Введение
Сейчас в нашей стране очень много говорится об экологии. Но не многие знают, что такое экологическая культура. Я решила глубже изучить этот вопрос.
В своей работе я хочу изучить, что такое экология, что входит в это понятие, почему важно беречь природу и всё, что нас окружает. Как каждый из нас может внести свой вклад в сохранение нашей планеты. Когда мы изучим, что такое экология, нам станет понятно, что такое и экологическая культура.
Я решила подойти к изучению этого вопроса творчески, а именно, изготовить лэпбук (lapbook) “Экологическая культура” (Приложение 1). Это книжка-раскладушка, с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.
Лэпбук будет заключительным этапом моей исследовательской работы. В ходе заполнения лэпбука я буду выполнять задания, проведу наблюдения, изучу представленный материал.
В лэпбук включены восемь развивающих заданий:
“Ресурсы” - изучение возобновляемых и невозобновляемых ресурсов и их значение для экологии.
“Охрана природы” - изучение проблем экологии и методов их решения.
“Тест по экологии” - определяем степень своей экологической сознательности.
“Экосистема” - знакомство с экосистемами: с их составом и связями внутри них.
“Правила поведения на природе” - знакомство с правилами экологичного поведения.
“Сортировка мусора” - задание на сортировку, и изучение что из чего изготовлено.
“Красная книга” - изучение редких видов, встречающихся в нашей местности.
“Стихотворения” - произведения детских поэтов о бережном отношении в природе.
Объект исследования: экология и экологическая культура.
Предмет исследования: что такое окружающая среда и почему важно ее беречь.
Цель исследования: узнать, что такое экологическая культура.
Задачи:
Изучить литературу, интернет-источники по данному вопросу.
Сделать лэпбук “Экологическая культура”.
Провести анкету среди детей нашего класса о соблюдении правил экологического образа жизни.
Обобщить полученные результаты.
Гипотеза исследования: что могу сделать конкретно я для сохранения окружающей среды.
Методы исследования: изучение теоретических источников, создание лэпбука, тест.
Глава 1. Общие сведения об экологии.
1.1. Что такое экология и экосистема
Экология рассматривает взаимодействие живых организмов и неживой природы. Это взаимодействие происходит в рамках определенной системы (экосистемы), и оно не хаотично, а подчинено законам1.
Экосистема — это основное понятие экологии. Это совокупность видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые взаимодействуют между собой и с окружающей их средой обитания таким образом, что такое сообщество может сохраняться и функционировать на протяжении длительного периода геологического времени2.
Таким образом, устройство природы следует рассматривать как системное целое, состоящее из вложенных одна в другую экосистем, высшей из которых является уникальная глобальная экосистема - биосфера. В ее рамках происходит обмен энергией и веществом между всеми живыми и неживыми составляющими в масштабах планеты.
Мы очень много слышим о грозящей всему человечеству катастрофе. Она состоит в том, что нарушен один из признаков, которым должна обладать экосистема: биосфера как экосистема деятельностью человека выведена из состояния устойчивости3.
1.2. Экологический кризис
Человек – такая же часть живого мира Земли, как и другие живые организмы. Поэтому очень важно осмысление роли и места человека в биосфере. Мы изменяем среду, которая нас окружает, но всегда ли мы поступаем, опираясь на законы развития и функционирования живого? Всегда ли человек видит причинно-следственные связи между природными процессами?
Экологический кризис – это противоречие между потребностями человека и ресурсными возможностями биосферы.
Современный экологический кризис характеризуется:
истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды
изменением климата, ухудшением здоровья населения
ростом городов
«демографическим взрывом»
недостатком пищевых ресурсов (проблема голодания)
истреблением некоторых растений и животных
созданием некоторых видов растений и животных…
Как мы можем помочь окружающей среде? Существует ряд мероприятий для поддержания окружающей среды. Это:
Мероприятия по охране воды:
Нормирование качества воды
Водоохранные зоны
Ограничения на спуск сточных вод в общий канализационный коллектор
Экологичные схемы водопользования
Маловодные и безводные технологии
Очистка сточных вод
Переработка осадков сточных вод
Мероприятия по защите почв
Малоотходные технологии
Утилизация и переработка отходов
Рекультивация почв
Нормирование качества почв
Глава 2. Практическая часть
2.1. Создание лэпбука
Чтобы лучше разобраться в теме экологии, я решила сделать лэпбук4. По мере изготовления я выполняла задания, которые в него входили (Приложение 2). Чтобы выполнить задания, я изучила материал по теме своей работы.
Задание 1. “Ресурсы”.
В этом задании нужно было записать ресурсы, какие я знаю. И разделить их на возобновляемые и невозобновляемые.
Возобновляемые ресурсы — это природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет.
К возобновляемым ресурсам я отнесла воздух, вода, древесина, солнечная энергия, энергия ветра, почва.
Невозобновляемые природные ресурсы - это природные ресурсы, которые не способны к самовосстановлению естественным путем5.
К невозобновляемым ресурсам я отнесла уголь, газ, нефть, руда, торф, слюда.
Задание 2. “Охрана природы”.
Кармашек с этим заданием разворачивается на четыре створки: воздух, вода, земля, животные и растения. На каждой створке нужно записать, какие экологические проблемы в данной области существуют и какую помощь природе мы можем оказать.
Вода — это один из основных ресурсов на земле, без нее человек не способен прожить. Если взять мировые запасы чистой пресной воды, то на все запасы приходится не более 1 процента, а всего пресной воды на планете Земля 3 процента.
От загрязненной воды, которая отравлена или не очищена от химических, органических и физических элементов, а также различного рода примесей, погибает ежегодно в мире более 4,4 миллиона человек. Например, в некоторых регионах Азии и Африки проблематично найти источники чистой воды. В мире каждый год образуется 400 миллиардов тонн отходов, из которых большая часть попадает в воду.
Загрязнение воды – это глобальная экологическая проблема, так как вода является источником существования всех живых организмов6.
Какую же помощь мы можем оказать воде?
Смотреть, чтобы не подтекал в воде кран с водой. Когда чистим зубы или моем посуду, закрывать кран, если мы уже не пользуемся водой. Не бросать в реки и озера мусор. Не оставлять мусор на берегах рек и озер. Не стирать ковры в реке. Не мыть машину возле реки.
Воздух - необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов. В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла и механической энергии в двигателях внутреннего сгорания.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха – одна из серьезнейших глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Опасность загрязнения атмосферы – не только в том, что в чистый воздух попадают вредные вещества, губительные для живых организмов, но и в вызываемом загрязнениями изменении климата Земли.
Загрязнение воздуха (атмосферы) в результате деятельности человека привело к тому, что за последние 200 лет концентрация двуокиси углерода выросла почти на 30%. Тем не менее, человечество продолжает активно сжигать ископаемое топливо и уничтожать леса. С выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступают оксиды азота. При неполном сгорании топлива образуется угарный газ. Кроме того, не следует забывать и о мелкодисперсных твердых загрязнителях, таких как копоть и пыль.
Серьезность экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, иллюстрируют следующие статистические данные: в 151 городе России предельно допустимая концентрация загрязнений воздуха превышена в 5 раз, в 87 городах ПДК превышен в 10 раз7.
Как мы можем помочь воздуху быть чистым?
Не загрязнять леса и парки. Высаживать деревья и кустарники. Не сжигать вредный мусор. Не пользоваться аэрозолями.
Животный мир является неотъемлемым элементом окружающей природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы. Главнейшая экологическая функция животных -- участие в биотическом круговороте веществ и энергии. Необходимо сознавать, что животный мир - не только важный компонент естественной экологической системы и одновременно ценнейший биологический ресурс.
Проблемы животного мира относятся к глобальным экологическим проблемам, потому что мир фауны является неотъемлемым компонентом биосферы. В природе нужны абсолютно все представители животных. Вредных видов, от которых следует избавиться, нет.
Как мы можем помочь животному миру?
Не убивать насекомых и животных. Не разводить костры в лесу, чтобы не было пожара. Не разорять гнезда птиц. Кормить птиц зимой. Не загрязнять водоемы и леса8.
Растения — это легкие нашей Земли.
Основная экологическая проблема растительного мира — это уничтожение растительности людьми. Уничтожение отдельных видов растений ведет к оскудению всего генофонда флоры. Если истребляется хотя бы один вид, то кардинально меняется вся экосистема. Растения являются кормом для травоядных животных. В случае уничтожения растительного покрова вымрут и эти звери, а затем и хищники.
Как мы можем помочь растениям?
Не рвать и не топтать растения. Высаживать растения в парках и лесах. Не применять химикаты.
Земля.
Экологические проблемы земли – это кризисные экологические ситуации актуальные для всей планеты, и их решение возможно только при участии всего человечества.
Следует сразу отметить, что любые экологические проблемы земли тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других.
Изменения климата
В первую очередь здесь идёт речь именно о глобальном потеплении. Именно оно уже несколько десятилетий волнует экологов и простых людей по всему миру. Последствия этой проблемы совсем нерадужные: повышение уровня мирового океана, уменьшение производимой сельскохозяйственной продукции, дефицит пресной воды (в первую очередь это касается земель, которые находятся к северу и югу от экватора). Одна из главных причин изменения климата — это парниковые газы.
Экологи предложили следующие варианты решения этой проблемы:
– сокращение уровня выбросов углекислого газа
– переход на безуглеродные виды топлива
– разработка более экономичной стратегии использования топлива
Истощение природных ресурсов
Это происходит из-за активного потребления ископаемых видов топлива. Также это приводит к выбросам парниковых газов и глобальному потеплению. Так что по всему миру люди стремятся перейти на возобновляемые источнике энергии, такие как энергия солнца, ветра, биогаза и геотермальной энергии.
Утилизация отходов
К этой проблеме привело сверхпотребление ресурсов и создание пластмасс. Особенно в этом выделяются развитые страны, которые производят чрезмерное количество отходов, а потом складывают их в океанах и менее развитых странах. При этом с переработкой отходов бывают проблемы: к примеру, утилизация ядерных отходов несет огромную опасность для здоровья.
Перенаселение планеты
За вторую половину 20 века население планеты выросло с 3 до 6 миллиардов. А, по существующим прогнозам, к 2040 году эта цифра достигнет рубежа в 9 миллиардов человек. Это приведёт к недостаче продовольствия, воды и энергии. Так же увеличится количество болезней.
Истощение озонового слоя
Эта экологическая проблема приводит к увеличению притока к поверхности Земли ультрафиолетового излучения. К настоящему времени озоновый слой над странами с умеренным климатом уже уменьшился на 10 %, что несёт непоправимый вред здоровью человека, может вызвать рак кожи, проблемы со зрением. Истощение озонового слоя может повредить и сельскому хозяйству, ведь очень многие сельскохозяйственные культуры повреждается в результате чрезмерного ультрафиолетового излучения.
Сокращение биологического разнообразия
Из-за интенсивной деятельности человека с лица земли исчезли многие животные и растения. И эта тенденция продолжается. Основными причинами сокращения биологического разнообразия считается потеря среды обитания, чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, загрязнение окружающей среды, влияние биологических видов, привезённых с других территорий.
Пандемии
Последнее время чуть ли не каждый год появляются новые опасные болезни, вызванные неизвестными ранее вирусами и бактериями. Что вызывало очаги эпидемий по всему миру.
Кризис ресурсов пресной воды
Около трети людей на земле страдают от нехватки пресной воды. В данный момент практически ничего не делается для сохранения существующих водных источников. По данным ООН, большинство городов по всему миру не производят надлежащую очистку сточных вод. Из-за этого близлежащие реки и озера подвержены загрязнению.
Широкое использование химических и токсичных веществ, тяжелых металлов
Последние два столетия человечество активно использует в промышленности химические, токсичные вещества, тяжелые металлы, что наносит огромный вред окружающей среде. Экосистему, загрязненную токсичными химикатами, очень трудно отчистить, да и в реальной жизни этим редко кто занимается. Между тем, снижение производства вредных соединений и минимизация их выброса является важной частью сохранения окружающей среды.
Вырубка леса
Вырубка лесных массивов по всему миру идет на пугающих скоростях. Первое место в этой экологической проблеме занимает Россия: за период с 2000 по 2013 годы было вырублено 36,5 млн га леса. Эта проблема наносит непоправимый вред жизненно важной среде обитания множества растений и животных и приводит к потере биологического разнообразия и ухудшения состояния важных экосистем, а также к усилению парникового эффекта из-за снижения объёмов фотосинтеза9.
Задание 3. “Тест по экологии”.
В тест вошли такие вопросы, как:
Сортируете мусор перед выбрасыванием.
Вторично используете бросовые материалы (на поделки или что-то ещё).
Сдаёте макулатуру.
Сдаёте металлолом.
Относите использованные батарейки в специализированные пункты приёма.
Используете сумку вместо одноразовых пакетов.
Делаете кормушки.
Подкармливаете животных.
Не рвёте цветы, не ломаете ветки с живых деревьев.
Не берёте домой детёнышей диких животных.
Не трогаете птичьи гнёзда.
Не разоряете муравейники.
Не обижаете жуков, улиток, лягушек, червяков и прочую мелкую активность.
Уносите с собой мусор после пикника.
Устраиваете субботники возле дома.
Расчищаете от мусора лес или пляж.
Нужно ответить на вопросы теста и, подсчитав сумму баллов, узнать, насколько мы соблюдаем правила экологичного образа жизни.
Вопросы теста подобраны так, что в нем участвует вся семья. В каждой семье существуют свои традиции, свои правила. Модель поведения и правил закладывается в семье с детства. То, что делают родители, будут делать и дети.
Пройдя тест наша семья получила 13 баллов.
Мы не сортируем мусор, так как в нашем городе мусор вывозят на одну свалку, нет разделения по контейнерам. А отвозить мусор самостоятельно наша семья не имеет возможности.
У нас был опыт сортировки мусора, когда на площадке ставили отдельные баки для пластика. Также мы сортировали мусор, когда гостили в Израиле. Там у каждого дома стоят контейнеры под разные виды мусора.
Батарейки мы складываем в отдельное место, но не сдаем, так как в нашем городе нет такого пункта, но отдаем тем, кто собирает и потом отвозит батарейки в центр сдачи.
Стараемся использовать сумку вместо пакетов, но не всегда это получается.
Я провела опрос среди учеников нашего класса.
В опросе приняли участие 23 ученика (Приложение 3).
Из них:
- 1 человек набрал 15 баллов – что составляет 4% от общего количества учеников, принявших участие в опросе
- 1 человек набрал 14 баллов – что составляет 4%
- 4 человека набрали 13 баллов – что составляет 17%
- 2 человека набрал 12 баллов – что составляет 9%
- 4 человека набрали 10 баллов – что составляет 17%
- 5 человек набрали 11 баллов – что составляет 22%
- 3 человека набрали 9 баллов – что составляет 13%
- 3 человека набрали 8 баллов – что составляет 13%
Расшифровка теста:
1–6 баллов - тебе надо чаще задумываться о помощи природе
7–12 баллов - Замечательно! Вы на правильном пути!
13–16 баллов - Отлично! Вы настоящий защитник природы!
Получается, что 17 детей набрали 7–12 баллов – по расшифровке они на правильном пути.
6 детей набрали 13–16 баллов – по расшифровке они настоящие защитники природы.
Очень порадовало, что никто из детей не набрал от 1 до 6 баллов.
Значит, все ученики нашего класса любят природу и заботятся о ней.
Теперь посмотрим, как именно дети заботятся об окружающей природе (Приложение 4).
Мусор сортируют - 35%, вторично используют бросовые материалы – 83%, сдают макулатуру – 17%, сдают металлолом – 43%, сдают батарейки – 43%, используют многоразовую сумку – 39%, делают кормушки – 87%, подкармливают животных – 87%, не рвут цветы – 74%, не берут домой животных – 100%, не трогают гнезда птиц – 100%, не разоряют муравейники – 100%, не обижают насекомых – 100%, уносят мусор после пикника – 100%, устраивают субботники – 74%, расчищают от мусора лес – 65%.
Задание 4. “Экосистема”.
Нужно на картинке, изображающей животных и растения в среде их обитания, показать стрелочками связи между ними и расшифровать их словами.
Я выделила такие цепочки:
Солнце дает энергию для роста растений - растения едят насекомые - насекомых едят насекомоядные птицы - этих птиц едят хищные птицы. А останки всех их перерабатывают черви, грибы и микроорганизмы.
Солнце дает энергию для роста растений – растения едят травоядные животные – травоядных животных едят хищные животные. А останки всех их перерабатывают черви, грибы и микроорганизмы.
Солнце дает энергию для роста грибов – грибы едят мыши и кроты – кротов и мышей едят хищные животные и птицы. А останки всех их перерабатывают черви, грибы и микроорганизмы.
Солнце дает энергию для роста растений – растения дают плоды – плоды растений едят травоядные животные и птицы – травоядных животных и птиц едят хищные животные и хищные птицы. А останки всех их перерабатывают черви, грибы и микроорганизмы.
Также я познакомилась с новыми для меня словами (Приложение 5).
Продуценты (растения)
Консументы (животные)
Редуценты (бактерии и грибы)
Продуценты – это организмы, которые сами производят себе еду. Им не нужно брать питательные вещества у других организмов. Они получают свою энергию от солнца и производят из нее органические вещества посредством фотосинтеза. Большинство продуцентов – это растения, но есть и микроорганизмы
Консументы – не производят питательные вещества самостоятельно. Они должны употреблять в пищу других животных или растения, чтобы получить энергию для поддержания жизнедеятельности. Выделяют первичные (первого порядка) и вторичные (второго порядка) консументы. Первичные консументы являются следующим звеном в простой пищевой цепи. Это растительноядные, или травоядные животные. Они не едят других животных. В простой пищевой цепи вторичные консументы следуют сразу же за первичными. К ним относятся плотоядные или всеядные животные. Консументы второго порядка едят консументов первого порядка. Плотоядные животные питаются только мясом, в то время как всеядные употребляют и мясо, и растения.
Редуценты – это последнее звено в простой пищевой цепи. К ним относятся микроорганизмы и грибы, которые разрушают органический материал, перерабатывая его в неорганические и простейшие органические соединения. Если животное умирает, то его тело съедают редуценты. Они избавляются от всего, что больше не является живым, расщепляя органику на простые питательные вещества и возвращают их в почву. Затем эти вещества используются продуцентами, и цикл начинается снова10.
Задание 5. “Правила поведения на природе”.
Нужно рассмотреть карточки и по картинке догадаться, какие именно правила они изображают, и что случится, если этим правилам не следовать.
Дано 7 карточек с картинками:
Рука с зайчиком - Не брать диких зверей домой.
Гнездо с птенцом и яйцами птиц - Не трогать птичьи гнезда и птенцов.
Рука и цветы - Не рвать растения.
Нога и растения, грибы, насекомые - Не топтать растения, грибы и насекомых.
Мусор на траве - Не сорить.
Топор, лес и ленек - Не рубить и не ломать живые деревья.
Костер - Не разводить костров в необорудованных местах, беречь лес от пожара.
Задание 6. “Сортировка мусора”.
Даны карточки с изображением различных предметов. Нужно определить, из каких материалов они сделаны и рассортировать их по соответствующим “мусорным бакам”.
У меня получилось так:
Картинки, на которых изображены пакет, бутылка с водой и ящик - я отправила в ящик под названием “пластик”, так как эти предметы сделаны из пластика.
Картинки, на которых изображены - газета, книга и пакет с молоком - я отправила в ящик под названием “бумага”, так как они сделаны из бумаги.
Картинки, на которых изображены - зеленая бутылка, банка и сломанная кружка - я отправила в ящик под названием “стекло”, так как они сделаны из стекла.
Картинки, на которых изображены - банка из-под сгущенки, банка из-под рыбы, сковорода и гвозди - я отправила в ящик под названием “металл”, так как они сделаны из металла.
Картинки, на которых изображены - огрызок яблока и остаток арбуза - я отправила в ящик под названием “пищевые отходы”, так как это продукты питания.
Задание 7. “Красная книга”.
Нужно самостоятельно найти информацию о редких животных и растениях, обитающих в нашей местности и находящихся на грани вымирания и нарисовать их на страницах книги.
Я нашла, какие растения и животные входят в Красную книгу Пермского края, нарисовала и подписала их:
Адонис весенний. Это многолетнее травянистое растение из семейства лютиковых. У него ярко-желтые цветки. Поэтому его еще называют горицвет. Адонис используют в лекарственных целях.
Заяц-беляк. Внешний вид зайца-беляка зависит от окружающей среды, в которой он обитает. Окраска зайца беляка изменяется в течение года животного в трех цветовых вариантах. Происходит это вместе с фотопериодом. Так называют особый навык млекопитающих, рыб и насекомых чувствовать смену продолжительности дня.
Первый этап проходит с июня по сентябрь. Заяц меняют шубку на тот же цвет — коричневый.
Второй этап проходит с октября по январь. Окрас зайца меняется с коричневого на белый или серый.
Третий этап проходит с февраля по март. Заяц возвращается с зимнего окраса обратно на коричневый.
Интересно, что в коричневом окрасе присутствует белое кольцо вокруг глаз. Голова окрашена темнее спинной части, а вот брюшко белое круглый год.
Бородатая неясыть. Это крупная сова общей серой окраски с размахом крыльев до полутора метров. Голос самца – глухие выкрики «гуу-гугу». Самка отвечает протяжным гудением «гуууу». Бородатая неясыть, к сожалению, проявляет излишнюю доверчивость к человеку и часто становится жертвой браконьеров. Зимой совы попадают в капканы, расставленные на пушных зверьков, в которых погибают или калечатся.
Бабочка Аполлон. Одна из самых крупных красивых дневных бабочек. Крылья белого цвета, исключая серый полупрозрачный внешний край переднего крыла. Характерным является наличие на второй паре крыльев двух округлых крупных красных колец, центрированных белым и отороченных черным, а на передних крыльях по пять черных пятен средней величины. Отличается от других обитающих здесь бабочек тем, что задние крылья в основании у брюшка имеют дугообразный вырез. В современных условиях, несмотря на тщательные поиски, не выявлен. Скорее всего, исчезновение вида связано с антропогенной трансформацией мест обитаний – застройкой территории, распашкой земель, систематическим сенокошением
Бубенчик лилиелистный. Многолетнее травянистое растение 50–150 см высотой. Цветет в июне-июле. Исчезает, т. к. происходит сокращение площадей лесных местообитаний в результате хозяйственной деятельности; прямое уничтожение растений в процессе сенокошения, выпаса и прогона скота.
Ковыль красивейший. Травянистый многолетник до 1 м высотой. Колоски одноцветковые, собраны в метельчатое соцветие. Исчезает, т. к. происходит распашка степной целины, орошение, перегрузки животными рано весной.
Болит (дубовик) оливково-бурый. Редкий вид. Мякоть светло-жёлтая, в основании ножки красная, на разрезе мгновенно синеет. Несъедобен.
Лебедь-кликун. Самый крупный из лебедей (масса до 10 кг). Оперение взрослых птиц снежно-белое. Клюв жёлтый с чёрной вершинной половиной; ноги чёрные. Негативное влияние оказывает фактор беспокойства (возникающий, в частности, при проведении весенней охоты на водоплавающих птиц), браконьерство, трансформация местообитаний.
Задание 8. “Стихотворения”.
Интересные стихи собраны в этом разделе. Из них мы узнаем о значении сохранения природы.
Особенно мне понравилось одно стихотворение Евгении Смирновой «Давайте вместе Землю украшать»:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады,
Цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью,
Как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима….
Она у нас одна, одна такая!
2.2. Анализ
Каждый год в мире:
три миллиона человек преждевременно умирают из-за инфекций, передающихся с водой;
только в одной Индии свыше 700 000 детей в возрасте до 5 лет умирают от диареи;
два миллиона человек умирают от того, что они вдыхают дым от плит, расположенных внутри жилища. Около половины таких смертей приходится на Индию и Китай. В основном жертвами являются женщины и дети из семей сельских бедняков, не имеющих доступа к чистой воде, санитарии и современным видам топлива для хозяйственных нужд;
один миллион человек, в основном в странах Африки к югу от Сахары, умирает от малярии;
один миллион человек умирает от загрязненного городского воздуха.
Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, «Глобальное бремя болезней», в развивающихся странах причиной 20% смертей являются респираторные инфекции, диарея и малярия.
Более серьезные последствия загрязнения воздуха включают в себя:
уничтожение рыбного промысла;
повреждение посевов зерновых культур;
рост производственных затрат у предприятий, которым приходится очищать воздух и воду, чтобы обеспечить должное качество продукции.
Природные катастрофы небывалой силы (торнадо, наводнения, ураганы) становятся все более частым явлением, затрагивающим жизнь как никогда ранее большого числа людей. Бедняки в наибольшей степени подвержены вредному воздействию окружающей среды.
По мере того, как люди перемещаются из сельских районов в большие города, острота экологических проблем будет возрастать. Зачастую стремительный рост городов за счет сельских жителей, которые меняют место жительства в поисках лучшей работы и условий жизни, приводит к ухудшению и без того ужасных условий жизни в трущобах.
Что делает международное сообщество?
Экологическая устойчивость является одной из важнейших глобальных проблем и одной из Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН.
Многие организации занимаются поиском способов сохранения природных ресурсов, с тем чтобы ими могли пользоваться не только мы, но и будущие поколения.
Международные организации, такие как Всемирный банк, сотрудничают с развивающимися странами, помогая им решать экологические проблемы и задачи, возникающие по мере развития этих стран.
Забота о здоровой окружающей среде во всем мире — одно из основных направлений в деятельности Всемирного банка по борьбе с нищетой. В рамках этой деятельности особое значение имеет решение задачи по улучшению окружающей среды для того, чтобы миллионы людей могли жить в более здоровых условиях.
Всемирный банк предоставляет кредиты странам на реализацию проектов по защите окружающей среды. Кроме того, при выделении денег на проекты в целях развития Всемирный банк требует экологических гарантий.
Что изменится в России и В Пермском крае?
В России скоро заработает новая федеральная экопрограмма. В границах городов к 2030 году ликвидируют все свалки и обяжут бизнес отвечать за вред, нанесенный окружающей среде.
В Пермском крае по нацпроекту “Экология” уже действует программа экологической реабилитации территорий.
В Прикамье до 2023 года уберут больше 70 свалок. В этом году уже ликвидировано 3 крупные свалки в Чайковском и проведут работы еще в 12 территориях.
К 2024 году:
завершится инвентаризация опасных объектов и оценка их влияния на здоровье;
заработает Единая экологическая диспетчерская служба;
заработает механизм финансового обеспечения ликвидации “Горячих точек”;
ликвидируют 79 затонувших кораблей в акваториях морских портов;
ликвидируют 500 заброшенных скважин;
бизнес будет нести ответственность за ликвидацию причиненного вреда окружающей среде;
К 2030 году:
исключат негативное влияние “Горячих точек” на жизнь и здоровье людей;
ликвидируют все свалки в пределах городов
На реализацию программы выделят 20 миллиардов рублей.
Что могу сделать я?
Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет.
Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.
Я буду продолжать экономить воду, помогать очищать парки и берега рек, буду прибирать придомовую территорию. Продолжу участвовать в акциях по сбору батареек и макулатуры.
Бабушка и мама рассказывали мне, как у них в семьях было принято рассказывать детям о природе, почему важно о ней заботиться. Бабушка говорила, что они никогда не выбрасывали бумажки на улице. Всегда клали их в карман и выбрасывали дома в мусорное ведро. Хоть в их время мусорных контейнеров не было, на улицах было чисто! Закон чистоты выполнялся каждым человеком.
Заключение
В ходе работы я изучила литературу по данному вопросу. Изготовила лэпбук. Узнала, какие программы в стране и в мире помогают сохранять природу. Провела анкету среди учеников нашего класса. Узнала, какие акции по сохранению окружающей среды проходят в мире, в стране, в Пермском крае и конкретно в нашей школе.
Оказалось, что люди любят природу и заботятся о ней. Все это доказывает мою гипотезу, что каждый человек способен внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
Также я поняла, как много зависит от каждого человека! Если каждый из нас поймет, почему важно сохранять природу, то планета будет чистой.
Экологическая культура – это то, как я отношусь к природе, живу ли я по законам природы.
Библиографический список
Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0
Сайт Экологический центр «Экосистема» - http://ecosystema.ru/index.htm
Сайт Татьяна Пироженко - https://www.tavika.ru
Википедия - https://ru.wikipedia
Сайт Экопроблемы - https://ecoproblems.ru/articles/ekologicheskaya-problema-zagryaznenie-vody
Сайт Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации - https://www.ozoneprogram.ru/
Сайт GREENMYSTERY - https://greenmystery.ru/
Сайт Экологическое объединение «Эколог» - https://xn----stbmju3c.xn--p1ai/a224466-top-ekologicheskih-problem.html
Сайт Природа мира - https://natworld.info/nauki-o-prirode/produczenty-konsumenty-i-reduczenty
Приложения
Приложение 1 Лэпбук «Экологическая культура»
Приложение 2 Изготовление лэпбука
Приложение 3 Тест
26 %
74 %
Приложение 4
№ |
Вопрос теста |
Количество человек, которые ответили «да» |
Процент от общего числа учеников, принявших участие в опросе |
1 |
Сортируют мусор |
8 человек |
35% |
2 |
Вторично используют бросовые материалы (на поделки или что-то ещё) |
19 человек |
83% |
3 |
Сдают макулатуру |
4 человека |
17% |
4 |
Сдают металлолом |
10 человек |
43% |
5 |
Относят использованные батарейки в специализированные пункты приёма |
10 человек |
43% |
6 |
Используют сумку вместо одноразовых пакетов |
9 человек |
39% |
7 |
Делают кормушки |
20 человек |
87% |
8 |
Подкармливают животных |
20 человек |
87% |
9 |
Не рвут цветы, не ломают ветки с живых деревьев |
17 человек |
74% |
10 |
Не берут домой детёнышей диких животных |
23 человека |
100% |
11 |
Не трогают птичьи гнёзда |
23 человека |
100% |
12 |
Не разоряют муравейники |
23 человека |
100% |
13 |
Не обижают жуков, улиток, лягушек, червяков и прочую мелкую активность |
23 человека |
100% |
1 |
Уносят с собой мусор после пикника |
23 человека |
100% |
15 |
Устраивают субботники возле дома |
17 человек |
74% |
16 |
Расчищают от мусора лес или пляж |
15 человек |
65% |
Приложение 5
1 Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
2 Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0
3 Сайт Экологический центр «Экосистема» - http://ecosystema.ru/index.htm
4 Сайт Татьяна Пироженко - https://www.tavika.ru
5 Википедия - https://ru.wikipedia
6 Сайт Экопроблемы - https://ecoproblems.ru/articles/ekologicheskaya-problema-zagryaznenie-vody
7 Сайт Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации - https://www.ozoneprogram.ru/
8Сайт GREENMYSTERY - https://greenmystery.ru/
9 Сайт Экологическое объединение «Эколог» - https://xn----stbmju3c.xn--p1ai/a224466-top-ekologicheskih-problem.html
10 Сайт Природа мира - https://natworld.info/nauki-o-prirode/produczenty-konsumenty-i-reduczenty