Привет, Бобёр! Или исчезающие животные Омской области

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Привет, Бобёр! Или исчезающие животные Омской области

Куликов В.К. 1
1СОШ г Омска №120
Письменная Т.А. 1Куликова Н.А. 2
1 БОУ г. Омска СОШ № 120
2самозанятая
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

А.Н. Сладков

Вы знаете, что в этом году Омской области исполняется 200 лет? За это время произошло много важных событий и достижений. Но нельзя забывать и о не самых радостных. Таких, как исчезновение ряда животных и растений. Мы проходили эту тему на уроке окружающий мир. И меня очень удивил тот факт, что бобер, например, всем нам известный, относится к вымирающему виду.

Я решил изучить эту тему глубже.

Поэтому цель моего проекта - расширить свои знания и знания одноклассников о проблеме исчезающих млекопитающих животных на территории Омской области. Чтобы достигнуть поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

Изучить Красную книгу Омской области.

Определить виды животных, находящихся под угрозой исчезновения.

На примере бобра западносибирского рассмотреть причины снижения их численности.

Создать и провести познавательную игру о редких животных для одноклассников.

Проанализировать итоги игры.

Сконструировать фигурку бобра из Lego для создания Атласа редких животных.

Гипотеза – у моих сверстников существует недостаток знаний по теме редких животных, занесенных в Красную книгу Омской области. И эту проблему можно решить, расширив кругозор детей с помощью познавательных игр и наглядных пособий.

Объект исследования – редкие животные Омской области.

Предмет исследования познавательная игра как способ расширить кругозор о проблеме исчезающих животных.

Методы: изучение и сбор информации в литературе и интернет источниках, создание наглядного материала - модели бобра и карты Омской области из конструктора Lego, опрос одноклассников по теме животных Красной книги в виде игры «Редкий зверь», анализ полученных данных.

Практическая значимость проекта. В теоретической части работы я выяснил, что такое Красная книга и какие функции она выполняет. Я изучил информацию о млекопитающих животных Омского региона, в нее включенных. А также определил основные факторы сокращения их численности. В практической части я начал работу по созданию Атласа редких животных, для чего сконструировал модель бобра речного и инструкцию к нему с помощью программы Lego Digital Designer, а также собрал макет Омской области. Провел познавательную игру «Редкий зверь» по млекопитающим животным, нуждающимся в охране.

Обзор литературы: во время работы над проектом мною использовалась информация из интернет источников, книги о жизни бобра и других редких животных [1, 2, 8], о появлении Красной книги в мире и Омской области [3, 4, 5, 6, 10, 11].

Работая над созданием своей модели из конструктора, я рассматривал Атлас животных LEGO [7], а при составлении сценария игры «Редкий зверь» я воспользовался интернет источниками для поиска интересных вопросов и загадок [9].

Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Красная книга Омской области

Идея о необходимости создания книги учета растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения возникла в конце 50-х годов. Учёные Международного союза охраны природы и природных ресурсов считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества к бедственному состоянию природы.

Председатель комиссии, английский эколог Питер Скотт, предложил назвать составленный список Красной книгой или Red Data Book. Впервые она была издана в 1966 году и включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений [3, 10].

Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась она Красная книга СССР.

Вслед за изданием национальных Красных книг во многих крупных государствах были изданы региональные, описывающие состояние популяций того или иного вида в различных регионах страны.

Первое издание Красной книги Омской области было выпущено в 2005 году, второе, дополненное, в 2015 году. Она была подготовлена коллективом учёных Омского государственного педагогического университета [5, 11].

Основная цель Красной книги — выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты. В Красной книге систематизированы материалы по характеристике состояния указанного вида. Описаны распространение, численность, факторы, определяющие условия выживания. Специально выделены конкретные меры, необходимые для спасения вида.

2.1.2. Животные Красной Книги Омской области

В Красной книге Омской области представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, который включает 292 вида живых организмов, в том числе: 128 видов животных и 164 видов растений.

Страницы Красной книги имеют разные цвета: чёрный, красный, жёлтый, серый, белый и зеленый, которые соответствуют категориям редкости. Выделяют следующие:

0 — Вероятно исчезнувшие; 1 — Находящиеся под угрозой исчезновения; 2 — Сокращающиеся в численности и/или распространении; 3 — Редкие; 4 — Неопределенные по статусу; 5 — Восстанавливаемые и восстанавливающиеся; 6 — Редкие залетные или заходящие; 7 — Коммерчески угрожаемые [4].

Таблица 1. Распределение млекопитающих по степени редкости

Категория

Виды животных

0

Норка европейская, Сайгак, Крот европейский, Бобр речной (западносибирский подвид)

1

Сурок степной, байбак(7), Хомячок серый, Выдра

2

Кожанок северный, Олень северный

3

Ёж ушастый, Бурозубка крошечная, Кутора обыкновенная, Кожан двухцветный, Летяга обыкновенная, Мышовка лесная, Мышовка степная, Тушканчик большой, Хомячок барабинский, Хомячок Эверсманна, Пеструшка степная, Росомаха, Рысь (7), Олень северный

5

Хомячок джунгарский

В таблице 1 представлены млекопитающие Омской области, потому что именно на их примере я хочу рассказать о редких животных нашего региона.

2.1.3. Угроза животным: на примере бобра западносибирского

Как же так получилось, что такие привычные нам животные, как крот, рысь и бобр оказались на грани исчезновения? Этот вопрос меня очень взволновал. И я решил на примере бобра речного западносибирского выяснить основные причины бедственного положения животных.

Бобр речной западносибирский - наиболее крупный из современных грызунов. Длина тела до 128 см, масса до 58 кг. У западносибирского бобра преобладающая окраска верха светлая, палево-рыжеватая, однотонно-коричневая или золотистая.

Рис. 1. Бобр речной западносибирский и ареал его обитания

Считалось, что в Западной Сибири размещалось не менее 90 % всех сибирских бобров. К концу XIX в. западносибирский подвид речного бобра был практически полностью уничтожен. В бассейне р. Демьянка, истоки
которой начинаются на северо-востоке Омской обл., бобры жили еще в 1856–1866 гг. Позднее они были там истреблены, а в долине среднего Иртыша исчезли еще раньше – в первой половине XVII в. В XIX в. западносибирские бобры еще водились на правом притоке Иртыша – Таре.

Пушнина бобра шла в казну государства в качестве налога, а также активно вывозилась на ярмарки. Уже в начале XVIII в. заготовка бобровых мехов превысила естественный прирост зверей и началось сокращение его поголовья. К середине XIX в. это привело к истреблению популяции коренных сибирских бобров. Начиная с 1960-х гг. основную часть поголовья бобров в Омской обл., как и во всей Западной Сибири, составляют особи белорусского и восточно-европейского подвидов [5].

Основные лимитирующие факторы в настоящее время – это
опасность смешения бобров западносибирского подвида с переселенными в Сибирь европейскими бобрами. Кроме того, браконьерство, беспокойство, хозяйственное освоение мест обитаний, высокая смертность расселяющегося молодняка во время сезонных перекочевок и гибель его во время паводков.

Проанализировав причины сокращения численности разных животных, я выделил следующие основные лимитирующие факторы:

Браконьерство

Природно-климатические факторы

Хозяйственная деятельность (распашка лесов, химикаты)

Животное

Беспокойство

(походы, пикники)

Хищники

Вытеснение другим видом

Рис. 2. Причины сокращения численности животных

Из рисунка 2 видно, что большинство факторов, приводящих к вымиранию животных, связано с человеком и его деятельностью. Животные истребляются с коммерческой целью, теряют свои жилища и корм от распашки и вырубки лесов, лесных пожаров, орошения полей ядохимикатами.

В практической части своей работы я предложу методы расширения знаний моих сверстников о редких животных для привлечения внимания к данной проблеме.

2.2. Практическая часть

2.2.1. Составление познавательной игры по животным Красной книги Омской области

Основная цель игры – рассказать о млекопитающих животных Красной книги Омской области, чтобы расширить кругозор моих одноклассников по теме редких животных, воспитать любовь и уважение к окружающему миру, родному краю.

Игра «Редкий зверь» (Приложение 1, Приложение 2) состоит из четырех этапов, продолжительность 45 – 60 мин.

1 этап «Викторина» – в ходе викторины ребятам были заданы общие вопросы на такие темы, как год издания Красной книги Омской области, значение цветов страниц, и об особенностях некоторых животных. А также каждая команда получила по два вопроса о животных в виде загадок. За правильные ответы команды получали жетоны «Бобрики – добрики».

2 этап – «Фотопазл» - каждой команде предстояло собрать пазл с изображением одного животного, а также назвать этого животного, за что им выдавался дополнительный жетон. Затем о каждом звере ведущий зачитывал краткую информацию.

3 этап – «Конкурс капитанов» - капитаны каждой команды у доски получали изображение животного, о котором нужно было рассказать: название, среду обитание и питание, а также какие существуют угрозы его жизни.

4 этап – «Угадайка» - ребятам выдавались листы с описанием животного, и им предстояло за 2 минуты прочитать и угадать, о ком идет речь.

В завершение игры ребята из команды, набравшей наибольшее число жетонов, получили памятные значки «Всем Бобра!».

2.2.2. Анализ итогов игры «Редкий зверь»

По результатам игры можно подвести следующие итоги.

Наибольшее затруднение у ребят вызвали вопросы о таких животных, как росомаха, тушканчик и сайгак. Вероятнее всего, это связано с тем, что двое последних ассоциируются с животными более теплых регионов и стран. Росомаха зверь редкий и предпочитающий скрытный образ жизни. Встретить ее в дикой природе очень сложно.

Благодаря игре мои одноклассники узнали об этих животных много новой информации. В том числе интересные факты из их жизни.

Также для ребят было удивительным то, что северный олень встречается на территории Омской области, а бобр речной западносибирский является вымирающим видом.

Вопросы по Красной книге не вызвали затруднения у ребят.

Такие животные, как рысь, бобр, ёж ушастый, сурок были более знакомы моим одноклассникам, и угадать их не составило труда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что познавательная игра «Редкий зверь» помогла мне рассказать моим сверстникам о редких млекопитающих нашего региона. Тем самым расширив их знания по данной теме.

Игра «Редкий зверь» может быть применена на уроках «Окружающий мир» для изучения темы охраны окружающей среды, экологии, помощи и защиты животных, а также Красной книги и занесенных в нее животных.

Прививая любовь и бережное отношение к окружающей среде, растениям и животным с малых лет, давая детям знания о существующих проблемах, можно остановить или уменьшить пагубное влияние деятельности человека на численность растений и животных, научить сохранять природные ресурсы родного края и всей планеты.

2.2.2. Создание Атласа редких животных из конструктора Lego

Для того чтобы полученные знания о редких животных Омской области закрепились, я решил создать Атлас редких животных из конструктора Lego. Этот материал я выбрал не случайно, я давно увлекаюсь конструированием. И одними из самых любимых героев являются различные животные. Так я уже создавал спектакли по русским сказкам и мультфильмы с использованием фигурок животных, собранных мною из Lego.

Р абота над Атласом предстоит большая. И начать ее я решил с создания фигурки бобра. Сначала я сконструировал фигурку из деталей. Во время работы я внимательно смотрел фотографии бобра, чтобы как можно точнее передать особенности строения тела – мощный хвост, большие крепкие зубы.

Рис. 2. Карта Омской области, бобр и инструкция по сборке.

После того, как фигурка была готова, я собрал ее в программе Lego Digital Designer. И с помощью этой же программы создал инструкцию.

Получилось 54 детали и 20 этапов сборки. Инструкцию я распечатал на принтере, она получилась простая и понятная, каждый сможет попробовать себя в конструировании и собрать своего бобра.

Карту Омской области с отметками, где обитают бобры, я тоже сделал из Lego. Сфотографирую бобра и карту, добавлю краткое описание, это будет страничка о бобре. В моих планах продолжить эту работу и создать полный Атлас редких животных Омской области для детей.

Заключение

В результате исследования я выяснил, что такое Красная книга, и какие функции она выполняет.

В теоретической части проекта я проследил историю возникновения Красной книги в мире и в Омской области в частности. Изучил млекопитающих животных, включенных в список редких и нуждающихся в охране. Самостоятельно определил 6 основных факторов, сокращающих численность животных.

В практической части проекта я предложил методы расширения кругозора моих сверстников по теме животных Красной книги Омской области. Для этого я придумал и провел познавательную игру «Редкий зверь», которая в занимательной форме помогла мне рассказать моим сверстникам о редких млекопитающих нашего региона. Моя игра может быть применена на уроках «Окружающий мир» для изучения темы охраны окружающей среды, Красной книги и занесенных в нее животных. По результатам игры я выяснил, что большинство моих одноклассников мало знакомы с такими животными, как сайгак, тушканчик и росомаха. Но хорошо ориентируются в вопросах о Красной книге.

Для закрепления знаний о животных Красной книги я начал создавать для детей Атлас редких животных, конструируя фигурки зверей из Lego. Такая яркая и наглядная подача информации поможет им лучше запомнить новые знания.

Гипотеза о том, что у моих сверстников существует недостаток знаний по теме редких животных, занесенных в Красную книгу Омской области, подтвердилась.

Я считаю, что цель моей работы была достигнута, мне удалось пополнить свои знания в процессе работы над проектом и знания своих одноклассников. Я планирую продолжить работу над Атласом редких животных, и возможно, в следующем году представить его полную версию!

Список литературы

Бабенко В. Г. От медведя до ежа. Звери Европы и России- Москва : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2000 г.

Вейтман Магнус Где же дом бобра?; пер. с англ. Л. В. Клюшник. - М.:Росмэн, 2017. – 36 с.

История создания Красной книги/https://pandia.ru/text/80/069/2054.php

Красная книга Омской области/Правительство Омской области, Омский государственный педагогический университет; отв. ред. : Г. Н. Сидоров, Н. В. Пликина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: изд-вщ ОмГПУ, 2015. – 636 с.

Красная книга Омской области/Правительство Омской области, Омский государственный педагогический университет; отв. ред. : Г. Н. Сидоров, В. Н. Русаков.– Омск: изд-вщ ОмГПУ, 2006. – 460 с.

Красная книга России/ https://nauka-prosto.ru/page/krasnaya-kniga-rossii/

Рона Скин LEGO Атлас животных:- М.: издание на русском языке ООО «Издательство «Эксмо», 2019 г.

Энциклопедия животных / https://faunistics.com/

https://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-zhivotnyh/ загадки

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Красная_книга

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Красная_книга_Омской_области

Приложение 1

Рисунок 1. Проведение игры «Редкий зверь» в классе, жетон «Бобрик-добрик».

Приложение 2

Познавательная игра «Редкий зверь»

Тема игры: Млекопитающие, занесенные в Красную книгу Омской области.

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов зверей и птиц, причем более половины - только за последние 50 лет. Сейчас мы знаем, что все в природе взаимосвязано. Если мы будем по частям убивать ее, связи нарушаются, а поскольку человек – часть природы, разрушив ее, он и сам может погибнуть.

Первым официальным изданием была Красная Книга Международного союза охраны природы, вышедшая в 1966 году. В Омской области Красная книга появилась в 2005 г. Через 10 лет вышло второе издание, дополненное и переработанное.

1 этап. Вопрос-ответ

Общие вопросы: (ответившему верно – жетон)

Сколько млекопитающих входит в Красную книгу Омской области? (21)

На страницах какого цвета размещены вымершие животные? (черный)

Почему книгу назвали Красной? (цвет опасности)

Кто впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году? (Сурок).

Как называется жилище бобра? (хатка)

У кого любимое лакомство ягель, который они выкапывают копытами из-под снега. (Северный олень)

Этот маленький грызун при помощи «летательной перепонки» может совершать прыжки с дерева на дерево длиной 10 метров. (Белка летяга)

Вопросы каждой команде по очереди (если затрудняются, может ответить другая команда):

Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ёж)

В норке переждав жару, ночью, точно кенгуру,

На двух лапках резво скачет, зверек маленький .. (Тушканчик)

Огромная кошка по лесу скачет,

В ушках серёжки она не прячет,

Ей не скажешь слова – брысь,

Потому, что это… (Рысь).

Кто слывёт сестрой куницы, и кого боятся птицы?

Всяк грызун дрожит от страха, если рядом ..(Росомаха)

Вот так звери! Нор не роют,
Но зато плотины строят. (Бобр)

Дюймовочки жених слепой

Живет все время под землей. (Крот)

2 этап. Фото-пазл

Необходимо собрать пазл с животным. Кто скажет название животного +1жетон. После сбора пазла прочитать о каждом животном краткую информацию.

С айгак – это животное, которое еще называют «степная антилопа». Живут они преимущественно в степях. Рога есть только у самцов, самки – безрогие. Окрас у летнего меха обычно серовато-желтый. Зимний мех более длинный, плотный и густой. Цвет у него – серовато-белый.

Нос внешне напоминает короткий хоботок. Находится он достаточно низко, свисает на губы сайгака. Зимой нос сайгака согревает вдыхаемый воздух, а летом он фильтрует его от пыли и грязи.

Образ жизни у сайгаков преимущественно кочевой. Передвигаются обычно днем, а ночью спят.

Сайгаки обладают плохим зрением, но зато у них отменный слух и обоняние. Огромное количество степных растений – любимое лакомство сайгаков. Они едят даже ту зелень, которая является ядовитой и опасной для домашних животных.

Степных антилоп истребляют из-за ценности их мяса и меха.

2 . Речная выдра – это хищное млекопитающее животное, обитающее чаще в устьях рек, реже на озерах и прудах.

Внешне напоминает лесного хорька. На четырех коротких конечностях существуют кожные перепонки, которые способствуют эффективной гребле под водой.

Подшерстка очень плотная, поэтому животному не грозит переохлаждение, так как она остается непромокаемой.

Этот зверек очень пуглив и старается держаться вдали от человеческого присутствия, ведет преимущественно ночной и одиночный образ жизни. Основным лакомством является – рыба, но к еде этот вид непривередлив, и может питаться лягушками, насекомыми, раками, молодыми кроликами.

В прошлые времена на выдру велась настоящая охота, так как ее мех и шкура была востребованы во многих странах. С середины 20 века сильное загрязнение водоемов послужило колоссальному сокращению популяции.

3. Сурки – представляют семейство «Беличьи» и отряд грызунов. Они предпочитают жить на земле, в норах, которые они роют сами.

К ак правило, сурки живут семьями.

На протяжении всего дня сурки либо греются на солнце, либо ищут для себя пропитание, либо играют друг с другом. При этом они не отходят далеко от своей норы. В случае опасности сурки издают пронзительный свист.

С помощью своих мощных лап и острых когтей, сурки с легкостью роют подземные тоннели различной длины и ширины, соединяя их между собой, создавая огромный подземный город.

Зимняя спячка начинается в октябре месяце и заканчивается в апреле, при этом длительность зимней спячки зависит от характера климатических условий. Благодаря зимней спячке, этим животным удается выживать в условиях холода и голода зимнего периода. Во время зимовки взрослые сурки обогревают своих малышей, тем самым помогая им пережить холода.

Любимая пища сурков представлена травами, но бывают случаи, когда они поедают различных небольших насекомых. Суркам необходимо много пищи, так как к зиме им необходимо набрать много жира.

У сурков имеется пара грозных природных врагов, в виде лисы и беркута.

Для человека сурки представляют большой интерес, поскольку у животных достаточно ценный мех, что привлекает охотников. Кроме этого животных отлавливают и проводят над ними опыты, чтобы определить, как бороться с ожирением, со злокачественными опухолями и рядом других опасных недугов.

3 этап. Конкурс капитанов

Н а доске висят изображения трех животных. Нужно написать название, Где живет? Что ест? Какие опасности подстерегают этого зверя?

Бобр речной Рысь Ёж ушастый

Небольшие реки, озера

Густая тайга и хвойные леса. Иногда лесостепи и лесотундра.

Степи, пустыни.

Кора деревьев и их побеги

Зайцы, косули, тетеревы

Насекомые

Хищники, браконьеры

Вырубка лесов, браконьеры

Хищники, сельское хозяйство, пожары.

4 этап. Угадайка

Каждой команде выдается описание животного, нужно за 2 мин. угадать, о ком идет речь.

Северный олень

Это животное является парнокопытным млекопитающим. Имеет плотную шерсть и подшерсток. Летом по цвету светло-бурый, а зимой шерсть белеет.

У этого животного хорошо развиты органы чувств и он приспособлен к тому, чтобы передвигаться по снегу, умеет плавать. Обитает в северных областях, в тайге, высокогорных районах, тундре. Питается травой, грибами и ягодами.

Основные враги - это волки. Люди приручают этих животных. Они бывают объектом промыслов, их используют для добычи шерсти, молока и др.

Росомаха

Хищное животное, по-латински называют «обжорой». Она является отдаленной родственницей куницам, но гораздо крупнее их. Издали походит на крупную лохматую собаку или барсука. Мех у зверя коричнево-черный, длинный и очень густой, с характерной желтой полосой.

Этот зверь является лесным обитателем, но может жить в редколесье и лесотундре. Это одиночный, сильный и самодостаточный зверь, активно защищающий свой участок леса.

Она практически всеядна, подбирает остатки трапезы медведя или волка, сама ловит мелкую дичь -грызунов, птиц, зайцев. Часто отбирает добычу у других хищников, может полакомиться ягодами и диким медом.

Основные причины вымирания вида: браконьерство.

Тушканчик

Эти зверьки бывают разных размеров. От 4 см длины до 25 см. Задние лапки очень длинные. Такие длинные ноги нужны ему, чтобы быстро бегать. А бегают зверьки со скоростью 40 км/ч, причем, на двух лапах.

Хвост помогает бежать и не падать. А еще хвост во время бега помогает, не замедляя скорости, делать резкие повороты в разные стороны.

Ест корни растений, семена, фрукты, злаковые растения, личинки различных насекомых. Зверьки практически не пьют воды, им достаточно жидкости, которая содержится в растениях.

Животное строит себе норки, выгрызая зубами грунт, и зимует в хорошо обустроенной норе.

Это животное ночное, как только солнце садится за горизонт, он выходит из норки, чтобы начать поиски пищи.

На количество этих зверьков в природе влияет выпас скота, весенние пожары на пастбищах и сенокосах.

Просмотров работы: 834