Сортировка мусора

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сортировка мусора

Федоров З.А. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Становихина Н.Н. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Если пять минут в день я буду помогать Земле, душа моя станет чище, а руки всегда можно вымыть».

Эрл Хикки, сериал «Меня зовут Эрл»

Введение

Однажды, когда я был чуть младше, я заметил, что у нас дома на балконе появились коробки с пустыми пластиковыми бутылками, с жестяными и стеклянными банками, с картоном и бумагой. Я поинтересовался у мамы, почему этот мусор, который мы раньше выбрасывали в урну, лежит у нас на балконе. Тогда мне мама рассказала, что на самом деле этот самый мусор — это ценное вторсырьё. Старая бутылка, картонка и пустая баночка могут получить шанс на вторую жизнь и принести пользу человеку ещё раз. (Например, из четырёх ста алюминиевых баночек можно изготовить один детский велосипед.) А попадая на помойку, мусор наносит вред окружающей среде: он загрязняет воду, почву, опасен для птиц и животных, и также разрушает местную экосистему. Сортировка мусора если и не спасёт экологию, то способна значительно уменьшить вред. В нашей семье уже третий год сортируется мусор и вывозится в пункты приёма вторсырья. А другие жители города готовы сортировать мусор?

Тема исследования: «Сортировка мусора».

Тема «Сортировка мусора» очень актуальна, так как загрязнение окружающей среды – самая крупная проблема современного мира. Раздельный сбор мусора и последующая его переработка – один из важнейших пунктов сохранения жизни на Земле. Неотъемлемой частью современного общества является понимание того, что ресурсы планеты не бесконечны, и развитие человечества напрямую связано с экологией планеты.

Цель: Убедиться на собственном опыте в возможности сортировки мусора для сохранения экологии города и привлечь к этому одноклассников.

Объект исследования: экология города.

Предмет исследования: бытовой мусор.

Методы исследования: метод опроса, метод эксперимента.

Гипотеза: Успешное разделение мусора будет возможным, если организовать совместную деятельность детей и взрослых нашего города.

Задачи:

1. Узнать, как сортировка мусора может повлиять на сохранение окружающей среды.

2. Узнать, как организован сбор вторсырья в Иркутске.

3. Познакомить одноклассников и их родителей с возможностью внесения своего вклада в сохранение экологии нашего города с помощью сортировки мусора.

1. Теоретическая часть

1.1 Мусор – это ценное вторсырьё

Нам посчастливилось жить в удивительное время! За последние сто лет человечество совершило множество научных открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей жизни и понять, как устроен мир вокруг нас. Люди побывали в космосе, спустились на дно океана, нашли лекарства от болезней, которые раньше считались неизлечимыми, изобрели мобильный телефон, интернет, беспилотные автомобили и роботов, способных выполнять любую работу. Но вместе с этим появились и новые трудности – активная деятельность человека привела к климатическому кризису и другим экологическим проблемам, которые влияют на здоровье, на качество и продолжительность жизни. Но если осознанно подходить к данной проблеме, то помочь природе способен каждый человек.

С чего начать свой путь в сторону более экологичного образа жизни? Прежде всего, нужно честно посмотреть на проблемы, к которым привела деятельность человечества, и признать их. Каждый час на нашей планете исчезает участок леса размером с футбольное поле. Деревья вырубают под сырьё и сельскохозяйственные нужды: на их месте появляются пастбища, плантации, поля. А вот мусорные пятна в мировом океане, наоборот, разрастаются. Крупнейшее мусорное пятно расположено в северной части Тихого океана. (Приложение 1). В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район океана. Сегодня его скопление представляет собой пятно размером с Монголию! На этом участке находится более ста миллионов тонн мусора, в основном пластика. Это не только загрязняет море и пляжи, но и губит морских животных и птиц.

Каждый человек, животное и даже вещь оставляют свой экологический след, а значит, влияют на природу. От того, сколько энергии и воды мы расходуем, как много создаём мусора, какие продукты едим, какие вещи и в какой упаковке покупаем, каким транспортом пользуемся, - от всего этого зависит степень нашего воздействия на планету.

Сделать хотя бы небольшой шаг к спасению окружающей среды можно при помощи сортировки мусора. На первый взгляд, это кажется незначительным действием, а что, если каждый человек на планете будет правильно сортировать мусор? А если это не просто отходы, а ценное вторсырьё? Пластиковую бутылку можно с пользой переработать: из неё сделают, например, ткань для спортивной формы. И природа скажет вам спасибо за то, что эта бутылка не осталась столетиями лежать на свалке или не стала частью мусорного пятна.

1.2 Что можно сделать из вторсырья?

Пластиковые бутылки, алюминиевые банки, старые автомобильные шины – вещи, которые мы привыкли считать мусором, могут превратиться во что-то нужное и снова послужить человеку. В Приложении 2 приведены примеры, что можно сделать из вторсырья.

1.3 Что сколько разлагается?

На земле лежат миллиарды тонн бытовых отходов. Есть отходы природного происхождения, которые разлагаются быстро, а есть отходы, разложение которых занимает долгие годы и оказывает негативное воздействие на окружающую среду (Приложение 3). Отходы нельзя оставить разлагаться под солнцем или просто закопать в землю: токсичные продукты разложения просачиваются в землю и попадают в грунтовые воды и водоносные слои, отравляя животных и растения.

У современных мусорных полигонов сложное многоступенчатое устройство: на дне котлована находится изолирующая мембрана, которая не даёт продуктам разложения попасть в водоносный слой, а захоронение мусора производится в строгом порядке.

1.4 Что можно сдать?

Давайте разберёмся, какие отходы могут считаться вторсырьём и как их сортировать.

Макулатура.

Начать можно с макулатуры. Её легко собирать, хранить и сдавать. Во-первых, на макулатуру приходится почти половина от твёрдых бытовых отходов. Представляете, насколько уменьшились бы свалки, если бы все сдавали в переработку хотя бы бумагу? Во-вторых, сдавая макулатуру, вы спасаете деревья и ресурсы, затрачиваемые на производство бумаги. С использованием бумажного вторсырья делают офисную бумагу, картон, крафт-пакеты, упаковочную и туалетную бумагу, яичную упаковку, ткань и даже строительные материалы.

Стекло.

Стекло делается из ограниченного природного ресурса (кварцевый песок, сода и известь), а разработка новых песчаных карьеров наносит большой ущерб природе. К тому же стекло можно перерабатывать бесконечное количество раз! Да-да, каждая банка и бутылка может снова стать банкой и бутылкой, и так множество раз.

Металл.

С металлом схожая история: он долго разлагается (вы пьёте газировку пять минут, а банка из-под неё пролежит в земле около 500 лет), ресурсы на его производство ограниченны, а вот перерабатывать его можно бесконечно. Вот почему стоит заботиться о том, чтобы собирать металлические отходы и сдавать их в переработку.

Пластик.

Только представьте: для разложения пластиковой бутылки требуется около 100 лет! Именно из пластика сформировалось мусорное пятно в Тихом океане. Но самое печальное, что большое количество долговечного пластика оказывается в желудках морских птиц и животных и это приводит к их гибели.

Органика.

Есть ещё одна категория – органические отходы: кожура овощей и фруктов, остатки еды, испортившиеся и недоеденные продукты. Эти отходы быстрее всего разлагаются, но непонятно, куда же их девать. Идеальный вариант – компостировать, то есть закапывать в землю. Но это доступно только деревенским жителям.[1]

1.5 С чего начать?

Распечатайте памятку по сортировке отходов и повесьте её на видное место (Приложение 4).

Подумайте, где вы будете хранить отходы до момента сдачи в пункт приёма вторсырья. Можно взять большую коробку или контейнер и складывать туда всё, что можно переработать, а перед сдачей рассортировать. Перед сдачей вторсырьё нужно подготовить: то, что можно мочить (пластик, стекло, металл), сполоснуть и высушить, а если получится, то смять. Чистые, сухие, компактные отходы удобнее хранить и дома, и в пунктах приёма вторсырья.

Определитесь, со сбора каких отходов вам будет проще начать.

Найдите ближайшие к дому пункты приёма вторсырья. У независимой международной общественной организации «Гринпис» есть проект Recycle Map — карта, где отражены пункты приёма вторсырья. На карте отражены даже кафе, которые принимают батарейки.[2]

1.6 Как организован раздельный сбор мусора в Иркутске

За 2021 год в Иркутске установлено 249 контейнеров, предназначенных для раздельного сбора твердых бытовых отходов (Приложение 5). Но, к сожалению, люди не привыкли ими пользоваться и зачастую можно увидеть, как в них попадают мешки с разными отходами.[3]

Раздельно собранные отходы вывозятся отдельным мусоровозом, если в контейнерах существует минимальный объем засора. То есть, если в контейнере для картона находится картон, в контейнере для пластика пластик и так далее. В этом случае формируется заявка и специализированный мусоровоз организует вывоз вторичного сырья. Прочие, несортированные отходы, в такой мусоровоз не попадают!

Отходы, собранные раздельно, вывозятся в одном мусоровозе с твёрдыми коммунальными отходами в том случае, если отсутствует их разделение и смешанные отходы находятся в каждом контейнере. То есть в контейнере для картона могут быть пищевые остатки, битое стекло и другое. В таком случае необходимости в отдельном мусоровозе нет, так как такие отходы считаются испорченными и непригодными для переработки и в любом случае будут вывезены на полигон для захоронения. 

В 4 квартале 2022 года в Иркутской области планируется запустить первую линию мусороперерабатывающего завода. В её состав войдет одна из крупных линий для сортировки отходов в Российской Федерации мощностью до 600 тысяч тонн отходов в год.[4]

В Иркутске вторсырье принимают частные компании. Они собирают его на складах и пакуют, после чего отправляют на заводы-переработчики.В городе перерабатывают только бумагу и картон. Пластик по большей части отправляют в город Ангарск, а стекло — на Урал.[5]

Также в городе проходят различные экологические акции.

В начале 2019 года благотворительный фонд  «Подари планете жизнь»  и группа компаний «Слата» запустили бессрочный проект #мусоруКРЫШКА. Пластиковые крышки, которые вы сбросите в урны данного проекта, установленные в магазинах «Слата», отправят на переработку. Вырученные деньги идут на экопроекты по озеленению и восстановлению парков и лесов в Иркутске и Иркутской области.[6] 

Работают в Иркутске передвижные пункты по раздельному сбору вторсырья в рамках марафона «Скажи мусору НЕТ!» Где на переработку примут у вас то, что не примут в обычных пунктах приёма вторсырья, например, зубные щётки, пластиковые карты, бритвенные станки, диски, кассеты, дискеты, коробки от дисков, блистеры от лекарств, таблетки, капсулы, драже, мультифоры, ненужную вам одежду и игрушки для нуждающихся людей, продукты питания для животных из приютов. Добровольцы благотворительного фонда «Подари Планете Жизнь» также организуют показ экороликов международного конкурса «Минута для будущего», конкурсы с экоштучками в подарок, мастер-классы по раздельному сбору отходов, соревнование по сдаче наибольшего количества вторсырья (отдельно по фракциям) с небольшими призами, рассказывают про экопривычки. 

Появилось в Иркутске и экотакси, которое оказывает услуги по вывозу вторсырья.

С целью экологического просвещения и мотивации детей и подростков на сохранение природы проводят акции по сбору использованных батареек и макулатуры в учебных заведениях, в том числе и в нашей школе, в которых уже дважды я принимал участие.

2. Практическая часть

2.1 Проведение анкетирования

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы провели анкетирование среди семей обучающихся моего класса, задав 5 вопросов (Приложение 6):

Сортируют ли у вас дома мусор?

Если Вы сортируете мусор, укажите вид сортируемого вторсырья.

Если Вы не сортируете мусор, то какова причина?

Сдаёте ли Вы упаковку товаров в пункты приёма вторсырья?

Если Вы не пользуетесь пунктами приема вторсырья, то какова причина?

Результаты анкетирования представлены в работе (Приложение 7).

Проведённое исследование показало, что большинство опрошенных – 15 человек не сортируют мусор, 14 человек делают это частично. Из числа людей, сортирующих отходы, сдают на переработку в основном опасные отходы (батарейки), реже макулатуру, стекло, пластик. Металл никто не сдаёт. Основными причинами отказа от сортировки является то, что люди не видят в ней смысла, думая, что всё равно все отходы смешают в одну кучу и вывезут на свалку, а также из-за отсутствия места в квартире. Не сдают упаковку товаров в пункты приёма вторсырья в основном по одной причине – нет пунктов поблизости.

По результатам анкетирования мы подготовили для учеников презентацию, которую я представил на классном часе, и рассказал о влиянии мусора на экологию планеты, животных и людей. Далее, я раздал приготовленные для одноклассников и их родителей памятки по сортировке отходов и листовки с информацией о ближайших адресах пунктов приёма вторсырья в Иркутске. Чтобы на практике показать одноклассникам, что сортировать мусор совсем не сложно, мы с классным руководителем предложили ребятам организовать в нашем классе сортировку мусора, который мы могли бы сдать на переработку (например, пластик, бумагу и использованные батарейки). Ребята поддержали эту идею и в скором времени мы установили в нашем классе специальные урны для раздельного сбора мусора. (Приложение 8)

2.2 Эксперимент по сортировке мусора дома

Мусорная реформа начинается не только со строительства мусороперерабатывающих заводов, но и с осознанного отношения людей к этой теме. Сортировка бытовых отходов – это первое звено всей цепочки.

Для наглядности и примера, в качестве эксперимента минимум одну неделю я сортировал мусор (Приложение 9). Чтобы удобно было сортировать, я подготовил пакеты разных цветов для каждого вида вторсырья. Зелёный – для стекла, синий – для металлолома, красный – для пластика и крафт-пакет для макулатуры. В течение недели каждый день я отсортировывал мусор, а в конце эксперимента взвесил общий вес отходов и внёс данные в таблицу.

Цвет пакета

Вид вторсырья

Вес за 7 дней

Перерасчёт на год

Крафтовый

Бумага и картон

700 гр.

36 кг.

Зелёный

Стеклотара

1 кг.900 гр.

99 кг.

Красный

Пластик

850 гр.

44 кг.

Синий

Металл

1 кг. 200 гр.

62 кг.

Итак, больше всего в нашей семье скапливается стеклотара. На втором месте – металл. И на третьем месте – пластик. По истечении недели мы вывезли весь собранный мусор в ближайший пункт приёма вторсырья. Оказывается, что сдавая все эти виды отходов, можно получить деньги. То есть каждая семья, сохраняя экологию нашего города, может ещё и заработать на этом.

В процессе сортировки мусора дома, чтобы больше людей прониклись идеей спасения природы, мы с мамой решили снять видеоролик, который наглядно показал бы все этапы моего эксперимента:

Изучение и осознание проблемы загрязнения окружающей среды;

Принятие решения на деле внести свой вклад в сохранении природы посёлка и планеты при помощи сортировки мусора;

Подготовку тары для раздельного хранения вторсырья дома;

Подготовку отходов для их удобного и компактного хранения (вымыть, высушить, смять упаковку после использования продуктов);

Вывоз пластиковых крышечек в урну #мусоруКРЫШКА, установленную в магазине «Слата» города Иркутска;

Вывоз отходов в пункт приёма вторсырья, собранного за одну неделю;

Получение денежного вознаграждения при сдаче мусора в переработку.

С целью привлечения людей к актуальной проблеме увеличения свалок с бытовыми отходами, мы разместили данный видеоролик на видеохостинговом портале YouTube, который можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/VCUuZ_E2Mqo. Этот видеоролик также был представлен одноклассникам и ученикам из параллельных классов.

Заключение

Проведя эти эксперименты, мы поняли, что моя гипотеза о том, что успешное разделение мусора будет возможным, если организовать совместную деятельность детей и взрослых подтвердилась. Мы школьники и пока нам необходима помощь взрослых, чтобы помогать планете. Сортировать бытовой мусор дома возможно и интересно. Мне понравился этот процесс, потому что он напоминает игру.

Познакомив учеников школы с темой загрязнения окружающей среды мусором и возможностями его переработки, мы постарались привлечь внимание к этой проблеме.

Организовав раздельный сбор мусора в своём классе, мы показали, что это несложно и может сделать каждый, чтобы наше будущее было светлым, чистым и красивым.

Сортируя бытовой мусор, люди будут меньше причинять вред окружающей среде и при правильной организации сбора мусора смогут даже пополнить свой семейный бюджет. Мусор разделяйте и природе помогайте!

Список использованных источников и литературы:

Шабутдинова Л., «Как маленькому человеку помочь большой планете», г. Москва, ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021. – 95 с.

https://recyclemap.ru/?id=8745&lang=ru

https://glagol38.ru/text/14-01-2022/007

https://www.irk.ru/news/articles/20211116/operator/

https://ircity.ru/articles/57041/

https://www.slata.ru/projects/musorukryshka/

Приложение 1

Рисунок 1 Крупнейшее мусорное пятно, расположенное в северной части Тихого океана

Приложение 2

 

Рисунок 2 Что можно сделать из вторсырья

Приложение 3

 

Рисунок 3 Что сколько разлагается

Приложение 4

Рисунок 4 Памятка по сортировке отходов

Приложение 5

Рисунок 5 Контейнеры для раздельного сбора мусора, установленные в Иркутске

Приложение 6

АНКЕТА

для проведения опроса по вопросам организации раздельного сбора отходов

Сортируете ли Вы мусор?

а) да, постоянно

 
   

б) да, частично

 
   

в) нет

 

Если Вы сортируете мусор, укажите вид сортируемого вторсырья:

а) макулатура

   

г) пластик

   
           

б) стекло

   

д) опасные отходы

   
     

(батарейки)

   

в) металлолом

         
     

е) ваш вариант ответа

 

Если Вы не сортируете мусор, то какова причина?

а) не вижу смысла, так как всё равно всё смешают в одну кучу и повезут на свалку

 
   

б) нет времени на это

 
   

в) в моей квартире это неудобно, нет места

 
   

г) затрудняюсь ответить

 

Сдаёте ли Вы упаковку товаров в пункты приёма вторсырья?

а) да

 
   

б) нет

 
   

в) частично

 

 

Если Вы не пользуетесь пунктами приема вторсырья, то какова причина?

а) нет времени

 
   

б) пунктов нет поблизости

 
   

в) не привык ими пользоваться

 

Благодарю за ответы!

Приложение 7

Результаты анкетирования

по вопросам организации раздельного сбора отходов

 

Диграмма 1 Сортируете ли Вы мусор?

 

Диаграмма 2 Если Вы сортируете мусор, укажите вид сортируемого вторсырья

Диаграмма 3 Если Вы не сортируете мусор, то какова причина?

Диаграмма 4 Сдаёте ли Вы упаковку товаров в пункты приёма вторсырья?

Диаграмма 5 Если Вы не пользуетесь пунктами приема вторсырья, то какова причина?

Приложение 8

Рисунок 6 Организация сортировки мусора в классе

Приложение 9

Рисунок 7 Эксперимент со сбором мусора дома

Просмотров работы: 689