Введение:
Выбор моей темы проектной работы не случаен. Мой папа – стоматолог.
К нему каждый день приходит большое количество пациентов. Он лечит различные заболевания полости рта, за что, несомненно, слышит слова благодарности от них. С детства я знакома с кабинетом зубного врача, т.к. часто заходила на работу к папе. Бывая в кабинете у папы, я невольно становилась свидетелем различного поведения пациентов на приеме. А также папа рассказывал мне интересные случаи, которые происходили в кабинете.
Очень часто родители уговаривают своих детей, просят или уже отчаявшись начинают запугивать лишь бы их чадо зашло в кабинет стоматолога и открыло рот.
Мне сейчас 7 лет. В кабинете зубного врача, как пациентке, мне приходилось бывать нечасто. Все визиты к зубному врачу - это результат многодневных уговоров. Причина этого- страх, который я испытываю перед посещением кабинета.
И вот как-то, в очередной раз, папа напомнил мне о необходимости посетить кабинет стоматолога. И что же было потом? Да, да я надеюсь, меня поймут, т.к. я знаю, что многие испытывают такие же чувства. У меня началась паника. Папа, как и прежде, уговаривал меня, и произвести необходимую санацию и лечение, но после этого случая у меня возникли вопросы: «Почему дети боятся лечить зубы?» и «Как избавиться от чувства страха перед посещением кабинета стоматолога?».
Актуальность данной темы недооценить сложно. На протяжении всей истории существования человека ему присущи те или иные чувства, в том числе и страх. Победить это чувство трудно, несмотря на то, что в современное время появилось множество новейших технологий. Я предположила, что люди боятся лечить зубы по причине сложившихся стереотипов, что лечение зубов - это больно.
Цель моей работы:
Выяснить причины, по которым дети боятся посещать кабинет стоматолога и
разработать рекомендации для пациентов перед посещением кабинета стоматолога.
Задачи:
1. Определить действительность существования такого чувства, как страх перед кабинетом зубного врача.
2. Изучить причины возникновения этого чувства.
3. Выяснить возможные способы преодоления этого чувства.
4.Побудить пациентов к формированию положительного отношения к процедурам в кабинете стоматолога.
Зуб- важный орган человека
Зуб - это орган. Не кость, не что-то еще, а именно орган. Такой же, как почки, сердце, мозг. И он выполняет свои функции. У него существуют свои, уникальные заболевания. Зуб, так же, как и любой другой орган, достаточно чутко воспринимает общие заболевания и изменение состояния организма.
У человека 32 постоянных зуба.
Зубы делятся на группы: резцы, клыки, премоляры и моляры. У взрослого человека 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров, и 12 моляров. У ребенка в молочном прикусе 8 резцов, 4 клыка, 8 моляра.
Зуб состоит из трех частей:
1.Коронки
2.Шейки
3.Корня или корней
Зубы играют важную роль в образовании речи – они служат стенками, возле которых губы, щеки и язык, двигаясь, образуют звуки. Поэтому состояние зубов влияет на чистоту речи человека. И, к тому же, зубы создают своеобразный защитный барьер между ротовой полостью и внешней средой.
По данным исследований врачей и ученых, состояние полости рта влияет на человека и физически, и морально, сказываясь на его развитии, способности получать удовольствие от жизни, внешнем виде, речи, манере жевать, вкусовых ощущениях, на его коммуникабельности и даже на ощущении социального благополучия. Плохие зубы человека могут отражаться на общем состоянии здоровья, приводить к заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта и даже к заболеваниям сердца, болезням суставов и ревматизму, нервным расстройствам.
Самый первый в мире стоматолог
Стоматолог - врач, посвящающий свои полученные знания и умения профилактике и лечению заболеваний полости рта и челюстно-лицевой области. А также, диагностирующий скрытые заболевания всего организма по проявлениям в полости рта.
Первый в мире стоматолог появился в самой древней цивилизации мира ещё 7500 лет назад в шумерской цивилизации. При раскопках в Ниппуре обнаружили клинописные таблички с рецептами лекарств для стоматологии, найдена золотая зубочистка, которую можно считать древнейшей в мире.
3000-2000 лет до н. э. Древний Египет. У мумий зубы были шинированные проволокой из золота, а челюсти просверлены при операции. В 1807г. был найден зубной протез из дерева, лежавший около мумии.
2500г. до н. э. Древний Китай. Уже известны болеутоляющие средства.
Большинство древних племен использовало травы и корни растений для снятия зубной боли. Уже в первом тысячелетии до нашей эры предки римлян, этруски, делали зубные протезы и вставляли людям зубы животных. С течением времени создавались стоматологические инструменты: специальные щипцы и свёрла. В Древнем Египте зародилась зубная гигиена, в частности, была придумана зубная паста. Древние римляне отбеливали зубы с помощью смесей, в состав которых входила мочевина. Три тысячи лет назад в Китае появились прототипы современных зубных щеток.
Продвинутое для древних времен протезирование практиковалось в Египте: 7 тысячелетий назад там делали мосты (зубной протез, который крепится на соседние здоровые зубы, при этом замещая удаленный зуб — прим. RuBaltic.Ru), закрепляя протез на золотых цепях между соседними зубами. Если человек терял все зубы, древнеегипетские дантисты могли сделать ему вставную челюсть из дерева. Такие находки делали археологи, изучая наследие египетских пирамид.
Стоматофобии и ее причины у детей
Стоматофобия (дентофобия, одонтофобия) - это патологический страх перед стоматологическим лечением, а также самой личностью врача-стоматолага и всем стоматологическим оборудованием.
При наличии стоматофобии человек испытывает чувство паники перед посещением стоматолога, находит всевозможные причины, чтобы отложить визит. Иногда доходит до того, что даже при возникновении острой боли он будет терпеть или производить лечение сподручными средствами. В результате простой кариес перерастает в более серьезные заболевания.
Причины стоматофобии (боязни стоматологического лечения) разнообразны. Например: - прошлый негативный опыт (неудачное, болезненное лечение зубов или вообще любое лечение);
- «заражение» эмоциями родителей (родители боятся лечить собственные зубы или к лечению своих зубов относятся спокойно, но очень переживают за лечение зубов ребенка);
- «заражение» эмоциями других детей (если ребенок, ожидая приема, видит плачущего сверстника, не желающего лечить зубы);
- страх неизвестности (ребенок не знает, что будет твориться там, за дверью; почему жужжит машинка и что она будет делать во рту и т.д.);
- отсутствие теплого душевного контакта с выполняющим лечение взрослым, когда стоматолог не может расположить к себе маленького пациента, настроиться на его волну.
Способы избежать детские страхи перед визитом к зубному врачу
Почему не нужно бояться стоматологов?
По интересующему нас вопросу мы проконсультировались у детского стоматолога ГБУЗ СО Самарская стоматологическая поликлиника №6 Светличкиной Екатериной Владимировной. Стоматолог сказала, что большинство пациентов кабинета стоматолога ощущают непреодолимый страх. Приходится долго уговаривать.
Я, как врач, все силы направляю на то, чтобы выполнить лечение без боли.
Современная стоматологическая служба оснащена инновационным оборудованием последнего поколения. «Стоматология без боли» – это один из приоритетов работы современной клиники.
Детский стоматолог мне сказала, что благоприятная атмосфера и располагающая обстановка клиники, уют и отсутствие запахов медикаментов, улыбки и доброжелательность персонала способны перебороть даже фобию.
А главное, сегодня в стоматологии используются методы обезболивания, которые делают комфортной даже самую сложную процедуру.
Победить уже имеющийся страх у ребенка можно с помощью нескольких рекомендаций:
Не стоит стыдить ребенка: все мы чего-то боимся, и вы сделаете только хуже, вынуждая малыша стыдиться своего страха, а не открыто говорить о нем.
Ходите к зубному регулярно, а не только тогда, когда нужно вылечить или удалить зуб. Важно посещать профилактические осмотры, ходить на чистку — пусть у малыша будут и приятные ассоциации со стоматологическим креслом.
Общайтесь с ребенком, объясняйте, куда и зачем вы отправились. Не стоит заводить его в клинику обманом — он потеряет доверие и не будет слушать ваших увещеваний в следующий раз, когда вы станете объяснять, что «это не больно».
Показывайте собственный пример: посещайте зубного сами. Выберите клинику, где можно это делать с ребенком, или просто рассказывайте о своих впечатлениях. Визит к стоматологу должен быть неотъемлемой частью жизни.
Как заставить ребенка открыть рот у стоматолога? Никак. Заставлять не нужно. Если вы скрутите плачущего малыша или будете ему угрожать, это может быть последним визитом к зубному. Малыш закатился в истерике и не успокаивается? Вы лучше отправиться домой и повторить попытку в следующий раз.
Держите ребенка за руку или расположите малыша на себе, сядьте в кресло сами. Постарайтесь найти такую клинику, где вам пойдут навстречу и отнесутся к такому пожеланию положительно.
Пообещайте награду за смелость и обязательно выполните обещание. Планируется удаление зуба? Скажите малышу, что заберете зуб с собой и положите на ночь под его подушку, а утром он обнаружит подарок от феи. Нужно пройти лечение? Запланируйте поход в магазин или заранее купите желанный подарок, передайте его врачу — он наверняка не откажется презентовать его маленькому храбрецу.
Поиграйте в стоматолога накануне. Предложите ребенку полечить плюшевого друга, используйте игровые наборы, имитирующие инструменты, дайте понять, как счастлив после лечения его пациент — теперь он может есть любимые продукты и чувствует себя отлично.
Результаты анкетирования
В анкетировании приняло участие 28 человек обучающихся 2 «Б» класса МБОУ Школы №155 г.о. Самара
В анкете было предложено ответить на 3 вопросов, а именно выбрать один вариант ответа.
Ответы были такими:
На вопрос к какому врачу обучающиеся НЕ хотели бы пойти ответили следующим образом:
Окулисту – 18%
Педиатру – 0 %
Стоматологу 82 %
Часто ли у тебя болят зубы:
Часто – 4 %
Иногда – 58 %
Никогда – 38 %
Какие чувства ты испытываешь перед приемом стоматолога:
Страх - 75%
Радость- 3%
Не испытываю никаких чувств- 22 %
По результатам анкетирования, мы выяснили: практически у всех опрошенных болели зубы, и большинство боятся посещать врача–стоматолога.
Таким образом, мы увидели, что многие дети младшего школьного возраста испытывают страх перед посещением врача – стоматолога, о безболезненном лечении зубов знают немногие.
Заключение
Мы считаем, что наша работа была полезной не только для обучающихся начальной школы, но и их родителей.
После проведённого исследования мы убедились, что, к сожалению, большинство опрошенных, не владеют необходимой информацией по данной проблеме. Это, скорее всего, связано с тем, что в нашем обществе только с недавнего времени начал пропагандироваться здоровый образ жизни. А ведь для того, чтобы интересоваться собственным здоровьем в качестве профилактики, а не тогда, когда срочно нужно лечить, необходимо с раннего детства человека насыщать информацией о собственном здоровье. Помочь в этом должны в первую очередь родители.
Тогда точно, визит к стоматологу будет без страха!
А это значит: красивая улыбка нам гарантирована!
Список используемой литературы
Киселева Е. Г. «Как сохранить зубы детей здоровыми» - Санкт-Петербург 2015 г.
https://rubaltic-ru.turbopages.org/rubaltic.ru/s/article/kultura-i-istoriya/03112017-istoriya-stomatologii-ot-plomby-vremen-paleolita-do-navigatsionnoy-implantatsii/
История стоматологии: от пломбы времен палеолита до навигационной имплантации.
http://ru.wikipedia.org/
https://www.dirklinik.ru/article/19-boyazn-stomatologov-u-detey-kak-snimat-stress-u-patsientov-i-vystraivat-rabotu-vrachey-i10