Культура питания обучающихся 6-9 классов нашей школы и секреты правильного питания

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культура питания обучающихся 6-9 классов нашей школы и секреты правильного питания

Айданова Т.А. 1
1МБУОО " Белогорская СОШ им. В.П. Ефимова"
Антонова А.Н. 1
1МБУОО " Белогорская СОШ им. В.П Ефимова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

Я, как и мое поколение детей живущих вдалеких арктических улусах крайнего Севера страны в силу трудной транспортной схемы доставки свежих натуральных продуктов питания в наши районы проживания испытываем трудности в организации правильного питания. Свежие овощи и фрукты здесь продают в магазинах по дорогой цене, особенно в летнее время т.к. их привозят на самолетах. Мне стало интересно узнать, как питаются наши школьники и соблюдают ли они культуру здорового питания. Думаю, что тема вызовет интерес у самих участников исследования, поможет им пересмотреть со стороны свое питание и стремиться к культуре здорового питания, а значит и здорового образа жизни.

Данная тема в данной местности изучению не подвергалась.

Предмет исследования: продукты питания и частота употребления их обучающимися 6-9 классов нашей школы

Объект исследования:состав потребительской пищевой корзины обучающихся 6 – 9 классов нашей школы и соблюдение ими культуры здорового питания

Цель исследования: изучение состава потребительской корзины обучающихся 6-9 классов. Раскрыть недостатки в питании детей и актуальность проблемы культуры питания а также вредное влияние пищевого загрязнения на здоровье человека

Задачи исследования:

1. Изучение состава потребительской корзины обучающихся ОУ (6-9 классов)

2. Исследование продуктов питания обучающихся на разнообразие

3. Выявление частоты приема в пищу разнообразных продуктов питания употребляемых участниками анкетирования и культуры их питания (время приема пищи)

4. Изучение из литературных источников о возможных загрязнениях продуктов питания, о вредности консервированных продуктов питания

5. Составление рекомендаций о секретах правильного питания

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование, анализ, сравнение, обработка статистических данных, работа с литературными источниками

Основная часть

В исследовании по данной теме приняли участие 26 обучающихся школы 6 – 9 классов МБУОО «Белогорская СОШ им. В.П. Ефимова» Абыйского улуса Республики Саха(Якутия).

Из предложенных в анкетировании 25-ти наименований продуктов питания а именно: мясо свежее, мясо консервированное (мясные консервированные продукты), птица, сало, яйца, колбаса копченая, колбаса вареная, хлеб (серый, пшеничный, белый, ржаной, булочки, выпечка домашняя), крупы (гречка, манная, пшено, рис, горох), овощи свежие, фрукты свежие, овощи консервированные, фрукты консервированные, рыба свежая, рыба консервированная и молочные продукты, выявлено, что обучающиеся 6-9 классов нашей школы все употребляют в повседневную пищу 13 наименований продуктов, которые представлены ниже в таблице.

Состав потребительской корзины обучающихся ОУ (6 -9 классов) и частота употребления наименований продуктов питания, разнообразие рациона, количество приема пищи в день, время приема пищи до сна представлены в вопросах двух анкет.

Вопросы анкеты №1

   
               

Название

продуктов

питания

1 раз в день

Неск-ко раз в день

1 раз в неделю

2-3 раза в неделю

1 раз месяц

2-3 раза в месяц

Не употребляю

Мясные продукты

             

Мясо свежее

             

Мясо консервированное

             

Колбаса вареная

             

птица

             

яйца

             

Рыба свежая

             

Рыба консервирован.

             

Молочные продукты

             

Овощи свежие

             

Овощи консервиров.

             

Фрукты свежие

             

Фрукты консервированные

             

Вопросы анкеты №2:

Сколько раз в день вы едите? (5-6, 3-4, 1-2,1)

Завтракаете регулярно? (да или нет)

Ежедневно ем первые блюда. (да или нет)

Плотно ли вы ужинаете?

Время еды до сна (вечером)?

Едите ли вы ежедневно сырые овощи (свежие)? (да или нет)

Едите ли вы в промежутках между едой? Что обычно едите?

Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели?

Результаты ответов обучающихся на анкету №1

Наименование продуктов

1 раз в день

Неск-ко раз в день

1 раз в неделю

2-3 раза в неделю

1 раз месяц

2-3 раза в месяц

Не употребляю

Мясные продукты

6

10

8

2

-

-

-

Мясо свежее

6

7

7

3

3

1

2

Мясо консервированное

2

4

6

8

11

4

2

Колбаса вареная

10

5

2

4

2

3

2

птица

6

3

6

3

3

6

2

яйца

8

5

4

6

3

1

2

Рыба свежая

9

5

2

4

2

1

5

Рыба консервирован.

6

3

2

2

4

6

7

Молочные продукты

10

6

4

4

2

-

2

Овощи свежие

13

2

7

1

1

2

1

Овощи консервиров.

4

1

3

7

4

5

6

Фрукты свежие

18

2

4

1

2

1

-

Фрукты консервированные

5

4

1

6

2

6

4

Результаты ответов обучающихся на анкету №2

Вопросы

да

нет

Сколько раз в день вы едите?

7 чел.

5-6 раз

19 чел.

3-4 раза

Регулярно ли вы завтракаете до прихода в школу?

15

11

Ежедневно ли вы едите первые блюда?

18

8

Плотно ли вы ужинаете?

16

10

Время еды до сна?

20:00-21:00

16 чел.

21:00-22:00

10 чел.

Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели?

22

4

Ежедневно ли вы употребляете сладости?

15

11

Результаты исследования:

1.Были предложены 2 анкеты. Анкета №1 содержала 13 наименований продуктов питания, наиболее часто потребляемых обучающимися - участниками анкетирования. Анкета №2 состояла из 7 вопросов, на которые надо было ответить словами «да» или «нет»

2. Из 25-ти наименований продуктов питания предложенных обучающимся в анкетировании я выделила 13 как наиболее часто употребляемые участниками анкетирования.

3.92, 3% опрошенных детей с разной степенью частоты потребления принимают в пищу все вышеперечисленные продукты питания. Выявлено, что из предложенных в анкете №1 13-ти наиболее важных наименований продуктов питания 6 наименований продуктов не употребляют в пищу по 7,7% детей. Это – мясо свежее, мясо консервированное, колбасу вареную, птицу, яйца и молочные продукты.

4.Не употребляют свежую рыбу - 19,2%, консервированную рыбу-27%; овощи консервированные - 23%;

фрукты консервированные - 15,3%

5. 73% детей принимают пищу 3-4 раза в день, остальные – 5 - 6 раз.

6. 42,3% детей по утрам не завтракают дома до прихода в школу. В школе завтрак начинается с 09:15 часов. Первые блюда ежедневно потребляют - 69,2% опрошенных детей.

7. 62% детей плотно ужинают и столько же детей потребляют еду перед сном в интервале от 20:00 до 21:00 часов, остальные в период с 21:00 до 22:00 часов

8. У 84,6% детей, участников анкетирования ежедневное меню рациона разнообразное

9. Больше половины участников анкетирования т.е. 57,7% ежедневно употребляют сладости.

К сожалению велики показатели потребления детьми консервированных продуктов питания. Из числа участников анкетирования употребляют:

●консервированные мясные продукты - 92,3%

●консервированные овощи- 77%

●консервированная рыба-73%

●консервированные фрукты – 84,6%

Предупреждениеозагрязнении пищевых продуктов

Из литературных источников я установила о вреде некоторых веществ используемых при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой промышленности. Современные методы производства, доставки и хранения продуктов потребовали применения пищевых добавок: консервантов, красителей, ароматизаторов, антибиотиков, транквилизаторов, часто синтетических заменителей продуктов. Эти вещества применяются для:

◦ нитратные и нитритные добавки для подкрашивания, консервирования, улучшения вкуса мясопродуктов

◦ антибиотики, гормоны роста, транквилизаторы. Антибиотики применяются при массовом содержании скота для уменьшения риска заболеваний, борьбы с инфекциями, для улучшения усвоения корма. Гормональные препараты используются как стимуляторы роста для увеличения прироста мяса.

● Нитриты и нитраты вступают в соединение с гемоглобином крови, образуют метгемоглобин, что вызывает одышку, отравление, а взаимодействуя с другими аминами, образуют нитрозамины, являющиеся канцерогенами.

●Даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой промышленности для производства колбас, копченостей, мясных консервов.

● Аммиачная селитра, мочевина-необходимые для быстрого роста растений минеральные удобрения. Они поглощаются интенсивно в период роста, затем в период созревания растения не нужно больше подкармливать. Нитратов меньше в прохладную погоду и во второй половине дня на 30-40%.Если это будут учитывать агрономы и работники агропромышленного комплекса, то собирая урожай по науке, можно снизить содержание нитратов в растениях в 5 раз

● Главная цель нитритных добавок – убить возбудителя ботулизма, вырабатывающего токсин, смертельный для человека даже в ничтожных дозах

В мясных продуктах обнаруживают высокое содержание антибиотиков, гормонов роста, транквилизаторов

●Лекарственные препараты попадают в организм человека с мясными, молочными продуктами и могут вызвать аллергию и другие расстройства у человека.

● При откормке скота распространены тиреостатики (ингибиторы)

подавители функции щитовидной железы. Они подавляют включение йода в гормоны щитовидной железы, поэтому привесы возрастают, т. к. уменьшается выведение воды из организма животного

●Если кормящая мать употребляет в пищу такое мясо, то ингибиторы попадая с молоком в организм ребенка, могут вызвать образование зоба у малыша

Совет №1: Рекомендуем не употреблять мясную тушенку, рыбные консервы без острой необходимости в этом.Предпочтительнее есть свежее мясо!

●При хранении банки окисляются, и поступают в продукты свинец, другие окислы металлов.

Совет №2: Предпочтительнее употреблять консервы в стеклянной таре!

● Импортные окорочка часто обрабатывают консервантом Е240 – это 40% водный раствор формальдегида, называемый формалином и он является запрещенным консервантом.

●Сладкие продукты могут содержать в своем составе синтетические заменители сахара: сахарин, аспартам, ксилит. Синтетические заменители сахара тоже могут выступать в роли канцерогена. Наш организм выделяет ограниченное количество ферментов, поэтому избыток углеводов превращается в жировую ткань, раствор сахара - прекрасная среда для различных бактерий.

Совет №3: Нужно употреблять больше фруктов, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам

●Антиоксиданты добавляются в жиры, молочные продукты для предотвращения прогоркания жиров. К сожалению безвредность некоторых добавок вызывает сомнение

●Для борьбы с сорняками производители сельскохозяйственной продукции используют гербициды и пестициды. Ядохимикаты используются для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур- колорадским жуком, саранчой и др. В течение лета выходит, размножается несколько поколений вредителей. Поэтому обработку растений приходится повторять.

●Многие добавки улучшают внешний вид, вкусовые качества, способствуют увеличению срока хранения продуктов питания. Они безвредны для человека. На мировом рынке три категории качества продовольственных товаров, различающихся исходным сырьем, особенностями технологии производства. В продовольственных товарах I категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы. Качество II категории контролируется менее строго и с учетом требований страны-импортера. На товары III категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их ниже и цены тоже, поэтому их производство выгодно для производителя.

Секреты правильного питания. Общие основы правильного питания

Пища должна быть свежей

Правильное питание должно быть разнообразным и сбалансированным

В рационе должны присутствовать сырые овощи и фрукты

Сезонность питания. Весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи

Соблюдать ограничения в питании, не переедать

Необходимо придерживаться определенного сочетания продуктов.

Нельзя есть несовместимые блюда, и это обязательное правило

От пищи мы должны получать максимум удовольствия

Рекомендуется: питаться разнообразно, питаться натуральной пищей,

питаться регулярно.

Заключение

Выводы

Из 25-ти наименований продуктов питания предложенных обучающимся в анкетировании я выделила 13 как наиболее часто употребляемые участниками анкетирования по результатам их опроса, представленные в анкете №1.

92, 3% опрошенных детей с разной степенью частоты потребления принимают в пищу все 13 продуктов питания, перечисленные в анкете №1

У 84,6% участников анкетирования ежедневное меню рациона разнообразное

Велики показатели потребления детьми консервированных продуктов питания. Из числа участников анкетирования употребляют:

◦консервированные мясные продукты - 92,3%

◦консервированные овощи- 77%

◦консервированная рыба-73%

◦консервированные фрукты – 84,6%

Больше половины участников анкетирования т.е. 57,7% ежедневно употребляют сладости.

73% детей придерживаются оптимального приема пищи в день (3-4 раза). Установлены следующие недостатки в культуре питания обучающихся:

◦ большинство по утрам до прихода в школу не завтракают дома

◦ нет постоянного времени приема пищи (вне школы)

◦ поздний прием пищи перед сном

Из различных источников литературы мною выявлены разнообразные виды загрязнения продуктов питания и секреты правильного питания, которые я изложила как рекомендации в содержании работы

Список использованной литературы:

1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: издат-во «Учитель», 2001.

2.Журналы «Здоровье» 1995.

3. Книга о здоровье. М.:Медицина, 1988.

Просмотров работы: 34