Введение
Рождение близнецов - довольно удивительное явление в жизни человека. Близнецы пробуждают у общественности не только огромный интерес, но и непонимание.
Наш третий класс Одинцовской школы № 5 необычен тем, что в нём есть мы – БЛИЗНЕЦЫ!..
Как на озере кувшинки,
Как январские снежинки,
Как на ручках рукавички,
Как два ушка, две реснички,
Как две рыбки золотые,
Как две капельки простые,
Как жемчужинки в короне,
Как царевны две на троне,
Так Викуля с Никой тоже
Удивительно похожи! 1
Нам стало интересно, почему мы похожи внешне друг на друга и, несмотря на то, что мы воспитываемся и обучаемся одинаково, мы две разные личности.
Актуальность работы заключается в том, что появление близнецов стало более частым во всем мире, поэтому исследование и наблюдение за их жизнью вызывает большой интерес у окружающих.
Проблема:
Действительно ли внешнее сходство двух сестер не влияет на их характер.
Гипотеза исследования:
близнецы, имеющие абсолютно одинаковую внешность и воспитание, могут
отличаться поведением, не совпадать чертами характера, являться уникальными и неповторимыми личностями.
Цель: изучение близнецовой пары обучающихся в МБОУ СОШ №5 .
Задачи:
- изучить родословное дерево нашей семьи и узнать были ли близнецы до нас;
- проанализировать влияние семейной наследственности на появление близнецов;
- изучить научные сведения о близнецах;
- выявить личностные особенности близнецов Виктории и Вероники;
- изучить мнение родителей и одноклассников о близнецах;
- проанализировать информацию и сделать выводы.
Объект исследования: близнецовая пара из 3 «Б» класса, Шаповаловы Виктория и Вероника, обучающаяся в МБОУ СОШ №5 г. Одинцово.
Предмет исследования: личностные и антропометрические данные близнецов.
Методы исследования:
- беседа;
- анализ литературы по теме исследования, в т. ч. источники в Интернет;
- тестирование;
- сравнение;
- наблюдение;
- опрос.
Этапы исследования:
-подготовительный этап (сбор теоретической информации по данной теме);
-основной этап (изучение научной информации о близнецах, проведение опроса родителей и одноклассников, беседа с родителями и одноклассниками, проведение тестирования близнецовой пары, оформление работы в виде презентации);
-заключительный этап (представление результатов работы).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Кто такие близнецы?
На первом этапе мы занялись поиском научной информации о близнецах.
В энциклопедическом словаре выясняем, что «Близнецы» — это два и более потомка, рожденные почти одновременно, у человека и тех млекопитающих животных, которые обычно рождают одного детеныша. Близнецы бывают однояйцевыми и разнояйцевыми.2 Близнецы, очень похожие друг на друга, называются монозиготными. А совершенно различные внешне называются дизиготными близнецами. Близнецы всегда одного пола, у них одинаковый цвет волос, глаз, форма носа и т.д. Двойняшки могут быть не похожи друг на друга и могут быть разного пола.
- Как часто рождаются близнецы?
Впервые закономерность рождения близнецов была прослежена французским биологом Д.Эллином в 1895 году и выглядит так: одна двойня приходится приблизительно на 85 родов, одна тройня – на 7.000 родов, одна четверня – на 680.000, а одна шестерня – на 4.712.000.000 родов. От чего зависят многоплодные роды, науке не до конца еще ясно.
Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этой закономерности. По наблюдениям ученых, чаще всего близнецы рождаются у чернокожих, и совсем редко – у китайцев и японцев.
Наука, занимающаяся изучением близнецов, называется гемеллология.
Вот несколько интересных фактов о близнецах:
Близнецы учатся общаться уже в мамином животике. По данным научных исследований доказано, что малыши начинают тянуться к братику (сестричке) уже в 14 недель. В 18 они уже трогают соседа больше, чем самих себя. Любопытно, что делают они это очень нежно.
Похожие, но не совсем. У однояйцевых близнецов ДНК сходна на 99,9%.
Совпадает у них излучение мозговых волн (энцефалограмма). Но они имеют разные отпечатки пальцев.
Среднее время между их появлением составляет 17 минут. Большинство рождается на 38-ой неделе. Средний вес новорожденного составляет 2,5 кг (у обычного ребенка – 3,5 кг).3
У близнецов существует свой язык. Правда, чаще всего лишь в детстве. Для этой системы общения есть научный термин — «криптофазия». Такой «понарошковый язык» может содержать не только слова или выражения, но также жесты, мимику и отдельные звуки. Расшифровать «послание» часто могут лишь сами близнецы. Существует мнение, что основу криптофазии составляют сильно искаженные слова, услышанные детьми от родителей.
25 % близнецов рождаются «зеркальными». На первый взгляд их тела идентичны, но, присмотревшись, можно увидеть родинки на разных щеках, родимые пятна на разных руках и еще кучу мелочей, которые и делают их уникальными. Если один правша, то второй обязательно будет левшой. И дело не во вредности. Иногда зеркальное расположение имеют даже органы. Это называется «транспозиция органов». 4
Также нам было интересно узнать о близнецах, известных в нашей стране.
Знаменитые близнецы:
- сёстры Толмачёвы (Анастасия и Мария) – победительницы конкурса «Евровидение-2006»;
- братья Торсуевы (Владимир и Юрий) – артисты, главные герои кинофильма «Приключения Электроника»;
- сёстры Арнтгольц (Татьяна и Ольга) – актрисы;
- сёстры Зайцевы (Елена и Татьяна) – артистки.
Все они, как две капли воды, похожи друг на друга, т.е. являются монозиготными близнецами, как и мы.
Изучив много информации о близнецах из энциклопедии и интересные факты про них, делаем вывод, что мы выбрали очень интересную тему исследования, ведь близнецы – уникальные люди. Среди них много талантливых артистов и музыкантов.
1.2 Влияние генетики на рождение близнецов.
На втором этапе мы провели исследование наследственности в своих семьях, поговорив с родителями и родственниками, наше предположение подтвердилось: да, среди наших предков по маминой линии были двойняшки (разнояйцевые близнецы)!
У нашей мамы есть брат Денис и сестра Мария. Они тоже близнецы, но разнояйцевые, т.е. двойняшки. Дядя Денис старше нашей тети на пять минут. Об этом мы знаем с раннего детства. Это так интересно! Из рассказов дяди Дениса, в детстве он любил читать художественную литературу и энциклопедии; увлеченно решал задачи по математике и физике из сборников; часто участвовал в школьных олимпиадах. Тётя Маша рассказывала, как она ходила на танцы, в ИЗО-студию; активно участвовала в праздниках школы, рисовала школьные плакаты; читала художественную литературу. Как видите, увлечения и характеры у двойняшек разные.
Таким образом, можно сказать, что наше появление определяется генетикой.
Далее, в практической части, мы с помощью одноклассников занимались изучением наших личностных особенностей.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Близнецы в жизни.
При беседе с нашими родителями выяснилось следующее: они отметили, что отношения между нами доверительные, мы поддерживаем друг друга, имеем общие интересы, не завидуем (Приложение 1). У нас есть родная старшая сестра Яна. Она не является сестрой – близнецом, однако имеет много общих с нами черт характера, сходные вкусы и приоритеты. Мы предполагаем, что все объясняется наследственностью и одинаковой средой, в которой воспитываются дети в семье. А вот что говорит мама о нас:
«Наблюдая за девочками, при всей их внешней схожести, передо мной разные личности, у них абсолютно разные характеры. Вика с Вероникой раньше любили одинаково одеваться, но сейчас уже стали проявляться личные вкусы и интересы. Частенько ссорятся, но быстро мирятся. Увлечения у них сходные: конструирование, пение, рисование. Как мама скажу, что внешне они «как две капли воды», а внутри абсолютно разные. Но для меня они одинаково любимые».
После проведения сравнительной характеристики можно сделать вывод, что несмотря на внешнюю схожесть между собой, близнецы - это две отдельные, абсолютно разные личности со своими характерами и особенностями.
Чтобы изучить общественное мнение о близнецах, мы провели опросы одноклассников. Ребятам предлагалось ответить на ряд вопросов. Тексты вопросов и ответов одноклассников и родителей в (Приложении 2). Было предложено также написать, как ребята нас отличают. Результаты были таковы: большая часть одноклассников, как, оказалось, различают нас.
Наблюдения одноклассников.
Был проведён письменный опрос «Наши близнецы. Какие они?»
Вот выдержки из того, что написали наши одноклассники:
- Ученик 1: «Вику и Веронику я отличаю по родинке на лице Виктории»;
- Ученик 2: «У девочек разный характер»;
- Ученик 3: «Девочки очень дружные и добрые».
Изучив наблюдения одноклассников, мы сделали вывод, что большинство нас различает по внешним признакам: причёска, родинка. Так же наблюдаются различия и в характерах. Благодаря общественному мнению, мы узнали, что близнецы вызывают у ребят восторг, любопытство и большой интерес.
2.2. Изучение близнецов.
Мы провели сравнительный анализ данных по росту и весу (Приложение 3).
Изучив таблицу с нашими данными при рождении и в настоящее время, мы сделали интересный вывод: Вероника при рождении была крупнее Виктории, но в дальнейшем Виктория не только догнала сестру, но и заметно перегнала ее в весе и росте.
Сравнили личностные данные.
Сравнить личностные качества нам помогли тесты: «Десять моих «Я» (Приложение 4) , «Градусник» (Приложение 5) , «Мои любимые вещи» (Приложение 6).
Мы ответили на вопросы анкеты «Десять моих «Я» » (Приложение 4). Сравнив свои ответы с ответами одноклассников о чертах нашего характера, можем отметить честность наших ответов на вопросы, объективность оценки одноклассников.
Наши ответы на данные вопросы наполовину были похожи, но некоторые отличия наблюдались. Вероника назвала себя доверчивой, хитрой, медлительной и немного жадной. Виктория наоборот указала, что она добрая, доверчивая, умная и дружелюбная. Интересными получились результаты ответов на вопросы тестов «Градусник» и «Мои любимые вещи». В первом тесте наибольшие колебания в градусах наблюдались по следующим школьным предметам: математика, технология, английский язык, физическая культура, родной язык и родная литература. Это видно на Рисунке 2 в Приложении 5. Удивили ответы на тест «Мои любимые вещи». Наши ответы совпали только дважды: мы обе любим Новый год и орхидеи.
Вывод: наши многие вкусы и интересы различаются.
Теплые и дружные отношения в нашей семье мы выразили в своих рисунках (Приложение 7) .
Заключение
Благодаря всем проведённым исследованиям, мы достигли цели и выполнили поставленные задачи, доказали, что появление близнецов в семье, как правило, обусловлено наследственными факторами. Проведя опрос среди одноклассников, стало понятно, что большинство ребят различают близнецов по внешним данным. Изучив литературу, и проведя собственное исследование, мы доказали гипотезу, что близнецы, имеющие абсолютно одинаковую внешность и воспитание, могут отличаться поведением, не совпадать чертами характера, являться уникальными и неповторимыми личностями. Близнецы – удивительные люди. Несмотря на внешние сходства и различия, между ними всегда существует невидимая связь. Исследование имеет практическую значимость, так как изучение особенностей характера, привычек и внешности близнецов может быть использовано на уроках окружающего мира и биологии, а так же в жизненных ситуациях при общении с близнецами.
Хочется закончить свою работу словами профессора, доктора медицинских наук, М.Е.Бурно: «Каждый из нас уникален душой и телом – не было телесно и духовно до меня и не будет меня после меня… Похожие, но не в точности, как не будет и не было никогда такого же в точности желтого, засушенного листика березы, что лежит под стеклом на моем письменном столе».
Список литературы:
1. Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1996.
2. Иванов В.В. Близнечные мифы // Мифы народов мира. Т.1. М., 1991г.
3. Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование,– (Библиотечка
журнала «Народное образование» №4-5). 1997г.
4. Толстой Н.И. Близнецы // Славянские древности. Т.1., М., 1995г.
5. Ушакова Г. Особенности развития близнецов / под ред. 1977г. М: Медицина.
Интернет-ресурсы:
1. https://gemelos-feliz.ru.
2. https://www.adme.ru, Статья «20 поражающий науку фактов о близнецах».
3. http://portal-bliznetsy.ru/forum/upload/showthread.php?t=2376.
4. http://happytwins.by/o-sayte.html.
Приложение 1
Результаты беседы с мамой.
1.Какие у детей отношения между собой?
Девочки дружны между собой. Иногда конфликтуют – не могут поделить игрушку или телефон.
2.Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?
Трудности были, в основном, в раннем детстве. Капризы, плач, требования. Сейчас главные трудности - это научиться самостоятельно следить за своим рабочим местом, убирать за собой и выполнять домашнее задание.
3.Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?
У каждой девочки свой индивидуальный характер. Вероника добрая, ласковая, дружелюбная, упертая, медлительная и хитрая. Виктория скромная, общительная, веселая и иногда бывает невнимательной.
4.Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?
Мы всегда знали, кто из них кто. Виктория с рождения была намного крупней, чем Вероника. У Вероники при рождении над правым глазом было родимое пятно (потом исчезло).
5.Как они относятся к домашним обязанностям?
У девочек есть проблемы с выполнением домашних обязанностей. Вероника лучше справляется с домашними делами.
6.Как они ведут себя в разлуке?
Спокойно. Даже будучи дошкольницами, спокойно ходили в сад по одному.
7.Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?
Да, были, только не близнецы, а двойняшки.
8.Похожи ли близнецы на свою родную старшую сестру?
Есть схожие черты, как у обычных сестер, есть и отличия.
Приложение 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты опроса общественного мнения о близнецах. Вопросы, на которые отвечали одноклассники: 1.Различаете ли вы близнецов? А) Различаю Б) Не различаю В) Иногда различаю, иногда нет 2. Что вы испытываете при виде близнецов? А) Удивление, Б) любопытство, В) восторг Г) безразличие Результат опроса одноклассников: Ученик 1. 1- В, 2 – В. - Девочек я различаю по родинке у Виктории на лице. Ученик 2 . 1 – А, 2 – Г. - Я различаю сестер по лицу. У Вероники оно круглое, у Вики – вытянутое. Так же по родинке на лице у Вики. Ученик 3. 1- А, 2 – В. - Мне помогает отличить сестер родинка на лице у Виктории. Ученик 4. 1 – В, 2 – А. - Различаю по форме лица. Она у них разная. Ученик 5. 1 –А. 2 – А, В. - «Я различаю девочек по родинке, по голосу и по платью». Ученик 6. 1 – А, 2 – А. - «Отличаю по характеру, родинке и по прическе». Ученик 7. 1 – А, 2 – Б. - «По родинке». Ученик 8 . 1 – В, 2 – А. -«Я различаю сестер по прическе и родинке на лице у Вики». Ученик 9. 1 – А, 2 – В. - «У девочек различный характер: Вика общительная, Вероника скромная». Приложение 3 Сравнительная таблица данных по росту и весу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 4 Тест «Десять моих «Я»». Испытуемым раздаются тесты, в которых написано 10 раз слово «Я». Испытуемые дают определение каждому «Я», рассказывая о себе. После выполнения задания и систематизации ответов таблица выглядит следующим образом:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис.1 Сравнение на совпадение ответов Теста «Десять моих «Я»» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 5 Тест «Градусник». Перед процедурой диагностирования родители проводят предварительную беседу с детьми, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Родитель объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения детям предлагается поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например: Русский язык - 39 Математика - 36,6 Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью. Результаты исследования отражены в таблице:
Рис.2 Сравнение результатов теста «Градусник» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 6 Тест «Мои любимые вещи». Испытуемые продолжают предложение. Результаты исследования предложены в таблице:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок семьи. Рис.3 Cемья глазами Вероники (рисунок семьи). Рис.4 Семья глазами Виктории (рисунок семьи). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Стихотворение про близнецов https://www.baby.ru/blogs/post/78143878-1995591/
2 Статья про близнецов https://ru.wikipedia.org/wiki/Близнецы
3 Сайт https://gemelos-feliz.ru, статья Анны Тихомировой «Счастливая двойня».
4 Сайт https://www.adme.ru, Статья «20 поражающий науку фактов о близнецах»