Здоровый образ жизни

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровый образ жизни

Фаттахова Н.Н. 1
1МОУ "СОШ №63" города Магнитогорска
Юсупова А.А. 1
1МОУ "СОШ №63" города Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека. Основная цель в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом. Ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше. Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

Цель исследовательской работы: формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления.

Задачи работы:

формирование у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха;

воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;

сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;

Ожидаемый результат:

повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;

снижение показателей уровня заболеваемости среди обучающихся.

Объектом нашей работы является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активностью

Гипотеза: Здоровый образ жизни - это способ сохранения здоровья.

Основная часть

1.Всё о здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Что же входит в само понятие здоровый образ жизни? В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты (Приложение 1):

1. правильное питание;

2. двигательный режим;

3. гигиена;

4. отказ от вредных привычек.

Правильное питание

Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ.

Основные принципы правильного питания:

Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.

Режим.

Правильный режим питания:

Прием пищи в одно и тоже время.

4-5 разовое питание.

Интервалы в приеме пищи должны составлять не менее 3-х и не более 5 часов.

Интервал между ужином и началом сна должен составлять 3-4 часа.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизни. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенности.

Постоянные тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды.

Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к лучшей работе системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Личная гигиена

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Это содержание в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Содержание кожного покрова в чистоте — одно из важнейших мероприятий личной гигиены. Кожа принимает активное участие в обмене веществ, осуществляет дыхательную функцию. Огромна связь кожного покрова с нервной системой. Регулярный гигиенический уход за кожным покровом нормализует многие функции и предупреждает развитие различных гнойничковых и грибковых заболевании. Важное гигиеническое значение имеет поддержание в чистоте волосяного покрова головы и гигиена ротовой полости, которая прежде всего сводится к уходу за зубами и деснами. Большое внимание надо уделять содержанию в чистоте одежды, постельного белья и поддержанию чистоты в своем жилище. Правила личной гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными средствами закаливания являются такие естественные факторы природы, как воздух, вода и солнечные лучи. К закаливанию лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играют и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки.

Вредная привычка

Вредная привычка   повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное для окружающих или здоровья самого человека, который подпал под влияние вредной привычки.

Вредные привычки наносят огромный удар на здоровье человека. Влияют на все аспекты жизни. Человек должен ограждать себя от вредоносного влияния и заботиться о своем здоровье.

2.Социологический опрос одноклассников

Среди своих одноклассниц я провела опрос.

1.Соблюдаете ли вы режим дня?

2.Делаете ли вы по утрам зарядку?

3.Считаете ли вы своё питание правильным?

Результаты опроса (Приложение 2) показали, что в моём классе девочки стараются придерживаться здорового образа жизни. Это очень радует.

Далее я для своих одноклассниц разработала меню. Мы же обучаемся в спортивном классе, и нам необходимо много сил и энергии на весь день. Поэтому утром обязательно нужно завтракать.

3.Несколько рецептов простейших полезных и вкуснейших завтраков.

Полезные запеченные мюсли с молоком.

Мюсли - это овсяные хлопья, орехи и сухофрукты, запечённые в духовке.

Лучшего завтрака (ну, кроме овсяной каши, конечно же) просто не придумать: питательно, сытно и вкусно, к тому же в мюсли много витаминов и полезной для организма растительной клетчатки, которая улучшает пищеварение и обмен веществ.

Основной компонент мюсли - овсяные хлопья, это самый богатый белками и маслами злак, содержащий к тому же большое количество кальция, железа и витаминов группы В.

Для приготовления мюсли используются овсяные хлопья НЕ быстрого приготовления, можно также смешивать их и с пшеничными, ячменными или ржаными.

Орехи, семечки и сухофрукты можно использовать любые, на ваш вкус. Мёд, при желании, можно заменить на кленовый или сахарный сироп.

Температуру запекания в духовке можно выбрать от 130 до 175 градусов ( при более высокой температуре сокращается время приготовления, но теряется больше полезных витаминов).

Состав:хлопья — 2 стакана, орехи — треть стакана, изюм — треть стакана, вода — 1 столовая ложка, сахар — 2 столовые ложки.

Готовое блюдо можно кушать в сухом виде, с молоком или соком.

Рецепт классической глазуньи.

Разогреваем сковородку на сильном огне. Вливаем в нее одну ложку растительного масла. Равномерно распределяем его по всей поверхности сковородки. Аккуратно разбиваем яйцо в миску, чтобы не повредить желток.

Переливаем яйцо из миски в сковородку.Жарим яичницу на среднем огне. Когда белок станет белого цвета, яичница готова. Желток должен оставаться жидким. Готовую глазунью снимаем со сковородки на тарелку и подаем. Можно ее посыпать измельченной зеленью петрушки, укропа или зеленого лука. Подавайте это блюдо с тостами или гренками, а также с овощной нарезкой или с салатом из свежих овощей. Приятного аппетита!

Заключение

Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки. Здоровый образ жизни - общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей.

В ходе работы наша гипотеза полностью оправдалась. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании здорового образа жизни. Известно, что 40% физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому мы должны с детства вести здоровый образ жизни.

Список используемой литературы

Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.

Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.

Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. Очищение организма

Приложение 1

Приложение 2

Результаты опроса

Вопросы

ДА

НЕТ

1.Соблюдаете ли вы режим дня?

20

7

2.Делаете ли вы по утрам зарядку?

19

8

3.Считаете ли вы своё питание правильным?

21

6

Просмотров работы: 44