-за длительного напряжения поперечных (косых) мышц; дальнозоркость – из-за напряжения продольных (прямых) мышц. Соответственно, близорукий человек может восстановить зрение через укрепление продольных мышц и расслабление поперечных. При дальнозоркости, напротив, необходимо укреплять поперечные мышцы и расслаблять продольные.

Глазное яблоко в правильном положении удерживают косые (поперечные) и прямые (продольные) мышцы. Первые, которые находятся сверху и снизу, сжимают глаз и придают ему форму овала. У близоруких они находятся в постоянном напряжении. Если их расслабить, то зрение улучшится, так как изображение переместится ближе к центральной точке сетчатки.

В начале и по окончанию комплекса упражнений для восстановления зрения рекомендуется делать пальминг (рис. 18). Это способ расслабить глаза (закрыть глаза ладонями, сцепить пальцы на переносице, расслабиться и представить что-нибудь приятное). Время выполнения 5–10 минут.

Рис. 17 – Шесть глазодвигательных мышц Рис. 18 - Пальминг

На основе всех полученных знаний я сформировала свой комплекс упражнений, который комфортен для моих глаз:

Пальминг в течение 1 минуты (можно также помассировать глаза чистыми руками).

Крепко зажмуриться и широко раскрыть глаза (1 мин).

Моргание глазами – 30 сек – 1 мин.

Находим точку на расстоянии 3-5 метров и не отрывая глаз поворачиваем голову влево, а потом вправо, вверх – вниз (по 30 сек).

Двигаем глазами вверх – вниз (голову не поворачиваем) 30 сек.

Глаза влево – вправо 30 сек.

Глаза двигаются по диагонали (по 30 сек).

Если глаза устали, можно снова поморгать.

Теперь приступаю к круговым вращениям глазами: вправо 30 сек и влево 30 сек.

Рисуем глазами крупные фигуры, цифры (как вам нравится): восьмерки, треугольники, квадраты, зигзаги, спирали…

Поморгаем 1-2 минуты, можно просто закрыть глаза.

Теперь переводим фокус с ближнего предмета на дальний и обратно. Я делаю так: встаю перед окном, ставлю палец в 20 см перед глазами. Сначала фокусируюсь на кончике носа (5 сек), затем на пальце (5 сек), потом смотрю на точку вдали (тоже 5 секунд), и обратно. Итак, последовательность такая: нос – палец – дальняя точка – палец – нос.

Приставить указательный палец правой руки к кончику носа. Смотреть на кончик пальца. С полным вдохом удалять палец от носа как можно дальше (на расстояние остроты взгляда). С выдохом возвратить палец обратно.

Палец приставить к области межбровья, зафиксировать взгляд на кончике, не моргать. С полным вдохом удалять палец как можно дальше (на расстояние остроты взгляда). С выдохом возвратить палец обратно.

Повторить упражнения 5 – 10 с закрытыми глазами.

Пальминг (1-2 мин).

Систематическое выполнение указанных упражнений позволяет повысить кровообращение и восстановить нормальный тонус глазных мышц, что даст возможность полностью отказаться от использования очков или контактных линз.

Я разработала плакат со своими упражнениями для глаз (Приложение 5). Хочу повесить его в классе, чтобы мы учительницей и ребятами делали небольшие перерывы с пользой для наших глазок.

Заключение

Итак, я на протяжении пяти месяцев каждый день занималась зарядкой для глаз по 3 - 10 минут. Я полностью отказалась от использования смартфона и ограничила время просмотра телевизора. Я старалась в день гулять на улице хотя бы 40 минут. Я старалась правильно и полноценно питаться: я ела фрукты и овощи, суп, яйца, рыбу, морковку. Я 3 раза в неделю занималась танцами, а дома активно тренировалась на «Шведской» стенке, ходила в бассейн, каталась на лыжах и на коньках. И после такого эксперимента я снова пошла к офтальмологу проверить моё зрение. Доктор сказала, что моё зрение не ухудшилось. И я этому очень рада. Я вижу положительные изменения в состоянии своих глаз: они не так стали уставать, иногда я могу долго находиться без очков и нормально при этом видеть. Я уверена, что если буду продолжать идти в выбранном направлении и регулярно делать зарядку для глаз, то смогу сохранить свое зрение надолго, а возможно, и улучшить его до 100%.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что мой эксперимент удался, я на себе проверила эффективность гимнастики для глаз, она действительно помогает расслабить и укрепить мышцы наших глаз. Также мой эксперимент показал, что можно в домашних условиях при помощи простых тестов определить, есть ли у вас какие-либо изменения в зрительных органах.

Я считаю, что проблема ухудшения зрения очень актуальна в современном мире, особенно у детей школьного возраста. И хочется донести до всех ребят, как важно следить за своим здоровьем: полноценно питаться, вести активный образ жизни, много находиться на улице, регулярно выполнять гимнастику для глаз, а также делать перерывы в работе каждые 20 минут. И тогда ваши глазки скажут вам «Спасибо».

Я довольна полученным результатом. А я не собираюсь останавливаться на этом. Буду продолжать изучать тему восстановления зрения и пользоваться этими техниками. И я уверена, у меня всё получится!

Список используемой литературы

Демидов, В. Е. Как мы видим то, что видим. / В.Е. Демидов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). – 240 с.

Дубовская, Л. А. Глазные болезни. / Л. А. Дубовская – М.: Медицина, 1986. – 240 с.

 Макунин, Д. Как проверить зеницу ока? / Дмитрий Макунин // Будь здоров!. - 2007. - N 6. - С. 22-25.

Махлин, Е. Смотри в оба. / Евгений Махлин // Маруся. – Минск: Ураджай, 2003. – С. 12 – 13.

Список использованных источников информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://prozrenie-nn.ru/info/articles/eyeschild/

https://www.mntk.ru/patients/children-treatment/eye_structure

https://optic-center.ru/articles/stroenie-glaza-cheloveka

https://itest.kz/ru/ent/biologiya/8-klass/lecture/organy-chuvstv-stroenie-glaza-blizorukost-i-dalnozorkost

https://personaclinic.ru/health/anatomiya-glaza/

http://89.rospotrebnadzor.ru/press/release/95921

https://msk.excimerclinic.ru/long-sight

https://bogolubov.center/astigmatizm

https://www.youtube.com/watch?v=ZoGMtl27uoo&list=PLyWFYZui2p1F7hctJy5bFJBFAH83SyNVh&index=12

https://docdeti.ru/baza-znaniy/zrenie-shkolnikov/

https://www.lensmaster.ru/articles/neobychnye-i-interesnye-fakty-o-chelovecheskom-zrenii.html

https://msk.excimerclinic.ru/eye-tests/

https://okocentr.ru/science/dictionary/binokulyarnoe-zrenie/

https://www.ochkov.net/informaciya/stati/rasslablyayushhie-kapli-dlya-glaz-pri-blizorukosti.htm

Приложение 1 – Памятка «Заботимся о глазках»

1. Необходимо создать удобное рабочее место: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, комната должна быть хорошо освещена (лучше, чтобы свет падал слева, тогда на тетради и книге не будет теней от пишущей руки). Наилучшее освещение создает дневной свет.

2. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 33 см. Важно делать перерывы каждые 20 минут после чтения на 2-3 минуты для отдыха глаз, достаточно просто посмотреть вдаль, в окно, закрыть глаза, поморгать.

3. Ограничьте время просмотра телевизора до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами в течение 5-10 минут, а игры в компьютер - до 15 – 30 минут в день. Расстояние от экрана монитора до глаз должно быть не менее 50 см (монитор - чуть выше уровня глаз).

4. Добавим спорт в жизнь ребенка: плавание, теннис, танцы, лыжи и т.д. – всё это поможет держать позвоночник здоровым и обеспечит хорошее кровоснабжение глазам и другим органам.

5. Соблюдаем правильную осанку;

6. Прогулки на открытом воздухе в течение 1-2 часов (в любое время года).

7. Соблюдаем режим дня: вовремя вставать и ложиться.

8. Следим за гигиеной глаз.

9. Питаемся полноценно. Особенное внимание нужно уделить цитрусам, растительным маслам, цельнозерновым продуктам, холодноводной рыбе, овощам и фруктам, имеющим оранжевый цвет. Богаты необходимым для глаз витаминно-минеральным комплексом: морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйца.

10. Занимаемся гимнастикой для глаз хотя бы 5-10 минут в день. Целью гимнастики является снятие напряжения с глазных мышц.

Приложение 2 – Опросник для учеников

_________________________________________________________________

Фамилия Имя ученика

Начало формы

Ваш возраст:

□ Менее 6 лет

□ От 7 до 18 лет

Чувствуете ли вы усталость глаз и тяжесть в веках после работы за компьютером или длительного чтения?

Нет, это меня не беспокоит

Иногда

Да, это случается часто

3. Есть ли у вас подтвержденные врачом проблемы со зрением? Если да, то какие?

Нет

Астигматизм

Близорукость

Дальнозоркость

Косоглазие

 ___________________________________________

Делаете ли вы гимнастические упражнения для глаз?

Да

Иногда

Нет

Проверьте остроту зрения по таблице Сивцева. Запишите показания для обоих глаз.

Правый глаз _______________________________

Левый глаз_________________________________

Пройдите тест Амслера. Заполни таблицу.

Правый глаз:

Левый глаз:

□ Все линии сетки прямые и ровные

□ Все линии сетки прямые и ровные

□ Некоторые прямые линии кажутся волнистыми и изогнутыми

□ Некоторые прямые линии кажутся волнистыми и изогнутыми

□ Все квадраты сетки одинакового размера и формы

□ Все квадраты сетки одинакового размера и формы

□ Некоторые квадраты отличаются от остальных по размерам и форме

□ Некоторые квадраты отличаются от остальных по размерам и форме

□ Нет зон, где линии искажаются, затуманиваются, обесцвечиваются

□ Нет зон, где линии искажаются, затуманиваются, обесцвечиваются

□ Некоторые линии пропадают, кажутся размытыми или обесцвеченными

□ Некоторые линии пропадают, кажутся размытыми или обесцвеченными

Пройдите 1 тест на Астигматизм. Становятся ли некоторые из линий темнее, чем другие?

Правый глаз:

Левый глаз:

□ Нет

□ Нет

□ Да

□ Да

Пройдите 2 тест на Астигматизм. Линованные квадраты одинаково черные?

Правый глаз:

Левый глаз:

□ Да

□ Да

□ Нет

□ Нет

Пройдите 3 тест на Астигматизм. Заполните таблицу. Это звезда Сименса.

Правый глаз:

Левый глаз:

□ Я вижу круг, состоящий из черных и белых лучей

□ Я вижу круг, состоящий из черных и белых лучей

□ Я вижу эллипс, состоящий из черных и белых лучей

□ Я вижу эллипс, состоящий из черных и белых лучей

□ Лучи расплываются и начинают перекрываться между собой

□ Лучи расплываются и начинают перекрываться между собой

□ Я четко вижу черные и белые лучи от периферии к центру

□ Я четко вижу черные и белые лучи от периферии к центру

Пройдите дуохромный тест на определение близорукости и дальнозоркости.

Правый глаз:

Левый глаз:

□ Буквы с обеих сторон одинаковые по темноте и четкости.

□ Буквы с обеих сторон одинаковые по темноте и четкости.

□ На красном фоне символы кажутся более четкими

□ На красном фоне символы кажутся более четкими

□ На зеленом фоне символы кажутся более четкими

□ На зеленом фоне символы кажутся более четкими

Приложение 3 – Пояснения к опроснику

Задание 5 - Таблица Сивцева для проверки остроты зрения

1. Расположите лист так, чтобы 10-ая строчка (строчка над серой полосой) была на уровне глаз.

2. Расстояние между глазами и таблицей 2.5 метра (если это формат А4) или 5 метров (если 297 х 479 мм).

3. Один глаз прикройте ладонью или чем-то непрозрачным (ни в коем случае не зажмуривайте его).

4. Отметьте строчку, которую Вы видите каждым глазом по отдельности (справа от каждой строки размещено значение V, это и есть значение Вашего зрения. Например, Вы видите 4-ую строчку сверху – значит, Ваше зрение 0.4).

Для точной проверки

- Сперва определяют остроту зрения правого, затем – левого глаза.

- С первой по третью строчку ошибки делать нельзя, с четвертой по шестую – допускается 1 ошибка, с седьмой по десятую – 2 (одиннадцатая и двенадцатая строка предназначена для выявления людей с 150% и 200% зрением, либо используется при недостаточной длине кабинета).

Задание 6 – Тест Амслера

1. Наденьте очки для чтения, если вы их используете

2. Держите сетку на расстоянии около 30 см. от лица

3. Закройте один глаз ладонью

4. Сосредоточив взгляд на центральной точке, оцените остальную часть сетки.

5. Наблюдения занесите в таблицу задания 6 опросника.

В норме при выполнении теста Амслера видимое изображение должно быть одинаково на обоих глазах, линии должны быть ровные, без искажений, пятен и искривлений. При обнаружении изменений – обратитесь к врачу-офтальмологу, т. к. это может свидетельствовать о патологических процессах в центральных отделах сетчатки.

Задание 7 – Тест 1 на Астигматизм

1. Закройте один глаз, сделайте 3-5 шагов назад от изображения и посмотрите на круг.

2. Обратите внимание, не становятся ли некоторые из линий темнее, чем другие.

3. Запишите наблюдения в таблицу.

Если какие-то линии кажутся темнее или светлее других, возможно у вас астигматизм.

Задание 8 – Тест 2 на Астигматизм

1. Закройте один глаз, сделайте 3 шага назад от изображения.

2. Обратите внимание, не становятся ли некоторые из линий темнее, чем другие.

3. Запишите наблюдения в таблицу.

Если вы видите линованные квадраты одинаково черными, то, скорее всего у Вас астигматизма нет. Если же некоторые квадраты кажутся серыми, то скорее всего у вас астигматизм.

Задание 9 – Тест 3 на Астигматизм

1. Закройте один глаз, отойдите на расстояние 2,5 метра от изображения.

2. Внимательно смотрите на изображение.

3. Запишите наблюдения в таблицу.

4. Попробуйте отойти на расстояние 5 метров от изображения и снова оцените изображение.

У звезды Сименса черные лучи на белом фоне сбегаются от периферии к центру. Если четкость зрения неидеальна, то, не доходя до центра, лучи расплываются и начинают перекрываться между собой. На очень коротком участке они могут как бы слиться с фоном. Однако по мере дальнейшего продвижения к центру лучи вдруг снова оказываются четко видны. При этом изображение превращается как бы в свой негатив. На месте черного луча оказывается белый фон, а на месте белого фона - черный луч. По ходу лучей подобная инверсия может происходить несколько раз.

Люди с хорошим зрением могут наблюдать этот эффект, если поднесут картинку очень близко к глазам. На большом же расстоянии от картинки лучи для них будут сливаться в сплошную серую массу (из-за ограниченной разрешающей способности сетчатки). Если человек со стопроцентным зрением рассматривает приведенную картинку с пяти метров, то лучи начинают сливаться в точности на половине своей длины, т.е. когда до центра остается 2,5 см (при полной длине луча 5,0 см).

Звезда Сименса дает прекрасную возможность пронаблюдать, что острота зрения постоянно меняется, причем эти изменения отчасти подчиняются волевому контролю.

Если глаз астигматичен, то граница четкой видимости лучей представляет собой не окружность, а эллипс (или даже может иметь более сложную форму).

Задание 10 – Дуохромный тест на определение близорукости и дальнозоркости.

1. Если Вы пользуетесь линзами или очками для дали, тест нужно проходить в них.

2. Проведите тест для одного, а затем для другого глаза.

3. Держите изображения на расстоянии 30-40 см от глаз.

4. Оцените, одинаково ли по темноте и четкости глаз видит буквы с красной и с зеленой стороны.

5. Пометьте ответы в таблице.

При нормальном зрении глаз видит буквы с обеих сторон одинаковыми по темноте и четкости. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости; если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.

Приложение 4 – «Как видят мои одноклассники»

Диаграмма 1 – Качество зрения учеников

Диаграмма 2 – Острота зрения учеников

Приложение 5 – Упражнения для глаз от Хатовой Лилии

1Фокус - точка, в которой пересекаются первоначально параллельные лучи после прохождения через линзу.

2Фоторецепторы – светочувствительные элементы сетчатки глаза.

3Периферийное зрение - позволяет по бокам видеть предметы, выходящие из центрального обзора — места, куда направлен взгляд.

4Офтальмолог – специалист, который лечит разные патологии органов зрения.

Просмотров работы: 53