Разновидности комнатных растений и влияние окружающей среды на их развитие

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разновидности комнатных растений и влияние окружающей среды на их развитие

Кузнецова А.И. 1
1МАОУ "Гимназия № 12"
Метель Ю.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 12"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность.

Цветы – очаровательные создания природы, они украшают наши дома и сопровождают нас всю жизнь. Дома, на работе, в школе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Комнатные растения способны отфильтровать, преобразовать ядовитые вещества, улучшая воздух в помещении. Но следует помнить, что среди комнатных растений встречаются и такие, которые являются ядовитыми или способны вызвать аллергические реакции, поэтому такие растения не следует разводить в школах, дома, детских садах.

Моя мама любит комнатные растения, поэтому у нас дома очень много цветов. Цветы люблю и я, но иногда случается так, что от неправильного ухода за ними они вдруг начинают желтеть и засыхать. Я не один раз наблюдала за тем, как мама поливает растения специальными растворами, и мне стало интересно зачем. И тогда мне мама объяснила, что цветы, как и люди, тоже нуждаются в заботе, уходе и подкормке. А если цветку чего-то не хватает, то он может погибнуть.

В нашей школе очень много растений. Их много и в классах. Когда я пришла в первом классе в наш кабинет, то сразу обратила внимание, что в классе есть цветы, как и у нас дома. Но один из цветков явно нуждался в моей помощи. И я решила, во что бы то ни стало выяснить, что с ним не так. Вот поэтому и выбрала именно эту тему.

Цель, задачи и методы исследования

Цель работы: определить растения нашей гимназии и дать рекомендации по уходу за ними.

Задачи:

- используя атласы - определители выявить названия комнатных растений;

- познакомиться в интернете и в справочной литературе с особенностями растения Спатифиллума;

- провести эксперимент по пересадке комнатного растения - Спатифиллум, с учетом выбора благоприятных факторов для его развития;

- выявить уровень знаний учащихся о разновидностях комнатных растений, их роли в жизни человека и особенностях ухода за ними.

- изучить роль растений в жизни человека;

- дать рекомендации по уходу за комнатными растениями в нашей гимназии.

Методы:

- изучение и анализ литературы;

- наблюдение;

- фотографирование;

- практическая работа по пересадке растения;

-анкетирование.

Планируемые результаты работы: пополнить свои знания по биологии, дать рекомендации учащимся и учителям школы по уходу за комнатными растениями, создать памятки по уходу «Комнатные растения нашей школы»

Теоретическая часть

Многообразие комнатных растений

Комнатные растения многообразны, среди них есть небольшие растения и настоящие деревья, вьющиеся лианы и колючие кактусы, плодоносящие растения и те, цветения которых приходится ждать долгие годы.

Основные группы комнатных растений:

Декоративно-цветущие.

Это небольшая группа растений, которые выращивают исключительно для

цветения, требовательны к уходу.

Орхидеи, пеларгонии, бегонии, кливии, кринум, гиппеаструмы, цикламены, фиалки, спатифиллум, гардении и другие.

Декоративно – лиственные.

Имеют листья красивой формы либо лист - необычной яркой или пёстрой окраски. Светолюбивы, листья растений могут быть покрыты разнообразными полосками или красноватыми пятнами.

Папоротники, фикусы, филодендроны, бегонии.

Декоративно – плодовые.

Эти растения становятся оригинальным украшением, навевающим весеннее настроение в холодную погоду.

Кофейное дерево, лимон, апельсин, мандарин, перец декоративный.

Лианы.

Травянистые или одревесневающие растения с длинными побегами.

Аспарагус, пассифлора, глориоза, плющ.

Ампельные.

Растения с длинными свисающими побегами. Их название происходит от немецкого слова «ampel» – висячая ваза для цветов.

Сциндапсус, циссус, традесканция, хлорофитум, камнеломка, некоторые виды папоротника.

Эпифиты.

В природе селятся на стволах и ветвях деревьев, используя их только как опору, не паразитируют на них. Улавливают влагу из воздуха. Могут успешно расти на камнях и скалах.

Орхидеи, бромелии, многие папоротники, некоторые кактусы, эхмея, вриезия.

Пальмы и саговники.

Пальмы - вечнозелёные растения с непрерывно образующимися на вершине стебля листьями. Прекрасно смотрятся в просторных помещениях. Невероятно многообразны: могут быть древовидными или похожими на куст, с веерными или перистыми листьями, с тонким или толстым стволом. Родиной пальм являются регионы с тёплым и влажным климатом. Саговники по внешнему виду очень похожи на пальмы.

Веерные пальмы: хамеропс, ливистона, рапис, вашингтония. Перистолистные: хамедорея, ховея, финиковая пальма.

Саговнки или цикадовые: саговник поникающий, гребневидный, завитые, саговник Румпфа.

Суккуленты.

Группа растений с сочными мясистыми стеблями и листьями

Они способны накапливать влагу в тканях, обладают водоудерживающей способностью и замедленным испарением.

Кактусы, молочаи, агавы, алоэ, гастерии, каланхоэ, толстянки.

Условия и уход

Для того чтобы комнатные цветы лучше росли и радовали нас своим ухоженным внешним видом, необходимо создать для них оптимальные условия.

Некоторые цветы любят солнышко, некоторые, наоборот, начинают на нём вянуть (например, фиалки обычно притеняют), поэтому лучше изучить специальную литературу по уходу за каждым видом цветов.

Также важно следить за поддержанием оптимального уровня влажности грунта, грунт не должен пересыхать, но в то же время важно сделать хороший дренаж и не допускать загнивания корней. Почва в горшке должна быть всегда слегка влажной. Если она пересыхает, погибают молодые корни растения. Но если влаги слишком много, корни начинают подгнивать.

Нельзя поливать растения холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры.

Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой — реже.

Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.

Необходимо регулярно рыхлить почву, а также делать время от времени "душ" для цветов, ведь они не любят пыли на листьях.

Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немного просохнет. Чтобы не повредить корни, рыхлят только на поверхности и только по краю горшка.

Один раз в месяц надо протирать гладкие крупные листья влажной губкой или тряпкой. Растения с мелкими или опушёнными листьями надо опрыскивать водой.

Не забывать о необходимости своевременный пересадки, если цветочек уже "вырос" из своего вазона, то необходимо подобрать для него большую ёмкость.

Многие растения, особенно цветущие, нуждаются в дополнительной подкормке. После долгой зимы вносите правильно подобранные удобрения.

Оберегать растения от вредителей!

Значение комнатных растений

Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений — не только в создании уюта. На самом деле наши «помощники» с подоконника способны очищать в помещениях воздух от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями, лаками, аэрозолями, клеем, моющими средствами и синтетическими смолами.

Целебные и полезные свойства комнатных растений дополняет и их способность поглощать вредные для человека электрические и магнитные поля от бытовых приборов. К тому же благодаря им воздух в квартирах и в офисах наполняется тончайшими ароматами, которые мы подчас не ощущаем, но которые оказывают благотворное влияние на сердечную деятельность человека, помогают бороться с бессонницей, а также обеззараживают воздух от бактерий и вирусов.

Комнатные растения очищают и оздоравливают атмосферу в доме. И не только от пыли и вредных химических соединений, но и от грязи энергетической. Давно замечено, что в присутствии тяжёлого, скандального человека, цветы чахнут и умирают, так как не выносят криков, ссор, лжи и обид. Цветы очищают от них воздух, часто при этом погибая сами. Цветы поглощают энергию нечистых мыслей и оказывают влияние на процесс мышления и речи человека, причем это влияние весьма целенаправленно. Кроме того, по внешнему виду листа комнатного растения можно понять, от каких именно мыслей оно избавляет атмосферу. Крупные, кожистые листья очищают от длинных речей, преувеличенных сомнений, больших проблем.

Практическая часть

4.1 Исследование растений Гимназии № 12

Большую часть времени мы проводим в школе. Приятно, что, когда мы входим в нашу школу, она встречает нас не только чистотой, но и уютом, который ей придают комнатные растения. Я побывала во всех классах нашей школы и увидела, что в каждом классе есть комнатные растения. Мне приятно находиться в таких классах. Они делают школу и классы уютнее и красивее. Для их дальнейшего изучения мы сделали их фотографии.

       
       
       
   
 

4.2 Составление индивидуальных памяток ухода за растениями

Изучив атласы – определители комнатных растений по нашим фотографиям, мы изготовили индивидуальные памятки ухода за каждым растением. Памятка содержит фотографию, общую информацию о растении, способы ухода за ним (освещение, полив и опрыскивание, оптимальная температура, способы пересадки и обрезки, подкормка). Все памятки собраны в Приложении 1.

Оформленные карточки мы раздадим учителям в каждый класс, в качестве вспомогательного материала для ухода за растениями.

(Приложение № 1)

Д алее мы укрепили небольшие рекомендации по уходу за каждым растением в цветочных горшках, чтобы было удобно и наглядно. (Приложение № 5 )

34.3 Помощь растениям

Большинство комнатных растений рано или поздно нуждаются в пересадке.

Проводя осмотр всех комнатных растений гимназии и изучив условия для их жизни и развития, мы обнаружили растение, которое, по нашему мнению, наиболее нуждается в экстренной помощи. Это комнатное растение находится в нашем классе и называется Спатифиллум. Весь процесс помощи растению мы засняли на видео, которое можно посмотреть в презентации.

ДО СПУСТЯ 3 МЕСЯЦА

4.4. Рекомендации по выбору комнатных растений для классных комнат

Рассуждая на тему, какие цветы в школе будут уместны для классных комнат, нельзя руководствоваться только приятным видом растения.

Прежде чем принести цветок в класс, следует изучить информацию о цветке. При выборе растения нужно учитывать данные о важных свойствах цветов.

1.Безопасность комнатных цветов для людей.

Следует убедиться, что растение не является ядовитым, не способно вызывать аллергических реакций.

При изучении растений нашего класса мы обнаружили потенциально опасное растение -Филодендрон лазающий. Все манипуляции с данным растением необходимо проводить строго в перчатках, чтобы предотвратить ожоги кожи соком растения. (См. карточку по уходу за данным растением, приложение №1)

2. Изучить условия выращивания растений.

Если вы решили принести комнатный цветок в конкретный класс, поинтересуйтесь, на какую сторону смотрят окна кабинета, какая освещенность в классе, не создают ли тень расположенные поблизости деревья или соседние дома. Продумайте, где будет располагаться растение. Учтите, что согласно санитарным требованиям и нормам на подоконнике класса не должно размещаться ничего, что станет препятствием для естественного освещения. Значит, на подоконнике можно разместить только самые низкорослые цветы. Для остальных нужно подготовить подставки, подвесные кашпо, найти место на полках шкафа.

3.Неприхотливость растения и простота ухода за ним.

К уходу за комнатными цветами в школе часто приобщают детей. И ребята, под руководством педагога, с удовольствием поливают растения, протирают их, удаляют сухие листья. Однако нельзя не учитывать, что излишне капризные и требующие особого ухода растения не смогут получить этого в школе.

4.«Оздоравливающее» воздействие на атмосферу помещения.

Учебный класс — помещение с ежедневной наполняемостью группами детей. Причем за день таких групп сменяется несколько. Будет полезным развести такие цветы в школе, которые смогут благотворно влиять на атмосферу. В учебных кабинетах особенно ценятся растения, которые влияют на:

- снижение излучения от электромагнитных волн,

- повышение уровня влажности;

- очищение воздуха от выделяемых различными пластиками вредных веществ;

- антибактериальную обработку окружающей среды.

4.5. Анкетирование

Для того чтобы выявить, что знают ученики 1 класса гимназии о комнатных растениях и об уходе за ними, мы провели анкетирование. Для этого мы составили анкету, которая включает в себя 6 вопросов (приложение № 2).

Результаты анкетирования

В анкетировании приняли участие 22 обучающихся 1 «В» класса. Мы проанализировали ответы и получили следующие данные (приложение 3).

Я провела анализ ответов детей и могу сказать, что все дети осознают необходимость комнатных растений в классе и в школе, а также знают об основном значении комнатных растений в жизни человека.

Можно сделать вывод, что у большинства детей также дома есть комнатные растения. Для них они являются знакомым и привычным элементом интерьера, как дома, так и в школе.

Большая часть опрошенных детей умеют отличать наиболее распространенные комнатные растения от дачных, садовых, парковых. Но и не малый процент детей в силу нехватки знаний их путают. Большинство детей называют только самые распространённые растения, что говорит о недостатке знаний о видовом разнообразии комнатных растений.

Большинство детей понимают, что ухаживать за комнатными растениями необходимо, но как основной способ ухода многие озвучивают только полив. Это говорит о необходимости более глубокого изучения о правильных способах ухода за комнатным растением.

Основное количество положительных ответов на вопрос № 5 говорит о том, что в классе подобрано оптимальное количество растений.

При ответе на вопрос 6 большинство детей написали, что хотели бы посадить в классе своё растение. Это говорит о том, что эта тема среди детей актуальна, и им интересны домашние растения. Однако, анализируя ответы на вопрос, какое растение хотели бы посадить, опять же таки столкнулись с тем, что у детей мало знаний о видах домашних растений. Они часто путают комнатные растения с дачными цветами и садовыми деревьями.

Заключение и выводы

Любовь к растениям – это не просто увлечение, это ещё и возможность пополнения своих знаний о живой природе, о её проблемах.

Изучая научно-популярную литературу о комнатных растениях, мы работали по определённому плану и старались найти ответы на вопросы, которые нас интересовали. Обратили внимание на то, что одни растения светолюбивые или тенелюбивые, а другие теневыносливые. Сделали вывод о том, что на рост и развитие растений влияет правильный полив, температурный режим, своевременная пересадка и внесение удобрений.

Мы достигли своей цели – определили названия комнатных растений и разработали памятки по правильному уходу для каждого растения гимназии и нашего класса.

Растения — это не только необходимость в нашей жизни, также они помогают нам фантазировать, развивать воображение, понимать красоту.

Выводы:

Все растения нашего класса в большом количестве выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные микробы, обогащают воздух кислородом и создают благоприятную атмосферу в классе. По мнению психологов, зеленый цвет успокаивает и улучшает настроение.

Своевременная помощь растению может продлить ему жизнь.

По результатам анкеты можно смело сказать, что тема о комнатных растениях и их выращивании детям интересна, и они хотели бы знать больше. Поэтому с детьми нужно проводить как можно больше бесед и классных часов, игр, практических работ по данной теме, как в школе, так и дома.

Работа по изучению комнатных растений оказалась очень интересной, и мы решили продолжить её.

В дальнейшем мы планируем:

• пополнить коллекцию растений нашего кабинета;

• выяснить способы размножения комнатных растений и применить их на практике.

Список литературы

1. Афонькин С.Ю. Самые удивительные растения.- СПб.: БКК, 2007.

2. Энциклопедия комнатного цветоводства.

3. Набор открыток «Комнатные растения»

4. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба»

5. Ежемесячный журнал « В мире растений» 2004 год

6. Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2004 год.

7. Журнал «Комнатные растения» №39

8. Журнал «Комнатные растения» №82

9. Журнал «Мои любимые цветы» №11, 2006

10. Электронное пособие «Домашние цветы»

Ресурсы интернета

http://www.floralworld.ru/

https://komnatnie-rastenija.ru/

http://spatifyllum.ru/

http://homeflowers.ru/

Приложения

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Анкета

1.Как ты считаешь, нужны ли комнатные растения в классе?

Если да, то для чего?

_________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

__________________________________________________________________

2. Есть ли у тебя дома комнатные растения?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Какие ты знаешь комнатные растения?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Знаешь ли ты, как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Если да, то как?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Как ты считаешь, достаточно ли растений в нашем классе?

Обведи ответ: ДА / НЕТ

6.Хотел бы ты посадить свой цветок и ухаживать за ним?

Если да, то какой?

__________________________________________________________________

Приложение № 4

Результаты анкетирования в графиках

По вопросу № 1 ученики дали, следующие ответы:

100% учеников ответили, что цветы нужны в классе. 0% ответили, нет.

О роли растения в жизни человека ученики ответили следующее:

Для обогащения воздуха кислородом - 15 чел- 68%.

Для красоты - 7 чел- 32%.

По вопросу № 2 - 18 человек ответили, что у них есть комнатные растения-это 82%, и только у 4 человек нет комнатных растений, что составило 18%.

По вопросу № 3 ученики отвечали, какие комнатные растения они знают. Мы выявили 4 категории ответов детей:

14 чел - 63%- продемонстрировали знания по видовому разнообразию комнатных растений.

6 чел - 27%- указывали нехарактерные растения, для выращивания в домашних условиях: мак, тюльпан, незабудка, ромашка, лилия, ирис, помидоры, яблоня.

1 чел - 5 % продемонстрировал точные ботанические названия комнатных растений: колеус, мирт, лантана.

1 чел – 5 % из опрошенных не знают комнатных растений.

Анализ ответов первой категории учеников показал следующие знания о видовом разнообразии комнатных растений:

Роза-3 варианта ответа-

Фикус-2 варианта ответа-

Лимон-2 варианта ответа-

Кактус-17 варианта ответа -

Фиалка-8 варианта ответа -

Пальма-3 варианта ответа -

По вопросу № 4 - 15 чел - 68% ответили, что знают, как правильно ухаживать за комнатными растениями, однако 7 чел. - 32% вообще не знают правил ухода за растениями. Категорию детей, ответивших положительно, тоже можно разделить на группы:

Указывают только вариант полив- 7 чел-47%

Демонстрируют более глубокие знания об уходе, называя варианты: опрыскивание, удобрение, световой режим- 8 чел- 53%

По вопросу № 5 ответили, НЕТ - 6 чел-27%, ответили ДА – 12 чел - 54 %, затруднились ответить 4 чел- 19%

По вопросу № 6 - 3 человека-14% ответили, что не хотели бы посадить и ухаживать за своим цветком. 19 человек - 86% ответили, что хотели бы посадить комнатное растение и ухаживать за ним.

Приложение № 5

Просмотров работы: 170