Введение
Из всех органов чувств человека
глаз всегда признавался наилучшим даром
и чудеснейшим произведением
творческой силы природы»
Г. Гельмгольц
Ежегодно детей с проблемами зрения в нашем классе становится все больше и больше. Нас заинтересовало, почему у ребят ухудшается зрение, виновата ли в снижении зрения ребенка школа или это последствия развитие информационных технологий, которыми пользуются дети, а может болезни глаз передаются по наследству? Возможно ли предупредить появление заболевания глаз?
Актуальность исследования: в мире с каждым годом количество детей с плохим зрением увеличивается, и около 80% случаев можно предотвратить. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние годы количество детей с проблемами зрения значительно возросло.
Гипотеза исследования: если дети будут ответственно относится к сохранению своего зрения, то оно не будет ухудшаться, и они никогда не столкнутся с заболеванием глаз.
Цель исследования: исследовать причины, влияющие на ухудшение зрения у детей и предложить рекомендации по сохранению зрения.
Задачи исследования:
- изучить литературу, определить значение понятия «зрение»;
- определить факторы, влияющие на зрение (изучение и анализ литературы);
- провести анкетирование среди учащихся ;
- провести беседу с врачом – окулистом и фельдшером школы МБОУ «СОШ № 30»;
- создать памятку с рекомендациями по профилактике ухудшения зрения для учеников и родителей.
Объект исследования: учащиеся начальной школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Предмет исследования: состояние зрения учащихся 4 классов.
Методы исследования:
1.Анализ и синтез информации.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование.
Сроки выполнения исследовательской работы: 12 месяцев (февраль 2021 года-февраль 2022 года).
1.Теоретическая часть
1.1 Глаз и его строение
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха- уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи. Я решила поподробнее познакомиться с органами зрения.
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло.
Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки.
Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели.
Рис.1 Строение глаз
Проблемы зрения у младших школьников
Наиболее частые симптомы проблем со зрением у детей школьного возраста, по которым можно заподозрить наличие проблем со зрением:
двоение в глазах;
проблемы с контрастностью
нечеткое зрение
размытие изображения;
усталость при зрительной нагрузке
часто щурится ребенок
снижение остроты зрения;
близко рассматривает предметы;
часто моргает и зажмуривает глаза.
Нарушение зрения у школьников
Близорукость – это вариант нарушения зрения, при котором глаз видит предметы, расположенные в непосредственной близости (вплоть до так называемой удаленной точки зрения). Объекты расположенные дальше видны плохо:
Различают следующие виды близорукости
Осевая – проявляется в том, что глазное яблоко слишком длинное, и изображение формируется перед сетчаткой, а не на сетчатке. Таким образом, изображение становится размытым. Удлинение глазного яблока на 1 мм (относительно нормальной длины) означает, что близорукость увеличивается на -3,00D.
Рефракционная – когда поверхность роговицы более крутая, по сравнению со стандартными параметрами.
Смешанная — когда в одном глазу наблюдаются оба вышеуказанных параметра: длина глаза и кривизна роговицы превышают нормальные значения.
Дальнозоркость — вариант нарушения зрения, при котором снижается зрения не только вдаль, но и вблизи. При слабых степенях может не вызывать проблем со зрением и не требует коррекции.
Варианты дальнозоркости
Осевая - когда передне-задний размер глазного яблока короче, чем стандартный. Таким образом, фокус формируется за сетчаткой.
Рефракционная - когда роговица имеет плоский профиль и слабое преломление.
Смешанная - когда сочетаются вышеуказанные признаки в одном глазу.
Астигматизм — еще одна из причин снижение зрения, при котором в глазу нет единого фокуса и формируется коридор светорассеяния, который и дает снижение качества зрения, двоения, размытого изображения и др. Различают правильный астигматизм и неправильный.
Правильный, обусловлен формой роговицы и как правило присутствует с рождения, но не всегда вызывает ухудшение зрения с самого детства.
Неправильный, обусловлен изменением профиля роговицы или хрусталика, вследствие травмы, проникающих ранений или других вмешательств на глазах. Носит приобретенный характер.
Главное помнить, что любая из вышеперечисленных проблем со зрением, может привести к нарушению зрения как в детском, так и в подростковом возрасте. Поэтому важно обращаться к офтальмологу с самого раннего детства.
После рождения постепенно с глазным яблоком происходят изменений, одним из которых является процесс, называемый эмметропизация. Глаза постепенно растут до регулярности – эмметропии, т. е. своего размера и имеют такие параметры всей оптической системы, чтобы зрительный фокус формировался в центральной зоне сетчатки, тем самым формируется и хорошее контрастное зрение. Если какой-либо из параметров глаза изменен, то изображение будет искажено или нечеткое. Изображение будет не в фокусе, и глазу придется приложить дополнительные усилия, чтобы увидеть более четко. Со временем при прогрессировании снижения зрения, глаз не может справиться с поставленной задачей и зрение стойко снижается. В этом случае уже не обойтись без средств коррекции, таких как очки или контактные линзы.
Чаще всего в школьном и подростковом возрасте зрение снижается из-за прогрессирования близорукости, так как в этот период наблюдается активный рост глазного яблока. Чтобы не привести к миопии у ребенка или замедлить ее прогрессирование, нужно, чтобы длина глаз не увеличивалась.
Так что же вызывает ускоренный рост глазного яблока? Мнения ученых разделились:
Ненормированная зрительная нагрузка;
Доминирующее механическое влияние конвергенции, создаваемое аккомодацией;
Наследственный фактор;
Слабость соединительной ткани.
К факторам риска и причинам ухудшения зрения у школьников также относятся:
гены;
неадекватная диета;
неправильный образ жизни;
чрезмерное визуальное усилие при работе (и игре) с близкого расстояния;
недостаточное освещение;
заболевания (диабет, аутоиммунные заболевания, неврологческие заболевание и др);
неправильная коррекция зрения.
Школьная миопия, как следует из названия, появляется у школьников в период активной зрительной нагрузки. В этот период, как правило, высоки риски интенсивной прогрессии миопии. С большой долей вероятности можно подозревать, что у ребенка разовьется миопия, если у родителей имеются подобные проблемы со зрением.
Также считается, что условия окружающей среды, оказывают влияние на развитие школьной миопии. Проверено, что миопия у детей школьного возраста во время каникул прогрессирует медленнее. На это влияет время, проведенное при дневном, солнечном свете, снижение количества зрительной нагрузки.
В ряде случаев нарушения зрения возникают и сразу при рождении. При таких заболеваниях как врожденная катаракта, глаукома, дистрофии сетчатки, заболевания зрительного нерва и др. Некоторые приобретенные заболевания глаз, могут также вызывать проблемы со зрением в детском возрасте.
Помимо офтальмологических причин, нарушения зрения могут быть осложнением многих других заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, инфекционные , неврологические заболевания, воспаления придаточных пазух носа и ротовой полости и др.
1.3 Методы сохранения зрения школьников
Учёные считают, что лечение нарушений зрения заключается в правильной и своевременной диагностике и лечении заболевания, их вызвавшего. Обязательно нужно посетить офтальмолога, выявить имеются ли проблемы со зрением, оценить состояние глаза, выявить причину нарушения зрения и в ряде случае существует необходимость в осмотре смежных специалистов.
При выявлении нарушений зрения, требуется адекватная коррекция очками, мягкими контактными линзами или ночными линзами. С целью остановки прогрессирования близорукости, профилактики развития косоглазия и амблиопии.
В ряде случае требуется терапевтическое лечение, которое включает в себя медикаментозную терапию (например: капли, инъекции, витамины и др.). плеоптическое и ортоптическое лечение на аппаратах-тренажерах и в крайних случаях хирургические лечение.
Также профилактикой снижения зрения может быть:
Нормированная зрительная нагрузка.
Соблюдение гигиены зрения.
Больше времени находиться на открытом воздухе.
Регулярный курс массажа шейно-воротниковой зоны.
Занятия плаванием , теннисом.
Диета богатая витаминами и микроэлементами.
И самое главное помнить, что только регулярные офтальмологические осмотры помогут выявить и предотвратить снижение зрения у школьников и подростков.
2.Практическая часть
2.1 Анализ состояния здоровья глаз у учащихся 4-г класса МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №30"
Мы решили проанализировать состояние здоровья глаз у наших одноклассников за 4 года обучения. За помощью мы обратились к нашему фельдшеру Стёпиной В.П. Валентина Петровна отметила, что после ежегодных осмотров зрения в конце учебного года в 4-г классе была выявлена динамика его ухудшения.
Рис.2 Встреча с фельдшером
В 1 классе проблемы со зрением были у 3 человек (9%), во 2 классе у 5 человек (14 %), в 3 классе у 8 человек (23 %), в 4 классе у 10 человек (29 %).
Диаграмма 1
Состояние зрения у учащихся 4-г класса МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 30»
Вывод: по результатам медицинских осмотром с 2018 по 2022 гг.состояние зрения наших одноклассников ухудшилось на 20 %.
2.2. Анализ состояния здоровья глаз у учащихся 4-х классов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №30"
Ранее проведя исследования о состояние здоровья глаз учеников 4-г класса МБОУ « СОШ №30» мы предположили, что такая проблема существует только в нашем классе. Мы решили обратиться за помощью к нашему фельдшеру и родителям учеников 4 –х классов, чтобы получить более точную информацию о проблемах со зрением у детей 10-11 лет нашей школы. Валентина Петровна и родители четвероклассников отметили, что зрение у детей с 2018 по 2022 гг. ухудшилось. Мы решили собрать статистические данные по классам, и вот, что у нас получилось:
Диаграмма 2
Состояние зрения у учащихся 4-х классов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 30»
Вывод: состояния здоровья глаз у учащихся 4-х классов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа 30» в среднем ухудшилась с 2018 по 2022 гг. на 21 %.
2.3 Мониторинг сайта Всемирной организации здравоохранения
Мы решили посмотреть, существует ли такая проблема в мире, или эта проблема есть только у учеников нашей школы. Для этого мы посетили страницы сайта ВОЗ и увидели впервые опубликованный всемирный доклад Всемирной организации здравоохранения 8 октября 2019 года. Оказывается согласно опубликованному первому Всемирному докладу о проблемах зрения более 2.2 миллиарда человек во всем мире живут с нарушениями зрения .
В докладе, опубликованном в преддверии Всемирного дня зрения, который ежегодно проводится 10 октября, отмечается, что старение населения, изменение образа жизни и ограниченный доступ к офтальмологической помощи, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, являются одними из основных факторов роста числа людей с нарушениями зрения. Также отмечается ухудшение зрения и у детей во всём мире.
Рис.3 Сайт Всемирной организации здравоохранения
Вывод: проблема ухудшения здоровья глаз у детей в последнее время существует во всём мире.
2.4.Анкетирование учащихся 4-г класса МБОУ
« Средняя общеобразовательная школа № 30»
Нами была проведена анкета среди одноклассников ,для того чтобы понять причины ухудшения зрения у учащихся 4-г класса.
Возраст анкетируемых: 10-11 лет
Дата проведения анкетирования: 1 февраля 2022 года
Рис.4 Проводим анкетирование
Анкета « Наше зрение»
Хорошо ли вы видите?
Да
Нет
Не знаю
Были ли у вас проблемы до поступления в школу?
Да
Нет
Не знаю
При какой деятельности особенно устают ваши глаза? Когда вы
Читаете
Пишите
Работаете с мелкими деталями
Играете на ПК
Рисуете
Пользуетесь мобильным телефоном
Смотрите телевизор
Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?
Быстро
Не очень
Совсем не устают
Что вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?
Гимнастику для глаз
Отдыхаете
6.Занимаетесь ли вы спортом?
Да
Нет
7.Часто ли Вы гуляете?
Один раз в день обязательно.
Гуляю от случая к случаю, как получится.
Гуляю только по выходным.
8. Знаете ли Вы, как сохранить зрение?
Да
Нет
9.Сколько времени в течение дня вы проводите за компьютером
30 мин.- 1 час
2-4 часа
более 4 часов
10.Сколько времени в течение дня вы проводите за компьютером
30 мин.- 1 час
2-4 часа
более 4 часов
Сколько времени в течение дня вы проводите за просмотром различных телепередач и фильмов
30 мин.- 1 час
2-4 часа
более 4 часов
Вывод: результаты анкетирования (Приложение 1) позволили сделать выводы, что более 50% процентов наших одноклассников проводят более 4 часов за компьютером и телефоном, большую часть оставшегося времени тратят на просмотр телевизора. Многие одноклассники не занимаются спортом и редко гуляют. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что именно это оказывает отрицательное воздействие на здоровье глаз учащихся 4-г класса МБОУ « СОШ № 30».
2.5 Составление памятки « Здоровье глаз»
Для того, чтобы составить памятку для наших одноклассников мы обратились в центр здоровья глаз «Детское зрение», который недавно открылся в нашем городе. Опытные специалисты дали мне рекомендации по составлению более полной и содержательной памятки.
Рис.5 Посещаем центр здоровья глаз «Детское зрение»
Нами были составлена памятка (Приложение 2), мы надеемся, что она поможет нашим одноклассникам и их глаза никогда не будут болеть.
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что глаз – уникальный орган, благодаря которому мы получаем до 90 % информации об устройстве окружающего мира.
В ходе исследовательской работы наша гипотеза частично подтвердилась. Мы пришли к выводу, что если дети будут ответственно относится к сохранению своего зрения, то оно не будет ухудшаться. Однако мы узнали, что столкнутся с заболеванием глаз возможно и при ответственном отношение к этой проблеме, так как есть дети, у которых уже при рождении возникают заболевания глаз.
Проведя исследования, мы выяснили, что состояния здоровья глаз у учащихся 4-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 30» в среднем ухудшилась с 2018 по 2022 гг. на 21 %. Причиной такой динамики является ненормированная зрительная нагрузка при использовании компьютера и телефона. Несоблюдение гигиены зрения, неправильное питание, отсутствие прогулок и занятий спортом.
Проведя мониторинг сайта ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) мы пришли к выводу, что проблема ухудшение в последние годы зрения у детей существует не только в нашей школе, но и во всём мире.
Нами было установлено, что чтобы решить проблему со зрением у учащихся 4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» необходимы:
Нормированная зрительная нагрузка.
Соблюдение гигиены зрения.
3. Больше времени находиться на открытом воздухе.
4. Регулярный курс массажа шейно-воротниковой зоны.
5. Занятия плаванием, теннисом.
6. Диета богатая витаминами и микроэлементами.
И самое главное надо помнить, что необходимо регулярно проверять глаза, так как эти осмотры помогут вовремя выявить и предотвратить снижение зрения у школьников и подростков.
Теперь мы знаем точно, что правила бережного и правильного отношения к зрению - залог здоровья глаз.
Нам очень хотелось бы, чтобы данное исследование помогло нашим ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, сохранить сложно, а вернуть практически невозможно.
Список используемой литературы
1.Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2020.
2.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 2019.
3.Иксер, Т. П. Исследование основ здорового образа жизни: Методическое пособие для педагогов и школьников.- Тула,2018.-42с.;
4. https://www.likar.info
5.http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/
6.http://www.lekron.ru/
7.http://www.medpulse.ru/
8.http://www.sila-priroda.ru/
9.http://www.studm.md/
10.http://www.viki.rdf.ru/
11 /http://www.vho.int.ru/
Приложение 1
Анкета "Наше зрение" |
||||||||||||
1. Хорошо ли Вы видите? |
||||||||||||
да |
нет |
не знаю |
||||||||||
21 |
68% |
7 |
22% |
3 |
10% |
|||||||
2. Были ли у Вас проблемы до поступления в школу? |
||||||||||||
да |
нет |
не знаю |
||||||||||
3 |
10% |
24 |
77% |
4 |
13% |
|||||||
3. При какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы: |
||||||||||||
Ответы |
Проценты |
|||||||||||
Читаете |
10 |
19% |
||||||||||
Пишите |
6 |
11% |
||||||||||
Работаете с мелкими деталями |
17 |
31% |
||||||||||
Играте на ПК |
3 |
6% |
||||||||||
Рисуете |
6 |
11% |
||||||||||
Пользуетесь мобильными телефонами |
7 |
13% |
||||||||||
Смотрите телевизор |
5 |
9% |
||||||||||
4. Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? |
||||||||||||
Быстро |
Не очень |
Совсем не устают |
||||||||||
0 |
0% |
26 |
84% |
5 |
16% |
|||||||
5. Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? |
||||||||||||
Гимнастику для глаз |
Отдыхаете |
|||||||||||
6 |
19% |
25 |
81% |
|||||||||
6. Занимаетесь ли вы спортом? |
||||||||||||
Да |
Нет |
|||||||||||
26 |
84% |
5 |
16% |
|||||||||
7. Часто ли Вы гуляете? |
||||||||||||
Один раз в день |
От случая к случаю |
По выходным |
||||||||||
10 |
32% |
20 |
65% |
1 |
3% |
|||||||
8. Знаете ли Вы, как сохранить зрение? |
||||||||||||
Да |
Нет |
|||||||||||
30 |
97% |
1 |
3% |
|||||||||
9. Сколько времени в течение дня Вы проводите за телефоном? |
||||||||||||
30 мин -1 час |
2-4 часа |
более 4 часов |
||||||||||
13 |
29 % |
17 |
55% |
5 |
16% |
|||||||
10. Сколько времени в течение дня Вы проводите за компьютером? |
||||||||||||
30 мин -1 час |
2-4 часа |
более 4 часов |
||||||||||
15 |
48% |
14 |
45% |
2 |
7% |
|||||||
11. Сколько времени в течение дня Вы проводите за телевизором? |
||||||||||||
30 мин -1 час |
2-4 часа |
более 4 часов |
||||||||||
22 |
71% |
7 |
22% |
2 |
7% |
|||||||
Приложение 2
Памятка «Хорошее зрение!»
Как сохранить зрение в современном мире?
Современную жизнь невозможно представить без компьютера или смартфона. Многие люди проводят целый день, гладя в экран на работе. А отдыхают вечером у телевизора или с книгой. Поэтому в современном обществе тенденция снижения качества зрения имеет положительное значение, все больше людей надевают очки, или используют контактные линзы. Причиной тому служат: высокая нагрузка глаз, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и плохая экология. В итоге, для сохранения качества зрения требуется соблюдать несколько правил.
Глаза – это одни из самых важных органов чувств, человек с их помощью получает до 90% информации. От правильного функционирования глаз зависит качество жизни, способность работать и обслуживать себя.
Органы зрения у человека наиболее приспособлены к меняющимся нагрузкам, например поочередному фокусированию глаз на разных предметах. Поэтому наиболее правильная работа зрительного аппарата, это краткосрочное напряжение в одной области, с последующим переходом в другую. Причем наибольшее расслабление глаз можно достичь взглядом вдаль. При современном образе жизни, особенно в городе, добиться этого невозможно. У большинства людей глаза отдыхают только во сне. Все остальное время подвергаются нагрузке от экрана телевизора, компьютера, мелкого шрифта на смартфоне.
Запомни и соблюдай правила:
Защищать глаза от ультрафиолетового излучения и прямого попадания света, иначе можно повредить сетчатку. Для этого желательно использовать специализированные темные очки, как за рулем, так и на пляже летом.
Рекомендуется снижать яркость экрана смартфона и монитора компьютера. Особенно это важно, когда в помещении темно – резкий контраст яркости создает большую нагрузку на глаза.
В городских условиях очень сухой воздух, а это вредно для органа зрения. Поэтому рекомендуется пользоваться увлажняющими каплями или применять увлажнитель воздуха в домашних условиях.
Рекомендуется чаще гулять. Это позволяет расслабить глаза, обеспечивает головной мозг кислородом. Особенно полезно гулять за городом, где много зелени.
Курение и алкоголь повреждают зрительный нерв и нарушают кровоснабжение сетчатки. У людей с вредными привычками чаще наблюдается нарушение цветовосприятия, снижение остроты зрения. Поэтому рекомендуется отказаться от пагубных привычек.
Заботится о достаточном поступлении витаминов в организм. Особенно важны для зрения витамин А, Е, С. Полезно кушать чернику, морковь, смородину. При недостатке витаминов в рационе нужно принимать поливитаминные препараты.
Как снизить нагрузку на глаза при чтении книг
Даже обычные бумажные книги дают большую нагрузку на зрение, если их неправильно использовать. С раннего возраста ребенка нужно приучать читать сидя, при правильном освещении. Есть несколько правил чтения книг, которые помогут сохранить зрение:
Освещение должно быть достаточным, самым оптимальным вариантом является свет, который дает лампа накаливания 75-90 Вт. Ярче не нужно, так как при этом возрастет нагрузка на глаза. Ведь свет будет отражаться от белой бумаги. Именно по этой причине не стоит читать на улице в солнечный день.
Лежа читать не рекомендуется вообще. В такой позе замедляется поступление кислорода в головной мозг. Из-за неправильного положения шейных позвонков также нарушается кровообращение в целом. Поэтому осуществлять чтение необходимо только в сидячем положении. При этом ноги должны стоять ровно на полу, колени и бедра согнуты под углом 90°.
Расстояние от глаз до книги рекомендуется 30 см до 45 см. В положении сидя это легко проверить, поставив локоть на стол. Ладонь при этом должна находиться около глаз. Нужно выбирать книги с достаточно крупным шрифтом, чтобы не приходилось напрягать глаза.
Каждые 20-30 минут нужно отрывать глаза от книги и смотреть вдаль. Хотя бы 1-2 минуты отдыха снизят нагрузку на зрение.
Правильный просмотр телевизора
Телевизор стал самым популярным способом отдыха. Но он тоже создает значительную нагрузку на зрение. Неслучайно детям рекомендуется смотреть его не более часа в день. Есть несколько правил, которые важны как для детей, так и для взрослых:
сидеть нужно перед экраном, а не сбоку;
расстояние должно быть не менее 2 м;
нельзя смотреть телевизор в темноте;
глаза должны путешествовать по всему экрану, не стоит фиксировать их на одной точке;
периодически нужно менять позу, вставать и давать глазам отдохнуть.
Сохранить зрение за компьютером
Работа за компьютером создает большую нагрузку на глаза, чем например телевизор или книга. Негативно влияют на глаза синий свет от монитора, его яркость, размер шрифта, расстояние до экрана. Рекомендуется проводить перед компьютером не более 6 часов, а детям – до 3 часов. Но не всегда это возможно. Поэтому при постоянной работе за компьютером часто появляются такие проблемы:
компьютерный зрительный синдром приводит к тому, что буквы расплываются,
появляется жжение, глаза краснеют;
при астенопии возникает резь в глазах, слезотечение;
синдром сухого глаза сопровождается болью, зудом, ощущением песка в глазах.
Чтобы этого избежать, нужно знать правила работы за компьютером. Самое главное – это расстояние до монитора. Экран должен быть немного ниже уровня глаз, расположен на расстоянии вытянутой руки. Сидеть нужно ровно, желательно кресло с анатомической спинкой. Нельзя напрягать шею или руки, это нарушает кровообращение.
При длительной работе за компьютером очень важно каждые 30-40 минут делать перерывы, выполняя гимнастику для глаз или глядя в окно. А при взгляде на монитор необходимо регулярно моргать, это помогает избежать сухости. Чтобы нейтрализовать вредное излучение от экрана, рекомендуется пользоваться специальными очками или линзами.
Общая гимнастика для глаз
Острота зрения зависит от правильного функционирования глазодвигательных мышц. Когда человек длительное время смотрит на экран гаджетов, они не работают. Из-за этого слабеют и не могут выполнять свои функции. Поэтому специальная гимнастика для глаз не только помогает предотвратить ухудшение зрения, но может вернуть его остроту. Но выполнять ее необходимо несколько раз в день. Лучше всего – по несколько упражнения каждые 40 минут работы за компьютером. Упражнения эти простые:
сильно зажмуриться, потом широко открыть глаза;
часто-часто поморгать;
смотреть вверх-вниз, влево-вправо;
выполнять круговые движения глазами;
поочередно смотреть вдаль и на кончик своего носа.
Сохранить зрение несложно даже в условиях современной действительности. Нужно только соблюдать правила работы с гаджетами и беречь глаза от перенапряжения. Правильное питание, гимнастика глаз и отсутствие вредных привычек помогут избежать проблем. Рекомендуется также 1-2 раза в год посещать офтальмолога, который поможет вовремя обнаружить изменения в работе органа зрения.