Виртуальная экскурсия "Легенды о цветах"

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Виртуальная экскурсия "Легенды о цветах"

Баранукова М.Э. 1
1МБОУ НОШ № 17
Макиян С.А. 1Останкович Е.В. 2
1МБОУ НОШ № 17
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №17 города Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать ил срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

С.Вургун.

Кавказ – удивительное место. Здесь есть всё: целебный воздух и минеральные источники, удивительные животные и растения. Ученые утверждают, что в этом месте, собралась как минимум, флора трёх геоботанических сообществ – Европы, Азии и высокогорий. Кавказ – «перекресток» разных миров, культур и религий. У каждого народа свое понимание о красоте, что находило отражение в мифах, легендах и сказаниях. Многие из них связаны именно с растениями. Меня интересует экология моей Малой Родины – Кавказских минеральных вод и культура народов, населяющих этот регион. Поэтому в моем исследовании сплелись мифы, легенды и предания о цветах.

Цель работы: изучить флору горы Машук и горы Бештау и выявить мифы и легенды, связанные с цветущими растениями. Задачи: Ознакомиться с растениями гор Машук и Бештау и выявить мифы и легенды, связанные с этими растениями; разработать виртуальную экскурсию «Легенды о цветах» для моих сверстников и разработать макет буклета с текстами, собранных мною мифов и легенд. Провести анкетирование по итогам экскурсии.

Гипотеза: Ребятам моего возраста такая экскурсия будет интересна.

Актуальность: Обращаясь к мифам, легендам и преданиям о цветущих растениях, я привлекаю внимание к необходимости их охраны.

Методика работы

Исследование мифов, легенд и преданий проводилось согласно рекомендациям Рублевой С.А., изложенными в статье «Изучение фольклорных произведений в начальной школе» (2020 г.). Разработку виртуальной экскурсии проводили под руководством учителей МБОУ НОШ №17 г. Пятигорска Макиян С.А. и Останкович Е.В. Консультантом по изученю флоры КМВ проводились педагогом дополнительного образования Фроловой А.А.

2. Основная часть. Результаты исследования

Практически у каждого народа есть свои сказания и легенды о растениях. Одним в них приписываются волшебные свойства, другим – связь с магическими существами, а третьи названы в честь героев эпоса. Даже окраске соцветий придавался сакральный смысл. На Кавказских минеральных водах проживает множество национальностей: кавказские народы, русские, греки, немцы, евреи; в последние годы появились представители различных арабских народов. Поэтому я решила в своей экскурсии применить мифы и легенды разных народов.

3.1 Виртуальная экскурсия

Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию!

Первая наша остановка – подснежники. Всем знаком эти цветы. Они считаются первой песней второго времени года. Согласно древней легенде они обязаны своим появлением Адаму и Еве и их изгнанию из рая. Тогда шёл сильный снег и Ева замёрзла. Но снежинки желали согреть Еву и несколько из них превратились в цветы. Это подняло настроение и наделило женщину надеждой. Именно поэтому подснежник считается символом надежды. А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

А теперь мы с вами остановимся около пролесок. Этот нежный голубой цветок у древних славян стал символом непорочной любви неба и озера, в котором отражалось небо. По другой легенде народов Алтая, девушка, которую скрыл злой дух подземелья, своей душой вырастила прекрасный нежный цветок, чтобы дать своему возлюбленному понять, что она жива и ждет его помощи. А цветок был голубой как её глаза.

Переходим к морознику. Морозник, зимовник, геллеборус – травянистый корневищный многолетник, Рассказывают, будто вифлеемские пастухи, узнав о рождении Спасителя, решили принести ему дары. И только один подпасок не нашел подарка. Он огорчился и горько заплакал. И в том месте, где слезы упали на снег, вдруг появились прекрасные цветы. Обрадовавшись, мальчик собрал большой букет и принес его младенцу Христу. Так возникла традиция дарить в этот радостный день рождественские, или снежные, розы. Существовало поверье, будто морозник может сделать человека невидимым: стоит только взять корень черного морозника, высушить определенным образом, растереть и рассеять по полу, как ступивший в круг из него станет невидим.

Обратите внимание, под этим деревом растет удивительный душистый цветок – ландыш. Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость. Когда ландыш отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка – горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш также безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы у креста ее распятого сына.

Рядом с ландышем спряталась скромная анютина глазка. По легенде о фиалке трёхцветной – анютином глазке: в её трехцветных лепестках отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Около них распустилось целое море первоцветов весенних (баранчики, ключики и примулы). По легенде хранитель ключей рая уронил их на землю. Когда он нашел их, то Господь на этом месте вырастил скромный желтый цветок, напоминающий связку ключей.

Следующая остановка около цветущего боярышника. У древних славян существовала легенда о девушке, чьи русые волосы часто были украшены венком из боярышника. Белое лицо ее зарей облито, а строгие очи ярче зелени незрелого боярышника. И ценила она выше всех достоинств верность, чистоту и взаимность. У нее был суженный; и со дня на день в доме ждали сватов. Сельчане часто встречали девушку в венке из боярышника: весной – с белыми цветами, а по осени – с красными ягодами. На беду подрастающей красавицей любовались не только жители деревни, но и внук Чингисхана, будущий Батухан. Уже несколько дней пытался он заговорить с ней, заманивал в богатую юрту, но безуспешно: девушка была помолвлена с синеглазым русичем. Не выдержал Бату. Воровски выследил русиянку и бросился к ней. Не испугалась девушка. Прижалась она спиной к боярышнику и выхватила из-под шушпана кинжал. А когда Бату все-таки приблизился к ней, ударила себя в грудь кинжалом и пала на куст боярышника.

Под боярышником мы видим барвинок. С ним связано множество примет, имеющих отношение к замужеству. В Австрии и Германии его использовали для гадания на суженого. В некоторых других странах барвинок символизирует счастье и согласие молодых супругов, а также охраняет дом от удара молнии. Цветы барвинка, собранные между Успением и Рождеством Богородицы, якобы обладают свойством прогонять нечистую силу, поэтому в старину их носили на себе или вешали над входной дверью. Широко используется образ этого цветка и в текстах народных песен.

А сейчас мы с вами вышли на поле. Среди золотых колосьев можно увидеть синие цветки васильков. Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья». «Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви». «Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова. С васильками у славян связано два праздника: «пошел колос на ниву» – отмечался при появлении колосьев на ниве и «именинный сноп» – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время первого праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: «Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей».

Праздник «именинный сноп» проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

Рядом с пшеничным полем цветет гречиха. Знаете ли вы, что её появление в России связывают с легендой, обработанной писателем Телешовым Н.Д. в сказке «Крупиничка». Барышню Крупиничку похитили татары, чтобы отдать в наложницы крымскому хану. Спасти её и других девушек невольниц смогли нянюшка и старичок Одолень-трава. Нянюшка превратила девушек в гречишные семена и вернула их на Русь. Семена были брошены на распаханном поле, обернулись девушками-красавицами, которые пошли по своим родным местам, а на их месте выросла гречиха. До сих пор в деревнях, когда сеют гречиху поют.

Крупеничка, красная девица,

Кормилка ты наша, радость-сердце.

Цвети, выцветай, молодейся,

Мудрее, курчавей завивайся,

Будь всем добрым людям на угоду!

Будь всем добрым людям на угоду!

Во время посева, 13 июня, в день Гречишницы, в старину всякого, угощали кашей — досыта.

За полем каменистый склон. На нем растут асфоделины. С древности асфодель считался символом смерти, траура, скорби и загробной жизни. Согласно античным представлениям он служил пищей умершим в царстве Аида и был посвящен владычице подземного царства Персефоне. «На асфодельных лугах блуждают тени умерших», — говорили древние греки. Они верили и в то, что асфодель способен изгонять из жилищ злых духов.

Здесь же вы можете увидеть тюльпан. Популярная легенда гласит, что давным-давно счастье пряталось в бутонах тюльпана. И никто не мог до него добраться, пока однажды мимо растения не прошла нищенка со златокудрым малышом. У женщины и в мыслях не было добраться до счастья, а вот ребёнок бросился к удивительному цветку. И тюльпан открылся чистоте чувств малыша. После этого ранней весной цветки стали дарить счастье всем, кто этого желает.

Также популярность цветка связывают с красивой легендой о помешавшемся от безответной любви к красавице Ширин принце Фархаде. Спасаясь от горечи неразделённого чувства, он что есть мочи разогнал своего скакуна в горах и разбился насмерть. На месте, где вытекшая кровь юноши пропитала собой почву, выросли красные тюльпаны, символ любви и преданности, которые способны преодолеть даже смерть.

На горах Машук и Бештау мы можем встретить аконит. Его еще называют борцом. Часто его можно видеть на каменистых склонах как на этом склоне. Викинги связывали этот цветок с Одином – их верховным богом. По легенде аконит вырос из его капель крови. Аконит был знаком и древним германцам. В мифах ядовитый аконит часто связан с Волком — воплощением Мирового Зла.

Недалеко от аконита можно встретить безвременники. По древней аланской легенде у нарта Урызмага родился сын. Так как отец был в отъезде, имя мальчику не дали. Юный богатырь рос не дням, а по часам. Когда Урызмаг вернулся домой, он случайно убил своего сына. Через некоторое время нарт встретил юношу со звенящим голосом. На совместной охоте юноша попросил дать ему имя и Урызмаг назвал его Ацамазом. Охота была успешной. Стрела Ацамаза пронзила сердце горного барана, а стрела Старшего попала в бок. По обычаю добыча принадлежит тому охотнику, который нанес смертельный удар. Юноша разделал тушу барана, как принято на поминках и объяснил Урызмагу, что повелитель мертвых отпустил его в мир живых, чтобы он встретился с отцом и получил имя. В тот же миг Ацамаз исчез, а на его месте появился чудесный цветок. Аланы называли его ацамазом, а мы называем его безвременником.

2.2 Результаты анкетирования

Когда я провела виртуальную экскурсию в своем классе, Светлана Анатольевна и Евгения Валентиновна предложили мне провести такие экскурсии и в других 4-х классах. После моего лектория, мне стало интересно, а понравилась ли моя экскурсия моим сверстникам или нет. Мы с учителями разработали анкету-опросник (Приложение 3) и провели анкетирование среди слушателей. Результаты занесли в таблицу (Приложение 4).

3. Заключение и выводы

Ознакомившись с растениями гор Машук и Бештау Бештау, я нашла мифы и легенды разных народов, связанные с этими растениями. Разработала текст и презентацию для виртуальной экскурсии «Легенды о цветах», которую провела для моих сверстников и разработала макет буклета с текстами, собранных мною мифов и легенд, используя Фотографии из личного архива. Провела анкетирование по итогам экскурсии. Результаты анкетирования представлены в приложении. Конечно, цветущих растений у нас много, но я выбрала самые интересные на мой взгляд. Наша экскурсия подошла к концу, но мое исследование будет в дальнейшем продолжено. Я хочу собрать как можно больше мифов и легенд о местных растениях.

Используемая литература и иные источники

1. Рублева С.А. «Изучение фольклорных произведений в начальной школе» (2020 г.).

2. Красиков С.П. «Легенды о цветах и самоцветах: Новеллы» - М.:1996.

3. Золотницкий Н.Ф. «Мифы и легенды о цветах». Абрис/ОЛМА, 2020 г.

4. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/

5. https://inoskaz.com/legendy-o-cvetax/

6. https://vladi-flowers.ru/legendi-o-cvetah/

7. https://ped-kopilka.ru/kalendar/leto/legendy-o-cvetah-dlja-detei.html

Приложение 1

Ищу материалы по моему исследованию

   

Приложение 2

Провожу анкетирование

   
   

Приложение 3

Анкета

1. Любишь ли ты читать сказки, мифы или легенды? ____________________________

2 Какие из этих произведений о растениях ты можешь назвать? Укажи автора или, если оно (произведение) народное, то укажи, какому народу принадлежит. Например: «Пятеро из одного стручка» Г.Х. Андерсен; «Легенда о Тюльпане» - калмыцкая легенда, Напиши пять названий

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Много ли ты знаешь легенд, мифов, сказаний о цветах. Напиши хотя бы 3 названия

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Понравилась ли тебе виртуальная экскурсия «Легенды о цветах»? Поставь оценку от 1 до 5 ________

Напиши краткий отзыв _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Результаты анкетирования

   

   
 

4-а

4-б

4-в

4-г

Кол – во

уч-ся

27

35

25

26

Кол-во анкет

24

30

21

24

1

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

20

4

23

7

15

6

19

5

2

справились

не справились

справились

не справились

справились

не справились

справились

не справились

15

9

22

8

14

7

15

9

3

справились

не справились

справились

не справились

справились

не справились

справились

не справились

18

6

24

6

14

7

17

7

4 (количество выставленных баллов)

5

12

14

7

14

4

10

12

10

6

3

2

4

3

4

2

0

0

1

0

1

0

0

0

0

Диаграмма 1

Обработка результатов 1 вопроса «Любишь ли ты читать сказки, мифы или легенды»

Диаграмма 2

Обработка результатов 2 вопроса

«Какие из этих произведений о растениях ты можешь назвать? Напиши пять названий»

Диаграмма 3

Обработка результатов 3 вопроса

«Много ли ты знаешь легенд, мифов, сказаний о цветах. Напиши хотя бы 3 названия»

Диаграмма 4

Обработка результатов 4 вопроса

«Понравилась ли тебе виртуальная экскурсия «Легенды о цветах»? Поставь оценку от 1 до 5»

Фотоприложение

   

Асфоделина крымская

Асфоделина желтая

Анютины глазки

Боярышник

     

Василек

Гречиха

Аконит (Ятрышник шлемоносный)

     

Безвременник великолепный

Ясенец кавказский

Первоцвет весенний

   

Тюльпан Шренка

Мак прицветниковый

     

Пролеска сибирская

Морозник кавказский

Подснежник кавказский

   

Ландыш майский

Барвинок

Праздник «Пошел колос на ниву»

   
Просмотров работы: 83